Инвалидность и аутизм: какую группу дают ребенку при этом заболевании

Получить статус возможно, пройдя специальную медицинскую комиссию и доказав, что человек имеет ограничения, предусмотренные в специальных законодательных актах. После подтверждения диагноза и его тяжести, обратившемуся присваивается определенная группа инвалидности.

Дают ли инвалидность детям при аутизме или нет – это главный вопрос, возникающий у родителей, столкнувшихся с такой проблемой. В зависимости от степени выраженности патологии, у пациента есть право оформить статус инвалида. И получать предусмотренную государством помощь для реабилитации, повышения качества жизни.

  • возможность без очереди попасть в садик с логопедическими группами;
  • снижение или полная отмена платы за садик;
  • организация школьного обучения на дому;
  • преимущество в получении бесплатного средне-специального или высшего образования;
  • посещение лечащих врачей вне очереди;

Инвалидность и аутизм: какую группу дают ребенку при этом заболевании

  • скидки на проезд в общественном транспорте и транспорте дальнего следования;
  • бесплатные лекарства для компенсации нарушений, возможность получить бесплатную путевку на лечение в санаторий;
  • помощь сотрудников соц. служб.

Дополнительные льготы и отдельные условия, в том числе – для родителей, зависят от региона проживания семьи. Местные власти могут расширять список льгот. Но не могут ограничивать предусмотренные законодательством.

Как получить инвалидность ребенку-аутисту и какую дают при этом группу – расскажет лечащий врач. Фактически всегда это – детский психиатр, установивший диагноз и его тяжесть.

Нужно понимать, что далеко не каждый аутист настолько ограничен в возможностях, чтоб получить инвалидность.

Людьми с ограниченными способностями признаются те, кто не могут:

Инвалидность и аутизм: какую группу дают ребенку при этом заболевании

  1. обслуживать сами себя;
  2. самостоятельно находиться в социуме;
  3. проходить обучение, усваивать новые навыки;
  4. контролировать свои поступки;
  5. получать трудовые навыки;
  6. вести трудовую деятельность.

Порядок получения – отработанная процедура:

  • Первоначально нужно обратиться в поликлинику и получить официальный диагноз, поставленный профильным доктором после диагностики аутизма. В данном случае это – психолог или психиатр.
  • Лечащий врач направляет пациента на МСЭ (медико-санитарную экспертизу). Одновременно посещаются специалисты по списку, проводятся функциональные тесты, сдаются анализы. Все нужно выполнить в определенные сжатые сроки.
  • Полученные результаты возвращаются к лечащему врачу, и он готовит документы на представление пациента комиссии по МСЭ.
  • В назначенное время, ребенок с официальными представителями и собранными документами приезжает на комиссию. Коллектив докторов, на основе представления, присваивает ребенку-аутисту инвалидность и предоставляет подтверждающий документ. Также разрабатывается план реабилитации.
  • Затем родители должны сходить в Пенсионный фонд, чтобы получить официальное удостоверение. В отделе соцзащиты уточняются пособия и льготы, а соцстрах оформляет ИПР (индивидуальную программу реабилитации).

В зависимости от полученного статуса – временного или бессрочного –всю процедуру повторяют через 5 лет или после того, как ребенку исполнится 18 лет.

Инвалидность и аутизм: какую группу дают ребенку при этом заболевании

Разобравшись, где и как получить инвалидность при аутизме у детей, определимся со списком документов для оформления.

В список требуемых медицинской комиссией для присвоения инвалидности при аутизме у детей и определения, какую группу присвоить пациенту, входят:

  • Заявление по стандартной форме. Его пишут родители или опекуны ребенка, где излагают желание пройти медицинскую экспертизу.
  • Свидетельство о рождении ребенка. По достижении 14 лет нужно предоставлять паспорт гражданина Российской Федерации.
  • Результаты медицинских обследований профильными докторами. Данные анализов и тестов, подтверждающих наличие у ребенка стойких проблем со здоровьем.
  • Направление от лечащего врача – психолога по форме 088/у-06.

Инвалидность и аутизм: какую группу дают ребенку при этом заболевании

  • Характеристику, если маленький пациент посещал государственные или частные образовательные учреждения: детский сад, школу. В случаях, когда малыш находится под домашним присмотром родителей, характеристика не требуется.

Какие-либо дополнительные документы, требовать государственная комиссия не вправе.

Современное законодательство предписывает устанавливать особый статус для детей-аутистов с подтверждением патологического состояния каждые 5 лет, проходя всю комиссию заново, или бессрочно до достижения 18 лет.

Раньше, до 2015 года, наибольшим вопросом в сфере определения статуса человека с подобным диагнозом был: взрослый аутист – это инвалид или нет?

С недавнего времени, психиатры применяют шифр для обозначения наличия подобной болезни и у взрослых людей. Соответственно сегодня в документах представлены коды:

  • F84.0 – детский аутизм.
  • F84.1 – атипичный аутизм.

Они были установлены в Международной Классификации Болезней уже в 2010 году, но в нашей стране стали использоваться значительно позже. 

Проходя комиссию, родители или официальные представители должны с  вниманием отнестись к диагнозу, который вносится в документы. Так как далеко не все специалисты – психиатры вносят правильный код, предпочитая использовать старую традиционную замену названия болезни.

Но группа не означает, что ребенок навсегда останется ограниченным в возможностях.

Инвалидность и аутизм: какую группу дают ребенку при этом заболевании

Список использованной литературы

Инвалидность и аутизм: какую группу дают ребенку при этом заболевании

Инвалидность и аутизм: какую группу дают ребенку при этом заболевании

Дети с аутизмом вполне могут посещать обычный детский сад или школу, несмотря на то, что аутизм это неврологическое заболевание, которое связано с особенностями развития мозга. При этом к ребенку с аутизмом нужен правильный подход, любовь, внимание и постоянные занятия, требующие финансовых затрат.

Поэтому родители некоторых детей с аутизмом стремятся оформить на ребенка инвалидность. Но есть и такие, кто делать этого категорически не хочет, считая, что инвалидность это пожизненный приговор.

Кто относится к группе детей инвалидов с заболеванием аутизм

Согласно закону, инвалидом считается тот ребенок, у которого имеются стойкие нарушения психического, физического или когнитивного характера.

Причем, данные нарушения должны проявляться в такой степени, что ребенок не может:

  • обслуживать себя самостоятельно,
  • самостоятельно жить в социуме,
  • контролировать себя,
  • обучаться,
  • получать навыки трудовой деятельности,
  • осуществлять трудовую деятельность.

Что касается детей с аутизмом, этот диагноз не всегда предполагает получение инвалидности, и решение об оформлении инвалидности ребенку аутисту принимается комиссией после обследования и наблюдения за состоянием ребенка в динамике.

Говоря о законодательстве в вопросе инвалидности при аутизме, речь идет о следующих законах и постановлениях:

  1. Постановление № 95 о порядке оформления и условия назначения инвалидности.
  2. Постановление № 17 Министерства Труда об условиях для назначения экспертизы, которая призвана выявить причину, повлекшую за собой инвалидность.
  3. Приказ № 317 от Минздрава определяет порядок проведения медицинской экспертизы.
  4. Разъяснение № 1 от Министерства Труда перечень клиник, которые могут проводить экспертизу.
  5. Различные Федеральные законы, в которых прописаны права инвалидов, социальная защита в обществе, а также порядок выплат денежных средств по инвалидности.

Справка! Получить инвалидность может любой ребенок, у которого есть какое-то заболевание, ограничивающее его возможности и не позволяющее жить нормальной полноценной жизнью.

Стоит ли оформлять инвалидность

Инвалидность и аутизм: какую группу дают ребенку при этом заболевании

Прочтите также:  Особенности оформления отказа от медицинского вмешательства

Давайте разберемся, аутизм это инвалидность или все же нет. Нужно ли оформлять инвалидность ребенку с диагнозом аутизм, должны решать не только родители, но и специалисты.

Если заболевание привело к существенным нарушениям, безусловно, инвалидность оформлять нужно. Деньги и льготы никогда лишними не будут. Не стоит бояться, что инвалидность это на всю жизнь, она дается на год или на 5 лет.

Если в дальнейшем эксперты сочтут, что состояние ребенка улучшилось, инвалидность будет снята.

Социальная поддержка при инвалидности по аутизму

Пособие для ребенка с инвалидностью достаточно большое около 20 000 рублей. Это несколько выплат, причем часть из их может быть заменена другой льготой, к примеру, путевкой в профильный санаторий. Опекуну, который занимается уходом за ребенком, тоже положены трудовые льготы и социальные выплаты.

Денежные выплаты

При первом оформлении инвалидности семья ребенка-инвалида имеет право на единовременное пособие, в дальнейшем ребенку полагаются ежемесячные выплаты. Денежные средства родители могут потратить на лекарственные средства, занятия и терапию, которые стоят дорого витаминная терапия, общение ребенка с лошадьми или дельфинами и прочее.

Права и льготы ребенка-инвалида и его семьи

Безусловно, самая важная часть государственной поддержки детям-инвалидам это денежные выплаты, но родители не должны забывать о том, в законодательстве прописан ряд дополнительных видов помощи.

Например:

  • получение бесплатных лекарственных средств,
  • обучение в заведениях с логопедическим уклоном,
  • бесплатный проезд,
  • бесплатное получение профессии,
  • 50% скидка при оплате коммунальных платежей,
  • прием врача без очереди,
  • бесплатное посещение музеев, зоопарков и так далее,
  • бесплатные санаторные путевки.

Инвалидность и аутизм: какую группу дают ребенку при этом заболеванииНередко случается, что родители сталкиваются с отказом на получение бесплатных путевок в санаторий по причине, что аутизм является психическим заболеванием. Но отстаивать свои права обязательно нужно, ведь каждому ребенку положены подобные льготы. Ребенок с аутизмом должен направляться в санаторий в сопровождении родителей, что является гарантией безопасности как для  самого ребенка-инвалида, так  и для других пациентов санатория.

Семья ребенка-инвалида имеет право на обеспечение жильем, при условии, что место их проживания находится в плохом состоянии. Отпуск родителей продлевается на 4 дня, а также их не могут ни сократить, ни перевести на другое место работы без собственного согласия.

Срок предоставления инвалидности для детей в РФ

В настоящее время детская инвалидность устанавливается на год, два года, пять лет или до 18-ти летнего возраста. Это зависит от тяжести заболевания и длительности лечения и реабилитации.

Реально ли получить инвалидность при аутизме: порядок оформления

В Российской Федерации существует установленный порядок получения ребенком инвалидности вне зависимости от имеющегося диагноза. Как оформить инвалидность ребенку с аутизмом:

  1. Первым делом необходимо обратиться в поликлинику по месту жительства для установления диагноза. В случае с аутизмом необходимо записаться на прием к психологу, детскому психиатру или неврологу. Если профильного специалиста по месту жительства в поликлинике нет, необходимо получить направление к областному врачу.
  2. Врач должен дать направление на МСЭ и подробно объяснить, какие именно нужны анализы и инструментальные исследования. Экспертиза проводится каждый год в определенное время, поэтому все необходимые исследования должны быть пройдены до ее начала, в противном случае все отложится на год.
  3. После того, как ребенок пройдет все необходимые исследования, направляющий врач готовит пакет документов.
  4. В назначенное время ребенок с родителями и пакетом медицинских документов должен прийти на комиссию.

Какие документы необходимы для оформления инвалидности ребенку

Перечень нужных документов:

  1. Заявление от родителя или опекуна на проведение медицинской экспертизы.
  2. Свидетельство о рождении ребенка или его паспорт.
  3. Направление врача 088/у-06 (скачать бланк).
  4. Медицинские документы и амбулаторная карта, которые свидетельствуют о наличии проблем со здоровьем.
  5. Психолого-педагогическая характеристика, если ребенок посещает дошкольное учреждение или школу. Если ребенок находится на домашнем обучении (это нужно указать отдельно), характеристика не нужна.
Читайте также:  Деление имущества при разводе: жена гражданка рф, я беларус. мне нужно узнать по поводу деления

Переосвидетельствование или продление срока инвалидности

После окончания срока инвалидности всю процедуру сбора документов нужно будет проходить заново. Кроме того, предоставить комиссии заключение предыдущей экспертизы.

Инвалидность при аутизме после 18 лет

Инвалидность и аутизм: какую группу дают ребенку при этом заболевании

После 18 лет ребенку с аутизмом меняют диагноз. Несмотря на то, что данный недуг подразделяется на детский аутизм и атипичный аутизм, не все врачи готовы работать по мировым стандартам.

Поэтому ребенку могут изменить диагноз на взрослый: расстройство личности, шизофрения, умственная отсталость и так далее.

Какой диагноз будет поставлен ребенку после наступления совершеннолетия, к сожалению, часто зависит от информированности и настойчивости его родителей.

В данной статье рассказывается о парне из Воронежской области, которому оставили диагноз аутизм после 18 лет.

Какую группу инвалидности дают ребенку с аутизмом

Группа инвалидности аутичного ребенка определяется следующим образом:

  1. Первая группа дается больным, состояние которых требует постоянного внимания и постороннего обслуживания. Ребенок не контролирует свои действия, не может самостоятельно передвигаться и не в состоянии обслуживать себя самостоятельно. Чаще всего такую группу дают олигофренам и детям с тяжелой степенью шизофрении, при аутизме эта группа назначает редко.
  2. Вторая группа дается детям со стойко выраженными психическими расстройствами, но с меньшей степенью ограничения жизнедеятельности.
  3. Третья группа ограничение жизнедеятельности минимальные, психические и умственные нарушения незначительные. Ребенок может учиться школе, а в дальнейшем трудиться в облегченных условиях.

Заключение

Детская инвалидность это очень печально, однако отказываться от нее все же не следует. В настоящее время государство постоянно увеличивает размер ежемесячных выплат и определяет все больше льгот детям-инвалидам.

Аутизм это сложное заболевание, которое требует от родителей много времени, сил и финансовых затрат, и помощь государства, безусловно, не будет лишней.

Надеемся, что наша статья помогла разобраться в том, положена ли инвалидность с диагнозом аутизм.

Оформление инвалидности при аутизме, план действий 2018

Необходимость получения инвалидности при аутизме признана на государственном уровне. В законодательство и подзаконные акты внесены соответствующие изменения.

Однако для родителей детей-аутистов остается открытым вопрос о критериях получения инвалидности.

Часто люди не знают с чего начинать оформление инвалидности аутисту, какую группу инвалидности дают при аутизме и положен ли такой статус их ребенку.

Инвалидность и аутизм: какую группу дают ребенку при этом заболевании

Оформление инвалидности по аутизму – что говорит закон?

Закон, который регулирует и определяет вопросы, связанные с инвалидностью называется «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Инвалидом признается человек (ребенок-инвалид до 18 лет), который имеет стойкие нарушения физического, психического, когнитивного плана.

Для получения инвалидности эти нарушения должны быть такой степени, чтобы приводили к невозможности:

  • самообслуживания;
  • самостоятельной жизни в социуме;
  • самоконтроля;
  • обучения;
  • получения навыков для трудовой деятельности;
  • осуществления трудовой деятельности.

В применении к аутизму, инвалидность не является автоматически прилагаемой к диагнозу. Решение о назначении ребенку-аутисту инвалидности принимается коллегиально, после всестороннего обследования и наблюдения в динамике.

Обратите внимание! Родителям следует понимать, что классификация, по которой ставится инвалидность, и аутизм как диагноз – это разные вещи. Далеко не каждому ребенку с нарушением аутистического спектра положена и требуется инвалидность.

Стоит ли оформлять?

Получение официального статуса инвалида при аутизме дает возможность семье получать от государства материальную помощь в виде денежных выплат, льгот.

Реабилитация при аутизме назначается, или, скорее, разрабатывается, индивидуально. Не каждый ребенок-аутист нуждается в постоянной опеке. Родителям и специалистам следует концентрироваться не на оформлении инвалидности, а на ранней диагностике и адекватной реабилитации.

С другой стороны, материальная поддержка, возможность бесплатного получения необходимых препаратов, возможность прохождения курсов санаторного лечения, ежемесячные денежные выплаты ухаживающему за ребенком, неработающему родителю – все это дает оформление статуса ребенка-инвалида.

Обратите внимание! Оформление статуса ребенка-инвалида не ведет за собой каких-либо ограничений в выборе обучения или детского сада. По мере восстановления малыша, вы можете пройти комиссию и снять инвалидность в любое время.

Сколько денег платят при оформлении инвалидности по аутизму?

Согласно законодательству родителям (опекунам) ребенка-инвалида выплачивают:

  • 1-я группа — 10 376 руб. федеральная пенсия + 5500 «за уход» (или 1200, если уход осуществляет посторонний человек);
  • 2-я группа — 8 647 руб. + выплаты за уход.

Материальные льготы включают в себя:

  • 50% скидку при оплате коммунальных услуг;
  • бесплатный проезд в общественном транспорте;
  • 50% скидку на сезонный проезд на все виды транспорта;
  • бесплатный детский сад, лекарства, санаторно-курортное лечение.

Для мамы есть преференции в трудовом кодексе. Это летний отпуск и невозможность уволить ее с работы без ее согласия (не распространяется на трудовые нарушения со стороны женщины).

Обратите внимание! Мы перечислили не все выплаты и льготы, которые могут быть положены при инвалидности с аутизмом. Полный перечень следует уточнять в учреждениях социальной защиты по месту жительства.

Инвалидность для детей с аутизмом в РФ теперь дают на 5 лет

В марте 2018 года правительство РФ приняло постановление за №339. Согласно ему, первичная диагностика при нарушении аутистического спектра у детей дает возможность установить инвалидность на 5 лет минимально или бессрочно, до 18 лет.

Продление минимального срока установления инвалидности при аутизме связано с трудностями прохождения ежегодной комиссии для подтверждения статуса. Кроме того, это позволило упорядочить процедуру на всей территории страны.

Инвалидность и аутизм: какую группу дают ребенку при этом заболевании

Реально ли получить инвалидность при аутизме – порядок оформления

Существует общий, законодательно установленный, порядок получения инвалидности ребенку, независимо от его диагноза:

  1. Обращение в поликлинику по месту жительства для установления диагноза. Если заболевание общего характера – к педиатру. Если это психоневрологическая сфера, то обращаемся к неврологу, детскому психиатру. При отсутствии профильного специалиста по месту жительства, следует взять направление к областному врачу.
  2. Специалист должен выдать направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ). Он же прописывает подробно перечень специалистов, анализов, инструментальных исследований, которые необходимо пройти вашему ребенку. Медико-социальная экспертиза проводится ежегодно, в определенное время. Все этапы обследования необходимо пройти до ее начала. Иначе все отложится на год.
  3. После завершения обследования по выданному списку, все результаты несете врачу, от которого получили направление. Он должен подготовить документы.
  4. В назначенное время, с полученными медицинскими документами, проходите комиссию.

Обратите внимание! При аутизме направление на комиссию МСЭ выдает психолог.

Какие документы необходимы для оформления инвалидности ребенку?

  • Заявление от родителя или опекуна на проведение экспертизы.
  • Свидетельство о рождении. Для детей от 14 лет потребуется паспорт.
  • Направление от лечащего врача (оформляет специалист при подготовке документации) по форме 088/у-06.
  • Амбулаторная карта и другие медицинские документы, свидетельствующие о наличии у ребенка нарушений здоровья.
  • Психолого-педагогическая характеристика на ребенка, в случае если он посещает детское дошкольное или образовательное учреждение. Если ребенок «домашний», то это указывается отдельно и характеристику не требуют.

Переосвидетельствование или продление срока инвалидности

Доля переосвидетельствования необходимо пройти всю вышеописанную процедуру заново. Плюс представить комиссии заключение предыдущей экспертизы (розовую справку).

Инвалидность при аутизме после 18 лет

Существует проблема — когда ребенок-аутист достигает совершеннолетия, ему меняют диагноз «аутизм» на «умственную отсталость», «расстройство личности», «шизофрению». До 2015 года это связывали с тем, что официального кода для определения аутизма у взрослого человека просто не было.

На сегодняшний день такие коды существуют. Согласно Международной Классификации Болезней, установленной в 2010 году, это:

  • код F84.0 – детский аутизм
  • код F84.1 – атипичный аутизм

Однако далеко не все врачи-психиатры готовы работать согласно мировым стандартам. Сменят ли диагноз вашему ребенку с аутизмом при установлении инвалидности после 18 лет, часто зависит от настойчивости и информированности родителей (к сожалению).

Как оформить инвалидность по аутизму в Украине?

Инициировать процесс получения ребенком с диагнозом «аутизм» (нарушения аутистического спектра, РДА, атипичный аутизм) могут родители самостоятельно. Для этого им следует найти ближайшего детского психиатра и обратиться к нему за установлением правильного диагноза (или подтверждением имеющегося).

Для получения статуса инвалида, ребенку будут проведены соответствующие тесты. Если будет целесообразно, то к обследованию могут быть привлечены врачи: невролог, логопед, гастроэнтеролог, эндокринолог и другие узкие специалисты.

Установленный диагноз должен быть записан так, как это определено в приказе Министерства Здравоохранения Украины за No 454/471/516 от 08.11.2001 г. В нем перечисляются все основания для получения инвалидности с детства. Об аутизме написано в пункте 10 раздела «Розлади психіки та поведінки». Диагноз должен быть «дитячий аутизм» или «атиповий аутизм».

Для определения показаний к получению статуса инвалида, возраст не имеет значения. При установленном аутизме, ребенок будет «инвалид с детства», даже если вы пришли на комиссию в 16 лет. Лежать в больнице для обследования закон не обязывает. Все разрешается пройти амбулаторно.

Заключение может быть в виде:

  1. Формы 028/о – при амбулаторном обследовании.
  2. Формы 027/о – при стационарном обследовании.

Дополнительно надо:

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • характеристику с детского учреждения;
  • паспорт взрослого сопровождающего;
  • мед. карту.

Последний этап — прохождение ВКК в своей поликлинике.

Статья в тему: Как сняли диагноз аутизм

Обратите внимание! Заключение медицинского обследования выявляет показания для установления инвалидности с детства ребенку с аутизмом. Однако окончательный вердикт о присвоении или отказе в статусе инвалида остается за ВКК по месту жительства.

Вкк (врачебно-консультационная комиссия)

В Украине Медико-соціальна експертиза (МСЕК или ВКК) проходит после завершения предварительного обследования ребенка. Именно заключение этой комиссии (форма 080/о) является основанием для получения родителями официального документа, который дает право обращаться за социальной помощью в соответствующую (по месту жительства) государственную службу.

Обратите внимание! В Украине подтвержденный диагноз «дитячий аутизм», дает основание для установления инвалидности до 18 лет, на весь период детства ребенка. Другие нарушения могут быть переосвидетельствованы через 2 или 5 лет.

План (чек-лист) оформления инвалидности ребенку с аутизмом в Украине и России

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что процедуры получения статуса инвалида для ребенка с аутизмом в обеих странах похожи.

  1. Обращаемся в поликлинику по месту жительства, к специалисту, у которого ребенок стоит на учете. Как правило, это психоневролог или детский психиатр. Заявляем о своем желании оформить официально инвалидность при аутизме у ребенка.
  2. Получаем направление на медицинское обследование – в стационар или амбулаторно. Закон в обеих странах не запрещает любую форму мед. освидетельствования.
  3. Проходим медицинское обследование. Длительность процесса зависит от состояния ребенка, графика работы специалистов и расторопности родителей.
  4. Получаем заключение с обозначенным диагнозом и рекомендацией к установлению инвалидности.
  5. Собираем документы на медико-социальную экспертизу (МСЕК или ВКК в Украине, МСЭ в России) и подаем их в мед. учреждение по месту жительства. С документами ехать можно без ребенка. Вам назначают точную дату прохождения комиссии.
  6. Проходим ВКК. Получаем официальный документ о том, что вашему ребенку установлена инвалидность (розовую справку) и ИПР (индивидуальную программу реабилитации).
  7. С документами идем: в пенсионный фонд для оформления пенсионного удостоверения; в отдел социальной защиты для оформления положенных пособий и льгот; в фонд социального страхования для оформления ИПР. Все контактные телефоны этих учреждений не забудьте взять при прохождении ВКК.
Читайте также:  Киви деньги в долг на киви кошелек: быстро и без паспорта 300, 1000 р.

В оформлении инвалидности ребенку с аутизмом нет ничего сложного. Не следует бояться стационара – вы имеете право быть там с ребенком, без вашего разрешения ему ни одной таблетки не дадут.

Статья в тему: Как снять ЗПР у ребенка перед школой

Помните, что только от вашей настойчивости зависит качество жизни вашей семьи.

Развеиваем мифы о детях с расстройством аутистического спектра: рекомендации для их родителей и близких

2 апреля — Всемирный день распространения информации об аутизме. В последние годы стали все чаще звучать термины «аутизм» и «расстройство аутистического спектра».

Еще лет 20 назад о них мало кто знал, даже специалисты редко ставили такие диагнозы, особенно людям в возрасте старше 18 лет. В столичных ЦССВ и центрах социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов комплексную помощь получают ребята с аутизмом или РАС.

Специалисты из социальных центров рассказали о самых распространенных мифах об аутизме и дали рекомендации родителям таких детей.

Миф № 1: Причина возникновения РАС — вакцинация.

«Современные эпидемиологические исследования однозначно указывают на то, что причинно-следственная связь между возникновением РАС и вакцинацией отсутствует. Изменения прививочного календаря, изъятие каких-либо вакцин и их компонентов никак не влияло на частоту распространения РАС.

Чаще всего это заболевание появляется из-за генетических и средовых (недоношенность, гестационный диабет и т.д.) факторов. В настоящее время выявлено более ста генов, ассоциированных с РАС.

Средовые факторы имеют значение при взаимодействии с генетической предрасположенностью», − поясняет руководитель службы медицинской помощи детям ЦСПР «Дом детей» Александр Белов.

Миф № 2. Безглютеновые, кетогенная и безказеиновые диеты, вывод тяжелых металлов из организма (хелатирование), иппотерапия и дельфинотерапия вылечат аутизм.

В результате разных исследований эти методики не доказали свою эффективность. У детей с РАС, как и у других детей без этого диагноза, могут быть гастроэнтерологические заболевания, ферментопатии, пищевая аллергия, непереносимость молока и лактозы. Но с РАС это никак не связано.

Если у ребенка имеются гастроэнтерологические расстройства (боли в животе, тошнота, тяжесть, метеоризм), то любой ребенок будет беспокойно себя вести.

Дети с РАС, которым из-за нарушения социального взаимодействия и коммуникации намного сложнее выразить свои жалобы, также ведут себя беспокойно.

Лечебная диета и лекарства (спазмолитики, обезболивающие) снимают неприятные ощущения, и ребенок успокаивается. Опосредованно улучшается и его поведение.

Методика вывода тяжелых металлов не доказала свою эффективность, кроме того, она сопряжена с риском серьезных побочных эффектов. Иппотерапия и дельфинотерапия могут улучшить эмоциональное состояние ребенка, увлечь — как и любого другого ребенка при общении с животными. Но вылечить РАС они не могут.

«К таким же вмешательствам, не имеющим достаточных доказательств эффективности, также относятся остеопатия, иглорефлексотерапия, арт-терапия, метод Томатис и биоакустическая коррекция, микрополяризация головного мозга, методика биологической обратной связи, мозжечковая стимуляция, гипербарическая оксигеннация и многие другие», − отмечает Александр Белов.

Миф № 3. Лекарства вылечат аутизм.

Нет ни одного лекарства, которое могло бы повлиять на главные симптомы РАС — отсутствие социального взаимодействия и коммуникации, ограниченное и стереотипное поведение. В некоторых случаях применение лекарств обосновано.

При РАС могут быть другие сопутствующие расстройства, например, нежелательное поведение. В таких случаях лекарства могут помогать ребенку и опосредованно улучшать его социальную адаптацию.

И он сможет эффективно заниматься с другими специалистами — логопедами, дефектологами, психологами и так далее.

Советы для родителей, воспитывающих детей с РАС

  • Будете последовательны. Вам необходимо быть на одной волне с психологами, дефектологами, которые работают с вашим ребенком.
  • Сделайте жизнь ребенка предсказуемой и понятной для него.
  • Поощряйте ребенка за хорошее поведение. Хвалите его сразу, как только он демонстрирует хорошее поведение или выполняет вашу инструкцию, применяет только что разученный новый навык.
  • Создайте ребенку личную зону. Это пространство в комнате или в квартире, где ребенок может побыть один, поиграть, расслабиться.

«Выбирая варианты занятий с ребенком, помните, что нет методов, которые одинаково подходили бы всем.

У нас в Центре мы развиваем детей с аутизмом и РАС с помощью занятий с карточками, на которых изображены те или иные действия, они помогают составить понятное ребенку визуальное расписание. Таким детям очень важно развивать тактильное восприятие.

Наши ребята любят нанизывать бусы, лепить из теста и пластилина, собирать пазлы»,отмечает воспитатель ЦССВ «Юнона» Наталья Белоножкина.

Как играть с ребенком с аутизмом и РАС

«В нашем Центре воспитываются малыши-дошкольники, поэтому основной упор в занятиях с детьми с аутизмом и РАС мы делаем на игру. Наш опыт может быть полезен как кровным, так и приемным родителям таких крох», − отмечает дефектолог ЦССВ «Петровский парк» Алла Петрова.

Специалисты советуют использовать эмоциональные и простые потешки «Проснулись», «Мини-зарядка», «Конфеточки» − они формируют подражание взрослому, вызывают эмоциональный отклик ребенка.

Изначально для включения ребенка с аутистическими расстройствами в игру необходимо ориентироваться на то, что ему нравится. Это могут быть и не веселые стишки, а, например, эпизод из мультика, запомнившийся малышу.

Важно помнить, что для развития ребенка учебный материал надо все время менять: место проведения игры, сами потешки, эмоции взрослых периодически должны быть разными.

Игры для каждого ребенка должны быть ориентированы на него самого. Сначала взрослый присоединяется к его игре, итог − совместно-разделенное переживание.

«Совместное сюжетное рисование с ребенком — важная методика работы нашего Центра. Дети очень его любят. Мы рисуем сюжеты, которые привлекательны, наглядно доступны детишкам.

Например, торт именинника, машина, которую видели на прогулке, и т.д.

Наши малыши становятся активными, появляется устойчивый интерес к общению со взрослыми, что особенно важно со сверстниками», − говорит Алла Петрова.

Основным ориентиром развития ребенка с аутизмом должно быть разнообразное, эмоционально насыщенное общение с ним родителей. Постоянно разговаривайте с ним, комментируйте свои действия, стимулируйте интерес ребенка к внешнему миру, научитесь считывать его элементарные попытки вступать с вами в контакт.

«И самое главное правило: ребенка с расстройством аутистического спектра необходимо принимать таким, какой он есть, не сравнивая с другими детьми. Он не лучше и не хуже их, он просто другой», − убеждена воспитатель ЦССВ «Юнона» Наталья Тонконоженко.

Источник

Инвалидность и аутизм: какую группу дают ребенку при этом заболевании

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Почему я не хочу оформлять инвалидность своему ребенку — Милосердие.ru

Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 1, ст. 79), гарантирует детям-аутистам право на инклюзивное образование в обычной школе. Но это теория. На практике ребенок-аутист почти неизбежно становится объектом методичного выдавливания из любой школы. Единственный выход для родителей – скрывать его диагноз, избегая официального обследования.

Донна Уильямс, «Изгой». http://outfund.ru

Услышав от психолога, что у моего старшего ребенка синдром Аспергера, я поняла, что с этим придется жить многие годы. Если кто не знает, синдром Аспергера – это расстройство аутичного спектра (РАС), фактически разновидность аутизма.

Первый вопрос, который приходит в голову, когда привыкаешь к диагнозу: как именно существовать, как помочь выстроить жизнь в обществе своему ребенку.

Прошедшие годы с их неурядицами и непонятно откуда возникающими (как мне тогда казалось) проблемами прошли перед глазами словно в ускоренной съемке. О чем-то я только теперь задумалась по-настоящему.

И первое, что я поняла почти сразу: я не только не буду оформлять сыну инвалидность, но даже обозначать диагноз в медицинской карте районной поликлиники. Спросите, а как же тогда поставили диагноз – без врача, без полклиники?

Очень просто: минуя районного психиатра. Когда среди друзей и знакомых множество врачей, а в стране процветает частная медицина, сделать это совсем не сложно. Тем более что что сегодняшний день об аутизме и синдроме Аспергера написано и опубликовано (включая переводные статьи) совсем не так мало, как это было в 1999-м году, когда мой сын появился на свет.

Собственно недостаток медицинской информации, который теперь в прошлом, – это одна из причин, по которой диагноз поставили поздно, когда начальная школа была уже позади.

Мне с самого начала было понятно, что мой ребенок отличается от других. Он достаточно сложно сходился со сверстниками, хотя потребность в общении у него огромная.

Но поскольку никаких проблем с речью и интеллектом не возникало – наоборот, наблюдалось опережение в развитии, – меня куда больше беспокоили выраженная гиперактивность, нарушения сна и слабый иммунитет.

Первые три года он прожил у меня практически на руках и каждую ночь просыпался 4-5 раз.

Из-за болезней, травм, смены места жительства сын так и не пошел в детский сад. А перед поступлением в школу мы, как и все законопослушные, но «не посещавшие» граждане, планово проходили психиатра.

Холерическая дама ни слова не сказала про аутизм, но долго заставляла ребенка шести с половиной лет решать в уме примеры вроде «9 минус 7». Сын, кстати, ни разу не ошибся.

Сейчас я удивляюсь, почему тогда не протестовала против такого «психиатрического» тестирования.

Зато в школе сразу стало плохо. Сын практически с первого дня ее возненавидел. Учиться было неинтересно, поскольку программа 1-го класса казалась слишком легкой, а сидеть на одном месте 5-6 уроков – невыносимое испытание для семилетнего пацана.

Да и отношения с одноклассниками никак не складывались.

Им не нравилась его манера (сохранившаяся, кстати, до сих пор) то и дело цитировать литературные произведения, а также отсутствие познаний в области компьютерных игр, нелюбовь к кино, которое он до сих пор не смотрит, вегетарианство и, главное, запредельная честность всегда и во всем.

Да, люди с синдромом Аспергера не умеют врать. Совсем. И любят говорить цитатами. И у них, как правило, ограниченный список потребляемых продуктов.

В средней школе сын стал объектом настоящей, системной травли. Причем не только со стороны учеников, но и их родителей, а вслед за этим и учителей. Ситуация элементарная и, по мнению всех моих знакомых, стандартная.

Наиболее «преуспевающие» родители не любят, когда в классе, куда ходят их дети, появляются ученики «с особенностями». Они хотят, чтобы их чада посещали «рейтинговую» школу. А как раз этот самый рейтинг, по их словам, в таком случае очень страдает.

Разговоры на эту тему я слышала неоднократно.

Вполне естественно, что школьная администрация тоже взыскует «рейтинга», но понимает его по-своему: как услуги школе со стороны статусных родителей и полезное партнерство с разными интересными организациями, привлеченными ими же. В итоге администрация вместо того, чтобы наводить в школе порядок согласно «Закону об образовании», предпочитает помогать выдавливать «неправильного» ученика, который оказывается в роли гадкого утенка.

Читайте также:  Свадебный подарок-квартира. Делится ли она в случае развода?

На занятиях в рамках предмета «Общество» мой сын слышал много правильных слов о толерантности, терпимости, недопустимости ксенофобии.

Вот только завершив свой учебный час, преподавательница тут же забывала о сказанном и начинала потакать травле. Толерантность расцветала пышным цветом.

Мой сын сделал соответствующие выводы о происходящем и я не стала его переубеждать. Я, как и он сам, не люблю вранья.

В конце концов школьную администрацию все-таки пришлось поставить перед выбором: жалоба в департамент образования и заявление в прокуратуру или… В итоге получилось «или». Только теперь понимаю, что с этого надо было начинать.

Хуже всего то, что на фоне хронического стресса аутичные черты у ребенка сделались заметнее. Начался регресс – и в интеллектуальном плане, и в плане психоэмоционального развития. Сын надолго замыкался в себе, круг его интересов сузился.

Все-таки раннее детство ребенок провел в относительно благополучной атмосфере, и я уделяла ему практически все время, работая по остаточному принципу. Мы очень много общались. Говорили на самые разные темы, гуляли по весенней и занесенной снегом Москве, ходили на органные концерты и в Пушкинский, путешествовали…

Школа отняла все то, что мне удалось для него собрать, по сути ничего не дав взамен, кроме стресса и ужаса.

Когда сыну было 9 лет, у меня родились близнецы, и времени на общение со старшим осталось гораздо меньше. Правда, отношения с сестренками у него сложились прекрасные. Он очень ждал их появления на свет и до сих пор помогает возиться с ними.

Раньше я сетовала на то, что у меня только один ребенок. Сейчас понимаю, что это, наверное, проявление Божьего промысла. Ведь я могла отдавать старшему все свое внимание, а ему это было так важно.

Наверное, это внимание и стало средством некоторой реабилитации.

Я до сих пор считаю, что мать и отец – лучшие АВА-терапевты для маленького аутиста. Ведь дети с этим диагнозом очень разные, и никакой профессионал не в состоянии так узнать и понять конкретного ребенка, как мы сами. Только альянс родителей с врачами и частными (ни в коем случае не школьными!) психологами может дать хороший результат.

И еще арт-терапия. Моего сына буквально за шиворот вытащили из состояния внутреннего одиночества несколько классов музыкальной школы, в которой он успешно и с удовольствием учился. Признаться, нам повезло с преподавателем. Ведь учить аутиста музыке не так просто.

Кстати, у всех детей с синдромом Аспергера любимым предметом становится сольфеджио. А лучшими с точки зрения развития головного мозга следует считать занятия на музыкальных инструментах, где задействованы обе руки.

К сожалению, на фоне переезда в другой район, послешкольной депрессии и развившегося подросткового нигилизма (тут изрядно постаралась преподавательница-общественница) музыкальная школа была заброшена. Зато сын сам себя «отвел» в художественную. И хотя способностей к рисованию у него меньше, чем к музыке, – это огромная отдушина для ребенка, на которого весь мир идет войной…

И вот когда диагноз все же был поставлен, и мне стало ясно, что происходит с сыном, пришлось принять очень важное решение. Подтолкнул к нему разговор с психотерапевтом (назовем ее так) – очень хорошим человеком, опытным врачом, и – вот совпадение – тоже мамой ребенка с синдромом Аспергера. Она спросила меня: «Вы будете оформлять инвалидность?»

Я ненадолго задумалась. Какие преимущества и гарантии есть у ребенка с так называемой «ментальной инвалидностью» в нашей стране? Право не служить в армии? Нищенская пенсия, для получения которой надо, унижаясь и накручивая себе нервы, проходить ВТЭК каждые несколько лет? Кажется, на этом список льгот заканчивается.

Зато для такого ребенка открывается прямой и короткий путь в гетто, сойти с которого уже невозможно. Ни для кого не секрет, что все дети с диагнозом «аутизм» (а это очень разные дети, с разной степенью выраженности нарушений) по достижении 18 лет автоматически получают диагноз «шизофрения». И этот диагноз уже никогда не снимается.

Аутизм практически не лечится, возможна лишь большая или меньшая социальная компенсация.

Фото http://www.molomo.ru

И наше общество сегодня таково, что ему проще исторгнуть из себя ребенка-аутиста, – а это гораздо проще, чем «изгнать из племени» аутиста-взрослого, – нежели заниматься его адаптацией.

Сегодня все чаще говорят и пишут о важности инклюзии. Приняты соответствующие поправки к Закону «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 1, ст. 79) ), согласно которым инвалиды имеют право на инклюзивное образование в обычной школе. На дает ли это хоть что-нибудь на практике?

Тысячу раз прав Валерий Панюшкин, который в статье «Женю С. не учат в школе» показал, что механизм действия закона не налажен и он фактически не выполняется. То есть, попросту говоря, если директор школы не захочет у себя никакой инклюзии, ее и не будет. А зачем, скажите, директору хотеть инклюзии? Что он с этого будет иметь кроме кучи новых проблем?

Уж если моего сына бойкая инициативная группа родителей и школьных работников требовала выгнать из школы лишь потому, что он казался им просто «несовременным и замороченным» (и как следствие, постоянно вызывающим огонь на себя), что говорить о многих других несчастных?

Мне говорили прямым текстом, что мой сын является объектом травли, «потому что не такой, как все». А другие дети замечательные и добрые. И то, что они принуждают моего ребенка к просмотру сцен жесткой порнографии на планшетах, наносят ему побои, приводящие в травмпункт, и становятся в очередь, чтобы плюнуть ему в лицо, – так это потому что «он сам провоцирует».

Совершенно очевидно: если бы эти дети, родители и учителя вдобавок знали, какой у моего сына диагноз, они добились бы его исключения из школы. Порекомендовав отправить куда-нибудь подальше, скорее всего, в коррекционную школу – несмотря на то, что он не последний ученик в классе. Просто потому, что аутисты – «шизофреники и дебилы».

А теперь неожиданно выясняется, что они «склонны стрелять в школе».

Так начали писать на форумах после радиовыступления одного зарвавшегося психолога и одного поэта, считающего себя в праве ставить диагнозы в области психотерапии.

Эти люди решили поставить диагноз «аутизм» мальчику, расстрелявшему учителя в школе в Отрадном. Неважно, что его папа оказался полицейским, а в доме, если верить, новостям, нашли кучу оружия.

Выстрелил – значит, «аутист». Почему правовая оценка этого ужасного поступка попросту подменяется психиатрическим диагнозом. Да еще поставленным на расстоянии, по телевизионной картинке. Не возвращаемся ли мы к той репрессивной психиатрии, которая, казалось, канула в Лету вместе с рулевыми советской эпохи.

Вообще-то, аутизм теперь принято называть не болезнью, а особенностью развития. Но заниматься такими детьми некогда – потому что, ну, вы же понимаете, педсоветы, олимпиады, ЕГЭ…

Да и незачем «других детей травмировать». Зачем «ущемлять их права», когда можно несколько человек просто отправить в коррекционку, а еще лучше – в психоневрологическую клинику: так надежней. Хотя именно там аутисты безвозвратно деградируют.

В больницах им по-старинке дают пригоршни таблеток, хотя весь мир знает, что лекарства от аутизма нет. В коррекционных школах начисто лишают социализации и возможности продвигаться в сторону «зоны ближайшего развития». Отбраковывать граждан удобнее в детстве, это факт. Не будет ли честнее назвать это явление его настоящим именем: обыкновенный фашизм.

Не верите? Позволю себе напомнить, как официально ставятся и подтверждаются такие диагнозы и даются соответствующие рекомендации. Где надлежит учиться детям-инвалидам, определяет специальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).

Детский психиатр Елисей Осин в статье «Кто решает, где будет учиться ребенок-инвалид?» очень точно объясняет, какова эта комиссия и почему ее так страшно проходить. Там показано, что работу ПМПК, точнее всего сравнить с заседаниями знаменитых «троек» сталинских времен. 20-30 минут прищура – и готово решение.

По сути это и есть современные детские 10 лет без права переписки – отправка туда, где ребенка ждет только деградация.

Родители не в силах повлиять на «процесс»: их никто не слушает, они же не специалисты. И если колесо закрутилось, оно не остановится, пока не сделает полный оборот.

Нужен ли весь этот ад моему ребенку в обмен на возможность не идти в армию? Я решила, что нет. Пусть он лучше по-прежнему учится в обычной школе по обычной программе, хоть это и непросто. Пусть радуется занятиям в художке.

Пусть посещает занятия с любимым психологом, ставшим его другом. Пусть ездит в молодежный клуб при Институте коррекционной педагогики для общения со сверстниками.

Пусть мечтает о будущей профессии, путь к которой не закрыт официальными диагнозами.

Чем больше говорят и пишут об инклюзии, тем очевиднее: она должна касаться общества в целом, причем, как строка в законе, иначе любые разговоры о толерантности – это пустой треп.

Сегодня настоящая инклюзия возможна только в семье. Никто не заменит маленькому человеку любящих родителей, братьев, сестер и Церкви. Основная реабилитация – любовь и Таинства. Специалисты – педагоги, врачи и психологи – дополнительная помощь.

Смешные деньги, положенные моему сыну в качестве пенсии, я пока в состоянии заработать. А с призывом в армию мы что-нибудь придумаем.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.