ВУЗ требует купить и вести запись с нескольких камер во время сессии

Как вы считаете, обязательно ли на дистанционном обучении включать камеру?

  • С точки зрения школы, да, обязательно. Учитель должен иметь визуальный контакт с каждым учеником.
  • По мнению многих школьников и некоторых родителей, нет. Вдруг, у семьи нет возможности приобрести современный компьютер с веб камерой?
  • Согласно же действующему законодательству РФ, статьи о включении камеры на дистанционном обучении не существует. А еще, требование «обязательно включать камеру» нарушает право граждан на защиту частной жизни. Следовательно, буква закона разрешает не использовать видеосвязь во время дистанционного обучения.

Дистанционка, так внезапно ворвавшаяся в жизнь нынешнего школьника, пока не имеет четкой законодательной базы. В школьных уставах ее нормы пока тоже не прописаны. Вот и получается, вопрос «нужно ли включать камеру на дистанционном обучении» до сих пор остается без четкого ответа.

Чтобы понять, нужно ли подчиниться, если от вас требуют включить видео, рассмотрим каждую точку зрения более подробно.

ВУЗ требует купить и вести запись с нескольких камер во время сессии

Мнение школы

Главное слабое место дистанционной системы обучения – низкая эффективность. Ученики во время удаленного урока имеют массу возможностей списать материал, подсмотреть ответы или схалтурить как-то еще.

Они не заботятся о своем внешнем виде, не настраиваются на продуктивную работу, часто покидают рабочее место, едва зарегистрировавшись в конференции.

И даже уже не удосуживаются придумать убедительную отмазку, почему они прогуляли урок.

Учитель не может полноценно оценить качество знаний и уровень усвоения пройденного материала. Он даже контролировать, все ли полноценно присутствуют, не в состоянии.

Многие дети спрашивают, можно ли на дистанционном обучении включить камеру, а после переклички выключить.

Как правило, педагоги требуют непрерывного и обязательного визуального контакта с каждым подопечным. Что редко выполняется, увы.

В результате, оценки у детей в конце четверти отличные, а эффективность обучения – ниже среднего.

Визуальный контакт с учеником дает учителю возможность адекватно оценить успеваемость ребенка. Видео дисциплинирует детей, ведь лицо учителя в мониторе не дает отвлекаться и отлынивать от занятия.  Таким образом, школа безоговорочно уверена, у вопроса надо ли включать камеру на дистанционном обучении есть только один ответ – ДА, в обязательном порядке.

ВУЗ требует купить и вести запись с нескольких камер во время сессии

Мнение детей и родителей

Многие дети не хотят включать камеру на дистанционном обучении. Во многом, чтобы создать себе комфортные условия. Никак, однако, не способствующие поднятию успеваемости. Ведь это так здорово, когда училка тебя не видит! Можно параллельно играть в приставку, слушать музыку, списывать у отличницы ответы через WhatsApp. Да еще и не заботиться о своем внешнем виде.

Нередко сами родители сомневаются, обязательно ли иметь веб камеру для дистанционного обучения. Среди минусов такого формата выделяют следующие моменты:

  • Визуальная передача данных создает нагрузку на качество связи. При слабом интернете картинка постоянно виснет;
  • Без включенной вебки ребенок чувствует себя более комфортно и уверенно, меньше стесняется;
  • Если у семьи нет веб-камеры на стационарном ПК, ее приобретение ведет к дополнительным финансовым тратам;
  • Видео в формате онлайн создает семье определенные неудобства, особенно, если компьютер нельзя переносить с места на место.

Поэтому, часто родители разрешают не подключать видеосвязь. Тем более, деть клянется – на качестве обучения это не отразится.

В результате, мама и папа уверены, чадушко учится удаленно. А на деле, если они разрешили ему отказаться от использования камеры при дистанционном обучении, никаких знаний он не получает. Педагог же, не может гарантировать результат, и вообще, как-то контролировать ситуацию.

ВУЗ требует купить и вести запись с нескольких камер во время сессии

Буква закона

Выше мы объяснили, зачем школа требует в обязательном порядке включать камеру на дистанционном обучении. Также рассказали, почему дети и родители этого делать не хотят.

Теперь выясним, отражен ли данный вопрос в законодательстве.

На сегодняшний день, закона о обязательном включении камер на дистанционном обучении, нет. И вообще, порядок функционирования удаленки никак пока не регламентируется. Законопроект даже не на обсуждении. Госдума понимает, в этом направлении нельзя торопиться. Важно тщательно взвесить все плюсы и минусы, обязательно выслушать разные точки зрения, обсудить детали с обществом.

Косвенно, обосновать отказ включать видео помогает Конституция РФ:

  • Ст. 23 «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни…»;
  • Ст. 24 «…Использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается»;
  • Ст. 25 «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц…».

Как видите, если люди не хотят демонстрировать на экране свой дом, и, так или иначе, транслировать подробности частной жизни, без согласия никто не вправе их к этому принуждать.

Следовательно, не включать камеру на дистанционном обучении можно. Видео не является обязательным правилом урока на удаленке.

ВУЗ требует купить и вести запись с нескольких камер во время сессии

Давайте подведем итоги.

Закон разрешает не включать камеру во время дистанционного обучения. А точнее, не обязывает ученика ею пользоваться в обязательном порядке. Вы можете прикрыться этой возможностью и отказать учителю в просьбе включить видеосвязь.

Однако, если рассмотреть ситуацию с точки зрения потенциальной пользы для ученика, а также учесть момент элементарного уважения к педагогу, веб камеру лучше включить. Здесь не место принципиальности. Хотите бастовать? Привяжите себя к забору или устройте голодовку на красной площади.

Разумеется, если у семьи нет возможности использовать камеру по техническим причинам, и нет денег на устранение проблемы, тут уже навстречу должна идти школа. Например, за свой счет устранить проблему.

Это наше мнение, вам не обязательно его придерживаться. А что думаете на этот счет вы, обязан ли ученик на дистанционном обучении включать камеру?

Получить высшее онлайн? Да это фикция, а не образование! Или нет?

ВУЗ требует купить и вести запись с нескольких камер во время сессии

 vlada_maestro / shutterstock

А вот и нет, это полноценные программы высшего образования. Студенты учатся в вузе, выпускники получают дипломы бакалавра или магистра (в зависимости от программы).

Поступление на обучение происходит так же, как и на любую другую программу бакалавриата или магистратуры. Так, поступающим в бакалавриат нужно подать документы в вуз и иметь результаты ЕГЭ не ниже определённого проходного балла.

Просто процесс обучения организован дистанционно, онлайн.

Например, у Skillbox и РАНХиГС есть программа онлайн-бакалавриата по IT-направлению — Data Science & Machine Learning.

Поступившие на неё студенты учатся в одном из институтов в структуре РАНХиГС — Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

А именно — в Институте экономики, математики и информационных технологий РАНХиГС. Выпускники получат диплом бакалавра РАНХиГС по специальности «Прикладная информатика».

Все знания и навыки по этой программе соответствуют уровню РАНХиГС и требованиям, которые рынок труда предъявляет специалистам по Data Science & Machine Learning. Занятия проводят преподаватели РАНХиГС, а также приглашённые практики из IT-компаний, эксперты по Data Science & Machine Learning.

ВУЗ требует купить и вести запись с нескольких камер во время сессии

Редакция Skillbox

Пишем о событиях, явлениях и понятиях из мира дизайна и программирования, геймдева, образования и бизнеса.

Нет, это именно очная форма обучения, и именно такая форма будет указана в дипломах выпускников. Просто студентам не нужно приезжать на занятия в вуз (даже когда закончится пандемия), потому что все занятия организованы в электронном формате.

Вы сидите у себя дома или где угодно ещё (главное, чтобы был доступ к интернету) и слушаете лекцию, которую преподаватель в этот же момент читает в аудитории вуза или в специально оборудованной студии. Это удобно — ради очного обучения в таком формате не нужно переезжать в город, где расположен вуз.

Факт использования для обучения электронного формата и дистанционных технологий сам по себе не превращает очную форму обучения в заочную.

Главное отличие очной (или, как её ещё называют неформально, дневной) формы от заочной не в технологиях, а в том, как строится учебная программа.

Процесс обучения по любой образовательной программе вуза состоит из:

  • Аудиторных (контактных) часов. То есть часов занятий, которые проходят непосредственно с преподавателями, — лекций, семинаров, воркшопов, лабораторных работ и так далее.
  • Часов самостоятельной работы. Предполагается, что столько времени студенту требуется на чтение учебной литературы и изучение других материалов.
Читайте также:  Образцы исковых заявлений о лишении родительских прав

Так вот, в «заочке» обычно больше самостоятельных занятий и меньше аудиторных (контактных) часов, чем в очной форме обучения. Занятия с преподавателями в «заочке», как правило, бывают только во время установочной сессии (они длятся примерно по 1-2 недели каждый семестр).

Ещё одно отличие: заочно учатся, как правило, дольше, чем очно. Например, срок обучения в бакалавриате очно обычно четыре года, а заочно — на полгода-год дольше. Так получается, потому что у «очки» интенсивность занятий выше — обычно студенты занимаются каждый будний день по несколько часов, тогда как «заочка» рассчитана в основном на работающих людей, у которых меньше времени на учёбу.

В очных онлайн-бакалавриате или онлайн-магистратуре такое же количество контактных часов и такая же продолжительность обучения (четыре года в бакалавриате и два года в магистратуре), как если бы занятия проходили непосредственно в аудиториях вуза.

Понятия «онлайн-бакалавриат» и «онлайн-магистратура» условные, как особая форма образования в законе они не закреплены. С точки зрения законодательства это «очная форма образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

В дипломе указывается:

  • направление подготовки программы бакалавриата или магистратуры;
  • код и наименование специальности или направления подготовки, по которым освоена образовательная программа (например, 09.03.03 «Прикладная информатика»);
  • присвоенная квалификация (бакалавр или магистр).

В приложении к диплому будет также отмечено, что форма обучения очная, и указано, какой был срок обучения. Но закон не требует отражать в дипломе, какие технологии применялись в образовательном процессе.

Это абсолютно законно, и это не экспериментальный формат.

Экспериментальным онлайн-образование считалось только до принятия Федерального закона от 29.12.12 №233-ФЗ «Об образовании в РФ». С момента его вступления в силу, то есть с 2013 года, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии стали рабочими инструментами, которые вправе применять любые образовательные организации, в том числе вузы (ч. 2 ст. 13, ст. 16 закона №233-ФЗ).

Правда, какое-то время не хватало подзаконных актов, но в 2017 году Министерство образования и науки утвердило Порядок применения образовательными организациями электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (приказ №816 от 23.08.

17). Там разрешены в том числе образовательные программы с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Никаких запретов для реализации в таком формате программ высшего образования нет.

Другое дело, что вузы не сразу почувствовали необходимость в запуске программ высшего образования с применением таких технологий, они не были уверены в востребованности этого формата и не всегда обладали достаточной для него технической базой.

Ситуацию изменил, с одной стороны, массовый переход на дистанционное обучение из-за пандемии, с другой — рост популярности онлайн-обучения на онлайн-курсах и накопление успешного опыта у таких платформ, как Skillbox. Всё вместе это поспособствовало тому, что в вузах стали задумываться о запуске онлайн-бакалавриатов и онлайн-магистратур.

Да. Учащиеся получают абсолютно все льготы, предусмотренные законом для студентов очных отделений, в том числе отсрочку от армии.

Федеральный закон от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает отсрочку от призыва на военную службу для граждан, обучающихся программам бакалавриата, специалитета и магистратуры (подп. «а» п. 2 ст. 24 закона). Для отсрочки важны три условия:

  1. Очная форма обучения. И каких-либо исключений для тех, кто учится на очной форме с применением дистанционных образовательных технологий, из этой льготы закон не делает. Поэтому студенты онлайн-бакалавриата и онлайн-магистратуры тоже имеют право на отсрочку;
  2. Образовательная программа должна иметь государственную аккредитацию. Например, программы, которые Skillbox выпускает в партнёрстве с вузами, имеют аккредитацию в соответствии с принятыми образовательными стандартами.
  3. Студент впервые получает образование соответствующей ступени (например, учащийся в бакалавриате не имеет диплома бакалавра, учащийся в магистратуре не имеет диплома магистра или специалиста).

Тот факт, что студент учится онлайн, а не ездит в вуз на занятия, не лишает его права на отсрочку от армии.

Тут всё зависит от конкретных программ и особенностей вуза: внимательно читайте описание программ и не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы о них.

К примеру, у программ, которые в партнёрстве с разными вузами организует Skillbox, главная особенность в том, что у них есть как прочный академический фундамент, так и практико-ориентированность.

Они привязаны к профессиональным стандартам, то есть учат именно тем навыкам, которые понадобятся выпускникам в работе.

У вузов накоплен огромный опыт преподавания теории, а Skillbox привносит в программу глубокое знание рынка труда, потребностей работодателей и упрощает студентам трудоустройство. Вот в чём это выражается:

  • Помимо преподавателей вуза, в программе участвуют преподаватели-практики. Например, в программе по Data Science & Machine Learning занятия ведут опытные специалисты, работающие тимлидами в IT-компаниях. Они учат практическим навыкам на настоящих рабочих проектах.
  • Благодаря такому образовательному треку студенты знакомятся с реальными работодателями. А выполняя задачи в рамках настоящих рабочих проектов, к концу обучения формируют первое рабочее портфолио. С ним проще начинать карьеру.

Это вряд ли. Во-первых, скептического отношения к онлайн-формату обучения стоит ожидать только в тех специальностях, которым сложно или даже невозможно качественно обучиться дистанционно, — например, специальности врача. Или в профессиях, полное онлайн-обучение которым хотя и возможно, но пока непривычно.

Но есть профессии, для которых онлайн-формат давно практикуют. Это IT-специальности (программисты) и диджитал-специальности (например, диджитал-маркетологи, менеджеры в цифровом бизнесе). Так сложилось, что многие представители этих профессий учились азам профессии по интернету, в том числе на онлайн-курсах. Работодателей этим точно не удивить и не отпугнуть.

Во-вторых, учась на таких программах в престижных вузах, выпускники получают дипломы, которые высоко котируются у работодателей.

В-третьих, все программы, которые Skillbox запускает в партнёрстве с вузами (например, Data Science & Machine Learning в партнёрстве с РАНХиГС), ориентированы на подготовку дефицитных специалистов, то есть работодатели их очень ждут. Мы изучаем потребности рынка и даём актуальные знания и практику.

  • Расписание, конечно, есть, но онлайн-формат даёт возможность сделать процесс учёбы гибче.
  • Так, в программах высшего образования от Skillbox и вузов-партнёров часть лекций проходит в формате прямой трансляции по расписанию вуза, часть — в формате видеозаписей либо вебинаров с экспертами-практиками на платформе Skillbox.
  • Все лекции и другие занятия, которые прошли в прямой трансляции, записываются и тоже выкладываются на платформу Skillbox, так что студенты могут посмотреть их в любое время на протяжении всех лет обучения.

Семинарские и практические занятия проходят по расписанию, но малый формат учебных групп позволяет предварительно согласовывать время, удобное большинству студентов, с учётом возможностей преподавателя. Благодаря такому подходу учиться на программе могут студенты, живущие в разных часовых поясах.

https://www.youtube.com/watch?v=J2r7y5MR9cM

В программах, организованных Skillbox в партнёрстве с вузами, экзамены проходят онлайн, приезжать в вуз не нужно, но списать так же трудно, как в учебной аудитории.

Мы пользуемся платформой Examus — это технология, разработанная для дистанционного проведения экзаменов. Платформа умеет проводить аутентификацию пользователей и фиксировать нарушения во время сдачи, а за студентами во время экзамена через камеру следят наблюдатели. Сам студент может сдавать экзамен как из дома, так и в специальном помещении Examus в своём городе.

Всё зависит от того, как организованы процессы при реализации конкретных образовательных программ. Например, если вы будете учиться по одной из программ, запущенных Skillbox в партнёрстве с вузами, то обрывать телефоны не придётся и без внимания ваши обращения точно не останутся.

Мы всё продумали: группе студентов (а группы у нас специально маленькие) назначается куратор, он поддерживает своих подопечных на протяжении всего срока обучения. Куратор поможет, например, получить справку, уточнить расписание, узнать порядок прохождения практики. Он постоянно на связи и по email, и в Telegram — все вопросы решаются оперативно.

Вот здесь, например, подробнее про условия бакалавриата для супервостребованных IT-специалистов — по Data Science & Machine Learning. Она разработана РАНХиГС и Skillbox.

Следите за нашими новостями — мы готовим к запуску ещё несколько онлайн-программ высшего образования по совершенно разным направлениям.

Что такое система прокторинга и как её обойти

Пандемия показала, что система отечественного образования срочно нуждается в модернизации, а также готовности перейти на онлайн-формат. При этом одни вузы более готовы к ней, другие – менее. 

О новостях из жизни разных вузах вы можете читать на нашем телеграм-канале, который постоянно пополняется новостями. А в группе время от времени раздают бонусы и скидки студентам.

Одним из новейших решений стала система прокторинга. О том, что это такое, как оно работает и когда применяется – расскажем далее.

Что такое прокторинг и почему с ним лучше

Личный контакт с преподавателем (особенно на экзамене) многих пугает, как и ожидание перед дверью, тишина и зоркое внимание экзаменатора за каждым движением. Стоило преподавателю просто заподозрить Обман. Он мог выставить студента для пересдачи. Это вносило оттенок субъективности.

С онлайн-прокторингом все стало объективнее и проще.

Прокторинг – система контроля на онлайн-экзамене/тестировании. Контроль осуществляет проктор – администратор, который наблюдает за процессом через веб-камеру.

Онлайн-прокторинг позволяет подтвердить личность учащегося, исключить использование шпаргалок и помочь преподавателю объективно оценить знания.

Читайте также:  Получить право собственности: брак не зарегистрирован. совместно куплена квартира по договору долевого участия

ВУЗ требует купить и вести запись с нескольких камер во время сессии
Система появилась в Америке еще в 2008 году

Сегодня технологии прокторинга сильно развиты. Есть 3 вида отслеживания онлайн-тестирования:

  1. Проктор-человек: администратор следит за процессом по камере, фиксируя нарушения.
  2. Автопрокторинг: программа автоматически распознает личность учащегося, мониторит его поведение, следит за направлением взгляда, анализирует появление посторонних предметов и звуков в помещении, ищет нарушения на видео и делает на основании полученных данных отчеты.
  3. Комбинированный способ: программа и человек. Могут быть вариации. Например, весь процесс может контролировать программное обеспечение, подавая проктору сигналы о нарушениях. Есть другой вариант, когда администратор в онлайн-режиме сам отслеживает деятельность одновременно нескольких учащихся в программе. Второй способ считается более надежным.

Проктор – это не экзаменатор, а независимое лицо, которое никаким образом не заинтересовано и не участвует в учебном процессе. Он следит за соблюдением правил экзамена. Им может быть преподаватель из других учебных заведений или специально обученный человек. 

Вуз может использовать синхронный прокторинг с помощью программы «Экзамус» (или другой, синхронный с участием проктора) и асинхронный прокторинг (система ведет запись всего процесса с фиксацией нарушений без прерывания экзамена, а запись потом проверяют специальные люди).

Как проходит экзамен во время прокторинга

Экзамен в системе прокторинга можно пройти в любом месте, где есть надежный интернет и веб-камера. Учащемуся нужно заранее установить на свой компьютер специализированное ПО, которая будет записывать экран.

Процедура выглядит следующим образом:

  1. Включить компьютер примерно за 20 минут до начала и зарегистрироваться в системе.
  2. Протестировать оборудование на соответствие техническим требованиям, пропускает ли устройство экзамен (не закрыты ли порты, не запрещен ли доступ).
  3. Подключиться к видеотрансляции, дать разрешение системе вести запись с экрана компьютера.
  4. Верифицировать свою личность с предъявлением документов на камеру (водительские права или паспорт).
  5. Показать помещение, рабочий стол (если попросит проктор) и начать проходить экзамен.

Что запрещено делать во время прокторинга

Есть четкий порядок действий, которые можно совершать во время экзамена в системе прокторинга. Например, можно пользоваться рукописным конспектом, звонить проктору, если возникли технические проблемы (пропал интернет, отключили свет и т.д.).

А вот чего делать нельзя:

  • перемещаться по другим вкладкам в браузере;
  • быть в наушниках;
  • использовать подсказки или помощь третьих лиц во время экзамена;
  • уходить без предупреждения или делать звонки по телефону.

Если проктор обнаружит хотя бы одно нарушение, он зафиксирует все и передаст замечания преподавателю. Если студент совершает сразу несколько грубых нарушений или не реагирует на замечания проктора, экзамен можно прервать или даже аннулировать.

Где можно использовать прокторинг

Эта система, ставшая популярной в сфере образования из-за пандемии, может быть полезной и в следующих сферах:

  1. Подбор персонала. Руководители и менеджеры по персоналу могут проводить собеседования и проверку профессиональных навыков кандидатов со всех уголков страны (и даже за ее пределами) без потери времени и денег.
  2. Онлайн-обучение. Компании выгодно отправлять сотрудников на обучение. Но обучение в офлайне приводит к отрыву персонала от работы и большим финансовым вложениям. Обучение сотрудников онлайн с последующей сдачей экзаменов в системе прокторинга – это проверка профпригодности и повышение квалификации персонала без отрыва от производства. А еще работодатель всегда может быть уверен, что его вложения в сотрудников оправданы, так как на экзамене за участниками будут следить.
  3. Тестирование/аттестация сотрудников. Систему прокторинга эффективно используют для определения у персонала hard skills. Это нужно, когда сложно принять решение о надбавках.

Советы по подготовке к экзамену в системе прокторинга

Если вы раньше никогда не проходили экзамен с прокторингом, вот несколько советов, которые помогут пройти испытание без лишней нервотрепки и проблем:

  1. Выберите для экзамена отдельное тихое помещение, чтобы вас никто не отвлекал. Если собираетесь сдавать экзамен дома, попросите домашних не беспокоить вас в этот промежуток времени. Ограничьте доступ домашних животных, чтобы они не отвлекали вас.
  2. Если проходите экзамен на работе/в офисе, лучше делать это в нерабочее время, чтобы рядом не было коллег.  Посторонние шумы (разговоры, хождение людей и т.д.) – это грубое нарушение.
  3. Предварительно пройдите тест оборудования, чтобы не терять время на устранение технических неполадок непосредственно во время экзамена. Протестируйте камеру и микрофон, пройдите верификацию личности. Настройте освещение – так проктору будет легче идентифицировать ваше лицо и паспортные данные.
  4. Если во время экзамена захотите в туалет, сообщите об этом проктору в чат. Учащемуся на это отводится 2-3 минуты.
  5. При технических неполадках позвоните проктору. Форс-мажор в виде отключения интернета, света или отключения компьютера – достаточная причина, чтобы продлить экзамен или хотя бы не зачесть ее как нарушение.

Как обойти прокторинг на экзамене

Лучше не искать способы, как обмануть прокторинг. Если у проктора возникнут подозрения, он может досрочно завершить экзамен.

Но некоторых это не пугает. Студенты умудряются подключаться по микронаушнику задолго до начала экзамена. Таким образом можно надиктовать своему помощнику на том конце провода вопрос и прослушать ответ.

Особенно продвинутые качают программы демонстрации экрана. И к моменту начала экзамена помощник студента уже видит по экрану все то же, что видит сам студент. И по тому же микронаушнику получает правильный ответ.

Разработчики не рассказывают о том, какие технологии используют в системе онлайн-прокторинга. Это не только коммерческая тайна, но и способ не дать студентам разобраться в них, чтобы потом искать методы обхода.

С первого взгляда может показаться, что система прокторинга в электронном обучении слишком строга. На самом деле сдать в ней экзамен гораздо проще, чем у преподавателя. Здесь напрочь отсутствует субъективное отношение, человеческий фактор в виде плохого настроения/самочувствия преподавателя. Можно надеяться только на свои знания.

Впрочем, в любом случае у вас всегда будет надежная поддержка в виде сервиса студенческой помощи. 

Насколько законно требование преподавателя включить камеру при дистанционном обучении

Доброго времени суток, уважаемые подписчики, читатели и гости этого сайта!

В настоящее время учителя требуют от учеников не просто присутствия на онлайн-уроке, а прослушивания материала с включенными камерами и микрофонами. Учителей можно понять. Многие ученики злоупотребляют своими правами на дистанционном обучении и отключают звук и изображение на уроках, ссылаясь на проблемы с интернетом.

Преимущество включенной камеры для учителей в том, что происходит контроль за учебой и выполнением заданий детьми. Учитель видит, что ученики его слушают и заняты обучением в текущий момент, а не ушли гулять или пить чай.

Конечно, урок можно провести и без камеры: дети, для которых важно получение образования, будут учиться и без дополнительного контроля.

Некоторые учителя сами говорят, что для них включенные камеры необязательны, а важнее качественно выполненные домашние и проверочные задания. Другие же учителя доходят до крайностей и требуют, чтобы дети выполняли и всю домашнюю работу на камеру.

Преподаватели хотят быть уверенными в том, что за них проверочные задания не делают другие члены семьи или одноклассники.

Требование преподавателя включить камеру – насколько это законно

Нигде законодательно не прописана обязанность учеников находиться на уроках с включенными камерами и микрофонами. Если школа не обеспечивает всех учащихся таким оборудованием, то и требовать его использования она не может.

На основании статьи 43 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/595/doclist/23207/showentries/0/highlight/:0

обязанности ученика включают следующие пункты:

  • он должен освоить образовательную программу;
  • посещать уроки по учебному плану;
  • выполнять домашние задания.

Если школьник исполняет свои обязательства, то этого достаточно.

Читайте также:  О возмещении материального ущерба службами жкх

На основании статьи 152.1 Гражданского кодекса Подробнее ➤ использование изображений граждан допускается только с его личного согласия (или с согласия законных представителей).

Поэтому родители могут сами решить, передавать ли изображение ребенка на урок или для отчета о выполненной работе либо достаточно будет передать аудиозапись.

Обычно вопрос о работе камер на уроке решается по договоренности между родителями и классным руководителем. Учитель может попросить включить камеру – например, при перекличке или во время ответа ученика на заданный вопрос, но требовать ее непрерывной работы он не может. Родители и дети сами решают, прислушаться ли к просьбе учителя.

Что делать, если преподаватель требует включить камеру, а учащийся не хочет или у него нет такой возможности

Если преподаватель требует включить камеру, ученик может попробовать самостоятельно уладить проблемную ситуацию с учителем и разъяснить свое нежелание или отсутствие технической возможности включить камеру. Например, объяснить, что у родителей нет средств на то, чтобы купить нужное оборудование.

Когда это не помогает, то в таком случае вправе вмешаться родитель и потребовать нормативный документ, который обязывает учеников слушать уроки при включенной камере. На некорректные действия учителя можно пожаловаться руководству образовательного учреждения или в местный департамент образования.

Таким образом, нет таких законов, которые делают включенную камеру обязательным элементом образовательного процесса. Если школа злоупотребляет своими правами и лишает ребенка доступа к образовательной программе из-за отсутствия камеры, то родители могут пожаловаться на учреждение в департамент образования.

Использована информация: https://clck.ru/TTP8h

http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/595/doclist/23207/showentries/0/highlight/:0

Благодарю за внимание! Читайте, оценивайте, комментируйте!

«На экране должны быть видны руки студента»

Из-за пандемии коронавируса в России пришлось кардинально скорректировать учебный процесс: школы и вузы отказались от очной формы обучения в пользу дистанционной, а ЕГЭ и вступительные испытания в вузах перенесли на более поздний срок.

В сложившихся условиях высшим учебным заведениям приходится срочно менять и привычный формат итоговых аттестаций. “Ъ” решил узнать у руководителей ведущих вузов, каким образом они планируют принимать сессии, ГОСы и дипломные работы в нынешнем году.

Сейчас Минобрнауки РФ вместе с вузами обсуждает, каким именно образом будет организован прием экзаменов у студентов и выпускников. То, что они пройдут в дистанционном формате, уже очевидно.

В образовательном ведомстве обращают внимание на техническую сторону вопроса: разный уровень развития IT-инфраструктуры в вузах, необходимость расширения каналов связи и обучение преподавателей новому формату работы.

«Для экзаменационного процесса очень важным является механизм идентификации личности и возможность понять, точно ли по ту сторону экрана человек отвечает сам, без каких-либо подсказок,— говорят в Минобрнауки.

— Эти задачи сейчас решаются в рабочем порядке силами университетов, министерства и партнеров». Тем не менее многие вузы уже решили, каким образом будут проверять знания студентов, если запрет на очные встречи не будет отменен.

“Ъ” попросил ректоров ведущих вузов рассказать подробности.

Анатолий Торкунов, ректор МГИМО:

— Мы уже две недели обучаем дистанционно. В течение дня у нас проходит таким образом тысяча занятий, в этом же режиме преподают все 50 языков по расписанию. Это огромная заслуга преподавателей и студентов, которые проявили дисциплину и понимание. Я в режиме реального времени постоянно получаю информацию, иногда сам присоединяюсь к занятиям из дома.

Если ситуация не изменится, то так и останемся в режиме удаленного общения. И экзамены, и защиту дипломов сможем провести онлайн, по видеосвязи. По опыту двойных магистерских диссертаций, которые мы реализуем с зарубежными вузами, я бы не сказал, что у студентов есть возможность халтурить на таких экзаменах. Ведь они идут в живом формате, все видят.

Плюс вопросы разные — даже если ты заготовил какие-то шпаргалки, то экзамен проводится не по одному вопросу же. Его задача — показать в целом уровень твоей подготовки. Так что проблема списывания меня мало пугает, скажу прямо.

Вступительные испытания (ряд вузов имеет право проводить дополнительные к ЕГЭ экзамены.— “Ъ”) также были перенесены. Мы уже в прошлом году использовали программы подачи заявлений для поступления в электронном виде. Это хорошо сработало, сейчас мы думаем, как ее усовершенствовать, чтобы она была понятна для всех.

Но я надеюсь, что мы все же сможем увидеться с нашими абитуриентами, студентами и коллегами, которые скучают друг по другу и университету.

Конечно, электронная среда — это очень важное и нужное дело, теперь, после кризиса, электронная среда войдет в жизнь любого университета как важнейшая составляющая.

Но без человеческого, живого общения между преподавателями и студентами университетская жизнь затруднена.

Анатолий Александров, ректор МГТУ им. Н. Э. Баумана:

— Если сказать, что мы были готовы к переходу на дистанционное обучение,— это будет неправда. У нас и раньше было много наработок, но чтобы перевести на такую форму всех поголовно, нам пришлось потратить целую неделю. И мы до сих пор продолжаем оказывать поддержку тем, кто не очень владеет интернетом.

Хотелось бы, конечно, принимать экзамены в нормальных условиях, но, похоже, не получится. Придется принимать защиты дипломных и курсовых работ и итоговые аттестации по видеоконференции. Здесь эффект присутствия условный будет, конечно, но что делать?! Будем выходить из положения таким образом.

Если позволит обстановка, то в исключительных случаях попробуем прием у групп, где будет ограниченное число людей. Но будем наблюдать за положением дел. Все надеются, что в мае ситуация пойдет на спад — тогда у нас может получиться и очные экзамены проводить. Но пока готовимся к дистанционному формату.

Здесь принципиальных сложностей не будет. Но вы сами понимаете: смотреть на артиста по телевизору или вживую — это две разные вещи.

Виктор Гришин,ректор РЭУ им. Г. В. Плеханова:

— Мы попытаемся принимать экзамены в дистанционном формате. Можно и по Skype. Письменные задания могут пересылаться студенту — он по ним бы готовился. Конечно, он может попробовать и списать или воспользоваться материалами какими-то, но дальше задаются вопросы в режиме реального времени.

И в большей мере при выставлении оценки учитываются ответы на эти вопросы. Но как принимать дипломные работы — непростой вопрос. Плюс должна присутствовать Государственная аттестационная комиссия и принимать защиту работы. Будем думать, как это организовать лучше всего, но, может, и инфекция уйдет.

Может быть, мы сможем немного перенести защиты или же подумаем над другими способами.

Сергей Рощин, проректор НИУ ВШЭ:

— В НИУ ВШЭ четыре сессии в году. Третья сессия, которая должна была пройти с 23 по 28 марта, перенесена на июнь. В первую очередь перенос связан со снятием напряженности и у студентов, и у преподавателей на старте переходного в онлайн-обучение периода. Необходимо было провести работу по адаптации технологии оценивания к онлайн-обучению.

Преподаватели пересматривают форматы проведения промежуточной аттестации на предмет возможности или невозможности организовать оценивание так, как это было запланировано в программе дисциплины в начале учебного года. Процесс корректировки еще продолжается. Студенты будут проинформированы об изменениях после завершения каникул, объявленных министром науки и высшего образования.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *