Пришло предписание из управляющей компании

Куда нужно обратиться, если УК не выполняет свои обязательства перед жильцами, и как добиться справедливости в кратчайшие сроки

Пришло предписание из управляющей компании

Максим Коротченко/ТАСС

В обязанности управляющих компаний (УК) входит весь спектр услуг по содержанию и ремонту мест общего пользования и коммуникаций жилого дома, а также взаимодействие с государственными и подрядными организациями. Зачастую УК злоупотребляют правами, стараясь заработать на жителях многоэтажек, или просто не выполняют свои обязанности.

Юристы рассказали, как правильно общаться с управляющей компанией, если возникли различные проблемы.

Как выбирают УК

Отношения между жильцами многоквартирных домов и управляющей компанией регулируются Жилищным кодексом России. УК избирается на общем собрании собственников дома.

«При этом после составления протокола общего собрания она должна заключить Договор управления с собственниками многоквартирного дома не менее 2/3 от всей его площади.

Дата заключения договора с управляющей организацией и будет являться числом начала управления домом», — рассказала Виктория Данильченко, председатель МКА «Коллегия адвокатов Виктории Данильченко».

Претензии и обязанности

Ресурсы. Наиболее распространенной претензией со стороны жильцов в адрес управляющей компании является низкое качество предоставляемых услуг — недостаточное отопление, перебои в подаче воды и ее качество, неполадки в водопроводной системе, неправильная работа газо- и электроснабжения, уточнила Данильченко.

По ее словам, именно управляющая компания несет ответственность за целостность всех коммунальных систем, происходящих на этих участках авариях и способах их ликвидации, а жители имеют право на получение качественных услуг в полном объеме. Если этот баланс нарушается, то управляющая компания должна его восстановить, поясняет Юрист.

Тарифы. Другой, не менее популярной претензией к управляющим компаниям является завышение тарифов по коммунальным услугам. «Некоторые нечистые на руку компании рассчитывают тарифы по оказываемым услугам на один квадратный метр, в то время как в основу платежа должен браться не метраж, а стоимость самой Услуги.

Кроме того, некоторые УК завышают стоимость проделанных ремонтных работ и включают ее в квитанцию по коммунальным услугам в графу «За содержание и ремонт жилого помещения». Повышенные начисления могут наблюдаться за обслуживание домофона, лифтов, вывоз мусора.

Чтобы проверить, насколько цифра в квитанции совпадает с реальной стоимостью оказываемых услуг, можно обратиться к «Калькулятору ЖКХ», разработанному Федеральной антимонопольной системой. В программе нужно указать свой населенный пункт, метраж квартиры, число зарегистрированных в ней граждан.

Она рассчитает примерную стоимость услуг и даже покажет номер муниципального постановления, по которому взимается плата за ту или иную услугу», — советует юрист.

Пришло предписание из управляющей компании

Максим Коротченко/ТАСС

Уборка и ремонт. Обязанность УК содержать в чистоте дом нередко становится камнем преткновения с жильцами. Сюда относятся и проведение влажной и сухой уборки с определенной периодичностью, и борьба с насекомыми и грызунами, уборка придомовой территории, графики которых очень часто не соблюдаются.

«Наиболее сложной проблемой является проведение ремонта общих помещений — чердаков, подъездов, лифтов. «Здесь УК очень часто злоупотребляют своими полномочиями. По закону масштабный ремонт подъезда должен проводиться раз в три — пять лет.

Но на деле либо сроки отодвигаются, либо материалы закупаются более дешевые, а деньги, соответственно, уходят в карман представителей управляющей компании», — пояснила Данильченко. По ее словам, ежегодно в первом квартале года УК должна отчитываться перед собственниками о финансово-хозяйственной деятельности за прошедший год.

При этом должны быть предоставлены акты о проделанных работах, если производился ремонт, сметы и прочие финансовые документы, а не размытые фразы о том, что на трубы потрачено 50 тыс. руб., пояснила юрист.

Обратитесь к руководству УК

Если жильцы столкнулись с недобросовестностью управляющей компании, то сначала нужно написать жалобу на имя ее руководителя с просьбой разобраться в ситуации и принять меры.

«При первых же признаках игнорирования со стороны ваших просьб и требований необходимо на юридический адрес УК направить претензионное письмо со своими требованиями, содержащее также положение о том, что в случае неисполнения этих требований вы будете вынуждены обратиться с исковым заявлением в суд.

Чаще всего данная мера является достаточной для стимулирования интереса УК к вашей проблеме и исполнения ее в кратчайшие сроки», — объяснил адвокат, управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев. Он пояснил, что, согласно закону «О защите прав потребителя», руководство УК должно рассмотреть письмо в течение десяти дней.

Пришло предписание из управляющей компании

Максим Коротченко/ТАСС

В жалобе необходимо подробно описать суть проблемы, указать Право собственности на квартиру (или свои права как арендатора), реквизиты подтверждающих документов и договора, заключенного с управляющей компанией. «Следует добавить пункты договора, которые были нарушены.

Это может быть несвоевременное отключение воды, неработающий лифт, завышенные тарифы или некачественная уборка общественных зон. Стоит также указать, что сотрудники управляющей компании игнорируют просьбы и пожелания жильцов, не выполняя свои обязанности», — объяснил Гавришев.

По его словам, если же должной реакции не последует, то жильцы имеют право обратиться в надзорные органы.

Напишите в Жилищную инспекцию

В Жилищную инспекцию жителям многоэтажки необходимо обращаться, если претензия к управляющей компании заключается в техническом обслуживании и эксплуатации дома.

«Сотрудники инспекции проведут проверку и обяжут управляющую компанию устранить нарушения в течение определенного времени, уточнил юрист. Руководителю УК выпишут Штраф и привлекут его к административной ответственности.

В случае если проблема не будет решена, штрафы увеличатся», — пояснил Гавришев.

На сайте Жилищной инспекции есть контакты и образец заявления для обращения граждан. Помимо описания проблемы, к письму необходимо прикрепить документы, которые подтверждают право собственности на квартиру, и копию ответа из управляющей компании (если он есть).

Пожалуйтесь в Роспотребнадзор

В Роспотребнадзор стоит жаловаться, если речь идет о несправедливо завышенных тарифах, неверности расчетов и отказе предоставлять жильцам информацию об услугах и ходе выполнения тех или иных работ.

Для начала необходимо узнать контакты территориального отделения ведомства и направить туда письмо с описанием проблемы и документами на квартиру, как и в предыдущем случае. «Претензию можно отправить по электронной почте или принести лично. Формат может быть любым, четких правил нет.

Однако главное — подробно описать проблему и прикрепить максимальное количество доказательств тех или иных нарушений», — пояснила Данильченко.

Пришло предписание из управляющей компании

Александр Демьянчук/ТАСС

Обратитесь в прокуратуру или суд

Если после обращений к руководству управляющей компании в Жилищную инспекцию или Роспотребнадзор нарушения так и не были устранены, стоит обратиться в районную прокуратуру, пояснил управляющий партнер AVG Legal.

Он рассказал, что заявление должны рассмотреть в течение месяца. «Прокуроры составят акт реагирования, по которому нарушители будут наказаны.

Если УК не устранит неполадки в предписанные сроки, то ее закроют», — пояснил юрист.

В суд необходимо обратиться, если УК нанесла материальный ущерб. «Гражданин имеет право подать Иск, даже если все проблемы устранены, но ущерб УК ему не возместила. Соответствующее заявление действует лишь в том случае, если его подали не позднее трех лет с момента нарушения прав. Иск рассматривают, как правило, не более 60 дней», — резюмировала Данильченко.

Может ли Управляющая компания выдавать собственнику квартиры предписания?

Владельцы квартир вольны делать со своей жилплощадью все, что им вздумается. Так, во всяком случае, думают они сами. На самом деле это верно лишь отчасти.

И у собственника есть не только права, но и обязанности. Когда он о них забывает, в дело вмешивается Управляющая организация, выдвигая предписание об устранении нарушения. Между тем, одним лишь предписанием дело может не ограничиться…

О плюсах и минусах управляющей компании, о её основных функциях и её правах и обязанностях перед жильцами, а также о том, как создать УК самому в качестве бизнеса, вы можете узнать на нашем сайте. Образцы всех видов договоров управляющей компании с подрядчиками и поставщиками услуг можно скачать тут.

Предписание управляющей компании – что это?

Это официальный документ юридического характера, который Управляющая организация выставляет собственнику квадратных метров в многоквартирном доме с требованием устранить то или иное нарушение.

Это могут быть правонарушения в сфере общественного порядка, нарушение прав соседей и т.д.. Например, это может быть неузаконенная перепланировка.

Многие адресаты такого рода писем не спешат выполнять требования жилищников. Ну в конце-то концов, это же они – полновластные хозяева квартир, а Управляющая компания – не суд и не Прокуратура, никаких карательных санкций к нарушителю они применить не могут.

  • Права и обязанности управляющей компании перед собственниками жилья
  • Но это ровно до того момента, пока собственник не получит уже другое письмо – а именно, повестку из суда, куда уже обратилась Управляющая компания.
  • Читайте на нашем сайте о том, что такое управление МКД управляющей компанией, и как застройщику передать новостройку в руки УК.
  • Смотрите видео: Полезные советы о взаимодействии с управляющей компанией

Пришло предписание из управляющей компанииКак нас обманывают управляющие компании, и как с этим бороться?

Основания предъявления собственнику квартиры

Может ли управляющая компания выдать предписание? Карательных полномочий у жилищников действительно никаких нет и быть не может. Однако в случае правомочности их требований, это за них запросто осуществит суд.

Туда обратиться УК очень даже может. Пока же они только, что называется, просят по-хорошему и дают жильцу шанс исправить. В самых же тяжелых случаях виновника ждет продажа квартиры с торгов.

Это на предмет того, что может быть за неповиновение законным требованиям. Почему законным – ответ лежит в Жилищном кодексе РФ, точнее – в его статьях 20 и 161.

Более того, помимо возможности потребовать от жильца исполнения его части договора, УК еще в определенных случаях имеет полномочия арбитра – при урегулировании споров между собственниками жилья.

Предписание собственнику квартиры от управляющей компании – образец.

Узнайте из наших статей о том, как бороться с управляющей компанией и как расторгнуть с ней договор на обслуживание.

Читайте также:  Покупка квартиры: законно ли покупка квартиры, если там прописан 85 летний дед

Требования к документу

Для начала следует уточнить, в каких конкретно случаях вам его могут вручить:

  • нарушение правил пользования общедомовым имуществом;
  • нарушение прав других проживающих;
  • владелец нарушает один или несколько пунктов договора с УК;
  • владелец своим поведением мешает выполнять договор.

В Интернете можно найти множество вариаций такого документа. Единые требования к нему следующие:

  • бумага оформляется на стандартном листе А4 и пишется на компьютере стандартным шрифтом;
  • в правой верхней части бумаги указывается полное наименование управляющей организации и ее главы, далее следуют данные адресата (никогда адресатов – если у жилищников претензии сразу к нескольким, то каждый получает предписание в отдельности);
  • после этого идет название бумаги – собственно “предписание”;
  • Управляющая организация сперва диктует вам пункт договора и норму закона, а затем повествовательно и развернуто объясняет вам, в чем вы не правы. Приводятся ссылки на действующее законодательство;
  • далее идет требование – устранить обнаруженные ими нарушения в отведенные сроки (временные рамки указываются здесь же). Предлагаются варианты решения вашей проблемы;
  • далее следует подпись с расшифровкой должностного лица организации, адресовавшего вам это послание.

Вручают такой документ лично в руки, заказным письмом с уведомлением под личную подпись.

Пришло предписание из управляющей компанииЖКХ | Как сменить Управляющую компанию?

Что делать, если вы его получили?

Выполнить требование Управляющей компании, что же еще – если их требования законны и вы действительно нарушили свою часть договора.

Действительно, сделать это сейчас гораздо лучше и менее затратно, чем если к тому вас принудит уже суд.

  1. Например, если вы возвели незаконную пристройку к своей квартире или еще как-то перекроили свои квадратные метры, узаконьте это.
  2. Это займет совсем немного времени и денег, чем наем адвоката, штраф и оплата еще и судебных издержек.
  3. Обойти это требование тоже никак не получится – как уже говорилось, в особо тяжелых случаях вопрос может встать о продаже квартиры с торгов.

Другое дело, если у вас нет причин считать себя виноватым. Имела ли право управляющая компания выписывать предписание? Как в этом убедиться? Для начала – изучить внимательнейшим образом текст договора и сопоставить, какой из данных пунктов вы, по мнению жилищников, нарушили.

Если не можете найти у себя, можно нанести визит в офис Управляющей компании и попросить там копию договора. Идти туда вам так или иначе придется – за разъяснениями.

Получив их, не следует сразу же бежать жаловаться в первую попавшуюся контору.

Лучше всего сначала обратитесь к грамотному юристу – он подскажет, куда целесообразнее сначала пожаловаться в конкретном вашем случае и как правильно составить заявление, что к нему приложить.

Тем более, без услуг профессионала вам не обойтись, если речь зайдет о судебном разбирательстве. Пожаловаться же можно в Госжилинспекцию, Роспотребнадзор, прокуратуру или суд.

Прокуратура, правда, как показывает практика, крайне не любит такого рода жалобы, отсылая сразу в суд. Но это целесообразно делать только в случае, если на вас не “висит” долг за квартплату.

Погасите его, а затем уже требуйте справедливости. Помните, что за минимум шестимесячную неуплату услуг ЖКХ в роли подсудимого (причем речь пойдет уже ни много, ни мало, о выселении) можете оказаться уже вы сами.

А потому, нанеся визит в офис жилищников, запросите полную выписку о состоянии ваших финансов. Если принято решение обращаться в суд, то заявление подается в районный суд общей юрисдикции в количестве экземпляров по числу участников разбора.

Пришло предписание из управляющей компанииСУДЫ В ЖКХ. Судебная защита по спорам с управляющими компаниями.

Сроки выполнения условий

  • Обычно на это отводится месяц, но может и больше – на выбор руководства УК.
  • Правда, может оказаться и так, что в документе вообще не будут присутствовать никакие датированные рамки.
  • Это вовсе не означает, что на предписание можно “забить” и думать, что его никто не проверит.
  • Это всего лишь означает, что вам отводится ровно один месяц начиная с момента получения бумаги на то, чтобы исправить выявленные нарушения.

Получить предписание от Управляющей компании – разумеется, сюрприз не из приятных. Но далеко не самый худший, это же в конце концов не иск в суд.

А потому не нужно паниковать, у вас есть целый месяц на то, чтобы разобраться в вопросе, посоветоваться с юристом и принять адекватные меры. Вполне возможно, что в роли жалобщика придется выступить вам.

Как в досудебном порядке оспорить предписания и действия контролирующих органов: новые требования с 1 июля 2021 года

         Пришло предписание из управляющей компании    

             С 1 июля 2021 года действует новый Федеральный Закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248), которым был введен институт досудебного претензионного урегулирования. Разбираем, как в досудебном порядке оспорить предписания и действия контролирующих органов.

             Необходимость досудебного оспаривания

             Все последние годы процессуальное законодательство шло по пути введения максимально широкого претензионного порядка, который предшествует непосредственно подаче искового заявления.

С одной стороны, подобным регулированием государство хочет разгрузить суды (которые завалены делами), с другой стороны, предоставить возможность контролирующему органу без суда устранить нарушения, которые (при более внимательном рассмотрении) могут оказаться существенными и которые в дальнейшем сможет отменить суд.

             Нельзя сказать, что идея досудебного оспаривания является неординарной или не здравой. Однако специфика надзорных органов чаще всего исходит того, чтобы они считают себя правыми в любой ситуации.

И пока не будет получена определенная статистика отмены предписаний самим органом в рамках досудебного оспаривания, говорить о преимуществах нового порядка, пожалуй, преждевременно.

Есть все основания полагать, что, вводя такой подход на практике, создается лишь дополнительная бюрократическая Процедура по отмене предписаний внутри органа, которая будет безрезультативной.

  •              Досудебному обжалованию подлежат:
  • — решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
  • — акты по итогам контрольных (надзорных) мероприятий и предписания об устранении выявленных нарушений;

— действия (бездействия) должностных лиц при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (п. 4 ст. 40 Закона № 248).

             Важно отметить, что обжалование постановлений по делу об административном правонарушении, как и прежде, осуществляется в порядке главы 30 КоАП РФ («Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях»).

             Одновременно досудебное обжалование можно не соблюдать, если в суд обращается гражданин, не осуществляющий предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 39 Закона № 248).

             С учетом такого регулирования полагаем, что основная масса обжалований будет касаться отмены предписаний. При этом контрольный (надзорный) орган (далее – орган) может помимо выдачи предписания установить административное Правонарушение и привлечь виновное лицо к ответственности.

             Тогда для отмены предписания придется соблюдать досудебный порядок, а для отмены постановления о назначении административного наказания – подавать жалобу вышестоящему должностному лицу, либо сразу в суд, но уже без досудебного урегулирования (ст. 30.1 КоАП РФ).

  1.              Процедура досудебного оспаривания
  2.              Жалоба подается контролируемым лицом (управляющей компанией или ТСЖ):
  3. — руководителю (заместителя руководителя) территориального органа либо вышестоящему органу (если обжалуется решение территориального органа);
  4. — вышестоящему органу (если обжалуется действие (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа));

— руководителю органа (если территориального органа нет или решения приняты центральным аппаратом) (п. 2 ст. 40 Закона № 248).

             Закон выделяет два способа подачи жалобы:

  1. В электронном виде с использованием портала Госуслуг.
  2. В электронном виде с использованием регионального портала Госуслуг.

             При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 1 ст. 40 Закона № 248).

             В этих требованиях проскальзывает стремление государства отказаться от традиционного бумажного формата подачи жалоб,а также попытка автоматизировать данный процесс. С другой стороны, тотальный перевод жалоб в цифру способен создать проблемы многим ТСЖ, которым будет непросто освоиться с требованиями электронного вида.

             Сроки подачи жалобы:

— жалоба на решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав;

— жалоба на предписание органа может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания (п. 5 и 6 ст. 40 Закона № 248).

             Нужно учитывать, что в силу п. 1 ст. 165.

1 ГК РФ, сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Таким образом, с большой долей вероятности возвращение в орган неполученного предписания будет трактоваться как его доставка заинтересованному лицу.

             Закон № 248 допускает восстановление пропущенного срока на подачу жалобы, если на то были уважительные причины. Тогда к жалобе прилагается ходатайство. Если заинтересованное лицо отзовет поданную им жалобу, то ее повторное направление по тем же основаниям не допускается (п. 7 и 8 ст. 40 Закона № 248)

             Новый порядок предполагает возможность приостановления исполнения обжалуемого решения контрольного органа, т.е. некие досудебные обеспечительные меры. Чтобы их применить, необходимо подать отдельное ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения органа.

Читайте также:  Возможно ли вернуть долг без расписки, но есть квитанция перевода через банк

Оно рассматривается в 2 рабочих дня, в течение которых орган либо принимает решение о приостановлении исполнения (предписания), либо решение об отказе в этом. Информация о принятом решении направляется в течение одного рабочего дня с даты его принятия (п. 9 и 10 ст. 40 Закона № 248).

  •              Требования Закона № 248 к форме и содержанию жалобы
  •              Обязательные требования (реквизиты) жалобы включают:
  • 1) наименование органа, ФИО должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;
  • 2) наименование организации-заявителя, сведения о месте ее нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и ФИО лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
  • 3) сведения об обжалуемых решении и (или) действии (бездействии) должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;
  • 4) основания и доводы, по причине которых заявитель не согласен с решением и (или) действием (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;
  • 5) требования лица, подавшего жалобу;

6) учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, который можно проверить на сайте https://proverki.gov.ru/ (п. 1 ст. 41 Закона № 248).

             Дополнительным требованием к жалобе является отсутствие нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц органа либо членов их семей (п. 2 ст. 41 Закона № 248).

             Для рассмотрения жалобы орган использует «подсистему досудебного обжалования» в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В редких случаях срок рассмотрения жалобы может быть продлен еще на 20 рабочих дней (п. 1 и 2 ст. 43 Закона № 248).

             Орган вправе запросить у контролируемого лица дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. В этом случае течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса. Неполучение информации и документов, относящихся к предмету жалобы не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы (п. 3 ст. 43 Закона № 248).

  1.              По итогам рассмотрения жалобы орган принимает одно из следующих решений:
  2. 1) оставляет жалобу без удовлетворения;
  3. 2) отменяет решение полностью или частично;
  4. 3) отменяет решение полностью и принимает новое решение;

4) признает действия (бездействие) должностных лиц органов незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий (п. 6 ст. 43 Закона № 248).

             При этом само решение органа размещается в личном кабинете заявителя жалобы не позднее одного рабочего дня со дня его принятия (п. 7 ст. 43 Закона № 248).

             Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения возлагается на орган. Иными словами, в случае отказа по жалобе заявителя – должны быть представлены соответствующие мотивировки, со ссылкой на закон (п. 5 ст. 43 Закона № 248).

  •              Закон № 248 предполагает большой перечень оснований для отказа в рассмотрении жалобы (поэтому крайне важно соблюсти все требования в полном объеме):
  • — истечение сроков подачи жалобы и отсутствие ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
  • — отказ в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
  • — заявление об отзыве жалобы, поступившее до принятия решения по жалобе;
  • — наличие решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
  • — ранее в уполномоченный орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
  • — жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членов их семей;
  • — ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, а в новой жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства;
  • — жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;

— законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа (п. 1 ст. 42 Закона № 248).

             Отказ в рассмотрении жалобы означает, что досудебный порядок обжалования является несоблюденным, а потому судебного обжалования решений быть не может.

             Безусловно, Закон № 248 создаст дополнительные сложности и потребуется определенный период на адаптацию к новым нормам. В то же время мы опасаемся формального характера рассмотрения жалоб, при котором их подача в орган станет лишь частью общего церемониала, необходимого по форме, но бесполезного по существу.

              Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

https://pavelkuznetzov.ru/

Статьи

Пришло предписание из управляющей компании Источник фото: https://www.pexels.com/

Поводом для настоящей статьи послужила такая ситуация: в отношении управляющей организации органом государственного жилищного надзора (далее также будем именовать его ГЖИ) была проведена проверка, в результате которой были выявлены нарушения лицензионных требований, выразившиеся в не полном и несвоевременном проведении текущего ремонта общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, в отношении которого управляющая организация осуществляет деятельность по управлению.

В связи с указанными нарушениями управляющей организации, подчеркиваем — управляющей организации, т.е.

юридическому лицу,было выдано предписание устранить выявленные нарушения путем выполнения работ по текущему ремонту.

В предписании был указан срок его исполнения, по истечении которого ГЖИ провела проверку его исполнения и обнаружила, что работы не были выполнены в полном объеме.

Это послужило причиной составления протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ. Только вот протокол был составлен не в отношении управляющей организации – юридического лица, которому было выдано предписание, а в отношении директора УО.

Причина банальна – срок давности привлечения к административной ответственности за неисполнение предписания самой организации (как юридического лица) истек, ЗАТО еще не закончился срок давности в отношении должностного лица – директора управляющей организации, чем и не преминула воспользоваться ГЖИ.

Напомним, что административное правонарушение, выразившееся в неисполнении предписания ГЖИ к указанному в нем сроку, согласно разъяснениям, приведенным в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.

2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», не является длящимся и срок давности привлечения к ответственности за него исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Из ч. 1 и ч. 3 ст. 4.5. КоАП РФ следует, что срок давности привлечения к административной ответственности за неисполнение предписания ГЖИ в отношении юридического лица составляет 3 месяца, а в отношении его должностного лица (например, директора) – 1 год.

Понимая, что срок давности привлечения юридического лица уже упущен, инспектор ГЖИ составляет протокол о привлечении к административной ответственности директора управляющей организации, у которого возникает обоснованный вопрос о законности такого протокола и о законности привлечения именно его к административной ответственности за правонарушение, совершенное иным лицом — юридическим.

Давайте разбираться.

На наш взгляд, управляющая организация и ее руководитель понятия и лица не тождественные. Это совершенно самостоятельные субъекты, для которых ч. 24 ст. 19.5.

КоАП РФ установлена различная административная ответственность – для должностных лиц – административный штраф в размере от 50т. до 100т.

рублей или дисквалификация на срок до 3 лет; а для юридических лиц — административный штраф в размере от 200т. до 300т. рублей.

Из содержания статей 2.1 и 26.

1 КоАП РФ следует, что в целях установления состава правонарушения необходимо установить наличие четырех элементов: объект правонарушения, объективную сторону правонарушения, субъект правонарушения и субъективную сторону правонарушения. Отсутствие хотя бы одного из названных элементов свидетельствует об отсутствии состава правонарушения и оснований для привлечения к административной ответственности.

Согласно ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ указано, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу п. 2 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

Ввиду того, что ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ называет организации и их должностных лиц в качестве отдельных самостоятельных субъектов данного административного правонарушения, в отношении каждого из них подлежат выяснению обстоятельства, предусмотренные ст. 26.1 Кодекса, в том числе, наличие события административного правонарушения и виновность лица в его совершении.

Поскольку предписание выдавалось юридическому лицу, то и юридически значимые действия, указанные в таком предписании должно совершить юридическое лицо (см. Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2012 по делу N А15-1762/2011).

Следовательно, правомерно и обоснованно наказать за неисполнение предписание можно только то лицо, которому было выдано предписание. Правовых оснований привлечь к административной ответственности за неисполнение предписания иное лицо, не то, которому было выдано это предписание, на наш взгляд, не имеется.

В Справке Оренбургского областного суда по результатам изучения судебной практики по рассмотрению мировыми судьями и судьями районных (городских) судов Оренбургской области в 2009 году дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.

Читайте также:  Общедомовые нужды: в многоквартирном доме установлен общедомовой счетчик на воду

5 КоАП РФ (далее – Справка) отмечено, что «Если предписание адресовано должностному лицу, то и протокол об административном правонарушении в дальнейшем должен быть составлен в отношении лица, не выполнившего возложенные на него обязанности, а не юридического лица в целом, тем более, другого должностного лица».

Также в указанной Справке обращено внимание на то, что нельзя признать правильной практику, когда мировые судьи не устанавливают, имеются ли в материалах данные, подтверждающие статус субъекта, указанного в протоколе об административном правонарушении, и обстоятельства, предусмотренные ст. ст. 2.1, 2.4 КоАП РФ, необходимые для привлечения к ответственности должностного и юридического лица.

В Справке указано также на то, что нельзя признать правильной практику, при которой мировой судья не дал никакой оценки при назначении наказания следующему нарушению: предписание вынесено в адрес юридического лица ООО «…», а протокол об административном правонарушении составлен в отношении должностного лица (директора ООО «…»).

В Постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 N 06АП-6331/2013 по делу N А04-6340/2013 также указано, что «Субъектом вменяемого правонарушения выступает лицо, которому выдано предписание».

Должны ли УО исполнять общие поручения и рекомендации жилнадзора

Челябинская ГЖИ опубликовала на сайте поручения управляющим организациям, связанные с переходом на новую систему обращения с ТКО. УО необходимо предоставить в ведомство отчёт о проделанной работе не позднее 20 января. Читайте о том, имеет ли орган ГЖН полномочия требовать от УО исполнения таких поручений и наказывать за отказ.

Какие поручения жилинспекция может дать управляющим организациям

Поручения, которые ГЖИ дала управляющим организациям, достаточно конкретны: исключить из платёжных документов плату за жилищную услугу по обращению с ТКО и провести информационную работу с жителями многоквартирных домов по вопросу перехода услуги в статус коммунальной. Отчёт, который УО обязаны предоставить в надзорное ведомство за подписью руководителя, должен быть направлен в электронном виде и на бумажном носителе.

При этом это не единственное поручение, которое дала ГЖИ управляющим организациям и ТСЖ области. В первых числах января 2019 года на сайте появилось новое поручение: совместно со специализированными организациями провести внеочередное обследование состояния внутридомового газового оборудования многоквартирных домов.

О выполнении поручения УО и ТСЖ также должны отчитаться. И хотя провести такие обследования «рекомендуется», предоставить отчёт с копиями актов «необходимо» до 3 марта 2019 года.

Попробуем разобраться, обязана ли УО выполнять такие поручения и предоставлять отчёты, и может ли жилищная инспекция наказать организацию за неисполнение таких поручений.

Что входит в полномочия органа ГЖН

Деятельность органа Государственного жилищного надзора регулируется постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 № 493. В соответствии с п. 7 ПП РФ № 493 и ч. 5 ст. 20 ЖК РФ, орган ГЖН в рамках своих полномочий имеет право:

  • запрашивать и получать информацию и документы, которые необходимы для проведения проверок соблюдения обязательных требований;
  • проводить проверки, в том числе выездные;
  • выдавать предписания по устранению выявленных нарушений;
  • составлять Протоколы об административных правонарушениях и направлять соответствующие документы в уполномоченные органы для возбуждения дел;
  • обращаться в суд по вопросам, перечисленным в ч. 6 ст. 20 ЖК РФ.

При этом, в соответствии с пп. «г» п. 16 ПП РФ № 493, надзорное ведомство на своём официальном сайте в интернете размещает рекомендации и информацию, которые содействуют выполнению обязательных требований, в том числе управляющими организациями и ТСЖ. При этом исполнение подобных рекомендаций обязательным требованием не является.

Исключением являются поручения, которые касаются действий, обязательных для исполнения управляющими организациями в силу норм законодательства. Например, исключить плату за обращение с ТКО из жилищных услуг УО обязаны в соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ. Отдельного поручения от органа ГЖН для этого не требуется.

О каналах связи и сроках информационного обмена УО с жилинспекцией

Какие требования органа ГЖН обязаны исполнять управляющие организации

Обязательными для исполнения управляющими организациями документами, которые направляет в их адрес жилинспекция, являются:

  • Запросы информации в рамках контрольных мероприятий, при этом запрос должен быть мотивирован и направлен в адрес УО в письменном виде (п. 1 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ).

К запросу прилагается заверенная печатью и подписью должностного лица копия приказа или распоряжения о проведении проверки (ч. 4 ст. 11 № 294-ФЗ). Запрос о предоставлении информации или документов должен быть направлен почтовым отправлением с уведомлением либо вручён под подпись (ч. 4 ст. 11 № 294-ФЗ).

ГЖИ может проводить предварительную проверку юридического лица или индивидуального предпринимателя. При этом сотрудники органа ГЖН собирают дополнительные сведения и материалы по устному запросу или направив в УО письменное обращение. Но в рамках предварительной проверки юридическое лицо не обязано предоставлять органу жилнадзора информацию и выполнять требования (ч. 3.2 ст. 10 № 294-ФЗ).

  • Запросы на предоставление письменных пояснений от юридического лица, если орган ГЖН в ходе проверки находит противоречия или недостоверность сведений (ч. ч. 8, 9 ст. 11 № 294-ФЗ). Ответить на запрос юридическое лицо должно не позднее 10 рабочих дней со дня получения требований надзорного органа.

При этом юридическое лицо имеет право не предоставлять по требованию органа ГЖН документы и сведения, которые ведомство может самостоятельно получить у других органов госконтроля или которые не относятся к предмету проверки (ч. 11 ст. 11 № 294-ФЗ).

  • Предписания органа ГЖН с требованием устранить выявленные нарушения и протоколы об административных правонарушениях (п.п. 3, 4 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ).

Управляющая организация имеет право обжаловать составленные акты и через суд попробовать признать предписание ГЖИ незаконным или неисполнимым. Только в этом случае УО не исполняет выданные предписания.

Как управляющим компаниям взаимодействовать с ГЖИ

Зачем орган ГЖН даёт общие поручения и рекомендации

  • УО не обязана исполнять поручения и проводить мероприятия, которые орган ГЖН советует реализовать в конкретные сроки, разместив информацию на сайте для неопределённого круга лиц.
  • При этом следует отметить, что на примере рекомендаций ГЖИ Челябинской области видно, что поручения ведомства должны помочь УО исполнять надлежащим образом обязательные для них требований по содержанию общего имущества МКД и корректности начислений платы за ЖКУ.
  • Исполнив поручения, УО снизит риск возникновения конфликтов и ЧС, а также привлечения её к административной ответственности за несоблюдение норм законодательства, если при проверке органом ГЖН будут выявлены нарушения.

Накажут ли УО за неисполнение общих поручений ГЖИ

Итак, согласно нормам законодательства, орган ГЖН вправе давать управляющим организациям рекомендации и поручения по соблюдению обязательных требований по управлению многоквартирными домами и надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников. В том числе такая информация может размещаться на сайте ведомства.

При этом подобные поручения носят рекомендательный характер: УО не обязаны их исполнять. Следовательно, за неисполнение выданных поручений и непредоставление в указанные ГЖИ сроки отчёта по таким мероприятиям не влекут за собой материального наказания, привлечения к ответственности или штрафа.

К тому же управляющие организации не обязаны просматривать сайты органов ГЖН и знакомиться с общими рекомендациями, данными ведомством. Все законные требования жилищные инспекторы обязаны направлять в письменном виде, а при оговорённой с УО форме электронного обмена данными – с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10, ч. 4 ст. 16 № 294-ФЗ).

Как УО работать с предостережением, представлением или предписанием

Как УО действовать при наличии на сайте ГЖИ общего поручения

Управляющие организации, заметив на сайте ГЖИ поручения по проведению каких-либо мероприятий, должны понимать, что подобная информация носит рекомендательный, а не обязательный характер. За неисполнение этих требований, в том числе за непредоставление отчёта по таким мероприятиям, УО не может быть привлечена к какой-либо ответственности.

При этом отказ исполнять общие поручения органа жилнадзора может сказаться на взаимоотношениях УО с ведомством. Чтобы не портить отношения с органом ГЖН, мы рекомендуем управляющим организациям предпринять следующее:

  • На постоянной основе знакомиться с информацией, размещаемой региональной ГЖИ на сайте.
  • При появлении на сайте поручений или рекомендаций УО с требованием провести какие-либо мероприятия – проанализировать данные поручения, установить, есть ли реальная необходимость в такой работе. Возможно, УО уже предприняла подобные действия: например, рассказала жителям дома о новой схеме обращения с ТКО или недавно провела проверку состояния ВДГО.
  • Если после анализа ситуации УО приняла решение, что необходимости в мероприятиях нет, то лучше сообщить об этом в орган ГЖН и направить в адрес ведомства подтверждение такого вывода. Например, копии объявлений, в которых информация доносилась до жителей дома, копии квитанций, актов обследования – любые документы, подтверждающие, что вопросы находятся у УО на контроле.

Хотите, чтобы в вашей ленте было больше статей и новостей о ЖКХ и эффективном управлении МКД? Тогда:

— поддержите эту публикацию, нажав «палец вверх» ????,— подпишитесь на канал,— и регулярно читайте наши обзоры, заметки и статьи-инструкции.Интернет-портал для УО и ТСЖСтраница портала ВKонтактеСтраница портала в

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *