Информацию о разъяснении прокурором норм действующего законодательства в сфере отдыха и оздоровления несовершеннолетних

В Российской Федерации содействие в отдыхе и оздоровлении ребенка является отдельным направлением государственной политики в интересах детей. Особую значимость приобретает полнота реализации мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей в период летних каникул, безопасность предоставляемых организациями услуг в рассматриваемой сфере, обеспечение охраны жизни и здоровья детей, пребывающих на отдых. В целях создания в Республике Крым правовых, социально-экономических, организационных условий для обеспечения прав детей на отдых, оздоровление, сохранение и развитие организаций, деятельность которых направлена на отдых детей и их оздоровление, Государственным Советом Республики Крым 20.05.2015 принят Закон Республики Крым «Об организации и обеспечении отдыха детей и их оздоровления в Республике Крым» (ЗРК от 02.06.2015 № 107-ЗРК/2015) В соответствии с данным законом отдых детей и их оздоровление – совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2016 № 465-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей» в ряд федеральных законов внесены изменения, направленные на повышение качества и безопасности отдыха и оздоровления детей.

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Закон № 124-ФЗ) дополнен статьей 12.1, конкретизирующей полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. К ним отнесены реализация государственной политики в сфере организации отдыха и оздоровления детей, включая обеспечение безопасности их жизни и здоровья; осуществление регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства в названной сфере; формирование и ведение реестров организаций отдыха и оздоровления детей. На органы местного самоуправления возложена обязанность проводить мероприятия по обеспечению организации отдыха детей, в том числе безопасности их жизни и здоровья.

Кроме того, в новой редакции статьи 12 Закона № 124-ФЗ определены обязанности оздоровительных организаций, в том числе по получению санитарно-эпидемиологического заключения, обеспечению соответствия квалификации работников детских лагерей профессиональным стандартам, квалификационным требованиям. Согласно Федеральному закону от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, туроператоры,

турагенты и другие лица, организующие детский отдых, обязаны соблюдать требования к туристическим маршрутам и уведомлять уполномоченные органы государственной власти о месте, сроках и длительности их прохождения.

Проверки исполнения законодательства в названной сфере, проведенные прокуратурой в 2016 году, показали, что гарантированные статьей 12 Закона № 124-ФЗ права детей должным образом не соблюдаются. Их безопасность в детских лагерях, оздоровительных организациях различных форм собственности в период оздоровительной кампании не была обеспечена.

Так, прокуратурой была пресечена деятельность организаций и частных лиц, организовавших отдых детей, в том числе детей-инвалидов, в не приспособленных для этого местах, без разрешительных документов, с многочисленными нарушениями требований санитарно-эпидемиологического, противопожарного, антитеррористического законодательства.

Осуществление какой-либо деятельности в отношении детей с нарушением установленных законодательством требований угрожает безопасности жизни и здоровья детей, является недопустимым.

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим и иным средствам воспитания и обучения, влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 6.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Производство, хранение или перевозка в целях сбыта товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, влечет уголовную ответственность, предусмотренную ст. 238 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Также следует помнить, что согласно ст. 14.1. Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» родители (лица, их заменяющие) обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Статьей 63 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Административная ответственность родителей и лиц, их заменяющих, за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних предусмотрена ч. 1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Помощник Сакского

межрайонного прокурора Н.Б. Козеняшева