Информация обеспечения объективного и оперативного освещения деятельности органов прокуратуры

Сакской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения образовательными организациями Сакского региона законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой установлено, что в принятых общеобразовательными организациями Сакского района Положениях о родительском комитете функции и задачи родительского комитета определены как содействие обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса (оказание помощи в приобретении учебников, наглядных методических пособий), то есть фактически обязывает родителей учащихся оказывать финансовую помощь на приобретение учебников и пособий.

В свою очередь, указанное нарушает не только гарантированный государством принцип бесплатности образования, но создает предпосылки для наличия коррупциогенного фактора, что согласно п. «а» ч. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 №96, является наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, — установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.

В том числе, материально — техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, обеспечение учебниками и наглядными материалами, пособиями законом отнесено именно к компетенции образовательной организации (п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-Ф3).

Кроме того, согласно ст. 35 Закона № 273-Ф3 обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

С учётом того, что внесение пожертвований образовательному учреждению является добровольным желанием родителя, установление обязательности по внесению таких платежей нарушает конституционные права учащихся и их родителей, законных представителей, противоречит требованиям законодательства.

По указанным основаниям положения о родительских комитетах прокурором опротестованы.

Также, как противоречащие требованиям Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», опротестованы Положение о добровольном благотворительном пожертвовании и целевых взносах физических и (или) юридических лиц, Положение о благотворительной деятельности, в которых отсутствуют указания на необходимость заключения предусмотренных законом договоров, типовая форма договора, не оговаривается, кто несет ответственность за использование добровольных пожертвований, отсутствует указание о запрете на направление добровольных пожертвований на увеличение фонда заработной платы работников школы, оказание им материальной помощи, а также не содержат сведений о контроле соблюдения законности привлечения добровольных взносов.

В ходе проверки также опротестовано Положение о приеме в 1 класс в части истребования документов, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, при приеме детей в 1 класс.

Так, статьей 55 Закона № 273-ФЗ предусмотрено, что правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

Указанные требования также установлены п. 3 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 № 32 (далее – Порядок).

Пункт 9 Порядка устанавливает, что прием граждан в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О

правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Для приема в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в первый класс дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя, свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закреплённой территории; родители (законные представители) детей, не проживающих на закрепленной территории, дополнительно предъявляют свидетельство о рождении ребенка. Родители (законные представители) детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации.

Согласно п. 10 Порядка родители (законные представители) детей имеют право по своему усмотрению представлять другие документы.

В соответствии с п. 12 Порядка требование предоставления других документов в качестве основания для приема детей в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, не допускается.

Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что согласно п. 2.7 Положения для приема детей в 1 класс является обязательным предоставление медицинской карты ребенка (заключение медицинского работника о возможности обучаться в массовом общеобразовательном учреждении).

В ходе проверки прокурором также опротестован Порядок оформления возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений между учащимися и (или) их родителями (законными представителями) и муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Сакская средняя школа № 4 им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко» г. Саки.

Требованиями ст. 61 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для прекращения образовательных отношений, невнесение (несвоевременное внесение) родительской платы не может нарушать права несовершеннолетних на получение дошкольного образования.

Вместе с тем, в ходе проведенной проверки установлено, что п. 4.2.5 Порядка предусмотрено прекращение образовательных отношений по инициативе учреждения в случае просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг.

В целях предупреждения незаконного сбора денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников, а также регулирования привлечения и использования средств граждан и профилактики иных коррупционных проявлений в деятельности образовательных организаций, Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым (далее – Министерство) 01.12.2015 издан приказ № 1230 «О мерах по предупреждению незаконного сбора денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников образовательных организаций

Республики Крым», утверждены методические рекомендации «О порядке привлечения и использования средств физических и (или) юридических лиц и мерах по предупреждению незаконного сбора средств с родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников образовательных организаций республики Крым». Также Министерством 01.09.2016 руководителям органов управления образованием муниципальных образований в Республике Крым направлено письмо о недопущении незаконного сбора денежных средств.

Во исполнение указанных актов Министерства отделом образования администрации Сакского района 29.08.2017 издан приказ № 209 «О мерах по предупреждению незаконного сбора денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников образовательных организаций Сакского района», отделом образования администрации г. Саки 08.09.2016 издан приказ № 219 «О мерах по предупреждению незаконного сбора денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников образовательных организаций города Саки».

По результатам настоящей проверки опротестовано 15 незаконных локальных нормативных актов образовательных организаций, главам администрации г. Саки и Сакского района внесены представления об устранении нарушений законодательства об образовании, о противодействии коррупции.

Протесты прокурора рассмотрены, удовлетворены, локальные нормативные акты приведены в соответствие с требованиями закона.

Официальный Интернет-портал органов местного самоуправления городского округа Саки cможет принять любую посещаемость благодаря кешированию WP Super Cache