Хочу уточнить статус фактического воспитателя

Педагогика — отрасль динамичная. Нельзя выучиться профессии раз и навсегда. Учитель должен постоянно доказывать свою пригодность. Выясним, как подтвердить соответствие занимаемой должности педагогических работников и что для этого нужно.

Законодательная база

Статья 49 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 говорит, что проведение оценки профессиональных качеств педагога — это обязательное мероприятие. Аттестационная комиссия на соответствие занимаемой должности ждет каждого работника раз в пять лет. Для сравнения, получение категории — это право, а не обязанность учителя. Соответствующую оценку в этом случае он проходит добровольно.

Процедура аттестации на соответствие занимаемой должности регламентируется Приказами Министерства образования:

В дошкольном учреждении аттестация на соответствие занимаемой должности воспитателя проходит по тому же принципу, что и для школьного учителя.

Цели мероприятия

В ходе анализа деятельности педагога:

  • выявляют уровень его квалификации;
  • оценивают качество работы сотрудника и ее эффективности;
  • измеряют его потенциал и определение перспектив развития;
  • подтверждают, что он отвечает требованиям ФГОС;
  • для работников высшего образования определяют личный вклад в преподавание дисциплины.

Еще одним вопросом, который решает аттестация на соответствие занимаемой должности учителя, является определение справедливого вознаграждения. Хотя в большей степени она реализуется при присвоении квалификационной категории.

Порядок прохождения

Документы на соответствие занимаемой должности учителя можно разделить на две группы. Первая служит для организации самой процедуры (документацию готовит администрация):

  • распорядительный акт (приказ) о созыве аттестационной комиссии;
  • график проведения мероприятия, с которым работников знакомят под подпись за 30 дней;
  • аттестационный лист;
  • представление сотрудника, вносимое работодателем;
  • акт ознакомления с представлением.

Образец приказа

Хочу уточнить статус фактического воспитателя

Шаблон аттестационного листа

Хочу уточнить статус фактического воспитателя

Вторая группа — документы, которые сам работник прикладывает для формирования убедительного представления (так называемое портфолио педагога):

  • удостоверение личности;
  • документы о профессиональном образовании;
  • сведения о предыдущих оценках;
  • все, что может подтвердить его педагогические достижения.

К последним можно отнести методические разработки, наградные материалы, лично или в соавторстве созданные учебные пособия.

Особая подготовка к аттестации на соответствие занимаемой должности не нужна. У преподавателя есть месяц на то, чтобы донести недостающие документы. Больше от него ничего не требуется — это не экзамен, а лишь изучение документов.

Закон устанавливает и сроки аттестации на соответствие занимаемой должности. Так, если работник не сможет посетить заседание комиссии лично, его перенесут не менее чем на 30 дней. Но если уважительной причины отсутствия нет, мероприятие проведут без аттестуемого.

Основания возникновения отношений по фактическому воспитанию ребенка и круг лиц, относящихся к фактическим воспитателям, по Семейному кодексу РФ

Сигачева, Т. В. Основания возникновения отношений по фактическому воспитанию ребенка и круг лиц, относящихся к фактическим воспитателям, по Семейному кодексу РФ / Т. В. Сигачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 413-415. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64818/ (дата обращения: 21.02.2022).



Ключевые слова: фактический воспитатель, родитель ребенка, орган опеки, содержание ребенка, фактическое воспитание ребенка.

Термин «фактические воспитатели» можно описать через призму ст. 96 СК РФ, согласно которой к такой категории граждан можно отнести нетрудоспособных нуждающихся лиц относятся, которые имеют право через суд взыскать Алименты с воспитанников, если они осуществляли подобающее воспитаннике и содержание воспитанников на протяжение минимум пяти лет.

Из Вышеописанного понятно, что в законодательстве отсутствует какое-либо конкретное понятие категории фактического воспитателя ребенка. В связи с имеющейся неточностью в семейном законодательстве возможны неправомерные решения семейных конфликтов между фактическими воспитателями и воспитанниками.

Помимо этого, изменения в СК РФ и КоАП РФ в недалеком будущем смешать понятия лица, который заботился о ребенке на протяжении значительного срока, с которым у ребенка эмоциональная связь, и фактического воспитателя, который хочет отстоять свое право на общение с воспитанником в административном порядке [9].

По этой причине следует в законодательстве, а если быть точнее, то в Семейном Кодексе РФ, закрепить термин «фактический воспитатель [7].

Для того, чтобы верно описать круг лиц, имеющих право быть признанными фактическими воспитателями, следует в первую очередь определить причины возникновения фактического воспитания, считается ли фактическое воспитание каким-либо видом воспитания ребенка, какие критерии необходимо предъявлять потенциальным фактическим воспитателям.

Согласно 1 ст.63 СК РФ преимущественное право воспитывать своего ребенка перед другими лицами имеют родители.

В юридической формулировке родители это лица, «в отношении которых было установлено отцовство (материнство) как в добровольном, так и в судебном порядке» [8].

Родители должны воспитывать ребенка с учетом всестороннего развития, как физического развития, так и психического и нравственного воспитания.

В семейном законодательстве возможность родителей воспитывать ребенка рассматривается как в точки зрения права родителей, но также и с точки зрения их обязанности, потому что ребенок имеет право жить и воспитываться в своей семье со своими родителями [10]. В случае несоблюдения данного права принимаются меры в отношении лиц, нарушившие это право, и, в первую очередь, в отношении родителей.

Опираясь на ст. 54 СК РФ можно сказать, что преимущественным правом ребенка считается его право жить и воспитываться в семье, невзирая на наличие или отсутствие родителей. Если родителей у ребенка нет и, следовательно, отсутствует родительская забота, то по законодательству следует возложить функции по защите прав и законных интересов ребенка на орган опеки и попечительства.

Причины оставления ребенка без заботы и защиты интересов родителями могут быть самыми различными. В части 1 ст.

121 СК РФ описаны часто встречающиеся основания: смерть родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительное отсутствие родителей, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные Услуги, или аналогичных организаций, создание действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, иные случаи [7].

В некоторых случаях ребенка, который остался без родительского попечения, берут на воспитание его родственники или люди, имеющие доверительные отношения с семьей, без оформления каких-либо форм воспитания ребенка.

К примеру, в случаях, когда в силу профессии родители не могут продолжительное время участвовать в воспитание ребенка, то в подобных случаях следует обратиться к такому роду воспитания, как фактическое воспитание.

При помощи фактического воспитателя, а это может быть близкий родственник, или друзья семьи, совершалось бы необходимое воспитание и забота о ребенке. Если в законодательстве закрепят подобного рода форму воспитания ребенка, то данный факт даст возможность избежать ряда спорных моментов.

На сегодняшний день, если Органы опеки и попечительства узнают об отсутствии длительное время родителей у ребенка, то опираясь на ст. 123 СК РФ, запускают процесс устройству ребенка в другую семью либо госучреждения, даже в случаи уже имеющей семьи фактического воспитателя и эмоциональной связи между ним и ребенком.

Закрепление в законодательстве данного типа воспитания определенно уменьшит число детей, которые воспитываются в госучреждениях, и расширит список, на основании чего ребенок мог бы продолжать воспитываться в семье, что на сегодняшний день является преимущественным, согласно ст. 123 СК РФ.

Однако, для избежание нарушения прав и законных интересов ребенка, воспитывающегося в семье фактического воспитателя, органу опеки и попечительства необходимо проводить регулярные проверки условий жизни проживания и воспитания ребенка, а также оценку его как физического, так и психического состояния.

В случае обнаружения факта нарушений прав ребенка фактическим воспитателем органу опеки и попечительства следует в обязательном порядке предпринять надлежащие меры, которые защитят права ребенка.

Следует учитывать, что лицо, которое может участвовать в воспитании ребенка при усыновлении, регистрации брака, фактических брачных отношении с одни из родителей ребенка, по сути является фактическим воспитателем лишь при условии самоличного изъявления желание стать фактическим воспитателем ребенка и отстаивать его интересы.

Добровольность изъявления желания в отношении воспитания и содержания ребенка, который по каким-либо причинам остался без попечения родителей, в полной мере должна быть у фактического воспитателя в ситуациях принятии ребенка в свою семью.

Следовательно, вне зависимости от причин, гипотетического факта фактического воспитания ребенка, обязательно добровольное решение самого фактического воспитателя.

Однако необходимо установить исключение из данного правила: при условии, что фактическое воспитание ребенка происходило под давлением третьих лиц физического или психического типа, тогда это не считается причиной признания отношения по фактическому воспитанию не имеющие место быть, игнорирования осуществления фактического воспитания, если достоверно известно, что фактический воспитатель воспитывал и содержал ребенка в хороших условиях и в назначенное законом время (в решении спора об алиментах между воспитанником и воспитателем).

Фактическое воспитание и содержание ребенка фактическим воспитателем до наступления совершеннолетия нельзя назвать условием в отличие от родителей ребенка.

В случаи прекращения осуществления фактического воспитания и содержание ребенка фактическим воспитателем после определенного времени, то к нему не будет применяться правовая ответственность, однако фактическим воспитателем будут порушены моральные законы.

Читайте также:  Перевод на другую должность: я в положении. До выхода в декретный отпуск 2 месяца

Проанализировав основания возникновения фактического воспитания ребенка как самостоятельной формы воспитания детей, следует четко описать круг лиц, которые могут быть фактическими воспитателями.

К каким лицам в первую очередь относятся близкие или дальние родственники ребенка, следующими идут лица, не связанные родством либо лица, находящиеся с одним из родителей ребенка в браке.

На сегодняшний момент семейным законодательстве предусмотрено, что в момент совершения усыновления, опеки (попечительства), передачи в приемную семью или на патронатное воспитание одним из важных критериев по отношению к воспитателю, считается его Совершеннолетие, а также Дееспособность. Соответственно таким же критериям должен отвечать и фактический воспитатель.

В итоге можно сказать, что фактические воспитатели — это дееспособные лица, достигшие совершеннолетия, находящиеся или не находящиеся в родственных связях с ребенком, воспитывающие и содержащие ребенка подобающим образом на добровольной основе; усыновленного одним из супругов, а также без оформления договора опеки (попечительства) или усыновления.

Литература:

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

Алиментные отношения между воспитанниками и фактическими воспитателями

Не все дети воспитываются единокровными родителями. Поэтому статьей 96 СК РФ предусмотрены более сложные варианты алиментных обязательств. Они возникают в случае, когда алиментными обязательствами связаны воспитанники и их фактические воспитатели.

Внимание! Нормы закона могут меняться и дополняться. Если у вас нет уверенности, что вы оперируете наиболее актуальной информацией желательно получить консультацию юриста. На нашем сайте первая консультация предоставляется бесплатно.

Обязанности фактического воспитателя

Рассматривая алиментные отношения между воспитанниками и фактическими воспитателями, прежде всего требуется уточнить, какое именно лицо является фактическим воспитателем. Это человек, осуществляющий:

  • содержание несовершеннолетнего в материальном плане;
  • воспитание его.

Однако более весомым статусом опекуна (попечителя) это лицо не обладает. Фактическим воспитателем вправе стать лицо в разном статусе. Фактический воспитатель даже может не быть напрямую связанным с ребенком. Главное условие – это помощь своему воспитаннику:

  • материальная;
  • добровольная.

Ну и про воспитание нельзя забывать. Хотя конкретным воспитанием может заниматься нанятый человек или учебное учреждение, в которое воспитанника определили на обучение за определенную плату. Ведь и родители могут отослать своего ребенка на обучение в другой город, где он закончит колледж в отдалении от их непосредственного влияния.

При каких условиях фактический воспитатель вправе рассчитывать на получение алиментов?

Спустя годы с воспитуемого его фактический воспитатель вправе потребовать выплаты алиментов. Условия те же, что и при перечислении алиментов другим близким родственникам. Однако в этой ситуации отмечается одно отличие: срок, на протяжении которого фактический воспитатель занимался содержанием и воспитанием ребенка.

1. Этот период обязательно должен превышать 5 лет.

2. Срок может быть и меньшим, если:

  • это был наиболее важный период в жизни ребенка;
  • обстоятельства, почему отметился неполный срок, судом признаются весомыми.
  • Тогда суд более глубоко и детально изучает обстоятельства и решает, имеет ли фактический воспитатель право на получение алиментов, или же ему будет отказано в иске.
  • Объективные причины для прекращения получения помощи от фактического воспитателя
  • 1. Ребенок рано повзрослел, отметилась его эмансипация:
  • начал зарабатывать средства, достаточные для нормальной жизни (обязательно превышающие определенный для него Прожиточный минимум), собственным трудом;
  • получил Наследство в виде ценного имущества или ценных бумаг, так что стал полностью самостоятельным в материальном плане.

2. Имея собственный доход, женился до достижения совершеннолетия. То есть теперь уже он взял на себя обязанности по содержанию семьи и воспитанию будущих детей. Значит его самого содержать и воспитывать нет надобности.

3. Ребенок достиг совершеннолетия. Причем срок, в течение которого фактический воспитатель согласился исполнять ранее обозначенные обязательства, истек раньше, чем исполнилось 5 лет. В дальнейшем его воспитанник может отказаться от обязанности выплачивать алименты своему воспитателю. К тому же воспитатель всегда знал, сколько лет его воспитаннику.

4. Фактический воспитатель оказался больным человеком и в какой-то момент уже не смог воспитывать вверенного ему ребенка, а тем более содержать его. В этом случае суд выясняет, на каком именно этапе и по какой причине воспитатель потерял здоровье.

Если воспитателю заранее было известно о болезни, тогда его стремление воспитывать и содержать ребенка короткий срок может выглядеть цинично, как выгодное капиталовложение. А еще стремления фактического воспитателя получить в скором будущем материальную выгоду очевидны, если речь идет о ребенке, которому покойные родители оставили значительное наследство.

Также воспитатель может потерять здоровье из-за пьянства или потребления наркотиков. Так что определяя алиментные отношения между воспитанниками и фактическими воспитателями, суд пытается глубоко разобраться во всех обстоятельствах и выяснить причины, почему фактический воспитатель взвалил на себя эту ношу.

Наши юристы предоставляют консультации и юридическую помощь по всей России — без выходных, а в Москве и Санкт-Петербурге мы работаем круглосуточно. Задавайте свои вопросы через формы онлай консультации или звоните по телефону в Москве и Санкт-Петербурге.

Что нужно педагогу ДОУ знать об аттестации

Педагоги ждут, когда изменятся условия аттестации, ведь Министерство просвещения обещало сделать это в 2020 году. Из-за этого возникает много слухов, «мол у нас уже аттестуют по-новому». Разбираемся вместе с Анастасией Шлемко, экспертом по аттестации педработников Москвы и Московской области, как сейчас проходит аттестация педагогов ДОУ и какие изменения уже есть в проекте.

Зачем педагоги проходят аттестацию

Педагоги обязаны проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности, а категорию они получают добровольно. Опросы в социальных сетях показали, что они делают это по следующим причинам.

Повышают статус. Это основная причина, которую называют сами педагоги. Если у педагога есть квалификационная категория, ему проще устроиться на работу, его охотнее зовут выступать на конференции и другие мероприятия. Категория показывает, что у педагога есть опыт, делает его авторитетней. 

Повышают зарплату. Прибавка за категорию сильно отличается в зависимости от региона. В Тверской области за первую категорию доплачивают 70 % от оклада, за высшую — 40%, в Забайкальском крае за высшую категорию доплачивают 15% от оклада. В некоторых регионах получать категорию действительно выгодно. Особенно молодым педагогам, у которых еще нет надбавок за стаж. 

Считают, что так надо. Часть педагогов аттестуется на квалификационную категорию, потому что так делают все. Но далеко не всем нужно получать категорию — есть педагоги ДОУ, у которых получается создать комфортные условия в группе, но при этом им не хочется транслировать опыт, участвовать в конкурсах или вовлекать детей в проекты. 

Идут потому, что заставили. Иногда администрация заставляет педагогов проходить аттестацию на категорию ради показателей, которые смотрят на проверках. В администрации боятся, что за малый процент аттестованных педагогов им вынесут предписание, хотя это вряд ли произойдет. Если педагог проходит аттестацию из-под палки, он может это делать формально. 

Повышают знания и опыт.  Чтобы пройти аттестацию педагогу нужно участвовать в конкурсах, проходить обучение, транслировать опыт. Но далеко не все курсы можно указывать в портфолио, которое подается в аттестационную комиссию.

Иногда на нелицензированных курсах педагог получает больше информации, чем на официальных. Также педагог может получить ценные знания и опыт в живом общении с педагогами-экспертами или на стажировках в других детских садах. А это сложно оформить в аттестационное портфолио.

Поэтому эту причину называет меньше всего педагогов. 

Как сейчас проходит аттестация педагогов ДОУ

Сейчас она  проходит так же, как и для других педагогов. 

Сроки. После двух лет работы педагог должен пройти обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности. Если он не собирается получать квалификационные категории, то должен проходить аттестацию на соответствие каждые пять лет.

В любой момент педагог может подать заявление на получение первой квалификационной категории, а через два года, если получил ее, — на высшую. Продлевать первую и высшую категорию нужно также каждые пять лет. 

Сейчас из-за эпидемии коронавируса разрешают просрочить категорию, но точную информацию нужно узнавать в региональных аттестационных комиссиях. 

Порядок аттестации. Обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности педагог проходит в своей организации. Как это происходит?

По внутреннему положению об аттестации создают аттестационную комиссия внутри детского сада и отдают уведомления всем педагогам, которым нужно проходить аттестацию. Затем методисты или старшие воспитатели готовят на педагога представление, в котором рассказывают о том, соответствует ли он должности. Иногда педагоги пишут представление сами.

Затем педагог приходит на заседание аттестационной комиссии: на нем зачитывают представление и задают педагогу вопросы. В некоторых регионах педагог должен принести на заседание свое портфолио. На заседании ведется протокол, а педагог затем получает выписке из него — соответствует он должности или нет.

Если не соответствует, придется проходить процедуру повторно — иногда комиссия советует посетить определенные курсы или усовершенствовать навыки. 

Читайте также:  Законна ли неустойка в 30% от стоимости тура?

Чтобы получить квалификационную категорию, педагог должен написать заявление и отдать его в аттестационную комиссию. Шаблоны заявления могут отличаться в разных регионах.

Также педагог составляет портфолио и прикладывает его к заявлению.

Заявление можно подавать в любое время, но лучше сделать это за пять месяцев до того, как истечет срок аттестации: комиссии рассматривают заявление один месяц, а потом за три месяца проводят аттестацию. 

Почти во всех регионах эксперты требуют электронное портфолио, чаще всего его заполняют на отдельном сайте или портале. Аттестационные комиссии рекомендуют заниматься портфолио не прямо перед аттестацией, а загружать в него материалы постоянно, как только они появились.

Затем в некоторых регионах эксперты приезжают в детские сады и оценивают непосредственно образовательную деятельность с детьми. Но сейчас из-за коронавируса это делают не во всех регионах. Когда портфолио собрано, его смотрит Эксперт и выставляет педагогу баллы за его достижения.

Обычно для получения категории достаточно, чтобы эксперт оценил педагога на 60 баллов из 100. После эксперт пишет заключение для аттестационной комиссии — на заседании члены комиссии знакомятся с заключением и выносят свое решение. Иногда педагога приглашают на заседание и задают ему вопросы — обычно это делают при первой аттестации.

Также педагога могут пригласить на заседание, если эксперт вынес отрицательное решение, а педагог с ним не согласен. В начале следующего после аттестации месяца комиссия публикует приказ о том, кому присвоили категорию. 

Портфолио. В электронном портфолио — пять-шесть блоков, они могут отличаться в зависимости от региона.

Чаще всего в портфолио включают курсы, которые проходил педагог, результаты взаимодействия с родителями и другими педагогами, результаты образовательной деятельности, результаты проектной и экспертной деятельности, методическое обеспечение, которое разработал педагог, педагогические технологии, которые он использует или разрабатывает. 

Важно понимать, что в портфолио можно включать не все семинары, которые посетил педагог, а именно курсы повышения квалификации от 18 часов. Но нужно включать семинары и конференции, на которых педагог выступал или которые организовывал сам. Если педагог утверждает, что проводил семинар, он должен прикрепить в портфолио документ, сертификат или диплом. 

В портфолио на высшую категорию стоит включать авторские технологии, без этого скорее всего категорию не дадут. Но важно, чтобы педагог активно применял эту технологию.

Если она просто описана, а в других блоках, например, результативности детей, не говорится об этой технологии, то это выглядит странно.

Если педагог будет показывать открытое занятие, он также может работать по своей технологии. 

Как будет проходить аттестация педагогов ДОУ после 2020 года

Точно это неизвестно, но педагогам Москвы и Московской области уже показали очередной проект изменений. Скорее всего его начнут внедрять в Москве со следующего учебного года. 

Было Будет (проект)
Любые детские конкурсы Детские конкурсы из перечня
Уровень ДОУ для проектов, конкурсов, достижений Уровень ДОУ не засчитывается. Если педагог проводит мероприятия в ДОУ, то он просто выполняет свои служебные обязанности и за это категорию не присвоят.
Любые профессиональные конкурсы для педагогов Только этапы конкурса «Воспитатель года»
Грамоты навсегда Грамоты только за аттестационный период. Это делают для того, чтобы отсечь стажистов, которые зарабатывают баллы в портфолио с помощью грамот, а не других результатов деятельности.
Любые курсы, обучение, переподготовка Только обучение в аспирантуре или наличие степени. Это самый спорный пункт, потому что вряд ли педагогу хватит на это времени и, наоборот, вряд ли аспирант или профессор вообще пойдет работать с детьми.
Засчитываются все набранные баллы Засчитываются пороговые баллы по трем критериям. Раньше баллы были по сумме всех критериев. Теперь будут пороговые баллы по каждому критерию, если они набраны, то педагогу присваивают категорию.

В этом проекте есть странные изменения, а есть полезные. Например, теперь методические службы города и руководители должны активно создавать мероприятия, чтобы педагогам было где участвовать и транслировать опыт. Это не очень сложно: педагоги уже усвоили дистанционные технологии и могут выступать через интернет. Это помогает наладить связи, организовать нетворкинг.

Чек-лист для прохождения аттестации воспитателя в 2020 году

  • 26-03-2020
  • Наталья Кабалюк
  • 14 минут

В статье мы расскажем, как воспитателю подготовиться к аттестации на первую или высшую категорию.

Чек-лист включил в себя все возможные виды деятельности и призван напомнить о множестве вариантов, как подтвердить высокий уровень подготовки. В межаттестационный период, конечно, можно успеть выполнить каждый пункт.

Но если времени осталось мало — рекомендуем выбрать несколько пунктов, по которым уже есть богатый материал и сделать упор на них. 

ЧЕК-ЛИСТ по подготовке к аттестации: 

Общее

Проверить, нужно ли продлевать категорию в этом году

  • Для чего это. Первая и высшая категория действуют только пять лет. Если не сделать продление, категорию отменят и надбавки к зарплате больше не будет.
  • Как действовать. Загляните в документ о прошлом прохождении аттестации. Если в нынешнем году с даты подтверждения категории истекает пять лет, время подавать документы на новую проверку. На рассмотрение заявления берут месяц, ещё три — на саму аттестацию. Подавайте заявление не позже, чем за 5 месяцев до истечения пятилетнего срока. Уточните специфику аттестации в своём регионе. Например, в Санкт-Петербурге с 15 мая по 15 августа заявления не принимают. Если у вас уже два года первая категория, в этом году можно готовить документы на высшую. 

Пройти курсы повышения квалификации

  • Для чего это. Помимо прямой практической пользы от новых знаний, удостоверение о повышении квалификации даёт дополнительные аттестационные баллы. Это повышает шанс на присвоение выбранной категории. 
  • Как действовать. Повышение квалификации может быть краткосрочным и длительным, очным и дистанционным. Для аттестационной комиссии больший интерес представляют очные курсы при ВУЗе или профпереподготовка. Если времени до аттестации осталось мало — подберите дистанционный курс на актуальную тему. 

Методическая работа

Уточнить методическую тему у заместителя директора

  • Для чего это. Руководство ДОУ ставит воспитателям задачи на межаттестационный период. Именно этим задачам посвящена методическая деятельность, результаты которой излагают в аналитической записке для аттестации.
  • Как действовать. Подготовьтесь к беседе. Для этого изучите образовательный Стандарт для дошкольников и выберите 2-3 интересные темы. Направление, которое вы утвердите в ходе беседы, станет основным вектором вашей работы на всё время до следующей аттестации. Лучших результатов вы достигнете, если тема методической работы будет по-настоящему интересна, а не «спущена сверху». К аттестации подготовьте план самообразования.   

Сходить на 2-3 методических объединения

  • Для чего это. Участие в методическом объединении поможет разобраться в выбранной теме методической работы. Вы узнаете о последних тенденциях и найдёте единомышленников. 
  • Как действовать. Идти на методические объединения нужно с уже выбранной темой работы. Вы проведёте время эффективнее, если подготовитесь: наметите направления работы, спрогнозируете возможные проблемы. Коллеги поделятся опытом, помогут конкретизировать проблему или подскажут актуальное направление работы в рамках выбранной тематики. 

Выступить на конференции районного или городского уровня

  • Для чего это. Для выступления на конференции нужен сильный материал. Предполагается, что вы глубоко погрузились в проблему и достигли определённых успехов. Кроме того, за выступления на конференциях дают дополнительные аттестационные баллы. 
  • Как действовать. Уточните на методическом объединении, кто и когда организует конференции в вашем городе. Свяжитесь с организатором, расскажите о своём направлении работы. Вместе с организатором определите узкую тему, которая будет интересна слушателям.

Провести семинар в организации или на районном методическом объединении

  • Для чего это. Проведение семинара, как и выступление на конференции, даёт дополнительные аттестационные баллы. Кроме того, в процессе подготовки к семинару вы систематизируете накопленный материал.
  • Как действовать. Поговорите с руководством ДОУ. Вам нужно доказать, что семинар будет полезен другим людям: воспитателям или родителям. Тему семинара определите совместно с начальником. На подготовку заложите минимум месяц. 

Поработать экспертом в жюри детского или профессионального конкурса

  • Для чего это. Работа в жюри поможет взглянуть на конкурсы изнутри и успешнее готовить к ним детей. Судейство в профессиональном конкурсе даст преимущество при вашей собственной подготовке. За призовые места воспитанников или личные победы при аттестации также начисляют дополнительные баллы. 
  • Как действовать. На методическом объединении уточните расписание конкурсов на текущий год. Свяжитесь с организаторами и предложите побыть экспертом. К беседе надо подготовиться: выпишите на листок свои компетенции, достижения и регалии, и только потом звоните. 

Обновить элементы предметно-развивающей среды в кабинете

  • Для чего это. Предметно-развивающая среда — одно из отражений вашей методической работы. Обновление может быть как следствием получения в ходе работы новой информации, так и площадкой для отработки гипотез. Меняя элементы предметно-развивающей среды, вы можете фиксировать изменения в поведении воспитанников в отчёте о методической работе. 
  • Как действовать. Сверьтесь с п.3.3 ФГОС для ДОУ. Предметно-развивающая среда должна удовлетворять требованиям стандарта. Изменения опишите в отчёте о методической работе, подкрепите данными исследований и рекомендациями экспертов.
Читайте также:  Как ускорить процесс получения денег согласно решения суда?

Принять участие в экспериментальной работе учреждения или методического объединения

  • Для чего это. Экспериментальная работа заключается во введении инновационных подходов и технологий в воспитательный процесс.  За участие в такой работе дают дополнительные аттестационные баллы. Кроме того, результаты введения инноваций — хороший материал для подготовки к конференциям и семинарам. 
  • Как действовать. Требования к экспериментальной работе описаны в Приказе Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1123. Уточните у руководства или на методическом совете, имеет ли ваше УДО статус ФЭП или УФЭ. Чтобы получить финансирование (грант), нужно действовать в рамках учреждения или организации с официальным статусом. Содержание экспериментальной работы должно быть в рамках темы методической работы. 

Принять участие в проектной работе учреждения или методического объединения

  • Для чего это. За проектную деятельность можно получить дополнительные аттестационные баллы. Результаты проектной работы могут лечь в основу семинара или темы для выступления на конференции. 
  • Как действовать. В интернете есть много готовых решений для проектной работы. Выберите 2-3 интересных и одну из них согласуйте с руководством. Нюансы организации могут подсказать на методическом совете. По результатам проектной работы подготовить аналитическую справку.

Обновить информацию на личном сайте педагога

  • Для чего это. Сейчас особое внимание при аттестации уделяют компьютерной грамотности воспитателя. На сайте можно делиться опытом с коллегами, вывешивать объявления для родителей, отвечать на вопросы и даже проводить виртуальные родительские собрания. 
  • Как действовать. Если личного сайта нет — заведите. Есть бесплатные сервисы, которые заменяют собой программиста и дизайнера. Вам понадобится только выбрать шаблоны и наполнить их информацией. 

Внеурочная деятельность

Провести классные часы

  • Для чего это. Классный час — это воспитательная деятельность за рамками утверждённой программы. Как правило, на классных часах развивают социальные навыки или уделяют большее внимание нравственному воспитанию. На таких мероприятиях дети могут задать интересные вопросы или подтолкнуть воспитателя к неожиданным выводам, которые интересно будет использовать в методической работе. 
  • Как действовать. Как правило, классные часы уже предусмотрены в расписании ДОУ. Выбор тем остаётся за воспитателем. Полезно уделять время общественно значимым темам: проводить День Земли, День водных ресурсов и пр. Спросите детей, о чём им было бы интересно поговорить. Наблюдение за воспитанниками поможет подметить интерес или необходимость обсуждения какой-либо темы. Не забывайте фиксировать интересные вопросы и изменения в поведении детей по результатам мероприятия.  

Открыть кружок или продолжить работу в уже существующем

  • Для чего это. При аттестации учитывают ведение кружков, секций, факультативов и объединений за три года, предшествующих аттестации. 
  • Как действовать. Если кружка нет, нужно выбрать направление деятельности и согласовать с руководством организацию. Возможно действовать совместно с другим воспитателем. По результатам реализации факультативных программ нужно подготовить аналитическую справку. 

Провести аттестацию у ребят, посещающих кружок

  • Для чего это. Аттестация воспитанников кружка помогает оценить успешность воспитателя в организации факультативной работы.   
  • Как действовать. Для проведения аттестации используют рекомендации книги «Мониторинг достижения ребёнком планируемых результатов освоения программы» (авторы Веракса Н.Е., Веракса А.Н.). Нужно провести первичный (сентябрь), промежуточный (январь) и итоговый контроль достижений воспитанников.  

Сделать копии наградных листов у ребят, выигравших конкурсы, конференции, олимпиады

  • Для чего это. За награды воспитанников дают дополнительные аттестационные баллы.
  • Как действовать. Самое надёжное — поговорить с родителями и оставить им записку-напоминание. Не забудьте похвалить ребёнка! Хорошее отношение к воспитателю поможет родителям не забыть о просьбе.  

Учебная деятельность

Взять в администрации результаты мониторинга освоения образовательных программ

  • ​​​​​​​Для чего это. Результаты мониторинга помогут показать успешность применяемых методик. Положительная динамика успеваемости — единственный показатель, который подтверждает ценность проведённой работы.
  • Как действовать. Согласовать с руководством ДОУ официальный запрос. 

 Работа с родителями

Провести внеклассные мероприятия с родителями и детьми

  • ​​​​​​​Для чего это. Хорошие отношения с родителями — Залог педагогического успеха. Если дома авторитет воспитателя не поддерживают, даже самые хорошие методики не приведут к результатам. Основная цель внеклассных мероприятий — расположить родителей к ДОУ и к воспитателю лично. 

Работа с социальными партнерами

Организовать экскурсии на предприятия

  • Для чего это. Экскурсии на предприятия — часть подготовки детей к выбору будущей профессии. Вдвойне хорошо, если на предприятии работает родственник ребёнка. У малыша сформируется понимание, куда и зачем уходит родитель, пока он сам в садике. 
  • Как действовать. Если у ДОУ есть предприятие-шеф, тогда всё проще. Нужно связаться через руководство с принимающей стороной и согласовать детали. Крупные производственные предприятия вроде Кока-Колы часто проводят экскурсии для детей. Можно составить список таких предприятий в вашем городе и уточнить в каждом возможность показать производство детям. Альтернативный вариант — попасть на работу к родителям. Здесь от родителей можно попросить только название предприятия и заручиться поддержкой. Основную часть работы нужно будет делать самостоятельно: созвониться с предприятием, объяснить идею и выгоду от мероприятия, согласовать детали. По результатам экскурсии провести классный час, результаты зафиксировать.  

​​​​​​​Организовать волонтёрскую работу в своём районе

  • ​​​​​​​Для чего это. Волонтёрская работа помогает транслировать детям базовые ценности: важность взаимопомощи и сострадания. Отчёт о проделанной работе хорошо смотрится в портфолио. 
  • Как действовать. Во многих городах есть волонтёрские организации, нужно только определиться с тематикой. Наиболее близкой к ДОУ представляется тематика уборки мусора. Выезд всей группой с родителями и воспитателями на природу и наведение там чистоты поможет детям понять ценность порядка, сформирует правильное отношение к мусору. Не забудьте предусмотреть пикник после уборки, а весь процесс фотографируйте. 

Самые задаваемые вопросы

Что делать, если высшую категорию по какой-то причине сняли?

Если вы не прошли вовремя аттестацию — надо её пройти и категорию восстановят. Если причина отмены в другом — придётся весь путь пройти заново. Сначала подать документы на первую категорию, получить её. Через два года работы воспитателем первой категории можно подать документы на высшую. 

Какие воспитательные подходы и методики считаются инновационными?

Каждый субъект России видит ситуацию по-своему. Передовой подход в одном регионе, может считаться обыденностью в другом. Чтобы действовать наверняка, запросите у руководства приказ, где чётко обозначены технологии, инновационные для вашего ДОУ.

Какой должна быть тема для аттестации?

Эту тему воспитатель выбирает сам, руководствуясь личными предпочтениями. С выбранной темой ему будет удобно работать, поскольку по ней легко собрать материал и есть наработки. 

  1. Как получить дополнительные баллы?
  2. Помимо действий, описанных в чек-листе, можно попробовать следующее:
  3. — подготовить отчёт о работе с одарёнными детьми и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
  4. — оформить наставничество над молодым специалистом в коллективе. 
  5. Если воспитатель подал заявление на первую категорию, но баллов хватает на высшую, какую категорию он получит?

Воспитателю присвоят (или подтвердят) первую категорию. Чтобы получить высшую, документы следует подавать именно на неё. 

Необходимые документы для аттестации

а) заявление на аттестацию воспитателя в свободной форме. Заполнить можно от руки, главное — соблюсти формат А4. 

б) портфолио. В него войдут данные по всем пунктам чек-листа. Технически портфолио — это папка с файлами на скоросшивателе. На каждом поставьте дату, а все копии заверьте у заведующей детским садом. Допустимо также сделать отчётную презентацию.

Как правило, основные разделы такие:

  • сведения о воспитателе: копии дипломов об образовании, о результатах предыдущей аттестации (если она была) и курсах повышения квалификации;
  • достижения воспитанников (участие детей в конкурсах важно только для высшей категории);
  • методическая деятельность;
  • отзывы родителей воспитанников или администрации детского сада;
  • участие в профессиональных семинарах и конкурсах, а также сведения о полученных дипломах и наградах.

За каждый пункт даётся опредёленное количество баллов. 

в) аналитическая справка о проделанной работе. Справку воспитатель готовит самостоятельно на основе портфолио. В ней нужно указать:

  • краткое описание образовательной ситуации в группе и фиксацию проблемы;
  • предпринятые педагогические действия, сравнение запланированных и реальных результатов;
  • возникшие трудности;
  • результаты взаимодействия с родителями воспитанников;
  • итог своей работы и основные направления профессионального роста.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *