Права инвалидов: здравсвтвуйте. Я хочу жить отдельно от папы и сестры с ребенком грудны

В семье родился ребенок с инвалидностью. Привычный мир для родителей переворачивается, становится другим. Никогда не сталкивающиеся ранее с такой проблемой люди порой не знают, к кому обращаться, куда идти, теряют драгоценное время.

Председатель Общественного совета по делам молодых инвалидов 18+ при Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы, Эксперт совета по попечительству в социальной сфере при Правительстве РФ и председатель совета Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов (МГАРДИ) Юлия Игоревна Камал отвечает на наиболее важные вопросы о том, какими должны быть первые шаги родителей, чтобы не упустить возможность реабилитации своего ребенка.

— В семье родился ребенок с инвалидностью. Это большой стресс как физический, так и психологический. Что делать семье, чтобы не упустить время и возможность восстановления? Куда обратиться за помощью в первую очередь?

— Дело в том, что крайне редко инвалидность устанавливают на первом году жизни.

 И здесь помочь малышу прежде всего смогут врачи, а оказать помощь семье — как сотрудники социальных служб, так и некоммерческие организации, такие как МГАРДИ и другие.

Стоит отметить, что под словом «помощь» лежит огромный и разносторонний комплекс. И только объединив усилия всех организаций, можно рассчитывать на успех.

Очень важно, чтобы такая структура, как Служба ранней помощи, заработала в нашем городе. Пока такая служба есть только в Научно-практическом центре медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л. И.

 Швецовой и Центре комплексной реабилитации инвалидов «Бутово».

Очень важно развивать это направление, междисциплинарная команда специалистов должна как можно раньше подключиться и помочь не только ребенку, но и всей семье.

Права инвалидов: здравсвтвуйте. Я хочу жить отдельно от папы и сестры с ребенком грудны

— Какие социальные Услуги положены детям с инвалидностью на бесплатной основе? Чем государство может помочь семье?

— Меры поддержи очень разнообразны. Кроме федеральных мер, каждый регион осуществляет свои региональные проекты. В Москве это не только выплаты, но и выездная реабилитация, отдых и оздоровление, налоговые льготы, бесплатный проезд в общественном транспорте, финансовые меры дополнительной поддержки и многое другое.

К нам часто обращаются родители с этим вопросом, и мы информируем их обо всех аспектах помощи в городе. МГАРДИ и РОО «Контакт» уже несколько лет реализуют проект «Родительская приемная»: родители детей с инвалидностью обращаются со своими проблемами, а наши организации помогают их решать.

Вот уже пять лет мы проводим ежегодный Съезд семей, воспитывающих детей с инвалидностью, и молодых инвалидов. На Съезде работают консультационные площадки органов исполнительной власти, где каждый может получить помощь в решении своей проблемы.

Параллельно проводятся дискуссии и круглые столы, где обсуждаются системные проблемы и намечаются пути их решения.

— Вы часто общаетесь с семьями, в которых воспитывается ребенок с инвалидностью. Какие советы с высоты своего опыта Вы могли бы дать семье, чтобы избежать эмоционального выгорания?

— Советы давать проще всего, но необходимо понимать, что у каждого свой путь и свои взгляды.

На мой взгляд, самое важное — это любить ребенка, научиться понимать его и радоваться любым успехам, даже самым, на первый взгляд, незначительным. Особый ребенок — не повод перестать жить полной жизнью.

Да, жизнь изменится, и все хорошее в этих изменениях зависит только от нас самих. Нужно принять и жить полной и счастливой жизнью.

— В Москве существуют реабилитационно-образовательные центры. Нужно ли родителям стремиться отдать ребенка туда или же приложить все силы, чтобы он учился в обычной школе? Как лучше поступить с физической и психологической точки зрения?

— Стремиться нужно только к тому, чтобы ребенку было комфортно получать знания в том объеме, на который он способен. А где он их получит — это выбор родителя. Все дети разные, кто-то прекрасно чувствует себя в инклюзии, а кто-то успешнее в реабилитационном центре. Важно, что такие центры в Москве существуют. Хотелось бы, чтобы этот уникальный опыт тиражировался и в регионы.

— На Ваш взгляд, насколько важно взаимодействие с государственными структурами?

— Очень важно, без этого не получится ни один проект, ни одна идея не станет в итоге документом. Умение вести диалог, слышать, слушать и вместе искать пути решения — это главное.

— Какие вопросы удалось решить МГАРДИ в прошлом году?

— Хочется что-то глобальное рассказать: у нас много вопросов, которые в масштабе города, может, и не важны, а в масштабе одной семьи, напротив, крайне важны. Пандусы, образование, лекарственное обеспечение, юридические вопросы: всем этим мы занимаемся круглогодично.

Однако самый масштабный вопрос — это решение Минтруда отменить требование о предоставлении на медико-техническую экспертизу электроколясок и аппаратов после истечения сроков их пользования, а также для подтверждения соответствия в случае самостоятельно приобретения.

Соответственно, всем тем, кто ранее получил отказ по причине невозможности представления на медико-техническую экспертизу вышеуказанных технических средств реабилитации по причине их утери, утилизации или несоответствия приобретённого изделия, могут обращаться заново с заявлением на выдачу либо возмещением компенсации.

Остались в перечне только протезы с внешними источниками энергии. К решению этого вопроса подключились некоммерческие организации. Совместными усилиями нам удалось достичь такого результата.

— 8 июня в России отмечался День социального работника. Что бы Вы хотели пожелать коллегам из соцзащиты?

— Я хочу пожелать всем социальным работникам здоровья и счастья! Пусть все добрые дела вернуться им сторицей! Спасибо, что вы у нас есть!

Права инвалидов: здравсвтвуйте. Я хочу жить отдельно от папы и сестры с ребенком грудны

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Рекомендации психолога родителям детей-инвалидов

Понятие “Ребенок-инвалид”

Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания. Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые имеют разную степень инвалидности.

В общем случае, понятие “ребенок-инвалид” можно разделить на две категории. Одна группа детей-инвалидов — это дети с врожденными нарушениями работы различных органов чувств и с физическими

недостатками или умственно отсталые дети. Многочисленные исследования показали, что творческий потенциал таких детей огромен. Их таланты представляют собой значительную культурную ценность. А эффект от гармоничного развития личности и успешной адаптации в обществе благотворно влияет на здоровье детей.

Другая группа детей – это те, кто стали инвалидами в результате длительной болезни. Воспитание и развитие таких детей является серьезной педагогической и медицинской задачей.

Общеизвестно, чтобы успешно решать какую-либо жизненную проблему или трудную ситуацию, необходимо хорошо в ней разбираться. Поэтому родители должны знать определенные психологические рекомендации, что позволит им эффективно и стойко преодолевать жизненные трудности.

Инвалидность ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи.

Действительно, воспитание ребёнка с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь привычный ритм жизни семьи.

Обнаружение у ребенка дефекта развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое

стрессовое состояние, семья оказывается в психологической сложной ситуации.

Родители впадают в отчаяние, кто-то плачет, кто-то несет боль в себе, кто-то становится агрессивным и озлобленным, родители такого ребенка могут полностью отдалиться от друзей, знакомых, часто и от родственников. Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек

  • способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.
  • Это необходимо знать
  • Американский психолог Ребекка Вулис, занимающаяся проблемами брака, семьи и детей, типичными реакциями на стресс считает: отрицание, печаль, гнев.
  • Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния в процессе становления их позиции к ребенку-инвалиду.
  • Первая фаза – “шок”, характеризуется состоянием растерянности
  • родителей, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности.
  • Вторая фаза – “неадекватное отношение к дефекту”, характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.

Третья фаза – “частичное осознание дефекта ребенка”, сопровождаемое чувством “хронической печали”. Это депрессивное состояние, являющееся “результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений”.

  1. Четвёртая фаза – начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.
  2. К сожалению, далеко не все мамы и папы особенных детей приходят к правильному решению и обретают дальнейшую жизненную перспективу.
  3. Многие родители не могут самостоятельно придти к гармоничному

осознанию сложившейся ситуации. В результате нарушается способность семьи приспосабливаться к социальным условиям жизни. На семью с ребенком-инвалидом накладываются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества ее жизни, возникновению семейных и личных проблем. Не

выдержав навалившихся трудностей, семьи с детьми-инвалидами могут

самоизолироваться, потерять смысл жизни.

Казалось бы, в этом случае особенно должна быть ощутима помощь со стороны родственников, друзей.

Но когда родственники и знакомые узнают о сильной травме или болезни ребенка, они тоже испытывают свой психологический стресс.

Каждому приходиться задуматься о своем отношении к ребенку, к его родителям. Кто-то начинает избегать встреч, потому что боится как собственных чувств и эмоции, так и чувств

родителей данного ребенка. Особенно тяжело родителям супругов (бабушкам и дедушкам). Не зная, как помочь и боясь быть бестактными, родственники и знакомые порой предпочитают отмалчиваться, не замечать сложившуюся ситуацию, что еще больше затрудняет положение родителей данного ребенка.

В первую очередь это относится к глубоко умственно отсталым детям, которые привлекают к себе нездоровое любопытство и неизменные расспросы со стороны знакомых и незнакомых людей.

Все это ложится тяжким бременем на родителей и, в первую очередь, на мать, чувствующую порой себя виноватой за рождение такого ребенка. Трудно свыкнуться с мыслью, что именно твой ребенок “не такой, как все”.

Страх за будущее своего ребенка, растерянность, незнание психологических особенностей

воспитания, чувство стыда за то, что “родили неполноценного малыша”, приводят к тому, что родители зачастую отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку. Жизнь с ребенком с ОВЗ всегда сложна, однако есть периоды, особенно трудные в психологическом плане.

Читайте также:  Ответственность за не умышленную порчу имущества при монтаже кухни в квартире

Важно!

Наиболее трудные, в психологическом плане, моменты в жизни семей, имеющих детей-инвалидов:

1.Выявление врачами факта нарушения развития ребёнка. Возникновение

страхов, неуверенности в воспитании ребенка. Переживание безысходности

ситуации.

2.Старший дошкольный возраст ребенка (5-7 лет). Предостережение родителями того, что ребенку трудно будет учиться в общеобразовательной школе.

3.Подростковый возраст ребенка (13-15 лет). Осознание ребенком своей

инвалидности приводит к трудностям в налаживании контактов со сверстниками и, особенно, с противоположным полом. Обособление семьи от общества.

4.Старший школьный возраст (15-17 лет). Трудность перед родителями в

определении  и получении профессии, и дальнейшего трудоустройства ребенка. Внутриличностный разлад в семье.

Следует отметить, что не каждая семья проходит все четыре кризиса. Некоторые семьи “останавливаются” на втором  кризисе — в случае, если ребёнок имеет очень сложную патологию развития (глубокая умственная отсталость, ДЦП в тяжёлой форме, множественные нарушения и т. д.). В этом случае ребёнок не учится совсем, и для родителей он навсегда остаётся “маленьким”.

В других семьях (например, если у ребёнка соматическое заболевание) второй кризис проходит без особых осложнений, то есть ребёнок поступает в школу и учится в ней, но позднее могут проявиться сложности других периодов (третьего и четвёртого).

Для целостного психологического понимания ситуации рассмотрим более подробно каждый кризисный период

1 период — когда родители узнают, что их ребёнок — инвалид. Это может произойти в первые часы или дни после рождения ребёнка (генетическое заболевание или врождённое качество), и тогда вместо радости родителей ожидает огромное горе от разом рухнувших надежд.

2 период – о том, что ребенок не такой, как все остальные дети, родители могут узнать в первые 3 года его жизни или на психологическом обследовании на медико-педагогической комиссии при поступлении в школу (в основном это касается отклонений в интеллектуальном плане).

Это известие для родных и близких как “удар обухом”. Родители “не замечали” явных отставаний в развитии ребенка, успокаивали себя тем, что “все обойдется”, “подрастет, поумнеет”, и вот — приговор о том, что ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе, а иногда и во вспомогательной.

3 период – ребенком переживается психофизиологический и психосоциальный возрастной кризис, связанный с ускоренным и неравномерным созреванием костно — мышечной, сердечно – сосудистой и половой систем, стремлением к общению со сверстниками и самоутверждению.

У ребенка активно формируются самооценка и самосознание. В этот сложный для него период ребенок постепенно осознает, что он — не такой как все. К семейному кризису, связанному с подростковым возрастом, добавляется и кризис “середины жизни” родителей, кризис сорокалетнего возраста супругов.

По мнению детского психолога Е. Вроно, “кризис сорокалетия у взрослых людей протекает не менее остро и болезненно, чем подростковый кризис”.

К этому возрасту люди достигают определённой стабильности социального и профессионального положения, обретают уверенность в завтрашнем дне, подводят итог своей жизни, входят в пору зрелости, происходят изменения в физиологии.

4 период — это период юношества ребенка, когда остро встают вопросы по

формированию его дальнейшей жизни и связанных с этим вопросов получения профессии, трудоустройства, обзаведения семьей. Родители все чаще задумываются о том, что же будет с ребенком, когда их не станет.

Специалистам, работающим с такой семьей (социальные работники, педагоги психологи), необходимо знать специфику данных кризисов семьи с ребенком с ОВЗ и уметь их определять, чтобы своевременно оказать необходимую социальную и психологическую помощь.

Что же делать?

В кризисной обстановке человеку, нуждающемуся в помощи, необходимо уделять внимание, не оставлять его одного. Даже если он не хочет или не может идти на контакт, необходимо, чтобы кто-то находился рядом, и лучше, если таким человеком окажется близкий родственник.

Однако, как мы уже отмечали, не всегда родные, друзья могут понять состояние родителей, на долю которых выпало нелегкое испытание.

В этом случае помочь преодолеть сложный период родителям может психолог или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии и они успешно преодолели трудный период.

  • Родителям нужно посмотреть на эту ситуацию с другой стороны: это возможность пересмотреть свою жизнь, свои ценности и перспективы, собрать всю свою силу, волю и полюбить ребенка таким, какой он есть; жить вместе с ним, дарить ребенку тепло, заботу и внимание, радоваться жизни и помогать другим мамам и папам с такими же проблемами обрести душевное равновесие.
  • Для того, чтобы легче воспринимать существующую проблему, либо по-иному взглянуть не нее. Вам в помощь прилагается древняя притча:
  • Мудрая притча о Будде. Горчичное зерно

Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, однако только в том случае, если она принесёт ему горчичное зерно из того дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски такого дома, а Будда отправился своим путём.

Много позже он встретил её опять — женщина полоскала в реке бельё и весело напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной? На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе еще тяжелее её собственного.

Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребёнка с ОВЗ, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю ненужную жалость. Следует научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями, как ребенка со скрытыми возможностями.

В трудных жизненных ситуациях, как минимум, всегда есть три варианта:

1.Оставить все как есть, или что-то изменить.

  1. 2.Изменить свое поведение, привычки, взгляды, установки или изменить
  2. обстоятельства, в которых возникла проблема.
  3. 3.Если нельзя изменить обстоятельства, то можно изменить отношение к
  4. обстоятельствам, то есть принять их:
  5. — как необходимую данность;
  6. — как урок, который необходимо пройти;
  7. — как катализатор внутриличностных ресурсов и возможностей;
  8. — как нечто позитивное, которое содержится в том, что пока воспринимается как негатив.
  9. Рекомендации родителям, имеющим детей с ограниченными
  10. возможностями здоровья

1.Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

2.Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

3.Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.

4.Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

5.Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

6.Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

7.Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования

чрезмерными.

8.Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

9.Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

10.Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.

11.Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

12.Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

13.Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и

перенимайте чужой.

14.Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты!

15.Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить

самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.

И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены!

Подготовлено психологом ОППП Марченко Ю.Н.
с использованием Интернет- ресурсов

Определение порядка общения с ребенком

Развод супругов не должен препятствовать общению ребенка с одним из родителей, который после расторжения брака живет отдельно.

https://www.youtube.com/watch?v=khC8yp-N8m8

Законодатель определяет, что такой родитель вправе общаться с ребенком и участвовать в его воспитании. При этом родитель, с которым проживает ребенок, обязан не препятствовать такому общению.

Таким образом, ребенок сохраняет за собой право получать любовь и заботу от обоих родителей, несмотря на то, что они находятся в разводе и проживают раздельно.

Читайте также:  Северные надбавки: коми. В феврале этого года он уволился с частного предприятия

Про установление порядка взаимодействия ребенка с родителем после развода, читайте в статье.

Общение с ребенком после развода: правовое регулирование, права и обязанности родителей

Семейное законодательство устанавливает, что мать и отец обладают равными родительскими правами и несут равные обязанности. При этом родительские права прекращаются по достижении ребенком возраста совершеннолетия или при приобретении им полной дееспособности до достижения возраста совершеннолетия.

Соответственно, законодатель не предусматривает расторжение брака как основание для прекращения родительских прав одного из родителей. Данный факт означает сохранение за родителем его прав и обязанностей по воспитанию и материальному обеспечению ребенка.

Живущий отдельно от ребенка родитель вправе:

  • получать сведения о здоровье, воспитании, обучении, времяпрепровождении ребенка;
  • участвовать в воспитании ребенка после развода;
  • решать вопрос совместно со вторым родителем важных для ребенка вопросов;
  • общаться с ребенком и проводить время вместе.

Кроме того, родитель, не проживающий совместно с ребенком, вправе получать сведения о ребенке из образовательных, медицинских и иных организаций. При этом организация может отказать в предоставлении таких сведений только в случае наличия реальной угрозы для жизни ребенка со стороны родителя.

В то же время родитель, проживающий отдельно, исполняет следующие обязанности:

  • защищает права и интересы своего ребенка, в том числе выступает в качестве законного представителя в отношениях с физическими и юридическими лицами, в судах;
  • заботится о физическом и психологическом здоровье, а также о

духовном и нравственном развитии детей;

  • занимается воспитанием ребенка;
  • обеспечивает получение детьми общего образования;
  • материально обеспечивает своего ребенка путем выплаты алиментов или иным способом;

После расторжения брака общение между родителем и ребенком состоит из личных встреч, телефонных звонков, переписок посредством СМС-сообщений или видеосвязи. Кроме родителей, ребенок также вправе общаться с другими родственниками (бабушка, дедушка, сестра, брат, дядя, тетя и другие).

Важно знать: переезд родителя в другую страну не прекращает его прав на общение, участие в воспитании своего ребенка.

Порядок общения с ребенком после развода

В случае расторжения брака супругам необходимо решить вопрос о дальнейшей жизни их общих детей.

Родители могут разрешить такой вопрос тремя способами:

  • договориться в устном порядке;
  • заключить письменное соглашение о порядке общения ребенком с одним из родителей;
  • обратиться в суд.

Письменное соглашение о порядке общения с ребенком. Супруги при разводе вправе составить письменное соглашение о том, когда, где и сколько времени будет проводить второй родитель с несовершеннолетним ребенком. Такое соглашение не предусматривает обязательного нотариального удостоверения.

Исключение: соглашение необходимо заверить у нотариуса, если оно содержит положения о порядке выплаты алиментов.

Форма и содержание соглашения о порядке общения ребенка с одним из родителей не установлены законом. Не допускается включать в соглашение положения, нарушающие права и интересы несовершеннолетнего ребенка.  

В соглашении могут содержаться следующие пункты:

  • информация о сторонах соглашения. Если на момент заключения такого соглашения несовершеннолетнему исполнилось 14, он также обязан присутствовать;
  • условия соглашения;
  • порядок общения ребенка с родителем;
  • возможность отступления от установленного соглашением графика;
  • ответственность сторон соглашения за нарушение условий;
  • подписи сторон.

Подпорядком общения следует понимать определенный график общения с ребёнком, периодичность личных встреч, звонков, возможность совместного отдыха за границей, место, время и продолжительность общения.

В соглашении супруги вправе конкретизировать отдельные положения, касающиеся общения родителя с ребенком.

Место встречи с ребенком. В соглашении может быть прописано, что встреча родителя с ребенком может проходить только в конкретном месте (парк, двор, квартира родителя, дом бабушки).

Виды времяпрепровождения. Соглашением может быть ограничен круг занятий, которыми могут заниматься на встрече родитель и ребенок. Например, это может быть связано с состоянием здоровья ребенка.

При составлении графика общения с родителем, необходимо учитывать возраст детей, а также их загруженность в школе или в секциях.

Определение порядка общения ребенка и родителя в судебном порядке

В ситуации, когда супруги не могут самостоятельно определить порядок общения ребенка с родителем, они обращаются в судебный орган за разрешением возникшего спора.

Исковое заявление о порядке общения несовершеннолетнего ребёнка с отдельно проживающим родителем подается в районный суд по месту жительства родителя, который проживает совместно с ребенком.

Важно знать: в соответствии с п.15 ч.1 ст. 333.36 НК РФ Истец освобождается от уплаты государственной пошлины при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка.

Суд не принимает исковое заявление к производству, если обнаружит, что общение ребенка с родителем навредит психическому или физическому здоровью ребенка. Также суд вправе не рассматривать Иск если выявит недобросовестные намерения родителя в отношении ребенка.

Исковое заявление о порядке общения ребенка с родителем должно содержать следующее:

  • сведения об истце, ответчике и несовершеннолетнем ребенке;
  • информация о заключении брака между родителями;
  • обстоятельства, послужившее основанием для обращения в суд (запрет второго родителя на общение с ребенком, отказ родителя составить график встреч с ребенком, сокрытие информации о местонахождения ребенка);
  • предлагаемый порядок общения с ребенком (график встреч, их периодичность, совместные поездки);
  • требования истца об установлении порядка общения с ребенком;
  • доказательства, подтверждающие требования истца (справка о доходах, характеристика с места работы, сведения об отсутствии долгов по алиментам, наличие собственного жилья, отсутствие судимости, действующих штрафов за правонарушения, серьезных заболеваний).
  • К исковому заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие право истца на общение с ребенком.
  • Если истцом соблюдены все процессуальные моменты (подача иска в районный суд, правильно составленное исковое заявление), то суд начинает рассмотрение дела.
  • Обратите внимание: при рассмотрении данной категории дел в судебных заседаниях принимает участие орган опеки и попечительства, который представляет заключение, где отражена точки зрения на спор родителей, а также акт оценки жилищно-бытовых условий жизни обоих родителей.

Если на момент судебного разбирательства ребенку исполнилось 10 лет, он также вправе присутствовать на заседании и выражать свое мнение, к которому суд обязан прислушаться. Опрос несовершеннолетнего должен происходить в присутствии педагога или психолога. 

В ходе заседания суд устанавливает следующие обстоятельства по делу:

  • состояние здоровья ребенка, его возраст и степень привязанности к каждому из родителей;
  • образ жизни родителя, его место и график работы, жилищно-бытовые условия;
  • отсутствие негативного влияния родителя на развитие и здоровье ребенка.

Суд, для принятия объективного решения, исследует представленные сторонами доказательства: документы и сведения, заключение органов опеки и попечительства, а также заслушивает показания свидетелей.

Если судом не найдено причин для отказа в удовлетворении иска, то он выносит решение об установлении порядка общения с ребёнком, где указывает сведения про график встреч, в том числе про место, время и периодичность таких встреч.

Мировое соглашение об определении порядка общения ребенка с родителем

В любой момент судебного процесса стороны могут заключить мировое соглашение об определении порядка общения ребенка с родителем. В мировом соглашении родители прописывают необходимые пункты, касающиеся порядка общения родителя и ребенка.

После подписания суд выносит определение об утверждении мирового соглашения, где разъясняет сторонам последствия подписания соглашения, в соответствии с которыми повторное обращение в суд между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. После чего суд прекращает производство по делу.

Ограничение родительских прав

Если родитель нарушает установленный порядок общения с ребенком, то к нему применяются меры административной ответственности.

К таким нарушениям может относиться:

  • поведение родителя, которое может быть опасным для жизни и здоровья ребенка;
  • злоупотреблением алкогольными напитками и наркотическими веществами;
  • настраивание ребенка против второго родителя;
  • негативное влияние, выраженное в провоцировании недостойного поведения ребенка;
  • общение нарушает образовательный процесс ребенка.

При систематическом нарушении родительских прав, второй родитель вправе подать исковое заявление в районный суд об ограничении общении с ребенком. В иске родитель должен описать обстоятельства, нарушающие права ребенка и предоставить суду соответствующие доказательства.

По окончании рассмотрения дела суд принимает решение об ограничении общения ребенка с родителем или отказывает в удовлетворении требований истца. 

Профессиональная юридическая помощь

  1. Палитра негативных чувств по отношению к бывшему супругу может помешать родителю разрешить общаться второму родителю с ребенком.

  2. При таких обстоятельствах родителю необходимо воспользоваться помощью семейных юристов, которые смогли бы помочь установить порядок общения без потери нервов для обоих родителей и ребенка.

  3. Семейные юристы компании «Юридическое агентство» предлагают варианты мирного урегулирования спора о порядке общения с ребенком.

  4. На первичной консультации Юрист по семейным спорам устанавливает обстоятельства дела, после чего начинает выработку правовой позиции и сбор необходимых доказательств.  
Читайте также:  Вступление в наследство: постараюсь объяснить ситуацию. У меня есть дядя, у которого есть двое детей и он разведен

Следующий этап работы юриста заключается в предложении родителю, который запрещает видеться ребенку со вторым родителем, возможных вариантов общения. При невозможности определить такой порядок мирным путем, юрист обращается с исковым заявлением в судебный орган.

В ходе рассмотрения дела юрист по семейным спорам предоставляет доказательства, подтверждающие добросовестные намерения родителя в отношении ребенка.

С помощью юристов компании «Юридическое агентство» родитель добивается возможности реализовать свои родительские права в полном объеме.

О месте жительства ребенка и порядке общения с ребенком отдельно проживающего родителя

  • Данную статью мы подготовили совместнос медиатором Николаем Шитьковым 
  • Брак распался, не помог ни суд, ни медиация… Супруги приобрели новый статус и теперь они бывшие… И казалось бы на этом все, впереди новая жизнь, новые отношения… Но это только в том случае если у бывших супругов нет общих детей… А если они есть, то как определиться с местом жительства детей и с порядком общения с ними… Вариантов как всегда несколько…
  • Медиатор Николай Шитьков

 Первый, и как кажется для многих единственный — это услуги адвоката и суд, но есть и второй — это медиация и услуги медиатора… Я предлагаю рассмотреть вопрос определения места жительства ребенка и порядок общения с ним с точки зрения процедуры медиации. Как я уже писал ранее бывают бывшие супруги, но не бывает бывших родителей и бывших детей, и если в силу разных обстоятельств бывшие супруги не желают общаться и видеться между собой, то у них детей могут быть совершенно иные потребности, они то хотят и видеть и общаться со своими мамами и папами, они хотят проводить с ними свободное время, видеть их у себя на всевозможных мероприятиях в детском саду и школе и т.д. И, казалось бы, все просто или очень просто, родители договариваются о том, что ребенок остается с тем из родителей с кем ему удобнее в данный конкретный момент времени (рядом школа или детский сад, удобнее добираться до кружков, лучше условия проживания и т.д.), а также о том, что второй родитель может свободно и без препятствий забирать ребенка к себе на выходные, гулять с ним в парке, ходить в кино, забирать его со школы, посещать родительские собрания и т.д. При таком развитии ситуации мы видим цивилизованное построение отношений между бывшими супругами, по отношению в первую очередь к их детям. При таких обстоятельствах не страдает детская психика, дети не выступают орудием манипуляции в борьбе между уже бывшими супругами, которые в виду взаимных претензий и обид не могут остановиться и пытаются побольнее пнуть друг друга любым способом… 

Но, как показывает практика, договориться самостоятельно получается далеко не всегда, как уже неоднократно написано, бывшие все также не хотят прислушаться друг другу, во многом они надеются на то, что порядок общения с их детьми и место их жительства определит суд, а сторона с которой ребенок будет проживать будет чинить всяческие препятствия для исполнения решения суда в этой части (не будет давать видеться и общаться), ведь вторая сторона плохая и по определению не может дать ребенку ничего хорошего… Я предлагаю задуматься над этим, как кто-то посторонний может решить, что лучше для ребенка, кроме его родителей, ведь никто не знает о его привычках и особенностях, о его привязанностях, переживаниях и страхах, ведь каждый ребенок, хоть и маленькая, но личность, у которого уже произошла, может быть самая большая трагедия в жизни, разошлись самые близкие для него люди, его родители, для ребенка эта сильнейшая психологическая травма на всю оставшуюся жизнь… Отсюда, как мне кажется, напрашивается один единственный вывод: родителям нужно договариваться между собой не смотря ни на что, и решать этот вопрос с максимальным учетом интересов ребенка… Но если договориться между собой самостоятельно не получается, то я предлагаю прибегать к помощи посредника, т.е. медиатора, который поможет услышать друг друга и найти тот один единственный и самый лучший вариант устраивающий и бывших супругов и их детей…

Адвокат Марина Гринкевич-Гущина

 В случае, если договорится все же не удалось, есть судебный способ разрешения конфликта между родителями как о порядке общения с несовершеннолетним, так и об определении места жительства ребенка.

Первое, что стоит помнить обоим родителями, это то, что и после расторжения брака, правовой статус родителей в отношении детей сохраняется. Отдельно живущий родитель имеет право и обязанность принимать участие в образовании, воспитании, заботе о здоровье детей. Согласно ст.

74 КоБС РБ местом жительства ребенка считается место жительства его родителей, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.

Место жительства ребенка в случае отдельного проживания родителей вследствие расторжения брака или по другим причинам определяется по обоюдному согласию родителей, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.

Разногласия между родителями о том, с кем будет проживать ребенок, разрешаются в судебном порядке исходя из интересов ребенка. Согласно ст.76 КоБС РБ отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении своих детей.

Родители пользуются равными правами и несут равные обязанности в отношении своих детей и в случае расторжения брака между ними, если иное не предусмотрено в Соглашении о детях. Согласно ст.77 КоБС РБ родитель, проживающий отдельно от детей, имеет право общаться с ними и обязан принимать участие в их воспитании. Родитель, при котором проживают дети, не вправе препятствовать другому родителю общаться с детьми и участвовать в их воспитании.

Таким образом при имеющемся споре о месте жительства ребенка родитель, который желает что бы ребенок проживал с ним, обращается с исковым заявлением в суд.

При рассмотрении такого рода искового заявления суд рассматривает и учитывает возраст ребенка, привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям сестрам и другим родственникам, возраст, состояние здоровья, семейное положение каждого из родителей, личные качества родителей, обеспеченность каждого из родителей жильем, учитывает доходы, возможность обеспечить ребенку достойные условия жизни, воспитания, нравственно-психологической атмосферы. Следует помнить, что лучшая материальная обеспеченность одного из супругов не является гарантий того, что ребенок останется проживать с ним. Оценку психологическим взаимоотношениям между родителями и детьми дают психологи, социальные работники, педагоги, которые учитывают не только материальную сторону спора, но комфортность проживания ребенка с каждым из родителей. Суд всегда выносит решение максимально учитывая интересы ребенка, а не потакая амбициям и желаниям каждого из родителей. Так же судом учитывается мнение ребенка, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. При этом определяется, является ли желание ребенка искренним, к кому из родителей он больше привязан, не оказывалось ли на него воздействие со стороны одного из родителей или других лиц (деда, бабки, старших братьев и сестер, других родственников и заинтересованных лиц) и т.п.Аналогично выглядят и рассматриваются споры о порядке общения отдельно проживающего родителя с ребенком. Обычно с такого рода исками обращается тогда, когда родитель, с которым проживает ребенок препятствует второму в общении. В иске отдельно проживающий родитель предлагает по его мнению приемлемый порядок общения с ребенком: количество и продолжительность встреч с ребенком в будние и выходные дни, порядок общения с ребенком в праздничные дни, каникулярное время, установить форму встреч (на территории проживания ребенка, на территории отдельно проживающего родителя, в общественных местах, по усмотрению родителей и т.п.). Судебное решение выносится с учетом интересов ребенка и обоих родителей. С учетом того, что правоотношения между родителями по вопросам, связанным с воспитанием детей, являются длящимися, наличие решения суда не является препятствием для возбуждения нового дела между теми же сторонами и о том же предмете, если изменились обстоятельства, на которых основано решениеВ случае злоупотребления родителями своим правами если общение не отвечает интересам ребенка, суд может принять решение об ограничении общения с ребенком одного или обоих родителей.

Блог Гринкевич-Гущина Марина Николаевна

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *