Могу ли я работать в дошкольном образовательном учреждении

В последние несколько лет на рынке труда часто можно встретить людей, работающих не по специальности. При поиске работы многие люди задаются вопросом, может ли, к примеру, экономист занять должность воспитателя в дошкольном учреждении без соответствующего диплома. Нужно ли для этого только желание или необходимы какие-либо курсы.

Могу ли я работать в дошкольном образовательном учреждении

Какое образование должен иметь воспитатель

Воспитатель – лицо, ответственное за развитие и обучение детей дошкольного возраста. На его плечи ложится задача привить детям основы этикета, вложить в их головы минимальный набор знаний, который необходим для зачисления в школу, развить творческие, личностные и физические качества, а также систематически проводить оценку способностей малышей.

В глазах государства выполнение настолько ответственной задачи должно поручаться только дипломированным профессионалам. Ведь одна ошибка может привести к серьезным социальным или умственным проблемам, с которыми ребенку будет сложнее адаптироваться в обществе.

Поэтому в приказе Минздравсоцразвития России № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей» четко описаны квалификационные требования, которые предъявляются к должности «воспитатель».

Могу ли я работать в дошкольном образовательном учреждении

Согласно прописанным правилам:

  1. «Старший воспитатель» будет принят на работу при наличии высшего профессионального образования в области «Педагогика» и при стаже работы на соответствующей должности не менее двух лет.
  2. Кандидат на должность «воспитатель» должен предъявить документы о получении высшего или средне профессионального образования по направлению «Педагогика», при этом стаж работы на аналогичной должности не нужен. Также кандидат может быть зачислен на должность, если предъявит диплом об окончании высшего или среднего профессионального образования вместе с документом о дополнительном проф. образовании по направлению «Педагогика».
  3. При зачислении на должность «младший воспитатель» достаточно предъявить документ о среднем (полном) общем образовании и диплом о прохождении профессиональной подготовки в области «Педагогика». Требования к стажу при принятии на работу не предъявляются.

Можно ли работать воспитателем без специального образования

Согласно статистическим данным, представленным Росстатом, на данный момент в России работает около 26,8 тыс. воспитателей без диплома.

При этом законодательство допускает, что занимать рабочие места в детских садах и других дошкольных организациях могут только люди, прошедшие курсы по профпереподготовке.

Желающие сменить профессию могут не беспокоиться о вступительных экзаменах, достаточно лишь подать заявку в выбранный центр и приложить к ней пакет документов. После успешного завершения обучения человек получает диплом государственного образца и может приступить к работе в детсадах, центрах детского развития и дошкольной подготовки.

Могу ли я работать в дошкольном образовательном учреждении

Важный законопроект

Невысокая заработная плата делает должность воспитателя непопулярной в глазах молодежи, которая ищет вакансии более перспективные или вовсе уходит на фриланс. С учетом подобной тенденции настоящей проблемой для людей стал принятый профстандарт «Педагог», который не позволяет работать в детсадах сотрудникам без соответствующего диплома.

Но надежду в воспитателей, которые отдали профессии многие годы своей жизни, вселяет законопроект «О внесении изменений в ст. 46 и 108 Федерального закона «Об образовании».

Согласно ему, на сотрудников, которые приступили к исполнению своих обязанностей до вступления в силу Федерального закона, требование о наличии спецобразования распространяться не должно. Документ был рассмотрен Государственной думой в первом чтении и получил одобрение Правового управления департамента, что говорит о высокой вероятности того, что он будет принят.

Должность воспитателя в детском саду нередко занимают люди не с педагогическим дипломом, а например экономическим.

Подобная тенденция наблюдается уже многие годы, но требования постепенно ужесточают, и получить работу не по профессии все труднее.

Но в свете последних событий правительство делает активные шаги по урегулированию подобных вопросов, при условии, что претенденты на должность пройдут специальные курсы по переподготовке.

(1

Какое образование нужно воспитателю ДОУ?

Источник фото freepik

Дошкольное образовательное учреждение — тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет.

В этих учреждениях работают воспитатели — это педагоги, которые занимаются образовательной деятельностью с детьми до 7 лет. Воспитатели могут работать как в государственных, так и в частных образовательных дошкольных учреждениях.

В России действуют примерно 50 тысяч детских садов, стабильно возрастает количество дошкольников, соответственно потребность в специалистах ежегодно возрастает. Из этой статьи вы узнаете как получить диплом воспитателя, какое обучение требуется для работы и на что можно рассчитывать без специального образования.

Где пройти обучение на воспитателя

Если вы решили заниматься воспитанием детей дошкольного возраста после 9 класса, нужно поступать в колледж. Нередко детские сады отдают предпочтение кандидатам, имеющим среднее специальное образование, так как программа обучения такого уровня считается более проработанной. Также будущие специалисты проходят практику и лучше подготовлены к предстоящей работе.

Можно выбрать, например, следующие программы обучения:

  • Дошкольное образование (44.02.01).
  • Педагогика дополнительного образования (44.02.03).
  • Специальное дошкольное образование (44.02.04).

Пойти в колледж можно и после 11 класса, отличие в том, что выпускники 9 класса пройдут обучение за 4 года, а выпускники 11 класса за 3 года.

Это связано с тем, что после 9 класса в программе обучения присутствует дополнительное время на изучение основных предметов: русского языка, математики и т. д.

Могу ли я работать в дошкольном образовательном учреждении

  • Профессиональная переподготовка / Педагогика
  • Педагогика и психология дошкольного образования в рамках реализации ФГОС
  • Академия современных технологий
  • Дистанционная, Профессиональная переподготовка

Могу ли я работать в дошкольном образовательном учреждении

  1. Профессиональная переподготовка / Педагогика
  2. Педагогика и методика дошкольного образования
  3. Академия современных технологий
  4. Дистанционная, Профессиональная переподготовка

Могу ли я работать в дошкольном образовательном учреждении

  • Повышение квалификации / Педагогика
  • Педагогика и методика дошкольного образования
  • Академия современных технологий
  • Дистанционная, Повышение квалификации

Колледжи, где можно пройти соответствующее педагогическое обучение:

  • Педагогический колледж № 10
  • Истринский профессиональный колледж Государственного гуманитарно-технологического университета.
  • Челябинский педагогический колледж № 2.
  • Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга.
  • Казанский педагогический колледж.
  • Новосибирский педагогический колледж № 2 и другие.

Также после 11 класса можно поступить в вуз по направлению «Образование и педагогическая деятельность». В этом случае обучение продлиться 4-5 лет.

В большинстве случаев для работы воспитателя достаточно иметь диплом педагога любого направления, но для получения преимущества при трудоустройстве рекомендуется получить диплом с квалификацией «воспитатель».

Если у специалиста уже имеется высшее образование, срок обучения в вузе может составлять всего 2-3 года.

Преимущество заключается в том, что в процессе обучения большее время уделяется методикам взаимодействия именно с детьми дошкольного возраста.

Чтобы иметь соответствующую квалификацию, можно ориентироваться в выборе направлений обучения на следующие программы:

  • Дошкольное образование и логопедия.
  • Дошкольная дефектология.
  • Дошкольное образование и дополнительное образование.
  • Психология и социальная педагогика и т. д.

Подходящие знания можно получить в следующих вузах:

  • Севастопольский государственный университет.
  • Санкт-Петербургский государственный университет.
  • Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ).
  • Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина.
  • Сибирский государственный университет физической культуры и спорта и другие.

Если вы уже учились в вузе на педагога или на другую специальность, можно пройти курсы переподготовки и работать по выбранному направлению.

Подробнее о профессии воспитателя

Какие предметы сдавать на воспитателя

Если ваш выбор — колледж или техникум для становления педагогом, в качестве экзаменов нужно сдавать русский язык и математику. Также рекомендуется дополнительно сдавать экзамены по биологии и обществознанию. Точнее информацию можно узнать в колледже, так как от направления обучения может зависеть список экзаменов.

Если планируется поступление в вуз, нужно сдавать ЕГЭ по математике, обществознанию и русскому языку. Дополнительные экзамены могут зависеть от вуза.

Источник фото freepik

До 2020 года в Государственной думе обсуждалась идея об отмене профильного обучения для специалистов, обучающих дошкольников, если они имеют достаточный, успешный и эффективный опыт работы, и могут пройти аттестацию.

Решение было принято в связи с тем, что ощущается острый кадровый дефицит специалистов, способных работать с детьми дошкольного возраста. Новый законопроект позволяет устроить на работу людей, способных к воспитанию, но не имеющих должного образования.

Сейчас человек, не имеющий специального среднего или высшего образования, но прошедший аттестацию, может претендовать на работу в детском саду или ином дошкольном образовательном учреждении. Часто в этом случае воспитатель может работать в должности младшего специалиста.

По приказу Минздравсоцразвития №761н соискателям достаточно:

  • закончить 11 классов;
  • пройти подготовку в сфере образования и педагогики.

При этом стаж работы для такой должности не обязателен. Если специалист желает стать старшим воспитателем, нужно проработать в ДОУ 2–3 года.

Читайте также:  Невыполнение договора: заключил договор с человеком, который занимается разработкой приложений для соц

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования — документ, который включает основные положения и требования к навыкам и знаниям воспитателя. Документ является одним из основных, с помощью которых можно провести анализ эффективности работы специалиста.

С помощью профессионального стандарта педагога дошкольного образования устанавливается уровень квалификации, создаются инструкции к работе, а также формируются требования к кандидатам при устройстве на работу.

Особенность документа в том, что он часто пересматривается, ежегодно вносятся предложения, правки и другие корректировки. До принятия стандарта деятельность воспитателя регулировалась Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. Минус справочника в том, что он отражал только общие черты работы специалистов по работе с дошкольниками.

Так как дошкольное обучение — это важнейший этап в процессе социализации и становления личности ребенка, возникла необходимость в создании профессионального стандарта, где будут максимально учтены все потребности дошкольников и обязанности воспитателей ДОУ.

Курсы повышения квалификации для воспитателей

Повышение квалификации необходимо любому специалисту, который хочет строить свою карьеру и развиваться в профессии. Конкуренция среди педагогов высокая, поэтому для получения новых знаний и приобретения навыков для работы требуется соответствующая квалификация.

Повышение квалификации не должно восприниматься как формальный процесс, так как это возможность повышения своего уровня компетентности в сфере педагогики.

Педагоги должны в соответствии с ФГОС повышать квалификацию не реже 1 раза в 3 года.

Воспитатели, которые работают в ДОУ с детьми до 7 лет, должны соответствовать стандартам педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Поэтому для них требование о прохождении профессиональной переподготовке 1 раз в 3 года остается таким же.

Если у специалиста нет соответствующего образования, но он хочет работать воспитателем, требуется профессиональная переподготовка.

Источник фото freepik

Курсы переподготовки на воспитателя

Курсы переподготовки позволяют людям с другим образованием работать с детьми после дополнительного обучения. Также переподготовку могут пройти педагоги, психологи и другие специалисты, работающие в сфере человек-человек.

Получив диплом о профессиональной переподготовке, специалист может претендовать на место воспитателя, помощника воспитателя или старшего воспитателя.

Наибольшие шансы на получение должности воспитателя есть у тех, кто имеет педагогическое образование.

Обычно специалисты, не имеющие педагогического образования, посвящают дополнительным курсам профессиональной переподготовки более 500 академических часов. Если имеется педагогическое образование, срок обучения обычно сокращается в 2 раза.

Также пройти профессиональную переподготовку на воспитателя ДОУ можно и дистанционно. Это позволяет получать новые навыки из любого города, и самостоятельно составлять расписание для себя.

Длительность профессиональной переподготовки может составлять до 12 месяцев, но окончательный период обучения обговаривается с менеджером, зависит от программы дополнительного образования и пожеланий обучаемого.

Организация, где можно пройти профессиональную переподготовку, должна иметь лицензию на ведение образовательной деятельности. В этом случае кроме стандартных программ, которые соответствуют ФГОС, можно создать собственный план обучения в зависимости от дополнительных потребностей.

По окончании обучения выдается диплом установленного образца воспитателя ДОУ, который можно использовать при устройстве на работу в дошкольное образовательное учреждение.

Если специалист выбрал дистанционное обучение на воспитателя, документ можно получить по почте, если вы находитесь в другом городе, или не имеете возможности получить его лично. Также на электронную почту организация направляет электронную копию документа, которую можно предъявлять работодателю для подтверждения своей квалификации.

Автор статьи Никита Добрынин

Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста

Актуальный материал: «Министерство просвещения разъяснило порядок применения профстандарта «Педагог»»

Уважаемые коллеги! Юрист профсоюза ответил на многие ваши вопросы, но он не может делать это на постоянной основе. В обязательном порядке мы консультируем только членов профсоюза. Поищите ответ на ваш вопрос в тексте статьи и среди комментариев.

Чаще всего нам поступают вопросы о возможности преподавать не тот предмет, который значится в дипломе об образовании. Ответ на него содержится в разделе 5 «Основные последствия введения профстандартов». Вам нужно посмотреть, относится ли полученная вами специальность к укрупненной группе специальностей согласно Общероссийскому классификатору.

  • Материалы по теме:
  • Хорошая новость: введение профстандарта «Педагог» переносится на 1 сентября 2019 года
  • Минюст не зарегистрировал приказ Минтруда о переносе сроков введения профстандарта «Педагог»
  • Введение профстандартов: ответы юриста профсоюза на часто задаваемые вопросы 

Сроки введения профстандартов

С 1 января 2017 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»).

Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ Минтруда от 26.12.

2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018).

Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г.

работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении.

К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

  1. К каким категориям работников относится профстандарт «Педагог»
  2. Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.
  3. Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

Ответственность за неприменение профстандарта

Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.

При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 — 70 000 руб.

Особенность используемой терминологии

Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2).

Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей ) и 6 уровень (для учителей).

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра — трудовую функцию.

Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения.

Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

Основные последствия введения профстандартов

С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением».

Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г.

N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г.

Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)

Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки.

Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя.

Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению.

Читайте также:  Заказ товара через Интернет

Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада.

Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования.

Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?

  • Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);
  • Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);
  • Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);
  • Положение о структурных подразделениях;
  • Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);
  • Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);
  • Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?

Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст.

 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.

Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут.

Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2020 г.

работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2017 г.).

Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.

2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена».

В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.

Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам.

При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч.

 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

Юрий Варламов, юрист МПРО «УЧИТЕЛЬ»

Права воспитателей: что говорит закон

Воспитатели работают настолько ответственно, что больше знают о своих обязанностях, чем о правах. Сегодня расскажем и то, и другое, а дополнительно про аттестацию, профстандарт и портфолио.

О системе образования в РФ

Главные документы, которые регламентируют деятельность образовательной организации и педагога:

  • Конституция РФ. Для нас важна статья 43, которая гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. 
  • ФЗ — 273 «Об образовании». Главный закон: все есть в общем виде, а конкретика в подзаконных актах. Для нас особенно важны статьи 13, 23, 28, 64. 
  • Трудовой кодекс. Регулирует вопросы труда и отдыха педагогов. Четко прописан режим работы, право на отпуск и больничный. 
  • СанПиН дошкольный. Устанавливает требования к условиям размещения дошкольных образовательных организаций и других важных моментах.

Режим работы, режим дня и отпуск

Режим работы образовательной организации по пятидневной или шестидневной рабочей неделе определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ее уставом.

Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет — игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена —  в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

Педагог имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Для воспитателей — это 42 дня (без учета больничного, если он документально подтвержден). График очередности определяет образовательное учреждение. 

Важное про отпуск. Согласно Трудовому кодексу РФ (статья 126), часть ежегодно оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. Тут ключевое слово — может быть, то есть работодатель не обязан возмещать отпуск деньгами, но может.

Аттестация и профстандарт

Подход к аттестации поменялся и будут новые условия, скорее всего взамен аттестации появится единый профессиональный экзамен. Но пока опираемся на то, что есть. 

  • Обязательная аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности проводится не реже, чем в 5 лет.
  • Добровольная аттестация педагогических работников для установления квалификационной категории проводится по желанию работника. 

Через 2 года с момента получения предыдущей категории можно пройти повторную проверку. Если категория вовремя не подтверждается, то она аннулируется.

Что делать, если категорию аннулировали?

  1. Сотрудник, имеющий первую категорию, должен подать заявление на аттестацию для получения первой категории и пройти процедуру в общем порядке.

  2. Если у педагогического работника была высшая категория, то она будет понижена до первой. Ждать два года для подачи заявления на высшую категорию не надо (если человек уже два года занимает эту должность).

  3. Квалификационные категории, присвоенные до 01.01.2011, остаются действительными на тот срок, на который были присвоены. Однако правило, в соответствии с которым педагогу, отработавшему по профессии 20 лет, «пожизненно» присваивалась вторая категория, отменяется. Эти педагоги также должны аттестовываться каждые пять лет.

Требование к квалификации воспитателя — ВПО или СПО по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы или ВПО или СПО и ДПО по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Стандартом «Педагог» установлены основные функции педагога (и никаких дополнительных дежурств в ожидании припозднившихся родителей!): 

  • разработка и реализация программ, 
  • осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, 
  • планирование и проведение учебных занятий, 
  • анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.

Портфолио

У власти есть желание отменить портфолио, но пока оно действует как одна  из форм аттестации. Портфолио — это персональный портфель (папка) педагога, в котором собраны документы, подтверждающие эффективность его деятельности, участие в проводимых конкурсах и мероприятиях, регулярное повышение квалификации. 

Портфолио — это некая форма аттестации, в ходе которой воспитатель представляет материалы, подтверждающие его профессионализм в виде структурированного накопительного документа.

Отсутствие у воспитателей детского сада профильного образования не может служить причиной увольнения их с работы, если они успешно осуществляют профессиональную педагогическую деятельность

Постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2018 N 41-П «По делу о проверке конституционности статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки И.В. Серегиной»

  • Конституционный Суд РФ признал часть 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она  используется в качестве обоснования прекращения трудового договора с воспитателями дошкольных образовательных организаций, принятыми на работу до вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», успешно осуществляющими профессиональную педагогическую деятельность и признанными аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности.
  • Конституционный Суд РФ указал, в частности, следующее.
  • По своему предназначению в механизме правового регулирования трудовых отношений часть 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» направлена на исключение замещения должностей педагогов, воспитателей в образовательных организациях лицами, не имеющими профессиональной подготовки соответствующего уровня.
Читайте также:  Уплата транспортного налога: в случае, если мной был уплачен транспортный налог за весь 2012 год

Следовательно, установленные ею требования должны по общему правилу применяться при решении вопроса о приеме на работу, поскольку именно на этом этапе оцениваются деловые качества гражданина, его способность выполнять работу по определенной профессии, должности, в том числе наличие профессионального образования. Как следует из подзаконных нормативных актов Минобрнауки России, возможность назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих среднего профессионального или высшего образования, не исключается (пункт 23 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года N 276). Такое назначение осуществляется в порядке исключения по рекомендации аттестационной комиссии.  

Что же касается периода до вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», то согласно сложившейся практике — в том числе на основании пункта 9 раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России N 761н), которым была предусмотрена возможность назначения на соответствующие должности наряду с лицами, имеющими специальную подготовку и стаж работы, лиц, не имеющих такой подготовки, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, — лица, не имеющие среднего профессионального или высшего образования, принимались на работу воспитателями дошкольных образовательных организаций, тем более если профессиональную педагогическую деятельность они совмещали с обучением в высшем учебном заведении.

Таким образом, граждане, не имеющие необходимого профессионального образования, могли занимать должность воспитателя дошкольной образовательной организации.

При этом их правовое положение в процессе осуществления профессиональной деятельности ничем не отличалось от положения тех работников, которые при приеме на работу в полной мере соответствовали установленным квалификационным требованиям в части наличия профессионального образования соответствующего уровня, поскольку правовой статус работника в трудовых правоотношениях определяется главным образом выполняемой работой (занимаемой должностью) и условиями труда.

Следовательно, при введении в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не предполагалось, что оценке будет подвергаться наличие требуемого в соответствии с ним профессионального образования у педагогических работников, уже состоящих в трудовых отношениях и успешно осуществляющих профессиональную деятельность.

Согласно действующему правовому регулированию в сфере труда уровень квалификации лиц, состоящих в трудовых отношениях, их соответствие занимаемой должности, выполняемой работе могут быть предметом проверки в процессе проведения периодической, в том числе внеочередной, или однократной аттестации.

При этом работодатель обладает широкими полномочиями, позволяющими ему обеспечить надлежащее исполнение работником трудовых обязанностей, в том числе расторгнуть с ним трудовой договор в случае несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (пункт 3 части первой статьи 81 ТК РФ).

Воспитатель дошкольной образовательной организации, равно как и другие педагогические работники, подлежит периодической аттестации, в процессе которой всесторонне оценивается его трудовая деятельность и делается вывод о соответствии (или несоответствии) занимаемой должности.

Если аттестационная комиссия выносит решение о том, что профессиональные, деловые качества воспитателя дошкольной образовательной организации, не имеющего соответствующего образования, но длительное время осуществляющего профессиональную педагогическую деятельность, позволяют ему успешно выполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором, а результаты его профессиональной деятельности оцениваются положительно, нет оснований полагать, что отсутствие у него требуемого уровня профессионального образования создает препятствия для добросовестного исполнения им трудовых обязанностей и, следовательно, нарушает интересы детей и их законных представителей.

Соответственно, для обеспечения эффективной организации трудового процесса в сфере дошкольного образования нет необходимости использовать иные правовые механизмы, которые без учета мнения работодателя и аттестационной комиссии допускают прекращение трудовых отношений с работником исключительно по формальным основаниям. В противном случае допускалось бы увольнение работника без учета его реальной способности осуществлять профессиональную деятельность, обусловленную заключенным трудовым договором, правовой природы трудовых отношений, основу которых составляет выполнение трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя, а также интересов и полномочий работодателя, который, как это следует из правовых позиций Конституционного Суда РФ, вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения по подбору, расстановке и увольнению работников (Постановление от 24 января 2002 года N 3-П).

В связи с введением в трудовое законодательство понятия профессионального стандарта и принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» федеральными законами от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и от 22 декабря 2014 года N 443-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей» в часть первую статьи 331 ТК РФ были внесены изменения, закрепившие, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ в сфере образования.

Таким образом, наряду с общим требованием к образованию педагогических работников, установленным оспариваемым законоположением, стали действовать профессиональные стандарты.

В частности, Приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года N 544н был утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», предусматривающий в качестве требований к образованию и обучению по должности «воспитатель» наличие высшего образования или среднего профессионального образования в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшего образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации. При этом требования к опыту практической работы названным стандартом не предъявляются.

В отличие от Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих профессиональный стандарт не предусматривает исключений для лиц, не отвечающих квалификационным требованиям к уровню образования, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

 Согласно изложенной в письме от 22 апреля 2016 года N 14-3/В-381 позиции Минтруда России, являющегося федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере труда, вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. В этом же письме отмечается, что при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Следовательно, как цель введения профессиональных стандартов, в частности в сфере образования, так и их предназначение в механизме правового регулирования не предполагали увольнения с работы лиц, не соответствующих в полной мере квалификационным требованиям к образованию, но успешно выполняющих свои трудовые обязанности, в том числе воспитателей дошкольных образовательных организаций. Решение вопроса о продолжении профессиональной деятельности должно осуществляться с учетом длящегося характера трудовых отношений на основе осуществляемой в ходе аттестации оценки способности работника выполнять порученную ему работу.

  1. Перейти в текст документа »
  2. Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.
  3. Зарегистрируйся и получи пробный доступ

Дата публикации на сайте: 15.11.2018

Поделиться ссылкой:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.