Охрана здоровья граждан: как устроена система и ее характеристики

Каждый Гражданин нашей страны имеет право на бесплатную качественную медицинскую помощь. Так как каждый человек является потенциальным пациентом и периодически обращается за помощью медиков, он должен знать, какие законы защищают его право на эту помощь.

Право граждан на медицинскую помощь прописано в законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 года.

Данный законодательный акт регулирует отношения, которые действуют в области здравоохранения. Он определяет правовые основы здравоохранения, права гражданина в области получения помощи и гарантии реализации существующих у него прав, а также полномочия органов государственной власти и самоуправления в сфере здравоохранения.

Законодательство в области охраны здоровья базируется на главном документе страны — Конституции РФ. Органы местного самоуправления имеют право издавать отдельные Законодательные акты, регулирующие отношения в сфере здравоохранения, однако эти акты не должны противоречить Конституции и закону «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

ВАЖНО! Согласно действующему законодательству, приоритетными являются права пациента. Поэтому в случае, если ваши права по тем или иным причинам не соблюдаются, вы имеете право подавать жалобу в Минздрав или в Прокуратуру: Закон будет на вашей стороне.

Концепция охраны здоровья в Российской Федерации

  • Охрана здоровья граждан: как устроена система и ее характеристики
  • Главная цель Концепции охраны здоровья — улучшение здоровья населения и реализация мер, направленных на улучшение образа жизни граждан.
  • Согласно Концепции, главными задачами система здравоохранения должны быть:
  • улучшение качества медицинской помощи;
  • создание системы доступной медицинской помощи;
  • разработка и реализация программ, главной целью которую является санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан;
  • минимизация факторов риска, оказывающих вредоносное влияние на здоровье население;
  • создание условий для вовлечения различных групп населения в занятия спортом и физической культурой;
  • — пропаганда здорового образа жизни.

ВАЖНО! Первоочередной задачей в современных условиях становится профилактика заболеваний: пропаганда здорового образа жизни и отказа от вредных привычек. Каждый человек должен понимать, что его здоровье зависит прежде всего от него самого.

Охрана здоровья: понятия и определение

Здоровье определяется как состояние социального, психологического и физического благополучия. Здоровым может быть только тот человек, у которого отсутствуют заболевания, негативно сказывающиеся на его адаптации.

Под охраной здоровья подразумевается комплекс мер (экономических, социальных и политических), которые осуществляются на федеральном и местном уровне с целью предотвращения заболеваний, улучшения здоровья граждан, а также для обеспечения всем гражданам доступа к качественной, бесплатной медицинской помощи.

Медицинская помощь — это мероприятия, которые необходимы для профилактики болезней и возвращения гражданину здоровья. Помощь эта представляет собой комплекс медицинских услуг и вмешательств, которые выполняются врачами, медсестрами, фельдшерами и другими специалистами, имеющими медицинское образование.

Охрана здоровья граждан: как устроена система и ее характеристики

Важнейшими понятиями являются профилактика и диагностика. Профилактика представляет собой меры, которые направлены на укрепление здоровья и предотвращение развития заболеваний.

Диагностика же — это комплекс вмешательств, которые необходимы для постановки правильного диагноза.

Диагностика включает в себя сбор анамнеза, анализ жалоб пациента, а также инструментальные вмешательства (рентген, компьютерная томография, фиброгастродуоденоскопия, ультразвуковое исследование и т. д.).

Пациентом, согласно закону, является любой человек, который обратился в лечебно-профилактическое учреждения за помощью.

Государственная политика в области охраны здоровья граждан

Политика в области здравоохранения регулирует вопросы демографии, охрану здоровья граждан, а также развитие физической культуры.

Главная цель политики в области демографии — снижение смертности и создание условий для прироста населения. Кроме того, демографическая политика должна быть направлена на улучшение качества жизни населения и увеличение ее продолжительности.

Реализуется это путем укрепления института семьи, развития системы поддержки семьи после рождения детей или их усыновления, улучшения качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и т. д.

Развитие физической культуры в России включает в себя создание организаций, где любой желающий может заниматься спортом, пропаганду здорового образа жизни, распространение знаний о пользе физической активности и ряд других мер.

Правовой механизм охраны здоровья граждан

Одна из основных задач государства — гарантия охраны здоровья каждого гражданина. При этом право на доступную медицинскую помощь регламентируется не только законами Российской Федерации, но и международными законами и договорами.

Охрана здоровья граждан: как устроена система и ее характеристики

Согласно статье 7 Конституции РФ, Россия является социальным государством, первоочередной задачей политики которого является обеспечение каждому гражданину достойной жизни и условий для развития. Труд и здоровье человека, согласно этой статье, должны охраняться путем гарантированной минимальной оплаты труда, поддержки семьи, всевозможных мер, направленных на социальную защиту.

В статье 41 конституции прописано право граждан на доступную качественную медицинскую помощь, которая должна оказываться за счет страховок, федерального и регионального бюджетов.

Также любой человек может обратиться за помощью в коммерческую частную организацию.

Важно, что при первичном обращении за платной помощью гражданин должен быть проинформирован о том, что может получить аналогичные Услуги на бесплатной основе (конечно, если это представляется возможным).

ВАЖНО! Согласно закону «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», основную ответственность за оказание качественной медицинской помощи и ее доступность несут региональные власти.

Управление в области охраны здоровья граждан

Согласно закону, каждый человек должен иметь право на медицинскую помощь, что обеспечивается следующими мерами:

  • помощь должна оказываться по принципу близости к месту проживания, работы или учебы;
  • в лечебно-профилактических учреждениях не должно быть дефицита кадров. Медики, оказывающие помощь, должны обладать достаточным уровнем квалификации;
  • человек может выбирать врача по собственному желанию. Так же можно выбирать учреждение, где будут проводиться диагностика и лечение;
  • гражданину не может быть отказано в оказании помощи. При этом экстренная помощь оказывается в срочном порядке и бесплатно.

ВАЖНО! За отказ в оказании срочной медицинской помощи организация несет серьезную ответственность. Экстренная помощь оказывается даже в том случае, если пациент из-за своего состояние не может дать информированное согласие и не имеет при себе документов, удостоверяющих его личность.

Содержание управление в области охраны здоровья граждан

В области здравоохранения должны соблюдаться права человека и гражданина. Государство гарантирует оказание помощи, а также регламентирует приоритет профилактических мер в сфере здравоохранения. В случае утраты здоровья и работоспособности гражданин должен получить все необходимые меры социальной поддержки.

Охрана здоровья граждан: как устроена система и ее характеристики

Система здравоохранения в России имеет несколько уровней управления:

  • федеральная система. Сюда относятся федеральные учреждения, в том числе и Академия медицинских наук, где разрабатываются основные меры по укреплению здоровья населения. В задачи федеральных учреждений входит проведение государственной политики в области охраны здоровья населения и разработка соответствующих программ, управление федеральной собственностью, которая используется в области здравоохранения, организация санитарно-эпидемиологического надзора, создание норм оказания помощи, которым должны следовать медицинские работники, и т. д. Кроме того, федеральные органы занимаются выдачей лицензий на услуги медицинского характера как организациям, так и частным лицам;
  • государственная система объединяет учреждения, которые находятся в собственности государства: больницы, госпитали, аптеки, органы санитарного и эпидемиологического надзора и т. д. Именно в этих организациях осуществляется охрана здоровья граждан, и здесь должны соблюдаться принципы, принимаемые на федеральном уровне;
  • муниципальная система включает муниципальные учреждения системы здравоохранения, а также организации, которые находятся в собственности юридических лиц. Такие организации финансируются как за счет ОМС, так и из других источников;
  • частная система. К частной системе относятся учреждения, которые находятся в частной собственности. Кроме того, она включает специалистов, имеющих частную медицинскую практику. Специфика частных организация состоит в том, что они не финансируются из бюджета и функционируют за счет других источников.

ВАЖНО! На законодательном уровне регулируется не только качество медицинской помощи, но и некоторые этические вопросы. Одним из них является принцип неразглашения врачебной тайна. Специалист, который разгласил врачебную тайну, согласно российским законам, несет административную и уголовную ответственность.

Охрана здоровья граждан — это множество мер, которые направлены на улучшение здоровья населения, улучшение качества жизни и увеличение ее продолжительности. Каждый человек имеет право на качественную медицинскую помощь, и право это гарантируется государством.

Система охраны здоровья граждан

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • • содержание системы охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
  • • принципы охраны здоровья граждан;
  • • основные направления государственной политики в области охраны здоровья граждан;

уметь

  • • соотносить решение медико-социальных проблем с государственной политикой в области охраны здоровья граждан;
  • • использовать правовой механизм охраны здоровья в практике социальной работы;
Читайте также:  Кредитные долги: могут ли посадить в тюрьму, сажают ли?

владеть

  • • современной стратегией обеспечения здоровья человека;
  • • основной нормативной правовой базой охраны здоровья граждан.

Охрана здоровья: понятие, основные принципы, характеристика

  • Для поддержания состояния физического, психического и социального благополучия на протяжении всей жизни человека необходимо как индивидуальное его поведение, адекватное здоровью (ведение здорового образа жизни), так и осуществление целого комплекса мер в рамках системы охраны здоровья граждан.
  • Охрана здоровья граждан рассматривается как система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического характера, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, организациями, должностными и иными лицами, гражданами в целях сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
  • Прежде чем дать характеристику системе охраны здоровья граждан исходя из вышеуказанного определения, рассмотрим основные принципы охраны здоровья в Российской Федерации. Законодательно зафиксировано девять таких принципов:
  • 1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
  • 2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
  • 3) приоритет охраны здоровья детей;
  • 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
  • 5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
  • 6) доступность и качество медицинской помощи;
  • 7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
  • 8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
  • 9) соблюдение врачебной тайны.

Кратко рассмотрим каждый из них. Законом об охране здоровья реализуется принцип соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. В нем отмечено, что мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

  1. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
  2. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.
  3. В соответствии с указанным Законом принцип приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников; оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента; обеспечения ухода при оказании медицинской помощи; организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени; установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях; создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов других лиц, работающих и находящихся в медицинской организации.
  4. В рамках принципа приоритета охраны здоровья детей государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития.
  5. Дети, независимо от их семейного и социального благополучия, подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
  6. Органы государственной власти всех уровней и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают меры по обеспечению детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.
  7. Органы государственной власти в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них последних, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.
  8. Принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение; определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством РФ, в реабилитации и уходе в случае заболевания; установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством случаях.
  9. В соответствии с принципом ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья органы власти, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.
  10. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством РФ.
  11. В соответствии с Законом об охране здоровья доступность и качество медицинской помощи обеспечивается организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; возможностью выбора медицинской организации и врача; применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов оказания медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; установлением требований к размещению медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью.
  12. По принципу недопустимости отказа в оказании медицинской помощи не допускается отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации.

Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

Принцип приоритета профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ; осуществления санитарно-противоэпидемических мероприятий; осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними; проведения профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения; осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности.

Последний принцип охраны здоровья – это соблюдение врачебной тайны. Врачебную тайну составляют сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении.

С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и иных целях.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Речь идет, в частности, о случаях предоставления сведений в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю; при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исправительной системы в связи с исполнением уголовного наказания; в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему и других случаях.

Характеристику системы охраны здоровья граждан начнем с мер политического характера.

В соответствии с Конституцией РФ Президент России определяет основные направления внутренней политики государства, к которым относится и охрана здоровья граждан.

Политические решения главы государства определяют вектор действий законодательной и исполнительной власти по сохранению и укреплению здоровья граждан.

Читайте также:  Выход из состава учредителей ооо и выплата доли

Здесь следует назвать ежегодные послания Президента РФ к Федеральному Собранию РФ в части положений, касающихся развития системы охраны здоровья.

Как правило, положения Послания Главы государства становятся основанием для разработки Государственной Думой Федерального Собрания РФ и Правительством РФ конкретных мер по реализации направлений государственной политики, в том числе в области сохранения и укрепления здоровья граждан.

Наглядным примером политических мер в системе охраны здоровья является включение проекта «Здоровье» в приоритетные национальные проекты, реализация которого повлекла за собой целый ряд практических действий органов исполнительной власти по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения, повышению заработной планы работников первичного звена отрасли и др.

Рассматривая меры экономического характера, необходимо отметить влияние уровня развития экономики страны на охрану здоровья в целом и здравоохранение в частности. Следует анализировать уровень затрат бюджетных и внебюджетных средств, прежде всего на здравоохранение, по конкретным годам, на среднесрочный или долгосрочный периоды.

Анализ затрат, а также их прогнозирование проводятся не только по отношению к системе здравоохранения, но и другим составляющим системы охраны здоровья.

Речь идет о финансировании медицинской науки, разработки новых методов и средств диагностики, лечения и профилактики заболеваний, широкого комплекса профилактических мероприятий, разработок безвредных для здоровья технологий, развития массовой физической культуры, рекреационных зон, гигиенического воспитания и обучения населения и др.

При анализе мер экономического характера необходимо учитывать, что в настоящее время в России функционируют не только государственная система здравоохранения, но муниципальная и частная системы (этот вопрос рассматривается в параграфе 3.4), а также система медицинского страхования. Следовательно, кроме государственных средств необходимо учитывать и другие источники финансирования.

Рассматривая меры экономического характера надо помнить о том, что на сохранение и укрепление своего здоровья граждане используют определенную часть средств своего семейного бюджета, причем не только на платные медицинские услуги, но и на мероприятия, направленные на укрепление здоровья.

Переходя к рассмотрению мер правового характера, отметим прежде всего, что в настоящее время в России идет активный процесс формирования правового механизма ответственности за состояние здоровья со стороны всех заинтересованных субъектов: государства, работодателя, медицинского персонала, гражданина. Это происходит в первую очередь на законодательном уровне.

Вспомним, что в 1993 г. были приняты Основы законодательства, в 2011 г. – Закон об охране здоровья, который стал новым единым законодательным актом, позволяющим, наряду с прежними нормами правового регулирования, создать современную систему российского здравоохранения.

Подробнее положения данного законодательного акта рассматриваются в параграфе 3.3.

В последние годы принят целый ряд других законодательных актов, которыми определены правовые нормы в области охраны здоровья. Назовем, в частности, Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Федеральный закон от 30 марта 1999 г.

№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Учебной программой предусматривается изучение ряда законодательных актов, других нормативных правовых документов, регулирующих отношения в области охраны здоровья граждан.

Вопросы правового механизма охраны здоровья граждан рассматриваются в параграфе 3.3.

К мерам социального характера относятся вопросы, которые рассматриваются в рамках изучения различных дисциплин. Здесь отметим, что речь идет о мерах, направленных на улучшение материального благосостояния населения, условий труда, жилищных условий, качества питания, отдыха и др.

В характеристике этого блока назовем также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными, инвалидами, включая выплату соответствующих пособий.

Меры научного характера необходимо рассматривать именно с государственных позиций ввиду того, что в настоящее время львиная доля средств на научные исследования вкладывается государством. Эти средства идут на фундаментальные и прикладные исследования медико-биологических проблем, разработку новых лекарственных препаратов, диагностических аппаратов и др.

  • Следует отметить, что PAMН как научное сообщество научно-исследовательских институтов медицинского профиля имеет статус государственной академии наук и финансируется за счет средств федерального бюджета.
  • Научно-исследовательские организации медицинского профиля, решающие прикладные задачи, имеются в структуре Министерства здравоохранения и социального развития России (далее – Минздравсоцразвития России), а медико-биологического профиля фундаментального характера – в структуре Российской академии наук.
  • Меры медицинского, санитарно-противоэпидемического характера реализуются в основном в системе здравоохранения и включают в себя вопросы оказания медицинских услуг, которые направлены на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, медицинскую реабилитацию, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
  • Эффективность перечисленных мер зависит от многих факторов, среди которых следует отметить наличие единой государственной политики в области охраны здоровья граждан, координации работ при осуществлении этой политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, ответственность органов законодательной и исполнительной власти.
  • Вопросы организации медико-социальной помощи различным категориям граждан излагаются в соответствующих главах учебника.

Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья

Согласно Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ каждый человек имеет право на охрану здоровья.

Право на охрану здоровья обеспечивается не только охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, но и оказанием доступной и качественной медицинской помощью.

При этом каждый человек имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой госу­дарственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в т. ч. в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с граж­данами России. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Постановлением Правительства РФ № 546 от 01.09.2005. «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражда­нам на территории РФ».

Международная практика выработала следующие принципы подхода к правам пациентов и реализации этих прав:

  • основополагающая ценность жизни (право на жизнь — основополагающее);
  • тесная взаимосвязь физического и духовного здоровья;
  • обеспечение безопасности жизни и здоровья;
  • психическая и физическая целостность человека;
  • уважение достоинства человека;
  • неприкосновенность человека и его личной жизни;
  • индивидуальность и выбор;
  • признание пациента в качестве равноправного участника при принятии решения о медицинском вмешательстве;
  • регулирование прав и обязанностей пациента, условий ограничения его прав в целях здоровья и интересов самого пациента и других лиц;
  • регулирование прав пациента механизмами их обеспечения и защиты;
  • утверждение принципа взаимного доверия во взаимоотношениях пациента и медицинского работника;
  • оперативное и объективное рассмотрение фактов нарушения прав пациентов и ответственности за наруше­ние прав;
  • контроль и независимая Экспертиза качества медицинской и лекарственной помощи.

В России в настоящее время права пациентов реализуются самими пациентами, достигшими 15-летнего возраста (больные наркоманией — 16-летнего возраста), а в отношении лиц, не достигших 15-летнего возраста, или лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, — их родителями или иными законными представителями. Ответственность за реализацию прав пациентов, не достигших 15-летнего возраста или признанных судом недееспособными и не имеющих законных представителей, возлагается на администрацию учреждения здравоохранения или социального обслуживания, где они находятся, или которое оказывает им помощь.

Согласно ч. 5 ст. 19 ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья…», пациент имеет право на:

  • выбор врача и выбор медицинской организации. Это же положение находим в пунктах 4 и 5 ст. 16 Ф3 № 326 от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страхова­нии в РФ»;
  • профилактику, диагностику, лече­ние, медицинскую реабилитацию;
  • получение консультаций врачей-специалистов;
  • облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
  • получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
  • получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
  • защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
  • отказ от медицинского вмешательства;
  • возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
  • допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
  • допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.
Читайте также:  Вакцина от коронавируса кошек: как лечить прививками

Действительно, люди имеют право выбирать врача, там, где имеется такая возможность, и нередко склонны обращаться за консультациями к специалистам, имеющим ученые степени и звания, или к более опытным врачам, равно как к спе­циалистам с более высоким социальным статусом.

Но иногда при таких консультациях роль и возможности лечащего врача явно занижаются, в первую очередь, недоверчивым отношением пациента к своему врачу.

Комплекс объективных диагностических данных, собранных лечащим врачом, игнорируется, что может негативно сказываться на дальнейших взаимоотношениях «врач-больной».

Консультант, пренебрегающий данными и мнением лечащего врача консультируемого пациента, тем более пренебрежительно относящегося к коллегам из-за собственных экономических или социальных соображений, совершает серьезную деонтологическую ошибку, способную принести больному существенный вред.

Профилактика — это комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредных влияний на здоровье человека факторов среды его обитания.

1. Понятие и принципы охраны здоровья

Старший преподаватель
А. И. Костяков

Тема лекции:

Законодательство
РФ об охране здоровья граждан

Основополагающими нормативными актами,
регулирующими медицинскую деятельность
в РФ, являются: Конституция РФ,
федеральный закон «Основы законодательства
Российской Федерации об охране здоровья
граждан»
от 22 июля 1993 г. N 5487-1, федеральный
закон«О предупреждении распространения
туберкулеза в Российской Федерации»
от 18 июня 2001 г.

N 77-ФЗ, федеральный закон
«О предупреждении распространения в
Российской Федерации заболевания,
вызываемого вирусом иммунодефицита
человека (ВИЧ-инфекции)»
от 30 марта
1995 г. N 38-ФЗ, федеральный закон«О
трансплантации органов и (или) тканей
человека »
от 22 декабря 1992 г.

N 4180-I,
федеральныйзакон «О
психиатрической помощи и гарантиях
прав граждан при ее оказании»
от
2 июля 1992 г. N 3185-I и другие.

Охрана здоровья граждан— это
совокупность мер политического,
экономического, правового, социального,
культурного, научного, медицинского,
санитарно-гигиенического и
противоэпидемического характера,
направленных на сохранение и укрепление
физического и психического здоровья
каждого человека, поддержание его
долголетней активной жизни, предоставление
ему медицинской помощи в случае утраты
здоровья.

Государство гарантирует охрану здоровья
каждого человека в соответствии с
Конституцией Российской Федерации
(ст. 41 «Каждый имеет право на охрану
здоровья и медицинскую помощь.

Медицинская
помощь в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения оказывается
гражданам бесплатно за счет средств
соответствующего бюджета, страховых
взносов, других поступлений».) Граждане
Российской Федерации обладают неотъемлемым
правом на охрану здоровья.

Это право
обеспечивается охраной окружающей
природной среды, созданием благоприятных
условий труда, быта, отдыха, воспитания
и обучения граждан, производством и
реализацией доброкачественных продуктов
питания, а также предоставлением
населению доступной медико-социальной
помощи.

Государство обеспечивает
гражданам охрану здоровья независимо
от пола, расы, национальности, языка,
социального происхождения, должностного
положения, места жительства, отношения
к религии, убеждений, принадлежности к
общественным объединениям, а также
других обстоятельств.

Государство
гарантирует гражданам защиту от любых
форм дискриминации, обусловленной
наличием у них каких-либо заболеваний.
Лица, виновные в нарушении этого
положения, несут установленную законом
ответственность.

  • Основными принципамиохраны здоровья
    граждан являются:
  • 1) соблюдение прав человека и гражданина
    в области охраны здоровья и обеспечение
    связанных с этими правами государственных
    гарантий;
  • 2) приоритет профилактических мер в
    области охраны здоровья граждан;
  • 3) доступность медико-социальной помощи;
  • 4) социальная защищенность граждан в
    случае утраты здоровья;
  • 5)
    ответственность органов государственной
    власти и органов местного самоуправления,
    предприятий, учреждений и организаций
    независимо от формы собственности,
    должностных лиц за обеспечение прав
    граждан в области охраны здоровья.

2. Системы здравоохранения в Российской Федерации

В Российской Федерации предусмотрено
три системы здравоохранения:

К
государственной
системе здравоохранения относятся
федеральные органы исполнительной
власти в области здравоохранения, органы
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в области
здравоохранения, Российская академия
медицинских наук, которые в пределах
своей компетенции планируют и осуществляют
меры по охране здоровья граждан.

К
государственной системе здравоохранения
также относятся находящиеся в
государственной собственности и
подчиненные органам управления
государственной системы здравоохранения
лечебно-профилактические и
научно-исследовательские учреждения,
образовательные учреждения, фармацевтические
предприятия и организации, аптечные
учреждения, санитарно-профилактические
учреждения, территориальные органы,
созданные в установленном порядке для
осуществления санитарно-эпидемиологического
надзора, учреждения судебно-медицинской
экспертизы, службы материально-технического
обеспечения, предприятия по производству
медицинских препаратов и медицинской
техники и иные предприятия, учреждения
и организации. В государственную систему
здравоохранения входят медицинские
организации, в том числе лечебно-профилактические
учреждения; фармацевтические предприятия
и организации; аптечные учреждения,
создаваемые федеральными органами
исполнительной власти в области
здравоохранения, другими федеральными
органами исполнительной власти и
органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.

К
муниципальной
системе
здравоохранения могут относиться
муниципальные органы управления
здравоохранением, а также находящиеся
в муниципальной собственности медицинские,
фармацевтические и аптечные организации,
которые являются юридическими лицами.
Муниципальные органы управления
здравоохранением несут ответственность
в пределах своей компетенции.

Финансовое
обеспечение деятельности организаций
муниципальной системы здравоохранения
является расходным обязательством
муниципального образования.

Оказание
медицинской помощи в организациях
муниципальной системы здравоохранения
может также финансироваться за счет
средств обязательного медицинского
страхования и других источников в
соответствии с законодательством
Российской Федерации.

К
частной
системе здравоохранения относятся
лечебно-профилактические и аптечные
учреждения, имущество которых находится
в частной собственности, а также лица,
занимающиеся частной медицинской
практикой и частной фармацевтической
деятельностью. В частную систему
здравоохранения входят медицинские и
другие организации, создаваемые и
финансируемые юридическими и физическими
лицами.

Право
на занятие медицинской и фармацевтической
деятельностью в Российской Федерации
имеют лица, получившие высшее или среднее
медицинское и фармацевтическое
образование в Российской Федерации,
имеющие диплом и специальное звание, а
также сертификат специалиста и лицензию
на осуществление медицинской или
фармацевтической деятельности. Сертификат
специалиста выдается на основании
послевузовского профессионального
образования (аспирантура, ординатура),
или дополнительного образования
(повышение квалификации, специализация),
или проверочного испытания, проводимого
комиссиями профессиональных медицинских
и фармацевтических ассоциаций, по теории
и практике избранной специальности,
вопросам законодательства в области
охраны здоровья граждан. Врачи в период
их обучения в учреждениях государственной
или муниципальной системы здравоохранения
имеют право на работу в этих учреждениях
под контролем медицинского персонала,
несущего ответственность за их
профессиональную подготовку. Студенты
высших и средних медицинских учебных
заведений допускаются к участию в
оказании медицинской помощи гражданам
в соответствии с программами обучения
под контролем медицинского персонала,
несущего ответственность за их
профессиональную подготовку, в порядке,
устанавливаемом федеральным органом
исполнительной власти в области
здравоохранения.

Лица, не имеющие законченного высшего
медицинского или фармацевтического
образования, могут быть допущены к
занятию медицинской или фармацевтической
деятельностью в должностях работников
со средним медицинским образованием в
порядке, устанавливаемом федеральным
органом исполнительной власти в области
здравоохранения.

Врачи или провизоры,
не работавшие по своей специальности
более пяти лет, могут быть допущены к
практической медицинской или
фармацевтической деятельности после
прохождения переподготовки в
соответствующих учебных заведениях
или на основании проверочного испытания,
проводимого комиссиями профессиональных
медицинских и фармацевтических
ассоциаций.

Работники со средним
медицинским или фармацевтическим
образованием, не работавшие по своей
специальности более пяти лет, могут
быть допущены к практической медицинской
или фармацевтической деятельности
после подтверждения своей квалификации
в соответствующем учреждении
государственной или муниципальной
системы здравоохранения либо на основании
проверочного испытания, проводимого
комиссиями профессиональных медицинских
и фармацевтических ассоциаций. Лица,
получившие медицинскую и фармацевтическую
подготовку в иностранных государствах,
допускаются к медицинской или
фармацевтической деятельности после
экзамена в соответствующих учебных
заведениях Российской Федерации в
порядке, устанавливаемом Правительством
Российской Федерации, а также после
получения лицензии на осуществление
медицинской или фармацевтической
деятельности, если иное не предусмотрено
международными договорами Российской
Федерации.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *