Как быть, если меня обвиняют в плагиате собственного текста?

Плагиатор — неприличное слово. Им клеймят тех, кто ворует чужие идеи и выдаёт за свои. Это вечнозелёная тема в литературных кругах. В интернете о плагиате помалкивают и редко идут дальше технической уникальности.

Сетевые авторы в свободное время рассуждают о разнице между глубоким рерайтингом и копирайтингом, но ценность самой уникальности текста под сомнение не ставят. А если кто обвинит в банальности идей, можно предъявить справку об уникальности, выданную Адвего Плагиатусом.

Как быть,  если меня обвиняют в плагиате собственного текста?

Давайте разворошим этот улей, в котором нам так тепло и уютно. Давайте вспомним о таком понятии, как фактическая уникальность текста, и признаем наконец, что в интернете все тексты — родственники, а каждый из нас немного плагиатор.

Есть хорошая новость — это не смертельно.

Как быть,  если меня обвиняют в плагиате собственного текста?

Плагиат — рождённый в древности

Если ты украл свою мудрость из одной-единственной книги, то ты презренный плагиатор, литературный вор. Но если ты крадёшь из десяти книг, то называешься исследователем, а если из тридцати-сорока книг, то ты — выдающийся исследователь.

Амос Оз

В древнем мире заимствование чужих идей было обычным делом. Даже такие великие умы, как Геродот, Плутарх и Диодор Сицилийский, делали это открыто и с удовольствием.

И даже те, кто осуждал плагиат, всё равно понемногу воровали сами. Например, Вергилий яростно осуждал плагиат в произведении «Sic vos non vobis». Однако Макробий уличил его в заимствовании множества стихов у Лукреция и Энния, о чём написал в 6-й книге «Сатурналий».

Крупнейшие писатели эпохи Просвещения активно использовали заимствование в своём творчестве. Мольер сплагиатил у французского драматурга Сирано де Бержерака целую сцену и без изменений перенёс её в свою пьесу «Проделки Скапена». Когда Мольера упрекали в плагиате, он парировал: «Я беру своё добро всюду, где его нахожу».

Шекспир тоже заимствовал целые сцены и множество отдельных стихов, а на упрёки отвечал: «Это девка, которую я нашёл в грязи и ввёл в высший свет».

Обвинения в плагиате постоянно звучали в литературных кругах. В списках обвиняемых значились такие выдающиеся авторы, как Эмиль Золя, Альфонс Доде, Эдмонд Абу и Альфред де Мюссе. В 1891 году была издана целая книга, обличающая в плагиате Готхольда Лессинга.

Кстати, Лессинг упражнялся в плагиате с известной басней о вороне и сыре. Автор заменил кусок сыра на отравленное мясо. В его версии Лиса выманила у Ворона отравленное мясо с помощью лести, съела его и издохла. А мораль у него заключалась вовсе не в том, что Ворона глупа. Лессинг осуждает Лису: «Пусть бы и вам никогда не добыть своей лестью ничего, кроме яда, проклятые подхалимы!»

К слову сказать, знаменитые басни многократно становились объектом внимания плагиаторов. А наш любимый Иван Крылов так мастерски переделал некоторые басни Эзопа, Лафонтена и Федра на русский манер, что теперь они занимают видное место в отечественной литературе.

Одни авторы заимствовали понемногу, Дюма-отец играл по-крупному. Он сплагиатил большие отрывки не только у неизвестных авторов, но и у таких знаменитых коллег, как Шиллер, Вальтер Скотт и Шатобриан.

Так что плагиат существует ровно столько, сколько и сама литература.

Тест на плагиат — больной вопрос

Плагиат — умышленная выдача чужого произведения за своё. Это когда вы скопировали несколько абзацев или весь текст у другого автора и поставили свою подпись. Вроде всё просто и плагиат найти легко. Но нет. Достаточно хорошенько отредактировать текст, чтобы обнаружить и доказать факт плагиата стало почти невозможно.

Как быть,  если меня обвиняют в плагиате собственного текста?

У такого понятия как плагиат нет точного определения, поэтому в некоторых случаях сложно однозначно отделить плагиат от таких сопредельных понятий, как подражание, заимствование, соавторство, и других случаев сходства произведения. Совпадение отдельных идей плагиатом не считается, поэтому если кто-то позаимствовал вашу идею и описал её в собственном стиле, то доказать факт плагиата вряд ли получится.

Сегодня больше всего обвинений в литературном воровстве поступает в адрес Дэна Брауна и Джоан Роулинг, авторов таких мировых бестселлеров, как «Код да Винчи» и серия романов о Гарри Поттере. В суде ни одна из претензий в адрес авторов бестселлеров удовлетворена не была.

Зато Джоан Роулинг отчасти удалось доказать факт плагиата со стороны русского автора — Дмитрия Емеца, который написал серию книг о супердевочке Тане Гроттер. Публикация книг о Тане Гроттер запрещена в ряде европейских стран.

Однако Роулинг не смогла помешать изданию книг российского автора в Голландии.

Если доходит до суда, экспертизу текста выполняют лингвисты и здесь исход дела решает их профессионализм и опыт. Как пишет доктор филологических наук Татьяна Стексова, человек может изменить свою точку зрения на любую проблему, сменить объект научного исследования, но манера изложения мыслей сохраняется.

Как быть,  если меня обвиняют в плагиате собственного текста?

Стиль изложения, частота использования вопросительных конструкций или слов с оценочным значением — в ходе экспертизы лингвисты тщательно изучают тексты, чтобы выявить, есть ли в них сходство. Если вам интересно, как всё происходит, статья Стексовой «Дело о плагиате: опыт лингвистической экспертизы» как раз об этом. А мы идём дальше.

Почему в интернете о плагиате не скандалят — и правильно делают

В большой литературе обвинения в плагиате звучат часто и вызывают сильный резонанс. В интернете по каждой теме есть десятки похожих друг на друга статей и это мало кого заботит.

На то есть как минимум четыре причины.

Как быть,  если меня обвиняют в плагиате собственного текста?

Во-первых, в литературе борьба с плагиатом — это борьба за прибыль и репутацию. Писателю важно не позволять другим наживаться на его успехе и защищать репутацию, если кто-то обвинит в плагиате его самого. Копирайтер часто работает за смешной гонорар, прощается с текстом навсегда и не терпит никаких убытков от появления клонов его статьи.

Как быть,  если меня обвиняют в плагиате собственного текста?

Во-вторых, физически невозможно отследить все тексты, написанные на основе вашего. Можно найти точные копии или фрагменты, но невозможно отследить все статьи, при создании которых какую-то роль сыграл ваш текст.

В-третьих, в сети мало кто может быть уверен в том, что он сам написал уникальную статью. «Всякий текст вбирает в себя другой текст и является репликой в его сторону», — пишет один из основателей теории интертекстуальности французский семиолог и литературовед Юлия Кристева.

В век информационного общества, когда мы каждый день просматриваем и пролистываем десятки постов, статей и заголовков, немного лицемерно говорить про уникальность. Интернет — мир текста, поэтому при написании статьи мы всегда опираемся на то, что прочитали ранее. Об этом хорошо сказал Бернар Вербер: «Ваша мысль — лишь бледная копия размышлений великих, которых вы цитируете».

В-четвёртых, текст в «коммерческом» интернете служит конкретным маркетинговым целям. Его пишут с учётом поставленных целей, особенностей целевой аудитории и других факторов. И там, где один текст принесёт компании выгоду, другой будет бесполезен, и дело вовсе не в уникальности.

Две стороны уникальности текста и один бонус за свежую идею

Если в литературе воюют с плагиатом, то в сети — с неуникальными текстами. Здесь тоже без сложностей не обошлось. Понятие «уникальный текст» состоит из двух составляющих: технической и фактической уникальности.

С технической уникальностью проще. Всё когда-то началось с того, что Яндекс устроил очередной апгрейд поисковых алгоритмов и продвижение сайта стало невозможным без уникальных текстов.

С тех пор даже те, кто не верит в силу качественного контента, вынуждены сверяться с такими инструментами проверки уникальности, как «Антиплагиат», Advego Plagiatus, miratools.ru, istio.com и другие.

Лезть под капот этих сервисов не будем, скажем только, что их объединяет общий принцип работы: вы добавляете в систему свой текст, а она дробит его на кусочки (шинглы) и сравнивает с другими нарезанными кусочками, опубликованными в сети, чтобы найти похожие. Если вы поставили пять слов подряд так же, как и другой автор, система это выявит.

Однако 100% уникальности в данном случае говорит только о том, что автор действительно поставил все слова в уникальном порядке.

Исключительность высказанных идей — это уже про фактическую уникальность. Фактически уникальным можно назвать текст, который содержит оригинальные, свежие идеи. То есть об этом раньше не писали, об этом так раньше не думали, на это раньше не смотрели под таким углом.

Например, до вас все писали, что текст должен содержать как можно больше ключевых слов, прикидывали идеальное их количество и раскрывали лайфхаки, которые помогают вписать в предложение безграмотное словосочетание из пяти ключевых слов.

Читайте также:  Прописка и сроки регистрации по новому адресу

А потом появились вы во всём белом и сказали, что текст следует писать для людей, а для каждого ключевого слова надо бы сооружать фундамент из пользы и смысла. Вот такая статья будет уникальной по содержанию и станет предметом гордости для автора.

Как быть,  если меня обвиняют в плагиате собственного текста?

Бонус в том, что такая статья не обязана показывать 100% уникальности по Адвего. Вы можете цитировать чужие слова, приводить фрагменты отвратительных SEO-текстов, писать курсивом и красить слова в разные цвета — и вам за это ничего не будет, потому что вы написали нечто действительно уникальное.

Ново-пассит для копирайтера: стремиться не к уникальности, а к решению поставленных задач

Смириться с мыслью, что все мы немного плагиаторы, легче, если вспомнить о том, зачем мы вообще пишем.

Если нужно рассказать о преимуществах товара компании, то главный критерий качества вашей работы — удалось ли вам рассказать о продукте так, чтобы пользователь понял свою выгоду.

Если вы ведёте блог компании, хорошо бы каждая статья помогала решить проблему, которая волнует читателей блога.

Как быть,  если меня обвиняют в плагиате собственного текста?

Когда перестаёшь смотреть на текст как на уникальный набор слов и воспринимаешь его как инструмент для работы с читателем, становится легче. Тогда быть уникальным — не главное, важнее говорить о том, что интересно аудитории.

Иногда уникальность вообще не нужна, достаточно наступить на больную мозоль читателя и предложить лечение.

От редакции: в некоторых случаях даже самые твердолобые сеошники уже признают, что не в уникальности дело. Какая уникальность может быть в описании товара, присутствующего в 100500 интернет-магазинах?

Хороший автор всегда ищет дополнительную ценность

Если вы хорошо отрерайтили материал, сервисы проверки уникальности вас не разоблачат, а вот заказчик, коллеги и конкуренты могут. Когда человек «в теме», он легко заметит заимствованные идеи и заезженные пластинки. Однако главный судья своим текстам — вы. Если хотите писать хорошо, старайтесь добавлять в текст максимум дополнительной ценности.

10 способов добавить в текст больше пользы:

  1. Используйте как можно больше источников.
  2. Используйте зарубежные статьи.
  3. Честно указывайте автора, у которого решили что-то позаимствовать. Знакомьте читателя с интересными авторами и экспертами, он будет благодарен. Можно указать цитату со ссылкой на источник.
  4. Попробуйте посмотреть на тему под новым углом.

  5. Упрощайте сложное, объясняйте непонятное, выделяйте частности из общего, собирайте фрагменты в общую картину.
  6. Проводите собственные эксперименты и рассказывайте о них.
  7. Приглашайте экспертов.
  8. Мониторьте интернет-ресурсы, чтобы отслеживать актуальные темы и писать на злобу дня.

  9. Проводите исследования аудитории, чтобы узнать о её болях и предложить лекарство.
  10. Работайте по принципу Амплифера, Тинькова и Безумных Котиков. Пусть за вашими текстами стоят не фрилансеры «на один раз», а люди, которые разделяют идеи бренда и работают с вами на постоянной основе.

    Хорошо, когда за коммуникациями стоит конкретный человек, который постоянно с брендом, его все знают, у него есть свой стиль.

Как быть, если заказчик требует % уникальности там, где это почти невозможно

Когда тебе есть о чём рассказать читателю, техническая уникальность уходит на второй план. Здесь не так важно то, как ты пишешь, важнее, о чём ты говоришь. Но заказчики бывают разные и некоторые маниакально требуют доводить текст до 100% уникальности. Иногда эта задача кажется невыполнимой. Тогда им приходится соглашаться на компромиссные 85%. Но легче от этого не становится.

Как быть,  если меня обвиняют в плагиате собственного текста?

Красота, здоровье и рецепты, интерьеры и мебель, сантехника — есть много тем, на которые, кажется, уже нельзя сказать ничего нового. Но если не лениться, то можно справиться и с этой задачей.

Три способа освежить банальный текст

  1. Для начала прогоните текст через сервис проверки уникальности. Лучше проверить текст с помощью нескольких инструментов. Там, где это возможно, просто переформулируйте предложения. Рерайтинг никто не отменял, это тоже почётный труд.

  2. Чтобы переписать то, что, кажется, невозможно сказать другими словами, задавайте вопросы и ищите детали. Обычно проблема заключается в общих формулировках. Команда высококлассных юристов, широкий спектр услуг, передовые технологии и авторские методики — вот это всё нужно конкретизировать.

    Помните, что не бывает двух абсолютно идентичных компаний, каждая чем-то, но отличается. Ваша задача — выяснить, чем именно, и добавить эти детали в текст. Проблема уникальности тут же решится.

  1. Иногда можно говорить так, как до вас на эту тему не говорил никто.

    АО «Кубаньжелдормаш» и астраханская столовая №100 — хорошие примеры того, как можно выделиться из толпы. Подходит для тех случаев, когда автору текста позволено почти всё.

Не нужно спорить о миллиметрах, которые отличают глубокий рерайтинг от копирайтинга.

Можно выдохнуть и сконцентрироваться на главном — писать тексты, которые принесут читателю пользу. Правда хорошо? А ещё мы хотели вам сказать, что можно радоваться, если вас плагиатят. Это значит, что вы делаете что-то интересное! Как писал Александр Фюрстенберг: «Плагиатор помогает автору понять ценность его работы».

Как быть,  если меня обвиняют в плагиате собственного текста?

Статья оформлена кадрами из трилогии о Борне, которая начинается с трудностей самоидентификации. Все мы не те, за кого себя выдаем.

Обвинили в плагиате

Как быть,  если меня обвиняют в плагиате собственного текста?У вас похитили изобретение или нечто, созданное лично вами, а потом еще и обвиняют в нарушении авторских прав? Ситуации бывают разные, даже среди сплоченного и дружного коллектива порой сотрудники пытаются незаконно присвоить себе чужое изобретение. Если вас обвинили в плагиате, вам нужно провести детальный анализ ситуации и понять, на самом ли деле нарушено авторское право, и что вам за это может быть.

Подобная ситуация часто возникает в случае, когда вы являетесь владельцем сайта и посетители имеют право размещать на ваш сайт определенные материалы, а проверить все публикации возможности у вас нет.

Успех предприятия напрямую зависит от того, как быстро и грамотно вы будете реагировать.

Положения DMCA дают превосходную возможность защитить свои авторские права, а также защитят от обвинений в ваш адрес по поводу нарушения прав других авторов.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

Москва и область: 

  • +7 (499) 288-21-76
  • +7 (812) 648-23-57
  • +8 (800) 550-59-06

Санкт-Петербург и область: Остальные регионы: 

Авторское право

Как быть,  если меня обвиняют в плагиате собственного текста?Когда человек создает свой оригинальный продукт, и после создания фиксирует его на физическом носителе, то автоматически он получает авторское право на свое изобретение. Теперь необязательно специально регистрировать свои права на продукт интеллектуальной деятельности.

Авторское право позволяет вам использовать ваш продукт в любых, необходимых вам целях. Продуктами, попадающими под защиту авторским правом, можно назвать:

  • компьютерные игры, фильмы, телешоу;
  • музыкальные клипы и другие произведения;
  • книги, лекции, статьи;
  • компьютерные программы;
  • пьесы и даже мюзиклы.

Защитить себя от вероятного плагиата практически невозможно. Каждый из нас с легкостью может стать жертвой мошенничества. Создав свой продукт, обязательно поставьте на нем знак копирайта – «С». Дополнительно укажите дату первой публикации своего продукта и свои данные (имя автора).

Зарегистрируйте права на свою работу. В спорной ситуации это даст вам отличные шансы на защиту, если придется отстаивать свои интересы в суде, или поможет обжаловать судебное решение.

Отметим, что право на защиту авторства можно передавать по наследству.

Есть и еще один важный момент, все эти правила относительно авторских прав распространяются исключительно на территорию той страны, в которой они были зарегистрированы.

Если есть необходимость отстаивать свою точку зрения в другой стране, для этого необходимо заключить дополнительный договор.

Ответственность за нарушение авторского права

Как быть,  если меня обвиняют в плагиате собственного текста?Существует гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав. Отметим, что данный вид нарушений необычайно распространен в нашем обществе. Правообладатель может самостоятельно выбрать, какую статью закона применить в том или ином случае. Немного о самих статьях:

Статья № 1252

  • Защита прав индивидуальной собственности осуществляется путем предъявления вам определенного рода требований:
  1. – о признании за субъектом права собственности, к лицу которое категорически отрицает нарушение;
  2. – о прямом и незамедлительном пресечении действий, нарушающих права автора;
  3. – об изъятии. Материальный носитель могут изъять в соответствии с действующим законодательством;
  4. – вас заставят возместить убытки.

Если речь идет о возмещении убытков, то размер такой компенсации устанавливается судом. Правообладатель имеет право потребовать от вас возмещения ущерба по каждому конкретному случаю нарушения.

По закону нарушением авторских прав считают действия:

  • совершение вами действий, которые напрямую нарушают права другого субъекта;
  • плагиат. Обнародование чужой статьи (произведения) под своим именем;
  • действия, которые создают угрозу нарушения авторских прав;
  • заведомая попытка обойти техническое средство, которое защищает авторское право.

Защита авторских прав

Как быть,  если меня обвиняют в плагиате собственного текста?

  • В случае если ваши права были нарушены, вы можете требовать запрета действий, которые нанесли урон вашим правам;
  • вы можете обратиться с иском в суд;
  • имеете право подать иск о возмещении вам ущерба;
  • требуйте в судебном порядке размещения публикаций, в котором говорится, что ваши права были нарушены.

За нарушения подобного рода предусмотрен целый ряд административных наказаний:

  • штраф от 10 до 200 необлагаемых минимумов. При этом незаконно изготовленную продукцию конфискуют;
  • уголовная ответственность. Возможно лишение свободы сроком до 6 лет или же направление на исправительные работы.
  • Все меры наказания определяются судом в зависимости от тяжести совершенного вами преступления.
  • Привлечь вас к уголовной ответственности могут и в том случае, если в результате вашей неправовой деятельности и нарушения авторских прав, доходов с этого вы не имели.
  • Если вы на добровольной основе и совершенно бесплатно распространяете чужое авторское изобретение через некий сайт, при этом имеете прибыль с рекламы – такое действие также считается незаконным и наказуемым.

Действия при обвинении в нарушении авторских прав

Как быть,  если меня обвиняют в плагиате собственного текста?Если вы владелец сайта, то обязательно должны знать некоторые особенности, которые помогут вам избежать подобных ситуаций.

Самое главное в таких вопросах – быстрое реагирование и грамотный разбор ситуации. Если вас обвинили в нарушении авторских прав, то вы должны собрать доказательства, что это не так (в случае, когда вы реально невиновны).

Не лишним будет обратиться за помощью к юристу, который поможет вам грамотно выйти из ситуации и выиграть суд. Если вас обвинили в плагиате, то немедленно удалите предмет споров со страниц вашего сайта и разберитесь, как такая ситуация возникла, с последующим наказанием виновника.

Что можно сделать Пояснение
Статус провайдера услуг Попробуйте получить данный статус. В этом случае ваша работа будет под защитой «Safe Harbor» (положения). Провайдером без проблем имеет право стать любой сервис. Все, что теперь вам необходимо делать – это своевременно реагировать на предъявляемые вам сигналы от реальных правообладателей и быстро решать сложившуюся проблему.
Создайте специальный раздел на своем ресурсе В любом случае целесообразно создать определенный раздел на своем сайте, в котором пользователи могут быстро ознакомиться с политикой вашего сайта относительно плагиата. И также пользователи будут ознакомлены с санкциями, которые к ним применяться в случае нарушения правил.
Инструкция Разместите на страницах своего сайта инструкцию, по которой можно составить претензию относительно вашего ресурса. Сделав такой шаг, вы дадите понять, что готовы моментально реагировать на любого рода нарушения.

За нарушение положений DMCA ваш ресурс может быть закрыт. Только ваша бдительность и ответственность поможет защитить свои права и честь. Лучше заранее побеспокоиться о своей безопасности, нежели впоследствии решать такие непростые проблемы. Помните, что нарушения строго преследуются по закону. Защитить свои права вы сможете только в суде.

Советы юриста: как защитить свой контент от плагиата и использовать чужой — Право на vc.ru

Лонгрид для копирайтеров, маркетологов, студий дизайна и вообще всех, кто публикует материалы в интернете.

{«id»:90519,»gtm»:null}

Единственный стопроцентный вариант не допустить воровства контента — не публиковать его. Может звучать абсурдно, но на самом деле так и есть. Бороться с плагиатом в интернете всё равно что бороться с кариесом. Это война, в которой невозможно победить, но сражаться необходимо. Инструменты для этого есть, но гарантий никаких.

Иногда воруют по мелочи: статью, картинку, фотографию. А иногда по-крупному: целиком страницы, сайты или блоги. Закон в любом случае на стороне автора. Использование контента возможно только с его согласия. А отсутствие запрета не означает согласие. Если контент украли, значит, нарушили закон и за это можно наказать.

Любой, если он оригинален и создан творческим трудом. Такой контент называется объектом интеллектуальной собственности, ОИС. Нет разницы между диссертацией, статьёй в бьюти-блоге, картиной Айвазовского: всё это ОИС и всё это защищает закон. Ничего регистрировать не нужно, права на ОИС возникают автоматически. Но, как всегда у юристов, дьявол кроется в деталях.

  • Оригинальный не значит уникальный. Моя статья не уникальна, но оригинальна. Изложенные здесь идеи можно найти в статьях других авторов, но я их по-своему изложил и переработал. В итоге получился оригинальный контент.
  • Оригинальный не значит полезный. Например, рукопись Войнича — энциклопедия, написанная на неизвестном человечеству языке. Вряд ли можно назвать полезной, но вот оригинальной точно можно.
  • Любой автор работает умственно: придумывает сюжет, персонажей, эффекты, и физически: пишет, фотографирует, монтирует. Если умственный процесс доминирует над физическим, это творческий труд.

Предположим, вы сидите на конференции и записываете в блокнот выступления спикеров. Это труд механический, ОИС не создается. По итогам конференции вы берёте запись шестичасового выступления всех авторов и делаете статью на семь минут чтения, а ещё видео для тех, кому лень читать. Вот это творческий труд. Поздравляем, вы создали ОИС!

  • Человек, который помогает автору материально или предоставляет оборудование, консультации, автором не становится: его труд технический. А вот если он помогает творчески: дополняет сюжет, придумывает новые сцены, он тоже автор.
  • Сведения информативного характера: расписание, новости. Тут всё понятно: это скорее техническая информация, чем творческая.
  • Идеи, концепции, методы, процессы. Да-да? любая идея на $1 млн на самом деле ничего не стоит. Стив Джобс неоднократно обвинял Билла Гейтса в краже идеи оконной операционной системы (которую Джобс сам позаимствовал у Xerox). Apple подавала в суд на Microsoft, а Xerox на Apple, но безуспешно. А вот реализация идеи может стоить очень и очень дорого. Microsoft стоит больше $1 трлн. Представляете, сколько стоит Windows?

Такой контент не признается объектом интеллектуальной собственности, и его можно использовать без разрешения автора.

Автор решает, на каких условиях остальные смогут использовать его творение. По умолчанию всем нужно получить предварительное согласие автора.

Подождите, но если автор опубликовал свою работу в интернете, значит, можно брать и использовать её бесплатно. Он же сделал её общедоступной.

Это распространённое заблуждение, на самом деле всё не так. Верховный суд давно поставил точку в этом вопросе. Дело было так.

Архитектор разместил эскизы домов на сайте. ООО «Компания», ничего не спросив, скопировала эскизы и «повесила» к себе на сайт.

Архитектор пошёл в суд. Первые две инстанции сказали, что он сам виноват, так как не хранил в тайне своё произведение, и встали на сторону ООО. Верховный суд отменил решение предыдущих судов и указал на ошибку: размещение контента в интернете не означает отказ автора от своих прав или разрешение другим использовать работу автора.

Как видите, факт публикации контента в интернете не позволяет использовать его без разрешения всем подряд. Сперва нужно получить согласие.

Это самый строгий режим использования ОИС. Автор может его ослабить:

  • Сделать доступ ограниченно открытым. Например, Илья Варламов разрешает всем использовать свои фото в личных целях (разместить на личной страничке, распечатать для семейного фотоальбома), а вот коммерческое использование нужно предварительно согласовать и, вероятно, оплатить.
  • Сделать доступ полностью открытым: разрешить пользоваться контентом кому и как угодно.

Посмотрите информацию на сайте автора или на страницах его материала. Там могут быть условия использования.

Если такой информации нет, напишите автору и попросите разрешения. Зачастую уважительного человеческого подхода достаточно, чтобы автор был не против использования его труда.

Если контакты не нашли или автор не отвечает, подумайте, чтобы взять другой контент или создать свой. Помните про уникальность и оригинальность? Можно переделать контент до неузнаваемости, а идею, которая вам понравилась, оставить.

Я пытался вас отговорить. Если идёте на плагиат, знайте, что из-за кордона может появиться автор и потребовать компенсацию. Конкретную сумму в каждом случае определяет суд — от 10 тысяч до 5 млн рублей. Зависит от того, как сильно нажились на авторе. В среднем — 100–200 тысяч рублей.

Если автор не обратился к вам сразу, не спешите радоваться. Срок исковой давности — три года. Это довольно много, а часть требований вообще не ограничена сроком. Иногда автор может специально выжидать, пока побольше заработают на его творчестве.

Шепард Фэйрли взял фотографию Барака Обамы и переработал её для предвыборной компании. Получилось здорово, это фото было на всех плакатах, сайтах и постерах. Вот только разрешения у автора он не спросил, просто взял и переделал.

Фэйрли заработал много денег с тиража «своей» картинки. Автор не стал жаловаться на плагиат сразу, он дождался окончания предвыборной кампании, когда были заработаны основные деньги, и только потом нанёс удар. Судиться стороны не стали, подписали мировое соглашение, размер выплаты не разглашается.

Со стороны пользователя более-менее понятно. А что если я автор?

Самый простой вариант — ждать, что случайно наткнётесь на свой материал на чужом сайте. Это чревато тем, что кто-то будет зарабатывать на вашем контенте, уводить трафик, а вы ни сном ни духом. Не очень приятно.

Поэтому я рекомендую периодически проверять, не украли ли ваш контент. Ниже инструкция: как это делать в зависимости от вида контента.

Идём в сервисы проверки на плагиат: Advego, Text. Или ищем части текста в поисковике.

Уголовная ответственность за плагиат: присвоение авторства

Присвоение авторства довольно распространенное правонарушение, недобросовестные граждане используют чужие интеллектуальны труды для собственного обогащения. Однако в некоторых случаях, когда нарушение авторства было произведено в крупном или особом крупном размере, виновному лицу может грозить уголовная ответственность за плагиат.

Присвоение авторства в крупном размере – использование чужой интеллектуальной собственности и смежного права, с общей стоимостью, превышающей 100 тысяч рублей. А особо крупный плагиат начинается от 1 миллиона рублей.

Определение стоимости собственности и ущерба основывается на стоимости, получаемой автором при правомерном использовании.

Уголовная ответственность за плагиат: основные положения

Основное наказание за плагиат – административный штраф, однако за серьезную кражу интеллектуальной собственности грозит вполне реальная уголовная ответственность за присвоение авторства.

Плагиат – присвоение авторства и незаконное использование объектов авторского и смежного права – является преступлением, наказываемым по части 1 статьи 146 Уголовного Кодекса РФ.

  1. За присвоение авторства при наличии крупного ущерба по Уголовному Кодексу может грозить:
    1. Штраф размером до 200 тысяч рублей;
    2. Штраф в размере заработной платы осужденного за последние 18 месяцев;
    3. Обязательные работы сроком до 480 часов;
    4. Исправительные работы до 12 месяцев;
    5. Арест до полугода содержания под стражей.
  2. За плагиат и нанесение ущерба за незаконное использование предметов авторского или смежного права в особо крупном размере, а также если осужденный использовал для присвоения свое служебное положение или действовал в сговоре с группой лиц – часть 3 статья 146 Уголовного Кодекса, будет грозить:
    1. Принудительные работы до 5 лет;
    2. Лишение свободы сроком до 6 лет, а также штраф до 500 000 руб.
    3. Штраф 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода виновного за предшествующий срок до 3 лет.

Кроме того, нельзя не упомянуть о следующих особенностей уголовной ответственности за плагиат, основанной законодательства об интеллектуальной собственности Президиума ВАС РФ:

  • Если виновное в незаконном использовании объекта авторского права не будет привлечено к уголовной ответственности, то к нему можно применить меры гражданско-правовой ответственности;
  • Если уголовное дело по незаконному использованию интеллектуальной собственности было прекращено по постановлению, то нельзя говорить об отсутствии факта нарушения авторских прав;
  • Состав уголовного преступления незаконного использования авторства отличается от гражданско-правового деликта. Поэтому дела, основанные на статье 146 Уголовного Кодекса, требуют основательной подготовки и участия профессионального адвоката.

Поэтому, не отчаивайтесь, если вам не удалось привлечь обидчика к уголовной ответственности за плагиат, вы все еще можете дособрать пакет доказательств и обратиться за помощью повторно.

Как правило, привлечь виновного к уголовной ответственности сложно, если не был доказан размер ущерба или он менее 100 тысяч рублей, а также если не доказано намерение ответчика извлечь прибыль из использования материала.

Особенности квалификации плагиата как уголовного преступления

Конечно, незаконное использование объекта авторского и смежного права с получением выгоды или нанесением ущерба в крупном и особо крупном, установлено в статье 146 Уголовного Кодекса, как преступления. И да, оно действительно актуально сейчас, как никогда, но его вряд ли можно назвать уголовно-правовой нормой.

Основные проблемы, с которой сталкиваются юристы:

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

  • Телефон в Москве и Московской области: +7 (495) 266-02-45
  • Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области: +7 (812) 603-78-25
  • Бесплатная горячая линия по всей России: 8 (800) 301-39-20
  1. Отсутствие плана действий по сбору доказательств плагиата;
  2. Невозможность доказать, что авторство было украдено в корыстных целях, до тех пор, пока виновный не будет получать стабильную прибыль. Другими словами, «нельзя залезть в голову обвиняемого».
  3. Многие работники предварительных следственных органов до сих пор не готовы к ведению следствия и дознания по категории дел, связанных с кражей интеллектуальной собственности или иным нарушением авторских прав.
  4. Отсутствие теоретических полных материалов по расследованию подобных преступлений и сбора доказательств виновности. Отказ следователей от глубокого изучения нормативно-правовых актов, регулирующих авторское право и использование объектов смежного права.

По последним данным за 2015-2017 гг продолжается рост преступлений, связанных с нарушением авторских и смежных прав. Нередко они происходят вкупе с другими преступлениями против человека: шантажом, кражей, экономическими преступлениями.

Но к сожалению эффективность борьбы с преступниками, укравшими предметы авторской собственности, до сих пор остается на довольно низком уровне. В суд же передается всего 1,5 – 2% от общего числа возбужденных уголовных дел по незаконному использованию материалов.

Как определить объект преступления?

Объектом преступления по нарушению авторских прав является произведение или иной объект смежного права. К сожалению, в российском законодательстве, в частности в постановлении Пленума Верховного Суда РФ (пункт 2) содержится лишь примерный перечень объектов авторского и смежного права, за кражу и присвоение авторства которых следует наказание по статье 146 Уголовного Кодекса РФ.

Вопрос о том, что считать объектом преступления при нарушении авторских прав остается открытым.

Кроме того, при определении объекта преступления следователи должны:

  1. Провести оценку объективной стороны состава преступления;
  2. Оценить размер ущерба;
  3. Имелись ли в действиях обвиняемого корыстные мотивы.

Ввиду того, что предметов авторского права нередко являются результаты творческого и интеллектуального труда, в расследовании начинают преобладать субъективные, которые сложно проверить или оценить.

Поэтому на практике уголовная ответственность за плагиат наступает при заимствовании значимых элементов результата творческого труда без указания авторства, за которое виновный получает денежные суммы. То есть по факту, он лишает настоящего автора части заработка и присваивает его себе, поэтому журналисты любят формулировку «уголовная ответственность за воровство интеллектуальной собственности.

Как определить ущерб от плагиата?

Как мы видим, из-за множества проблем, возникающих на этапе предварительного следствия, определение размера ущерба от заимствования произведения является чуть ли не основным обстоятельством, по которому будет назначена уголовная ответственность за плагиат и будет ли вообще.

Чаще все-таки определение денежного ущерба от плагиата используется при наказании по части 2 и 3 статьи 146 Уголовного Кодекса РФ:

  • При выпуске контрафактной продукции;
  • При заимствовании музыкальных произведений;
  • При использовании невыпущенных рукописей талантливых писателей и т.д.

Поэтому плагиат, то есть незаконное присвоение авторства, нарушает конституционные права владельца (автора). Кроме того, нарушаются и его личные неимущественные права, регулируемые Гражданским Кодексом РФ.

Как вы понимаете, автор испытывает не только денежные «потрясения», но и физические или нравственные. Поэтому он вправе требовать:

  1. Компенсацию морального вреда за незаконное использование результатов его умственного труда.
  2. Возмещение убытков коммерческой деятельности, связанной с использованием этого произведения.
  3. Возмещение ущерба, нанесенного деловой репутации.

Обращаем ваше внимание на то, что законодательство России постоянно изменяется и написанная нами информация может устаревать. Для того чтобы решить возникший у вас вопрос по Уголовному праву, мы советуем вам обратиться за консультацией юриста в поддержку сайта.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.