Кто будет возмещать ущерб: при проезде на авто через частный сектор, по дороге из частного домовладения выбежала

Очень актуальное разъяснение сделала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ, когда пересматривала спор владельца автомобиля «Мазда», на который во время грозы упало дерево. Хозяин машины был уверен, что виноваты коммунальщики, просмотревшие старое и гнилое дерево.

Обслуживающая организация в переговоры с автовладельцем вступать не стала. Тогда он отправился в суд. Районный суд с ним согласился, хотя и немного уменьшил сумму компенсации.

Организация под названием «Жилищник» опротестовала это решение в городском суде и нашла там полное понимание. Какие компенсации? Гроза же была и ветер сумасшедший.

Это стихия и форс-мажор, за которые никто не отвечает.

Кто будет возмещать ущерб: при проезде на авто через частный сектор, по дороге из частного домовладения выбежала

Верховный суд разъяснил, кому и как следует платить за судебную экспертизу

Тогда гражданин оспорил такое решение в Верховном суде РФ. Там посчитали доводы жалобы достойными внимания и с точки зрения закона разъяснили, что такое стихия, форс-мажор и кто ответит за раздавленную деревом машину.

Понятно, что такие толкования ситуации по статьям кодексов Верховный суд делает для своих коллег, но разъяснения могут помочь многим гражданам, попавшим в аналогичную ситуацию.

Итак, все началось в городе во время сильной грозы. На автомобиль, припаркованный во дворе многоквартирного дома, во время непогоды упало дерево и сильно его исковеркало. Хозяин машины написал возмущенное письмо коммунальщикам, которые проглядели и вовремя не спилили гнилое дерево.

Те ему даже отвечать не стали. Тогда гражданин отнес в районный суд иск к местному «Жилищнику». В иске он попросил компенсировать ему ремонт машины — почти 300 тысяч рублей, расходы на проведение экспертизы, нотариуса и представителя в суде.

Суд с гражданином согласился, правда, сумму компенсации за ремонт уменьшил с учетом износа машины на сто тысяч рублей.

Городской суд, куда коммунальщики обжаловали это решение, отменил его и сказал, что в ущербе вообще никто не виноват.

Гроза и шквалы ветра — это форс-мажор. Никто кроме собственника за побитый автомобиль не платит.

Верховный суд с таким выводом городских коллег не согласился. Вот его аргументы.

Есть интересный документ МЧС — приказ под названием «Опасные метеорологические явления» (номер 329 от 8 июля 2004 года). Там сказано, что такое «природные чрезвычайные ситуации».

  • Истец попросил компенсировать ему ремонт машины — почти 300 тысяч рублей, расходы на проведение экспертизы, нотариуса и представителя в суде
  • Например, это ветер больше 25 метров в секунду на равнине, а в горах и у моря — больше 35 метров в секунду.
  • Судя по справке Гидрометцентра, в тот день в городе был целый комплекс опасных явлений — дождь, гроза, град и очень сильный ветер с порывами до 28 метров в секунду.
  • Районный суд, когда вставал на сторону гражданина, в своем решении записал: есть причинно- следственная связь между бездействием коммунальщиков, которые не убрали вовремя потенциально опасное дерево, и ущербом истцу в виде разбитой машины.

Кто будет возмещать ущерб: при проезде на авто через частный сектор, по дороге из частного домовладения выбежала

Верховный суд подтвердил, что нарушитель на дороге преимуществ не имеет

Горсуд, отменив такое решение, сказал: нет оснований для вывода, что коммунальщики не убрали опасное дерево, так как на нем нет «видимых признаков аварийности и сухости». Так что платить коммунальщики не должны и вообще за грозу они не отвечают.

Верховный суд РФ напомнил коллегам про статью 56 Гражданского процессуального кодекса, в которой говорится, что каждая сторона должна доказывать обстоятельства, на которые ссылается.

В 1064-й статье уже Гражданского кодекса говорится, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина возмещает тот, кто его причинил.

«Лицо, причинившее вред» освобождается от возмещения, если докажет, что вред нанесен не по его вине.

По этому поводу был даже специальный пленум Верховного суда (номер 25 от 23 июня 2015 года). На котором было сказано следующее: бремя доказывать невиновность лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Из всего сказанного Верховный суд делает следующий вывод. Вина причинителя вреда, которая может заключаться в том, что он не исполнил свои обязанности, предполагается до тех пор, пока лицо, не исполнившее обязанность, не докажет обратное.

В нашем случае точно установлено, что дерево росло на территории, которую этот «Жилищник» обслуживал. Пострадавший гражданин в суде доказывал, что коммунальщики за деревьями не следили.

В деле есть городской закон «О зеленых насаждениях», в котором говорится, что коммунальщики должны вовремя убирать старые и больные деревья, а для этого регулярно за ними следить.

Точнее, должны следить специалисты, а коммунальщики — их указания выполнять.

Кто будет возмещать ущерб: при проезде на авто через частный сектор, по дороге из частного домовладения выбежала

Верховный суд разрешил отдавать долги услугами и вещами

В нашем деле получилось, что городской суд освободил коммунальщиков от положенной по закону их обязанности доказывать, что они деревья на своей территории регулярно обследовали и убирали опасные, старые и сухие. Более того, апелляция это бремя доказывания переложила на пострадавшего гражданина.

Кстати, в районный суд истец представил снимки упавшего на его машину дерева, на которых ясно видно, что вся сердцевина дерева гнилая. Этот факт суд почему-то не заметил.

Верховный суд сказал, что в нарушение 56-й статьи Гражданского кодекса апелляция не предложила ответчику представить доказательства своей невиновности.

А в нарушение 79 статьи Гражданского процессуального кодекса не поставила вопрос о проведении экспертизы упавшего дерева, чтобы установить, здоровым оно было или больным.

Верховный суд постановил: спор апелляция должна пересмотреть с учетом его разъяснений.

Ямы на дороге, упавшее дерево или снег с крыши: как заставить коммунальщиков возместить ущерб автомобилю?

Кто будет возмещать ущерб: при проезде на авто через частный сектор, по дороге из частного домовладения выбежала

Автомобиль попал колесом в яму? На него упало дерево или столб? При грамотном подходе есть возможность взыскать стоимость ремонта с непосредственных виновников этого – коммунальных служб. Конечно, есть несколько нюансов, которые следует учесть. Но практика показывает, что добиться справедливости можно.

В дорожно-транспортные происшествия попадать нежелательно, ведь это несет ущерб его участникам – чаще материальный, но бывает, что есть и ущерб здоровью. Если в ДТП участвовали только автомобили, то с большой долей вероятности потерпевшая сторона получит выплату от страховой компании.

Согласно законодательству ущерб должен компенсировать виновник ДТП, а страховая компания просто выплачивает компенсацию вместо него. Если в ДТП попал один автомобиль, страховая по ОСАГО ничего не выплатит, но, доказав вину кого-то другого, с него можно взыскать компенсацию ущерба.

Виновником может быть либо сам водитель (не справился с управлением), либо служба, ответственная за содержание дороги (яма на дороге больше, чем допускает ГОСТ). Все определяется исходя из условий аварии.

Виновник происшествия должен выплатить потерпевшей стороне компенсацию за ущерб:

  • материальный – согласно независимой экспертной оценке;
  • моральный – если потерпевший заявил об этом, а суд поддержал требование;
  • ущерб здоровью человека – определяется как общие расходы на лечение и реабилитацию потерпевшего.

В полной мере это все справедливо при ДТП, случившемся по вине коммунальных служб. Сложнее всего будет доказать, что ущерб нанесен именно по вине коммунальщиков, а непосредственно взыскать сумму ущерба уже легче.

Кстати, не каждое происшествие с участием автомобиля по вине коммунальных служб можно назвать ДТП. Согласно официальной формулировке из ПДД, чтобы аварийная ситуация считалась дорожно-транспортным происшествием, должны соблюдаться условия:

  • событие произошло во время движения автомобиля;
  • автомобиль стал участником этого события;
  • жизни, здоровью человека или имуществу нанесен ущерб.

Другими словами, падение дерева на припаркованный автомобиль не является ДТП, хоть тут и есть ущерб. А если автомобиль на скорости угодил колесом в яму, это уже дорожно-транспортное происшествие.

Владелец авто имеет шансы на компенсацию в обоих случаях, но порядок оформления документов будет разным.

Как получить компенсацию – шаг за шагом

Если это ДТП

Дороги в России за пределами столицы отличаются нестабильным качеством. В принципе, автолюбителям приходится часто ремонтировать свой транспорт именно из-за качества дорог. Но не все знают, что иногда с коммунальных служб можно взыскать сумму ущерба автомобилю.

Речь идет об авариях, вызванных плохим дорожным покрытием. За каждой дорогой в России закреплен кто-то, кто ее обслуживает. Также есть определенные нормативы качества дорог (многие знают, что ямы на дорогах должны быть не больше установленных размеров).

Соответственно, если дорожное покрытие не соответствует нормативам, ответственность за это несет обслуживающая организация.

Взыскать ущерб просто за повышенный износ автомобиля невозможно – в суде не получится доказать причинно-следственную связь между состоянием дороги и поломками в машине.

Но если серьезная неисправность появилась в момент движения по дороге из-за ее состояния, теоретические шансы на успех есть. Обычно такие поломки случаются, когда авто на скорости попадает в яму на дороге или в открытый люк. Более редкие случаи – ДТП с участием двух автомобилей, но по причине состояния дорожного покрытия.

Проще всего в этой ситуации возместить ущерб владельцам страхового полиса каско. Страховая компания выплатит сумму ущерба полностью или частично в зависимости от условий страхования (чем больше франшиза, тем дешевле страховка). Потом страховщик может обратиться к виновнику ДТП – коммунальным службам, чтобы взыскать деньги по принципу регресса.

Читайте также:  Комната в коммуналке: нашллись покупатели, хотят взять по ипотечное кредитование. Но износ дома 58%, т

Для водителей без полиса каско все усложняется. Самое главное в этом случае – правильно оформить ДТП.

Ориентировочный порядок действий при ДТП по вине коммунальщиков такой:

1. Выполнить требования ПДД, касающиеся участников дорожно-транспортного происшествия:

  • остановиться, включить «аварийку» и выставить знак аварийной остановки;
  • если есть пострадавшие – оказать первую помощь, самостоятельно отвезти их в больницу или обеспечить транспортировку;
  • вызвать сотрудников ГИБДД;
  • не сдвигать автомобиль и другие связанные с аварией предметы (если авто мешает проезду – зафиксировать его положение, после чего убрать с проезжей части);
  • по возможности найти свидетелей и записать их контактные данные.

Без вызова ГИБДД обойтись не получится, так как европротокол оформляется при аварии с участием водителей 2 транспортных средств. Ждать инспекторов придется долго – иногда по несколько часов, и все это время с места аварии лучше не уезжать.

2. Собрать побольше информации о ДТП. Это могут быть записи с видеорегистратора, данные свидетелей ДТП, фото- и видеозапись последствий. Нужно сфотографировать автомобиль и все его повреждения с разных ракурсов, чтобы в кадр попало как можно больше информации.

Взыскать компенсацию с дорожной службы можно, если дорожное покрытие не соответствует стандартам. Поэтому необходимо измерить яму и сфотографировать процесс измерения. Если нет линейки или рулетки, в яму можно положить какой-нибудь предмет с известными размерами (советуют банковскую карту – они все одинаковые).

Желательно делать фото с привязкой к географическим координатам и правильно настроить время и дату в телефоне. Любой современный смартфон вместе с фотографией сохраняет массу данных, которые помогут в суде.

3. Непосредственно оформление ДТП. Это делают инспекторы ГИБДД, а водителю нужно проконтролировать, чтобы все документы они заполнили правильно и без искажений.

Вполне возможно, что приехавшие инспекторы будут уговаривать не оформлять ДТП, так как для них это огромное количество бумажной работы. Соглашаться с этим не нужно, ведь если нет оформленного ДТП – нет компенсации.

В объяснениях нужно подробно расписать, как именно произошла авария: ехал, соблюдая скоростной режим и другие требования ПДД, избежать попадания в яму не было объективной возможности, так как ограждения или предупреждающих знаков о ней не было.

Инспекторы, составляя протокол, должны указать наличие ямы и ее размеры. Если она не соответствует ГОСТу, составляется «Акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения» – это ключевой документ при обращении в суд за компенсацией.

В протоколе желательно максимально подробно расписать все видимые повреждения автомобиля (включая течь технических жидкостей), указать на вероятность скрытых повреждений.

Яма, ставшая причиной ДТП, должна быть обязательно указана на схеме ДТП (ее составляют инспекторы), в том числе ее размеры и расположение по отношению к краю проезжей части.

4. Определить ответчика. Это организация, занимающаяся обслуживанием данного участка дороги. У всех дорог есть владелец и организация, уполномоченная содержать ее. Даже если яма находится во дворе у нее тоже есть владелец – жильцы дома (тогда отвечает управляющая компания) или город.

5. Подготовиться к суду. Первым делом нужно определить сумму ущерба. Это достаточно распространенная процедура, в каждом городе есть независимые эксперты, которые считают ущерб при ДТП. На саму экспертизу нужно пригласить будущего ответчика – ответственного за содержание дороги. Делается это в письменном порядке – заказным письмом с уведомлением.

Даже если ответчик не явился на экспертизу, ему все равно нужно отправить письменную претензию, приложив копии всех имеющихся документов по ДТП и экспертизе.

Претензия – это попытка досудебного урегулирования ущерба. Если ответчик получил письмо (о чем есть уведомление), но не отреагировал на него – нужно идти в суд.

6. Обращение в суд. Если все документы были подготовлены правильно, шансы на решение суда в пользу автомобилиста достаточно высокие. Представители ответчика могут настаивать на том, что водитель виноват сам – не заметил яму и неправильно выбрал скоростной режим.

  • Но позиция Верховного суда такова, что дорожные службы должны обеспечивать такое качество дорожного покрытия, чтобы водитель мог передвигаться на максимальной разрешенной для этого участка скорости без угрозы ДТП.
  • Судебная практика показывает, что суд часто становится на сторону истца, взыскивая с дорожных служб компенсацию ущерба и сопутствующих расходов.
  • После того, как решение суда вступит в законную силу, дорожная служба должна перечислить присужденную сумму по указанным истцом реквизитам банковского счета.
  • Если деньги не приходят – можно получить исполнительный лист и обратиться в банк, где у организации открыт расчетный счет.

Если это не ДТП

Нанести ущерб автомобилю может упавшее во дворе дерево, столб или снег с крыши. Хоть это не ДТП, но шансы получить компенсацию от виновника все равно есть.

В целом, процесс примерно такой же, как и с ДТП – оформить документы, оценить ущерб и потребовать его компенсации. Но есть несколько отличий:

  • вызывать нужно не ГИБДД, а наряд полиции из местного ОВД;
  • полиция составляет акт осмотра места происшествия, указывая причину падения – ветер. Если будет указано, что упавшее дерево было сухим – это поможет в дальнейшем;
  • в документах должно быть указано, какой ущерб причинен имуществу и сделаны выводы о качестве работы ответственных служб;
  • точно нет смысла судиться, если дерево упало на припаркованный в неположенном месте автомобиль;
  • суд может отказать в компенсации, если на дату происшествия МЧС предупреждало о чрезвычайной ситуации.

В остальном процесс примерно такой же – нельзя убирать с автомобиля упавшие ветки, сдвигать его в сторону, нужно заказать проведение экспертизы, направить претензию ответчику.

Есть вероятность, что при оформлении акта осмотра водителя попросят написать, что ущерб незначительный. Так делать не стоит – в противном случае компенсации ущерба точно не будет.

Ямы, деревья, столбы – кто за это отвечает

Российское законодательство предполагает, что каждая автодорога находится у кого-то на балансе, кто закрепляет за ней ответственного за содержание в нормальном состоянии. Соответственно, есть кто-то, кто отвечает за ущерб, причиненный из-за плохого состояния дороги.

Нормальной считается дорога, которая соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы». Самое главное в них – предельно допустимые размеры ям и выбоин на дорогах. Дорога признается несоответствующей ГОСТу, если яма хотя бы по одному параметру больше норматива:

  • ширина – 60 сантиметров;
  • длина – 15 сантиметров;
  • глубина – 5 сантиметров;
  • отклонение люка или трамвайных путей от уровня дороги на 2 сантиметра.

Кто будет возмещать ущерб: при проезде на авто через частный сектор, по дороге из частного домовладения выбежала

Понятно, что количество ям на российских дорогах практически не поддается исчислению, и всех их нельзя заделать сразу.

До ремонта дорожная служба обязана выставить предупреждающие знаки или как-то еще отметить яму. Если это не сделано, а водитель попал в яму (не нарушая при этом ПДД), он имеет полное право на возмещение ущерба.

Ответчиком будет выступать балансодержатель дороги. Для дорог федерального значения – организация, уполномоченная федеральными органами исполнительной власти; для дорог регионального и межмуниципального значения – уполномоченная субъектом РФ организация, и так далее.

Проще говоря, ответчик – это организация, которую владелец дороги уполномочил обеспечивать ее содержание. А кто владелец, зависит от статуса дороги.

Упавшее на автомобиль дерево – уже другая история, там нужно разбираться, на чьей территории оно растет. Ответчиком будет собственник земли, на которой растет дерево.

Если придомовая территория не передана жильцам, ее собственник – муниципальное образование. Если передана – владеют землей жильцы, но за насаждения отвечает управляющая организация или ТСЖ.

Самостоятельно ТСЖ обычно не ведет работы, а нанимает другую организацию – вот она и будет отвечать за деревья.

Примерно то же актуально и при упавшем столбе, и при нанесении ущерба упавшей рекламной конструкцией – у всех этих объектов есть собственники.

Узнать, кому принадлежит земельный участок, можно через Росреестр, но услуга платная.

Еще неприятная ситуация – упавший на автомобиль с крыши дома снег или сосулька. За этот ущерб отвечает владелец объекта недвижимости (если это коммерческое, офисное, общественное здание или частный дом), управляющая компания (если дом многоквартирный).

Лишь в некоторых случаях снег падает с балкона многоквартирного дома, который был самовольно перестроен. Тогда отвечать может и владелец квартиры, но его вину придется еще доказать.

Возможные трудности

На словах возместить ущерб от действий (а точнее, бездействия) коммунальных служб кажется просто: оформить происшествие, оплатить экспертную оценку, собрать свидетелей и пойти в суд. Но ответчик не спешит расставаться с деньгами.

Дорожные службы, с которых пытаются взыскать ущерб от плохого состояния дорожного покрытия, обычно настаивают – водитель сам виноват, что попал в яму. В ход идут различные аргументы: неправильно выбрал скорость движения, не следил за дорогой, не пытался объехать яму или экстренно затормозить перед ней.

Относительно недавнее постановление Верховного суда поясняет, что водитель вправе ехать с любой разрешенной скоростью, а дорожники обязаны обеспечить такие условия, чтобы это было безопасно.

Но риск стать самому виновником ДТП все же есть, это зависит от обстоятельств аварии, позиции инспекторов ГИБДД и того, какие аргументы водитель приведет в суде.

Куда больше проблем предстоит решить, если на автомобиль упало дерево. По общепринятым правилам считается, что коммунальные службы не отвечают за ущерб, причиненный при условии обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор). Таким обстоятельством обычно является сильный ветер.

Читайте также:  Недобросовестный муж: с мужем в браке 22 года. детям 15 и 21 год. проблемы в том, что практически нет никакого

Если перед началом стихии было штормовое предупреждение от МЧС – взыскать ущерб за упавшее на машину дерево практически невозможно. То есть, предполагается, что после уведомления МЧС водитель выберет другое место для стоянки машины.

Когда водитель уверен, что стихийного бедствия в тот момент не было, а дерево упало просто от старости, он может взять справку в ФГБУ «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». В справке будет написано какая была погода в момент происшествия, а стоит это больше 2000 рублей.

Недавно в Москве был случай, что на автомобиль упало дерево. Упало оно из-за резких порывов ветра, и коммунальные службы отказались платить. Но потом специально приглашенный дендролог сделал заключение, что корни дерева уже сгнили, его нужно было убрать, что сделано не было. В итоге суд встал на сторону автовладельца.

Провести экспертизу, оплатить госпошлину и услуги представителя в суде обойдется примерно в 60 тысяч рублей. Если шансы на успех в суде не очень высокие (авто стояло в неположенном месте или заранее было объявлено о стихии), возможно, не стоит и начинать весь этот процесс.

Если на машину упало дерево..

Кто возместит ущерб и как добиться компенсации?

Если автомобиль был поврежден из-за падения на него дерева, автовладелец вправе рассчитывать на компенсацию.

Давайте разберемся, в каких случаях удастся добиться возмещения ущерба и что для этого потребуется. Данные рекомендации можно будет применять и при падении на машину сосулек, наледи и пр.

(читайте об этом также в материале «Если лед с крыши стал причиной травмы или повредил автомобиль»).

Отвечать за повреждение автомобиля будет лицо, ответственное за уход и содержание зеленых насаждений, а именно за их своевременный спил и поддержание в неаварийном состоянии.

Поэтому потребуется определить, в чьем ведении находилась территория, на которой был припаркован автомобиль (торгово-развлекательного центра, многоквартирного дома, муниципального образования и пр.).

С учетом принадлежности территории ответчиком может быть собственник здания, организация, осуществляющая функции управления в многоквартирном доме, администрация соответствующего образования и т.д.

Рассмотрим наиболее распространенную ситуацию, когда машина была припаркована у многоквартирного дома.

Обязанности по содержанию дворовых территорий, включая расположенные на них объекты озеленения, возложены на лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, – ТСЖ, жилищный кооператив, управляющую компанию (например, ГБУ «Жилищник» конкретного района Москвы).

Поясним. Контролировать состояние зеленых насаждений обязаны организации, в ведении которых находятся эти территории.

Для проведения санитарной рубки и обрезки деревьев, кустарников землепользователь организует обследование по уходу за зелеными насаждениями (например, п. 6.1, п. 8.5.2 и п.

9 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений г. Москвы, утвержденных Постановлением Правительства от 10 сентября 2002 г. № 743-ПП).

Согласно ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества, в том числе придомовой территории. При этом в силу ст.

161 ЖК РФ свою обязанность по содержанию общего имущества собственники реализуют посредством управления многоквартирным домом, которое должно обеспечивать безопасные и благоприятные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества и решение вопросов пользования им, а также предоставление коммунальных услуг жильцам.

  • Взыскание ущерба будет возможно при одновременном доказывании трех элементов:
  • 1) факт причинения ущерба и его размер;
  • 2) противоправное поведение причинителя вреда;
  • 3) наличие причинно-следственной связи между данными обстоятельствами.

1. Доказательство того, что машина была припаркована в месте, где парковка не запрещена.

Для этого следует вызвать сотрудника полиции. Он зафиксирует происшествие и укажет в протоколе, где был припаркован автомобиль и какие ему были причинены повреждения.

Обратите внимание: ответчик может быть освобожден от ответственности, если автомобиль находился в не предусмотренном для парковки месте при наличии предупреждающих знаков (например, ленточных ограждений, объявления об опасности оставления автомобиля в связи с аварийным состоянием дерева).

2. Доказательство того, что автомобиль не был поврежден в результате форс-мажорных обстоятельств (стихийные погодные условия).

Сбор доказательств предполагает получение справки о погодных условиях в Управлении по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Если в справке отражено, что в день происшествия не было сильного ветра, способного привести к падению неаварийного дерева, презюмируется его ненадлежащее состояние.

Если дерево не было сразу спилено и выкорчевано, следует обратиться к специалисту для проведения дендрологической экспертизы. Она с точностью покажет состояние дерева: было ли оно трухлявым, требовало ли специального лечения или подлежало корчеванию.

Фиксация указанных доказательств важна, поскольку падение дерева в связи со стихийными погодными условиями является форс-мажорным обстоятельством, исключающим вину ответчика в причиненном ущербе.

Расходы на проведение экспертизы и получение справки могут быть в последующем взысканы с ответчика.

3. Доказательство того, что дерево не было спилено умышленно, например недругом-соседом.

После сообщения сотруднику полиции о случившемся вам направят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Этот документ будет доказывать отсутствие вины третьих лиц в умышленном повреждении дерева и транспортного средства.

В случае же установления вины третьих лиц в падении дерева требования о взыскании ущерба могут быть предъявлены только к ним.

4. Доказательства размера причиненного ущерба.

Для составления акта осмотра повреждений и калькуляции ущерба следует обратиться в экспертное учреждение. Обязательно известите об этом ответчика и предложите ему принять участие в осмотре повреждений.

Это можно сделать, передав ему уведомление лично «под штамп», путем направления телеграммы или почтового отправления. В последнем случае убедитесь, что корреспонденция получена ответчиком к назначенной дате.

В случае ненадлежащего извещения ответчика суд может признать акт осмотра и калькуляцию, составленные в его отсутствие, ненадлежащим доказательством.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела в суде может быть также назначена судебная экспертиза.

После сбора доказательственной базы следует направить ответчику претензию. Данный этап не является обязательным, однако в случае добровольного удовлетворения ваших требований вы сможете получить компенсацию без существенных затрат времени и дополнительных издержек.

Кроме того, если вами будут заявлены требования, предусмотренные Законом о защите прав потребителей (о чем будет сказано далее), предъявление претензии станет необходимым условием для взыскания с ответчика штрафа и неустойки.

Если ответчик отказался удовлетворить ваши требования, придется обращаться в суд. Исковое заявление подается по месту нахождения ответчика в районный суд (если размер исковых требований превышает 50 тыс. руб.

), либо мировому судье (если размер исковых требований менее 50 тыс. руб.). В случае если вы предъявляете требования в порядке Закона о защите прав потребителей, иск может быть подан по вашему месту жительства.

  • Стоимость восстановительного ремонта.
  • Расходы, сопутствующие процедуре взыскания ущерба: на оплату услуг юриста, проведение экспертизы, получение справки о погодных условиях и пр.

Неустойку, компенсацию морального вреда, штраф в размере 50% от взысканной судом суммы. Их удастся получить лишь при успешном доказывании того факта, что на отношения автовладельца и ответчика распространяется Закон о защите прав потребителей.

Полное возмещение вреда предполагает восстановление поврежденного имущества до состояния, в котором оно находилось до нарушения права его собственника.

При этом на потерпевшего не может быть возложено бремя поиска деталей, узлов и агрегатов с той же степенью износа, что и у подлежащих замене, поэтому они меняются на новые. Неосновательного обогащения (т.е.

обогащения за счет замены поврежденных деталей на новые) собственника не происходит, даже если после ремонта стоимость имущества выросла (п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 10 марта 2017 г. № 6-П).

То есть истец не обязан учитывать степень износа подлежащих замене деталей для определения размера компенсации. Взыскать ущерб с ответчика можно исходя из стоимости новых запчастей.

Судебная практика свидетельствует о том, что данные суммы могут быть взысканы только по искам, предъявленным в порядке Закона о защите прав потребителей.

Речь идет о неустойке в размере 3% от стоимости восстановительного ремонта. Она подлежит взысканию с ответчика за каждый день неисполнения требования потребителя о компенсации ущерба (ст. 28 Закона о защите прав потребителей).

Размер компенсации морального вреда будет зависеть от степени нравственных и физических страданий истца в связи с нарушением своих обязательств ответчиком (например, нравственные страдания при виде разбитого автомобиля, необходимости траты личного времени на ремонт и передвижение на общественном транспорте и пр.).

Суммы неустойки и компенсации морального вреда могут быть снижены судом с учетом принципов соразмерности и справедливости.

Читайте также:  Могу ли я после развода переехать с ребенком в другой город?

Обоснованием такого подхода является позиция Верховного Суда РФ, выраженная в Определении от 16 января 2018 г. № 46-КГ17-38:

  • «Граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, относятся к потребителям услуг, оказываемых товариществом собственников жилья при управлении многоквартирным домом, в связи с чем на данные правоотношения распространяется Закон о защите прав потребителей…
  • В обоснование исковых требований о взыскании неустойки, компенсации морального вреда и штрафа истец ссылается на то, что причинение ущерба его имуществу стало возможным из-за ненадлежащего оказания ТСЖ “На набережной” услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, а именно обязанности по очистке крыши дома от снега и наледи…
  • С учетом вышеизложенного падение наледи с крыши дома, которое причинило ущерб имуществу истца, свидетельствует о ненадлежащем качестве оказания ответчиком услуг истцу.
  • Согласно пункту 1 статьи 13 Закона о защите прав потребителей за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
  • На основании статьи 14 (пункты 1, 2, 3) Закона о защите прав потребителей вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет. Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем.
  1. Таким образом, согласно данной норме права само по себе возникновение обязательства ответчика из причинения вреда не исключает возможности квалификации правоотношений сторон как правоотношений потребителя и исполнителя услуг, а следовательно, применения положений Закона о защите прав потребителей».
  2. Следует отметить, что практика судов даже после вынесения данного определения ВС РФ остается противоречивой и не всегда допускает применение положений Закона о защите прав потребителей.
  3. В любом случае для взыскания неустойки, компенсации морального вреда и штрафа потребуется дополнительно доказать, что истец:
  4. 1) является потребителем услуг управляющей компании;
  5. 2) является собственником квартиры и проживает в многоквартирном доме, управление имуществом в котором производит ответчик;

3) уплачивает платежи, в том числе на поддержание в должном состоянии придомовой территории. При этом ущерб автомобилю должен быть причинен в пределах придомовой территории.

На авто упало дерево, как взыскать деньги. Инструкция

Ущерб причиненный падением дерева на авто нужно можно возместить.

«Идеально» если земельный участок, на котором росло дерево, принадлежит муниципальному образованию или Российской Федерации и намного хуже, если упавшее дерево росло на земельном участке многоквартирного дома.

В этом случае взыскивать придется с Управляющей компании или ТСЖ и если цена ущерба окажется слишком большой, то возмещения придется ждать годами.

Для страховых случаев по КАСКО необходимо действовать по регламенту указанному в страховом полисе.

Итак, после того как с авто случилось ЧП, необходимо:

Успокоиться (если вы Владелец пострадавшего авто) и сделать несколько (десятков) фотографий случившегося. Лучшими (фото) будут те, на которых будут одновременно видны: авто и дерево, государственный номер авто (обязательно), номера близлежащих домов (названия улиц) либо иные характерные приметы места происшествия: кафе, магазин, детская площадка, другие авто, спецтехника с номерами и тд.

На месте происшествия по единому номеру 112 вызываем МЧС, а через несколько дней забираем у них акт осмотра (места происшествия).

По тому же номеру 112, заявляем о происшествии в Дежурную часть ОВД (по району), забираем после у них справку/ уведомление по факту происшествия или отказной материал (Постановление). Не менее важно выяснить принадлежность земельного участка (www.kadastr.

ru), потому что по закону за упавшее дерево отвечает собственник. По горячим следам обращаемся в местный метеоцентр и берем оттуда справку о состоянии погоды в районе в день ЧП.

Параллельно договариваемся с профильным автосервисом либо с любым нормальным автосервисом о дате осмотра пострадавшего автомобиля с участием оценщиков и заинтересованных лиц (собственников земельного участка на котором росло дерево/ МО, РФ или управляющей компании), уведомляем заинтересованных лиц о месте и дате осмотра. После получения Отчета оценщиков можно направлять претензию – заинтересованным лицам и далее решать с ними миром, либо обращаться в Суд. Самое главное то, что подготовительная часть выполнена правильно и дело «не забуксует».

P.S. По делу 2-5922/2019 рассмотренному Центральным районным судом г.

Калининграда, взыскано с Комитета городского хозяйства Администрации городского округа «Город Калининград» за счет казны Муниципального образования «Город Калининград» в пользу гражданина, материальный ущерб в сумме 245 889 рублей, расходы на проведение оценки в сумме 13300 рублей, расходы по транспортировке транспортного средства в сумме 2500 рублей, а всего 261689 рублей.

Вс объяснил, кто должен платить за выбоины на дороге

Верховный суд (ВС) РФ поддержал автомобилистов в спорах с компаниями, которые несут ответственность за состояние дорог: высшая инстанция разъяснила, что причинённый машинам ущерб из-за некачественного покрытия трасс должны возмещать как раз эти организации. Также именно на них возлагается обязанность доказывать, что водитель действовал намеренно либо проявил грубую неосторожность при происшествиях, связанных с состоянием дорог, поясняет ВС РФ. 

Ущерб от ям и выбоин 

В обзоре судебной практики суд ссылается на иск автомобилиста, попавшего в выбоину на проезжей части дороги, что привело к значительным механическим повреждениям автомобиля. Водитель обратился в суд с иском к управлению автомобильных дорог о возмещении ущерба, сославшись на то, что ответчик в нарушение требований закона не обеспечил безопасность дорожного движения на трассе. 

Однако суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении иска отказали.

В частности, апелляционная инстанция сослалась на статью 1083 Гражданского кодекса РФ, согласно которой не подлежит возмещению вред, возникший вследствие умысла потерпевшего. Также она регламентирует, что если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, то размер компенсации должен быть уменьшен.

  • При этом суд возложил обязанность на водителя доказывать, что он ненамеренно попал в дорожную выбоину или вел себя за рулём с грубой неосторожностью из-за чего и угодил в яму.  
  • Верховный суд РФ с таким взглядом на подобные ситуации категорически не согласился. 
  • Позиция ВС 

Высшая инстанция напоминает, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1 статьи 1064 ГК РФ). Лицо, причинившее вред, освобождается от выплаты компенсации, если докажет, что ущерб причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).

  1. В спорном случае апелляционная инстанция установила, что дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля истца и, соответственно, причинение ущерба возникло в связи с наездом машины на выбоину в дорожном покрытии с размерами, превышающими предельно допустимые: длина повреждения составляет 15,3 м, ширина — 1,8 м, глубина — 0,26 м.
  2. При этом ГОСТ устанавливает, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин и иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, а предельные размеры ям составляют по длине 15 см, по ширине — 60 см, по глубине — 5 см.
  3. В рассматриваемом деле инспектор ДПС установил нарушение требований ГОСТ: он составил схему места происшествия с указанием повреждения покрытия и приложил к материалам фотографию выбоины. 

Также управление автомобильных дорог признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статье 12.34 КоАП РФ, и ему назначено административное взыскание в виде административного штрафа. Данное постановление ответчиком не обжаловалось и вступило в законную силу.

«Указанные факты были установлены судом и свидетельствуют о ненадлежащем содержании дороги ответчиком.

Таким образом, суд второй инстанции установил наличие всех обстоятельств, совокупность которых предполагает возложение на ответчика обязанности возместить причиненный вред истцу», — считает ВС. 

Между тем суд почему-то решил применить статью 1083 ГК РФ для отказа во взыскании ущерба. По нормам этой статьи, если потерпевший действовал умышленно, то возмещение ему ущерба не положено. 

При этом по смыслу приведенной правовой нормы, обязанность по доказыванию в действиях потерпевшего умысла или грубой неосторожности, содействовавших возникновению или уменьшению ущерба, возлагается на причинителя вреда. В данном деле — на управление автомобильных дорог.

  • Однако в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ суд возложил обязанность доказать отсутствие виновных действий на истца, чем было допущено существенное нарушение норм процессуального права, которое повлияло на исход дела, и без устранения которого невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, отмечает ВС РФ. 
  • В связи с чем судебная коллегия отменила решение суда и отправила дело на новое рассмотрение в апелляционной инстанции. 
  • Алиса Фокс 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.