Как получить законно полагающуюся мне квартиру на правах ребенка, оставшегося без попечения родителей

Как получить законно полагающуюся мне квартиру на правах ребенка,  оставшегося без попечения родителей

  • Согласно статистике в нашей стране ежегодно около полумиллиона детей становятся сиротами.
  • Еще несколько лет назад малышей определяли в специальные детские дома.
  • Но сегодня политика государства направлена на устройство несовершеннолетних лиц, оставшихся без родителей и близких родственников, в другие семьи.

Так многие оформляют опекунство над сиротами. Вопрос, предоставляется ли жилье детям под опекой, является достаточно актуальным.

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам: Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный Юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!

Предоставляется ли квартира для опеки над ребенком?

Согласно закону о социальной поддержке несовершеннолетним, которые остались без родителей, должна выделяться квартира от специализированного жилищного фонда. Если орган опеки установил, что проживание вместе с мамой или бабушкой в одном доме невозможно, ребенку государство предоставляет отдельную жилплощадь. С этой целью необходимо написать заявление и встать на учет.

Как получить законно полагающуюся мне квартиру на правах ребенка,  оставшегося без попечения родителейПраво на жилплощадь имеют несовершеннолетние дети, у которых мать и отец:

  • признаны безвестно пропавшими;
  • умерли;
  • лишены прав быть родителями.

А вот получить за опекунство за квартиру не получится – такого законом не предусмотрено. Если ребенка планируют удочерить или усыновить, опекуны должны иметь в своем распоряжении жилплощадь, оборудованную всем необходимым и полностью соответствующую санитарным требованиям.

В Семейном кодексе указано, что усыновителями имеют право стать все совершеннолетние лица, кроме тех, которые не имеют постоянного места проживания или имеют квартиру, но она не отвечает техническим и санитарным нормам.

Будущие родители обязаны доказать свою возможность растить ребенка в нормальных условиях. Как именно должна быть благоустроена квартира для усыновления ребенка, в Жилищном кодексе не указано. Нет также нормы жилой площади. Эта величина определяется органами местного самоуправления. Жилищно-бытовые условия приемных родителей проверяются по фактическому состоянию и формальным признакам.

Усыновители обязаны предоставить копию финансово-лицевого счета, свидетельства, а также выписку из домовой книги и ряд других документов, которые являются доказательством того, что человек имеет Право собственности на квартиру, и в которых указано:

Как получить законно полагающуюся мне квартиру на правах ребенка,  оставшегося без попечения родителей

  • количество зарегистрированных и проживающих лиц на жилой площади;
  • доля каждого владельца;
  • ответственный квартиросъемщик;
  • параметры квартиры.

Далее проводится изучение жилищно-бытовых условий кандидатов на усыновление. Поскольку семья, планирующая взять ребенка, не обязана предоставлять никаких других справок и документов помимо указанных выше, фактически определить состояние жилья получается лишь путем проверки. Эту процедуру реализуют органы опеки, попечительства.

Изучение условий жилья осуществляют социальный педагог школы, представители органов опеки, общественный инспектор. Они по поручению органов попечительства осматривают квартиру и дают ей оценку.

В результате исследования определяется:

Как получить законно полагающуюся мне квартиру на правах ребенка,  оставшегося без попечения родителей

  • санитарное состояние;
  • материальное положение семьи;
  • количество проживающих в квартире;
  • наличие места для игр, отдыха и сна ребенка;
  • готовность будущих родителей создавать и поддерживать необходимые условия для проживания, воспитания и развития приемного малыша.

Поскольку нормативные ограничения по качеству и количеству жилья для приемных родителей не установлены, органы опеки вправе руководствоваться исключительно нормами местного законодательства.

Может ли ребенок под опекой претендовать на жилье?

Вопрос, имеет ли усыновленный право претендовать на квартиру опекуна, является достаточно актуальным. Согласно закону ни опекун, ни опекаемый не имеют прав на материальное, нематериальное имущество друг друга.

В Гражданском кодексе указано, что ребенок под опекой может быть наследником:

  • Как получить законно полагающуюся мне квартиру на правах ребенка,  оставшегося без попечения родителейпо завещанию. Если приемный родитель написал Завещание на усыновленного малыша, то после смерти опекуна квартира предоставляется опекаемому. Но на жилплощадь также имеют право претендовать и родственники умершего;
  • по закону. Если опекаемый не является родственником опекуну, право на наследование по закону он не имеет. Но если ребенок ко дню смерти приемного родителя был нетрудоспособным, находился на иждивении покойного наследодателя не менее 12 месяцев, вместе с ним проживал в одной квартире, тогда он имеет полное право претендовать на жилплощадь. Даже если имеются другие Наследники по закону, усыновленный наравне с ними может бороться за право на часть квартиры.

Приемному родителю лучше подумать заранее о завещании квартиры своему подопечному, поскольку при составлении завещания, заверенного нотариусом, ребенок будет уже гарантированно обеспечен жилплощадью.

Закон о предоставлении жилья детям-сиротам и оставшимся без попечительства родителей

Как получить законно полагающуюся мне квартиру на правах ребенка,  оставшегося без попечения родителей

Программы имеют некоторые отличия касательно количества помещений, предусмотренных для выделения.

Обычно на один год планируется обеспечение квартирами около 600 детей-сирот. До 2013 года формировались списки, в которых указывались дети, нуждающиеся в жилье.

С 2013 года были внесены некоторые изменения в законодательство. С этого момента в перечень включаются особы 14-летнего возраста, которые остались без попечения.

Также теперь список пополняют и личности, не имеющие помещения по социальному найму и не находящиеся на содержании у приемных родителей.
Помимо этого существуют специальные нормативы.

Согласно им приобретенный объект зачисляется в государственный фонд жилых помещений конкретной области. Порядком выполняется регулировка распределения квартир для детей-сирот.

Очередь на жилплощадь детям, которые были лишены родительской опеки, формируется органами местного самоуправления.

Подготавливаются списки и графики, проверяется статус каждого претендента. Власть предлагает помещение, которое полностью отвечает санитарным нормам, в личную собственность.

Для получения квартиры, необходимо собрать такие документы:

Как получить законно полагающуюся мне квартиру на правах ребенка,  оставшегося без попечения родителей

  • заявление. В нем следует указать желание предоставить ребенку жилплощадь для проживания;
  • документ, который подтверждает сиротство;
  • паспорт;
  • выписка о том, что отсутствует жилая площадь;
  • справка о том, что ребенок находился в исправительной колонии за совершение плохого поступка (если такой случай действительно быть).

Согласно закону помещение, которое выдается сироте для проживания, должно отвечать следующим нормативам:

  • для одинокого человека общая квадратура составляет не менее 33 м.кв.;
  • если семья состоит из двух членов – не менее 42 м.кв.;
  • при наличии более 2 человек на каждого выделяется по 18 м.кв.

В действительности же получить квартиру для сироты не так уж просто. Поэтому к подобному вопросу надо подходить со знанием дела, действовать целеустремленно и правильно.

Если осталась доля или квартира от биологических родителей?

В Семейном кодексе указано, что усыновленные дети лишаются права на имущество своих биологических родителей. Но личные неимущественные и имущественные права могут быть сохранены, если так хочет мать или отец. О том, что родители или родственники желают сохранить отношения с усыновленным ребенком, суд обязан указать в своем решении.

Таким образом, детям, которые находятся под опекой, жилье не предоставляется. А вот сиротам государство обязано выделять квартиру. Усыновление может быть проведено лишь в том случае, если приемная семья докажет, что для ребенка созданы все требуемые для нормального проживания условия.

Дорогие читатели! Наша статья могла устареть.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа

Или звоните по телефонам:

Предоставление жилья детям сиротам (условия, список документов)

Как получить законно полагающуюся мне квартиру на правах ребенка,  оставшегося без попечения родителей

По действующим правилам?Вопрос предоставления жилья детям сиротам регулируется Федеральным закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также общими требованиями Жилищного кодексак категории детей-сирот относятся граждане до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Детьми, оставшимися без попечения, считаются дети (до 18 лет), чьи родители были лишены родительских прав или признаны недееспособными.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение жилья при соблюдении одного из следующих условий:

  • Достижение возраста 18 лет;
  • Признание дееспособности в установленном законом порядке (например, вступление в Брак);
  • Выпуск из социального учреждения (детские дома, интернаты);
  • Окончание военной службы, окончание обучения в образовательном учреждении.

Как получить законно полагающуюся мне квартиру на правах ребенка,  оставшегося без попечения родителей

При этом у ребенка не должно быть в собственности жилья, и он не должен быть нанимателем помещения.

Жилье предоставляется по договору социального найма. Он заключается сроком на 5 лет и в дальнейшем может быть продлен еще на 5 лет (но только один раз). Срок действия договора социального найма в этом случае не может быть сокращен.

Как получить законно полагающуюся мне квартиру на правах ребенка,  оставшегося без попечения родителей

Жилье для детей сирот должно быть:

Как получить законно полагающуюся мне квартиру на правах ребенка,  оставшегося без попечения родителей

  • Предоставлено из специализированного фонда региона по месту жительства ребенка;
  • Жилье должно быть отдельной полноценной квартирой (комната в коммунальной квартире в данном случае не подходит);
  • Площадь предоставляемой квартиры должна быть не меньше норматива, установленного органом местного самоуправления;

Как получить законно полагающуюся мне квартиру на правах ребенка,  оставшегося без попечения родителей

  • Жилье не должно быть признано аварийным.  

Если жилье предоставлено с нарушениями, то за защитой прав можно обратиться к Уполномоченному по правам ребенка Российской Федерации или в суд.

Читайте также:  Интернет-провайдер, нарушает закон о связи(до 50% потерь пактов)

Для обеспечения жильем детей-сирот в каждом субъекте формируется региональный список нуждающихся. Порядок включения в список заявительный. Детей-сирот в него включают с 14 лет.

  • Как правило, с заявлением о включении в региональный список обращаются законные представители, органы опеки, попечительства и патронажа по месту жительства) детей-сирот.
  • На Органы опеки и попечительства возложены обязанности по организации работы по включении детей-сирот в список нуждающихся своевременно.
  • Законом также предусмотрена возможность подачи заявления детьми-сиротами самостоятельно в следующих случаях:
  • Достижение ими возраста 18 лет;
  • Признание их дееспособности в установленном законом порядке (например, вступление в брак);
  • Достижение ими возраста 23 лет, в случае если ребенка-сироты нет в списке нуждающихся.

Ответственность за ведение списка возложена на органы власти субъекта. Например, в Свердловской области список ведет – Министерство социальной политики, в Орловской области – Департамент образования и молодежной политики, в Москве – Департамент социальной защиты населения.

Как получить законно полагающуюся мне квартиру на правах ребенка,  оставшегося без попечения родителей

Заявление о включении в список подается законным представителем ребенка (или самостоятельно) в местную администрацию (лично или через МФЦ).

К заявлению прикладываются подтверждающие документы. Обычно их список включает:

  • свидетельство о рождении;
  • копия документа, подтверждающего полномочия законного представителя;
  • копия документа, подтверждающего утрату (отсутствие) попечения родителей (единственного родителя).

Дополнительно могут потребоваться паспорт, Договор социального найма жилого помещения (при наличии), документы, подтверждающие невозможность проживания в жилом помещении и другие документы.

Как получить законно полагающуюся мне квартиру на правах ребенка,  оставшегося без попечения родителей

Заявление о включении в региональный список рассматривается в течение 60 дней.

Если ребенку отказано во включении в список необоснованно, то за защитой прав можно обратиться к Уполномоченному по правам ребенка Российской Федерации или в суд.

Нет, гарантированное государством право на жилье ребенку-сироте нельзя заменить другими формами государственной поддержки. 

После включения в список придется подождать, пока Жилое помещение будет предоставлено. Скорость предоставления жилья зависит от финансирования в каждом субъекте, а также от количества детей-сирот, стоящих в очереди в регионе.

Еще раз о дополнительных гарантиях прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Основная масса обращений  связана с отказом администрации в предоставлении жилого помещения  в связи с достижением заявителем возраста 23 лет. И вот здесь важно установить, был ли заявитель изначально (по факту выявления, установления опеки) включен в список лиц, подлежащих обеспечению жильем.

Если опекун, орган опеки, руководитель учреждения, где ребенок содержался,  предпринял меры,  хотя бы написал соответствующее заявление  и ребенок был включен в соответствующий список, то на основании  п.9 ст.8 указанного закона:

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Другими словами,  в случае отказа в суд необходимо обратится с  требованием о предоставлении жилья и финансовом обеспечении путем выделения субвенций из областного бюджета. И в 99 % случаев такие иски удовлетворяются, потому что право на обеспечение жилым помещением возникло, оно сохраняется  и не может быть погашено достижением 23 летнего возраста.

Сложнее ситуации, когда по каким-то (разным)  причинам ребенок не был включен в указанный список. Обычно причины связаны с незнанием закона, когда опекун не обратился с соответствующим заявлением до 18 летнего возраста опекаемого, а Гражданин в возрасте с 18 до 23 лет тоже  лично не обратился.

Судебная практика  в таких спорах, как ни странно,  сложилась не в пользу истцов. Обычно суд сводит решение к ст. 56 ГПК РФ и указывает, что:

истцом  не предоставлены доказательств наличия уважительных причин, в силу которых он не был поставлен на учет нуждающегося в жилом помещении до достижения возраста 23 лет

То есть суду необходимы уважительные причины, почему ребенок не был поставлен на учет и, соответственно, доказательства.

 И «незнание закона», необразованность не являются для суда уважительной причиной, хотя сама по себе формулировка какая-то сомнительная.

  «Ребенок» должен доказать, что его не поставили на учет по уважительной причине??? А если конкретно по неуважительной? Из-за халатности и безответственности?

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года, приведены  наиболее частые причины несвоевременной постановки на учет нуждающихся в жилом помещении. Так, уважительными причинами являются, в частности, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы.

Хочу подчеркнуть, что органы опеки, учреждения и опекуны/попечители в равной мере несут ответственность по надлежащему выполнению своих обязанностей, хотя в процессе опекуны всегда выступают на стороне истца.

В период, когда ребенок несовершеннолетний, именно указанные лица должны обеспечить соблюдение гарантированных жилищных прав, т.е. подать в установленном порядке заявление на включение  в список. 

В рамках процессуального закона исполнение обязанности, а именно в  надлежащей защите прав, должны доказать ответчики.

Например, представить  какое-либо обоснование  законности действий/бездействия по не  постановке истца на учет лиц, подлежащих обеспечению жильем при учреждении опеки, либо  предъявить решение об отказе  по  постановке на такой учет непосредственно по факту первичного выявления, предоставить доказательства разъяснения  опекуну и истцу  норм законодательства, порядка и прав на обеспечение жильем.

Но суд перекладывает обязанность доказывания на истца, чем, я глубоко уверена, нарушается принцип законности при производстве по делу.

Казалось бы, Верховный Суд дал четкие разъяснения, что следует оценивать как уважительную причину, но на практике все упирается в личную оценку суда.

Хотя конкретно в Новосибирской области даже действовали нормы, предписывающие органам администрации не только выявлять детей, но и включать их в список лиц, подлежащих обеспечению, т.е. вне заявительного порядка, который, к слову, в НСО был введен только в 2013 году.

Однако,  суд  не принимает  бездействие ответчика в период действия опеки до 18 лет как уважительную причину, но отказывает в иске, ссылаясь на неуважительность  бездействия истца в период с 18 до 23 лет.

В жалобе истица ссылается на то, что не была постановлена на учет по независящим от нее причинам, ввиду ненадлежащего, недобросовестного выполнения обязанностей органами опеки и попечительства.

При этом, доказательств о принятии мер по постановке на учет в орган местного самоуправления в качестве нуждающегося, не представила.

Нет доказательств и того, что предпринимаемые ею попытки обратиться на учет за защитой своих жилищных прав остались без ответа, либо орган местного самоуправления ей неправомерно отказал в предоставлении социальных гарантий.

Истица, достигнув возраста 18 лет-совершеннолетия, имела возможность своевременно заявить о реализации ею права постановки на учет для последующего предоставления жилого помещения, но не воспользовалась таким правом, уважительных причин пропуска не привела

Таким образом, разъяснения Верховного Суда просто игнорируются,  а причины бездействия ответчика судом даже не  выясняются.

Все изложенные спорные моменты и субъективные оценки суда по фактам  ненадлежащей работы органов опеки  скоро изживут себя, поскольку с1 января 2019 года Федеральным законом от 29.07.2018 N 267-ФЗ статья 8 дополняется новым абзацем:

  • Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
  • Собственно, что и требовалось уже давно, черным по белому прописать, что незнание закона для опекунов и детей, не может в принципе,  быть причиной лишения права на обеспечение жильем, а органы опеки для того и назначены государством, что бы осуществлять и защищать  в интересах и в соответствии с Конституцией РФ.
  • Очень жаль, но состоявшиеся  судебные решения, противоречащие смыслу  действующего законодательства, изменить нельзя, ссылки на действие во времени указанный закон  не содержит.

Как происходит обеспечение жильём детей сирот

  • Вопрос обеспечения сирот жильем всегда актуален.
  • Данная категория детей нуждается в особой помощи со стороны государства ввиду их незащищенности.
  • Процедура обеспечения недвижимостью проходит по определенному алгоритму.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Читайте также:  Продажа участка или дарение: есть родственица, у этой родственицы есть садовый участок

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-94-16. Это быстро и бесплатно!

Скрыть содержание

Определение сироты

В РФ такие дети до 18 лет проживают в специальных учреждениях: домах ребенка, детских домах, интернатах, приютах.

По закону к сиротам могут быть приравнены и другие категории детей, нуждающихся в аналогичных мерах социальной поддержки:

  • отказники (дети, от которых родители отказались еще в роддоме);
  • дети с родителями, лишенными родительских прав.

Правовая база

Права сирот регламентируются законом – N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” .

В ст. 8 определяются права и льготы, которыми обладают данные дети при отсутствии у них своего имущества, либо при наличии объективных препятствий для переезда по существующему месту возможного проживания.

  1. Она же определяет, что по новому закону об обеспечении жильём , предоставление квартиры возможно сироте, не являющемуся собственником, нанимателем, родственником собственника, нанимателя жилого помещения.
  2. Иными словами, ему некуда пойти после того, как ему исполнится 18 лет и он больше не сможет находиться на попечении у государства.
  3. Если ребенок собственник, наниматель, либо родственник собственника, нанимателя жилого помещения, в котором невозможно жить, он также получает социальные гарантии.
  • нахождение по данному адресу людей, лишенных родительских прав;
  • проживание по адресу граждан, страдающих неизлечимыми заболеваниями;
  • несоответствие помещения санитарным, техническим нормам;
  • непригодность для жизни;
  • общая площадь, приходящаяся на человека (в том числе после вселения сироты), менее положенной величины;
  • иные причины.

Органы власти дают квартиры сиротам, которые соответствуют принятым нормам. Помещения предоставляется лицам, достигшим 18 лет, либо лицам более раннего возраста, обладающим неограниченной дееспособностью. Орган власти составляет списки детей, претендующих на получение недвижимости после достижения 18 лет.

Жилье распределяется по заявлению в порядке очереди. Основание для проживания – договор найма. Срок действия договора – 5 лет. Допускается осуществление контроля: как используется предоставленный объект, соблюдаются ли правила эксплуатации.

Внимание! Через 5 лет можно заключить бессрочный договор на пользование объектом недвижимости.

Ранее выдача квартир для таких детей была внеочередной. На практике это означало, что после окончания воспитательного учреждения дети получали Недвижимость по договору найма, могли далее ее приватизировать.

Став собственником, сирота часто в силу неопытности и юного возраста терял свою недвижимость по различным причинам:

  • продажа квартир и расходование денежных средств;
  • обмен на невыгодных условиях;
  • недобросовестные действия третьих лиц (родственников, риэлторов, квартиросъемщиков и т.д.);
  • передача права собственности другим гражданам;
  • порча имущества вследствие пожара, затопления и т.д.

Потеряв имущество, гражданин опять становился нуждающимся в жилье. Государство не могло регулировать данный процесс, поскольку с точки зрения закона не допускается вмешательство государства в вопросы распоряжения собственником своим имуществом

В связи с возникшими проблемами, было принято решение об изменении процедуры обеспечения жильем незащищенных категорий детей.

Теперь используется специальный договор найма. Срок действия документа – 5 лет. Эта мера исключает возможность продажи, обмена, сдачи имущества в аренду в течение указанного срока.

Существуют и другие проблемы, возникающие при решении вопроса:нехватка финансирования или недобросовестные действия чиновников на местах.

Подобные действия на практике выражаются в следующем:

  1. В списки не включают детей, имеющих на это законное право.
  2. Стоящие на очереди сироты не получают жилье в течение длительного времени.
  3. За сиротами закрепляются несуществующие объекты.
  4. Детям предоставляется аварийное жилье.

Как получить квартиру сироте?

Требования к претенденту

Сирота должен соответствовать следующим требованиям:

  1. отсутствие у него, либо у его родственников уже полученного ранее социального жилья;
  2. отсутствие права собственности на объект недвижимости, полученный ранее на таких же условиях и приватизированный впоследствии;
  3. проживание в условиях, признанных неприемлемыми.

Нередки случаи, когда достигнув совершеннолетия дети-сироты создают семьи и заводят детей. В таком случая их право на получения жилья сохраняется на общих основаниях. Получить жилье дети-сироты с детьми могут также, как и прочие: в порядке очерёдности.

Какие квартиры дают детям-сиротам и где предоставляется жилье?

По программе предоставления жилья, недвижимость должна соответствовать следующим требованиям:

  1. объект должен быть самостоятельной жилплощадью (не частью коммунальной квартиры);
  2. объект должен быть оснащен всеми необходимыми коммуникациями;
  3. объект должен находиться в регионе проживания претендента.

Перечень документов, порядок их предоставления

Для включения ребенка в список подаются:

  1. Заявление.
  2. Паспорт.
  3. Доверенность, если заявление подается законным представителем.
  4. Документы, подтверждающие отсутствие недвижимости (справка из Росреестра),
  5. Документы, подтверждающие невозможность проживания. Это может быть справка о наличии болезни хронического характера у проживающего там лица, заключение специальной комиссии о признании дома, в котором находится предназначенное ребенку жилье, аварийным, заключение о признании имеющегося жилья непригодным для жизни по санитарным нормам и т.д.
  6. Документ, подтверждающий факт сиротства (свидетельства смерти родителей, письменный отказ от родительских прав и т.д.).
  7. Справка, предоставленная организацией пребывания (указывается конечный срок пребывания).

Процедура оформления

  1. Получить соответствующую справку. В воспитательном, учебном заведении – об окончании учебы, в военкомате – об окончании службы, в исправительном учреждении – о высвобождении.
  2. Написать заявление, указав в нем существующие условия проживания.
  3. Приложить сведения, подтверждающие отсутствие недвижимости,
  4. Приложить материалы, подтверждающие, что в существующем помещении невозможно жить.
  5. Подать заявление, документы.
  6. Получить результат рассмотрения заявки (срок рассмотрения -1 месяц максимум).
  7. Подписать договор найма.
  8. Через 5 лет перезаключить договор, получив право постоянного использования помещения без установки каких-либо ограничений по срокам.

Куда обращаться

Постановка в очередь осуществляется в органах опеки.

В дальнейшем обращаться для подписания договора найма нужно в отдел Администрации, занимающийся непосредственно обеспечением недвижимостью данных категорий населения.

Важно! По закону срок обращения – до 23 лет. Если сирота не получил жильё до 23 лет, то после этого возраста спорные ситуации о получении дополнительных гарантий от государства решаются в судебном порядке.

Законом определяются следующие сроки – от 18-23 лет. При этом сроков обязательного обеспечения данных категорий граждан недвижимостью не установлено.

На практике жилье нередко может быть предоставлено через много лет, когда гражданин достигает зрелого возраста.

Объясняется это недостаточным финансированием, бюрократией и нерасторопностью чиновников на местах.

Как стать собственником жилья?

  • Данный договор дает возможность приватизировать жилье.
  • Став собственником, гражданин получает полноценные права на распоряжение своим имуществом.
  • Покупка квартир органами власти осуществляется путем проведения аукциона на приобретение жилья для детей сирот.

Действия в случае отказа

Сироте могут отказать в социальных гарантиях. Причиной может быть недостаточная обоснованность потребности в жилплощади. Например, не предоставлены необходимые документы, подтверждающие права заявителя.

Или же предоставленные документы не отражают наличия необходимости в дополнительных социальных гарантиях. Отказ может быть связан и с неправомерными действиями чиновников на местах.

При получении отказа целесообразно обратиться в суд. Как показывает судебная практика, решение по делам подобного рода обычно принимается в пользу истца.

Подробнее о жилье для сирот в видеосюжете ниже:

Таким образом, государство стремиться предоставить сиротам дополнительные гарантии в виде обеспечения их социальным жильем. Для получения гарантий необходимо собрать комплект документов, встать на очередь.

Поделитесь ссылкой на статью или сохраните её

Скопировать ссылку на статью

Произвольный текст Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас 

+7 (499) 938-94-16 (Москва)

+7 (812) 467-39-65 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Основные права и гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Предоставление прав детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, регламентируется Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с этим законом к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Под детьми, оставшимися без попечения родителей, понимаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Также законодатель отдельно выделяет такую категорию как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

  • Законодательство предусматривает наличие прав и дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в следующих сферах:
  • 1. В сфере образования:
  • а)  Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы.
  • б) Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение первого и второго начального профессионального образования без взимания платы.
  • в)  Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
  • Под полным государственным обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей понимается предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.
  • г)    Обучающиеся, воспитанники государственных общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием.
  • д) Обучающимся федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также 100 % заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.
  • Размер и порядок увеличения стипендии, выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении региональных органов исполнительной власти, и в муниципальных образовательных учреждениях, устанавливаются нормативными правовыми актами органов власти субъектов Российской Федерации.
  • е) Выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.
Читайте также:  Отпуск по беременности и родам и по уходу за ребенком

ж) Выпускники федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.

Выпускники образовательных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами органов власти субъектов Российской Федерации.

з) При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.

  1. и)  Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
  2. Порядок проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образовательных учреждениях, на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
  3. 2. В сфере медицинского обслуживания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
  4. а)    Предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров.
  5. б)    Могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.
  6. 3.    В жилищной сфере:
  7. а)    Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
  8. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, должны обеспечиваться органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
  9. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *