Должны ли учителя и администрация обговаривать со мной все вопросы лично

Должны ли учителя и администрация обговаривать со мной все вопросы лично

Анна Гуридова для Skillbox Media

Должны ли учителя и администрация обговаривать со мной все вопросы лично

Лена Терентьева

Пишет тексты самостоятельно вместо того, чтобы создавать машину, которая смогла бы писать за неё. Сопротивляется пустоте и цифровому рабству.

На самом деле границы есть в любых отношениях — и в семейных, и в дружеских, и в деловых. Но в каждом случае они разные. Если в семье принято целовать друг друга в щёчку при встрече, то такое же поведение с коллегой может обернуться конфликтом и обвинением в харассменте.

«Личные границы человека — это представление о том, где заканчивается он сам, то есть заканчиваются его чувства, желания, интересы, и начинаются другие люди. Это физическое и психическое ощущение отделённости от других, которое защищает и даёт возможность чувствовать себя безопасно в отношениях», — говорит психоаналитический психотерапевт Алексей Пережогин.

Должны ли учителя и администрация обговаривать со мной все вопросы лично Forest Simon / Unsplash

Наличие личных границ у каждого сотрудника создаёт атмосферу безопасности на работе. Мы составили гайд, который поможет разобраться в границах и обозначить их. Он будет полезен и управленцам, и подчинённым.

Руководители «Яндекса» и коммуникационного агентства SETTERS рассказали о личном опыте выстраивания границ, эксперт hh.

ru поделился своими рекомендациями, психотерапевт и психолог объяснили, как защитить свои границы, а юрист — как в этом поможет закон.

На работе обычно устанавливают универсальные правила общения и взаимодействия. Они фиксируются в кодексе этики компании, на корпоративном портале, в рабочих чатах или при личном общении с сотрудниками.

Вот несколько пунктов, которые часто включают в такие правила:

1. Общение по работе только в рабочее время. От работы нужно отдыхать, чтобы не столкнуться с выгоранием. Поэтому стоит договориться с командой о том, что вы не обсуждаете рабочие вопросы в определённое время — например, с 19:00 и до 10:00, — а если сообщения придут в нерабочие часы, на них можно ответить позже. Это поможет не отвлекаться во время отдыха.

«В SETTERS почти у каждого в календаре выделено время под обед — час на то, чтобы сделать паузу, прогуляться, поесть. На этот час, если ситуация не с пометками SOS, HELP, ASAP, никто в здравом уме не поставит встречу или звонок», — поделилась HR-директор коммуникационного агентства SETTERS Екатерина Рудчик.

2. Никакой работы во время отпуска. Перед отпуском важно закончить срочные дела и информировать всех о том, с какого числа по какое вас не будет. Часть дел на это время можно передать другому сотруднику — и сказать остальным, к кому обращаться по всем вопросам.

«Наши сотрудники везде сообщают о том, что они находятся в отпуске. Например, если коллега захочет написать сообщение тому, кто сейчас отдыхает, система CRM предупредит, что человека нет на месте до определённого числа. А общих чатах в Telegram мы ставим аватарки, где крупным шрифтом пишем: „Я в отпуске до XX числа“», — уточнила Екатерина Рудчик.

3. Уважительное общение и отсутствие интимных контактов. Этот пункт универсален для всех видов личных границ.

Но и такие моменты важно зафиксировать внутри коллектива, чтобы избежать неприятных случаев.

Например, в кодексе этики сотрудников X5 Retail Group закреплено, что в компании неприемлемы оскорбления, унижения и насильственные физические действия сотрудников, ухудшающие моральную обстановку на рабочем месте.

4. Обсуждать только работу и общие темы — и не затрагивать личную жизнь. Даже если в коллективе вы дружески общаетесь с коллегами, не обязательно отвечать на вопросы о том, чем вы занимаетесь в выходные и что думаете о политической ситуации в стране.

Во-первых, эта информация никак не поможет работать, а во-вторых, ей можно воспользоваться в корыстных целях — например, оклеветать человека или поделиться сведениями со СМИ. Если коллега пытается вывести на личный разговор, а вам этого совсем не хочется, нужно тактично сообщить, что вы не готовы обсуждать такие темы.

А вот на вопросы по работе с удовольствием ответите. Но и тут не стоит забывать — только в рабочее время.

«Довольно часто руководители становятся жертвами провокаций и клеветы со стороны работников. В основном такими действиями хотят добиться повышения в должности или в заработной плате. Чтобы этого не допустить, нужно выстроить с подчинёнными строго рабочие отношения и не касаться вопросов личной жизни», — прокомментировал юрист Европейской юридической службы Олег Черкасов.

Все эти пункты — универсальные. Руководитель направления корпоративной культуры и внутренних коммуникаций hh.ru Ксения Степанова уверена, что «в прогрессивной команде отлично работает принцип взаимной договорённости, но особых привилегий из-за своего статуса не должен получать никто».

Должны ли учителя и администрация обговаривать со мной все вопросы лично Mason Field / Unsplash

Как считает психоаналитический психотерапевт Алексей Пережогин, такие проблемы возникают из-за разного отношения людей к личным границам. Например, одни не готовы уважать особенности других. При этом часто люди не могут прямо заявить о проблеме.

Психолог-консультант Дмитрий Дюков, автор Telegram-канала «Дима помогает», не раз провокационно высказывался в нём о границах допустимого и харассменте, что приводило к конфликтам.

Дмитрий в разговоре со Skillbox Media подчеркнул, что не всегда можно контролировать ситуацию, порой «нарушитель личных границ заранее настроен на активные грубые действия и не намерен отступать после ваших возражений».

Например, коллега продолжает встречать вас похабными ми даже после вашей просьбы прекратить это. В таких случаях нужно воздействовать на коллегу иначе — рассказать руководителю или сотрудникам полиции.

Универсальное решение конфликта из-за нарушения личных границ найти сложно — многое зависит от кодекса этики компании, характеров коллег, самой ситуации. Мы выбрали несколько ситуаций, с которыми чаще всего сталкиваются сотрудники и руководители, и попросили экспертов объяснить, как лучше действовать в каждой из них.

Если руководитель пишет/звонит сотруднику

Часто руководитель в силах самостоятельно решить возникший вопрос без участия сотрудников. Конечно, бывают и исключения: если ситуация критическая, стоит написать сотруднику и сразу объяснить суть дела, рассказать, почему возникла такая срочность.

А если дело всё-таки подождёт, Анастасия Дрокина из «Яндекса» советует поставить сообщение на отложенный постинг. Это поможет вам не забыть о задаче в рабочее время и не помешает отдыху сотрудника.

Если сотрудник пишет/звонит руководителю

Екатерина Рудчик предлагает уточнить подробности — может оказаться, что сотрудник зря паникует и вопрос на самом деле не такой важный и срочный. Если ситуация подождёт до рабочего времени, стоит сказать об этом сотруднику.

«Если сотрудник позвонил в нерабочее время со срочным вопросом, который без руководителя никак не решить, — c’est la vie, такое случается.

К этому лучше относиться философски, пока такое поведение не становится доброй традицией.

В случае если подобные ситуации случаются слишком часто, необходимо пересмотреть подход к процессам и вежливо напомнить о своём нерабочем времени и границах», — считает Ксения Степанова из hh.ru.

Конечно, если проблему не решить без вмешательства руководителя, нужно писать или звонить ему даже во время его отдыха. Это как минимум поможет не усугубить её, а как максимум — решить.

Если руководитель нарушает личные границы сотрудника

«Любой подчинённый по отношению к руководителю находится в зависимом положении.

Соответственно, если руководитель принуждает его вступить в половую связь, угрожая проблемами на работе — например, увольнением, — то совершает преступление по 133-й статье УК РФ — понуждение к действиям сексуального характера.

Если же начальник угрожает применением физической силы либо непосредственно перешёл к её применению, то это уже как минимум покушение на изнасилование или совершение насильственных действий сексуального характера», — пояснил юрист Олег Черкасов.

К сожалению, как уточнил юрист, на практике жертвы насилия редко обращаются в правоохранительные органы, столкнувшись с подобным. Многие просто стесняются предавать огласке случившееся, а кто-то не хочет терять работу либо опасается осуждения со стороны коллег.

Если сотрудник нарушает личные границы руководителя

Ситуации домогательств в отношении руководителей со стороны работников — редкость. Причина в том, что у работников нет возможностей для давления на них, считает юрист Олег Черкасов.

«Впрочем, бывали случаи, когда сотрудники шли на шантаж своих руководителей — требовали вступить в половую связь, угрожая раскрыть определённые налоговые нарушения со стороны компании и, соответственно, руководителя. Чтобы этого не допустить, важно придерживаться сугубо деловых отношений. Кто-то также устанавливает камеры видеонаблюдения на рабочих местах».

Если вы столкнулись с сексуальным домогательством со стороны коллеги или руководителя, не стоит ждать, что ситуацию удастся уладить разговором. Нужно сразу сообщить о ней вышестоящему руководству и написать заявление в полицию. Даже если у вас нет прямых доказательств домогательства, вы всё равно имеете право подать заявление.

Должны ли учителя и администрация обговаривать со мной все вопросы лично Кадр: фильм «Несносные боссы»

По реакции коллеги легко понять, как он воспринимает тот или иной жест. Руководителю важно быть эмпатичным, чтобы считывать подобные вещи, считает эксперт hh.ru Ксения Степанова.

«По моим скромным ощущениям, я самый злостный нарушитель личных границ в офисе, потому что часто обнимаю коллег. А если серьёзно, лучше спросить, будет ли комфортна человеку определённая форма взаимодействия.

Очевидно, что каждый из нас может попасть в ситуацию, когда случайно были нарушены границы коллеги, а он об этом не сказал.

Постарайтесь быть нейтральными в словах и действиях с малознакомыми коллегами, это позволит избежать неловких и дискомфортных ситуаций», — посоветовала руководитель HR-проектов «Яндекса» Анастасия Дрокина.

Психоаналитический психотерапевт Алексей Пережогин считает, что «если у вас сложились с кем-то из коллег товарищеские отношения, то, например, похлопывание по плечу от этого человека может быть чем-то естественным, но то же самое будет недопустимым в отношениях с другими коллегами». Поэтому важно учитывать личные границы разных людей, прислушиваться и присматриваться к их реакции на ваши действия.

Читайте также:  Коммунальные платежи: у меня 3-я группа инвалидности я оформил льготы на коммунальные услуги частное

Мы уточнили у психологов, что делать, если коллега активно проявляет интерес к вам — приглашает в кино, спрашивает, состоите ли вы в романтических отношениях, пишет комплименты в соцсетях.

Если такая коммуникация доставляет вам дискомфорт, психотерапевт Алексей Пережогин советует сказать прямо: «Нет, я не хочу», «Я не буду».

Психолог Дмитрий Дюков считает, что можно ответить и более осторожно: «Это плохая идея», «Не уверен(а), что это хорошая идея», «Не думаю, что это уместно обсуждать», «Это некомфортная тема для меня».

Умение отказывать — «суперполезный навык», уверена психолог Кристина Шестакова. «Если вы ощущаете неуверенность и боитесь отказать коллеге, обратитесь к психологу или психотерапевту, чтобы обсудить свои страхи», — советует она.

Напряжённые взаимоотношения в команде отражаются на процессе работы. Сотрудники могут просто недолюбливать друг друга, а могут конфликтовать, нарушая личные границы друг друга. Каждую ситуацию нужно рассматривать индивидуально.

Например, если работник сам рассказал вам о конфликте, лучше всего обсудить с участниками конфликта возможные пути его решения.

Если коллеги по каким-то причинам не рассказывают о проблеме руководителю, то пригодится помощь третьей непредвзятой стороны — например, приглашённого медиатора. По мнению Ксении Степановой из hh.

ru, медиация поможет разрешить практически любой конфликт без вмешательства руководителя в личные разногласия членов команды.

Все опрошенные Skillbox Media эксперты советуют проявлять эмпатию по отношению к своим коллегам, а также обращать внимание на их просьбы, рассказы и жалобы.

«Я часто наблюдаю ситуацию, когда руководитель пишет команде 24/7. А вдруг вы тот самый коллега, который нарушает личные границы?» Чтобы избежать этого, Анастасия Дрокина из «Яндекса» составила чек-лист для самопроверки. Вот он:

К этому списку мы решили добавить ещё несколько пунктов:

 Вы можете в порыве чувств обнять коллегу, когда радуетесь какому-то событию на работе?

Если хотя бы в одном пункте вы ответили «да», советуем вернуться к приведённым в статье советам и описанным ситуациям. Поговорите с коллегами, узнайте — может, их что-то беспокоит.

Учитель проверяет семью: как, зачем и должен ли

В сентябре СМИ заговорили о том, что учителя будут проверять, как живут ученики. Не только следить за психологическим климатом, но и даже заглядывать в холодильники. Разбираемся, должны ли учителя проверять семьи учеников и как это работает.

Что случилось?

Комиссия по делам несовершеннолетних Пермского края выпустила постановление о профилактике безнадзорности и подростковых правонарушений. Документ появился по нескольким причинам, в том числе трагической. Летом в Краснокамске 14-летняя девочка умерла от голода. Мать не кормила ее, об этом знали все, но никто не вызывал органы соцзащиты и КпДН.

Постановление было опубликовано 15 августа, новости о нем появились 2 сентября. СМИ писали статьи с заголовками «Учителя будут проверять холодильники в семьях учеников». Шум поднялся из-за того, что на родительских собраниях родителей заставляли подписать некий акт и согласиться, что к ним будут приходить проверяющие.

Уполномоченный по права человека в Пермском крае Светлана Денисова осудила документ указав на нарушение конституционных прав. Она сказала, что родители имеют право не впускать к себе проверяющих. После долгого и бурного обсуждения в соцсетях выступил губернатор Максим Решетников.

Он заявил, что документ нужно дорабатывать: идея хорошая, но методы недопустимые.

О чем говорит документ?

В постановлении сказано, что выявлять семьи группы риска нужно еще до рождения детей. Уже в женских консультациях медики должны обращать внимание на беременных и понимать, возникнут ли проблемы в их семьях после рождения ребенка.

От рождения до семи лет за ребенком и его семьей должны наблюдать детские поликлиники, после семи лет — школы. Учитель должен прийти домой к ученику и узнать, соблюдаются ли качественные условия проживания. У учителя есть бланк.

В нем 4 блока: индикаторы психологического благополучия ребенка, индикаторы успешности обучения, индикаторы ненадлежащего поведения родителей, индикаторы социально-бытовых условий.

Предотвратить преступления школьников — одна из воспитательных задач, поставленных перед школой. А значит, и перед учителем хотя бы потому, что натворившие бед дети могут принести неприятности педагогу: он один из тех, кто за детей в ответе

Индикаторов в каждом блоке несколько, за каждый можно получить баллы. Например, за антисанитарию дома — 51 балл, за 30 процентов пропущенных занятий в четверти — 10 баллов, за острый конфликт с родителями — 20 баллов. Дальше семье присваивается низкий, средний или высокий уровень риска социально опасного положения.

От 30 до 50 баллов — минимальный уровень, с такими семьями работает школа. От 51 до 75 — тоже школа, но с обязательным привлечением психологов и медиаторов. От 76 и выше — высокий уровень, подключаются все специалисты.

Если семья набрала больше 200 баллов, то школа должна подавать ходатайство в КпДН и просить признать семью, находящейся в социально опасном положении.

Что будет с такими семьями дальше?

Если семья попала в группу риска, то за ней закрепят куратора. Скорее всего это будет классный руководитель. Он совместно с психологом и социальным педагогом должен составить индивидуальную коррекционную программу.

В нее могут входить индивидуальные консультации психолога, тренинги, постоянные посещения надзорных служб. Если семья за несколько месяцев походит программу, к ней снова приходят с проверкой.

Если есть положительные результаты, то семью могут снять с учета.

Если КпДН признает, что семья находится в социально опасном положении, то за ней следят специалисты из самой КпДН, в том числе, медики, психологи, сотрудники полиции. Если положительных сдвигов нет, родителей могут лишить права опеки над ребенком.

Это законно?

Ставить семью из группы риска на учет — законно. Это право и обязанность Комиссии по делам несовершеннолетних. Они должны учитывать сигналы из поликлиник и школ и принимать меры.

Приходить в дом, то есть на частную территорию, без особых оснований — незаконно. Даже полицию можно не пускать в дом, если у них нет ордера на обыск или арест. Тем более, если речь идет о комиссии по делам несовершеннолетних или учителей.

Еще один вопрос — насколько законно заставлять учителей заниматься такими проверками и кто будет оплачивать эту дополнительную работу.

Учитель вообще должен проверять семьи?

Закон «Об образовании» говорит, что учитель должен общаться с семьями учеников. Должен узнавать о трудностях, помогать советами и делами, подключать родителей к контролю посещаемости и успеваемости ученика. Проверять семьи может только КпДН, но чаще всего имеет право только посылать уведомления с просьбой о встрече. Приходить в дом без ордера даже комиссия не имеет права.

Должен ли классный руководитель посещать квартиры учеников?

Для того чтобы начинать дискуссировать на тему, что и кому классный руководитель должен или не должен, нужно определить, а кто же это такой — классный руководитель. С точки зрения Закона, естественно.

Классный руководитель. Кто это такой?

Цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования определены «Национальной доктриной образования в Российской Федерации» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 № 751).

А кто такой «классный руководитель» чётко указано в Письме Министерства образования Российской Федерации от 21 июня 2001 года № 480/30—16 «Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях»:: «Он — педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства». Соответственно, именно классный руководитель защищает интересы учащегося, будучи непосредственным «передатчиком» культуры от общества к ребёнку.

Функции классного руководителя

Далее, в этом же документе находим информацию о деятельности классного руководителя: «Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Классный руководитель, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий; координирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего классного коллектива, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива, развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса».

Далее следуют рекомендации о взаимодействиях классного руководителя с педагогическим составом образовательного учреждения, с медицинскими работниками, с библиотекарем и… с семьёй учащегося. «Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья.

Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Он координирует усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию о наклонностях воспитанников, материально-бытовых условиях, психологическом климате в семье, требования родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребенка. Классный руководитель также организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность».

Итак, выделенные фрагменты документа явно свидетельствуют о том, что классный руководитель должен быть в курсе, что происходит в семье ученика.

Однако нигде не указано, каким именно образом он должен получить данную информацию.

Читайте также:  Оформление формы на прием работника

Опрос учеников, анкеты на дом, звонок родителям, сотрудничество с социальными работниками, индивидуальные домашние визиты — вариантов может быть сколько угодно, вплоть до звонков участковым полицейским.

Теперь обратимся к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 февраля 2006 г.

N 21 («Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»). Среди прочего функции классного руководителя, которые определяет Приказ, следующие:

«Организационно-координирующие:

— обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

— установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

— проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;…».

Таким образом, Приказ не обязывает классного руководителя лично посещать семьи учащихся. Для того чтобы успешно выполнять свои функции, классному руководителю необходимо поддерживать связь с родителями (или опекунами) учеников, но такие встречи могут проводиться и на территории школы, например на родительских собраниях.

Проведение обследования условий жизни. Кто, где, когда

Далее обращаемся к документу, который определяет, кто и зачем должен обследовать условия жизни семей учащихся образовательных учреждений — Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 сентября 2009 г. N 334 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 16 декабря 2009 г. Регистрационный N 15610).

Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей находим в Приложении N 2. Согласно п.2, цель проведения обследования — выявление «обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином». А в п.

3 описаны организации, обязанные провести такое обследование: «Обследование проводится органом опеки и попечительства либо образовательной организацией, медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организация), которой в установленном порядке передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей».

Таким образом, совершенно ясно, что образовательная организация ( в нашем случае в лице классного руководителя) вполне в праве проводить обследование условий жизни школьников, но только после официальной передачи полномочий органов опеки и попечительства в установленном порядке. Иные варианты не имеют никакой юридической силы.

Более того, проводить по собственному желанию обследование условий жизни учащихся организации не могут. Согласно п.

4, «Основанием для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, указанных в пункте 2 настоящего Порядка». Соответственно, с точки зрения закона, в отсутствие обращений и проверок никаких быть не должно.

Таким образом, для проведения обследования условий жизни несовершеннолетнего образовательная организация должна принять полномочия от органов опеки и попечительства.

Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 21.12.

2018) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» в части «Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» п.2 определяет, что «В случае отсутствия или недостаточности у органов опеки и попечительства организационных, кадровых, технических и иных возможностей организации могут осуществлять следующие полномочия органов опеки и попечительства:

а) выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей;…»

То есть для официальной «передачи дел» образовательным организациям органы опеки и попечительства должны испытывать некоторые из перечисленных проблем.

Следующий пункт (п.3) Постановления Правительства РФ отвечает на, пожалуй, самый популярный вопрос работников — «А будут ли все эти посещения отдельно оплачиваться?» — «Полномочия, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, осуществляются организациями на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с договором, заключенным с органом опеки и попечительства».

Подытожим. Если органы опеки и попечительства не испытывают вышеуказанные проблемы, соответственно официально не передают свои полномочия образовательному учреждению, то и сотрудники этого учреждения не обязаны посещать семьи учащихся. С юридической точки зрения, подобные «визиты» являются добровольными со стороны классного руководителя и, естественно, отдельно не оплачиваются.

Права и обязанности учителей, учеников и родителей

Информация с сайта учителя Анохиной В.М.

Какие права должна предоставлять ученикам школа? 

Все взаимоотношения учащегося и школы строятся на основе Закона Российской Федерации «Об образовании» и Устава школы.

В соответствии с этими нормативными актами, Конституцией Российской Федерации, другими законами, — нормами международного права каждый учащийся обладает правами на: — уважение своего человеческого достоинства; — получение бесплатного среднего образования; — участие в управлении школой; — выражение своего мнения; — получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг; — свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом; — выбор вместе с родителями формы получения образования; — перевод в другое образовательное учреждение. 

  • Каковы права и обязанности классного руководителя по отношению к учащимся класса? 
  • Может ли учитель вмешиваться в личную жизнь ученика? 
  • Имеет ли право учитель обсуждать личные проблемы ученика с коллегами? 

Классный руководитель — не опекун, не нянька, не затейник. Он — представитель школы в ее взаимоотношениях с твоими родителями. Классный руководитель сообщает им обо всех событиях, происходящих в школе и классе. Именно классный руководитель информирует родителей о твоих успехах в учебе, пропущенных уроках, поведении, взаимоотношениях с товарищами и еще о многом другом, что связано с твоей жизнью в школе. Классный руководитель организует учебную деятельность класса, отвечает за заполнение классного журнала, он имеет право проводить классные и родительские собрания, приглашать на беседу родителей, вести записи в твоем дневнике и даже приходить к тебе домой для бесед с тобой и твоими родителями. Нет. У каждого гражданина России, в том числе и ученика школы, есть право на неприкосновенность личной жизни. Это одно из самых основных прав человека, оно зафиксировано в статье 23 Конституции Российской Федерации. Но что считать личной жизнью ученика? Это вопрос посложнее. Некоторые думают, что это не только жизнь вне стен школы, но и отношение к учебе, выполнению домашних заданий, поведение на уроках и т. д., забывая при этом, что существуют конституционная обязанность учиться, требования Закона «Об образовании» и Устава школы, которые необходимо выполнять. Ни в одном законе нет указания на то, что считать личной жизнью человека. Закон лишь устанавливает пределы неприкосновенности личной жизни, называя недопустимым разглашение личной и семейной тайны, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров. Принято относить к личной жизни человека его семейные отношения, дружеские связи, симпатии и антипатии, привязанности, увлечения. В эти сферы жизни ученика учитель вторгаться не должен. А вот поделиться своими наблюдениями и сомнениями с родителями — его право и обязанность, так как в школе именно учитель отвечает за жизнь, здоровье и воспитание ученика. 

Обсуждать личные проблемы ученика с другими учителями ради удовлетворения собственного любопытства учитель не должен.

Однако существуют законы, например, Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», которые требуют от школы вмешательства в жизнь детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении (проживающих в неблагополучных семьях, совершающих правонарушения и пр.). Тут уж обсуждение проблем ученика с коллегами просто необходимо, но делаться это должно исключительно в интересах ребенка, без ущемления его прав и в той мере, которая допускается законом. 

  1. Может ли учитель читать отобранные у детей записки? 
  2. Может ли учитель распространять личную информацию об ученике, обсуждать его внешкольное поведение и личные проблемы в присутствии класса? 
  3. Имеет ли право классный руководитель заставлять учеников ходить с классом в театр? 
  4. Может ли классный руководитель обязать ученика быть ответственным за что-либо в классе, например, ношение классного журнала, против его воли? 
  5. Обязан ли учащийся заниматься уборкой территории школы? 
  6. Если ученик испортил добрые отношения с учителем, могут ли его отчислить из класса (школы)? 
  7. Имеет ли право ученик на перевод из класса в класс? 
  8. Кто может перевести ученика из класса в другой класс параллели или из группы в группу? 
  9. Имеет ли право школа вводить платные образовательные услуги? 
  10. Обязаны ли родители оплачивать платные уроки, если ученик не посещал их из-за болезни? 
  11. Имеет ли право школа проводить экзамены в невыпускных классах? 
  12. Обязаны ли учителя заниматься дополнительно с неуспевающими учащимися или теми, кто пропускал уроки по болезни?
Читайте также:  Как развестись и лешить родительских прав отца

Ребенок, как любой гражданин России, имеет право на личную тайну. Это право также зафиксировано в Конституции и является одним из основных прав человека. Поэтому не только учитель, но и другие люди, например, одноклассники, не имеют права читать чужие записки и, тем более, разглашать их содержание. Но, чтобы записка попала в руки тому, кому она адресована, вероятно, не следует злоупотреблять терпением учителя и пытаться передавать ее на уроке или бросать через весь класс. Ведь это — прямое нарушение дисциплины. Учитель не имеет права распространять (в том числе и обсуждать) сведения об отношениях в семье ученика, о состоянии его здоровья и здоровья его родителей, его взглядах, привязанностях и увлечениях, его имуществе, заработке родителей и многом другом, что не связано непосредственно с учебой и поведением в школе. Классный руководитель не имеет права принуждать учеников к посещению театра, музея, зоопарка и других подобных учреждений. В Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что учащиеся гражданских (не военных) образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом и расписанием занятий. Учебным планом в данном случае называется официальный документ, утвержденный администрацией школы, в котором содержатся перечень всех предметов, преподаваемых в школе, и количество отведенных на эти предметы часов учебного времени. То, что выходит за рамки образовательной программы школы, в том числе и привлечение учащихся к труду, без согласия учеников и их родителей не разрешается. Отвечать за дежурство, носить классный журнал, организовывать внеучебные мероприятия учащиеся могут только при их согласии и при согласии их родителей. В Уставе школы в разделе Обязанности учащихся есть пункт об обязательности участия в самообслуживающем труде, к которому относятся и разовые «генеральные» уборки школы и её территории. Испорченные с учителем отношения — это не повод для отчисления ученика из класса и, тем более, школы. Перевод учащегося из одного класса параллели в другой производится только с согласия родителей или по их просьбе. Не следует забывать также и о твоем праве на выражение собственного мнения. Напомню тебе, что мнение ребенка, достигшего десятилетнего возраста, обязательно должно быть учтено при решении вопроса, затрагивающего его интересы. А исключить из школы можно только за совершение противоправных действий, грубых и неоднократных нарушений Устава школы и только того, кому уже исполнилось четырнадцать лет.Да. Такой перевод осуществляется по письменному заявлению родителей ученика. Вопрос о переводе из класса в класс или из группы в группу (по иностранному языку) решается только директором школы с согласия или по заявлению родителей учащегося. Право организовывать платные дополнительные образовательные услуги школе предоставлено Законом Российской Федерации «Об образовании». Это могут быть различные кружки, спортивные секции, студии, курсы, занятия в которых не предусмотрены школьной программой. Ты имеешь право воспользоваться этими услугами. Именно право, а не обязанность. Все, чему ты обязан научиться в школе в соответствии со школьной программой, преподается бесплатно. Организация платных образовательных услуг должна быть надлежащим образом оформлена. Наша школа может оказывать платные образовательные услуги, так как имеет на это разрешение (лицензию). С родителями подписывается договор на оказание этих услуг. Само собой разумеется, что в любое время такой договор по желанию родителей может быть расторгнут. Согласно Закону «О защите прав потребителей» оплата производится только за выполненную услугу (в том числе и дополнительную образовательную, оказываемую школой). Право устанавливать порядок проведения промежуточной аттестации учащихся (например, вводить экзамены) принадлежит школе по её Уставу в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». 

 Заниматься дополнительно с неуспевающими или теми, кто пропустил уроки по болезни, — право, а не обязанность учителя. Эта работа учителю не оплачивается. 

Обязан ли учащийся сидеть в спортивном зале на уроке физкультуры, если он освобожден от занятий по состоянию здоровья на несколько дней и имеет подтверждающую это медицинскую справку? 

Учащийся освобождается от занятий физической культурой, а не от присутствия на уроке.

Школа несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся в период пребывания их в школе, то есть в течение времени, отведенного на все уроки в данный день в соответствии с расписанием.

Поэтому просто так разрешать ученику уходить с уроков неизвестно куда нельзя. Этот вопрос решается директором школы по заявлению родителей. 

Может ли ученик посещать уроки другого учителя по предмету? 

Теоретически может. Но вот как сделать это практически, не пропуская уроков по расписанию в своем классе, посещение которых обязательно? Кроме того, необходимо получить согласие на это у самого учителя и директора школы. 

Имеет ли ученик право сдать экзамен экстерном за текущий год? Может ли он при этом сам выбрать экзаменатора? 

Да. Экстернат предполагает самостоятельное, в том числе и ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам с последующей сдачей экзаменов в образовательном учреждении. Порядок проведения промежуточных экзаменов определяется Уставом школы.

Для проведения итоговой аттестации руководитель образовательного учреждения издает приказ о создании экзаменационной комиссии, в состав которой входят председатель, учитель по данному предмету, ассистент.

 

  • Имеет ли право учитель поставить ученику оценку «2» за то, что он не был на уроках? 
  • Существует ли оценка по поведению? 
  • Должен ли учитель сообщать родителям о проступках ученика, допущенных им в школе? 

Любая оценка — показатель уровня знаний ученика по предмету, поэтому поставить двойку за отсутствие на уроке учитель не имеет права. Но если ученик пропустил урок без уважительных причин, а на уроке была проверочная работа, то оценка «2» может быть выставлена за фактически невыполненную работу. Официальной оценки по поведению в настоящее время нет. 

Родители ученика на основании закона несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед другими людьми. Из этого, как ты догадался, следует, что сообщать о проступках детей родителям учителя обязаны.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.