Приватизация 90-х: Работая в г. Ноябрьск, при приватизации, на ваучеры были приобретены акции

14 августа 1992 года Борис Ельцин подписал указ о введении ваучерной приватизации в России.

В условиях экономического кризиса правительство надеялось, что частичный отказ от государственной собственности позволит залатать дыры в бюджете, избавиться от убыточных предприятий и привлечь иностранные инвестиции.

Предполагалось, что новые ценные бумаги — ваучеры — станут инструментом безболезненного перехода страны к рыночной экономике. RT вспоминает, как начиналась приватизация в России.

14 августа 1992 года Борис Ельцин подписал указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации», который ознаменовал начало ваучерной приватизации в России. Согласно этому документу, значительную часть государственного имущества было решено передать российским гражданам безвозмездно. Основным способом стало распределение госсобственности через ценные бумаги. 

Как заявил тогда Борис Ельцин, «чек — это своего рода билет в свободную экономику для каждого из нас».

Начать с малого

Государственное имущество было поделено на несколько групп: заводы и малые предприятия, подлежащие незамедлительной и обязательной приватизации; объекты, которые подвергались приватизации по решению правительства и предприятия, ваучерная приватизация которых была запрещена.

Первый этап, который известен как малая приватизация, ознаменовался тем, что были проведены аукционы по продаже небольших предприятий бытового обслуживания. Как сообщает РИА-Новости, за два года таким образом было продано свыше 85 тыс. объектов: магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта.

Приватизация 90-х: Работая в г. Ноябрьск, при приватизации, на ваучеры были приобретены акции

Всего за 1992—1994 годы было приватизировано более 130 тыс. небольших предприятий.

Все крупные и средние предприятия, в отличие от малых, не продавались и были превращены в открытые акционерные общества. Акции частично передавались трудовым коллективам, а частично могли быть выкуплены за деньги или за приватизационные чеки.

Также по теме

Приватизация 90-х: Работая в г. Ноябрьск, при приватизации, на ваучеры были приобретены акции Без лишних нулей: какую роль сыграла в России деноминация 1997—1998 годов

20 лет назад президент России Борис Ельцин подписал указ о проведении денежной реформы в стране. В то время экономика начинала расти,…

Третья группа — оборонные и приносящие самый высокий доход предприятия — остались в государственной собственности.

Всем по ваучеру

Приватизация должна была построить рыночную экономику в России «в несколько ударных лет, выполнив ту норму выработки, на которую у остального мира ушли столетия», как заявил Анатолий Чубайс в эфире телевизионной программы «Подробности» в 1994 году.

Как отмечают эксперты, необходимо было сформировать слой частных собственников, которые должны были помочь властям преодолеть начавшийся в те годы экономический кризис.

Предполагалось, что приватизация поможет повысить эффективность деятельности предприятий, а средства, поступившие в казну, планировалось потратить на развитие социальной инфраструктуры — всё это должно было содействовать процессу стабилизации экономического положения в России.

Кроме того, чековая приватизация могла привлечь иностранные инвестиции и создать здоровую конкурентную среду на рынке.

«Деньги вроде были, но купить на них было нечего, — вспоминает о событиях того времени в интервью RT директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — Было очевидно, что плановая система не работает и необходимо переходить к рыночной экономике».

Мировой опыт показывал, что без приватизации никакие структурные реформы не могли получить успешного развития.

Например, если раньше убыточное предприятие могло рассчитывать на государственную поддержку и не бояться банкротства, то с принятием закона о приватизации правительство могло отказаться от субсидий убыточным предприятиям, тем самым оздоровив бюджет.

К тому же, переход к частной собственности позволял увеличить отдачу от активов предприятий, повысить эффективность инвестиций и перестроить структуру промышленности под требования рынка.

Поэтому главной целью приватизации было ввести предприятия в рамки жёстких финансовых ограничений, передав или продав их частным лицам, что позволило бы снизить давление на бюджет, имевший в те годы огромный дефицит, и направить средства на заработные платы и пенсии.

Приватизация 90-х: Работая в г. Ноябрьск, при приватизации, на ваучеры были приобретены акции

  • Кировский завод, 1992 год
  • РИА Новости
  • © А. Варфоломеев

Всю приватизируемую госсобственность на тот момент оценили в 1 трлн 400 млрд рублей. На эту сумму предприятия выпустили акции, на которые до конца 1993 года предстояло обменять ваучеры. Все граждане страны получили чек номинальной стоимостью 10 тыс. рублей. 

Согласно статистике агентства РИА Новости, около 25 млн россиян инвестировали свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды (ЧИФ), примерно 40 млн вложили их в акции различных предприятий, треть россиян приняли решение продать ваучеры.

Неоднозначный результат

Как рассказал RT заведующий кафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Константин Корищенко, приватизация повлекла за собой начало формирования частной собственности и на тот момент была необходима для перехода к рыночной экономике. Однако определённых трудностей избежать не удалось: основная проблема была связана с низкой экономической грамотностью населения, которое не понимало, как функционировала рыночная экономика, поэтому продавало свои чеки за бесценок.

«Нельзя сказать, что чековая приватизация себя не оправдала. Всё равно нужно было делать переход к рыночной экономике. Другое дело, что такой резкий переход, который был совершен путём чековой приватизации, оставил большинство населения за пределами распределения государственной собственности», — пояснил Эксперт.

По мнению экспертов, в ходе приватизации было допущено немало просчётов, которые создали почву для финансовых махинаций.

«Чековая приватизация показала, что ту справедливость, на которую надеялись, соблюсти не удалось. Потому что очень быстро чеки перекупались. Высший менеджмент создавал финансовые предприятия, куда перекачивались финансовые ресурсы этого предприятия, и на эти деньги скупались все чеки. По форме это была самая справедливая приватизация, но это была лишь видимость», — отметил Николаев.

Многие аналитики говорят сегодня о неэффективности приватизации для экономики и считают, что именно она стала причиной криминализации обстановки в стране в 90-е годы.

«Фактически раздали большую часть государственной собственности, которая приносила наибольший доход. Богатства, которые ряд поколений зарабатывал своим трудом, оказались в руках людей совершенно этого не заслуживающих.

Поэтому приватизация приобрела крайне неэффективный и криминальный характер, в значительной степени являясь одним из составных элементов «лихих 90-х».

Гигантские активы перешли в частные руки, что не привело к повышению эффективности экономики», — заявил RT профессор кафедры мировой и национальной экономики Всероссийской академии внешней торговли Александр Бельчук.

Тем не менее, как отмечают эксперты, программа приватизации сыграла свою важную роль — механизм перехода к рыночной экономике был запущен.

«Экономика стала другой. Частная собственность, как и было предусмотрено новой Конституцией 1993 года, стала одной из форм собственности. Было прописано равенство всех форм собственности: частной, государственной, муниципальной и иных», — заключил Николаев.

Приватизация 90-х: Работая в г. Ноябрьск, при приватизации, на ваучеры были приобретены акции

  • Борис Ельцин получает приватизационный чек
  • РИА Новости
  • © Дмитрий Донской

В своей книге «Президентский марафон» Борис Ельцин вспоминал: «Говорят, что наша собственность была при продаже недооценена. Мол, продали её за бесценок. Да, абсолютно правильно.

Продали за бесценок, относительный, конечно, — за сотни миллионов долларов. Но больше никто не давал.

Именно столько, сколько смогли заплатить российские бизнесмены, столько и стоило на тот момент данное предприятие. Не больше и не меньше».

Ваучерная приватизация в 1990-е: какие были последствия

Приватизация 90-х: Работая в г. Ноябрьск, при приватизации, на ваучеры были приобретены акции

Борис Кавашкин/(ИТАР-ТАСС)

Приватизация 1991-1997 годов стала логическим завершением выхода России на новый путь развития – рыночную экономику. Разгосударствлению подлежало все недвижимое имущество (предприятия, жилье), природные ресурсы, земля. По сути приватизация является передачей бывшей госсобственности в руки частных владельцев (как вариант — коллективов).

Порочный круг социалистического хозяйствования и управления, когда всё принадлежит всем и никто конкретно в результате не заинтересован, привел к катастрофическому состоянию экономики. Развал СССР в 1991 добавил масла в огонь. Старая правовая база уже не соответствовала требованиям действительности. Новая фактически не была сформирована.

В таких условиях передача государственной собственности частникам имела решающее значение.

Ставка делалась на то, что новые владельцы будут кровно заинтересованы в прибыльности предприятий и смогут наладить разрушенное за годы советской власти производство.

Но именно из-за отсутствия четкой правовой базы благое начинание пошло по ложному пути и превратилось в настоящее разворовывание богатств страны.

Управление ходом приватизации традиционно связывают с именами двух людей: Анатолия Чубайса и Егора Гайдара. Первый – председатель Госкомимущества РСФСР и один из авторов новой экономической реформы. Второй — заместитель главы правительства по экономическим вопросам и главный идеолог приватизации.

По их предложению было решено провести процесс разгосударствления путем распространения среди населения приватизационных ваучеров (чеков) гособразца. По задумке идеологов реформы 1 ваучер равнялся 10-ти тысячам дененоминированных рублей. Выдача ваучеров была попыткой как-то урегулировать ход приватизации при отсутствии адекватной правовой базы.

Стоимость всего имущества была условно поделена на общее число граждан страны. 1 ваучер и обозначал долю, которой владел каждый отдельно взятый россиянин. По замыслу держатели ваучеров после окончания приватизации должны были получать некий процент прибыли от суммарных доходов предприятия, долей которого они владели.

Ход приватизации теоретически регулировался двумя главными правовыми актами. Один из них был издан по инициативе лично президента Ельцина. Но на деле эти законы не действовали.

Приватизация производилась огромной коррумпированной «машиной». Проценты и доли участников подтасовывались. В одних случаях предприятия силой захватывались их директорами.

В других — в ход шли взятки чиновникам, которые должны были регулировать процесс и следить за соблюдением законов.

Ваучеры, которые были розданы населению, фактически мало что стоили. 2 ваучера в 90-ые годы меняли на одну бутылку водки или пару килограмм гречки.

Простые россияне не знали, как поступать с этими документами, поэтому нередко просто выменивали их на еду.

Ваучеры пачками скупались спекулянтами всех мастей, и в результате основная часть населения страны в приватизации вообще никак не участвовала.

Ценнейшая госсобственность почти «раздаривалась» тем, кто имел связи в Госкомимуществе и подчиненных организациях.

В ходу была такая схема: реальная стоимость предприятия искусственно занижалась, после чего на залоговом аукционе оно продавалось за бесценок заинтересованному лицу.

Особенно часто это практиковалось в отношении крупных объектов типа морских пароходств, заводов черных и цветных металлов, предприятий по добыче нефти и пр.

Всего за весь период приватизации (процесс длился вплоть до 2006 года) было приватизировано более 120 тысяч бывших государственных предприятий.

За эту ценность в казну государства поступило около 17 млрд долларов, что равнялось 505 млрд рублей по курсу 1 доллар = 30 рублей. 2/3 этой собственности было приватизировано в 1992-1997 годах.

За нее государство выручило только 90 млн рублей с учетом буйствовавшей тогда гиперинфляции.

Благодаря варварской приватизации более 70% государственной собственности было продано за бесценок и переделено между «приближенными». Сейчас она приносит новым владельцам огромные доходы. На этой основе и сформировался процветающий тогда и сейчас класс олигархов. Другим негативным последствием безграмотной приватизации стал резкий спад производства и новый кризис в экономике.

В 90-ые годы много потеряло не только государство в общем, но и каждый россиянин в частности. Почти 80% населения не получило ни копейки за свою часть бывшей государственной собственности. Многие российские граждане считают приватизацию нечестной и готовы к пересмотру ее результатов.

Читайте также:  Как обжаловать постановление об отказе в возбуждении исполнит. пр-ва

Национализации альтернативы нет

Сегодня, 18 января 2005 года, исполняется ровно десять лет с того момента, как тогдашний руководитель Госкомимущества РФ Владимир Полеванов направил Виктору Черномырдину, бывшему в то время председателем Правительства РФ, первый доклад о состоянии дел с приватизацией в России.

В интервью ИА «Росбалт» Владимир Полеванов утверждает, что на протяжении всего последнего десятилетия приватизация госимущества в России продолжает оставаться «бандитской» и «воровской».

— Счетная палата РФ в ноябре прошлого года опубликовала материал «Анализ процессов приватизации государственной собственности в РФ за период 1993-2003 годов». Как вы, автор аналогичного документа, подготовленного еще 10 лет назад, оцениваете труд ведомства Сергея Степашина?

— Одни и те же факты в основе этих двух исследований — подготовленного мною в 1995 году и Степашиным в 2004 году — просто не могли не дать идентичных результатов.

Информация о том, что в нашей приватизации ничего за десять лет не изменялось, и ситуация просто ужасающая, в последнем докладе Счетной палаты также существует. Хотя цена степашинскому докладу — грош.

Потому что в то время, как пишется доклад о нарушениях, уворованная «Сибнефть» покупает за огромные деньги английский футбольный клуб «Челси».

Для справки

Аудиторы Счетной палаты обнаружили множество нарушений при приватизации госимущества.

Например, при продаже принадлежащих РФ 75,6% акций ОАО «Красноярская угольная компания», приватизации АО «Росгосстрах», 100% акций которого находилось в федеральной собственности, ОАО «Концерн «Кубассразрезуголь» и ОАО Угольная компания «Южный Кузбасс», АО «Усть-Илимский лесопромышленный комплекс», «СИДАНКО», «Тюменская нефтяная компания», «Коми ТЭК», «ОНАКО», «Восточная нефтяная компания». Вопреки федеральному закону Госкомимущество выставило в 1995 году на инвестиционные торги и залоговые аукционы пакеты акций нефтяных компаний «ЮКОС», «ЛУКОЙЛ», «СИДАНКО», «Сургутнефтегаз» др. В 1992-1993 годах ряд предприятия ОПК были приватизированы без ограничений, в том числе НТК «Союз» (доля оборонного заказа — 95,7%), Машиностроительное КБ «Гранит» (85,4%), Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля (44,4%), Иркутское авиационное производственное объединение (85,1%), Нижегородское госпредприятие «Гидромаш» (50,4%). С нарушением законодательства был также приватизирован целый ряд предприятий стратегического значения. В частности, были приватизированы Московский машиностроительный завод «Знамя», Тульский оружейный завод, Тульский патронный завод, Воронежский завод «Электроприбор» и др.

— Что нельзя было в России приватизировать?

— Нельзя было приватизировать энергетику, которая является становым хребтом России. У нас же уникальная территория: все перетоки электроэнергии связаны технологически, и отделять генерацию от потребления и транспортировки — дурость, потому что единая система будет уничтожена.

Также, нельзя было приватизировать компании по добыче нефти и газа потому, что страна живет в тяжелых климатических условиях, и у нас самые большие затраты на производство любого товара.

Кстати, нефти у нас очень мало осталось, в одном из своих опубликованных докладов я указал, что «черное золото» закончится в РФ в районе 2012 года.

Все существующие официальные данные о неисчерпаемых запасах нефти у нас резко завышены: это чисто конъюнктурные данные.

Нельзя было приватизировать железнодорожный транспорт, порты, алюминиевые заводы, крупные полиграфические фабрики, предприятия ВПК.

— Что вы рекомендовали делать в своем докладе десятилетней давности, каким образом необходимо было исправлять ситуацию с приватизацией?

— Я рекомендовал прекратить заниматься приватизацией как политическим действом: это во многом точная наука, и заниматься ею нужно очень аккуратно и в интересах государства.

Рекомендовал прекратить ослаблять национальную безопасность: у меня в докладе целая глава была посвящена тому, как она пострадала во всех аспектах — экономическом, политическом, оборонном.

Я рекомендовал немедленно отстранить Чубайса (Анатолий Чубайс в тот момент занимал пост вице-премьера в правительстве Черномырдина и являлся начальником Полеванова — здесь и далее прим. «Росбалта») от руководства приватизацией.

Также, я рекомендовал признать нанесение просто гигантского ущерба России в процессе приватизации, принять федеральный Закон о приватизации, а до принятия этого закона приватизацию приостановить: вернуть обратно то, что еще можно вернуть, и не приватизировать по «дурному» то, что еще осталось. А тогда еще не была приватизирована связь, часть «нефтянки», алюминиевые заводы. Если бы эти рекомендации выполнили — ситуация в стране была бы на порядок лучше.

— Найдет ли «степашинский» труд практическое применение?

— Нет. В очередной раз была проведена большая и нужная работа, которая не будет востребована. Документ попадет в долгий ящик, в котором он и пролежит до кардинального изменения ситуации в стране.

То есть, до тех времен, пока не изменится система власти, допустившая эту приватизацию, которая сегодня палец о палец не ударит, чтобы сделать ситуацию лучше, и которая, по сути, сконцентрировалась на проведении конфискационных реформ в стране.

— Приватизация сопровождалась многочисленными нарушениями как со стороны федеральных органов власти, их уполномоченных представителей, так и руководителей приватизируемых предприятий. На вашей памяти кто-нибудь из чиновников был наказан?

— Уже изначально стоимость ваучеров была занижена минимум в 50 раз. По западным оценкам, один ваучер должен был стоить не 10 тысяч рублей, а минимум — 500 тысяч рублей.

Несмотря на это и другие нарушения, ни один чиновник не был наказан.

Этому есть простое объяснение — чиновники «от приватизации» работали в своих интересах и интересах самой системы, а, как известно, система сама себя наказывать просто не может.

— С одной стороны, Счетная палата не ставит под вопрос легитимность прежних приватизационных сделок, а с другой — говорит о неких возможных компенсациях в пользу государства и возвращении активов. Нет ли здесь противоречия?

— Ведомство Степашина — часть существующей системы власти, поэтому оно не может существовать вне рамок правил, определенных этой же системой.

Появление доклада Степашина во многом имеет психологическую причину. Дело в том, что в обществе накопилось гигантское количество негативных эмоций, которые, как пар, необходимо стравить. Но это нужно сделать централизовано и под контролем.

— Отмена итогов приватизации возможна?

— Нет. Всё закончится «чёрной» папочкой. Из нее будут доставаться документы для периодических, показательных порок — по аналогии с поркой Михаила Ходорковского.

Деприватизированная собственность будет перераспределяться в п ользу «своих».

Дело в том, что в России за последние 10 лет не построено ни одного крупного отечественного предприятия, а старое имущество совершенно бандитским путем уже распределено.

— Как, на ваш взгляд, чувствует себя старая ельцинская олигархия на фоне взлета «силовиков»?

— Старая олигархия идет двумя путями. Часть из них пытается уйти в оппозицию. Это Невзлин, Березовский, Гусинский. Но это бессмысленно, так как это сами по себе одиозные личности, которых ненавидят правые и левые, взрослые и дети.

Вторая часть — олигархи, которые покупают яйца «Фаберже», предлагают спонсировать проведение Олимпиады в России (по словам Полеванова, это глава ХК «Интеррос» Владимир Потанин — прим.

), и таким образом покупают благосклонность государства.

Олег Дерипаска (глава компании «Русский алюминий» — прим.) начинает «делиться» с государством. Хотя его судьба — достаточно тяжелая. Он в команде Ельцина, и его, когда понадобится, могут начать «глушить».

С разгромом «Дерипаски» будет разгромлено практически всё ельцинское окружение, поскольку это главный источник благосостояния «семьи».

Но это не более чем тактические игрища, которые ничего коренным образом не изменят.

— По-вашему, на кого из олигархов обратит внимание Кремль после «дела «ЮКОСа»?

— Основной актив «питерских» в области связи — «Мегафон», поэтому логично предположить, что начнется давление на его основных конкурентов, в частности, «МТС». Но поскольку «Система» — высокотехнологичное и достаточно эффективное предприятие, ее будут гнобить потихоньку, без PR-компании.

Когда власти понадобятся голоса избирателей, кандидатом номер один на «вылет» станет Роман Абрамович. Безусловно, «уничтожение» Абрамовича даст дополнительные голоса на любых выборах. Возможно, за губернатором Чукотки настанет очередь Олега Дерипаски.

Михаил Фридман (глава «Альфа-групп» — прим.) — само собой. Он находится вне любви народа. Американцы его не будут защищать: если это и будет происходить, то, во всяком случае, не с тем рвением, с каким Вашингтон защищал бы Анатолия Чубайса.

— Кто сегодня ходит в фаворитах у власти?

— Это наш знаменитый банкир Пугачев (совладелец Межпромбанка — прим.), это — Владимир Потанин, Сергей Богданчиков (глава АО «Роснефть» и ООО «Газпромнефть» — прим.).

— Как вписался в новую расстановку сил президент НК «Лукойл» Вагит Алекперов?

— Алекперова не трогают по двум причинам. Во-первых, он представляет достаточно сложный мусульманский мир, который, не решив проблему Чечни, сегодня опасно трогать.

Алекперов выступает в той же роли, что Шаймиев (президент Татарстана — «Росбалт»), которому позволяется делать почти всё, за что любого соседнего губернатора и за меньшие прегрешения давно бы сняли.

Этим иммунитетом неприкосновенности и пользуется пока Алекперов.

Во-вторых, глава «Лукойла» — это связи с Азербайджаном или, другими словами, проводник, в какой-то мере, интересов России в этой республике, которая является одним из крупных нефтяных государств мира.

Пока расклад сил таков, что не хотелось бы с Алекперовым ругаться.

Кроме того, он в «тени», практически нигде и никогда не «высовывался», и обыватель, в случае «гонений», будет с трудом вспоминать: кто же такой Алекперов? Более того, эффект в массовом сознании может быть прямо противоположный тому, который появляется при терроризировании русских нефтяных магнатов: при должном контрпиаре Алекперов просто станет мучеником и героем мусульманского сопротивления.

— Как вы расцениваете уход из бизнеса в политику главы «ОМЗ» Кахи Бендукидзе?

— Он просто своевременно сбежал, не желая быть следующим. Его приватизация «Уралмаша» ни в какие ворота не лезет; я его, кстати, также в своем докладе 1995 года упоминал.

Кроме того, в Грузии есть то, что еще можно приватизировать, осталось имущество выведенных из страны военных частей, а это просто гигантское по объему, бесхозное сегодня, имущество.

Он надеялся, что можно будет вернуть под грузинскую юрисдикцию Абхазию и Южную Осетию, где также масса имущества…

Хотя, надо сказать, он кинулся из огня да в полымя. В Грузии горячий местный народ ему просто в лицо плюет: он не привык к политкорректности, и во время его первого же публичного выхода к грузинскому народу ему просто плюнули в лицо несколько раз. Такой чести у нас удостаивался только Михаил Горбачев в Красноярске. Пока Бендукидзе считает, что в Грузии он уцелеет дольше, чем в России.

— С какой целью власть сейчас активно пропагандирует идею социальной ответственности бизнеса?

— Это, по сути, кость, которую хотят бросить народу, чтобы он как можно дольше не выходил на улицы. С позиции бизнеса, социальная ответственность не должна выходить за рамки налоговой системы. Во всем мире сверхдоходы облагаются сверхналогами. А мы в России всем — и Абрамовичу, и пенсионеру — по 13% подоходного налога…

Поэтому мы недобираем десятки миллиардов долларов за счет совершенно цивилизованного изъятия налогов. А поскольку денег катастрофически не хватает, власть совершенно неправовым и незаконным путем пытается заткнуть дыры, насилуя бизнес и заставляя его вкладывать какие-то деньги в социальные проекты, дабы тот откупился.

— Взглянув на рекордный объем золотовалютных запасов России, не скажешь, что в стране денег не хватает?

Читайте также:  Товар ненадлежащего качества: я к Вам с такой проблемой: 30 января 2013 года приобрела телефон в магазине

— Мы являемся крупнейшими, мягко говоря, идиотами мира, поскольку храним свои запасы в нью-йоркском банке под 2%. Наши запасы в любую секунду могут быть конфискованы товарищами из Вашингтона: они объявят, что мы поддерживаем Бен Ладана, и денег — как не бывало.

Вспомните, как уже арестовывали счета в нью-йоркском банке, как арестовывали Бородина (госсекретарь Союзного государства Белоруссии и России Павел Бородин был арестован в соответствии с судебным поручением прокуратуры Швейцарии в рамках расследования дела компании Мabetex — прим.).

Так что это совершенно не фантастическая картинка.

Это способ держать в повиновении Россию: если мы ведем себя хорошо, нам позволяют получать свои 2% как плату за то, что наши резервы работают на американскую экономику; если же мы будем вести себя плохо — нас объявят пособниками мирового терроризма и конфискуют наши деньги. Так что резервов у нас нет.

Беседовал Виктор Цукер, ИА «Росбалт»

Биографическая справка

Приватизация 90-х: Работая в г. Ноябрьск, при приватизации, на ваучеры были приобретены акции

Владимир Полеванов, председатель совета директоров золотодобывающего консорциума «Золотой мост». Родился в 1949 г. в Харькове. В 1971 г. окончил геологический факультет Харьковского государственного университета. Работал горным мастером на золотодобывающей шахте, главным геологом, начальником геологического отдела объединения. Указом президента в октябре 1993 г. назначен Главой администрации Амурской области. В должности губернатора пробыл больше года. В ноябре 1994 г. назначен заместителем Председателя Правительства РФ — Председателем Госкомитета РФ по управлению государственным имуществом. В январе 1995 г. уволен с должности и стал заместителем начальника Контрольного управления Президента РФ. В феврале 1996 г. организовал и возглавил горнорудную компанию «Апсакан».

Россия, Санкт-Петербург Дата: 2005-01-18 13:30:00+03

Сколько стоит ваучер 1992 года?

«Всё кругом — колхозное, всё кругом — моё!» — строчка из шуточной песни 1937 года «Зять и тёща» (композитор В. Захаров, перевод с белорусского А. Твардовского) в различных интерпретациях быстро вошла в народный список крылатых выражений.

В несколько искажённом виде («вокруг» вместо «кругом») она навечно запечатлена Нонной Мордюковой в советской кинокартине «Отчий дом». Вот только к середине 80-х годов граждане самой большой страны мира придавали ей откровенно саркастический смысл.

Мало кто тогда подозревал, что идея наделить народ не умозрительным, а реальным богатством родной страны уже сформировалась в верхах. Механизм бесплатного «раздела имущества» разработал Виталий Аркадьевич Найшуль ещё в 1987 году.

Однако до практической реализации дело не дошло, из-за высказанных замечаний: в одну кучу смешивались предприятия различных отраслей, причём, без учёта реального состояния их основных фондов.

История появления приватизационных чеков

Приватизация 90-х: Работая в г. Ноябрьск, при приватизации, на ваучеры были приобретены акцииЛицевая сторона ваучера 1992 года

Основой будущей российской приватизации стали Законы № 1529-1 «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР» и № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятые Верховным Советом РСФСР в начале июня 1991 года.

Государственного и муниципальное имущество безвозмездно передавалось гражданам России с помощью именных приватизационных счетов в Российском республиканском банке Сбербанка СССР. Для каждого счёта открывался приватизационный вклад, на средства которого Гражданин мог приобретать акции приватизируемых предприятий.

Здесь реализации помешали два фактора. Во-первых, Сбербанку на тот момент было практически невозможно одномоментно открыть счета для всех граждан, а затем осуществлять с них многочисленные переводы.

Во-вторых, против именных счетов резко высказался Анатолий Чубайс, который считал, что эти вклады станут неликвидными, а процесс приватизации затянется из-за того, что способностями эффективного собственника обладает далеко не каждый.

Речь А. Чубайса в агитационной телепрограмме за приватизацию

Именно Чубайса назначили руководителем команды, которая разработала новую программу приватизации.

Президиум Верховного Совета РСФСР в самом конце 1991 года принял её под названием «Основные положения программы приватизации в Российской Федерации на 1992 год», после чего Президент Российской Федерации Борис Ельцин утвердил её указом. До реальной приватизации пока ещё было далеко.

В первую очередь провели оценку стоимости имущества российских предприятий, получив сумму в 1400 000 000 000 рублей. Её решили поделить на количество граждан Российской Федерации, составлявшее на то время примерно 140 000 000 человек.

В итоге каждый россиянин оказался номинальным владельцем собственности на 10 000 рублей. Именно эта сумма появилась на лицевой стороне приватизационного чека, который предполагалось обменять на акции предприятий, подлежащих приватизации.

А. Чубайс на презентации ваучера

Указ Президента России № 914 от 14 августа 1992 года «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» определил начало выдачи чеков гражданам с 1 октября. За три месяца ожидания россияне вкушали заманчивые перспективы, которые изрекали политики и экономисты со страниц газет и экранов телевизоров.

Населению наиболее врезалась в память фраза Чубайса, которую можно было интерпретировать так, что каждый россиянин в скором времени легко сумеет обменять ваучер на две «Волги» (в отсутствие иномарок именно «Волга» считалась самым элитным и желанным автомобилем той поры).

Сразу выяснилось, что даже эфемерная частичка собственности достанется гражданину «не за так»: за услугу бралась сумма 25 рублей.

Процедура получения приватизационного чека

Выдача чеков продолжалась до февраля 1993 года. Обладателями ваучеров стали 97% граждан Российской Федерации, получившие в общей сложности 144 000 000 приватизационных чеков.

В эпоху замены исконно русских слов их западными аналогами название «приватизационный чек» в разговорной речи быстро вытеснило английское слово «ваучер» (voucher). «Нам нужны миллионы собственников, а не горстка миллионеров.

В этой новой экономике у каждого будут равные возможности, остальное зависит от нас. Каждый гражданин России, каждая семья получат свободу выбора.

Приватизационный ваучер — это для каждого из нас билет в мир свободной экономики», — эти слова Бориса Ельцина прозвучали в телевизионном обращении к народу. Хотя другие источники утверждают, что Ельцин не воспринимал на слух английскую замену и очень сердился, если слышал это слово в своём окружении.

Фотография, ставшая символом эпохи

Получив бланк, владельцы ваучера часто не представляли, что с ним делать, хотя вместе с ценной бумагой вручали и «Памятку владельцу приватизационного чека». В газетах тех лет часто можно было повстречать объявление «Меняю ваучер на автомобиль или мини-трактор», но обратного обмена никто не предлагал. Покупка ваучеров проводилась в любом оживлённом месте.

Люди с табличками «Куплю ваучер» с утра до позднего вечера толпились около рынков и в метро. Ваучеры скупали и продавцы многочисленных ларьков. Естественно, что цена везде была разной. Кто-то отдавал ваучер за бутылку водки, а кто-то, собрав с родственников пару-тройку чеков, выменивал на них дешёвый китайский двухкассетник.

Рыночную стоимость чека в данном случае формировали сугубо местные условия.

Сертификат владельца акций ЧИФа «Народный»

Но многие граждане решили распорядиться свалившейся возможностью с умом и отнесли деньги в ЧИФы (чековые инвестиционные фонды), рекламой которых было заполонено всё. К середине 1994 года их количество достигло максимума — 662 ЧИФа.

Отсутствие контроля за деятельностью ваучерных фондов со стороны государства привело к тому, что большинство из них, выдав в обмен на чеки свои цветастые акции, были признаны банкротами и бесследно исчезли. Вложив ваучеры в один из таких инвестиционных фондов, их бывшие владельцы остались ни с чем.

Лишь малая часть граждан сумела разобраться в том, как покупать пакеты акций на открытых аукционах. На тот момент выиграли те, кто сумел, к примеру, приобрести акцию Газпрома. Но вовсе не каждая Акция могла принести владельцу ощутимый доход.

Тот, кто обменял свой ваучер на семь акций Торгового дома «ГУМ», получил бы за них в конце первого десятилетия XXI века всего 100 рублей. А кто-то, надеясь продать чек хотя бы за номинальную стоимость, так и не успел никуда вложить ваучеры, поэтому сейчас эти бланки стали предметами коллекционирования бонистов.

Гашёные и негашёные чеки

Ваучер с гашением (печать на лицевой стороне и отверстия)

Чеки, не успевшие поучаствовать в приватизационном процессе, называются «негашёные». В ином случае ваучер имеет особые отметки: отверстия, пробитые дыроколом, срезы или надрезы, печати на лицевой стороне.

Ваучер портили намеренно, чтобы не возникало соблазна использовать его повторно. Такие экземпляры называются «гашёные». Обычно их цена несколько ниже, чем у аналогичных негашёных.

Однако существует ряд коллекционеров, составляющих экспозиции из чеков с самыми удивительными способами гашения.

Стоимость приватизационного чека 1992 года

«А сколько стоит ваучер?» — спросят его обладатели. Чаще всего, как ни грустно это услышать получателям ваучеров, стоимость 1 чека намного ниже указанного на нём номинала.

Если бланк ничем ни примечателен, главным критерием ценообразования станет степень его сохранности. Определим, как F степень сохранности мятого ваучера с пятнами и несколькими перегибами. Тогда VF – это хорошо сохранившийся ваучер с единственным перегибом по центру.

XF – отлично сохранившийся ваучер без перегибов с минимальными дефектами (например, потрёпанные уголки). AU или PRESS – идеальная сохранность без малейшего дефекта.

Обычный потрёпанный с явными сгибами бланк (степень сохранности – F) легко можно купить за несколько сотен рублей, тогда как в сохранности PRESS такой же чек будет стоить больше тысячи, а то и двух.

Ваучер серии «01» слабой сохранности

Впрочем, коллекционеры готовы расстаться с крупными суммами и за ваучеры 1992 года, далёкие от идеала. Стоимость ваучера может заметно увеличить стартовая серия – «01». Именно её престижно положить в альбом придирчивому коллекционеру. Такие приватизационные чеки оцениваются в несколько раз дороже аналогичных по сохрану.

Ваучер с необычным номером

В ряду прочих сохранились ваучеры и с красивыми номерами. Здесь правила те же, что и для банкнот. Наиболее разыскиваемы бланки с одинаковыми цифрами номера. Самым ценным сокровищем здесь станет ваучер, где одинаковые цифры затронут и серию: 11 111111.

Трудно представить, сколько отдадут коллекционеры за этот бланк, если он когда-нибудь окажется на аукционе. Хорошей находкой станет номер «1234567» или «0123456». Очень редки предложения с номерами из первой десятки («0000001», «0000002», «0000003» и т.д.).

Прочие комбинации цифр, выглядящие красиво или необычно, увеличивают цену ненамного.

Нечастая печать на обороте ваучера

Отдельная категория коллекционеров собирает ваучеры, исходя из разнообразия представленных на обратной стороне печатей. За редко встречающимися печатями ведётся настоящая охота.

И здесь цена ваучера зависит только от степени желания конкретного коллекционера получить заветный бланк. Внимания заслуживают и отметки на ваучере.

Читайте также:  Присудили алименты в твердой денежной сумме

Можно найти сведения об отметке «РР», цена бланка с которой отличается на порядок от обычного ваучера.

Испорченный бланк с контрольным талоном

Изначально бланк чеков 1992 года был чуть ли не в половину длиннее, так как в его состав входил контрольный талон. Куда заносились ФИО получателя и сведения об удостоверяющем его личность документе.

Здесь же стояли подписи получателя и лица, выдавшего чек, а также дата выдачи. После заполнения сам ваучер отрезали от контрольного талона, остававшегося для отчётности.

Неразрезанная сцепка талона и ваучера может по стоимости достигать 10 000 рублей.

Образец бланка с контрольным талоном (серия «02»)

Цена такой же сцепки, но с красными надписями «ОБРАЗЕЦ» на талоне и чеке уже равна номиналу ваучера, а для бланка в идеальной сохранности заметно его превышает. Эти бланки имеют номер, состоящий из последовательности нулей. Серия «01» считается престижнее серии «02», бланки которой тоже присутствуют на современном рынке ценных бумаг и банкнот.

Фальшивые ваучеры

Приватизационный чек – это Ценная бумага, поэтому создатели предусмотрели несколько степеней её защиты от явных и известных широкой публике до скрытых, детали которых не обнародовались.

Водяные знаки

Перечислим некоторые из степеней защиты:

  1. Водяные знаки, видимые на просвет;
  2. Защитные волокна красного и зелёного света, ярко светящиеся в ультрафиолете;
  3. Особая плотность бумаги;
  4. Овальная часть чека светится в ультрафиолете зеленоватым или синеватым цветом;
  5. Наличие микротекста.

Тем не менее, после первой выдачи ваучеров на руки начались многочисленные попытки продажи подделок.

Если фальшивки, сделанные с помощью редких на тот момент цветных ксероксов и принтеров можно было опознать при тщательном рассматривании, то поддельные бланки, изготовленные типографским способом, успешно продавали и покупали на вокзалах и станциях метро.

В марте 1993 года подобная партия всплыла даже на Российской товарно-сырьевой бирже. Впрочем, как на оригинале, получилось далеко не всё. Из 20 степеней защиты преступникам удалось подделать семь.

Например, микротекст «РОССИЯ» свободно читался на виньетке фальшивки, тогда как на оригинале это слово можно разглядеть лишь при шестикратном увеличении. Кроме столицы, всплеск продаж поддельных ваучеров фиксировался в Перми, Ижевске и Ростове-на Дону.

Бланки с одинаковыми номерами

Поддельные чеки выдавали и совпадающие номера, среди которых «06 2662384», «15 4076763», «06 2662315» и другие. Распространённой на фальшивках была серия «03», с номерами, начинавшимися числовой последовательностью «51059».

Часть из них под названием «чеченские ваучеры» до сих предлагается на интернет-площадках с ценниками до 30 000 рублей, но не слишком понятно, насколько высока сейчас их востребованность.

Интересный факт в том, что Чеченская республика тогда была практически независимым регионом, и ваучеры туда не завозили, так как Джохар Дудаев, бывший в тот момент президентом чеченского народа, запретил получение чеков под угрозой потери права «быть гражданами Чеченской республики».

Теперь же руководство Чечни периодически вспоминает о том, что местных жителей обделили при разделе общего хозяйства страны, и поднимает вопрос о компенсациях, пробуя перевести причитающуюся республике собственность со стоимости 1992 года на современные деньги.

«Две «Волги» за ваучер»

Итоги ваучерной приватизации, проведённой в России, крайне неоднозначны. С одной стороны, сложился ваучерный инвестиционный рынок, позволивший стране быстрыми темпами перейти к рыночной экономике.

С другой стороны, большинство экономистов сходятся во мнении, что чековую приватизацию провели безграмотно. Вопреки пожеланиям первого президента России приватизация породила не миллионы собственников, а ту самую горстку миллионеров, от появления которой и предостерегал Борис Николаевич.

Шансы большинства россиян получить весомую частичку государственной собственности сгинули в чековых инвестиционных фондах и офисах неофициальных скупок ваучеров. Поэтому всё чаще звучат требования пересмотреть итоги приватизации.

Но представить ситуацию, когда каждому россиянину снова выдают ваучер, который он несёт в распахнутые двери нового поколения чековых фондов, достаточно сложно.

Приватизация в России в 90-е годы

Под процессом приватизации в России понимается переход государственной собственности в частные руки после распада СССР. Необходимость процесса объяснялась регрессом в промышленности и сельском хозяйстве. Ожидалось, что реформы приведут к росту эффективности народного хозяйства.

Процесс подвергается серьезной критике по ряду причин: возникновение олигархии, значительное экономическое расслоение населения.

Когда началась, как проходила

Подготовка началась в 1990 году, когда Совет Министров опубликовал постановление, в рамках которого на базе заводов КамАЗа создали первое акционерное общество — АО «КамАЗ».

В 1991 году подписывается закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», отдающий бразды правления Госкомимуществу РСФСР. Председателем назначается Анатолий Чубайс.

В том же году стартует этап форсированной приватизации.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Госкомимущество руководило при вмешательстве иностранных советников и консультантов. Самые известные А. Шлейфер и Д. Хэй из Гарвардского университета. Была создана экспертная комиссия, получившая объемные полномочия.

В 1992 году Верховный Совет РФ утвердил Государственную программу приватизации для предприятий. Исключение составляли особо значимые отрасли: недра, лес, автодороги. Мелкие предприятия продавались через аукционы, конкурсы. Крупные приватизировались путем реорганизации в открытые акционерные общества.

Ваучерная (или чековая) приватизация реализовывалась в 1992-94 гг. Для того, чтобы упорядочить процесс, был принят закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР».

Согласно документу каждый россиянин получал именной счет, на который зачислялись оплаты по приватизируемому государственному имуществу. Однако закон не работал.

Вместо него была проведена ваучерная приватизация, постулаты которой расходились с реальной практикой. Население выданные ваучеры не использовало, большую часть скупили спекулянты.

Смысл состоял в том, что крупные и средние предприятия преобразовывались в акционерные общества через продажу акций. К 1994 году было приватизировано до 70% предприятий торговли, бытового обслуживания, общественного питания.

Период ваучерной приватизации закончился. С 1994 года планировалось перейти к следующему этапу приватизации — денежному. 

От быстрой раздачи собственности государство переходило к «медленной» приватизации. Понятие залоговых аукционов возникает в 1995 году. Аналогов этому российскому творению не находится в анналах мировой истории.

С помощью подобных процессов планировалось обеспечить пополнение национальной казны за счет кредитов под Залог государственных пакетов акций нескольких крупных компаний.

Примерами стали «ЮКОС», «Норильский никель», «Сибнефть».

В итоге государство деньги не вернуло, предприятия перешли за символическую стоимость в руки банкиров. Оценка крупнейших предприятий страны при проведении аукционов была значительно занижена. 

Причины и источники приватизации в России

Централизованная модель экономики предполагает сосредоточение всех экономических процессов в государственных руках. Такая модель существовала в разных странах. Особенно часто она встречалась в государствах «социалистического лагеря».

Со временем стало понятно, что такая модель относится к устаревшим административно-командным системам. Рыночная же, напротив, представляется более гибкой и способной к саморегулированию.

Столпы рыночной экономики  — частная собственность и свободное предпринимательство.

Причинами приватизации в России стали:

  • высокие государственные расходы;
  • неэффективная экономика и коррупция;
  • очевидная созревшая потребность в институте рыночной экономики;
  • устранение продуктового, товарного дефицита;
  • слабый бюджет, нужда в укреплении государственной валюты;
  • необходимость в развитии малого и среднего бизнеса.

Процесс приватизации проходил через оформление сделки купли-продажи равной финансовым расчетам. Ресурсом могли стать как чистые денежные средства предприятия, так и доли прибыли, фонды, прибыль частных лиц и самого предприятия. Второй источник — это заемные средства, а также деньги от реализации ценных бумаг. Третьим источником становятся личные средства сотрудников, частных лиц.

Обычно при проведении сделок использовался симбиоз доступных ресурсов. Но особенно выгодным вариантом было использование собственных средств предприятия. А займы, кредиты брались в последнюю очередь.

Особенности и социально-экономические последствия

Отличительными чертами российской приватизации стали:

  • низкая активность граждан;
  • высокая скорость процесса;
  • небольшая цена предприятий;
  • участие криминальных структур;
  • наличие риска национальной безопасности.

Приватизационный чек эпохи приватизации в России

Ваучерная приватизация отличалась парадоксальностью, путаницей, непоследовательностью. Участники процесса не наделялись равными правами: работники предприятий получали некоторые льготы при приобретении акций, у не занятых в производстве подобные преференции отсутствовали.

Когда летом 1992 года ввели ваучеры (приватизационные чеки), они бесплатно раздавались населению и могли быть пущены на долю акций различных предприятий или инвестированы в чековые инвестиционные фонды. Несмотря на это, большинство населения ваучерами не пользовалось.

Номинальная стоимость приватизационного чека составляла 10 000 рублей. Имущество государственных предприятий оценили в 1400 миллиардов рублей.

Но реальная стоимость ваучера, его «жизненная» цена оказалась на уровне двух бутылок водки. Население не понимало, что делать с полученными чеками, поэтому их продавали скупщикам.

Таким образом, большинство российских граждан в приватизации не участвовало.

Планировалось, что результатом ваучерной приватизации станет образование крепкого среднего класса, итогом оказалось лишь большее расслоение общества.

Этапы приватизации в России

Реализация приватизации в России проходила в 2 этапа.

Первый этап: начало 1992 г. конец 1994 г. Характеризовался быстрым темпом и массовостью проводимых процессов, а также введением системы бесплатных приватизационных чеков на предъявителя.

Второй этап: начался в 1995 году. Реализуется по сей день. Главной задачей стало пополнение бюджета и сокращение бюджетного дефицита. Условно упоминаемый третий этап начался в 2000 г. Отличительная его особенность состоит в том, что теперь продаются не объекты государственной собственности, а пакеты акций. Цены же определяются рынком.

Последствия приватизации

Последствиями процесса приватизации в России стали:

  1. Смена политической системы страны: с социализма на капитализм.
  2. Страна столкнулась с ярко выраженной проблемой олигархии. Ее члены завладели собственностью за несоответствующие реальной стоимости деньги.
  3. 80% российских граждан считают процесс нелегитимным, нечестным, подлежащим пересмотру.
  4. Приватизация оказала негативное влияние на производство в легкой и обрабатывающей промышленностях, сокращение и разрушение хозяйства.

К основным итогам приватизации относят появление института частной собственности, когда владельцы напрямую заинтересованы в результате, повышении эффективности работы своих предприятий. Очевидно проявились механизмы и стимулы рынка. Государство перестало дотировать многочисленные предприятия. Политические свободы легли на экономическую базу.

Однако современное общество до сих пор не разобралось с проблемой легитимности приватизационной собственности и результатами сделок. Также до сих пор нет уверенности в том, что процесс был экономически оправданным. Существует мнение, что главным итогом приватизационного процесса стало еще большее обнищание народа.

Правильная и естественная приватизация в России того времени проведена быть не могла по нескольким причинам: она осуществлялась незамедлительно, требовала достаточное количество подготовленных специалистов, проводилась в условиях недостатка государственных средств. В ходе процесса органы государственного правления утратили право вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *