Отделы социальной защиты населения России

Социальная поддержка (социальная защита) населения – это комплекс мер, направленных на удовлетворение социальных потребностей человека. Особенно она важна для социально уязвимых категорий граждан: пенсионеров, инвалидов, участников ВОВ, многодетных семей, детей, оставшихся без родителей, работников вредных производств и т. д.

Отделы социальной защиты населения России

Меры по социальной поддержке населения

Оказание различных услуг, льготы и выплаты нуждающимся составляют основу социальной поддержки. Среди предпринимаемых мер большое значение для населения имеют:

  1. Выплата детских пособий.
  2. Действия, направленные на снижение безработицы.
  3. Установление и повышение минимального размера оплаты труда работникам, а также минимального уровня пенсий и стипендий.
  4. Меры по материальной поддержке многодетных семей.
  5. Усиление контроля за соблюдением прав человека, особенно в отношении уязвимых категорий граждан: детей, пенсионеров, инвалидов и т. д.

Основным инициатором таких действий является государство.

Отделы социальной защиты населения России

Социальная поддержка населения включает такие меры, как:

  1. Обеспечение гарантий на предоставление бесплатных медицинских услуг.
  2. Обеспечение гарантий на предоставление бесплатных услуг в области образования.
  3. Гарантированную и своевременную выплату пенсий.
  4. Предоставление льгот для определенных категорий граждан.
  5. Социальное обслуживание и предоставление социальных услуг.
  6. Другие меры социальной поддержки населения.

Социальная поддержка включает в себя такие формы, как: социальная помощь, социальное страхование и социальное обеспечение.

Какие категории граждан могут рассчитывать на бесплатную социальную поддержку?

Социальная поддержка населения осуществляется в отношении следующих категорий нуждающихся:

  1. Дети. В основном, это пособия семьям с низким достатком, особенно многодетным, и Услуги, направленные на поддержку таких семей и детей.
  2. Многодетные семьи могут также рассчитывать на выдачу удостоверения о многодетности семьи, а также на денежные выплаты, пособия, льготы по оплате ЖКХ и другие.
  3. Ветераны и инвалиды: различные услуги, денежные выплаты.
  4. Героям войны и труда.
  5. Все, кто имеет право на льготы: пенсионеры, учащиеся, работники государственных учреждений и т. д.
  6. Молодые семьи: жилищные программы.
  7. Люди с низким материальным достатком.

Особенности социальной помощи в России

Правительство России разрабатывает проекты по поддержке малоимущих граждан, не способных обеспечить себя своими собственными силами и средствами. Такая поддержка действует для людей любого возраста, пола и места проживания. Для того, чтобы ее получить, требуется наличие российского гражданства и документы, подтверждающие трудную жизненную ситуацию.

Сейчас система социальной поддержки граждан находится в состоянии формирования и постепенно превращается в самостоятельную многопрофильную отрасль государственного хозяйства. Сейчас в ней задействовано примерно 400 000 сотрудников и свыше 16 000 учреждений. Отделения социальной помощи есть почти в каждом городском районе. Такие центры существуют и в некоторых сельских поселках.

Отделы социальной защиты населения России

Социальная поддержка регулируется как федеральным, так и местным законодательством. Также есть негосударственные фонды социальной поддержки населения, которые функционируют на идейных началах.

Социальное страхование населения

Социальным страхованием называют один из видов социальной защиты населения, главная цель которого – выполнение конституционного права людей на материальную помощь в случае утраты здоровья или трудоспособности, безработицы и других подобных проблем.

Социальное страхование может быть коллективным, государственным или смешанным. В отличие от государственного, коллективное страхование организуется профсоюзами. По времени возникновения оно является более древним, чем государственное.

В России обязательное социальное страхование является одним из инструментов по реализации социальных программ государства. Оно финансируется из внебюджетных фондов социального страхования и других источников. Социальное страхование предусматривает выплаты государственных пособий и пенсий.

Среди пособий наиболее часто используется пособие по временной нетрудоспособности. Основанием для его выплат является выписка, получаемая в медицинском учреждении. Еще одним видом пособий является пособие по беременности и родам. Его размер приравнивается к размеру заработной платы. Также есть пособие по уходу за маленьким ребенком.

Среди других выплат можно выделить пособие по безработице, которое не пользуется популярностью у населения, вследствие чисто символического размера выплаты.

По каким направлением осуществляется поддержка?

В центрах социальной защиты населения любому желающему может быть уделено внимание, а меры помощи будут соответствовать той ситуации, в которой человек оказался. Наиболее часто в такие центры обращаются за помощью, связанной с материнством и детством. Многодетные семьи получают такие виды поддержки, как:

  • пособие по многодетности;
  • выплата материнского капитала по федеральной и региональной программам;
  • выдача земельных участков;
  • предоставление путевок в санатории;
  • для наименее обеспеченных семей предусмотрена ежегодная помощь.

В разных регионах этот список может несколько различаться, поэтому его следует уточнить в региональном отделении по месту проживания.

Отделы социальной защиты населения России

Определенный вклад в обеспечение реализации программ социальной поддержки вносит департамент труда. Его работники занимаются следующими мероприятиями:

  • отправкой на бесплатное обучение или курсы нуждающихся;
  • поиском места работы для выпускников, инвалидов и простых граждан;
  • работой над созданием дополнительных рабочих мест;
  • выплатами пособий по безработице.

Совсем другой вид государственной поддержки предназначается для пожилых людей и инвалидов. Прежде всего, это различные виды помощи на дому (уборка квартиры, доставка на дом продуктов), либо в условиях стационара. Во втором случае нуждающихся помещают в дома-интернаты, дома престарелых или пансионаты, где бесплатно оказываются различные услуги, в том числе реабилитационные и медицинские.

Отделы социальной защиты населения России

Дополнительные виды социальной помощи

Дополнительным видом социальной поддержки населения является распространение гуманитарной помощи среди нуждающихся граждан. Такая помощь оказывается частными фондами. Сбор пожертвований ведется среди бизнесменов и обычных граждан на добровольной основе.

Помощь по предоставлению квартиры может быть оказана сиротам после достижения ими 18-летнего возраста. На льготную ипотеку могут претендовать молодые семьи. Для многодетных семей предусмотрено выделение земельной площади под застройку жилья.

Отделы социальной защиты населения России

Источники финансирования социальной помощи

Финансирование мероприятий по социальной поддержке населения осуществляется по закону №131 («Закон о социальной поддержке»). Социальная помощь является одной из статей российского бюджета. При ее наполнении исходят из следующих затрат:

  • из общей потребности в социальной помощи у населения;
  • из затрат на обслуживание приоритетных направлений соц. расходов;
  • из примерного количества тех, кто получает адресную помощь;
  • из величины предполагаемой инфляции.

Для расчета используют, прежде всего, данные за предшествующий год, по которым определяется эффективность мероприятий. Местные фонды, которые не справляются с задачей социальной поддержки населения, могут обратиться за соответствующей помощью в федеральные органы. Управление расходами на социальную помощь является сложной задачей, решение которой до конца не отрегулировано.

Пособие на погребение

Это денежное пособие выплачивается в качестве компенсации расходов, связанных с похоронами умерших лиц. Размер данной выплаты соответствует величине затрат, связанных с организацией этого дела.

Пособие по погребению предусмотрено Федеральным законом «О погребении и похоронном деле», но оно не может превышать 10 минимальных размеров оплаты труда.

Условием для выплаты данного пособия является срок не более 6 месяцев со времени смерти.

  • Средства для выплаты пособия на погребение берутся из Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ, регионального бюджета субъектов РФ.
  • В 2015 году размер пособия на погребение составлял 5277 рублей.
  • Для выплаты пособия необходимо предъявить 4 документа: заявление на выплату пособия, справку о смерти, паспорт получателя пособия и документ, указывающий на отсутствие работы у умершего пенсионера.

Фонд социального страхования Российской федерации

Эта организация была создана 1 января 1991 года. В 2016 году бюджет фонда составлял 614,5 млрд руб. (0,78 % от ВВП страны).

Данный фонд выполняет следующие функции:

  • осуществляет выплату пособий по случаю временной нетрудоспособности, пособий, выдаваемых в связи с беременностью и родами, однократного пособия при рождении ребенка и при постановке на учет по случаю беременности;
  • осуществляет выплату пособий, связанных с профессиональными заболеваниями и травмами на производстве: единовременные и ежемесячные выплаты, оплата медицинских услуг и реабилитацию пострадавшего, финансирование мер по профилактике производственных травм и профессиональных заболеваний;
  • предоставление путевок в санатории и курорты, а также компенсацию связанных с этим транспортных расходов для льготных категорий граждан;
  • материальное обеспечение инвалидов специализированной техникой;
  • оплата сертификатов, связанных с родами.

Государственные органы социальной помощи населению

Департамент социальной поддержки населения имеет 2 основных подразделения: пенсионный отдел и отдел по трудовым и социальным вопросам. Также в его состав входит бухгалтерия.

Отделы социальной защиты населения России

Управление социальной поддержки населения реализует свои задачи и функции на основании «Положения об управлении социальной защитой населения». Городское управление социальной защитой населения – это муниципальный орган в составе администрации города, который подчиняется как непосредственно ей, так и отделу социальной поддержки населения администрации области или края.

Функции городского управления по социальной защите граждан

Перечислим следующие:

  1. Обеспечение реализации гос. политики в области труда, пенсионных выплат, поддержки инвалидов, пенсионеров, семьи и детей, а также функционирования системы социального обслуживания жителей.
  2. Взаимодействие с местными органами власти, внебюджетными государственными фондами, предприятиями, организациями, учреждениями, центрами связи, банками, общественными кооперативами и людьми. Деятельность управления базируется на законах РФ, указах и распоряжениях президента РФ, постановлениях правительства РФ и области (края), глав администрации области (края) и города, постановлениях, приказах и указах вышестоящего органа социальной поддержки и прочих актах.
  3. Создание, трансформация и ликвидация управления осуществляется в соответствии с решением органов местного самоуправления.
  4. Управление финансируется из бюджета города.
  5. Управление числится как юридическое лицо, имеющее свой счет, финансовый баланс, штампы, бланки, печать, собственное имущество и т. д.
Читайте также:  Как быстро можно осуществить расторжение брака

Задачи центра социальной поддержки

Центр социальной поддержки населения призван решать следующие задачи:

  1. Разработка прогнозов социально-экономического развития.
  2. Разработка и реализация городских программ в области социальной помощи семьям, малообеспеченным категориям граждан, пожилым и инвалидам.
  3. Реализация законодательства РФ в части социальной поддержки населения.
  4. Организация поддержки ветеранов, детей, матерей, пожилых людей, а также тех, кто попал в тяжелую ситуацию.
  5. Реализация политики государства в части пенсионной реформы и обеспечения бесперебойной выплаты пенсий.
  6. Юридическая защита гражданских прав, а также гос. гарантий и интересов граждан.
  7. Реализация государственных программ в области социально-трудовых отношений.
  8. Решение вопросов, касающихся условий труда и его охраны.

В заключение

Таким образом, социальная поддержка граждан страны является неотъемлемой частью социальной политики, как федеральной, так и региональной.

Прежде всего, помощь оказывается таким категориям граждан, как пенсионеры, ветераны, инвалиды, малоимущие, дети, семьи с низким достатком.

Для реализации программ социальной помощи созданы специальные отделения – центры социальной поддержки населения района, которые работают в большинстве населенных пунктов РФ.

Министерство труда и социальной защиты РФ — Минтруд России — Организация

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Минтруд РФ — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по реализации государственной политики и нормативному регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, пенсионного обеспечения, социального обслуживания, страхования, трудовых отношений, условий и охраны труда, занятости, безработицы, трудовой миграции, социальной защиты, альтернативной и гражданской службы, опеки и попечительства, ортопедической помощи инвалидам, проведения медико-социальной экспертизы, и управления государственным имуществом. Министерство труда Российской Федерации координирует и контролирует деятельность Федеральной службы по труду и занятости, Пенсионного фонда, а также Фонда социального страхования.

  • Руководство и структура Министерства труда
  • Котяков Антон ОлеговичМинистр труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Вовченко Алексей ВитальевичПервый заместитель министра
  • Пудов Андрей НиколаевичСтатс-секретарь — заместитель министра
  • Баталина Ольга ЮрьевнаЗаместитель министра
  • Вуколов Всеволод ЛьвовичЗаместитель министра
  • Мухтиярова Елена ВячеславовнаЗаместитель министра
  • Скляр Алексей ВалентиновичЗаместитель министра
  • Воронин Филипп ИгоревичСоветник Министра
  • Кирьянова Анна ВикторовнаПомощник Министра
  • Лабутин Антон ВладимировичПомощник Министра
  • Прохоров Павел ВладимировичПомощник Министра
  • Иванков Михаил ЮрьевичРуководитель Федеральной службы по труду и занятости
  • Топилин Максим АнатольевичПредседатель Правления Пенсионного фонда Российской Федерации
  • Кигим Андрей СтепановичПредседатель Фонда социального страхования Российской Федерации
  • Департаменты министерства труда
  • Родионова Ольга КонстантиновнаДиректор департамента комплексного анализа и прогнозирования
  • Ананкина Ирина ВладимировнаВрио директора департамента демографической политики и социальной защиты населения
  • Лигомина Дмитрий ВитальевичВрио директор департамента по делам инвалидов
  • Маслова Марина СергеевнаДиректор департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства
  • Жигастова Татьяна МихайловнаВрио директор департамента условий и охраны труда
  • Кирсанов Михаил ВладимировичДиректор департамента занятости населения
  • Игнатьев Игнат МихайловичДиректор департамент пенсионного обеспечения
  • Чикмачева Людмила ЮрьевнаДиректор департамента развития социального страхования
  • Бельская Маргарита ГригорьевнаВрио директора департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции
  • Безпрозванных Анастасия ЮрьевнаДиректор департамента правовой, законопроектной и международной деятельности
  • Привезенцева Светлана ВикторовнаДиректор департамента организации бюджетных процедур планирования и финансового обеспечения
  • Кесаев Артур ХасановичДиректор департамента управления делами
  • Омелай Ярослав ВладимировичДиректор департамента информационных технологий и обеспечения проектной деятельности

21 марта 2020 года распоряжением председателя правительства России Михаила Мишустина заместитель министра труда и социальной защиты РФ Черкасов Алексей Анатольевич освобожден от занимаемой должности по его просьбе. Этот пост он занимал с 2015 года.

21 февраля 2020 года распоряжением председателя Правительства России Михаила Мишустина заместителем министра труда и социальной защиты РФ назначена Елена Мухтиярова. Ранее, она являлась министром экономики и финансов Московской области. Также, занимала пост директора департамента финансов и организации бюджетного процесса минобрнауки России.

21 января 2020 года Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина Министром труда и социальной защиты Российской Федерации назначен Котяков Антон Олегович. Во главе ведомства он сменил Максима Топилина. Ранее, Котяков занимал пост замминистра финансов.

Связанные новости и события

  • Михаил Мишустин подписал распоряжения о поддержке потерявших работу граждан Председатель правительства России Михаил Мишустин 9 апреля 2020 года подписал распоряжения для поддержки потерявших работу граждан. По словам главы правительства, одно из поручений российского лидера связано с дистанционной регистрацией на бирже труда. Теперь это можно будет сделать на портале «Работа в России». Кроме того, с апреля по июнь пособие по безработице будет выплачиваться на уровне МРОТ, то есть свыше 12 тысяч рублей. 
  • Законы принятые для противодействия эпидемии коронавируса в России Президент России Владимир Путин 3 апреля 2020 года подписал ряд законов, касаемых граждан, индивидуальных предпринимателей, представителей малого и среднего бизнеса, пострадавших от коронавирусной инфекции. Кроме того, в течении недели приняты поправки в несколько законов, направленные на защиту граждан и бизнеса в условиях эпидемии.
  • Законы вступающие в силу в апреле 2020 года В Российской Федерации с 1 апреля 2020 года вступают в силу законы и нормативные акты, которые касаются различных сфер жизни. В частности, вводятся индексация социальных пенсий, нулевые тарифы на услуги Центрального Банка России в сервисе быстрых платежей, автоматическое начисление материнского капитала, досудебные споры о страховании и многое другое.
  • Законы вступающие в силу в Феврале 2020 В Российской Федерации с 1 февраля 2020 года вступают в силу законы и нормативные акты, касающиеся самых различных сфер жизни. В частности, будут проиндексированы социальные выплаты, вводятся новые правила выдачи чеков в вендинговых автоматах и штрафы для иноСМИ-иноагентов, программа «Дальневосточный гектар» распространится на Бурятию и Забайкалье.
  • Состоялся официальный визит Президента России Владимира Путина в Венгрию Президент России Владимир Путин, 30 октября 2019 года посетил с рабочим визитом Венгрию, где провел переговоры с премьер-министром страны Виктором Орбаном. В ходе международных консультаций обсуждались вопросы российско-венгерского взаимодействия, прежде всего в торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах, ряд актуальных международных и региональных тем. По итогам встречи подписан пакет двусторонних документов. После переговоров Путин и Орбан сделали заявления для прессы и ответили на вопросы журналистов.
  • Завершился съезд федерации независимых профсоюзов России В Москве с 20 по 22 мая 2019 года прошел X съезд Федерации независимых профсоюзов России. В его работе приняли участие 698 делегатов от профсоюзных организаций, представители органов государственной власти, объединений работодателей, политических партий, научной и творческой общественности, зарубежных профцентров и международных ассоциаций по защите прав трудящихся, ветераны профсоюзного движения.
  • Заместителем Министра труда назначен Всеволод Вуколов Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев, 8 апреля 2019 года назначил руководителя Федеральной службы по труду и занятости Всеволода Вуколова заместителем главы Министерства труда. На должность главы Роструда назначен Михаил Иванков, с 2013 года занимавший пост заместителя.
  • Законы вступающие в силу в Апреле 2019 В Российской Федерации с апреля 2019 года, вступают в силу законы и нормативные акты, которые касаются самых различных сфер жизни. В частности, социальные пенсии будут проиндексированы, а сообщить о желании самостоятельно платить взносы в Пенсионный фонд можно будет через Интернет.
  • В России стартовал пилотный проект по снижению бедности В России, 1 декабря 2018 года стартовал пилотный проект по снижению уровня бедности в два раза к 2024 году и будет проходить в четыре этапа. Об этом говорится в приложении к приказу Министерства труда страны. Пилотные проекты запущены в Кабардино-Балкарской Республике, Республике Татарстан, Приморском крае, Ивановской области, Липецкой области, Нижегородской области, Новгородской и Томская области.
  • В России повысилось пособие по безработице Премьер-министр России Дмитрий Медведев, 19 ноября 2018 года подписал постановление о минимальном и максимальном размере пособий по безработице. Согласно документу с 1 января 2019 года минимальная сумма выплат вырастет с 850 до полутора тысяч рублей, максимальная — с 4 900 до восьми тысяч рублей.

Задачи и функции отдела социальной защиты населения

Социальная защита населения — одна из основных задач государства. Направление реализуется путем проведения мер по соблюдению прав гражданина и нацелено на удовлетворение социальных потребностей личности. В России реализация социальной защиты осуществляется посредством такого института, как отдел социальной защиты. Они есть в каждом районе города.

Отдел социальной защиты

Отдел социальный защиты — специализированное бюджетное учреждение, имеющее четкую структуру, организационную форму и Стандарт оказания услуг.

Все люди, работающие в комитете социальной защиты населения, должны иметь соответствующую компетенцию, уровень образования и медицинскую книжку.

Невозможно привлечение к работе лиц, бывших в местах заключения свободы, а также находящихся на учет в полиции.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим работу органов социальной защиты является Федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ».

Читайте также:  Штраф за несвоевременную прописку

Основные задачи ОСЗН

К основным задачам, которые должен выполнять отдел по защите прав граждан, относятся:

  1. Создание и поддержание системы соцзащиты в рамках конкретного района.
  2. Создание комфортных условий проживания для всех категорий граждан, в том числе маломобильных людей, обслуживание граждан пожилого возраста.
  3. Проведение мероприятий, направленных на улучшение демографии, поддержку семьи и здоровых отношений в ней.
  4. Проведение профилактики беспризорности, социальная реабилитация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

А также ряд других действий, направленных на реализацию социальной политики государства, а также охраны труда и здоровья работающих граждан.

Функции ОСЗН

Среди основных функций ОСЗН, установленных Министерством и Министром здравоохранения, можно выделить:

  1. Предоставление материальной помощи в виде денежных пособий и льгот лицам, находящимся в социально опасном положении и имеющим другие основания для отнесения в нуждающуюся категорию. Выплата детских пособий из средств федерального бюджета.
  2. Создание условий свободного передвижения для инвалидов и малоподвижных граждан, в том числе пенсионеров и матерей с маленькими детьми, поддержка и социальное обслуживание граждан определенных категорий.
  3. Формирование инфраструктуры, нацеленной на удовлетворение социальных потребностей: образовательных, медицинских, досуговых и других учреждений.

Что касается остальных функций социальной защиты, то они связаны с конкретной ситуацией в регионе, состава населения, экономического уровня и других факторов.

Защита прав несовершеннолетних детей

Законодательством определено, что защиту прав несовершеннолетних осуществляют его законные представители — родители, опекуны или попечители.

В случае, если в судебном порядке родители были ограничены в правах, то интересы ребенка будут защищать Органы опеки и попечительства.

Если родители или усыновители отсутствуют, то официальным представителем ребенка станет администрация учреждения, куда несовершеннолетний будет помещен.

Права несовершеннолетних детей

Базовые права несовершеннолетних определены в семейном кодексе РФ, в одиннадцатой главе. К ним относятся:

  1. жить и получать воспитание в семье;
  2. иметь коммуникацию с родителями и всеми родственниками;
  3. защищать свои интересы через официальных представителей;
  4. выражать свою точку зрения и мнение;
  5. иметь персональные данные в виде ФИО, а также их изменить;
  6. на имущество, Наследство и тому подобное.

Все вышеперечисленные права закреплены законом и ни один ребенок не может быть лишен их.

Варианты защиты законных прав детей

Защищать интересы ребенка можно несколькими способами, приписанными в законе. Среди основных их них:

  1. Обращение в государственные органы. Например, полицию, органы опеки и попечительства. А также комитет по правам несовершеннолетнего ребенка, так как они работают по таким направлениям, как: профилактика правонарушений, проведение психолого-социальной реабилитации.
  2. Судебное разбирательство. Восстановление нарушенных прав несовершеннолетних может происходить как в рамках гражданского, так и административного процесса. Бывают случаи и уголовного порядка. Исковое заявление подает законный представитель ребенка от своего имени.

Если органы опеки и попечительства установили, что есть противоречие в интересах ребенка и родителей, то вторые не вправе представлять несовершеннолетнего.

Защита прав детей в сфере образования

Когда ребенок попадает в учебное заведение, то он приобретает новые обязанности и права. Главным является право на получение образования, притом оно включает в себя несколько подразделов:

  • учиться по индивидуальной программе, а также ускоренно или дома;
  • бесплатно пользоваться такими ресурсами школы, как библиотека и компьютерный класс;
  • дополнительно обучаться на курсах;
  • получить аттестат об образовании.

В дополнение к этому несовершеннолетнему должны предоставить безопасные условия нахождения в учреждении и оберегать от внешнего насилия, как физического, так и морального.

Защита прав несовершеннолетнего, нарушаемых в семье

В случае если родители злоупотребляют своими правами или проявляют жестокость по отношении к ребенку, он вправе обратиться в органы опеки и попечительства по месту жительства. Если несовершеннолетнему уже исполнилось четырнадцать лет, то он может самостоятельно подать Иск в суд.

При наличии подобного обращения со стороны детей уполномоченные органы обязаны предпринять меры по защите детских интересов. К таковым относятся: изъятие несовершеннолетнего из семьи, лишение родительских прав, арест и другое в зависимости от степени нарушения и отрасли права.

Заявление в органы соцзащиты

Осуществление защиты прав несовершеннолетних осуществляется по заявлению. Данный документ может быть оформлен либо официальным представителем, если речь идет о взаимных интересах ребенка и родителя. Либо самим несовершеннолетним или третьим лицом, если права нарушаются в семье. Документ передается в отдел по защите прав человека по месту проживания семьи.

Законом предусмотрены более серьезные наказания за нарушение прав детей, чем за аналогичные правонарушения в отношении взрослых лиц.

Восстановление нарушенных прав

Восстановление нарушенных прав несовершеннолетних происходит в судебном порядке и предполагает всесторонне разбирательство с участием, как государственных органов, так и законных представителей. В обязательном порядке будет заслушано мнение отдела по защите прав детей. При условии наличия реального правонарушения суд всегда встанет на сторону детей.

Ответственность за нарушение прав несовершеннолетних

Санкции за нарушение прав несовершеннолетних зависят от того, что именно было совершено в отношении ребенка. Ответственность регулируется несколькими кодексами.

  • За нарушение статей административного кодекса на родителей может быть наложен Штраф.
  • Нарушение статей уголовного кодекса наказывается, во-первых, лишением родительских прав, во-вторых, лишением свободы.
  • В зависимости от формы в отношении родителя, педагога или третьего лица может быть возбуждено дело сразу по нескольким статьям.

Организационные и правовые основы системы социальной защиты населения российской федерации

Система социальной защиты населения в широком значении этого понятия охватывает огромное количество субъектов — институтов, непосредственно защищающих социальное положение граждан от воздействия социальных рисков или участвующих в этом процессе. Их отношения, взаимосвязи, инфраструктура формируют организационную структуру системы.

Однако в данном разделе речь пойдет об организационных основах системы социальной защиты населения, понимаемой более узко — в связи с обеспечением государственных гарантий в области уровня жизни, поддержки социально уязвимых слоев населения в связи с трудной жизненной ситуацией.

Ранее уже отмечалось, что систему социальной защиты населения РФ составляют институты государственной социальной помощи, государственного обеспечения, обязательного и добровольного социального страхования, а также корпоративной социальной защиты и общественной помощи (благотворительность).

Институты, формирующие систему социальной защиты населения, имеют также и собственные организационные структуры, отражающие отношения управления и взаимодействия. При помощи организационной структуры система социальной защиты населения и каждый ее субъект-институт в отдельности реализуют специфические функции (направления деятельности) в сфере социальной политики.

Элементы структуры институтов социальной защиты населения выполняют определенные функции и являются субъектами социальной защиты.

Государственным субъектам социальной защиты присуще многоуровневое построение: федеральный уровень, региональный (уровень субъекта РФ), местный (уровень муниципального образования) и корпоративный (уровень учреждения, организации, предприятия), закрепленное законодательно.

Органы социальной защиты населения осуществляют функции управления в этой сфере. Главным федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области социальной защиты населения, является Министерство труда и социальной защиты РФ, функции которого утверждены постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 №610.

  • Минтруд России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов населения, оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
  • Минтруд России осуществляет координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Роструда1, а также координацию деятельности Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ.
  • Структурными подразделениями Минтруда России являются департаменты по основным направлениям его деятельности, в их состав включаются отделы.
  • В субъектах РФ формируются отраслевые органы государственной власти региона, входящие в структуру органов исполнительной власти, обеспечивающие в пределах своей компетенции проведение государственной социальной политики и осуществление функций управления, координации в сфере социального развития, а также оказания государственных услуг.
  • Федеральной службы по труду и занятости.
  • Рассмотрим основные направления деятельности регионального органа социальной защиты на примере Министерства социальной политики Свердловской области.

В соответствии с Положением о Министерстве социальной политики Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 12.05.2012 № 485-ПП, его основными функциями являются следующие:

  • 1) в области решения комплексных вопросов социальной защиты населения: разрабатывает с участием исполнительных органов государственной власти Свердловской области предложения по основным направлениям и приоритетам государственной социальной политики в сфере предоставления мер социальной поддержки социально незащищенным категориям граждан на основе анализа социально-экономического развития области; размещает в установленном порядке заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и заключает государственные контракты; выступает государственным заказчиком областных государственных целевых программ по предоставлению социальных гарантий социально незащищенным категориям граждан, организует их выполнение и осуществляет функции заказчика услуг; организует сбор, анализ, обобщение информационно-аналитических материалов и формирование базы данных по социально незащищенным категориям граждан, а также получателям пособий и компенсаций; осуществляет организационно-методическое руководство управлениями социальной политики и учреждениями социального обслуживания, действующими на территории области, обеспечивает проведение мероприятий по развитию сети подведомственных управлений социальной политики и учреждений социального обслуживания и укреплению их материально-технической базы и другие функции;
  • 2) в области пенсионного обеспечения: осуществляет выплату ежемесячной пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Свердловской области в соответствии с областным законодательством;
  • 3) в области социальной поддержки семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста, ветеранов и инвалидов и иных категорий граждан: организует совместно с другими исполнительными органами государственной власти Свердловской области работу по предоставлению мер социальной поддержки, предусмотренных российским и областным законодательством, для данных категорий граждан; организует работу по разработке и реализации программ социальной поддержки и улучшения положения данных категорий граждан, а также лиц, оказавшихся в трудных жизненных и экстремальных обстоятельствах; организует работу по созданию условий для социальной адаптации и интеграции в общество граждан, нуждающихся в социальной поддержке, в том числе детей с ограниченными возможностями; организует работу управлений социальной политики по предоставлению государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам; ежемесячно формирует реестры получателей отдельных видов пособий и компенсаций; осуществляет работу по предоставлению мер социальной поддержки населению в соответствии с действующим законодательством и другие функции;
  • 4) в области социального обслуживания населения: организует создание и развитие сети комплексных и специализированных государственных социальных учреждений; организует работу по разработке и реализации областных программ по развитию социального обслуживания населения; разрабатывает социальные нормы, нормативы и социальные стандарты деятельности учреждений социального обслуживания населения в пределах своей компетенции, а также осуществляет контроль за их соблюдением на территории Свердловской области; осуществляет координацию деятельности, оказывает организационно-методическую и практическую помощь учреждениям социального обслуживания и другие функции;
  • 5) в области оказания протезно-ортопедической помощи отдельным категориям граждан, создания условий для беспрепятственного доступа к информации, объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями: проводит работу по реализации целевых программ РФ и Свердловской области по социальной поддержке инвалидов; организует деятельность управлений социальной политики и учреждений социального обслуживания по вопросам реализации мероприятий социальной реабилитации инвалидов, рекомендованных в индивидуальной программе реабилитации инвалида; принимает меры по оказанию протезно-ортопедической помощи отдельным категориям граждан; оказывает содействие общественным объединениям инвалидов в их деятельности и другие функции.
Читайте также:  Проблема с имуществом: купил комнату в 2ух комнатной брежневке в 2007 году, приватизировал

В муниципальных образованиях действуют структурные подразделения регионального органа социальной защиты населения или муниципальные органы социальной защиты населения.

Например, структура Министерства социальной политики Свердловской области в муниципальных образованиях представлена территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области — управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по муниципальным образованиям. Всего в регионе 50 территориальных управлений.

В соответствии с Положением о территориальном отраслевом исполнительном органе государственной власти Свердловской области — Управлении социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области, утвержденном постановлением Правительства Свердловской области от 07.11.2008 № 1164-ПП, перед данными структурными подразделениями поставлены конкретные задачи. Перечислим их на примере Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Алапаевску и Алапаевскому району:

  • 1) реализация основных направлений и приоритетов государственной социальной политики на территории г. Алапаевска и Алапаевского района, участие в реализации областных государственных целевых программ по социальной защите населения;
  • 2) организация государственной системы социального обслуживания населения на территории г. Алапаевска и Алапаевского района, содействие в ее развитии;
  • 3) организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству на территории г. Алапаевска и Алапаевского района;
  • 4) организация и внедрение в пределах компетенции Управления форм персонифицированного учета мер социальной поддержки и услуг;
  • 5) взаимодействие с общественными организациями, объединениями и ассоциациями по вопросам социальной защиты населения;
  • 6) формирование и ведение регистра льготных категорий граждан, проживающих на территории г. Алапаевска и Алапаевского района, и другие задачи;
  • 7) обеспечение в соответствии с действующим законодательством соблюдение прав и свобод человека и гражданина в пределах компетенции Управления и другие задачи.
  1. Контроль, координацию и методическое руководство деятельностью территориальных управлений социальной политики осуществляет вышестоящая организация — Министерство социальной политики Свердловской области.
  2. Государственную систему социальных услуг образуют государственные учреждения и предприятия социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов РФ и находящихся в ведении региональных органов государственной власти.
  3. Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:
  4. комплексные центры социального обслуживания населения — учреждения, предназначенные для оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации прав и содействия в улучшении их социального и материального положения, психологического статуса;
  5. территориальные центры социальной помощи семье и детям — учреждения, предназначенные для оказания семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации прав и интересов, в улучшении их социального и материального положения, психологического статуса;

центры социального обслуживания — учреждения, осуществляющие организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних — учреждения, осуществляющие профилактику безнадзорности и беспризорности, обеспечивающие временное проживание, социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетних в возрасте от трех до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Они структурно состоят из отделений: диагностики и социальной реабилитации, социально-правовой помощи, перевозки несовершеннолетних, семейной воспитательной группы, группы длительного пребывания, социальной гостиницы; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Эти учреждения предназначены для временного содержания детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в возрасте от трех до 18 лет), и оказания содействия в их дальнейшем жизненном устройстве с использованием различных форм передачи на воспитание в семьи граждан;

социальные приюты для детей и подростков — учреждения, предназначенные для временного проживания и социальной реабилитации безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в экстренной социальной помощи;

центры психолого-педагогической помощи населению — учреждения, предназначенные для обеспечения психологической защищенности населения, поддержки и укрепления его психического здоровья, создания благоприятных социально-педагогических условий для семейного воспитания детей и их социальной защиты. Структурно состоят из отделений: организационно-методического, приема граждан, консультативного, психолого-педагогической помощи и др.;

центры экстренной психологической помощи по телефону предназначены для предоставления круглосуточно экстренной психологической помощи различным категориям и группам населения; центры (отделения) социальной помощи на дому — медико-социальные учреждения, предназначенные для обслуживания на дому социальными работниками одиноких и престарелых нетрудоспособных граждан;

  • дома ночного пребывания — учреждения, предназначенные для предоставления временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, прежде всего лицам старшего возраста и инвалидам, а также для оказания содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи (в первую очередь лиц, освобождаемых из мест лишения свободы), к условиям жизни в обществе;
  • специальные дома для одиноких престарелых предназначены для постоянного проживания одиноких граждан пенсионного возраста, а также супружеских пар из их числа, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в создании условий для самореализации основных жизненных потребностей;
  • стационарные учреждения социального обслуживания — учреждения, предназначенные для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного проживания граждан, нуждающихся в социальном обслуживании. К ним относятся дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками;
  • геронтологические центры и иные учреждения, представляющие социальные услуги.

Управление государственной системой социальных служб осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, их отраслевыми органами в сфере социальной защиты населения.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *