Работа ЕГАИС в розничном звене

После внедрения ЕГАИС на розничных торговых предприятиях их взаимодействие с поставщиками алкогольной продукции будет строиться по следующей схеме:

Организация-производитель, импортер или оптовик продукции фиксирует в ЕГАИС расходные накладные. Объем отгруженной продукции резервируется на остатках отправителя в ЕГАИС.

Организация-получатель продукции (организация розничной торговли) через собственную учетную систему либо иным способом посредством Универсального Транспортного Модуля ЕГАИС (далее – УТМ) получает все отправленные на него накладные.

В случае согласия принять продукцию, указанную в накладных, организация подтверждает получение. В случае обнаружения фактической недостачи продукции по сравнению с объемами, указанными в электронных накладных, если организация желает принять такую продукцию, формируется акт расхождений с исправленным количеством. Акт через УТМ попадает к отправителю продукции, при этом отправитель может согласиться с актом. В этом случае с остатка отправителя будет списан лишь согласованный с получателем объем. В случае несогласия отправителя с актом расхождений, он отказывает акт и тогда вся накладная отказывается и весь объем остается на остатках отправителя.

В случае обнаружения фактического избытка продукции по сравнению с объемами, указанными в электронных накладных, если организация желает принять такую продукцию, организация получатель подтверждает накладную. На избыточное количество отправитель формирует дополнительную накладную.

В случае несогласия принять продукцию, указанную в накладных, организация получатель отказывает пришедшую накладную. Отказанная продукция остается на остатках отправителя.

Росалкогольрегулирование обрабатывает все поступающие документы и через УТМ возвращает в организации квитанции о фиксации данных в ЕГАИС.

 

Как будет работать ЕГАИС в рознице?

 

В соответствии с новым законодательством факт продажи каждой единицы алкогольной продукции должен быть зафиксирован в системе ЕГАИС. Кассир должен иметь на кассе 2D-сканер, который способен считывать со специальной или акцизной марки необходимую информацию. После сканирования она обрабатывается кассовым модулем ЕГАИС и с электронной цифровой подписью передаётся на сервер Росалкогольрегулирования. Таким образом, учёт ведется в режиме «online».

 

Изменения в работе кассира

 

В связи с введением ЕГАИС в привычной последовательности действий персонала на кассе произойдут некоторые изменения (только при продаже алкогольной продукции):

— Покупатель приносит на кассу продукцию, среди которой есть алкоголь;

— Кассир считывает EAN товара;

— При считывании EAN алкогольной продукции на экране кассы появляется запрос «Отсканируйте ШК марки»;

— С помощью 2D-сканера кассир считывает штрих-код ФСМ/АМ;

— При успешном считывании ШК ФСМ/АМ товар добавляется в чек, иначе продажа данного товара отменяется;

— Если весь товар внесён в чек, кассир нажимает кнопку «Итог»;

— Кассовое ПО генерирует xml-файл и отправляет его в ПО ЕГАИС (Транспортный Терминал);

— Транспортный Терминал формирует квитанцию и возвращает её в кассу;

— Происходит закрытие чека с печатью слипа алкогольной продукции;

— Покупатель, считав QR-код со слипа алкогольной продукции может проверить её легальность.

 

Что, если алкогольный товар не пробивается?

 

Если по какой-то причине ПО ЕГАИС (Транспортный Терминал) не отправляет квитанцию на кассу, то есть не подтверждает легальность продукции, выполняется удаление алкогольной продукции из чека для завершения продажи остального неалкогольного товара.

 

Почему алкоголь не пробился в чек?

 

Основных причин тому, что единица алкогольной продукции не пробивается, две:

— алкогольная продукция действительно нелегальная

— плохое качество штрих-кода PDF417

 

Основные причины того, что штрих-код не читается:

— несоответствие нанесенного штрих-кода ГОСТу (низкая категория читаемости);

— истирание поверхности марки при транспортировке;

— искривление поверхности нанесенной марки из-за особенностей тары;

— нанесение на потребительскую упаковку декоративных материалов (условно);

— объединение нескольких единиц потребительской упаковки в групповую тару (условно);

— использование сувенирной упаковки (условно).

 

Как избежать проблем с алкогольной продукцией на кассе?

 

Обращать внимание на наличие и качество маркировки алкогольной продукции;

Аккуратно обращаться с алкогольной продукцией, не допуская порчи или затруднения считывания марки;

Работать с проверенными поставщиками;

Проверять легальность алкогольной продукции перед её попаданием в торговый зал.

 

 

В соответствии со статьей 33 главы II постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, до подачи алкогольной продукции в торговый зал проверяют подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.

 

 

 

Снижение риска попадания контрафактной продукции в торговый зал

Система ЕГАИС позволяет проверять подлинность алкогольной продукции не только в момент продажи на кассе. Зарегистрировавшись на сайте Росалкогольрегулирования, владелец магазина может в любой момент проверить свой товар.

Для этого потребуется:

 

— доступ в личный кабинет ФС РАР;

— сканер 2D-штрихкодов или терминал сбора данных (модифицированный под работу с системой).

 

Что делать, если ЕГАИС перестанет работать или даст сбой?

 

Кратковременные перебои Интернет-связи не являются поводом прекращать торговлю алкоголем. Во время сбоя сведения о продажах сохраняет программа, а после восстановления доступа передает их на сервер ФСРАР, при этом, чек печатается покупателю.

В случае серьезного сбоя на восстановление работоспособности ЕГАИС магазину отводится трое суток. Если неполадка не будет устранена за это время, продажу алкоголя придется остановить.

 

Можно ли продавать алкоголь без сканирования штрих-кода?

 

После введения ЕГАИС это будет считаться нарушением. Ответственность за качество и подлинность спиртных напитков несет продавец, поэтому необходимо тщательно проверять штрих-код каждой бутылки во время приемки товара.

Алкоголь с нечитаемыми штрих-кодами, а также поврежденными акцизными марками, необходимо распродать до перехода на ЕГАИС