Договора об авторском праве со съемочной группой

Предприниматель заказывает у дизайнера логотип и оформляет с ним Договор на оказание услуг. Через год дизайнер ставит предпринимателя перед фактом: использовать логотип нельзя, права на него он не передавал. Просит выкупить права и угрожает, что пойдет в суд за компенсацией.

Такой сценарий может случиться при заказе услуг фотографа, видеографа, копирайтера, программиста. Рассказываем, как предпринимателю обезопасить себя и оформить передачу прав на произведения.

Какие права может передать автор

У автора есть два вида прав на произведение: имущественные, личные, и неимущественные, исключительные. Личные права принадлежат только автору, и передать он их не может. Автор может распоряжаться только исключительным правом — имущественным.

Копирайтер Иван Иванов написал статью и передал исключительное право на статью предпринимателю. Тот разместил статью в блоге. Написать под статьей « ИП Петров» нельзя, это нарушение личных прав автора — права на имя. Правильно подписать статью « Иван Иванов» или не подписывать вовсе, если автор разрешил. При этом предприниматель может печатать статью в каталоге, выкладывать в блоге или отправлять в рассылке — в общем, использовать как угодно для своего бизнеса.

Если предприниматель получает исключительное право, это значит, что никто, кроме него, не может использовать произведение без его разрешения.

Чем грозит отсутствие передачи прав

Со стороны предпринимателей чаще всего встречаются две ошибки:

  • работать с исполнителем без договора;
  • заключать типовой договор об оказании услуг или на выполнение работ.

Типовой договор об оказании услуг описывает сами Услуги, сроки их оказания, порядок оплаты, но в большинстве случаев не описывает судьбу прав на произведение. Если заказчик не оформил передачу исключительных прав, у него появляются риски.

Конкуренты могут тоже использовать произведение. Исполнитель может продать свою работу повторно — например, конкурентам. Заказчик не сможет запретить конкурентам использовать эти произведения: исключительное право осталось у автора, он может использовать произведение по своему усмотрению и разрешать другим компаниям использовать его.

Фотограф в цветочном салоне делал студийные фото для сайта и соцсетей. Передачу исключительных прав салон не оформил. Через год фотограф продал снимки другому цветочному салону. Второй салон разместил фото в своем каталоге. Первый салон это заметил, но запретить их использовать не может: исключительные права на фото ему не принадлежат.

Предприниматель может лишиться разработок. Если автор работал над созданием программы и предприниматель не оформил передачу прав, все права остаются у автора.

Предприниматель придумал идею системы для менеджеров и хочет продавать ее компаниям. Он обратился к программисту, чтобы тот написал код. Предприниматель считал, что это его разработка, хотя передачу прав не оформил. Позже программист запретил использовать и продавать программу: система принадлежит ему.

Автор может потребовать компенсации. Автор может предложить компании выкупить права на его произведения. Если компания откажется, автор обратится в суд с требованием компенсации. По закону суд может взыскать компенсацию за нарушение исключительных прав на произведение в размере от 10 000 до 5 000 000 ₽.

Редактор написал для онлайн-школы методические пособия и учебники. Позже он поссорился с компанией и узнал, что может потребовать у компании деньги за то, что та использует его тексты. Редактор предлагает компании выкупить у него исключительные права. Если компания откажется, она нарушит Закон. Если редактор подаст в суд, компании придется платить компенсацию.

Если исключительные права остались у автора, он может потребовать компенсацию даже спустя несколько лет.

Ситуация. Предприниматель занимается производством одежды. Он договорился с фотографом, что тот сделает фото одежды для каталога на сайте. Все обсудили по эл. почте. Фотограф сделал фотографии и отправил их предпринимателю. Предприниматель заплатил фотографу его гонорар — 10 000 ₽. Каждый выполнил, что обещал.

Через три года фотограф написал предпринимателю и потребовал удалить фотографии с сайта. Предприниматель не ответил на письмо, и фотограф подал Иск в суд о нарушении авторских прав и потребовал компенсации.

Суд рассмотрел дело и обязал предпринимателя выплатить фотографу компенсацию 300 000 ₽.

Что не так. Предприниматель и фотограф не заключили договор и не описали, кому переходят исключительные права на фотографии. По закону все права на фото по-прежнему остались у автора — фотографа.

В переписке стороны вроде как договорились об условиях работы, сроках и оплате, но не о передаче прав. А по закону договор на передачу прав должен быть заключен только в письменной форме. Если договора не было, значит, не было и передачи прав.

Получается, предприниматель нарушил права фотографа.

Дело № А07-8890/2017

Как оформить передачу прав

Есть три варианта, как предприниматель может оформить с автором передачу прав на произведение. Тип договора зависит от того, готово произведение или его еще нужно создать.

Если произведение готово, компания может получить исключительное право или право на использование этого произведения.

Договор об отчуждении исключительного права. Подходит, когда автор уже сделал произведение. Вы покупаете исключительное право на готовое произведение и можете использовать его в любых целях: для рекламы, на выставках, передавать другой компании. Теперь произведение только ваше, и никто другой не может пользоваться им без вашего согласия.

Предприниматель купил у музыканта исключительное право на мелодию и оформил передачу исключительных прав. Он может создавать с этой музыкой рекламу, записывать видео для клиентов и даже выложить на сайте для бесплатного скачивания.

Договор о предоставлении права пользования. Предприниматель покупает у автора лицензию на использование готового произведения. Лицензия описывает, как предприниматель может использовать это произведение.

Иллюстратор создал серию картинок. Предприниматель хочет разместить эти картинки на одежде своего производства. Он договаривается с иллюстратором о том, как и где будет использовать картинки. Например, выпустит 300 футболок с иллюстрацией автора. Все условия они описывают в лицензионном договоре. Если речь шла только о печати картинок на футболках, компания не может напечатать их на сумках или повесить на стенах в магазине.

В этом случае исключительное право остается у автора. Компания покупает только право на использование в оговоренных договором пределах. Автор может продать лицензию нескольким компаниям, если в договоре с предпринимателем не будет условий, ограничивающих автора.

Если произведения еще нет и предприниматель просит автора его создать, они заключают договор авторского заказа.

Договор авторского заказа. Предприниматель заключает договор и дает автору техническое задание: что именно нужно создать и за какой срок. Автор создает произведение по этим требованиям и специально для предпринимателя.

Предпринимателю нужен видеоролик о компании. Он оформляет с видеографом авторский заказ. В заказе предприниматель описывает, что именно он хочет: ролик на 10 минут с видео на производстве и в офисе, записать интервью с клиентами.

В договоре на авторский заказ стороны устанавливают судьбу прав на то произведение, которое в итоге получится: получит ли предприниматель исключительное право или только право использования произведения.

Вне зависимости от типа договора есть несколько правил.

В договоре должно быть указано, на какое произведение автор передал или предоставил права. Многие предприниматели в таких договорах пишут просто «текст» или «фотографии».

Потом, когда дело доходит до суда, выясняется, что из договора невозможно установить, на какой именно текст и на какие конкретно фотографии передавалось право.

Поэтому самый надежный способ — подписать приложение к договору, в котором будут прямо напечатаны нужные фотографии или текст. Тогда всем будет понятно, на что именно передаются права по договору.

К договору нужно заключать акт приема-передачи произведения. В акте фиксируют, что автор передал или предоставил исключительные права, предприниматель заплатил деньги и получил произведение.

Договора об авторском праве со съемочной группой Пример акта приема-передачи от автора иллюстраций заказчику

Для авторского заказа потребуется техническое задание. В техзадании заказчик описывает задачу, требования к произведению, его формат.

Если предприниматель хочет сотрудничать с автором постоянно, например заказывать в течение года статьи в блог, он может включить пункты о передаче исключительных прав в договор об оказании услуг.

Договора об авторском праве со съемочной группой Это один из пунктов о передаче исключительных прав в договоре для авторов Тинькофф Бизнеса. Банк получает исключительное право на статьи в день подписания акта

Важно понимать, что одного пункта о передаче прав в договоре недостаточно. В зависимости от компании и характера произведений условия передачи прав, обязанности сторон, описание произведений и их сдачи будут отличаться.

Договоры о передаче прав обычно составляют с профильным юристом. Конечно, в интернете можно найти типовые шаблоны, но едва ли они будут учитывать обстоятельства конкретной сделки.

Для одной компании автор может ограничить права на использование: разрешает использовать произведение только на сайте компании и на определенный срок. Для другой — запрещает использовать произведение за рубежом.

Использование произведения в портфолио, возможность внесения изменений в произведение, порядок согласования таких изменений, правила указания имени автора и десятки других обстоятельств зависят от договоренностей между автором и предпринимателем в их конкретной ситуации.

Еще нужно учитывать судебную практику.

Например, если автор хочет передать предпринимателю права на тысячу фотографий, которые отправит ему ссылкой на облако, то нужно почитать решения судов и выяснить, признают ли суды такую передачу надлежащей, позволяет ли она потом в случае спора установить, какие именно произведения передавались. Чтобы договор действительно мог помочь в конфликтной ситуации, положения в договоре нужно заранее написать с учетом этих судебных решений. Сделать это правильно сможет только Юрист.

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Договор на участие в съёмке

Сегодня предлагаю немного поговорить о том, как правильно заключать договор, предусматривающий участие артиста в видео съемке.

Однако я решил посвятить эту заметку не большому комплексному контракту, который заключается, например, при участии актера в съемке полнометражного фильма, а договору, который обычно подписывается при съемках в рекламе, роликах на YouTube, промо роликах и т.п.

Договоры на участие в фильмах составляются кинокомпаниями или продюсерскими центрами.

Их делают профессиональные юристы из правовых департаментов, и такие документы часто не ограничиваются просто условиями участия и интеллектуальными правами, но предусматривают еще множество нюансов, как, например, участие артиста в рекламной кампании фильма, мероприятиях, организуемых в поддержку проекта, интервью, шоу и т.п. Вполне возможно, что в будущем мы разберем такой договор и дадим полезные советы артистам при подписании таких договоров.

Но сегодня мы коснемся не таких громоздких документов. А договоров более простых, но не менее важных.

Зачастую бывает, что при съемке, например, в рекламе подписывается совсем краткий документ на подобии модельного релиза (кстати, понятие «модельный релиз» в законодательстве РФ не фигурирует).

Такие бумаги, обычно, готовят небольшие рекламные агентства или рекламщики-частники самостоятельно. В подобающем большинстве случаев оказывается, что документ этот не несет вообще никакой юридической нагрузки, и вот тогда начинаются проблемы.

Чтобы проблем не было, следует для начала разобраться в природе такого договора. Предметом договора на участие в съемке является оказание артистом услуг по участию в съемке. Таким образом, можно квалифицировать такой договор как договор возмездного оказания услуг.

Однако при участии артиста в съемке возникает объект смежных прав и договор обязательно должен регулировать отношения сторон по этому поводу.

А следовательно в договор должны быть включены положения, касающиеся интеллектуальных прав, и договор приобретает смешанную природу.

Как и в любом договоре возмездного оказания услуг, в договоре на участие в съемке рекомендуется указывать наименование услуг, срок их оказания, место оказания, порядок оказания.

Читайте также:  Прописка по месту жительства: надо ли мне заводить домовую книгу для получения прописки

Не запрещается устанавливать для артиста штрафную неустойку за нарушение условий договора.

Например, в моей практике было несколько договоров, в которых мы предусматривали Штраф за каждый случай опоздания артиста на съемочную площадку.

А теперь поговорим об интеллектуальных правах. При участии актера в видео съемке возникает результат исполнительской деятельности — исполнение. Это не объект авторских прав. Но, согласно ст.1304 ГК РФ, это объект смежных прав.

Исключительное право на объект смежных прав принадлежит исполнителю. Однако при заключении договора на участие в съемке целесообразно предусмотреть, что исключительное право на возникшее в результате такой съемки исполнение будет отчуждено заказчику (организатору съемки).

Стоит отметить, что исполнитель имеет право на вознаграждение за отчуждение исключительного права на исполнение. Часто такие вознаграждения включают в состав вознаграждения артиста за участие в съемке.

Хотя не исключен вариант и с дополнительным вознаграждением – в зависимости от того, как договорятся стороны.

То же касается и звуковой дорожки. При записи звука тоже создается исполнение. Принадлежность исключительного права на исполнение, созданное путем записи звука, тоже следует предусмотреть в договоре.

Таким образом, при заключении договора на участие в съемке следует убедиться, что договор предусматривает моменты, присущие процессу оказания услуг по участию в съемке (включая ответственность), регламентирует принадлежность исключительного права на исполнение, созданное при съемке, и принадлежность исключительного права на исполнение, созданное при записи звука.

© Андрей Макаров 2020г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается в сети Интернет с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.

Верховный суд научил составлять договоры с авторами — новости Право.ру

В июле 2017-го кинокомпания «КиноПроГрупп» заключила договор с режиссером и сценаристом Светозаром Головлевым на создание игрового фильма. Работу оценили в 3,5 млн руб. Сумму должны были оплачивать частями в зависимости от завершенных этапов работы. Отдельно в договоре был обозначен процесс оказания услуг.

Первый, подготовительный, этап работы заключался в написании сценария – режиссер должен был завершить эту часть до 23 июля 2018 года. Головлев получил аванс, но не предусмотренные договором 800 000 руб., а сразу 2 млн руб. Продюсер рассчитывал, что это стимулирует режиссера работать быстрее. Но вышло по-другому. 

По словам Головлева, он участвовал в разработке литературного сценария фильма и отправил режиссерский сценарий заказчику, а тот не утвердил результат, из-за этого сроки были сорваны.

Версия продюсера в корне отличалась от режиссерской: литсценарий фильма тот получил изначально, без него не было бы одобрено финансирование картины.

Сценарист прописал диалоги, а вот режиссер не выполнил свою задачу – ни в срок, ни позже продюсер не получил режиссерский сценарий.

В этом сюжете

Кинокомпания направила режиссеру претензию и попросила вернуть аванс. Тот посчитал, что за работу, которую он выполнял в течение 464 дней, ему положено 950 000 руб. Часть работы он сделал, например, успел подготовить сценарий. Позже в ВС представитель Головлева указывал, что он подбирал часть актеров и оператора. 

Кинокомпания попыталась договориться на 300 000 руб., поскольку ни один из этапов работ, предусмотренных в договоре, не был завершен. В итоге стороны встретились в суде.

Там режиссер настаивал, что его договор с продюсером – смешанный. Это значит, что к нему применяются правила и о возмездном оказании услуг, и об авторском заказе. Платить ему должны в том числе за сроки работы.

Кинокомпания просила взыскать с Головлева все 2 млн руб. неосновательного обогащения и 35 000 руб. процентов за пользование чужими деньгами.

Компании пришлось экстренно привлекать нового режиссера, указали представители «КиноПроГрупп».

Первая инстанция не обнаружила доказательств того, что Головлев действительно направлял обществу сценарий. Там пришли к выводу, что у режиссера возникло неосновательное обогащение, и удовлетворили иск. Решение поддержали в апелляции и кассации. Но Верховный суд взглянул на проблему иначе (дело № А40-79825/2019). 

В определении по делу ВС подтвердил, что договор между сторонами – смешанный. При этом ВС обратил внимание, что режиссер сам отказался от исполнения договоренностей: стороны уведомили друг друга о расторжении до конца подготовительного периода.

На тот момент результат работы и не мог быть достигнут, указал ВС.

Стороны не согласовали промежуточные документы, которые будут подтверждать факт оказания отдельных услуг, входящих в подготовительный период, например, о результатах подбора актерского состава, выбора мест для проведения натурных съемок и другие. 

Поэтому отсутствие подписанных документов не доказывает, что услуги не были оказаны вообще.

ВС подчеркнул, что нижестоящие инстанции никак не исследовали вопрос о ценности услуг, которые успел оказать режиссер, хотя в постановочном проекте среди девяти актеров главных ролей значится актер, отобранный режиссером на кастинге.

ВС обратил внимание: договор не содержит условий об освобождении продюсера от выплаты режиссеру денег при досрочном прекращении соглашения. 

ВС отменил все акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение. 

Предупреждение для продюсеров

Это дело о том, как важно, чтобы договор для киношного проекта писал юрист с опытом в сфере кинематографа, говорит Наталья Гуляева, управляющий партнер, руководитель практики государственного регулирования, интеллектуальной собственности, медиа и технологий Федеральный рейтинг.

группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа Международные судебные разбирательства группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международный арбитраж группа Транспортное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право
. Эта отрасль специфическая, поэтому обязанности сторон по соглашению и порядок их взаимодействия, включая результат работ/услуг и оплату, надо четко прописывать в документе, отмечает Гуляева. 

По ее словам, договор возмездного оказания услуг удобен тем, что его относительно легко расторгнуть, и популярен в киноиндустрии.

Одновременно такая бумага возлагает на заказчика обязанность оплатить фактически оказанные услуги при его расторжении.

Это позволяет взыскать деньги за любую деятельность, так или иначе имеющую полезный эффект, но не обязательно приносящую результат, ради которого продюсер нанимал режиссера или актера. 

В этом сюжете

  • ВС решал, можно ли одобрить сделку без подписи

«В этом деле Процедура приемки не была согласована в принципе, и компания попросту не смогла подтвердить отсутствие результата деятельности режиссера, имеющего ценность для производства фильма. Тем выше ценность юристов с индустриальным опытом», – обращает внимание Гуляева.

Чтобы избежать аналогичных ситуаций, следует внимательнее подходить к подготовке и структурированию договора, особенно в той его части, которая касается расчетов, в том числе выплат на случай досрочного прекращения соглашения, говорит Роман Лукьянов, управляющий партнер юридической компании Федеральный рейтинг. группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг)
. В обсуждаемом документе имелись пункты, обязывающие продюсера выплатить режиссеру вознаграждение даже при отказе от договора. Если бы большую часть такой суммы детализировали как плату за передачу исключительных прав на режиссерский сценарий, последствия могли бы быть иными – более позитивными для продюсера, менее – для режиссера, объясняет Лукьянов.

Андрей Трубицын, юрист Федеральный рейтинг.

группа Частный капитал группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) 17место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 37место По выручке
, считает решение Верховного суда полезным для развития судебной практики по спорам, связанным с разработкой интеллектуальной собственности по смешанным договорам.

Чтобы не оказываться в такой ситуации, стороны еще на этапе заключения договора должны определять тип соглашения. Если заказчик рассчитывает на конкретный результат и не готов оплачивать труд исполнителя вне привязки к результату, это необходимо отразить в документе и привязать оплату к получению результата, а не к работе режиссера над проектом, соглашается он.

1. Для сложных, многоэтапных договоров привлечь юристов и составить отдельную понятную инструкцию по исполнению соглашения. Там нужно пошагово указать сроки и действия исполнителей для всех «контрольных точек».

Например, когда, как и в какой форме вносить изменения в документ – самостоятельно или с привлечением юриста, принимать отдельные, в том числе промежуточные результаты работ/услуг по договору, писать возражения по срокам, качеству.

2.  В договорах, предполагающих выполнение со стороны режиссера комплекса  услуг/работ различной стоимости и потребительской ценности, надо указывать стоимость каждого отдельного этапа с подробным перечнем входящих в него услуг/работ или конкретных результатов, отдельно прописывать стоимость исключительных прав, например, соотношение стоимости этапа или услуг/работ.

  • 3. Подробно  расписывать порядок досрочного прекращения договорных отношений:
  • — Механизм расчета вознаграждения режиссера в случаях обоюдного решения сторон о прекращении дальнейшего сотрудничества, отказа продюсера от договора по вине режиссера, по обстоятельствам, не связанным с волей сторон. При этом документ может содержать указание о различной стоимости одних и тех же услуг в зависимости от степени исполнения договора в привязке к тому, какие именно промежуточные результаты будут иметь потребительскую ценность для продюсера;
  • — Сроки проведения взаиморасчетов и передачи материалов и иных результатов работ, сопроводительной документации и другое.
  • Ирина Жирадкова, партнер адвокатского бюро «НБ»
Читайте также:  Действительна ли расписка без паспортных данных

Вероятнее всего, определение Верховного суда станет триггером для кинокомпаний провести ревизию своих обычных договоров с творческим составом, в первую очередь с режиссерами, чтобы избежать аналогичных ситуаций, резюмирует Лукьянов. 

Не услуги, не подряд, а авторский заказ

Организации, нанимая исполнителей на такие разовые работы, как:

  • осуществление фото и видеосъемки,
  • разработку символики для компании,
  • разработку программного обеспечения,
  • и т.п.,

нередко заключают с ними либо договоры возмездного оказания услуг, либо договоры подряда.

  • Однако ни тот ни другой договор не предназначен для оформления такого рода отношений и, соответственно, не может в полной мере учесть интересы ни нанимателя, ни исполнителя.
  • При оформлении договорных отношений на выполнение работ такого рода, необходимо учитывать, что исполнители не просто оказывают услуги компании, а создают произведения и, соответственно, правоотношения между заказчиком и исполнителем регулируются главой 70 ГК РФ «Авторское право», а точнее — статьями 1288 и 1289 ГК РФ.
  • В соответствии с вышеуказанными положениями ГК РФ, с авторами произведений необходимо заключать договоры авторского заказа.

Договора авторского заказа заключается с исполнителем (будущим автором) в тот момент, когда самого предмета договора еще не существует. Этим он отличается от договора об отчуждении исключительного права на произведение.

Договором авторского заказа регламентируются требования, которые заказчик предъявляет к будущему произведению:

  • его жанр и объем,
  • форму представления,
  • порядок устранения замечаний,
  • сроки выполнения,
  • иные существенные условия.

Заключая такой договор, исполнитель принимает на себя предусмотренные им обязанности по созданию произведения надлежащего качества и объема и передаче его заказчику в установленный договором срок.

Предметом договора авторского заказа может быть осуществление фото и видеосъемки, разработка программного обеспечения, дизайн-макетов*, логотипов, написание сценариев, рекламных слоганов и т.д. и т.п.

*Дизайн-макет это визуализация идей по художественному и техническому оформлению рекламной информации (представляются в графическом виде).

В нашей статье будут рассмотрены отличия договоров подряда и возмездного оказания услуг от договора авторского заказа, положения действующего законодательства, касающиеся особенностей заключения договора авторского заказа, а так же налоговый учет расходов по данным договорам для целей налога на прибыль.

Гражданские взаимоотношения по договору авторского заказа

В соответствии со ст.

1288 ГК РФ, по договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение:

  • науки,
  • литературы,
  • искусства

на материальном носителе* или в иной форме.

  1. *Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование.
  2. Договор авторского заказа является возмездным, если соглашением сторон не предусмотрено иное.

Существенным условием договора авторского заказа является условие об отчуждении заказчику исключительного права на произведение, являющееся предметом договора, так как согласно п.2 ст.1288 ГК РФ, договором авторского заказа может быть предусмотрено:

  • отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором,
  • либо предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах.

В случае, когда договор авторского заказа предусматривает отчуждение заказчику исключительного права на предмет договора, к такому договору соответственно применяются правила ГК РФ о договоре об отчуждении исключительного права, если из существа договора не вытекает иное.

Согласно тс.1285 ГК РФ, по договору об отчуждении исключительного права на произведение автор (иной правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права.

Если договор авторского заказа заключен с условием о предоставлении заказчику права использования произведения в установленных договором пределах, к такому договору соответственно применяются положения, предусмотренные ст.1286 и 1287 ГК РФ и применяющиеся к лицензионному договору о предоставлении права использования произведения.

Отличие договора авторского заказа от договора подряда и договора оказания услуг

Договорам подряда посвящена 37 глава Гражданского кодекса. Согласно ст.702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

К договорам подряда относятся, в том числе, договоры:

  • на проведение текущего ремонта,
  • бытового подряда,
  • строительного подряда,
  • подряда на выполнение проектных и изыскательских работ,
  • подрядные работы для государственных нужд,
  • и т.п.

В соответствии со ст.703 ГК РФ, договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику.

По договору подряда, заключенному на изготовление вещи, подрядчик передает права на нее заказчику.

Договор возмездного оказания услуг, порядок его заключения и исполнения регламентируется положениямиглавы 39 Гражданского кодекса. В соответствии с положениями ст.779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг, исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

К услугам относятся, например:

  • медицинские,
  • ветеринарные,
  • аудиторские,
  • консультационные,
  • информационные,
  • услуги по обучению,
  • туристическому обслуживанию,
  • и тому подобное.

От договора оказания услуг и договора подряда, договор авторского заказа отличается тем, что его предмет подразумевает творческую деятельность, осуществляемую автором, тогда как первые два договора предусматривают лишь «технические» действия.

Кроме того, выполнением заказа по авторскому договору всегда занимается сам автор, тогда как договоры услуг и подряда могут выполняться не только исполнителями, но и другими лицами.

Так же по договору авторского заказа автор обладает большим объемом прав, чем исполнители по договорам подряда и оказания услуг. За автором сохраняются его авторские права на произведение, переходящее в собственность заказчика.

  • Исходя из вышесказанного, при оформлении договорных отношений между заказчиком и исполнителем творческой работы, необходимо заключать именно договор авторского заказа, а не договор подряда/возмездного оказания услуг.
  • Кроме того, договор авторского заказа отличается от других договоров, заключаемых в связи с использованием произведений, не обладающих хотя бы одним из признаков произведения науки, литературы и искусства:
  • справочники и каталоги,
  • адресные книги,
  • и т.п.

Авторские права и объекты авторских прав

В соответствии с положениями ст.1255, интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

Автору произведения принадлежат следующие права:

  • исключительное право на произведение;
  • право авторства;
  • право автора на имя;
  • право на неприкосновенность произведения;
  • право на обнародование произведения.

В случаях, предусмотренных ГК РФ, автору произведения наряду с вышеуказанными правами, принадлежат другие права, в том числе:

  • право на вознаграждение за использование служебного произведения,
  • право на отзыв,
  • право следования,
  • право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Объектами авторских прав на основании ст.1259 ГК РФ, являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • другие произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

  1. Кроме того, к объектам авторских прав относятся:
  • производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
  • составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе:

  • в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме),
  • в форме изображения,
  • в форме звукозаписи или видеозаписи,
  • вобъемно-пространственной форме.

Обратите внимание: Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав государственная регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей не требуется (п.4 ст.1259 ГК РФ).

  • В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 ГК РФ.
  • Авторские права не распространяются:
  • на идеи,
  • концепции,
  • принципы,
  • методы,
  • процессы,
  • системы,
  • способы,
  • решения технических, организационных или иных задач,
  • открытия,
  • факты,
  • языки программирования.

Положениями ГК РФ предусмотрено, что некоторые произведения, хотя и обладают всеми необходимыми для охраны признаками, не охраняются авторским правом и не являются объектами авторских прав.

К таким произведениям, согласно п.6 ст.1259 ГК РФ,относятся:

  • Официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе:
  • законы,
  • другие нормативные акты,
  • судебные решения,
  • иные материалы законодательного, административного и судебного характера,
  • официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы.
  • Государственные символы и знаки:
  • флаги,
  • гербы,
  • ордена,
  • денежные знакии тому подобное,
  • символы и знаки муниципальных образований.
  • Произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов.
  • Сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер:
  • сообщения о новостях дня,
  • программы телепередач,
  • расписания движения транспортных средств,
  • и т.п.
Читайте также:  Ошибка в документах: приобрела новый автомобиль у официального дилера. при постановке его на учет оказалось

Обратите внимание: Авторские права распространяются:

  • на часть произведения,
  • на его название,
  • на персонаж произведения,

если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным п.3 ст.1259 ГК РФ.

Сроки выполнения авторского договора

Существенным условием договора авторского заказа является срок его исполнения. Согласно п.1 ст.

1289, произведение, создание которого предусмотрено договором авторского заказа, должно быть передано заказчику в срок, установленный договором.

Обратите внимание: Договор, который не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнения, не считается заключенным.

При этом, из-за того, что создание произведения не является механической работой, а предполагает творческий процесс, законодательством предусмотрен дополнительный льготный срок для завершения произведения.

В соответствии с п.2 ст.

1289, в случае, когда срок исполнения договора авторского заказа наступил, автору при необходимости и при наличии уважительных причин для завершения создания произведения предоставляется дополнительный льготный срок продолжительностью в одну четвертую часть срока, установленного для исполнения договора, если соглашением сторон не предусмотрен более длительный льготный срок.

В случаях использования произведения, являющегося результатом авторского договора, в составе сложного объектав соответствии со ст.1240 ГК РФ, правило о предоставлении льготного срока применяется, если иное не предусмотрено договором.

  1. Соответственно, в обычных случаях, если по договору авторского заказа произведение должно быть передано заказчику через 2 месяца после заключения договора, у автора есть еще 2 недели на то, чтобы завершить работу.
  2. При этом, никаких штрафных санкций заказчик применить к автору не в праве.
  3. Таким образом, заключая договор авторского заказа, заказчик должен помнить об этом нюансе, при определении срока исполнения заказа.
  4. По истечении льготного срока, предоставленного автору, заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от договора авторского заказа.
  5. Заказчик также вправе отказаться от договора авторского заказа непосредственно по окончании срока, установленного договором для его исполнения, если договор к этому времени не исполнен, а из его условий явно вытекает, что при нарушении срока исполнения договора заказчик утрачивает интерес к договору.

Учет расходов по авторскому договору для целей налогообложения прибыли

Согласно положениям п.1 ст.256 НК РФ, к амортизируемому имуществу* относятся, в том числе, созданные по договорам авторского заказа произведения, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности.

*Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.

На основании п.3 ст.257 НК РФ, в целях налога на прибыльприобретенные или созданные налогоплательщиком произведения, используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев) признаются НМА.

  • К НМА, в частности, относятся:
  • 1) исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
  • 2) исключительное право автора и иного правообладателя на использование программы для ЭВМ, базы данных;
  • 3) исключительное право автора или иного правообладателя на использование топологии интегральных микросхем;
  • 4) исключительное право на Товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров и фирменное наименование;
  • 5) исключительное право патентообладателя на селекционные достижения;
  • 6) владение «ноу-хау», секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта.
  • В первоначальную стоимость амортизируемых НМА включается, в том числе, сумма авторского вознаграждения и начисленные на него суммы страховых взносов.

Если срок полезного использования произведения определить невозможно, то нормы амортизации устанавливаются в расчете на срок полезного использования, равный 10 годам (но не более срока деятельности налогоплательщика) на основании п.2 ст.258 НК РФ.

Согласно п.4 ст.259 НК РФ, начисление амортизации по объекту НМА начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Если затраты по договору авторского заказа составляют сумму, меньше 40 000 руб., то в целях налогового учета по налогу на прибыль их можно учесть единовременно, включив в состав прочих расходов.

Авторские договоры

В данной статье будут отражены лишь некоторые пункты, касающиеся авторского права, более подробно об этом можно узнать, прочитав 70 и 71 главы Четвертой части Гражданского кодекса РФ (base.garant.ru) . Но хотелось бы пояснить некоторые общие положения, в том числе и при заключении авторских договоров.

Авторам следует помнить, что различные идеи и концепции не являются объектами авторского права, они не могут быть зарегистрированы и не будут охраняться, поэтому, если вам показалось, что вы создали абсолютно «шедеврального» персонажа или вам в голову пришла какая-то необычная мысль или идея, не спешите делиться ей со всеми, так как нередко бывает так, что после оглашения задумки, спустя какое-то время, появляется уже готовое произведение, которое очень «смутно» напоминает то, о чем вы сами недавно рассказывали в порыве внезапного воодушевления. Поэтому, если у вас на руках уже имеется созданный вариант сценария, музыкальной партитуры и т.д. заранее следует побеспокоиться об их дальнейшей судьбе, чтобы потом в суде не доказывать, что именно вы являлись их создателем. Для этого и была придумана регистрация прав на созданный вами объект, более подробно о данных услугах можно, например, узнать на таком сайте как ros-registr.ru. С учетом того, что без заключения договора никто не имеет права использовать ваше произведение, заключение авторского договора играет большую роль как для одной, так и для другой стороны. Понятное дело, что человек приобретающий права на ваше произведение (например, тот же самый продюсер), в первую очередь думает в основном о своей выгоде, поэтому некоторые неблагонадежные «покупатели товара» иногда составляют договор на заведомо невыгодных условиях для противоположной стороны. Поэтому следует внимательно прочитать все условия заключения соглашения, чтобы не причинить вреда самому себе.

Существует множество договоров с теми, кто обладает авторскими правами на произведение (в данном случае на фильм, такими как режиссер-постановщик, сценарист и композитор), такие представители съемочной группы как оператор-постановщик и художник-постановщик, не являясь авторами фильма, при всем этом имеют право на то, что было создано ими и вошло составной частью в фильм. Также нельзя забывать о владельцах смежных прав, таких как исполнители (певцы, музыканты, танцоры и т.д.), эфирные и кабельные вещатели, создатели фонограмм, публикаторы и др. (более подробный перечень приведен все в той же Четвертой части ГК РФ).

Ниже вы можете увидеть примерный перечень того, что необходимо указать в договоре.

  1. Предмет договора, т.е. конкретно то, что автор передает продюсеру (это может быть сценарий, музыкальное произведение и пр.). Право, которое автор передает, может быть исключительное и неисключительное. В первом случае автор предоставляет права продюсеру на постоянной основе, он не сможет заключить договор с другим продюсером на передачу этих же прав. Во втором же случае продюсер будет обладать лишь неисключительными правами, то есть при все равных составляющих создатель произведения сможет передать права другому лицу. Конечно, для продюсера первый вариант является превалирующим, так как в случае успеха картины, больше никто не сможет воспользоваться такой удачной находкой.
  2. Услуги, которые оказывает автор. Например, представление композитором музыкальной экспликации заказчику.
  3. Условия выплаты вознаграждения, каким образом оно будет выплачиваться: единовременно, будет составлять определенный % или же зависеть от количества экземпляров.
  4. Уступка прав, где прописывается право на дальнейшее воспроизведение и использование созданного произведения, на распространение, на публичный показ, право на передачу в эфир и т.д. Большое значение играет территория распространения произведения, например, если в договоре прописано, что возможно использование произведения только на территории РФ, значит, нарушением будет считаться продвижение фильма на территории стран СНГ и Балтии.
  5. Общие положения договора, касающиеся соблюдения автором своих обязанностей.
  6. Нарушения и расторжения договора. Здесь рассматриваются все случаи, при каких условиях договор может быть расторгнут, по каким причинам.
  7. Прочие условия, которые не вошли в пункты, приведенные выше.

Все пункты расписаны более подробно в примерах договоров.

Самое главное, обратите внимание на лицо, с которым вы подписываете соглашение, имеет ли оно право осуществлять подобную деятельность и обеспечить все необходимое для соблюдения условий.

В решении данного вопроса не следует экономить, поэтому в сфере кинематографа особо ценятся юристы, умеющие грамотно составлять договоры, не подразумевающие двояких трактовок, так как каждый случай уникален и к каждому необходимо подобрать наиболее рациональные решения.

Образцы взяты отсюда

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *