Нарушение договора: я учусь в институте на втором курсе заочного обучения

Учебный отпуск Трудовой кодекс — статья 173 — относит к государственным гарантиям образования. Порядок его предоставления, оформления и оплаты несколько отличается от ежегодного оплачиваемого отпуска. Рассмотрим эти особенности в нашей статье.

ТК РФ указывает на несколько моментов, которые необходимо учитывать при оформлении отпуска в связи с обучением (далее — ОСО):

  • ОСО можно взять только по основному месту работы;
  • вуз должен иметь государственную аккредитацию, что подтверждается отдельной справкой из учебного заведения или включением нужных данных в справку-вызов;
  • работник получает высшее профессиональное образование (далее — ВПО) впервые; исключение составляет случай, когда новое ВПО получается по инициативе работодателя;
  • для получения ОСО работник должен предоставить справку-вызов из вуза и письменно попросить об отпуске, написав соответствующее заявление.

Чтобы оформить учебный отпуск, работнику необзходимо написать заявление. Как правильно оформить документ, рассмотрим далее.

Заявление на учебный отпуск: образец

  • В заявление нужно включить всю информацию, которая повлияет на предоставление, оформление и оплату учебного отпуска.
  • Образец заявления на учебный отпускможно скачать здесь.
  • Нарушение договора: я учусь в институте на втором курсе заочного обучения
  • Скачать образец заявления на учебный отпуск
  • Должным образом согласованное заявление будет являться основанием как для приказа на отпуск, так и для связанных с ним расчетов с работодателем.
  • Как оформляется приказ на отпуск, читайте в статье «Приказ на ежегодный оплачиваемый отпуск — образец и бланк».
  • Бланк приказа подойдет и для оформления учебного отпуска.

Прочие условия по ОСО могут быть включены в трудовой или коллективный договор. Как правило, это «смягчающие» условия. По ТК РФ работодатель обязан предоставить ОСО только в предусмотренных случаях, а по договору с работником отпуск может быть предоставлен и в других ситуациях. Например, можно оформить отпуск, даже если у учебного заведения нет госаккредитации.

Сколько длится и как оплачивается отпуск по учебе в 2021 году

Оплата учебного отпуска по Трудовому кодексу предусматривает различия в зависимости от формы обучения и от того, для чего предоставляется ОСО.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ установлены различные типы ВПО, в том числе образование по стандартам бакалавриата, специалитета и магистратуры. Предметом рассмотрения в ст. 173 ТК РФ являются конкретно эти виды. Однако могут быть и другие по иным нормативам.

Основные нюансы длительности и оплаты ОСО в соответствии со ст. 173 ТК РФ представлены в таблице:

ВПО Для чего предоставляется ОСО Максимальная длительность ОСО Оплата
Бакалавриат, специалитет, магистратура Вступительные экзамены 15 календарных дней Нет
Аттестация в подготовительных отделениях вузов 15 календарных дней Нет
Промежуточные аттестации при очной форме обучения 15 календарных дней Нет
Сдача госэкзаменов при очной форме обучения 1 месяц Нет
Подготовка и защита выпускной квалификационной работы и сдача итоговых госэкзаменов при очной форме обучения 4 месяца Нет
Промежуточная аттестация на 1-м и 2-м курсах на заочном или очно-заочном обучении 40 календарных дней Есть
Получение высшего образования в сокращенные сроки на 2-м курсе для заочного или очно-заочного обучения 50 календарных дней Есть
Промежуточная аттестация на 3-м и следующих курсах на заочном или очно-заочном обучении 50 календарных дней Есть
Государственная итоговая аттестация на заочном или очно-заочном обучении до 4 месяцев Есть

Оплачивается ли учебный отпуск при заочном обучении в магистратуре, если уже есть диплом бакалавра? Ответ на данный вопрос смотрите в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Расчет компенсации ОСО всегда идет по среднему заработку. В бухучете затраты на оплату учебного отпуска отражаются на счетах учета затрат:

  • Дт 20 (25,26,44…) Кт 70 — начислена оплата учебного отпуска;
  • Дт 20 (25,26,44…) Кт 69 — начислены страхвзносы;
  • Дт 70 Кт 68 — начислен НДФЛ с отпуска.

О порядке уплаты НДФЛ с отпускных, читайте здесь.

По ст. 173 ТК РФ при желании работника, обучающегося заочно или очно-заочно, может быть предоставлена рабочая неделя, сокращенная на 7 часов. Такое предоставление допускается:

  • на период до 10 месяцев перед итоговой аттестацией;
  • с оплатой 50% среднего заработка за высвобожденное время.

Как оплачивается учебный отпуск аспирантам, разъяснила Д. Н. Конькова, инспектор Минтруда и соцзащиты. Получите пробный доступ к КонсультантПлюс и бесплатно ознакомьтесь с мнением чиновника.

Обязан ли работодатель оплачивать расходы, связанные с учебой

Помимо временных затрат на процесс учебы работник несет и другие расходы:

  • на учебные материалы и пособия;
  • на проезд к месту обучения и обратно;
  • на аренду жилья на период сессии (защиты), если место обучения находится в другом городе и т. п.

По нормативам ТК РФ работодатель обязуется оплатить только расходы на проезд до вуза и обратно:

  • 1 раз в год;
  • для заочников;
  • при условии успешной учебы.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Что понимать под «успешной учебой», специально не разъясняется. Поэтому, если обучающийся результативно сдает промежуточные экзамены (аттестации) и продолжает обучение, учебу можно считать успешной.

Оплата работодателем иных расходов не является обязательной. Дополнительные компенсации могут предусматриваться договорами с работниками.

Предоставлять и оплачивать ли учебный отпуск, если работник получает второе высшее образование? Ответ на вопрос узнайте в КонсультантПлюс, получив пробный доступ к системе бесплатно. 

Отдельные нюансы по предоставлению и оплате отпуска

  1. ОСО дается в календарных днях без продления на праздничные. Праздники оплачиваются как обычные календарные дни.

  2. В случае нетрудоспособности в период ОСО он не продлевается, и больничный в этот период не оплачивается.

    Если ОСО закончился, а нетрудоспособность нет, оплачиваются те дни больничного, когда сотрудник должен был работать.

Об оплате больничного при обычном отпуске узнайте из этой статьи.

  • отказать в ОСО;
  • перенести ОСО;
  • заменить его денежной компенсацией.
  1. ОСО не отменяет права на основной отпуск. Допускается присоединение ОСО к основному отпуску (ст. 177 ТК).
  2. ОСО не должен совпадать по времени ни с каким другим отпуском. Если сотрудник в другом отпуске, его придется прервать (перенести) для оформления ОСО.

Как правильно перенести другой отпуск, читайте в материале «Заявление о переносе отпуска — бланк и образец».

Итоги

ОСО является гарантией, обеспечивающей право гражданина на получение  образования, поэтому отличается от прочих видов отпуска. Для правильного оформления и оплаты следует учитывать требования по учебному отпуску Трудового кодекса и нюансы, вытекающие из особых характеристик такого отпуска.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Как снизить плату за обучение, если вуз перевел студентов на дистанционку?

Я учусь в платном вузе по договору, стоимость обучения — 42 000 Р за семестр.

Нас перевели на удаленное обучение из-за коронавируса. Как я могу законно снизить плату за обучение?

Дистанционный формат обучения лишает студентов возможности получать тот объем и качество образовательных услуг, на которые они рассчитывали, когда заключали с вузом договор. Поэтому требование пересчитать и уменьшить плату за обучение справедливо.

Но в законах нет прямых норм, которые обязывают вузы снизить стоимость обучения, если изменился его формат, — в этом основная проблема. Студентам приходится либо рассчитывать на уступки учебного заведения, либо принуждать к этому через претензии и жалобы. Расскажу про все возможные варианты.

Заявление надо писать на имя ректора. В нем нужно указать:

  1. Саму просьбу — сделать перерасчет и уменьшить плату за конкретное количество дней дистанционного обучения.
  2. Аргументы, почему вуз должен снизить стоимость обучения.

Аргументировать просьбу можно по-разному, например:

  • сократился список предметов, тем, лекций, практических, лабораторных и других занятий из учебного плана;
  • уменьшилось количество часов, которые отводятся на определенные предметы, лекции или семинары;
  • дистанционное обучение сопровождалось техническими сбоями, отменой занятий и лекций;
  • увеличились ваши расходы на обучение: пришлось покупать технику, литературу, методические материалы и т. п.

Наверняка многие, если не все, ваши одногруппники и однокурсники, которые учатся платно, тоже заинтересованы в снижении стоимости обучения. Более эффективно действовать сообща. Подготовьте и направьте в ректорат как можно больше заявлений или одно коллективное — так выше шансы, что вас услышат и пойдут на уступки.

Ищем выходы из сложных ситуацийИ помогаем читателям не потерять деньги. Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить свежие статьи

Это более серьезный шаг, чем заявление с просьбой. В основу претензии ложатся нарушения договора с вузом или закона. Именно со ссылкой на такие нарушения вы будете требовать — именно требовать, а не просить — пересчитать и снизить плату за обучение.

Главная сложность — найти в договоре такие нарушения, которые послужили бы основанием требовать уменьшения платы за обучение. Среди таких оснований точно нет перевода на дистанционное обучение. Поэтому можно рассмотреть два варианта, как обосновать претензию и сформулировать требования:

  1. сослаться на ненадлежащее качество образовательных услуг и потребовать соразмерно уменьшить их стоимость;
  2. сослаться на существенное изменение обстоятельств и потребовать изменить условия договора об оплате образовательных услуг.

Ненадлежащее качество образовательных услуг — это нарушение закона «О защите прав потребителей» и правил оказания платных образовательных услуг.

Вот какие недостатки качества обучения могут быть при переводе на дистанционку:

  • сократилась длительность занятий и лекций;
  • увеличилось количество теоретических занятий — за счет этого стало меньше практики;
  • нет практикумов и лабораторных занятий, которые обязательно должны сопровождать лекции;
  • обучение проводится не в том месте и не в тех условиях, которые указаны в договоре, программе обучения или учебном плане;
  • не соблюдается утвержденный учебный план, график или расписание;
  • студентам не предоставляют необходимые учебные материалы и оборудование, которые вуз должен предоставить по договору;
  • сменился педагогический состав — занятия ведут не те преподаватели, которые указаны в договоре или программе обучения;
  • технические сбои и проблемы со связью мешают онлайн-обучению;
  • студенты не могут задать уточняющие вопросы и получить развернутые вопросы из-за формата обучения.

Доказать наличие недостатков качества образовательных услуг вы можете с помощью свидетельств одногруппников об этом, жалоб студентов на проблемы с учебным процессом. Пригодятся и заявления студентов с просьбой пересчитать плату за обучение, которые вы направили в ректорат.

  • Также можно ссылаться на приказы и распоряжения вуза, которыми вносились изменения в программы и учебные планы из-за перевода студентов на удаленку.
  • Технические сбои можно подтвердить скриншотами онлайн-занятий, на которых зафиксированы проблемы со связью.
  • К претензии можно приложить мнение о качестве обучения специалиста — преподавателя другого вуза по той же специальности со схожей программой обучения.

Если по вашей специализации есть не только очная, но и заочная или очно-заочная формы обучения, можно сравнить их стоимость. Очное обучение всегда дороже. Соглашаясь на его стоимость, студент изначально рассчитывал, что формат обучения не изменится.

Решение изменить договор в сторону уменьшения платы за обучение не может быть односторонним. Либо студент и вуз договорятся, либо вопрос придется решать в суде.

Ненадлежащее качество образовательных услуг и изменение существенных условий договора проще доказывать, когда обучение по определенной специальности исключает какие-либо иные формы, кроме очной. При этом изначально делается акцент на том, что только очная форма обеспечивает надлежащее качество обучения. Яркий пример — учеба на медицинском факультете.

Возможен и такой вариант, но его нужно рассматривать в крайнем случае.

Во-первых, судебный процесс явно будет сложным и долгим. Во-вторых, судебной практики по этому вопросу нет, и трудно предсказать, как все повернется в суде.

Но есть хорошая новость: в Госдуму в конце октября 2020 года внесли законопроект, который направлен именно на решение проблемы возврата денег за платное обучение студентов-очников. Законопроект появился как раз из-за большого числа жалоб студентов на отказ вузов снижать стоимость обучения при переводе на удаленку.

Если закон примут, то плату за обучение при переводе на дистанционный формат обязаны будут снизить. Основания и порядок снижения стоимости будет определять Минобрнауки.

Что делать?Читатели спрашивают — эксперты отвечают

Задать свой вопрос

Иск к вузу: есть ли шанс вернуть деньги за онлайн-обучение — новости Право.ру

«Я чувствовал полное пренебрежение и равнодушие со стороны администрации университета.

Думаю, что, как нам и объяснили в этом году, добиться справедливости можно через систему права», – сказал 23-летний Абраам Баркхордар (Abraham Barkhordar), студент Гарвардской школы права, в интервью ABC News.

Он подал иск к университету, потому что стоимость обучения не изменилась, несмотря на переход в онлайн из-за пандемии коронавируса. 

В марте, в середине семестра, Баркхордара, студента юридического факультета, попросили срочно выехать из кампуса из-за пандемии. Он решил отправиться домой.

Это означало пересечь полстраны и жить с родственниками в одном доме.

Условия для учебы были так себе, рассказал студент: приходилось вставать в 5 утра на занятия, не было библиотеки, неотъемлемой части студенческой жизни, а также привычного обучения в группах. В итоге он начал отставать. 

После вопроса о стоимости такого «урезанного» обучения в вузе объявили, что она останется на том же уровне – $65 875 в год. 

Тогда студент пошел в суд. Пока его иск касается только весеннего семестра, но теперь в него могут включить и осень.

К концу семестра иски получили более 50 американских вузов. В числе ответчиков – Drexel University в Филадельфии, Columbia University в Нью-Йорке, Беркли, Университет Колорадо и другие. Истцы утверждают, что в изоляции не было полноценного обучения, и требуют компенсации.

Претензии студента

В иске против Гарварда Баркхордар выдвигает три претензии. Первая – несоблюдение условий контракта. «Студенты подписались под оговорёнными условиями, оплатили обучение и предполагали, что занятия будут очными в течение всего семестра.

Но это условие не было выполнено, потому что половина занятий прошла онлайн, а это нарушает условия договора», – отмечает один из представителей Баркхордара. Вторая претензия – неосновательное обогащение. Студенты платят за то, что они в итоге не получают.

Третий пункт – вузы конвертировали деньги за обучение в собственный доход, но не предоставили ничего взамен. 

Юристы рассчитывают, что иск станет групповым (Class action) и к нему присоединятся другие студенты Гарварда. 

В самом университете отказались от комментариев. На сайте вуза говорится, что в приоритете сейчас здоровье студентов, а также перечислены онлайн-инструменты, помогающие при удаленном обучении. 

Осенью вуз планирует продолжить дистанционные занятия. По словам Баркхордара, осенью условия для студентов даже ухудшатся. Например, профессора не будут записывать лекции. В ответ на жалобы студентов, что учиться из дома неудобно, представители университета посоветовали им решить проблему самим.

Например, скинуться и снять офис, где можно было бы заниматься. В школе права обещали выделить до $1 млн на нужды тех, у кого проблемы c интернетом. Также можно добровольно взять академический отпуск.

Другие престижные юридические школы – Стэнфорд или Джорджтаун – признают необходимость диалога со студентами, вузы планируют заниматься вживую осенью.

Иск к Гарварду – это далеко не первая претензия такого рода. Он может стать прецедентным, поскольку вуз задает тон для образовательной системы в США. «Я думаю, основной вопрос для вуза масштаба Гарварда, справедливо ли брать такие деньги со студентов в нынешних обстоятельствах», – говорит представитель Баркхордара.

Гарвард – один из богатейших вузов в США. По данным финансового отчета Гарварда за 2019 год, на конец прошлого финансового года фонд составил $40,9 млрд. Это больше, чем ВВП более половины стран мира. В самом вузе указывают, что расходы тщательно структурированы, а перерасход в одном месте вызовет дефицит в другом.

 

По мнению студента, вуз может позволить себе поддержать студентов в сложной ситуации.

«Это один из самых престижных вузов мира. Просто смешно, что они открещиваются от запросов студентов. Например, предлагают за свои деньги арендовать офис для учёбы. Я рад, что правосудие дает мне возможность этому противостоять», – говорит студент Гарварда.

Его юристы, выпускники того же вуза, уверены, что очное обучение не идет ни в какое сравнение с онлайн-обучением, где студенты лишены главного – реального взаимодействия с профессорами, политиками и судьями.

Ситуация в России

В марте комитет Госдумы по образованию и науке предлагал снизить стоимость обучения в вузах для студентов очного отделения при переводе на длительное дистанционное обучение из-за пандемии.

Рекомендации перевести студентов на удалёнку дало Минобрнауки, поэтому занятия в вузах проводились с помощью Zoom, Skype и других платформ. То, что формат поменялся, а цена осталась прежней, многих не устроило и вызвало вопросы к вузам.

Руководство отвечало, что снижать стоимость «не планируется» – такой ответ на вопрос и сегодня указан на сайте ВШЭ. 

В этом сюжете

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков в апреле заявил, что вопрос об изменении стоимости правомерно ставить только в том случае, если качество образовательных услуг «очевидным образом» снизилось (цитата – РБК).

Он добавил, что в других случаях стоимость и другие условия обучения регулирует договор между вузом и студентом. Университеты же не торопятся идти навстречу студентам и дают формальные ответы.

Так, «Коммерсант» цитировал директора Института развития образования Высшей школы экономики Ирину Абанкину, которая настаивала: «Дистант – это не другая форма обучения.

Если говорить строго юридически, у нас формы обучения есть такие, как очная, очно-заочная, то есть вечерняя, и заочная. Дистантная у нас относится к образовательным технологиям». Другие ссылаются на то, что вузам пришлось потратиться на переход в онлайн.

Студенты в России просили вузы пересчитать стоимость обучения в этом году, но ответы вузов их не удовлетворили, поэтому учащиеся подписывали петиции (например, так поступили студенты ВШЭ и РГГУ).

До суда дело не дошло (о подобных спорах у «Право.ru» нет информации).

Но даже если кто-то обратится с иском к Минобрнауки и собственному вузу, то добиться перерасчёта стоимости за онлайн-семестр будет тяжело.

«Если бы мы говорили о трудовых отношениях, то перевод в онлайн можно было бы рассматривать как изменение условий труда», – говорит Елена Кожемякина, управляющий партнер юридической фирмы Федеральный рейтинг.

группа Трудовое и миграционное право (включая споры) 11место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 29место По выручке
. В этом случае заключается допсоглашение, работники его подписывают, в том числе обосновываются и возможные изменения в зарплате. В период пандемии компании так и поступали.

А если работодатель сделает что-то неправильно, то сотрудник может легко пожаловаться. Но здесь такую параллель провести сложно, признает Кожемякина. 

По ее словам, когда речь идет о платных образовательных услугах, смотреть в случае иска нужно не на закон об образовании, а на договор между студентом-платником и самим вузом. Но в нем вряд ли прописаны изменения в связи с коронавирусом. Добиться на этом основании изменения стоимости маловероятно.

«Конечно, попробовать подать иск можно. Для этого нужны веские доказательства, аргументы и квалифицированный юрист в сфере образования», – говорит Кожемякина.

Многие в качестве доводов говорят, что не смогли получить новые знания и лишь решали текущие задания в онлайне, а хозяйственные и другие расходы вуза в это время снизились.

У учебных заведений контраргументов не меньше: нагрузка на преподавателей не упала, а даже выросла, вузы потратились на подключение онлайн-платформ и т. д. Более того, затраты они могут и подкрепить отчетами.

Перевод обучения в онлайн – это не инициатива вузов, а следствие пандемии и режима повышенной готовности.

«Многое в суде будет зависеть от аргументации и доказательств сторон, но перспективы таких исков я вижу весьма туманными», – признает Кожемякина.

Тем временем российские вузы объявили цены на следующий год обучения. В большинстве случаев ниже они не стали.

Можно ли вернуть деньги за обучение? — 72 ответа на форуме Woman.ru

72 ответа

Последний — 26 июля 2018, 16:30 Перейти 08 декабря 2009, 15:57

#1

08 декабря 2009, 16:01

#2

08 декабря 2009, 16:42

#3

10 декабря 2009, 21:16

#4

22 декабря 2009, 15:04

#5

17 октября 2010, 21:41

#8

21 октября 2010, 15:58

#9

29 ноября 2010, 12:50

#10

31 января 2011, 18:53

#11

07 февраля 2011, 12:52

#12

03 апреля 2011, 02:23

#13

16 августа 2011, 17:44

#17

16 августа 2011, 17:44

#18

Инна

Поступила в 2003г. в ТАРИ на заочное отделение, заплатив за семестр, не посещала учебу, да и сессию полностью не сдала (работала). Как вернуть деньги?

25 августа 2011, 13:07

#19

12 сентября 2011, 18:40

#20

17 октября 2011, 22:54

#21

18 ноября 2011, 22:16

#22

27 ноября 2011, 09:37

#23

20 февраля 2012, 11:12

#24

09 января 2013, 12:36

#26

15 января 2013, 18:47

#27

29 января 2013, 23:22

#28

10 сентября 2013, 21:38

#31

19 октября 2013, 09:36

#32

26 ноября 2013, 21:30

#33

Никита

Здравствуйте. Оплатили первый семестр в университете,но учиться не буду. Договор не читал потому что его не выслали,А выслали только квитанцию и я её оплатил за 1 семестр. Не знаю условий договора, Всё равно деньги не вернут мне?

Автор

Я поступила в этом году на заочное отделение в университет и заплатила за год обучения. Можно ли вернуть хотя бы часть денег, если я передумала продолжать там учиться?

26 ноября 2013, 21:31

#34

Никита

Здравствуйте. Оплатили первый семестр в университете,но учиться не буду. Договор не читал потому что его не выслали,А выслали только квитанцию и я её оплатил за 1 семестр. Не знаю условий договора, Всё равно деньги не вернут мне?

10 января 2014, 12:49

#35

03 апреля 2014, 17:11

#37

03 сентября 2014, 10:55

#38

15 сентября 2014, 10:22

#41

17 сентября 2014, 11:01

#42

30 сентября 2014, 13:37

#43

14 октября 2014, 19:56

#44

01 сентября 2015, 18:46

#45

02 сентября 2015, 19:26

#46

03 сентября 2015, 16:24

#47

kat9i

я оплатила университет за 3 месяца,но после первых занятий мне не понраивлось вообще,можно ли вернуть деньги?

16 сентября 2015, 20:59

#48

13 октября 2015, 16:06

#49

Автор

Я поступила в этом году на заочное отделение в университет и заплатила за год обучения. Можно ли вернуть хотя бы часть денег, если я передумала продолжать там учиться?

13 октября 2015, 16:13

#50

Пандемию просят принять в зачет

Более двух десятков студентов-контрактников Московского государственного университета имени Ломоносова подготовили коллективный иск к вузу, выдвинув ряд финансовых требований. По договору обучение должно осуществляться в очной форме, указывают они, из-за перехода же на дистанционный формат качество учебного процесса «снизилось в разы».

Инициаторы разбирательства требуют произвести перерасчет за два семестра. Петицию с похожими тезисами на Change.org подписали уже более 22 тыс. человек. Эксперты отмечают, что речь идет о первом в России иске из-за перехода учебных заведений на дистанционный формат, истцам в суде предстоит доказать прежде всего факт снижения качества образовательных услуг.

В МГУ и в Минобрнауки ситуацию не комментируют.

Студенты Московского государственного университета имени Ломоносова, обучающиеся на договорной основе, до конца недели подадут в Никулинский суд города Москвы коллективный иск из-за дистанционного обучения. Об этом сообщили “Ъ” представители инициативной группы студентов и подтвердила адвокат, одна из представителей их интересов в суде Флоранс Ленская.

О том, что обучающиеся готовят подобный иск, первым сообщил Telegram-канал «Первый университетский». Ответчиком выступает МГУ, а Минобрнауки и правительство РФ указаны в нем в качестве третьей стороны.

В исковом заявлении (копия есть у “Ъ”) говорится, что весной во время карантина студенты не могли посещать лекции, пользоваться библиотекой и были лишены возможности личного контакта с преподавателями, тогда как это предусмотрено договором на обучение.

У студентов также отсутствовала возможность проведения полноценной практической и лабораторной работы, им был закрыт доступ к научно-исследовательскому оборудованию. «В процессе дистанционной передачи материала имели место технические сбои, что вызвано неготовностью используемых интернет-ресурсов,— говорится в иске.

— Преподавательский состав не был подготовлен к высокой степени информационной коммуникации, у него недостаточно выработаны навыки методик онлайн-преподавания и удаленной передачи знаний, в связи с чем дистанционные занятия превращаются в систему самообразования». При этом, указывают истцы, в соответствии с договором обучение должно осуществляться в очной форме.

Студенты настаивают, что при дистанционном обучении качество образования было существенно снижено, а переход на такой формат «произведен без научного подхода к разработке учебных планов и дисциплин в условиях онлайн-обучения».

«Серверы не выдерживают лекций с большим количеством слушателей, звук скачет, видео виснет, качество того и другого ниже среднего,— пояснил “Ъ” один из инициаторов иска, студент 3-го курса философского факультета МГУ Семен Беляев.— Иногда из-за проблем с нагрузкой на серверы могут отмениться все пары».

В связи с этим студенты просят суд обязать МГУ частично вернуть выплаченные ими средства за весенний семестр 2019–2020 учебного года и осенний семестр 2020–2021 учебного года. В иске не идет речь о конкретной сумме.

По словам госпожи Ленской, в ходе судебного процесса истцы планируют привлечь специализированную оценочную структуру для анализа снижения качества образования. Именно от этого и будут зависеть финансовые требования.

Адвокат уточнила, что ранее студенты обращались с подобной просьбой к ректору МГУ Виктору Садовничему, однако на письма им не ответили. Петицию студентов МГУ с аналогичными тезисами на Change.org подписало более 22 тыс. человек.

В исковом заявлении выдвинуты и другие финансовые требования: перерасчет стоимости проживания студентов в общежитии весной и отмена оплаты для тех, кто покинул общежитие на время «дистанционки».

Напомним, большинство вузов страны ушли на дистанционное обучение с 16 марта до конца учебного семестра.

В новом учебном году, с сентября, студенты учились в смешанном формате — часть лекций были перенесена в онлайн, другие проводились очно.

Однако с 16 ноября большинство вузов страны ушли снова на «дистанционку» по рекомендациям Минобрнауки. Приказ об этом в МГУ действует до особого распоряжения.

«Думаю, на скидку 50% мы смело можем рассчитывать, хотя по ощущениям всех тех, с кем мне приходилось говорить, продуктивность обучения упала на 70–80% точно»,— говорит Семен Беляев. По его словам, стоимость обучения на философском факультете составляет 350 тыс.

руб. в год. «За эту сумму можно пойти сразу на несколько лучших онлайн-курсов на платформах, которые специализируются на таком образовании уже много лет,— говорит он.— Что я непременно бы сделал, если бы хотел получать образование онлайн. Но я выбирал другое».

Отметим, претензии к качеству дистанционного образования возникают не только у студентов: согласно опросу Минобрнауки и Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, большинство педагогов российских вузов обеспокоены, что переход в онлайн снижает качество знаний и грозит разрушением системы высшего образования в РФ (см. “Ъ” от 20 мая). Преподавательские профсоюзы также неоднократно заявляли о невозможности преподавания части программы в дистанционном формате.

В числе истцов выступает 21 студент, рассказывает Семен Беляев: «Остальные, к сожалению, боятся заниматься судебным разбирательством против главного вуза страны, переживают, что процесс замнут, а их потом отчислят как «несогласных», либо «возьмут на карандаш»». Отметим, что всего в МГУ, по данным сайта университета, обучаются 38150 человек. Ранее ректор Виктор Садовничий заявлял, что доля платного обучения составляет не менее 20%.

Экспертам не известно ни об одном аналогичном судебном споре по иску студентов об изменении платы за обучение и проживание в общежитии в России, хотя такой спор уже рассматривается в США, говорит адвокат юридической группы «Яковлев и партнеры» Евгения Рыжкова.

Партнер юридической группы «Гришин, Павлова и партнеры» Полина Павлова считает требования студентов правомочными: «Не зря стоимость дистанционного образования значительно ниже, чем очного».

«Для удовлетворения иска о перерасчете стоимости услуг по договору об образовании студентам нужно доказать в первую очередь некачественное оказание услуг, а также что качество предоставленного образования не соответствует тому, которое обучающиеся предполагали получить при заключении договора,— говорит эксперт.— Эти обстоятельства доказать довольно сложно». По ее мнению, ответчики, вероятнее всего, будут настаивать, что учебный план выполняется согласно утвержденному графику, обучающемуся предоставляется заявленное количество образовательных часов. Обычно в договоре есть указание на форму обучения — очную/заочную,— и на количество образовательных часов, которые должен предоставить вуз по программе. «Но почти всегда есть оговорки, что условия договора могут быть изменены в результате форс-мажорных обстоятельств, а также при вступлении договора в противоречие с вновь принятыми нормативными актами,— отмечает госпожа Павлова.— Это условие о форс-мажорах может трактоваться как в пользу студентов, так и в пользу вуза».

«Дистанционное обучение полностью вписывается в действующее законодательство и подходит для любой формы обучения,— говорит Евгения Рыжкова.— Объем дистанционного обучения не ограничен.

При таких обстоятельствах нельзя сказать, что услуга оказывается ненадлежащим образом, и применить законодательство о форс-мажоре».

Она напоминает, что законодательство о действии непреодолимой силы (форс-мажор) применяется в случаях, когда обязательство не может быть исполнено вовсе либо исполнено ненадлежащим образом.

В Минобрнауки не ответили на запрос “Ъ” с просьбой прокомментировать иск. Ранее в ведомстве заявляли, что российские университеты имеют право самостоятельно снизить стоимость обучения для студентов, обучающихся на коммерческой основе.

Вместе с этим в ведомстве обращали внимание, что переход на дистанционное обучение влечет за собой изменение образовательного контента, необходимость обеспечения вузов качественными программами и компьютерами и наем IT-специалистов. На увеличение затрат в связи с переходом на «удаленку» ранее жаловались “Ъ” и в самих учебных заведениях.

При этом глава Минобрнауки Валерий Фальков весной 2020 года заявлял, что вопрос об изменении стоимости правомерно ставить только в том случае, если качество образовательных услуг «очевидным образом» снизилось.

Председатель Всероссийского студенческого союза Олег Цапко не исключает, что иск может послужить примером для студентов из других вузов. «Снижение качества услуги будет легко доказать тем, у кого занятия не велись вообще какое-то время, в остальных же случаях, конечно, довольно непросто,— говорит он.

— У студентов нет инструментов, чтобы провести оценку, снизилось ли качество образования. Ее делает либо Рособрнадзор во время аккредитации или лицензирования вуза, либо специальные агентства, чьи услуги слишком дорогостоящие».

Господин Цапко соглашается, что у вузов также выросли расходы в связи с переходом на «удаленку», но отмечает: «Неправильно перекладывать издержки на студента».

В МГУ на запрос “Ъ” не ответили.

Анна Васильева

Инструкция: как получить второе высшее образование

Поможем выбрать профессию мечты и успешно поступить Программа комплексной профориентации подростков для поступления в лучшие университеты и колледжи. Узнать о программе

В целом, программа второго высшего образования не отличается от базовой, по которой занимаются все остальные студенты вуза. Основная разница в том, что она сжата по времени, поскольку за плечами учащихся уже есть обучение в вузе. Часть общих дисциплин не преподается. Именно поэтому полный курс второго образования короче первого.

Существуют два варианта организации учебного процесса. В первом случае вуз набирает отдельные группы, где студенты учатся по единой программе второго высшего образования.

Во втором случае абитуриенты, уже имеющие диплом вуза, зачисляются в группы по специальностям вместе с выпускниками школ.

Для них составляется индивидуальный учебный план, а ранее пройденные дисциплины перезачитываются, так что срок обучения сокращается.

Обязательная составляющая программы — факультативные дисциплины, практические занятия, мастер-классы и семинары. Как показывает практика, у студентов этой ступени всевозможные дополнительные курсы более популярны, чем у тех, кто учится в вузе впервые. Формы отчетности такие же, как и на первом высшем: зачеты, экзамены, курсовые и дипломная работы.

Второе высшее образование не является более высокой образовательной ступенью по отношению к первому — оно дает не повышение квалификации, а новую специальность.

Магистратура — это завершающая ступень высшего образования, рассчитанная на абитуриентов с базовым дипломом бакалавра или специалиста. В рамках программ ведется глубокая проработка выбранной темы или специализации.

Большинство студентов магистратуры продолжает заниматься по направлению, выбранному в бакалавриате, хотя в рамках магистерской программы возможна и смена специальности.

Для абитуриентов программ второго высшего образования ограничений по возрасту не предусмотрено. Поступить в вуз и получить второй диплом могут все желающие.

Срок обучения в вузе зависит от формы обучения. Как правило, студенты, которые учатся на очном и очно-заочном отделении, получают второй диплом за два-три года, на заочном и дистанционном отделении — за три года.

Московские вузы предлагают абитуриентам более 350 программ по заочной и дистанционной форме обучения, более 200 программ по очно-заочной и более 300 программ по очной форме.

Поскольку второе высшее образование в основном получают работающие студенты, самыми популярными формами обучения являются те, которые не требуют регулярного присутствия в вузе, — это заочная и дистанционная формы.

Студенты заочного отделения получают по всем предметам материалы для самостоятельного изучения, тесты и контрольные работы по электронной почте. Два раза в год они приезжают в вуз на экзаменационную сессию, которая длится неделю. Итоговая аттестация и защита диплома также проводится очно.

В случае дистанционного обучения диплом столичного вуза можно получить, не выезжая за пределы своего региона. Промежуточные и итоговые аттестационные работы студенты выполняют с помощью удаленного доступа к вузовской сети. Необходимые консультации преподавателей и кураторов получают благодаря интернет-конференциям и форумам.

Также большим спросом у студентов пользуется очно-заочная форма обучения в формате группы выходного дня.

В этом случае учебное заведение необходимо посещать только один раз в неделю, в субботу или в воскресенье, но пары занимают практически весь день. Есть свои поклонники и у вечерних отделений.

Плюс этой формы — возможность регулярного общения с преподавателями. Минус — необходимость четыре-пять раз в неделю приезжать в вуз.

Как правило, за вторым высшим образованием идут на факультеты экономики, иностранных языков, управления, юриспруденции и информационных технологий.

Связано это с тем, что знания из этих областей обычно требуются уже практикующим специалистам.

Тем не менее учебные заведения предлагают абитуриентам с дипломом о высшем образовании программы по всем направлениям, включая технические, технологические, медицинские и творческие.

В некоторых вузах созданы специальные подразделения, которые реализуют преимущественно программы второго высшего образования, — например, Институт сокращенных программ в Финансовом университете, отделение очно-заочного и заочного обучения в РХТУ им. Менделеева, Институт современных образовательных технологий в МГТУ им. Баумана.

При этом для некоторых университетов программы второго высшего образования — скорее редкость. Получить вторую специальность они предлагают абитуриентам в основном в рамках магистратуры.

Например, Высшая школа экономики набирает студентов только на шесть программ второго высшего, в том числе по специальностям «Банковское дело», «Финансовый менеджмент», «Управление логистикой», в то время как в магистратуре университета открыто более 100 программ по всем направлениям, имеющимся в бакалавриате. В МГУ им.

Ломоносова получить диплом о втором высшем можно лишь на нескольких факультетах — например, историческом, химическом, юридическом, психологии, журналистики. Как правило, студенты с дипломом учатся здесь вместе с выпускниками школ, но могут перезачесть ранее изученные дисциплины.

МГИМО же называет вторым высшим образованием программы очно-заочной магистратуры (например, «Международное финансовое и торговое право», «Международная экономика», «Торговое дело»).

Нет. Бюджетных мест в вузах на программах второго высшего образования не предусмотрено. Учиться можно только платно.

Так же как и на программах первого высшего образования, стоимость обучения зависит прежде всего от статуса учебного заведения. В топовых университетах — НИУ ВШЭ, МГУ им. Ломоносова, Дипломатической академии МИД РФ — обучение по очно-заочной (вечерней) форме обучения стоит от 170 до 280 тыс. рублей в год.

Примерно в этих же пределах находится и стоимость обучения в технических вузах. В МГТУ им. Баумана можно получить второе образование в среднем за 190 тыс. рублей в год, в МИРЭА — за 175-208 тыс. рублей в год, в Московском Политехе — за 194 тыс. рублей в год.

Самые недорогие программы на очно-заочном отделении можно найти в коммерческих вузах. Так, например, ведущие негосударственные вузы — МНЭПУ, МФЮА, Академия труда и социальных отношений — предлагают получить диплом о втором высшем за 70-80 тыс. рублей в год. Гораздо дешевле учиться на заочном отделении.

Средняя стоимость обучения по заочной форме в московских вузах — 35-90 тыс. рублей в год.

В большинстве случаев для зачисления на программу второго высшего образования достаточно предоставить диплом о высшем образовании государственного образца и пройти собеседование. Как правило, вступительные экзамены для таких абитуриентов не предусмотрены — предполагается, что люди, прошедшие вузовскую подготовку, уже имеют достаточную образовательную базу.

Исключение составляют ведущие государственные вузы. Например, в МГУ им. Ломоносова нужно сдать экзамен по профильному предмету, в НИУ ВШЭ — комплексное тестирование, в Московский государственный лингвистический университет — экзамен по иностранному языку. В ряде случаев поступить можно, имея на руках академическую справку о неполном высшем образовании.

Например, если вы являетесь студентом старшего курса вуза.

Информацию о всех программах второго высшего образования, включая название специальностей, условия приема, стоимость и продолжительность обучения, вы найдете в каталоге учебных заведений «Учёбы.ру».

Поможем выбрать профессию мечты и успешно поступить Программа комплексной профориентации подростков для поступления в лучшие университеты и колледжи. Узнать о программе

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.