Малый бизнес уже давно отлично чувствует себя в сфере госзаказа. Для субъектов малого предпринимательства существуют отдельные торги, квоты и льготы.
Более того, законодательные органы постоянно улучшают условия для малых предприятий! Недавнее увеличение квоты для закупок у МСП по 223-ФЗ яркое тому подтверждение.
В данном материале мы хотим немного подробнее рассказать о том, кто относится к СМП, какие существуют квоты в рамках 44-ФЗ и где искать тендеры для малого бизнеса.
Кто относится к СМП
Начнем с самого простого. Существует градация предприятий на микро, малые и средние.
Микропредприятия — максимальная годовая выручка до 120 млн. рублей, численность до 15 сотрудников.
Малые предприятия — максимальная годовая выручка до 800 млн. рублей, численность до 100 сотрудников.
Средние предприятия — максимальная годовая выручка до 2 млрд. рублей, численность до 250 сотрудников.
Эти показатели позволяют ориентироваться в «крупности» малого бизнеса, однако чтобы с уверенностью назвать компанию малым предприятием, необходимо убедиться в её соответствии ряду требований. Их перечень указан в ч. 1.1 ст. 4 закона 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Но и это ещё не всё! Пожалуй ключевым признаком компании относящейся к СМП является внесение сведений о ней в Реестр МСП. Управлением данного источника занимается Федеральная налоговая служба, основываясь на информацию из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, отчётов ФНС о выручке компании, численности сотрудников и так далее.
Квоты и льготы для СМП
Заказчики, в рамках 44-ФЗ, обязаны закупать у СМП не меньше 15% товаров, работ и услуг, от общего годового объёма. Данное требование регламентируется ст.30 закона 44-ФЗ.
Важно отметить тот факт, что в эти 15% входят только специальные закупки, с указанием преимуществ для СМП. Так что если в обычной закупке выиграет представитель малого бизнеса, то этот контракт не будет идти в зачёт установленной квоты для заказчика.
Кстати о «специальных» тендерах для СМП. Их начальная цена не должна быть выше 20 млн. рублей, а каждому участнику приходится предоставлять подтверждающую его статус декларацию.
Тендеры для малого бизнеса проходят в рамках привычных конкурентных процедур:
- Электронный аукцион
- Запрос котировок
- Запрос предложений
- Открытый конкурс
- Конкурс с ограниченным участием
- Двухэтажный конкурс
Компании относящаяся к малому бизнесу могут принимать участие как в обычных закупках, наравне с крупными организациями и субъектами среднего бизнеса, так и в отдельных, организованных специально для СМП.
Кроме прямого заключения контракта с заказчиком, нередко малые предприятия выступают в качестве субподрядчиков. Требование об этом также может быть указано в тендерной документации к конкретным закупкам.
Далее поговорим о льготах.
Одним из самых приятных бонусов для малого бизнеса является необязательность обеспечения контракта. Чтобы подтвердить серьёзность своих намерений и подтвердить добросовестность, достаточно предоставить выписку из реестра контрактов, указав на как минимум 3 успешно исполненных тендера, суммарной стоимостью не меньше НМЦК текущей закупки.
Если первый вариант не получается реализовать, то стоимость обеспечения окажется максимально лояльной к участнику. При закупке у СМП, процент обеспечения будет высчитываться не от начальной стоимости, а от цены, которую предложил победитель.
И наконец последний, но точно не по значению, пункт — сроки оплаты. Согласно ч. 8 ст. 30 закона 44-ФЗ, заказчик обязан вернуть обеспечение и рассчитаться с исполнителем не позднее, чем через 15 дней с дня подписания акта.
Где искать тендеры для малого бизнеса
Искать тендеры для СМП можно как на самих электронных торговых площадках, так и на сайте ЕИС, однако есть пара нюансов.
При поиске тендеров на ЭТП, вы не сможете охватить все возможные закупки по нужному направлению, а искать отдельно на 8 площадках слишком долго и неудобно. К тому же алгоритмы поиска на них весьма примитивны, из-за чего некоторые торги могут ускользнуть от Вашего взора.
Если обратиться к ЕИС, то ситуация не намного лучше. Да, поиск будет выдавать закупки со всех площадок, но качество самой выдачи, удобство и скорость появления новых тендеров в системе оставляют желать лучшего.
Одним из лучших инструментов для данной задачи является Тендерплан! В нем можно детально настраивать поиск закупок, благодаря чему искать тендеры под любые требования станет намного быстрее и удобнее!
При настройке поиска можно активировать специальный параметр, с его помощью вы будете находить только закупки для СМП. Возможностей дополнительно конкретизировать свой запрос очень много!
Помимо отлично сделанного поиска, пользователи Тендерплана имеют действительно огромный арсенал возможностей! Отслеживание конкурентов и интересных заказчиков, доступ к подробной статистике, инструменты для удобной организации рабочих процессов и многое другое!
Сейчас Тендерплан доступен абсолютно бесплатно на 14 дней! Успейте опробовать лучший сервис для работы с закупками!
Особенности участия в закупках у СМП и СОНО
Из нашей статьи вы узнаете:
Какие льготы установлены для СМП и СОНО при госзакупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ? По каким правилам заказчик должен осуществлять закупки у СМП (СОНО)? Есть ли какие-то нюансы? Отвечаем в нашей статье.
Кого относят к субъектам малого предпринимательства
К малому бизнесу в Российской Федерации могут быть отнесены следующие субъекты, при условии, что они соответствуют критериям, прописанным в ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ:
- потребительские кооперативы и коммерческие организации (государственные и муниципальные унитарные предприятия — исключение);
- ИП и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Определяется малое предпринимательство по следующим критериям:
- среднесписочная численность работников;
- объём дохода за период в один календарный год;
- доля юрлиц в уставном капитале.
Например, субъектом малого бизнеса будет считаться компания, у которой годовой доход не превышает 800 млн рублей, а численность наёмных работников составляет не более 100 человек.
Более подробно об основных и дополнительных критериях, определяющих субъекты малого предпринимательства, мы писали в статье «Критерии бизнеса в 2021 году».
Кто относится к СОНО
СОНО (СОНКО) расшифровывается как социально-ориентированные некоммерческие организации. Такая же расшифровка даётся в Федеральном законе № 44-ФЗ.
К примерам деятельности, которой занимаются такие структуры, относятся:
- соцобслуживание, а также соцподдержка и защита граждан;
- помощь в преодолении последствий стихийных бедствий;
- мероприятия по профилактике социально опасного поведения;
- охрана окружающей среды;
- защита животных и др.
Полный перечень приведён в п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» .
Если учредителями организации, занимающейся подобной деятельностью, являются государство, его субъекты либо муниципальные образования, то такая организация не будет относиться к СОНО.
Преимущества СМП и СОНО при участии в закупках по 44-ФЗ
Участие субъектов малого предпринимательства и СОНО регламентируется одними и теми же правилами. В целях поддержки малого бизнеса Федеральным законом № 44-ФЗ для таких участников предусмотрены специальные льготы. Согласно ст. 30 Федерального закона 44-ФЗ госзаказчики должны в обязательном порядке заключать контракты с СМП и СОНО. Заключить контракт можно следующими способами:
- Через проведение торгов, участниками которых могут быть только субъекты малого бизнеса или социально-ориентированные некоммерческие организации. Возможные виды конкурсов:
- открытые,
- с ограниченным участием,
- двухэтапные,
- электронные аукционы,
- запросы котировок и предложений.
- Установить привлечение СМП (СОНО) в качестве субподрядчика как одно из требований к победителю тендера.
Для участия в торгах и заключения контракта потребуется квалифицированная электронная подпись. Выберите подходящий Тариф самостоятельно или с помощью нашего специалиста. Подключение займёт не более одного дня.
Есть особенности и по части оплаты. Если установлены ограничения и преимущества для СМП и СОНО, то они получают деньги максимум через 15 рабочих дней после подписания с организатором торгов актов о приёмке.
Для участия потребуется предоставить декларацию. Она подтверждает, что юрлицо принадлежит к СОНО. При этом ответственность за достоверность информации несёт поставщик.
Специфика закупок у СМП и СОНО
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ, проводить закупки у СМП (СОНО) могут любые заказчики. Автономные учреждения и другие юрлица, не являющиеся заказчиками, заключают с СМП (СОНО) контакты о закупке только в случае, установленном ч. 6 ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ.
Обязательный минимум по объёму закупок у СМП и СОНКО — 15 процентов от объёма совокупного годового дохода. Максимальный объём не установлен.
Какое-либо обязательное соотношение закупок у СМП и СОНО в общем объёме законом не установлено, поэтому закупаться можно только у малого бизнеса, либо только у СОНО.
Чтобы найти выгодное предложение, воспользуйтесь услугой Астрал.Поставщик. Гибкие настройки, шаблоны для поиска, мониторинг торгов — всё в одном месте.
Процент объёма закупок у СМП (СОНО) может быть нулевым. Например, если заказчик в течение года осуществлял все закупки только у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Особенности проведения закупок у СМП и СОНО:
- Можно осуществлять закупки любых товаров (работ, услуг).
- Начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн рублей.
- Конкурентная закупка возможна любыми способами, закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – только по п. 25 ч.1 ст.93 Федерального закона № 44-ФЗ.
- Ограничения указываются в извещении об осуществлении закупки.
- Принадлежность к СМП (СОНО) подтверждается информацией об участнике закупок из единого реестра СМСП. Потребовать какие-либо дополнительные документы для подтверждения заказчик не может.
- Установлен сокращённый срок оплаты. Он не должен превышать 15 рабочих дней с даты подписания документа о приёмке.
- Залог в качестве обеспечения исполнения контракта:
- устанавливается в зависимости от цены контракта, его размер должен превышать размер аванса;
- устанавливается заказчиком в зависимости от цены контракта, уменьшенной на размер аванса, если аванс рассчитывается Федеральным казначейством;
- должен быть возвращён не позднее, чем спустя 15 дней после даты исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств по контракту.
- Обеспечение исполнения контракта и гарантийных обязательств не требуется предоставлять, если СМП (СОНО) подтвердили добросовестность.
- Антидемпинговые меры не применяются, если субъект СМП (СОНО) подтвердил добросовестность.
Подготовиться к проведению закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ поможет сервис Астрал.Тендер. Мы сопроводим вас по всем этапам: подготовка документов и участие в торгах, заключение и исполнение контракта. Гибкая линейка тарифов позволит выбрать наиболее подходящий комплекс услуг.
Декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства
Ранее при закупках по 44-ФЗ предприятиям и ИП, выступавшим в роли поставщиков, нужно было заполнить декларацию о принадлежности к СМП. Это один из документов, дающий право на участие в различных торгах (тендерах).
С конца 2020 года эта декларация не является обязательной. В соответствии с п.
11 Постановления Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1352, для подтверждения статуса субъекта малого предпринимательства теперь достаточно информации об участнике закупок из единого реестра СМСП.
Заказчики более не могут требовать от исполнителя (субподрядчика) заказа дополнительной информации или документов в качестве подтверждения их принадлежности к субъектам МСП.
Однако может получиться так, что данные о предпринимателе в реестре искажены или ещё не внесены в реестр. В подобной ситуации единственным вариантом подтверждения будет декларация СМП. Образец заполнения:
Приведённая в примере форма заполнения не является обязательной, поскольку строгих требований к форме законодательством не установлено.
Бланк декларации СМП: скачать.
Отчётность по закупкам у СМП (СОНО)
Каждая организация-заказчик должна ежегодно размещать в ЕИС отчёт по закупкам у СМП и СОНО. Если в течение года заказчик не закупал товары (работы, Услуги) у СМП и СОНО, в ЕИС необходимо сформировать нулевую отчётность.
Форма и порядок составления отчёта закреплены http://base.garant.ru/70898286/Постановлением Правительства РФ № 238 от 17 марта 2015 года.
Для размещения отчёта в ЕИС установлен срок — до 1 апреля следующего года (ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ). Если крайний день установленного срока выпадает на выходной, отчёт необходимо разместить заранее, в последний рабочий день перед этой датой. Размещение отчёта позднее 1 апреля является нарушением.
Нарушение установленных требований при размещении отчёта ведёт к ответственности в виде штрафа:
- для ответственного лица (контрактного управляющего или иного уполномоченного работника) — 15 тысяч рублей;
- для организации-заказчика — 50 тысяч рублей.
В случае представления отчётности с нарушением установленного срока или непредставления отчётности налагается Штраф (ч. 3 ст. 7.30 КоАП):
- для должностного лица — 50 тысяч рублей;
- для юрлица — 500 тысяч рублей.
Если объём закупок у субъектов малого предпринимательства и СОНО составляет менее 15 процентов от объёма годового дохода, на ответственное лицо налагается штраф в размере до 50 тысяч рублей.
Преимущества в закупках для субъектов МСП | Контур.Закупки
Для некоторых организаций в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ предусмотрены определённые особенности:
- организации малого и среднего бизнеса;
- организации инвалидов;
- социально-ориентированные некоммерческие организации;
- предприятия уголовно-исполнительной системы.
ФЗ «О контрактной системе» и «О закупках отдельными видами юридических лиц» устанавливают преимущества при закупке для разных категорий организаций. Это нужно учитывать.
По ст. 1 ФЗ » от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» МСП – это субъекты малого и среднего предпринимательства, в качестве которых могут выступать ИП, КФХ, хозяйственные общества, товарищества, партнёрства, производственные и потребительские кооперативы.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
По Закону № 44-ФЗ заказчики должны устанавливать «особые условия» представителям малого бизнеса, а Закон № 223-ФЗ предусматривает преимущества для представителей как малого, так и среднего бизнеса.
Преимущества участия в закупках для МСП:
- Закупки проводятся только для представителей малого и среднего бизнеса.
- Единая (общая) регистрация участника закупок (в ЕРУЗ).
- Особый размер обеспечения закупок.
- Вместо обеспечения исполнения контракта, можно предоставить сведения по наличию опыта.
- Сокращение сроков оплаты по договорам.
Рассмотрим подробнее преимущества, которые предоставляются субъектам малого и среднего бизнеса в закупках.
1. Закупки только для МСП
Доля закупок, проводимых для МСП, от общего совокупного годового объёма закупок заказчика устанавливается 44-ФЗ и 223-ФЗ. В 2022-ом она увеличится до 25 % у СМП и СОНКО (44-ФЗ) и МСП (223-ФЗ) (См. подробнее: “Доля закупок государственных компаний у субъектов малого“).
Также по новой редакции ПП РФ №1352 все заказчики, осуществляющие деятельность по 223-ФЗ, обязаны размещать закупки для участников из числа МСП.
Обратите внимание: до 2022-го эта обязанность предусмотрена не для всех заказчиков.
Процедуры закупок, проводимых для малого и среднего бизнеса, по 223-ФЗ имеют унифицированный характер. Они схожи закупками по 44-ФЗ (См. также: “Изменения в закупках по 44-ФЗ“).
В документах к закупке (в том числе в извещении) только для субъектов МСП должно быть соответствующее обозначение. Например, «Запрос котировок, проводимый для участников из числа МСП». (См. также: “Запрос котировок в электронной форме“).
В извещении и документации заказчик указывает, что закупка размещена для определённой категории поставщиков, а это фактически означает невозможность участия в такой процедуре представителей других организаций.
Сейчас участнику закупки в составе заявки по процедурам 44-ФЗ нужно декларировать свою принадлежность к МСП. С 2022-го будет проходить автоматическая проверка на соответствие участника данному требованию – для этого он должен числиться в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Единая регистрация в ЕИС
Любому поставщику для участия в закупках по требованиям Закона «О контрактной системе» необходимо зарегистрироваться на сайте единой информационной системы (ЕИС), после чего его внесут в единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). Только тогда он сможет участвовать в закупках на восьми федеральных электронных площадках. Это означает, что после регистрации в ЕИС поставщик автоматически получит аккредитацию на федеральных электронных площадках.
Чтобы участвовать в закупках, по 223-ФЗ может потребоваться отдельная регистрация на площадке, на которой непосредственно проводится закупка. Однако МСП – исключение из этого правила.
Чтобы участвовать в такой закупке, поставщику достаточно пройти единую регистрацию в ЕИС (как и при регистрации для участия в закупках по 44-ФЗ).
Для МСП закупки проводятся только на федеральных электронных площадках.
Если по 223-ФЗ в закупках «для всех» допускается применение «индивидуальных» правил проведения закупок согласно положению о закупке конкретного заказчика, то закупки для МСП должны проводиться строго по общим правилам, изложенным в ст. 3.4 223-ФЗ.
3. Особый размер обеспечения закупок
При проведении закупок в общем случае заказчик может установить:
- обеспечение заявки;
- обеспечение исполнения контракта;
- обеспечения гарантийных обязательств.
По 44-ФЗ заказчик обязан установить в проводимых для СМП закупках преимущества для СОНКО:
- закупки для СМП и СОНКО проводятся с начальной максимальной ценой до 20 млн руб.;
- размер обеспечения заявки на участие в конкурсе либо аукционе определяется для СМП и СОНКО по «льготным условиям» и должен составлять от 0,5% до 1% НМЦК (ст. 44 Закона № 44-ФЗ);
- размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не от НМЦК (как в общем случае), а от цены, по которой заключается контракт (44-ФЗ).
4. Предоставление сведений по наличию опыта вместо обеспечения исполнения контракта
Ещё одно существенное преимущество для участников закупок, которые проводятся для СМП и СОНКО, по 44-ФЗ: победитель может не предоставлять обеспечение исполнения контракта (включая обеспечение гарантийных обязательств), если данное требование установлено в извещении закупки. Вместо денежных средств или банковской гарантии (с 2022-го – вместо независимой гарантии), участник вправе предоставить сведения о наличии у него необходимого опыта.
Порой для СМСП и СОНКО по 44-ФЗ данная возможность – определяющий фактор участия в закупках. Она распространяется и на закупки (конкурсы, аукционы), по которым применяют антидемпинговые меры (когда начальная максимальная цена контракта снижается на 25% и более).
Обязательные требования, которые предъявляются к опыту поставщика (подрядчика, исполнителя):
- Не менее 3 контрактов должно находиться в реестре контрактов единой информационной системы.
- Сумма цен данных контрактов должна быть не меньше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении закупки и документации по закупке.
- Правопреемство не учитывается.
- Не принимаются для подтверждения опыта контракты, по которым применялись штрафные санкции, пени.
- Контракты должны быть исполнены в течение 3-х лет до даты подачи заявки на участие в закупке. Допускается, к примеру, предоставить все контракты за 1 год.
- Сведения необходимо предоставить при подписании контракта.
- Требуемый статус контракта – «Исполнение завершено» без неустойки. Порой для подтверждения опыта допускается предоставить контракты со статусом «Исполнение прекращено», но тогда нужно учитывать объём исполненных обязательств (оплаченную заказчиком сумму), а не общую сумму заключения контракта.
- Требования о релевантности предмета контракта отсутствуют. Важно наличие у кандидата опыта участия в закупках в целом.
- Если поставщик предоставляет опыт, а не обеспечение исполнения контракта, гарантийные обязательства по контракту можно не предоставлять.
5. Сокращение сроков оплаты по договорам для СМСП
Срок оплаты по государственному контракту на данный момент составляет:
- 30 дней – для «обычных» закупок;
- до 15 рабочих дней – для контрактов с СМСП.
С 1 января 2022-го сроки оплаты по контрактам для СМСП сократятся и составят (до 31.12.2022 включительно) с даты подписания заказчиком документа о приёмке:
- не более 10 рабочих дней – при проведении закупок у СМСП и СОНКО;
- не более 15 рабочих дней – при проведении других закупок.
После 1 января 2023 г. предельные сроки составят:
- не более 7 рабочих дней – при проведении закупок у СМСП и СОНКО;
- не более 10 рабочих дней – при проведении других закупок.
Подробнее читайте в Особые сроки оплаты контрактов для госзаказчиков
Преимущества СМП в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Для субъектов малого предпринимательства (СМП) предусмотрены различные льготы и послабления, в том числе в сфере закупок. Если вы сталкивались с аукционами и котировками, то знаете, что существуют торги, предназначенные исключительно для участия СМП и СОНКО (социально ориентированных некоммерческих организаций).
Кто именно относится к малым организациям и ИП (включая микро), указано в статье 4 Федерального закона №209-ФЗ от 24.07.2007. Ключевые критерии: размер выручки, среднесписочная численность работников, ограничение участия, долей, акций, принадлежащих Российской Федерации, ее субъектам, иностранным лицам, существуют и иные. Особо выделяются организации инвалидов.
Обратите внимание! В законодательстве существует еще один вид предприятий – средние. Они не входят в состав СМП и не имеют их преимуществ при участии в торгах, если иное не предусмотрено законодательством.
Требования к участию в закупках, процент участия СМП
Существуют общие требования к любым участникам. Когда компания или ИП не соответствует им, то независимо от льготного статуса не сможет принять участие в закупке. Это касается 44 Федерального закона, в отличие от него 223-й ФЗ (пп. 9 п. 10 статья 4) содержит только обязанность указать требования в документации.
По 44-ФЗ в числе необходимых:
- отсутствие процедуры ликвидации или банкротства, приостановления деятельности;
- отсутствие недоимки в бюджет за прошедший год в размере, превышающем 25% стоимости активов;
- руководитель, главный бухгалтер не имеют судимости за экономические преступления, взяточничество, незаконную деятельность;
- обладание исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (приобретаются соответствующие права или возникают в результате выполнения контракта);
- участник закупки и заказчик не должны иметь конфликта интересов в сделке (важное значение играют родственные связи, участие прямое и косвенное в управлении, т.е. возможность влиять на сделку и т.п.);
- участник не является оффшорной компанией;
- отсутствуют ограничения на участие, установленные российским законодательством.
Дополнительно, в зависимости от предмета торгов и (или) конкретного заказчика, также могут присутствовать требования:
- об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков (РНП);
- наличия ресурсов: финансовых, материальных (транспорта, оборудования, инструмента), людских (определенного количества работников, наличия у них нужного разряда, допуска и т.д.).
Главное, чтобы исходя из предмета закупки поставщик (Исполнитель) соответствовал и специфическим критериям для поставки товара или выполнения работ (оказания услуг). Например, имел лицензию на образовательную деятельность, членство в СРО, свидетельство электролаборатории и т.п.
Раз уж мы заговорили о разнице между двумя ФЗ, отметим, чем принципиально они отличаются.
44-ФЗ предназначен для закупочных процедур государственных и муниципальных учреждений, 223-ФЗ — для обеспечения потребностей госкорпораций (таких как РОСАТОМ или РОСНАНО), естественных монополий (РЖД, Газпром), организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности (например, в сферах водо-, тепло-, газоснабжения, обработки мусора и т.п.), компаний, где доля участия РФ или субъектов превышает 50% и т.д.
Различаются сроки планирования закупок, требования к участникам (по 223-ФЗ, каждая компания-заказчик разрабатывает собственное положение), площадки для торгов (для 44-ФЗ их всего восемь) и не только.
Обратите внимание! Участвуете в закупке по 223-ФЗ – изучите предварительно подробно документацию, представленную заказчиком, часто в ней идет ссылка на внутреннее положение, которое рекомендуется проштудировать. По 44-ФЗ документация по аналогичным торгам часто похожа, здесь же требования и условия могут меняться.
Процент закупок
По каждому федеральному закону установлен свой процент: для 44-ФЗ это 15% от годового объема (с ограничениями – см. пункт 1.1 статьи 30), для 223-ФЗ все немного сложнее. С 1 января 2020 года для закупок у субъектов малого и среднего (!) предпринимательства процент вырос с 15 до 18. Если заказчик попадает под действие Постановления №1305, то объем больше – 20%.
Торги, в которых могут принимать участие исключительно СМП (или СОНКО), гарантируют отсутствие конкуренции со стороны крупных корпораций и организаций, обладающих более высокими мощностями. Трудно соперничать ИП Иванову и АО «Рога и копыта» с миллиардными оборотами, а так уровень участников ограничен.
Подтверждение и сохранение статуса
Определили, что организация или вы сами как предприниматель относитесь к СМП и имеете право на льготы в отношении закупок, нашли подходящую процедуру и решили участвовать, значит, потребуется подтвердить соответствующий статус. Для этого необходимо подать специальную декларацию.
В 2019 году стало возможным не заполнять бумажный вариант этого документа, на многих площадках достаточно поставить галочку в нужном месте (это легко сделать в отношении 44-ФЗ, декларация там, в общем-то, стандартная).
На других (это в первую очередь площадки, где происходят торги по 223-ФЗ) придется прикрепить отсканированный вариант.
Связано это с тем, что, как выше говорилось, 223-ФЗ предоставляет право заказчику формировать собственное положение, ставить условия и требовать документы по усмотрению.
Одному заказчику достаточно простого подтверждения статуса, другому — нужны точные данные: проценты участия, численность сотрудников, выручка, третьему – официальное подтверждение – выписка из реестра СМП.
Важно! Получать бумажный документ необязательно, можно зайти на сайт https://rmsp.nalog.ru/, через поиск найти себя с помощью ИНН, ОГРН, наименования, щелкнуть по наименованию (ФИО предпринимателя) в открывшемся окне — и вот уже скачана готовая выписка в формате pdf и отметкой ЭЦП.
Действие статуса малого предприятия зависит от того, какой именно показатель деятельности меняется. К примеру, если изменится доля участия иностранных компаний, то статус утрачивается после внесения изменений в ЕГРЮЛ.
Увеличилось количество работников или выручка перевалила предельное значение – если изменения сохранятся в течение трех идущих подряд лет (п. 4 ст. 4 209-ФЗ), организация изменит категорию (перейдет из разряда малых в средние).
Организация уже была средней – она утрачивает статус и связанные с ним привилегии со следующего года (п. 4 подразумевает «трехлетний» переход только внутри категорий, что подтверждается и судебной практикой).
Обеспечение участия, исполнения контракта, гарантии, комиссии
Не всегда, но часто для участия в закупке (аукционе в первую очередь) потребуется внести определенную плату. Она называется обеспечением. Оно бывает разного вида, кроме того, с 2019 года в 44-ФЗ прибавилось дополнительное – по гарантийным обязательствам. В общем список выглядит так:
- Обеспечение участия в закупке (подачи заявки). Теоретически так можно отсеять совсем уж несостоятельных участников, гарантировать участие в аукционе определенного количества организаций, можно удержать средства при отказе от заключения контракта или нарушении условия (непредоставление обеспечения исполнения, к примеру).
- Размер платы устанавливается в зависимости от начальной суммы аукциона. С июля 2018 года заказчик по 44-ФЗ обязан установить обеспечение, если НМЦК (начальная (максимальная) сумма контракта) превышает 1 миллион рублей (Постановление Правительства №439). Варьируется оно и в процентном отношении: от 0,5 до 5%. Тут СМП повезло, для них ограничение – не более 2% от НМЦК.
Для тех, кто работает по 223-ФЗ, условия другие: при НМЦК до 5 миллионов обеспечение не устанавливается, а свыше – на усмотрение заказчика, не более 5%.
В зависимости от того, по какому ФЗ происходит торг, и его вида, можно перечислить денежные средства на счет заказчика, заблокировать их на спецсчете или предоставить банковскую гарантию (не придется отвлекать средства из оборота).
- Обеспечение исполнения контракта. Думаю, тут все ясно: заказчик перестраховывает себя от недобросовестного поставщика, из этой суммы он удержит санкции (например, штраф за несвоевременную поставку товара). Причем размер увеличивается в полтора раза, если цена по аукциону снизилась более, чем на 25% (для 44-ФЗ). Это также ограничивает желающих сбить цену до немыслимого уровня (хотя мой опыт показывает, что такие «понижатели» и в заключении контракта не заинтересованы, просто «сливают» процедуру закупки).
Для СМП по 44-ФЗ (статья 96 п. 8.1) действуют особые условия: вместо обеспечения (в виде денег или банковской гарантии) можно представить доказательства добросовестности.
Для этого нужны три контракта, выполненные и внесенные в реестр заказчиком в период трех лет до подачи заявки на участие.
Их общая сумма должна быть не менее НМЦК по соответствующей закупке, а исполнение проведено без применения санкций.
Действует добросовестность в отношении повышенного обеспечения и гарантий. Проверить, включены ли ваши контракты в реестр, можно по ссылке. Заметьте, что предмет контракта значения не имеет!
Если закупка проводилась у СМП и выигравший участник решил предоставить денежное обеспечение или банковскую гарантию, то их размер будет рассчитываться не от НМЦК, а непосредственно от цены контракта, заключаемого с победителем (п. 6 статьи 96 44-ФЗ). Аналогичное правило действует в отношении гарантийных обязательств.
- Обеспечение гарантийных обязательств. Нововведение, призванное дать заказчику уверенность не только в исполнении основного обязательства, но и сопутствующего – гарантии на товар или работы. В чем плюс: возврат обеспечения после истечения срока гарантии, а это обычно минимум год. Если поставщик окажется недобросовестным – не исполнит обязательства, заказчик возместит себе убытки за счет обеспечения.
Минус для исполнителя – забыл про выданную гарантию и не написал заявление на возврат, значит, она «уплывет» в бюджет, не помахав ручкой (т. е. напоминать о возврате не станут), в отличие от иных видов обеспечений, которые возвращаются без подачи заявлений (но написать их можно, вернут быстрее).
Обратите внимание! Если ИП или организация участвует в торгах, где не устанавливается обеспечение заявки, планирует оплату оператору площадки предоставлять в виде перечисления денег на счет, то открывать спецсчет не обязательно. Однако я рекомендую сделать это. В отношении специальных счетов у банков очень лояльные тарифы обслуживания, на остаток ежемесячно начисляется небольшой процент. И участие в выгодном аукционе не пропустите.
С участника жаждет получить свое и торговая площадка. Комиссии государство ограничило, в т. ч. для СМП. «Малыши» платят не более 2000 рублей, но только если закупка ориентирована исключительно на малое предпринимательство и СОНКО. В других случаях общий размер – 1% от НМЦК, но не более 5000 (без НДС, с НДС — максимум 6000) рублей.
Ип и самозанятые в закупках
Для предпринимателей в большинстве случаев участие в закупках проще, чем для организаций: меньший пакет документов. Скорее всего, ИП относится к СМП, имеет право применять в отношении отдельных видов деятельности патент (в отличие от организаций), что помогает сэкономить на налогах. ЗАТО и минусы существенные:
- Нельзя участвовать в некоторых видах торгов.
- Нет права работы в отдельных видах деятельности.
- Обладание меньшими ресурсами (в том числе финансовыми), по сравнению с организациями.
- Получение банковской гарантии для ИП сложнее.
Статус самозанятых до 2020 года в закупках был очень неясным.
Как быть, если самозанятый не ИП? Ведь предприниматели независимо от режима налогообложения, например, могут относиться к СМП и участвовать в закупках для них, в отличие от физлиц.
В конце 2019 года, 27 декабря, были внесены поправки в закон 223-ФЗ. Самозанятых, не имеющих статуса ИП, приравняли к субъектам малого и среднего предпринимательства. С 28 марта 2020 года для них доступны соответствующие торги.
Особенности условий контрактов
Даже если вы не победили в закупке, остается шанс поучаствовать в работах по госконтракту. В отдельных случаях победитель обязан привлекать к исполнению представителей МСП (малого и среднего предпринимательства), не путать с СМП. Такие закупки, например, учитываются при расчете СГОЗ (совокупный годовой объем закупок) по 223-ФЗ.
Кстати! Мониторьте итоговые Протоколы по прошедшим торгам. Это позволит выделить организации и ИП, которые регулярно выступают вашими конкурентами. Можно связаться с победителем (особенно иногородним) и попробовать предложить свои услуги.
Еще одно нововведение 2020 года – сокращение периода оплаты по контракту, ранее он составлял 30 календарных, а теперь – 15 рабочих дней. Эти изменения вступили в силу с 1 января 2020 года. Причем правило действует в отношении трех видов закупок:
- Проведенных исключительно среди СМП и СОНКО.
- Без особенностей, но выиграл торги СМП.
- МСП выступали в качестве субподрядчиков.
Это позволит привлечь к закупкам больше представителей малого бизнеса.
Под конец хочется порадовать читателей одной хорошей новостью – 1 апреля 2020 года официально опубликован Федеральный закон №101, позволяющий субъектам РФ, в которых еще не введен режим с НПД (самозанятость), сделать это начиная с 1 июля 2020 года. Местные акты начнут действовать через месяц после принятия, надеюсь, власти регионов подсуетятся.
Участие субъектов МСП в государственных и муниципальных закупках | Портал МСП Республики Крым
Одним из механизмов поддержки малого предпринимательства являются государственные закупки. В Федеральном законе от 05.04.
2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) закреплено, что при осуществлении закупок предоставляются преимущества субъектам малого предпринимательства (часть 4 статья 27).
Заказчики согласно части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства (далее – СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — СОНКО) в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, за исключением закупок, осуществляемых:
- для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
- услуг по предоставлению кредитов;
- у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ;
- работ в области использования атомной энергии;
- при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Законом № 44-ФЗ установлено, что закупки у СМП, СОНКО осуществляются путем:
- проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участника ми закупок являются только СМП, СОНКО. При этом начальная (максимальная) статья контракта не должна превышать 20 млн. рублей;
- осуществления закупок с учетом положений части 5 статьи 30 Закона № 44-ФЗ (путем установления в извещении об осуществлении закупки требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО).
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП, СОНКО.
В случае если в извещении об осуществлении закупки установлены указанные ограничения, в контракт, заключаемый с СМП или СОНКО, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.
В соответствии с совместным письмом Минэкономразвития России, ФАС России от 04.04.2014 № 7158-ЕЕ/Д28и, № АЦ/13590/14, в качестве документов, подтверждающих принадлежность участника закупки к СМП, СОНКО, выступает декларация участника закупки о том, что он является СМП, СОНКО, предоставление иных документов, подтверждающих такую принадлежность, не требуется.