Снимут ли с очереди на жилье по соц. найму?

› Квартирный вопрос › Снятие с очереди на жилье порядок действий и практика.

18.09.2020 1 414 просмотровСнимут ли с очереди на жилье по соц.  найму?

Что делать, если сняли с очереди на жилье, и как после этого восстановиться? Этот вопрос волнует граждан, которые годами стоят в очереди, а когда понимают, что долгожданная квартира появится не скоро, предпринимают попытки самостоятельно обустроить свой быт. Попробуем разобраться, всегда ли решение администрации правомерно и как решается данная проблема.

Как осуществляется учет

Правом на получение бесплатного жилья наделяется ограниченное число граждан, одни из которых имеют возможность получить квартиру по договору социального найма, другие субсидию для приобретения жилья.

И те, и другие предварительно обязаны зарегистрироваться в качестве нуждающихся в улучшении условий проживания в органе исполнительной власти субъекта, муниципального образования либо по месту осуществления трудовой деятельности или прохождения службы.

Общие основания постановки на учет определены жилищным кодексом, это:

  • отсутствие любого вида жилья;
  • наличие жилья, не соответствующего учетной норме;
  • проживание в нежилом помещении;
  • совместное проживание с тяжело больным человеком. Перечень заболеваний установлен Приказом Минздрава № 987н от 2012 года.

Кроме того, лицам, не относящимся к особым категориям (ветераны ВОВ, чернобыльцы и др.), необходимо подтверждение статуса «малоимущих граждан». Последний присваивается местным органом власти и означает отсутствие у заявителя и его семьи достаточного дохода и имущества для приобретения собственного жилья.

После принятия решения о признании лица нуждающимся  в жилье, последнему присваивается порядковый номер в очереди, в которой стоят граждане аналогичной категории. При этом если заявитель вправе претендовать на бесплатное жилье более чем по одному основанию, его могут поставить в несколько разных очередей.

За что снимают с учета

Причины и основания отказа в постановке на учет, а также снятия с учета будут разниться. Причиной выступает какое-либо действие или бездействие гражданина, а основанием законодательная норма, под определение которой попадает действие лица.

Так, например, в соответствии с жилищным законодательством основаниями для отказа в постановке на учет являются:

  • предоставление неполного пакета документов;
  • предоставление документов, не способных подтвердить право гражданина;
  • заявитель подал документы до истечения срока, установленного статьей 53 ЖК РФ.

Последнее из трех оснований предполагает совершение заявителем умышленных действий, приведших к ухудшению условий проживания семьи. В качестве таких действий могут рассматриваться, например, сделки по обмену или продаже недвижимости. В этом случае право на подачу заявления возобновляется не ранее, чем через 5 лет.

Рассмотрим вопрос, когда снимают с учета. В качестве оснований для снятия с учета статья 56 ЖК РФ устанавливает следующие:

  • добровольный отказ заявителя;
  • утрата основания;
  • переезд в иное муниципальное образование, за исключением смены места жительства в пределах городов федерального значения;
  • получение жилищной субсидии на покупку или строительство жилья;
  • получение земельного участка под строительство жилого дома, кроме семей, имеющих 3 и более детей;
  • выявление после постановки на учет недостоверных сведений, представленных заявителем, либо неправомерных действий должностного лица.

Возможно будет интересно!

Из смысла данных положений следует, что если Гражданин реализовал или утратил свое право, либо совершил намеренные действия, он подлежит снятию с учета.

Что в таких случаях делать и можно ли восстановиться? Судебная практика знает немало как положительных, так и отрицательных примеров оспаривания действий уполномоченных органов. 

Обжалование решения муниципалитета

По закону любое действие уполномоченного органа или действующего от его имени должностного лица  можно обжаловать в судебном порядке.

Рассмотрим вопросы, как восстановиться в очереди на жилье: куда обращаться, порядок действий, список документов, сроки и стоимость.

Конечной инстанцией в делах о защите прав граждан является суд. Иски об оспаривании решений государственных и муниципальных органов подлежат рассмотрению районными или городскими судами. Соответственно обжалование решений судов первой инстанции осуществляется в областных и краевых судах, а в исключительных случаях последней инстанцией становится Верховный суд.

Порядок действий заявителя будет подчиняться следующему алгоритму:

  1. Получение письменного уведомления о снятии с учета. Данный документ особенно важен, так как должен содержать причину и основание исключения гражданина из списка очередников.
  2. Обращение за разъяснениями. Этот этап необязателен, но желателен, если уведомление не содержит исчерпывающей информации. Заявление в муниципалитет подается  в форме обращения, ответ на которое в соответствии с федеральным законом № 59-ФЗ направляется заявителю в 30-тидневный срок.
  3. Составление заявления. Примерный образец иска о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий можно найти в интернете, однако, вследствие того, что в каждом конкретном случае содержание документа будет отличаться, целесообразнее обратиться за помощью к юристу.
  4. Сбор документов приложения. Последнее так же будет разниться в зависимости от обстоятельств дела, но общий  перечень может включать:
    • копию нотариальной доверенности, если у заявителя есть представитель;
    • квитанцию об уплате пошлины;
    • копию паспорта заявителя;
    • выписку из домовой книги;
    • документы на имеющуюся жилплощадь;
    • копию уведомления и ответа на обращение истца;
    • документы, подтверждающие право на получение бесплатного жилья;
    • иные документы.
  5. Участие в процессе. По правилам ГПК  административный Иск рассматривается в течение 10 дней, однако, этот период может увеличиться в связи с необходимостью назначения повторного заседания.
  6. Получение решения.
  7. Предъявление копии решения и заявления о восстановлении в очереди в уполномоченный орган.

Стоимость оспаривания решения администрации складывается из величины госпошлины за подачу неимущественного административного иска (300 рублей) и расходов, связанных с получением документов приложения. Отдельной строкой идут расходы на оплату услуг адвоката.

По срокам нужно знать следующее: после получения уведомления о снятии с учета у гражданина есть только 3 месяца для подачи иска. В случае пропуска срока возможность его восстановления определяет судебная инстанция.

Возможно будет интересно!

Есть ли смысл подавать в суд

Судебная практика: обзор, примеры, не способна дать четкого ответа на этот вопрос. Многое будет зависеть от обоснованности жалобы и полноты представленных доказательств.

Так, например, если очередник и его семья по факту улучшат условия проживания или утратят статус малоимущей семьи, рассчитывать на удовлетворение требований не стоит. Утрата статуса, то есть оснований постановки на учет, приведет к аналогичным последствиям.

В то же время велика вероятность удовлетворения иска, если уполномоченный орган ссылается на отказ очередника от наследства или на наличие у него садового дома.

Пересматривавший дело Верховный суд указал на то, что ни дочь, ни ее супруг не стали членами другой семьи, а сохранили право пользования жилыми помещениями, в которых были прописаны. В результате суд пришел к выводу о том, что условия проживания очередницы не изменились, отменил решения судов предыдущих инстанций, а требования истицы удовлетворил.

Снятие с очереди на жилье порядок действий и практика. Ссылка на основную публикацию Снимут ли с очереди на жилье по соц.  найму? Снимут ли с очереди на жилье по соц.  найму?

Сняли с очереди на жилье – основания и порядок обжалования. — Жилье инвалидам: особенности государственного обеспечения

На практике не редко встречаются случаи, когда инвалидов, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, исключают из списков на бесплатное предоставление жилья от государства в отсутствие на та законных оснований.

Если Вас сняли с очереди на жилье  предлагается изучить настоящую информацию и, при наличии сомнений в законности принятого должностным лицом решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, обратиться в суд с исковым заявлением о признании такого решения неправомерным. При этом не следует затягивать обращением с жалобой, так как статьей 219 Кодекса об административном судопроизводстве РФ предусмотрен трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением с момента, когда Вам стало известно о вынесении спорного решения.

Альтернативным способом защитить свои права может являться обращение в органы прокуратуры. Однако имеются риски формального рассмотрения обращения, а к моменту окончания проверки возможно истекут сроки подачи административного искового заявления. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении такого заявления.

Снимут ли с очереди на жилье по соц.  найму?

Основания принятия решения о снятии с учета принятых до 1 марта 2005 года граждан, нуждающихся в жилых помещениях

Основания, по которым допускается исключение инвалидов из списков нуждающихся в жилых помещениях определены ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Такими обстоятельствами могут послужить факты утраты оснований, по которым инвалиды были приняты на учет в соответствии со статьей 29 Жилищного кодекса РСФСР.

Необходимо иметь ввиду, что особых оснований для снятия инвалидов с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях не предусмотрено. Такие основания едины для всех категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

В соответствии с п.п.1,3-6 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ такими обстоятельствами являются:

  • Подача гражданином заявления о снятии с учета
  • Выезд на постоянное место жительства в другое муниципальное образование
  • Получение от государства субсидии на строительство или приобретение жилья
  • Получение от государства земельного участка для строительства дома (за исключением многодетных семей)
  • Выявление в предоставленных при постановке на учет документах недостоверных сведений или неправомерных действий должностных лиц

Учитывая, что к рассматриваемым правоотношениям применяется Жилищный Кодекс РСФСР, то применительно к основаниям исключения из очереди относится изменение обстоятельств, на основании которых гражданин был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Основания признания нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 29 ЖК РСФСР следующие:

  • Обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого региональным органом власти. Соответственно при выбытии одного или нескольких членов семьи, например при смерти или переезде на новое место жительство, обеспеченность жилой площадью может составить более установленной учетной нормы. В этом случае возможно исключение инвалида из очереди, за исключением случаев, когда Жилое помещение признано межведомственной комиссией администрации непригодным для проживания.
  • Проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям. В том случае, если в жилом помещении произведен капитальный ремонт или реконструкция, а межведомственной комиссией администрации вынесено заключение о пригодности жилого помещения для проживания, то принятие решения о снятии гражданина с учета правомерно.
  • Проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно.
  • Проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений
  • Иные основания не приводятся, как редко встречающиеся на практике.

Выводы из судебной практики

Снятие с учета на основании законодательных актов, вступивших в силу после 1 марта 2005 года, кроме случаев, предусмотренных подп. 1, 3 — 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, незаконно.

За что вас могут снять с очереди на получение бесплатного жилья?

В очередях на заключение договора социального найма жилья из муниципального фонда по всей стране стоят сотни тысяч людей.

Читайте также:  Что делать, если ремонт соседской квартиры привёл к ущербу

Жилищный кодекс предусматривает немало оснований для заключения такого договора, так что фактически даже из внеочередников давно образовалась длинная и безнадежная очередь.

Стоять в ней можно двадцать и даже тридцать лет, продвигается она чрезвычайно медленно – квартир не хватает.

Это одна из причин, по которой многие местные власти очень рады любой возможности вычеркнуть очередника из списка.

Причем основаниями для вычеркивания они готовы считать все, что угодно, все, что хотя бы отдаленно напоминает решение жилищной проблемы.

Например, женщина, стоящая в очереди, вышла замуж и стала жить у мужа – ну чем не основание? Она же теперь улучшила свои жилищные условия. Снимаем!

А что на самом деле?

На самом деле, базовых оснований для снятия с учета как нуждающегося в улучшении жилищных условий только четыре:

  • собственное желание на то очередника, зафиксированное в его заявлении;
  • исполнение властями своих обязанностей и предоставление очереднику муниципального жилья по договору социального найма или аналога;
  • самостоятельное решение очередником своей жилищной проблемы в виде приобретение в собственность жилья. 
  • утрата оснований для заключения с очередником договора социального найма.

Никакие другие варианты основанием не являются. Если человек за свои деньги снимает жилье у частного лица – он не утрачивает права на муниципальную квартиру.

Если человек заключил Брак и живет в квартире у жены или мужа – он сохраняет свое место в очереди, потому что право на пользование жильем второй половины временное, обусловленное только наличием семейных отношений между ними. А теперь рассмотрим каждое основание немного подробнее.

Заявление очередника

Тут бывает по-разному. Кто-то устал ждать и сам решил свою жилищную проблему, кто-то просто отчаялся и махнул рукой на очередь, кто-то удачно вступил в брак. Эти причины в данном случае не важны. Если очередник приходит и подает заявление с просьбой снять его с учета, то ответственный орган или учреждения вычеркивает его из этого списка.

Предоставление жилья

Наверное, это самый редкий случай. Если власти предоставили, наконец, социальное жилье, очередник, конечно, снимается с учета как реализовавший свое право. Здесь возможны альтернативные варианты.

Например, вместо квартиры в натуре человек получил денежную компенсацию и согласился с этим. Тогда обязательство властей считается исполненным.

Другой вариант – предоставление земельного участка для строительства, получение поддержки на возведение отдельного частного жилья.

Утрата оснований для учета

В зависимости от самого основания это может быть смерть лица, страдавшего болезнью из правительственного перечня, увольнение из органов прокуратуры или суда, отставка из вооруженных сил, достижение ребенком из многодетной семьи совершеннолетия и т. п. Самостоятельное решение жилищного вопроса – частный случай утраты оснований, но только если человек приобрел жилья в собственность.

Еще два основания

Существуют еще два особых случаях, когда очередников снимают с учета. Во-первых, если человек уехал в другое муниципальное образование (другой район области, как правило), кроме муниципалитетов в пределах городов федерального значения.

Таких всего три: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Во-вторых, если документы, подтверждающие права человека на социальное жилье, не соответствовали действительности.

То есть если основания предоставления муниципальной квартиры не было изначально.

Сняли с очереди на квартиру

Департамент жилищной политики и жилищного фонда отчитался перед Мэром Собяниным о неуклонном уменьшении числа очередников, создав иллюзию того, что всё большее число жителей города Москвы более не нуждается в улучшении своих жилищных условий. Однако на деле, такое сокращение количества очередников, оказалось всего лишь «процедурой», предназначенной для того чтобы оставить многих из них у «разбитого корыта».

  • На практике, подобная «Процедура», выглядит следующим образом.
  • К примеру, некие жители города Москвы, с 1989 года стоят на жилищном учете, раз в несколько лет предоставляют в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы документы на переосвидетельствование (подтверждающие то, что их жилищные условия с момента постановки на жилищный учет никак не улучшились), и вдруг получают уведомление из Департамента, о том, что, их оказывается, уже как несколько месяцев назад сняли с жилищного учета.
  • Многие уже бывшие очередники после такого известия не знают, что им делать дальше, ведь они долгое время стояли на очереди, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, никаких незаконных сделок с жильем не совершали, и вот теперь, через двадцать с лишним лет «стояния» получают известие о том, что, оказывается, они не могут претендовать на жилье от государства или на помощь в приобретении жилья с использованием государственных (муниципальных) средств.

Что делать в такой ситуации и насколько вообще законно снятие граждан с жилищного учета после стольких лет нахождения в очереди на жилье? Давайте разберемся в этих вопросах подробнее, рассмотрев несколько наиболее распространенных ситуаций.

Прислали по почте извещение или позвонили по телефону и сообщили о снятии с очереди, но не предоставили официальных документов о снятии с очереди

Как правило, работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.

Москвы не утруждают себя предоставлением очередникам копии Распоряжения о снятии с жилищного учета, а просто звонят по телефону или присылают письма-извещения, где содержится краткая информация о снятии с жилищного учета. При этом бывшие очередники не ставятся в известность о том, по каким именно основаниям их решили снять с жилищного учета.

В результате получается ситуация, при которой граждане уже знают о том, что их сняли с жилищного учета, но не знают, на каком основании это было сделано. Ни сообщение по телефону, ни письмо-извещение в суде не обжалуешь, поскольку они не являются официальными документами (действиями должностных лиц), которые могут быть оспорены в судебном порядке.

Чтобы разъяснить ситуацию, гражданам необходимо самостоятельно обратиться с письменным заявлением (копию которого с отметкой о принятии нужно будет оставить у себя) в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.

Москвы, в котором просить предоставить им в 30-дневный срок копию Распоряжения о снятии с жилищного учета. После чего, в течение тридцати дней с момента подачи вышеуказанного заявления, получить по почте копию Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.

Москвы о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Однако, в большинстве случаев, даже получив по почте из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы копию Распоряжения о снятии с жилищного учета, по его содержанию невозможно понять, по какому именно основанию (в связи с какими конкретно обстоятельствами) граждан сняли с жилищного учета.

Как правило, в Распоряжении содержатся лишь общие формулировки (например, указывается на то, что очередники Иванова и Петров подлежат снятию с жилищного учета на основании п.2 ч.1 ст.15 и п.1 ч.6 ст.21 Закона г. Москвы от 14.06.

2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», при том, что данные нормы права носят очень общий характер, и по основаниям, предусмотренным в этих нормами, могут снять с жилищного учета в самых разных жизненных ситуациях).

Чтобы прояснить ситуацию, нужно подать в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы ещё одно заявление, в котором указать, что заявители просят в 30-дневный срок в письменном виде известить их, о конкретных причинах снятия их с жилищного учета.

Только после того, как из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы будет прислано письмо, в котором будут четко изложены основания для снятия заявителей с жилищного учета, можно будет решать вопрос об обжаловании Распоряжения о снятии с жилищного учета в судебном порядке.

Сняли с очереди, посчитав всё имущество, какое можно и какое нельзя

Очень часто снятие с очереди производится на основании сложения площадей ВСЕХ жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности или праве пользования, что, зачастую, делается с нарушением требований действующего законодательства.

Например, в 1989 году на очередь по улучшению жилищных условий (жилищный учет) была поставлена гражданка Н. с дочерью И. и сыном М. После постановки на жилищный учет Н.

со своими детьми продолжала проживать в той же квартире, и никаких новых жильцов в эту квартиру с 1989 года по 2012 год вселено (зарегистрировано по месту жительства) не было.

При этом, заявление о постановке на очередь было подано в 1989 году конкретно гражданкой Н.

В 2012 году Н. получила по почте письмо из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором говорилось о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета. В полученном гражданкой Н. Распоряжении Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.

Москвы о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета, говорилось о том, что принимая во внимание общую площадь квартиры семьи Н. (34 кв.м.), а также общую площадь квартир мужа её дочери (68 кв.м.) и двоюродного брата (78 кв.м.), на каждого из членов семьи гражданки Н.

приходится более 18 кв.м. общей площади, в связи с чем семья гражданки Н. подлежит снятию с жилищного учета. При этом Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы посчитал площадь квартиры мужа дочери гражданки Н. и двоюродного брата гражданки Н.

, притом, что квартира мужа дочери была получена им по наследству.

В данном случае работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы грубо нарушили требования Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Согласно ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г.

№29 к членам семьи заявителя относятся — супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.

Поскольку в указанном выше примере заявителем при постановке на очередь являлась Н., а не её дочь, то муж дочери никак не может быть признан членом семьи заявителя. Кроме того, как уже было указано выше, в квартиру с 1989 года никто не вселялся. Соответственно, муж дочери и двоюродный брат гражданки Н.

не могут быть признаны членами семьи заявителя. Муж дочери получил свою квартиру по наследству, что исключает наличие в этой квартире супружеской доли дочери гражданки Н., как совместно нажитого имущества. Сама же гражданка Н. не являлась сособственником квартиры, приватизированной на имя её двоюродного брата.

Поэтому квартиры, принадлежащие на праве собственности мужу дочери гражданки Н. и двоюродному брату гражданки Н., никак не могут учитываться Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, поскольку иное было бы явным нарушением требований ч.2 ст.1 Закона г.

Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29.

Читайте также:  Телефон службы безопасности Сбербанка: как узнать?

То есть, в рассмотренном случае, Распоряжение о снятии с жилищного учета может быть оспорено в суде, как принятое Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с нарушением вышеуказанной нормы права.

Сняли с очереди за то, что теперь не считаются льготы, действовавшие при постановке на жилищный учет

В последнее время участились случаи снятия с жилищного учета граждан, поставленных на жилищный учет до 01 марта 2005 года, по какому-нибудь основанию, которое по состоянию на 2012 год льготным основанием для постановки на жилищный учет уже не считалось.

Например, семью гражданки И. поставили на жилищный учет в 1991 году по категории «Одинокие матери». В 2012 году И. получает по почте письмо, в котором говорится о том, что она более не считается нуждающейся в улучшении жилищных условий, по причине утраты основания, по которому она была принята на жилищный учет в 1991 году.

В рассматриваемом случае очередник вправе обжаловать в судебном порядке Распоряжение о снятии его с жилищного учета, как незаконное. Дело в том, что Законом г.

Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» такая категория очередников, как «Одинокие матери», действительно, не предусмотрена. Однако гражданка И.

была принята на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и в этом случае применяется норма пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», в котором сказано нижеследующее:

«Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 — 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части».

Таким образом, гражданка И., как принятая на жилищный учет до 01 марта 2005 года, может быть снята с жилищного учета по четко определенному перечню оснований, а именно:

  1. в связи с подачей по месту учета заявления о снятии с учета;
  2. в связи выездом на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  3. в связи с получением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  4. в связи с предоставлением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
  5. в связи выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет;
  6. в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договору социального найма.

Поскольку на день принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Распоряжения о снятии с жилищного учета гражданка И.

по-прежнему была матерью-одиночкой, то снятие её с жилищного учета по причине отсутствия такой категории очередников в ныне действующем законодательстве является прямым нарушением требований пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.

N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», и вышеуказанное Распоряжение может быть оспорено гражданкой И. в судебном порядке.

Предложили несколько вариантов, очередники согласились на один из них, но их всё равно сняли с очереди, а квартиру так и не предоставили

Часто работники Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предлагают очередникам заведомо невыгодные варианты улучшения жилищных условий, и после нескольких отказов от предложенных очередникам вариантов, их снимают с жилищного учета.

Так, например, очередникам города Москвы, например, 1990 года постановки на жилищный учет, могут предложить одну квартиру в городе Чехове, а после отказа от этого варианта предложить сразу два варианта в городе Балашиха-3.

Естественно, граждане, проживающие в городе Москве рядом с метро, шоссе и хорошо развитой инфраструктурой, отказываются от таких вариантов «улучшения» их жилищных условий.

После получения от очередников трех подряд отказов от предложенных вариантов, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы на основании статьи 21 Закона г.

Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» переводит таких очередников в отдельный список, и после ещё двух подряд отказов от столь же «выгодных» вариантов улучшения жилищных условий, принимает Распоряжение о снятии граждан с жилищного учета.

Такое Распоряжение о снятии с жилищного учета можно обжаловать в судебном порядке, на основании того, что было нарушено требование пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.

N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (особенности применения которой были рассмотрены нами выше), поскольку вышеуказанные очередники были поставлены на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и, соответственно, их нельзя снимать с жилищного учета по основаниям, прямо не указанным в вышеназванной норме права.

Таковы в настоящее время наиболее распространенные основания для снятия жителей города Москвы с жилищного учета. Все перечисленные выше основания являются незаконными и могут быть обжалованы гражданами в суде.

Но при этом нужно помнить о том, что срок для обжалования в суде Распоряжения о снятии с жилищного учета ограничен тремя месяцами с даты принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы обжалуемого Распоряжения.

Поэтому заявление в суд нужно успеть подать до истечения вышеуказанного трехмесячного срока.

ВНИМАНИЕ! С 13 ноября 2014 года все функции Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы были переданы Департаменту городского имущества г. Москвы (ДГИ).

  1. Читайте еще по данной теме:
  2. Егоров Константин Михайлович, Юрист
  3. Телефон: 8 (495) 740-55-17
  4. Источник: Московские юристы

Смогу ли я встать в очередь на получение жилья?

Followtheflow/Depositphotos

Отвечает доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ Оксана Васильева:

Собственница квартиры и вправду может снять вас с учета в ее квартире через суд на основании, например, того, что вы там больше не проживаете. 

Сейчас вы можете договориться с владельцем арендуемой вами квартиры о временной регистрации.

По закону, малоимущие граждане могут претендовать на получение жилья по договору социального найма. Чтобы получить статус малоимущего, необходимо обратиться к региональному законодательству, так как везде свои стандарты. Но все равно при признании вас малоимущим будут учитываться ваш доход и стоимость всего вашего имущества.

  • Можно ли встать на очередь и получить квартиру?
  • Можно ли встать в очередь на получение квартиры?
  • Нуждающиеся в жилых помещения должны соответствовать следующим условиям:
  • не иметь жилое помещение по договору социального найма;
  • иметь жилое помещение, которое не соответствует минимальным требованиям;
  • имеющиеся жилье не отвечает минимальным размерам, исходя из единицы площади на одного члена семьи;
  • имеется член семьи, болеющий тяжелым заболеванием, из-за чего жить в коммуналке с другими семьями с ним невозможно.

Встать на учет нуждающихся в жилом помещении можно по одному основанию или сразу по нескольким, если они есть.

Чтобы встать на учет, необходимо подать заявление в МФЦ или в другой орган местного самоуправления, отвечающий за данный вопрос. К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие ваше право на предоставление жилья по социальному найму. Также надо быть готовым, что от вас потребуют предоставление дополнительных документов. После подачи заявления вам дадут ответ в течение 30 дней.

Что такое социальное жилье и для кого оно?

Своя квартира VS арендованная: что выгоднее

Отвечает руководитель юридической компании «Владислав Фролов и партнеры» Владислав Фролов:

Для того, чтобы вас приняли на учет как нуждающегося в жилом помещении, необходимо соблюдение следующих условий:

  • признание вас малоимущим;
  • ваша обеспеченность общей площадью жилого помещения должна быть менее учетной нормы, которая в Москве составляет менее 10 кв. м для отдельных квартир, менее 15 кв. м – для коммунальных квартир, менее 6 кв. м – для общежитий.

Обратите внимание, что учитывается общая площадь жилого помещения, принадлежащая вам на праве собственности или находящаяся у вас в пользовании на любом основании. Данная площадь может находиться в любом регионе Российской Федерации. Кроме того, вы должны прожить в Москве по постоянной регистрации не менее 10 лет.

Дешевые квартиры в Москве: миф или реальность

Московское счастье: зачем покупать квартиру-студию

Отвечает руководитель юридического департамента агентства недвижимости «Бон Тон» Дмитрий Логинов:

Постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется на основе регионального законодательства. В данном случае г. Москвы. Согласно ст.

3 Закона «Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы», постановка на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий может быть осуществлена при условии проживания на территории столицы в общей сложности в течение 10 лет.

Поскольку из содержания вопроса понятно, что вы были зарегистрированы в Москве не ранее 2016 г., вам в постановке на учет, к сожалению, откажут.

  1. Текст подготовила Мария Гуреева
  2. Не пропустите:
  3. Все материалы рубрики «Хороший вопрос»
  4. Ипотека без первоначального взноса: что это и стоит ли ее брать
  5. Все в дом: как за год накопить на первоначальный взнос
  6. Все расходы при покупке квартиры в новостройке

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

Почему очередники не берут бесплатное жилье?

Жилищная очередь на Юго-Востоке столицы за последние семь лет уменьшилась на пять тысяч семей. Многие получили квартиры по договору социального найма, то есть бесплатно. Но вот парадокс – не все очередники, которые были включены в план обеспечения, воспользовались правом на такое жилье. Что не устраивает тех, кто сам затягивает переезд? Давайте разберемся.

Читайте также:  Обжалование решения суда по административному делу

Заместитель начальника отдела реализации жилищных программ Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в ЮВАО Ирина Кузнецова сообщила, что сегодня в округе 15 тыс. семей ожидают новое жилье.

И эта очередь, впрочем, как и по всему городу, продолжает сокращаться. Из нее выходят досрочно участники городских возмездных программ.

А после принятия Жилищного кодекса РФ все меньше людей встает на учет нуждающихся в жилых помещениях, которые можно получить по договору соцнайма.

Это связано с тем, что теперь на бесплатное жилье могут претендовать семьи, официально признанные малоимущими. Но далеко не все могут получить такой статус, хотя и проживают в крайне тесных помещениях, по площади соответствующих учетной норме.

Поэтому новое пополнение очередников не такое большое, как в прежние времена. Горожан принимают в основном на другой учет – нуждающихся в содействии города в приобретении жилых помещений.

А значит, они могут воспользоваться только возмездными способами решения жилищного вопроса, привлекая для этого личные сбережения.

С помощью платных программ улучшают свои жилищные условия и очередники, вставшие на учет до 1 марта 2005 года, – те, кто не хочет долго ждать квартиры по социальному найму. Они приобретают у города на льготных условиях жилую площадь в свою собственность. Все это и ведет к тому, что жилищная очередь сокращается. Но в то же время растет срок ожидания бесплатных метров.

Спрос и предложение

По договору социального найма квартиры в нынешнем году предоставляются москвичам, которые простояли на очереди от 21 до 23 лет.

– Плановым очередникам мы предлагаем жилые помещения в домах-новостройках, возведенных на Люберецких полях, в московском районе Некрасовка, – сказала И. Кузнецова.

– А в прошлом году такая же площадь имелась в Южном Бутове. Мы обеспечили почти всех, кто был принят на жилищный учет до 1 января 1990 г. по общим основаниям, и первоочередников – до 1 января 1992 г.

По нескольку вариантов предложили тем, кто еще не дал согласие на переезд.

Как выяснилось, смогли отметить новоселье и семьи 1991 года постановки на учет по общим основаниям. Им были предложены жилые помещения, от которых отказались по разным причинам плановые очередники.

Этот невостребованный жилищный фонд состоял в основном из больших квартир. И переселиться туда смогли семьи, численность которых тоже немаленькая. Обязательным условием предоставления такого жилья было согласие очередников полностью освободить занимаемые жилые помещения.

То есть, они получали трех-, четырехкомнатные квартиры, а взамен отдавали городу свои «однушки» и «двушки», которые можно использовать по программе социального найма.

Именно квартиры такой площади, да еще в обжитых районах столицы пользуются спросом у очередников с большим стажем ожидания.

Заметим, что работа по подбору жилых помещений довольно сложная. Ведь жилищники должны оформлять бесплатную площадь в строгом соответствии с нормой предоставления – 18 кв. м на одного человека. А в случае с очередниками 1991 года надо еще и получить согласие от всех членов семьи на освобождение занимаемой квартиры.

Трудности с переездом

По словам Ирины Кузнецовой, большинство плановых очередников, получив предложение, быстро решают свой жилищный вопрос. Это и понятно, велико их желание поскорее справить новоселье и наконец-то пожить в нормальных условиях. Однако нередки еще случаи, когда люди затрудняются в выборе подходящего для себя варианта.

Дело в том, что согласно статье 22 Закона города Москвы от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» социальное жилье может быть предоставлено в пользование как с освобождением занимаемой площади, так и в дополнение к ней.

А поскольку с годами многие семейства разрастаются, внутри них образуются новые семьи, очередники чаще склоняются к варианту, который позволяет разъехаться в отдельные помещения.

Но бывает так, что этот способ улучшения жилищных условий выбирают даже те, для кого он и вовсе не подходит.

Пример одной такой семьи. Трое очередников, родители и сын, проживают в однокомнатной квартире площадью 34 кв. м. Их приняли на жилищный учет, когда еще была жива бабушка. Хотя состав семьи изменился, с очереди ее не сняли. До сих пор у них на человека приходится меньше 18 кв. м. И вот после 23 лет ожидания пришло время получать бесплатную квартиру.

Семье была предложена большая «двушка» (около 60 кв. м) в Некрасовке. Но переезжать туда она не захотела. Родители пожелали остаться в прежней квартире, ссылаясь на то, что им трудно будет обживаться на новом месте. А вот сын – другое дело, он уже взрослый, скоро заведет свою семью.

Молодой человек с удовольствием вселится в «однушку» даже на окраине, за МКАД.

В жилищном управлении очередникам объяснили, что им невозможно предоставить квартиру в дополнение к занимаемой. По закону на всех членов семьи полагается жилая площадь в размере 54 кв. м (18 х 3).

Следовательно, за вычетом уже имеющихся 34 «квадратов», очередникам положено жилое помещение площадью 20 кв. м. Но таких маленьких квартир сейчас не строят. И чем закончится эта история пока не ясно.

Люди стоят на своем, отклоняя самые различные варианты переезда.

Кстати, порой очередники просят сразу несколько квартир, чтобы разъехаться. Однако Закон не предусматривает такой случай. На одну семью полагается выделять одно жилое помещение. А считается по Жилищному кодексу РФ семья одной, если на нее заведено одно учетное дело. И эту законодательную норму никак не обойти.

И район не тот, и соседей нет

Порой плановых очередников не устраивает район, где предоставляется жилье по социальному найму. Так и не может определиться семья, в составе которой всего два человека – мать и дочь. У них небольшая комната в коммунальной квартире. Но ехать в отдельное жилье – просторную «двушку» на Люберецких полях они отказываются.

У дочери сейчас работа в шаговой доступности от дома, к тому же, рядом метро. А от строящегося микрорайона до места ее работы слишком далеко. Эта семья обратилась с просьбой подобрать в их районе жилое помещение за выбытием, но только не в пятиэтажном фонде. И теперь в окружном управлении пытаются как-то решить вопрос.

Но свободных квартир, отвечающих запросам женщин, в резерве нет.

Еще труднее угодить одиноким очередникам преклонного возраста. Человек всю жизнь прожил, к примеру, в районе Лефортово, все для него там привычное и родное, решиться на переезд очень тяжело. Однако с жилищного учета он не снимается. Надеется, что поблизости от его дома, в том же районе освободится когда-нибудь подходящая квартира.

– Стариков, конечно, можно понять, – заметила Ирина Владимировна. – Большинство проживает в коммуналках, где соседи заменили им родственников. С переездом на новое место жительства они боятся разорвать эти связи. Но город заселяет дома в районах массовой застройки. Хорошо еще, что сегодня это Некрасовка, не нужно покидать свой округ.

Пятый вариант – последний

Чтобы разрешить тупиковые ситуации, у жилищников в арсенале имеется положение о пятом варианте.

Как объяснила Ирина Кузнецова, в течение года плановым очередникам предлагаются три варианта улучшения жилищных условий. Если они отказываются, то их обеспечение переносится на следующий год. И тогда предлагаются еще два варианта.

При этом последний из них оформляется распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города. Граждан официально уведомляют, что это предложение – последнее, и в случае отказа они будут сняты с учета и останутся в прежней квартире.

Если очередник не подписывает Договор социального найма, его ждет именно такая участь.

К этому крайнему варианту, конечно, прибегают в исключительных случаях. Большинство очередников в самый последний момент решаются на переезд. Но есть среди них и те, кто на все обращения просто не отвечает.

В прошлом году несколько таких семей были сняты с очереди. Если они пожелают вновь на нее встать, то в расчет будет приниматься их занимаемая площадь не по норме предоставления, а по учетной, когда на одного человека приходится менее 10 кв. м.

У многих очередников за время ожидания новой квартиры изменился состав семьи. И нередко появлялись дополнительные метры, которые все же позволяли сохранить место в очереди. Но быть вновь принятыми на учет с таким метражом им вряд ли удастся.

Жизнь сама распорядилась

А под конец в Юго-Восточном управлении рассказали жилищную историю со счастливым поворотом. Это семейство долго не решалось на переезд. Родители оставили дочери и сыну трехкомнатную квартиру. У каждого образовалась своя семья, они даже стали бабушкой и дедушкой – появились внуки. Но все по-прежнему жили вместе и ждали подхода очереди на бесплатное жилье.

Попав в план обеспечения, очередники 1989 года получили предложение в виде новой большой квартиры в дополнение к имеющейся. Однако брат с сестрой так и не смогли решить, какая из семей должна вселиться в новостройку. Каждая из сторон желала остаться в родительском доме и утверждала, что имеет больше на то оснований, хотя даже численность семей была одинакова.

Спор, тянувшийся целый год, разрешился сам собой. Жизнь так распорядилась, что у сестры появился еще один внук. А с рождением маленького ребенка ей полагалась жилая площадь на 18 кв. м больше, чем брату. Это обстоятельство и разрешило сложную ситуацию.

Бабушка наконец-то решила переехать в другой район. И сегодня, после новоселья, она довольна своим выбором. Теперь живет со своими детьми и внуками в новостройке, в благоустроенной квартире и очень рада, что все для них так благополучно завершилось.

Алексей Журавлев

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *