Что делать: я студент. Работал на стройке проходил практику. Сделали обьект и практика закончилась

Каждый студент обязан пройти учебную практику. Это своего рода первое вхождение в профессию, где можно применить знания и отработать умения.

Как проходит учебная практика в московских вузах и зачем она нужна – об этом и многом другом рассказали студенты Финансового университета при Правительстве РФ, Российского государственного университета правосудия, Российского университета дружбы народов и Российского университета транспорта (МИИТ).

Об учебной практике: где проходить и как выбрать

Что делать: я студент. Работал на стройке проходил практику. Сделали обьект и практика закончиласьЧащина Анастасия (РГУП, 4 курс): В Российском государственном университете правосудия учебная практика проходит, в основном, в государственных учреждениях или органах власти в зависимости от факультета, но при желании студент может пройти практику и в частной организации, написав заявление. Университет предлагает широкий список возможных мест и занимается всеми организационными вопросами, потому у студентов нет необходимости самостоятельно искать место прохождения практики, договариваться с организациями. Я обучаюсь на факультете подготовки специалистов для судебной системы, и всем студентам факультета университет предоставил возможность пройти практику в судах общей юрисдикции и арбитражных судах как в Москве по месту обучения, так и в субъектах РФ, что позволило некоторым студентам пройти практику в родном городе рядом с семьей.

Что делать: я студент. Работал на стройке проходил практику. Сделали обьект и практика закончиласьГринченко Анастасия (РУДН, экономический факультет, 4 курс): У меня в 2020 г. была просто нереальная практика. Я серьезно, так программа называется – «Нереальная практика». Ее мне предложили пройти мои преподаватели. Я написала онлайн-тест, который показался мне довольно простым, и попала на эту программу. Суть программы в том, что благодаря дистанционному обучению мы проходим практику одновременно в 8 крупных компаниях: KPMG, Danone, Ferrero Rocher и в других крутых компаниях. Каждую неделю в понедельник новая компания присылает нам практические кейсы, учебные материалы, а в пятницу обсуждается решение и отмечаются лучшие участники практики.

Что делать: я студент. Работал на стройке проходил практику. Сделали обьект и практика закончиласьПавлюченкова Светлана (РУТ (МИИТ), юриспруденция, 3 курс): В первую очередь, практика предоставляет возможность увидеть свою будущую профессию изнутри и понять, насколько тебе нравится этим заниматься. Можно сказать, это первая трудовая деятельность по выбранной специальности, позволяющая не только применить полученные в институте знания, но и наработать новые. Наш институт предлагает довольно широкий перечень государственных и частных организаций, в которых можно пройти учебную практику. На первом курсе нам предложили выбрать несколько вариантов из списка, включающего более 50 учреждений. Так, меня распределили в Арбитражный суд города Москвы. Не исключается возможность и самому выбрать место для прохождения практики, что очень удобно, если студент хочет поработать в какой-то конкретной организации. Нужно только предоставить Договор об организации и проведении практики. Я воспользовалась такой возможностью во время эпидемии коронавируса, чтобы пройти практику в своем родном городе.

Что делать: я студент. Работал на стройке проходил практику. Сделали обьект и практика закончиласьВасильченко Анна (выпускница Финансового университета): С местом практики мне помог мой дипломный руководитель, исходили из темы моей выпускной квалификационной работы. Мои одногруппники могли найти место практики самостоятельно или выбрать подходящую организацию из базы практики Финуниверситета.

Сколько длится учебная практика

Чащина Анастасия (РГУП, 4 курс): Учебная практика запланирована один раз за период обучения и длится 4 недели, из которых 2 недели проходит в суде общей юрисдикции, оставшиеся 2 недели – в арбитражном суде. В скором времени мне предстоит пройти еще производственную практику длиной два месяца перед окончанием обучения в университете.

Гринченко Анастасия (РУДН, экономический факультет, 4 курс): Обычно практика у нас проходит раз в год, но в этом году есть возможность пройти две (по желанию). Практика длилась 8 недель, по одной неделе в каждой компании.

Павлюченкова Светлана (РУТ (МИИТ), юриспруденция, 3 курс): Практика у студентов юридического института начинается сразу после летней сессии и длится две недели.

Васильченко Анна (Финансовый университет): Производственную (преддипломную) практику я проходила 1 месяц на последнем курсе. Больше практики у меня не было, так как я поступала в Финуниверситет на базе среднего профессионального образования (СПО). Но в университете есть инициативные летние стажировки, на которые мог пойти каждый желающий студент.

Что входило в обязанности и какие были трудности

Чащина Анастасия (РГУП, 4 курс): На практике я выполняла работу секретаря суда в районном суде и специалиста судебного состава в арбитражном суде.

Моя задача заключалась во вспомогательной работе определенному аппарату судьи или судебному составу, а именно в подшивании дел, оформлении извещений, посещении судебных заседаний, формировании дел, их подготовке для архива и др.

На первый взгляд, такая работа кажется довольно монотонной или скучной, но у меня была возможность заглянуть внутрь, посмотреть, как оформляются реальные исковые заявления, прикрепляются доказательства, что, безусловно, очень интересно.

Больше всего мне понравилось посещать судебные заседания. Несмотря на то, что я проходила практику в рамках одного аппарата судьи или судебного состава, у меня была возможность ходить на заседания, которые заслушивали разные судьи.

Этот опыт полезен тем, что за месяц я познакомилась с несколькими категориями дел, на реальных примерах увидела разницу между ними, например, разницу между рассмотрением гражданских и уголовных дел, а также между ними и экономическими спорами в арбитражных судах.

Конечно, не обошлось и без трудностей, ведь практику я проходила на втором курсе, тогда как изучение процессуальных отраслей права у меня началось с третьего курса, и некоторые теоретические моменты были для меня далеки.

Однако сама организация суда мне уже была знакома, и я рада, что удалось не только прочитать об этом в учебнике, но и увидеть работу суда изнутри своими глазами.

Гринченко Анастасия (РУДН, экономический факультет, 4 курс): В основном все кейсы представляли собой какие-то проблемы компаний в сфере экономики и маркетинга.

Мне было достаточно сложно вникнуть в некоторые кейсы из маркетинговой сферы.

Пришлось изучить много литературы, прежде чем я смогла достойно решать такие кейсы, но благодаря видеокурсам наставников мне удалось разобраться в этих темах.

Павлюченкова Светлана (РУТ (МИИТ), юриспруденция, 3 курс): Я проходила практику в судах, поэтому фактически выполняла обязанности помощника судьи (подшивала дела, разбиралась с документацией и корреспонденцией, изучала судебную практику).

Самое интересное, конечно, побывать на судебных заседаниях и своими глазами увидеть весь процесс рассмотрения и разрешения дела. Для себя я вынесла то, что работа в любой организации не ограничивается знаниями, полученными в институте. Важно перенимать опыт людей, которые работают в этой сфере давно.

Как таковых трудностей во время практики у меня не возникало, со всеми вопросами помогали разобраться руководители практики.

Васильченко Анна (Финансовый университет): Практику я проходила в Министерстве финансов РФ в департаменте доходов.

Сначала нас, практикантов, распределили, за каждым студентом закрепили руководителя практики, который в последующем нам давал задания.

В первый день практики провели инструктаж по технике безопасности и дали документы для ознакомления с деятельностью Минфина РФ. Затем мне давали документы, которые могли бы помочь в написании моей выпускной квалификационной работы.

Что было полезного на учебной практике

Чащина Анастасия (РГУП, 4 курс): Прежде всего, я познакомилась с электронными автоматизированными системами, такими как ГАС «Правосудие», ИС «Мой арбитр», внутренними системами судов, а также улучшила навык работы с системой КонсультантПлюс. Умение работать с этими системами полезен не только для будущей работы в суде или частной практике, но и во время обучения при поиске судебной практики и написании работ.

Помимо этого я детально изучила внутреннюю организацию работы суда, какой путь проходит Исковое заявление перед тем, как поступить к судье, а также многие практические вопросы, которых нет в учебниках. Например, как поступить, если не получается дозвониться до архива или приемной суда.

Гринченко Анастасия (РУДН, экономический факультет, 4 курс): Я прокачала свой навык аудирования, изучила некоторые скилы менеджеров и HR-агентов. Как по мне, это полезные дополнительные навыки, которыми я теперь выделяюсь среди прочих.

Павлюченкова Светлана (РУП (МИИТ), юриспруденция, 3 курс): Главный навык, приобретенный за время прохождения практики, это навык коммуникации.

Важно уметь вести разговор как с людьми, обратившимися за юридической помощью, так и с работниками организации, поскольку именно от умения правильно выстроить диалог с собеседником зависит эффективность работы юриста.

Также практика дает возможность прокачать навыки работы с документацией.

Васильченко Анна (Финансовый университет): Я посмотрела на структуру Минфина РФ и на работу министерства изнутри, что меня всегда привлекало. Мой руководитель практики помогал в написании выпускной квалификационной работы, а также давал наставления, как лучше и точнее провести анализ в моей работе.

Читайте также:  О пленуме по грабежам и разбоям - Юридические консультации онлайн

Лайфхаки от студентов

Чащина Анастасия (РГУП, 4 курс): Будьте открыты новому опыту, не стесняйтесь задавать вопросы, а также постарайтесь понять механизм работы организации как слаженной системы, представить себя на позиции обратившегося в организацию, работника того или иного отдела.

Гринченко Анастасия (РУДН, экономический факультет, 4 курс): Подбирайте практику, которая будет вам интересна. Если у вас что-то не получается, не бойтесь задавать вопросы наставникам. Знать все нереально. От вас ждут не 100% знаний, а желания работать и узнавать новое.

Павлюченкова Светлана (РУП (МИИТ), юриспруденция, 3 курс): Не бойтесь задавать вопросы и проявлять интерес. Руководители практики подскажут, как действовать в той или иной ситуации, и не оставят в беде, поскольку понимают, что вы пришли на производство впервые.

Ответственность и коммуникабельность приветствуются в любом коллективе. Практика – это возможность выбирать и оценивать. Причем не только для студентов, но и для работодателей, заинтересованных в инициативных сотрудниках.

Поэтому важно помнить, что практика позволяет применить теоретические знания в трудовой деятельности и дает шанс устроиться на работу в эту организацию после института.

Васильченко Анна (Финансовый университет): Самое главное – не волноваться и не думать, что на вас не найдется времени. Вам всегда смогут помочь или подсказать. Внимательно слушайте руководителя практики и старайтесь запоминать или записывать все, что он вам говорит.

Студенческие вопросы

Что будет, если студент не пройдёт практику?

Практика имеется не только в школе, но и в университете, причем одно и то же понятие имеет два разных определения. В первом случае речь идет о покосе травы и покраске бордюров на школьном дворе на летних каникулах.

Во втором случае имеется ввиду уже производственная практика, которая предусматривает приобретение практических навыков, реализацию полученных на лекциях знаний.

Вот как раз о производственной практике и стоит поговорить подробней.

Что делать: я студент. Работал на стройке проходил практику. Сделали обьект и практика закончилась

Практика в вузе

  • Как ни странно, но практика в вузе начинается уже после окончания первого курса, хотя предметов по специальности, как таковых, освоено еще не было.
  • Возможно, именно поэтому отработка в школе и практика в университете имеют сходства – теперь уже студенту придется потрудиться на благо высшего учебного заведения.
  • Например, одним поручают ремонт на кафедре сделать, вторым – перемыть все парты в аудитории, а третьи и вовсе направляются на «разборку» документов в приемную комиссию.
  • Работа непыльная, но студентов 1-2 курса в летний период можно сравнить больше с «разнорабочими», чем с будущими специалистами.
  • На третьем курсе ситуация должна поменяться, и студент наконец-то осознает, что такое производственная практика, и «с чем ее едят».
  • Тут уже появляется руководитель производственной практики из педагогического состава кафедры, который сообщает студенту, где он будет работать первый месяц лета после окончания сессии.
  • Казалось бы, ничего особенного, вот только по окончанию производственной практики студенту предстоит написать письменный отчет о проделанной работе и индивидуально защитить его перед руководителем производственной практики в вузе.
  • Так что прогулять уж точно не получится, к тому же, полученная оценка также будет занесена в аттестат о высшем образовании.
  • Четвертый и пятый курсы усложняют задачу, поставленную перед студентом, поскольку в этот период от производственной практики на 60% зависит судьба будущего диплома и, соответственно, статуса молодого специалиста.
  • Например, летом после четвертого курса студент получает тему дипломного проекта и знакомится с ней плотнее, а на пятом курсе в «стенах производства» частично трудится над итоговой работой.

Сразу стоит уточнить, что на работе тоже имеется руководитель производственной практики, так вот его роль в судьбе диплома очевидна. Мало того, он тоже оценивает проделанную работу по классической пятибалльной шкале.

Для чего нужна производственная практика?

Первые два года обучения в вузе производственная практика — это ненужный предмет, поскольку студент занимается работой, никак не связанной с его дальнейшей специальностью.

Так что желание прогулять порой вполне обоснованно берет верх. По-хорошему, можно отстаивать свои интересы на кафедре и в деканате.

Если аргументированно доказать строгим преподавателям, что уборка территории и покрасочные работы не относятся к осваиваемой специальности, никто не заставит студента трудиться и делать ненужные для его будущего дела.

А вот прогулы производственной практики на 4 и 5 курсах чреваты отчислением студента, поскольку именно эти предметы становятся базой для написания дипломного проекта, помогают больше разобраться в выбранной специальности и использовать на практике полученные теоретические знания.

Задумка интересная, и ответственному студенту она точно придется по душе. Мало того, по итогам можно получить положительную оценку в зачетную книжку, которая не потревожит или, наоборот, спасет стипендию. Ничего сложного в этом предмете не наблюдается, главное – ответственно подойти к его освоению.

  1. Так что производственная практика по специальности – однозначно нужный и важный для студента предмет, поскольку:
  2. * помогает «разложить по полочкам» полученную на лекциях информацию, грамотно ее систематизировать;
  3. * позволяет узнать много нового по выбранной специальности, познакомиться с нужными людьми;
  4. * проверяет полученные знания студента и его готовность принимать решения, как молодой специалист;
  5. * позволяет соприкоснуться с налаженным производством, которое в будущем станет частью жизни молодого специалиста;
  6. * расширяет кругозор, пополняет запас терминов по специальности, дает отдаленное представление о грядущем будущем.
  7. Если студент своевременно уяснит эту информацию, то в будущем проблем с прохождением производственной практики у него не возникнет.
  8. Советуем почитать: Где можно пройти практику студенту?
  9. В противном случае пробелы и дополнительные вопросы появятся уже в самом начале написания дипломного проекта.

Встречаются такие учащиеся вуза, которые после окончания летних каникул в глаза не встречали своего руководителя производственной практики (на производстве), а тот и вовсе не знает об их существовании. Это проблема, поскольку нужную подпись в дипломе уважающий себя специалист со стажем точно не поставит.

Как проходить производственную практику?

  • Информация на заданную тему появляется в деканате уже весной, мало того, из числа педагогов выбираются руководители производственной практики, за которыми закрепляется определенное количество студентов.
  • Задачи такого преподавателя заключаются в следующем:
  • * провести индивидуальную консультацию, на которой рассказать, где будет происходить производственная практика, в чем она заключается, что необходимо иметь при себе после возвращения с летних каникул;
  • * озвучить сквозную программу, которую специально разрабатывает кафедра в соответствии с учебным планом для определения содержания и последовательности прохождения практики;
  • * выдать на руки дневник прохождения производственной практики, который студент будет заполнять, согласно осваиваемой информации на производстве; после его должен заверить подписями и печатями сам руководитель производственной практики;
  • * объяснить график работы производства и неприятные последствия, если студент решит систематически прогуливать такие важные в студенчестве практические занятия по освоению будущей специальности;
  • * по окончанию производственной практики преподаватель вуза, ответственный в данном вопрос за студента, должен принять отчет о проделанной работе, выслушать доклад, получить уже заполненный и оформленный дневник прохождения производственной практики.
  • Советуем почитать: Как заполнить дневник практики студента?

Если прогуливать производственную практику

Ответственность должна быть во всем, и производственная практика – не исключение. Необходимо исправно посещать занятия, чтобы преподаватель студента запомнил в лицо, да и новая информация в сознании ясно отложилась.

Это важно для осознания собственной специальности и благополучного написания дипломного проекта. Однако это понимают далеко не все студенты, многие нагло и откровенно прогуливают производственную практику. Они ошибочно полагают, что преподаватели вуза не узнают, но на самом деле это не так.

Что делать: я студент. Работал на стройке проходил практику. Сделали обьект и практика закончилась

  1. Вот чем может закончиться такая безответственность:
  2. * студент не подготовит отчет по производственной практике и доклад, поэтому итоговая оценка будет низкой, причем она идет в зачетную книжку и может негативно сказаться на общей успеваемости, поставить под сомнение вопрос получения стипендии;
  3. * студент не подготовит и не оформит правильно дневник производственной практики, а руководитель на производстве не поставит ему подписи и мокрую печать, что он посещал занятия и получал новые знания;
  4. * студента в срочном порядке вызывают в деканат и обязуют написать объяснительную на тему, почему он не посещал летом производственную практику. При отсутствии уважительной причины ему грозят серьезные неприятности с педагогическим составом – новый семестр начинается с проблем;
  5. * если студент старших курсов систематически не посещает производственную практику, то проблемы при написании дипломного проекта ему обеспечены, так что лучше не экспериментировать со своим светлым и благополучным будущим, тем более, им не рисковать;
  6. * практическая часть дипломного проекта будет точно не готова, поскольку всю необходимую информацию предоставляют руководитель производственной практики; он же предоставляет наброски для внедрения собственной инновации в проделанную разработку;
  7. * если не посещать производственную практику, то положительный отзыв от руководителя дипломного проекта уж точно не получить, а без него студент не будет допущен своевременно к защите, и статус «молодого специалиста» попадает под большое сомнение;
  8. * к такому злостному прогульщику производственной практики и личное отношение преподавателей нелицеприятное, а о положительных оценках мечтать не приходится, ЗАТО дополнительны вопросы на защите диплома точно будут обеспечены.
  9. Советуем почитать: Характеристика студента с места практики (скачать)
Читайте также:  Просроченная задолженность: Брал кредит под бизнес в нескольких банках, около 200т., бизнес прогорел

Отчисление студенту, может, и не светит, но учебный год при отсутствии грамотно составленного доклада, объективного отчета и правильно заполненного дневника производственной практики для учащегося вуза начинается с разбирательств в деканате и серьезных проблем. Так что не стоит самостоятельно создавать себе сложности на пустом месте.

Вывод: Остается добавить, что производственная практика – это важный этап учебного процесса в университете, который предусмотрен нормативно-правовой документацией вуза.

Это значит, что пропускать такие практические занятия вне стен высшего учебного заведения не рекомендуется, поскольку можно упустить из виду много нового и увлекательного при углубленном изучении выбранной специальности. А молодой специалист, как известно, должен быть компетентным во всех вопросах своей профессии.

Теперь вы знаете о том, что будет, если студент не пройдёт практику.

С уважением, команда сайта советстуденту.рф

ВНИМАНИЕ! Новинка 2019 года. Видеокурс, которому нет аналогов.

Как пройти студенческую практику, чтобы в итоге получить оффер от компании | Rusbase

Вот пример типичной ситуации. Учебный процесс идет своим чередом, приближается сессия, когда из деканата вдруг поступает требование: к определенному числу необходимо предоставить подписанный документ о прохождении практики. 

Времени мало, а значит приходится искать самый простой путь решения проблемы: найти принимающую организацию через родителей, знакомых или карьерный центр вуза.

Такой подход изначально исключает возможность выбора – студенту приходится идти в ту организацию, где его согласятся принять. 

Конечно, при известной удаче хорошее место можно найти и таким способом. Однако рассчитывать на большую заинтересованность со стороны компании не стоит. Скорее всего, практиканта будут воспринимать или как дополнительные свободные руки, или даже как своего рода «трудового туриста», от которого мало пользы и от которого следует как можно скорее избавиться. 

В обоих случаях практиканту, скорее всего, поручат рутинные и скучные задачи, чтобы он подольше был занят и «не мешался под ногами».

Пример. Один из наших клиентов столкнулся с подобной ситуацией, когда с просьбой о прохождении практики студентом к нему обратился вуз, с которым у компании был подписан договор о сотрудничестве. 

К сожалению, произошло это за неделю до дня трудоустройства, и отдел, который теоретически был бы очень рад помощи и был бы готов выделить интересные и понятные студенту задачи, находился в процессе завершения большого проекта для заказчика. 

В итоге большая креативная команда передавала своему стажеру рутинные ассистентские задачи. Не потому, что они не хотели другого опыта, а потому что в пылу сдачи проекта и так приходилось дневать и ночевать в офисе – тут уж не до стажера.

Не согласен – предлагай 

Если перспектива такой стажировки вас не вдохновляет, придется взять ситуацию в свои руки. И пусть это потребует некоторых временных затрат, результат того стоит. В конце концов ни вуз, ни работодатель, ни родители не заинтересованы в вашей качественной стажировке больше, чем вы. 

Итак, что нужно сделать.

  1. Первое. В начале года узнайте, когда официально планируется прохождение студенческой практики. Она не должна стать для вас сюрпризом.
  2. Второе. Составьте список компаний и направлений, в которых вы хотели бы поработать. Обращайте внимание не только на крупные известные бренды, но и на мелкий, и средний бизнес, так как зачастую в таких компаниях можно получить максимально разнообразный профессиональный опыт. Информацию о вакансиях в таких компаниях можно искать на порталах по поиску работу, а затем уже изучать их сайты и группы в социальных сетях.
  3. Третье. Найдите в интернете всю имеющуюся информацию о том, какие возможности для молодых специалистов предлагают эти компании. Когда стартуют отборы на стажировки, есть ли информация о практиках, лидерские программы? Изучите требования.
  4. Четвертое. Займитесь самоанализом. Какие знания есть у вас на данный момент? В чем вы особенно сильны? Какие личностные компетенции выделяют вас на фоне других?
  5. Пятое. Сопоставьте получившийся у вас личный портрет с теми позициями, которые вы выбрали на третьем шаге. Где больше шансов преуспеть? Составьте рейтинг наиболее подходящих позиций и компаний. 

Теперь вы готовы к активному поиску места для стажировки. Подготовьте краткую информацию о себе, которая должна включать такие данные: 

  • описание вашего образования, 
  • знания иностранных языков, 
  • владение программами, 
  • функции, которые вы хотите и можете выполнять. 

Опыт участия в волонтерских проектах, общественная деятельность в вузе, любая подработка будут большим плюсом. 

Письма с этой информацией нужно отправить всем найденным вами работодателям. Благо почтовые ящики отделов персонала практически всегда указаны на сайте. Также письма можно отправить в ответ на стажерские вакансии на профильных сайтах, в пабликах и мессенджерах.

Готовьтесь к тому, что не все вам ответят, поэтому следующим этапом вам придется обзвонить компании и постараться поговорить с отделом персонала и коротко рассказать о вашем желании пройти у них стажировку.

Как показывает практика, все, кто ищет таким способом, получает как минимум одно предложение.

И еще один важный момент – начинать искать работодателя следует задолго до официального старта практики. Более того, можно и вовсе к этим датам не привязываться. Вопрос о том, что вы пройдете практику заранее, легко решается с помощью вуза, где вам потребуется запросить направление о прохождении стажировки, которая впоследствии будет зачтена за предусмотренную учебным планом.

Пример. Старайтесь адекватно оценивать свои знания и возможности. Помните, что вы еще не профессионалы и на решение тех или иных задач вам будет требоваться больше времени, чем опытным сотрудникам. Это важно при подготовке тестовых заданий, которые могут высылать вам в качестве отборочного этапа. 

Один из наших клиентов, например, отправил задание двум студентам, желавшим пройти практику в редакции журнала. Им было необходимо найти фактическую информацию в интернете, обработать ее и составить небольшой рейтинг из найденных данных. 

Первый прислал свою работу за три дня до намеченного дедлайна. Редактор успел два раза отправить текст на доработку, ответить на вопросы, и к нужному сроку материал уже был отредактирован и согласован. 

Второй же претендент прислал свою работу день в день. Он был лучше того, что подготовил первый студент, но также требовал доработки. В результате на практику попал первый студент.

Главная задача – быть полезным

Не стоит, приходя на стажировку, ждать, что для вас уже готов план обучения и развития, а наставник четко знает, какие задачи и в какой последовательности вы будете выполнять. Даже если в компании есть разработанная программа стажировки, от вас потребуется большая проактивность. 

Пример. В нашей практике был случай, когда студентка, претендовавшая на роль стажера в департаменте маркетинга, отлично продала себя на собеседовании. Более того, она сама обратилась в компанию с просьбой взять ее, очень логично и увлеченно рассказывала о том, почему ей интересен именно такой опыт, прекрасно справилась с тестовым заданием. 

Через три дня после начала практики она стала просто пропадать, ссылаясь то на болезнь, то на срочные дела в вузе. Появилась снова только за пару дней до окончания практики для подписания необходимых бумаг.

Обязательно попросите руководителя провести с вами установочную встречу и узнать на ней об основных функциях и ключевых проектах, над которыми работает департамент. Во время этой встречи составьте список задач, в решении которых вы можете поучаствовать. 

Читайте также:  Законно ли увольнение: работаю 7 лет медсестрой в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних

Постарайтесь избежать ошибок, которые совершает большинство стажеров.

  • Не бойтесь задавать вопросы. Многие молодые специалисты считают, что должны прийти к наставнику с уже выполненной задачей, готовым решением. Это отличный подход. Но только в том случае, если вы досконально поняли задачу и у вас не возникло вопросов по ходу выполнения. В противном случае вы рискуете потратить большое количество времени и прийти с результатом, который совсем не соответствует ожиданиям руководителя. Не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы. Но, конечно, знайте меру, не отвлекая наставника от работы постоянно.
  • Смотрите на задачу шире.

Как принять практиканта на работу

Студент, трудоустраивающийся для прохождения производственной или преддипломной практики, – это и потенциально перспективный будущий сотрудник, и лишняя «головная боль» для руководства, поскольку статус такого работника не всегда понятен и определен.

В Трудовом кодексе нет ясно выписанных норм трудовых отношений с практикантами.

Постараемся разобраться, как оформлять такие правоотношения, какие существуют нюансы принятия на работу студентов-практикантов, на что обратить внимание работодателю при составлении документации.

Как оформить стажера и практиканта?

Какими законодательными актами руководствоваться

Прямых нормативных документов, регламентирующих отношения студентов и руководителей организаций, где они проходят практику, не существует. В данном вопросе предлагается руководствоваться следующими основными нормами закона:

  1. Любые отношения, которые можно считать трудовыми, не должны входить в противоречие с Трудовым кодексом Российской Федерации.
  2. Министерство образования РФ своим приказом №1154 от 25 марта 2003 г. утвердило «Положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования».
  3. Подобный документ для учреждений среднего звена – «Положение о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования», утверждено Министерством образования Российской Федерации от 21 июля 1999 г. приказ №1991.
  4. Дополняет два последних акта письмо-разъяснение Министерства образования Российской Федерации №16-51-198/16-15 от 16 сентября 1999 г. «Рекомендации по применению Положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Вопрос: Студент самостоятельно обратился в организацию с просьбой о предоставлении места для прохождения производственной практики. С ним был заключен срочный трудовой договор на время прохождения оплачиваемой производственной практики.

После заключения трудового договора с практикантом руководитель организации издает приказ о приеме на работу и заносит запись в трудовую книжку. При окончании срока трудового договора работодатель решил продолжить трудовые отношения на время каникул студента.

Как правильно оформить продление договора? Какую следует внести запись в трудовую книжку?
Посмотреть ответ

Учеба или уже работа?

Поскольку Трудовой Кодекс РФ не предоставляет четкого алгоритма оформления практики студентов, сотрудников отдела кадров беспокоит вопрос статуса и документального оформления таких отношений. Какой договор нужно заключать с практикантами?

Вопрос: На производственную практику придут студенты училища. Как это оформлять и обязательно ли с ними заключать трудовой договор?
Посмотреть ответ

Если изучить нормы приведенных нормативных актов, можно найти два важных положения, дающие логичный ответ на поставленный вопрос:

  • если должностные обязанности совпадают с требованиями практики и в организации есть соответствующие вакантные места, студентов разрешается зачислить на них;
  • практику можно проводить в составе студенческих отрядов, индивидуального обучения, если квалификация соответствует.

Таким образом, практику можно трактовать в одних случаях как учебу, а в других – как полноценную работу. Соответственно, и документальное оформление будет разным: в первом случае – стандартный трудовой договор, во втором – ученический.

А можно вообще без договора?

В приведенных нормативных актах о трудоустройстве практикантов сказано, что работодатель может оформить с ними договор. Значит, это не требование, а только возможность, и оформление договора не является обязательным.

Трудовой договор обязательно заключать, если между практикантом и работодателем устанавливаются фактически трудовые отношения, а именно:

  • студент исполняет трудовые обязанности, указанные в должностной инструкции той вакансии, которая есть в штатном расписании (унифицированная форма т-3);
  • студент подотчетен правилам трудового распорядка, принятым в организации;
  • студенту своевременно и в полном объеме выплачивается заработная плата.

Если таких отношений не возникает, значит, практикант не работает, а только проходит обучение. В этом случае можно составить ученический договор или не заключать никакого.

ВАЖНО! Заключенный трудовой договор может быть только срочным: ведь практика имеет четко обозначенные сроки начала и завершения. Ст. 59 ТК РФ говорит о том, что стажировка и индивидуальное обучение требуют заключения именно срочного трудового договора.

Особенности трудоустройства студентов

Нюансы трудоустройства практикантов связаны с возможным несовершеннолетием и продолжением очного обучения во время работы. Поэтому нужно принять во внимание такие обязанности работодателя:

  • если студент является очником, работодатель должен будет предоставить ему дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с продолжением учебы;
  • если студент трудоустраивается впервые (чаще всего это именно так), работодатель должен оформить ему трудовую книжку (в ней делается стандартная запись) и СНИЛС (если этот документ еще не оформлен);
  • если в штатном расписании нет подходящих вакантных единиц, можно их ввести на время практики, а затем сократить либо ввести их специально «под практикантов», если студенты проходят практику на постоянной основе, регулярно;
  • студенту-практиканту приказом руководителя назначается наставник от организации;
  • если студент получает стипендию, он сохраняет на нее право и трудоустроенным.

Длительность рабочего дня практиканта

Важным моментом договора является установление продолжительности рабочего дня оформляемого на практику студента. На время прохождения практики Закон требует устанавливать такое рабочее время для студентов:

  • молодым студентам (до 16 лет) разрешается трудиться не более 24 часов еженедельно;
  • практиканты старше 16 лет могут работать не более 35 часов в неделю;
  • студенты техникумов, колледжей и других средних специальных учебных заведений, не выполняющие на практике физической работы, должны трудиться 36 часов в неделю независимо от возраста.

Если речь идет о преддипломной профессиональной практике, то есть студенты работают именно по будущему профилю, а не просто оттачивают профессиональные навыки, время может быть увеличено:

  • для юных (16-18 лет) – до 35 часов в неделю;
  • для более старших практикантов – до 40 часов в неделю.

Сколько платят практикантам

Вопрос о заработной плате студентам, проходящим практику, обязательно должен быть отражен в тексте трудового договора. П.

20 вышеуказанного Положения говорит о том, что определение зарплаты для практикантов выполняется в соответствии с законами, принятыми для данной отрасли, а также договорами с соответствующими учебными заведениями.

Студент-практикант, подписавший трудовой договор, имеет право на те же выплаты, что и обычные работники:

  • вознаграждение за труд;
  • оплата временной нетрудоспособности;
  • отпускные и др.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если студенты не выполняют трудовые функции, а только обучаются, оснований для выплаты им трудового вознаграждения не возникает.

Если студенту нет 18

Заключая трудовой договор с практикантом, который еще не достиг 18-летия, работодателю необходимо принимать во внимание требования к трудоустройству несовершеннолетних – статьями 69-70, части четвертой ст. 92 и главы 42 ТК РФ. Принять на работу юного студента можно исключительно:

  • после прохождения медицинского осмотра;
  • не устанавливая испытательный срок;
  • с сокращенной продолжительностью рабочего дня;
  • не требуя работы по ночам.

Плюсы и минусы трудоустройства практиканта для работодателя

Принятие на работу студента-практиканта имеет некоторые преимущества для нанимателя, но и чревато некоторыми возможными рисками.

Плюсы трудоустройства студентов:

  • законная возможность платить меньшую заработную плату, по сравнению со штатными сотрудниками;
  • воспитание будущих кадров, если практикант в перспективе войдет в штат;
  • обеспечение лояльности работника;
  • возможность отточить навыки опытных сотрудников с помощью наставничества.

Минусы для работодателя:

  • неполный рабочий день для студента;
  • дополнительный отпуск для продолжения учебы (на это время его обязанности должен кто-то выполнять);
  • невозможность привлечения к сверхурочным и ночным работам;
  • отсутствие у практиканта необходимого опыта, отсюда дополнительные траты времени, более низкая результативность, риск ошибок, брака и т.п.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *