Кладбище у порога: сельская администрация расширила границы кладбища до границ домовладения

Возле деревни Упиревичи Борисовского района есть кладбище. А рядом с могилами — сельскохозяйственное поле. «Если кладбище находится на таком близком расстоянии от поля, то можно представить, какой урожай попадет на стол людям», — спрашивает читатель EX-PRESS.BY.

По словам читателя, на кладбище основном похоронены умершие, проживавшие в военном городке Печи. «Дождевые осадки делают заводь и медвежью услугу», — говорится в письме.

После 10 минут хорошей дороги в сторону Жодино и 15 минут по очень разбитой грунтовке, журналисты EX-PRESS оказались на месте. В нескольких метрах от могил действительно распахано поле, а дорога лишь условно разделяет место последнего упокоения от аграрных угодий.

  • Кладбище у порога: сельская администрация расширила границы кладбища до границ домовладения
  • Выяснилось, что землю на поле обрабатывает Пересадское сельскохозяйственное предприятие «Божедары».
  • Кладбище у порога: сельская администрация расширила границы кладбища до границ домовладения

Руководства предприятия не оказалось на месте. Однако на посту охраны согласились передать номер телефона журналиста, чтобы руководство смогло связаться с ним. Никто из представителей «Божедары» в течение рабочего дня так и не вышел на связь.

  1. Кладбище у порога: сельская администрация расширила границы кладбища до границ домовладения
  2. Проходная предприятия «Божедары».
  3. В Пересадском сельском исполнительном комитете пояснили ситуацию с кладбищем и рассказали о проблемах, связанных с обработкой земли возле него.

— Проблема в том, что людей хоронят без каких-либо документов, фактически самовольно захватывая землю предприятия, которую оно попросту обязано обрабатывать.

Сейчас на кладбище много незарегистрированных могил, из-за этого «Божедары» не может передать нам эту землю на баланс. Им стоит написать заявление в прокуратуру, чтобы привлечь к ответственности родственников усопших.

Прекратить обрабатывать землю предприятие не может, потому как попадет под санкции. Все это замкнутый круг, — рассказали в исполкоме.

Со слов работников сельисполкома, «Божедары» надо избавится от наболевшего куска земли. Однако сделать это не просто.

Кладбище у порога: сельская администрация расширила границы кладбища до границ домовладения

Пересадский сельисполком.

В исполкоме говорят, что не отказывают гражданам, желающим похоронить родственников на территории сельсовета. Для этого достаточно заполнить заявление и предоставить нужные бумаги.

  • Кладбище у порога: сельская администрация расширила границы кладбища до границ домовладения
  • Так выглядит заявление на погребение человека.
  • Статья 19 «Требования к созданию мест погребения, крематориев» закона «О погребении и похоронном деле» гласит:
  • «Создание мест погребения запрещается на территориях:
  • с выходами на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов;в границах водоохранных зон водных объектов;со стоянием грунтовых вод менее двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных земельных участках;
  • неблагополучных пунктов по сибирской язве (населенных пунктов, сельскохозяйственных организаций, животноводческих ферм, пастбищ, пасек, водоемов и других объектов, на территории которых были выявлены источники сибирской язвы независимо от давности их выявления).
  • Места погребения должны создаваться на:
  • сухой пористой почве (песчаной, супесчаной, слабоглинистой), обеспечивающей достаточную воздухопроницаемость и быстрое высыхание;удаленном расстоянии от границ жилой застройки, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, зон отдыха, относящихся к природным территориям, подлежащим специальной охране.
  • Размер минимального расстояния между создаваемым местом погребения и границей жилой застройки, садоводческого товарищества, дачного кооператива, зоны отдыха, относящейся к природным территориям, подлежащим специальной охране, устанавливается:
  • для кладбищ, территория которых составляет более 20 гектаров, – 500 метров;для кладбищ, территория которых составляет от 10 до 20 гектаров, – 300 метров;для кладбищ, территория которых составляет до 10 гектаров, – 100 метров;
  • для кладбищ с захоронением после кремации, кладбищ, расположенных в сельских населенных пунктах, склепов и колумбариев – 50 метров.
  • В пределах этих расстояний запрещается возведение жилых домов, общественных зданий и сооружений.
  • По истечении двадцати лет с момента принятия решения о закрытии места погребения размер минимального расстояния между таким местом погребения и границей жилой застройки, садоводческого товарищества, дачного кооператива, зоны отдыха, относящейся к природным территориям, подлежащим специальной охране, должен составлять не менее 50 метров независимо от площади территории места погребения.
  • Территория места погребения должна иметь уклон в противоположную сторону от населенного пункта и водоемов, используемых для хозяйственно-питьевых и иных нужд населения.
  • Дождевые и талые воды с территории места погребения могут отводиться через дождеприемники по подземным сетям дождевой канализации или по лоткам (кюветам) дорог или проездов.

Территория места погребения, крематория должна быть ограждена по всему периметру забором высотой не менее одного метра. Ограждение территории места погребения в сельских населенных пунктах допускается устраивать в виде живой зеленой изгороди из древесно-кустарниковых пород».

Получается, что Закон не предусматривает норм расположения сельхозугодий к могилам. Обработка поля вблизи захоронений не является нарушением законодательства.

Павел Слепухин, фото автора

Санитарно-защитная зона кладбища

Отправить заявку на расчет

  • Главная
  • 5 поводов
  • Санитарно-защитная зона кладбища

Кладбище у порога: сельская администрация расширила границы кладбища до границ домовладения Администрации городов, городских и сельских поселений по роду своей деятельности курируют места массового захоронения населения. В связи с чем им приходится сталкиваться с понятием санитарно-защитная зона кладбища. Сразу стоить уточнить, что закон предписывает установление СЗЗ не всем кладбищам. В СанПин 2.2.1/2.1.1 .1200-03 говорится, что некоторые объекты, которые в ходе функционирования являются источниками негативного воздействия на среду обитания и человека, обязаны иметь особую территорию, которая бы обеспечивала снижение этого влияния до положенных гигиенических нормативов. В том же СанПин и разъясняющих его письмах раскрываются особенности надобности установления сан.-защитной зоны. Кратко рассмотрим их. Во-первых, в СанПине предприятия и объекты делятся на V классов и делятся по степени негативного воздействия. Неизбежно устанавливают СЗЗ те, кто принадлежит к I, II и III классам опасности. Во-вторых, те объекты/сооружения, которые не перечислены во внушительном списке 7‐го раздела СанПин. В-третьих, действующие объекты с уже согласованной СЗЗ обязаны вновь разрабатывать проект, когда у них происходит реконструкция, меняется технология работы, наращивается производство. Наконец, в-четвертых, установление СЗЗ понадобится, если на объект поступила жалоба от живущих поблизости жителей домов; после чего Роспотребнадзор замерил, к примеру, шум или выбросы, и результаты показали превышение нормативов.

В свою очередь, установление СЗЗ не требуется в следующих случаях:

  1. Предприятия с численностью в штате до 15 человек. При доказательстве натурными исследованиями соблюдения нормативных значений влияния выбросов и измерений уровней физических влияний на воздух в пределах надзорных мероприятий. Или в рамках производственного контроля.
  2. Предприятия, которые относятся к IV и V классам, входящих в классификацию СанПиНа. Для них в СанПиНе установлена ориентировочная граница, которую необходимо подтвердить натурными исследованиями без разработки проекта. В случае подтверждения непревышения ПДК и ПДУ в рамках натурных исследований, проект не разрабатывается.

Итак, из детального рассмотрения требований СанПин по поводу необходимости разработки СЗЗ, получаем, что таким объектам общественного пользования, как кладбища, не нужна сан. зона, если тип кладбища относится к IV или V классу опасности. Если же места погребения относятся, согласно классификации СанПин, к I-III классам опасности; или же от жителей домов поблизости поступают жалобы на работу кладбища по поводу загрязнения воздуха, воды или осуществления шума, значит, требуется разработка и установление санитарно-защитной зоны.

Обратите внимание, что одних жалоб населения недостаточно для начала процесса разработки СЗЗ. Данную процедуру предписывает Роспотребнадзор, куда недовольные жители и обращаются.

Рассмотрим типы кладбищ и крематориев, встречающиеся в СанПине: Класс I — ориентировочный размер СЗЗ 1000 метров. Крематории, при количестве печей более одной. Класс II — ориентировочный размер СЗЗ 500 метров. 1) Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га. Причем, размещать кладбища площадью более 40 га запрещено в принципе. 2) Крематории без подготовительных и обрядовых процессов с одной однокамерной печью. Обратим внимание, что данные типы кладбищ и крематориев по классу опасности находятся в одном перечне с полигонами твердых бытовых отходов и полигонами токсичных отходов. Класс III — ориентировочный размер СЗЗ 300 метров. Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га. Класс IV — ориентировочный размер СЗЗ 100 метров. Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га. Класс V — ориентировочный размер СЗЗ 50 метров. Закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища. Кладбище у порога: сельская администрация расширила границы кладбища до границ домовладения

Рис. Пример №1. Нанесение границ ориентировочной и расчетной СЗЗ кладбища, расчетных точек и источников выбросов на ситуационный план

В целом процесс установления СЗЗ для кладбища не отличается от ее утверждения для прочих объектов, кроме того, что для кладбищ не требуется проводить оценку риска для здоровья населения, как это предписывается прочим объектам I-II классов опасности. Приведем этапы получения СЗЗ кладбища:

  1. Инвентаризация кладбища как объекта НВОС.
  2. Проектирование тома обоснования размеров СЗЗ для кладбища.
  3. Подача разработанного проекта на экспертизу во ФБУЗ (ФБУН) и получение от ФБУЗ (ФБУН) экспертного заключения.
  4. Подача экспертного заключения и других документов в Роспотребнадзор и получение санитарно-эпидемиологического заключения от Роспотребнадзора.
  5. Проведение посезонных натурных исследований по плану-графику мониторинга на границе СЗЗ аккредитованной в этой области лабораторией.
  6. Подготовка отчета “О подтверждении удовлетворительности или недостаточности первоначально установленной величины защитной зоны”.
  7. Подача на согласование отчета и других документов в Роспотребнадзор и получение от главного санитарного врача Постановления “Об установлении размера санитарно-защитной зоны для кладбища”.

Весь цикл по установлению санитарно-защитной зоны для кладбища (от проведения инвентаризации до выдачи Постановления санитарным врачом) по опыту нашей компании занимает в среднем 2 года. В проекте ориентировочной СЗЗ для кладбищ определяются следующее виды НВОС (при их наличии):

  • химическое воздействие (Определяются источники выбросов на территории объектов; объем выбросов и их рассеивание в атмосферном воздухе; фоновое загрязнение территории объекта с учетом и без учета его вклада в загрязнение атмосферы. Рассчитывается объем образования отходов; выявляется их способ утилизации и размещения. Определяется расчет объемов сточных вод в канализацию и водные объекты (реки, озера).
  • биологическое воздействие (Определяется наличие и степень пагубного влияния патогенных микроорганизмов, растений и животных на воздух).
  • физическое воздействие (Рассчитывается уровень шума и уровень вибрации, электромагнитных полей и ионизирующих излучений, электромагнитное излучение; их распространение по площади жилой застройки; психо-эмоциональное влияние на людей, проживающих вблизи местности кладбища и другие физические факторы).
Читайте также:  Образец доверенности на получение зарплаты за другого человека

В практике нашей компании мы встречались только с кладбищами, которые оказывают химические и физические влияния. К источникам выбросов на территории кладбища могут относиться:

  • работа специального автотранспорта на контейнерной площадке для сбора ТБО;
  • парковка;
  • котельная в административном здании на территории кладбища;
  • стоянка специальной техники;
  • ремонтная зона;
  • склад песка;
  • помещение по изготовлению надгробий (пересыпка цемента, песка, щебня);
  • помещение по механической обработки камня;
  • дымовая труба крематория (если есть крематорий);
  • другие источники.

Возможные источники шума на территории кладбища:

  • работа специального автотранспорта на площадке;
  • работа двигателей автомобилей на автостоянке;
  • мусороуборочные работы на контейнерной площадке;
  • работа в помещении по изготовлению надгробий;
  • осуществление ремонтных, строительных работ;
  • другие источники.

В случае, когда ориентировочная граница СЗЗ кладбища накладывается на территорию близлежащих жилых домов или другие селитебные территории, возможно ее сократить до размера меньшего чем тот, что определен в СанПин. Для этого в рамках проекта расчетной СЗЗ проводятся расчеты, которые показывают, что санитарные нормы качества атмосферного воздуха на границе расчетной СЗЗ и территории ближайшей жилой застройки выдержаны; параметры звука и звукового давления на границе расчетной СЗЗ и территориях ближайших жилых домов не превышают нормативных требований СН 2.2.4/2.1.8.562-96. Полученные расчеты подтверждаются измерениями аккредитованной лаборатории согласно плану, предложенным в проекте. Далее предлагаемый размер СЗЗ согласовывается с главным санитарным врачом. Еще сократить СЗЗ для кладбища возможно, когда изменился класс опасности (к примеру, сократилась площадь кладбища); сменился профиль деятельности объекта. Кладбище у порога: сельская администрация расширила границы кладбища до границ домовладения

Рис. Пример №2. Нанесение расчетной СЗЗ кладбища и точек замеров на ситуационный план

Как уже говорилось, иногда администрациям кладбищ приходится устанавливать границу СЗЗ по требованию Роспотребнадзора после жалоб населения. В этом случае необходимо выполнить расчет влияния факторов негативного воздействия от работы кладбища в рамках проекта обоснования размеров СЗЗ и направить проект на экспертизу в экспертную организацию, а потом на согласование в Роспотребнадзор, и далее проводить натурные исследования. На практике случалось и так, что Роспотребнадзор после изучения экспертного заключения выдавал отказ о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения в виду доказанного в проекте отсутствия негативного воздействия кладбища на соседствующих жителей домов. При этом объект освобождался от проведения натурных исследований – доказательств расчетов на практике. В некоторых ситуациях Роспотребнадзор отказывал в выдаче санэпидзаключения и предписывал провести мероприятия по благоустройству и озеленению территории.

Февраль 2017

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услугу можно обратившись по почте [email protected] или по номеру 8-800-500-81-25.

Проект СЗЗ

Расчет санитарно-защитной зоны

Кладбище у порога: сельская администрация расширила границы кладбища до границ домовладения

Вам также может быть полезно

Получайте ежемесячно свежие новости в области экологического законодательства!

Отправить заявку на расчет

Жители сочинского села потребовали остановить работы по расширению кладбища

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Жители расположенного на оползневых склонах села Прогресс на сходе обратились к главе Сочи с просьбой не допустить проведение новых захоронений на местном кладбище. Они считают, что изменение статуса кладбища с сельского на городское приведет к серьезным экологическим проблемам.   

Как сообщает корреспондент «Кавказского узла», сход жителей села прошел 20 декабря на территории местного «абазинского кладбища», которому более ста лет. Более полусотни собравшихся заявили, что выступают против расширения кладбища и «новых городских захоронений».

Также жители села Прогресс раскритиковали пассивную, по их мнению, позицию местного ТОСа в вопросах отстаивания своих интересов.

«Нам не нужно с вашей стороны лоббирование коммерческих интересов. Городские захоронения в сельской зоне — это бизнес на костях наших предков. Бесплатно сюда люди не попадают, и бесплатно здесь ритуальные Услуги никому не оказываются.

Но надо понимать, что здесь лежат предки жителей этого села, здесь родовые захоронения. А неизвестные хотели хоронить тут посторонних прямо на могилах наших предков.

Нам пришлось чуть ли не драться с ними, чтобы не допустить вандализма», — рассказала местная жительница Галина Халикова.

Житель села Леонид Иштокин сообщил, что его дом находится в 30 метрах от дороги, около которой, по его словам, происходит расширение кладбища.

Кладбище у порога: сельская администрация расширила границы кладбища до границ домовладения

Алексей Слидянский поведал, что он долгие годы был смотрящим за могилами на кладбище.

«У меня всегда был порядок, все могилы были ухожены. Хоронили на нашем кладбище только сельчан. Село у нас большое: внутри села — поселение Абазинка, поэтому и кладбище названо «абазинским». Сейчас у нас население уже около 500 человек, более ста домов. Места на кладбище — только для своих семейных захоронений. Если будут хоронить не жителей села, то мертвые вытеснят живых», — заключил он.

Житель дома №6 по переулку Песочному Михаил Шпелевой показал корреспонденту «Кавказского узла», как расширение кладбища отражается на сельчанах.

Кладбище у порога: сельская администрация расширила границы кладбища до границ домовладения

Жительница села Светлана Чурсина рассказала, что на этом кладбище в 20-х годах прошлого столетия были захоронены ее предки. В настоящее время, как отметила она, на кладбище хоронят «совершенно неизвестных людей, которые в селе не проживали».

«У нас здесь родовые захоронения. Мы знаем каждую семью, всех, кто покоится. Мы ухаживали за могилами, кладбище никогда не было бесхозным.

Но сейчас здесь бардак, постоянно едут предприниматели с гробами, оказывающие платные услуги, работают индивидуальные предприниматели. Все за деньги и все в ущерб сельчанам и природе.

Все трупные яды с оползневого участка попадают в протекающую здесь реку Мацеста», — рассказала она.

Житель Прогресса Владимир Клыков рассказал корреспонденту «Кавказского узла», что «движения по захвату земель сельхозназначения под городское кладбище начались несколько дней назад».

«Стали городить строительный забор. На вопрос «Зачем?» отвечают: «Здесь будет кладбище».

Но никто не может дать ответ, а зачем тогда здесь строительный забор, если закон требует, чтобы территория кладбищ огораживалась оградами? Вопросов очень много.

Поэтому мы направили до схода коллективное заявление на имя главы Сочи, губернатора края, депутатам горсовета и прокурору с интересующими нас вопросами», — сообщил Клыков.

Кладбище у порога: сельская администрация расширила границы кладбища до границ домовладения

«Сельское кладбище хотят расширять, и якобы уже выделено еще несколько гектаров под городское кладбище.

Земельный участок, где планируется создать новую территорию для захоронения, имеет заболоченную почву, наличие грунтовых вод на расстоянии не более одного метра от поверхности земли, что противоречит требованиям действующего законодательства РФ.

В селе отсутствует центральное водоснабжение, в случае расширения кладбища и осуществлении захоронений грунтовые воды пойдут в сторону домов, расположенных по переулку Песочному,.. вследствие чего существует реальная угроза жизни и здоровью жителей.

Кроме того, на земельном участке, где планируется осуществлять захоронения, расположен газопровод. Мы лишаемся питьевой воды и использования земли для хозяйственно-бытовых нужд, которые должны соответствовать санитарным требованиям», — говорится в обращении, копия которого имеется в распоряжении «Кавказского узла». 

Кто отвечает за порядок на кладбищах?

Тулячка Лидия Ершова не может добиться правды: администрация кладбища установила, а затем демонтировала оградку на могиле ее родных.

Кладбище у порога: сельская администрация расширила границы кладбища до границ домовладения

Полтора года волокиты

Эта «головная боль» у Лидии Николаевны Ершовой началась полтора года назад, когда женщина решила облагородить могилки родителей на первом кладбище на Мыльной горе и заказала металлическую оградку.

Ершова обратилась в администрацию комбината спецобслуживания населения.

Там ей порекомендовали фирму «Ритуал-сервис», которая находилась прямо при въезде на главную аллею кладбища – мол, фирма проверенная, все сделает как надо.

– Мастер из бюро ритуальных услуг замерил могилки и предложил сделать оградку 2,3 на 3,2 м, – вспоминает Лидия Ершова.

– Когда он проводил замер, я его предупредила, что лавочка, которая находится возле цветочницы, – не моя. Он заверил, что территория относится к нашему захоронению. Я не стала спорить – специалисту виднее.

Лидия Николаевна оплатила заказ – 5 тысяч рублей, и через месяц на могилу установили новенькую оградку.

Кладбище у порога: сельская администрация расширила границы кладбища до границ домовладения

комбинат спецобслуживания обвинил во всем саму тулячку.

Оградку убрать!

Однако спустя пару месяцев Ершова получила письмо из комбината спецобслуживания, в котором говорилось, что ограда нарушает санитарные границы соседнего захоронения и нужно ее демонтировать. Это возмутило женщину – ведь сотрудники кладбища сами провели замер и убедили ее, что все в норме.

Читайте также:  Возможно ли заменить товар: купили телевизор, через 1. 5 месяца перестал показывать экран

Уверенная в своей правоте, женщина обратилась в городскую администрацию и комбинат спецобслуживания. Каково же было ее изумление, когда она получила ответы о том, что ограду она установила самовольно и без согласования с администрацией кладбища!В письме сообщалось, что размеры оградки превышают допустимую норму. И если Ершова не устранит нарушения, оградку уберут.

Пока Лидия Николаевна обращалась за помощью к депутатам и в прокуратуру, администрация кладбища сняла оградку.

Получилось, что женщина осталась ни с чем – без денег, оградки, потратила кучу нервов, да еще и оказалась виновата!

Закон один для всех!

– Могилки родителей и без того зажаты соседними захоронениями, – говорит Лидия Николаевна. – Справа соседское ограждение отступает от могилы всего на 10 см, слева – чужая лавочка, в ногах места тоже не осталось – ограду поставили впритык.

Это на мою территорию залезли, а не я нарушила границы. Посмотришь по сторонам – у кого оградки 3 м на 5 м, у кого еще больше.

Обидно до слез – неужели мои родители не достойны клочка земли?!– По правилам одно захоронение с учетом родственного подхоронения должно занимать участок 2 м на 2,5 м или площадь 5 кв. м, – говорит зам. директора комбината специализированного обслуживания населения Тулы Андрей Сычев.

– А расстояние между оградками могил со всех сторон должно быть не менее 50 см. Эти правила прописаны в «Положении об организации похоронного дела и содержанию городских муниципальных кладбищ в Туле».

– Если ошибку допустило бюро ритуальных услуг, она должна исправить ее за свой счет, – говорит Андрей Сычев.– Определить размеры участка можно полюбовно, обратившись в администрацию кладбища, – говорит Юрист «Слободы» Алла Голубева. – Но в этой ситуации часть земли уже захвачена соседями, поэтому восстановить границы можно только в судебном порядке.

  • «Слобода» проследит, чем закончится эта история.
  • Что делать, если соседи нарушили границы
  1. Обратитесь к администрации кладбища (заведующий 1-м городским кладбищем – Виктор Тимофеевич Толстиков, адрес: Новомосковское ш., 7) с письменным заявлением.
  2. По вашему обращению на место направят мастера, который произведет замер.
  3. Если границы действительно нарушены, администрация кладбища даст предписание собственникам соседней могилы демонтировать оградку.
  4. Если собственник никак не отреагирует, обращайтесь в суд.

Почему могилы никто не охраняет

К сожалению, споры за границы участка – далеко не единственная проблема на городских кладбищах. Туляк Сергей Серегин столкнулся с воровством на третьем кладбище, где похоронена его мама.– Накануне дня рождения мамы я посадил возле могилы две туи, – говорит Сергей. – Одну из них тут же выкопали.

Когда я обратился с заявлением в администрацию кладбища, мне сказали, что не несут за это ответственности. – Администрация отвечает только за имущество комбината спецобслуживания, – говорит Андрей Сычев. – А за памятники и оградки ответственности не несет – это частная собственность.

Единственный способ уберечь могилу – застраховать или нанять охрану. Сергея такой ответ не устроил. Он обратился в милицию и прокуратуру. В обращениях задал вопрос, обязана ли администрация кладбища проводить мероприятия по предотвращению хищений и выделяются ли на это деньги.

Прокуратура отписалась, что на третьем кладбище дежурит частное охранное предприятие, которое совершает объезд.

– ЧОП работало три месяца, его работу оплачивал из собственных средств комбинат спецобслуживания, – говорит Андрей Сычев. – Сейчас Договор расторгнут, поскольку это накладно. Ни в федеральном законе, ни в положении о похоронном деле не прописана обязанность администрации кладбища отвечать за сохранность надгробий и насаждений.

Сельское кладбище

Подборка наиболее важных документов по запросу Сельское кладбище (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Сельское кладбище

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 21 «Предмет надзора» Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ»)Арбитражный суд отказал в удовлетворении требования ООО к прокуратуре о признании недействительным представления об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле, согласившись с мнением нижестоящего суда о том, что общество, злоупотребляя правом, осуществляло захоронение на кладбище сельского поселения муниципального района без соответствующего на то разрешения, поскольку заявления на захоронение ООО направляло по электронной почте, в нерабочее время, с уведомлением о захоронении на следующий день, не дожидаясь какого-либо ответа от органа местного самоуправления. Глава сельского поселения либо уполномоченные специалисты выявляют вышеуказанные нарушения, однако в связи с отсутствием правовой нормы, устанавливающей определенную ответственность, за нарушение привлечь юридическое лицо к ответственности невозможно. Собственником земельного участка, на котором расположено кладбище сельского поселения муниципального района является администрация муниципального района. Данный земельный участок на основании распоряжения администрации района был передан в постоянное (бессрочное) пользование сельскому поселению для сельскохозяйственного производства. Однако право сельским поселением в надлежащем порядке не было зарегистрировано в Управлении Росреестра по субъекту РФ, следовательно, распоряжение данным земельным участком, в том числе предоставление места для захоронения, в компетенцию администрации сельского поселения не входило. Суд обоснованно указал, что у прокуратуры в данном случае имелись основания для применения мер прокурорского реагирования в виде вынесения оспариваемого представления, а поэтому представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле является законным и обоснованным (п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Сельское кладбище

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Статья: Система оснований прекращения (лишения) права собственности как необходимое условие эффективной реализации принципа неприкосновенности собственности(Щенникова Л.В.)

(«Вестник Пермского университета. Юридические науки», 2019, N 2)

Третий Стандарт (условие) экспроприации касается компенсации. Владельцы экспроприированной собственности имеют право на адекватную, эффективную и быструю компенсацию.

Адекватность связывается со справедливой рыночной стоимостью имущества, включающей и другие убытки, понесенные в результате экспроприации, такие, как затраты на переход права собственности, судебные издержки и упущенную выгоду. При этом адекватная компенсация не включает в себя спекулятивные потери или субъективную стоимость имущества для владельца.

В одном из своих решений (дело «Литгоу и другие против Соединенного Королевства») Европейский суд по правам человека встал на сторону государства [15], когда заявители потребовали в качестве компенсации не только возмещение полной рыночной стоимости.

Суд указал, что национальные власти лучше всего знают и понимают свои ресурсы и интересы общества и могут оценить, какие меры целесообразны в ситуациях национализации. Международное право не определяет способ компенсации. Эффективная компенсация может иметь форму денег, недвижимости или другого имущества, такого, как инвестиционные ценные бумаги.

Это важно, поскольку высокая инфляция может сделать денежные средства практически бесполезными, а иную Недвижимость, наоборот, более надежной формой компенсации. Бывают на практике и так называемые неразрешимые ситуации, связанные с обеспечением компенсации, примером того является случай в Польше . Так, польская пара в 1970-х гг.

приобрела у государства сельскохозяйственную землю, в 1987 г. региональные власти объявили собственность историческим памятником, поскольку это было еврейское кладбище — одно из немногих памятников еврейской цивилизации в регионе. Статус кладбища не позволял собственникам заниматься сельским хозяйством, а местным властям не хватало средств для обеспечения денежной компенсации или приемлемой замены земли.

Нормативные акты: Сельское кладбище

Мертвая зона: что можно построить рядом с кладбищем

В Ульяновске прокуратура потребовала от администрации установить санитарно-защитную зону в 500 м вокруг кладбища, которое расположено практически в центре города. На существующие здания и строительство нового жилого дома это мало повлияет, однако может помешать развитию территории в дальнейшем. Подробности — в материале «Известий».

Пять священников

Требование установить санитарную зону вокруг кладбища вынесла прокуратура Ленинского района города, которая в ходе проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, а также нормативных документов об охране окружающей среды выявила нарушения. Выяснилось, что санитарно-защитной зоны у кладбища по улице Карла Маркса — «Воскресенского некрополя» — вообще не было.

— Подобное бездействие нарушало права граждан в части санитарно-эпидемиологического благополучия населения, — говорится в пресс-релизе областной прокуратуры. — Более того, возле указанной территории начато строительство многоквартирного дома.

Указывается, что с 2008 по 2018 год на кладбище производились регулярные захоронения. Хотя считается, что некрополь горожанами не используется, его называют старым кладбищем.

В областной прокуратуре «Известиям» пояснили, что за обозначенные 10 лет там похоронили несколько священнослужителей: на территории некрополя находится Воскресенский храм.

На основании этого кладбище признано действующим.

— Сторона ответчика пыталась убедить суд, что кладбище было нефункционирующим, — говорит старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима. — Однако было доказано, что за последние 10 лет там было захоронено как минимум пять человек. Поскольку захоронения производились, санитарно-защитная норма должна быть установлена.

Эти захоронения на кладбище, по сути, не действующем, оказались серьезной проблемой. Юрист московской коллегии адвокатов «Арбат» Марина Парасоцкая поясняет: размеры санитарно-защитных зон установлены законодательством и зависят от размера кладбищ.

Читайте также:  Договор бытового проката

— Решение об установлении вокруг кладбища санитарной зоны принимают органы Роспотребнадзора, — сказала она «Известиям». — Большие кладбища всегда опасны, поэтому снять санитарно-защитную зону вокруг них нельзя.

Она может быть снята только в случае, если кладбище перестанет существовать. Вокруг маленьких кладбищ санитарная зона может быть уменьшена либо не устанавливаться вообще.

Решения об изменении размера санитарной зоны принимают органы Роспотребнадзора по заданию местных властей.

В СанПиН установлены лишь ориентировочные размеры санитарно-защитных зон для кладбищ. Все места захоронения разделены на пять категорий по степени опасности. Ульяновский некрополь относится ко второй категории: кладбища площадью 20–40 га, ширина санитарно-защитной зоны в этом случае составляет 500 м.

Если бы не те пять захоронений, то категория была бы пятой — «закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища», — и санитарно-защитная зона здесь уже должна быть всего 50 м шириной.

Более того, для четвертой и пятой категорий нет обязательства о выделении санитарной защитной территории, если будет доказано отсутствие опасных воздействий со стороны объектов.

На дома, которые уже находятся в этой 500-метровой зоне, это не повлияет, как и на строящийся через дорогу от кладбища дом. Разрешение на его строительство было выдано в августе 2019 года. Василий Зима поясняет, что в этой ситуации превалируют права дольщиков, которые уже вложились в предприятие.

Новоселье у кладбища

В Роспотребнадзоре «Известиям» пояснили, что не могли запретить строительство дома рядом с кладбищем, так как с 2007 года проекты строительства не согласовываются с ведомством. На вопрос о контроле за тем, чтобы места захоронений не разрастались в сторону жилых домов, в Роспотребнадзоре ответили, что «организация мест захоронений осуществляется органами местного самоуправления».

Президент Союза похоронных организаций и крематориев Павел Кодыш замечает: по идее проект строительства должен был быть остановлен на стадии экспертизы проекта — сложно не заметить факт, что здание возводят в санитарно-защитной зоне кладбища.

Однако в администрации Ульяновска вообще не согласны с обязательством об определении санитарно-защитной зоны вокруг кладбища, так как считают его закрытым для новых захоронений. Сейчас, как пояснили «Известиям» в администрации, на решение районного суда направлена апелляционная жалоба в Ульяновский областной суд.

— Городское кладбище по улице Карла Маркса на основании решения исполнительного комитета Ульяновского городского совета депутатов трудящихся Ульяновской области от 15 июня 1972 года относится к закрытым кладбищам, — заявили в администрации, пояснив, что с тех пор и установлен запрет на захоронения и разрешений после этого не выдавалось. — Поскольку кладбище не является объектом I–III классов опасности, законодательством не установлена обязанность его правообладателя по установлению санитарно-защитной зоны.

Отметим, что в 500-метровой зоне от кладбища на улице Карла Маркса уже очень много жилых построек. Например, дом № 50 находится всего в 40 м от забора кладбища. Он был построен в 2000 году, до появления нынешней редакции СанПиН. Рядом — дома 1944 года, подлежащие расселению. На их месте, по идее, могла бы освободиться площадка под строительство новых зданий.

— Да, там не смогут больше строить жилые дома в радиусе 500 м. Но с какого-то момента нужно начинать наводить порядок, — заявил «Известиям» представитель профсоюза работников сферы ритуальных услуг Антон Авдеев.

— У любого кладбища должна быть санитарная зона.

И если в санитарно-защитной зоне появляется разрешенное строительство, то с большой долей вероятности можно предположить, что кто-то свою подпись поставил и долю получил от строительной компании.

Мария Парасоцкая поясняет: в ситуации, когда жители понимают, что их будущее жилье будет построено рядом с кладбищем, они могут обратиться в местную администрацию с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны.

Если на это последует отказ, тогда следует обращаться в прокуратуру и органы Роспотребнадзора. За нарушения в сфере установления санитарно-защитных зон и нарушение их режима установлена ответственность ст. 6.3 КоАП РФ. И если для чиновников Штраф здесь совсем небольшой — до 1 тыс.

рублей, то застройщики могут потерять реальные деньги, потому что возведение здания может быть приостановлено.

При этом, говорит юрист, если чиновники всё же допустили строительство жилого дома в санитарно-защитной зоне кладбища либо установили эту зону после строительства, то жители могут обратиться в местную администрацию с заявлением о выкупе жилых помещений и земельного участка под домом, а также возмещении причиненных им убытков.

Ритуальный стресс

Парасоцкая замечает, что законодательство о санитарно-защитных зонах кладбищ в России исполняется с переменным успехом.

— Ключевой проблемой в этой ситуации является тот факт, что далеко не во всех муниципальных образованиях определены границы и поставлены на кадастровый учет земельные участки, на которых располагаются кладбища, — отметила она.

— Либо на кадастровый учет поставлены земельные участки, площадь которых значительно меньше фактической площади, занимаемой кладбищем. В таком случае установить санитарно-защитную зону не получится, потому что неясно, где находятся границы кладбища.

Решение этого вопроса является задачей местных чиновников.

Как показывает практика, при большом желании застройщики могут прийти и в санитарную зону.

Так, в январе жители поселка Копосово в Сормовском районе Нижнего Новгорода написали открытое письмо президенту России Владимиру Путину о строительстве коттеджа в санитарно-защитной зоне захоронений времен Великой Отечественной войны.

Решить эту проблему они пытались более двух лет: в октябре 2018 года на территории санитарной зоны узаконили строительство трехэтажного жилого дома, хотя администрация города возражала.

Пока шли разбирательства, его уже построили, при этом жителям ответили, что в санитарно-защитной зоне кладбища времен войны якобы возводится бревенчатая баня, а на нее разрешение не требуется. В декабре 2020 года выяснилось, что земельный участок из санитарно-защитной зоны перешел в зону Жи-2.

В Ижевске возникла другая проблема — там есть необходимость в расширении действующего Западного кладбища, однако местные жители опасаются, что увеличится и санитарная зона вокруг него, в которую попадет территория нескольких СНТ.

Владельцы участков там пробурили скважины для питьевой воды, и соседство с захоронениями их пугает. В администрации уже заявили, что расширять это кладбище не собираются: будут искать новые участки.

Однако и там возникает необходимость установки санитарной зоны.

Некоторые проблемы соседства с погребальными и ритуальными объектами, как показывает судебная практика, решить можно. В 2019 году в Омской области сотрудники Роспотребнадзора помогли жителям Калачинска, которые были возмущены соседством с траурным залом ритуального агентства.

Сотрудники ведомства обратились в Калачинский городской суд Омской области, потребовав признать деятельность ИП Зыковой Н.А. по проведению церемоний прощания незаконной.

Тогда выяснилось, что расстояние от земельного участка, где размещен траурный зал, до ближайшего жилого дома составляет 35 м в нарушение требований СанПиН.

В суде сотрудники Роспотребнадзора указывали, что «несоблюдение требований санитарного законодательства может привести к возникновению неврологических расстройств на фоне психологических или стрессовых ухудшений состояния здоровья при частом наблюдении ритуальных обрядов и процедур прощания». Суд запретил деятельность по проведению церемоний прощания с умершими по прежнему адресу.

С уважением к усопшим

Эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук замечает: существование старых кладбищ в черте городов обусловлено историческим процессом расширения городских границ — кладбища делали на окраине, а потом вокруг оказывалась жилая застройка. По идее, говорит он, есть способы кладбище не просто закрыть, а даже застроить.

— В советское время была практика перезахоронений с кладбищ, расположенных рядом с монастырями, — говорит он. — Теоретически провести эксгумацию и закрыть кладбище муниципалитет вправе.

Единой процедуры на федеральном уровне не предусмотрено.

С принятием закона о комплексном развитии территории такие ситуации нельзя исключать, главное здесь, чтобы это сопровождалось уважением к усопшим и их родственникам, в целом к религиозным традициям.

Антон Авдеев рассказывает, что не везде испытывают пиетет в отношении кладбищ и мест захоронений — например, в России есть даже один аэропорт, который при расширении поглотил кладбище — и туда теперь нельзя попасть. При этом важность мест захоронений он считает неоспоримой для сохранения традиционных ценностей российского общества.

— Как-то развивать, модернизировать территории кладбищ, заниматься их реновацией при этом не надо, — считает он. — Хотите прийти как турист — приходите и смотрите. Но кладбище такая вещь, где не надо ничего сильно менять. В этом направлении не нужно инноваций.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *