Конституционное право на медицинское обслуживание: виды и формы помощи

Согласно Всеобщей декларации прав человека, каждый имеет право на необходимый для поддержания нормального состояния здоровья медицинский уход. Статья с аналогичным содержанием имеется и в Конституции РФ. Разберем, каким образом регламентируется право на мед помощь и как это право реализуется.

Право на медицинскую помощь

Согласно статье 18 ФЗ № 323-ФЗ, каждый человек обладает неотъемлемым правом на получение квалифицированной медицинской помощи.

Помощь можно получить бесплатно по Базовой программе ОМС, предъявив полис обязательного медицинского страхования. При этом пациент может рассчитывать не только на то, что помощь будет оказана специалистами, обладающими необходимой квалификацией, но и на гуманное и уважительное отношение со стороны медицинских работников.

Важно! Если право на оказание помощи было нарушено, пациент имеет право предъявить жалобу либо руководителю лечебно-профилактического учреждения, либо другому должностному лицу.

Гарантии и права на медицинскую помощь в отраслевом законе

Конституционное право на медицинское обслуживание: виды и формы помощи

В сфере охраны здоровья законы должны базироваться прежде всего на Конституции РФ. Нормативы об охране здоровья содержатся в федеральных законах и других документах. При этом прописанные нормы не могут входить в противоречие с Конституцией и с Всеобщей Декларацией Прав Человека.

Главные принципы охраны здоровья следующие:

  • права каждого гражданина в области здравоохранения должны соблюдаться во всех обстоятельствах;
  • право ребенка на медицинское обслуживание является приоритетным для государства;
  • интересы пациента при оказании помощи всегда в приоритете;
  • в случае утраты здоровья (временной или постоянной) гражданину гарантируется социальная защита;
  • медпомощь должна быть доступной, качественной и бесплатной;
  • медицинские работники обязаны соблюдать врачебную тайну и не разглашать третьим лицам сведения, которым сообщают им пациенты.

Кроме того, государство обязано гарантировать каждому человеку защиту от дискриминации, которая обусловлена имеющимися болезнями и патологиями.

Обязанность государства — гарантировать право на медицинскую помощь вне зависимости от пола, расы, вероисповедания, национальности и других факторов.

Права и обязанности пациента

Человек получает статус пациента при обращении в любое лечебно-профилактическое учреждение. Пациент обладает следующими правами:

  • выбор специалиста и организации, где ему будет оказываться необходимая помощь;
  • проведение лечебных и диагностических процедур в соответствии с существующими санитарно-эпидемиологическими требованиями;
  • проведение консилиума и обращение за мнением любого специалиста соответствующего профиля;
  • облегчение болевых ощущения (в том числе и с применением наркотических препаратов);
  • получение интересующих сведений, касающихся состояния здоровья пациента;
  • выбор людей, которые могут получать информацию о состоянии его здоровья (родителей, супруга, законных представителей, если нуждающийся в лечении несовершеннолетний — сирота);
  • получение сбалансированного питания в период стационарного лечения;
  • неразглашение сведений, являющихся врачебной тайной;
  • отказ от диагностических и лечебных вмешательств;
  • допуск юристов (в том числе и адвоката) для защиты собственных прав;
  • допуск священника или создание условия для совершения религиозных ритуалов (в случае, если это не входит в противоречие с распорядком лечебно-профилактического учреждения).

Имеет пациент и определенные обязанности:

  • предпринимать действия, направленные на укрепление собственного здоровья;
  • обращаться за помощью своевременно;
  • проявлять по отношению к медицинским работникам должное уважение;
  • предоставлять медикам сведения о состоянии собственного здоровья, в том числе и о принимаемых лекарственных препаратах и имеющихся хронических заболеваниях;
  • в срок выполнять предписания лечащего врача;
  • соблюдать правила внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения;
  • содержать в чистоте свою койку и тумбочку (в случае, если это возможно по состоянию здоровья пациента);
  • соблюдать санитарный режим (проходить в лечебно-профилактическое учреждение в бахилах, оставлять куртку или пальто в гардеробе и т. д.);
  • не курить на территории лечебно-профилактического учреждения.

Какие виды услуг гарантируются государством

Конституционное право на медицинское обслуживание: виды и формы помощи

Государством гарантируются следующие виды медицинских услуг:

  • первичная (в том числе и доврачебная и специализированная);
  • специализированная, которая оказывается специалистом в условиях стационара;
  • высокотехнологичная с использованием новейших методов диагностики и лечения;
  • скорая помощь при несчастных случаях, развитии жизнеугрожающих состояний и травмах;
  • диспансеризация и профилактические медосмотры;
  • диагностика нарушений развития ребенка во время беременности.

Характеристика предоставляемой медицинской помощи

К основным характеристикам медицинских услуг относятся:

  • доступность. Человек должен иметь свободный доступ к лечебно-профилактическим учреждениям вне зависимости от места своего проживания;
  • адекватность, то есть соответствие потребностям пациента;
  • непрерывность. Эта характеристика предполагает, что работа специалистов различного профиля должна быть скоординирована на всех этапах лечения и диагностики;
  • эффективность, то есть направленность на оптимальный для пациента результат;
  • ориентированность на нужды пациента. Гражданин имеет право на участие в принятии решений, касающихся состояние его здоровья и хода лечения;
  • безопасность. Во время лечения для жизни и здоровья пациента не должно создаваться дополнительных угроз;
  • своевременность. Помощь должна оказываться по мере необходимости;
  • сведение к минимуму возможных ошибок во время диагностики и лечения. Достичь этого возможно благодаря координированной работе специалистов, регулярным консилиумам, привлечению к лечебно-диагностическому процессу высококвалифицированных специалистов соответствующего профиля.

Доступная и качественная медицинская помощь

Конституционное право на медицинское обслуживание: виды и формы помощи

Согласно российскому законодательству, каждый гражданин имеет право на бесплатную медпомощь. Это обозначает, что в любой момент времени человек должен иметь возможность вызвать скорую или неотложную помощь или обратиться в лечебно-профилактическое учреждение соответствующего профиля, и в помощи ему отказано быть не может.

Важно, что оказываться услуги должны на высоком уровне, с привлечением квалифицированных специалистов.

При нарушении данного права (например, при отказе в помощи или оказании услуг на несоответствующем уровне) гражданин имеет возможность защищать свои права, обратившись к руководству лечебно-профилактического учреждения, в Министерство Здравоохранения, в суд или в прокуратуру.

Меры обеспечения доступной и качественной медицинской помощи

Качество медпомощи обеспечивается следующими мерами:

  • стандартизация. В современных условиях широко применяются всевозможные стандарты, которые позволяют оказывать помощь на высоком уровне с максимальной экономией ресурсов. Каждый медик должен иметь доступ к существующим нормам оказания медицинских услуг и применять их на практике;
  • экспертиза качества. В любом лечебно-профилактическом учреждении регулярно проводятся экспертизы качества оказываемых услуг с целью выявления имеющихся недочетов.

Своевременная медицинская помощь

Граждане имеют право на оказание мед помощи нескольких видов: экстренная, неотложная и плановая. Экстренная предполагает оказание помощи при острых патологиях, которые представляют угрозу жизни.

Оказывается она безотлагательно и на безвозмездной основе. Неотложная форма предполагает, что у пациента развилось острое состояние, которое не предполагает угрозы для жизни.

Плановая врачебная помощь предполагает временную отсрочку, которая не будет угрожать жизни и здоровью пациента.

В экстренных случаях срок ожидания помощи с момента обращения в лечебно-профилактическое учреждение не должен превышать двух часов.

В плановой форме это время может варьировать от 24 часов до 14 дней.

Безопасная медицинская помощь

Многие современные методы лечения могут представлять опасность для здоровья пациента. Речь идет о химиотерапии, лучевой терапии и т. д.

Кроме того, в лечебно-профилактическом учреждении всегда имеется риск заразиться опасными инфекциями (ВИЧ, гепатит).

Задача медиков — минимизировать возможные риски и сделать все возможное для того, чтобы во время лечения здоровью пациента ничто не угрожало.

Гуманность медицинской помощи

Конституционное право на медицинское обслуживание: виды и формы помощи

Пациент может рассчитывать на гуманное, уважительное отношение к своей личности и своим потребностям во время лечения. Медики обязаны учитывать, что многие манипуляции могут вызывать у пациента чувство стеснения и стыда.

Поэтому в случае необходимости такие манипуляции должны проводиться без присутствия посторонних. Также медицинские работники должны вежливо общаться с пациентами, не допускать в их адрес грубых высказываний и насмешек.

Специфика общения в сфере медицины изучается специальной наукой — медицинской деонтологией.

Составляющие права на медицинскую помощь

Право на медпомощь включает:

  • возможность получения помощи в необходимом объеме по мере возникновения необходимости;
  • доступность и высокое качество медобслуживания;
  • оказание услуг медицинского характера на безвозмездной основе;
  • возможность защитить свои права в случае их нарушения.

Право на бесплатную медицинскую помощь и лечение регламентируется Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ.

Каждый человек имеет право на медицинское обслуживание. В случае, если в этом праве отказано, гражданин может защитить себя, обратившись в соответствующие инстанции. Жалобы — это не только способ восстановить справедливость, но и возможность повысить качество помощи и не допустить, чтобы нарушались права других пациентов! Такие жалобы подлежат обязательной регистрации и рассмотрению.

Механизм обеспечения и реализации конституционного права на охрану здоровья

В статье 41 Конституции РФ указывается, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Это право структурно охватывает: право на охрану здоровья и право на медицинскую помощь.

Таким образом, право на охрану здоровья и медицинскую помощь— разновидность основных (конституционных) социальных прав человека. Его содержание составляет гарантированная законом возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь — общепризнанная норма международного права, закрепленная во Всеобщей декларации прав человека (ст. 25), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 12).

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.

2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

  • Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью.
  • Содержание конституционного права граждан на охрану здоровья
  • Право на охрану здоровья включает в себя:
  1. Право на медицинскую помощь;
  2. Право граждан на экологическое, санитарно- эпидемиологическое благополучие и радиационную безопасность;
  3. Право граждан на лекарственное обеспечение;
  4. Право граждан на информацию о состоянии своего здоровья;
  5. Право матери и детей на охрану здоровья.
Читайте также:  Договор с агенством: заключила договор с агентством на продажу квартиры и вознаграждения

Рассмотрим каждое из указанных составляющих.

Право на медицинскую помощь.

Каждый имеет право на медицинскую помощь. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Реализация конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь

Раздел III. Основные аспекты соблюдения прав и свобод человека в Хабаровском крае  

Глава IV. Реализация конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь  

     Право на охрану здоровья входит в число важнейших социальных прав граждан Российской Федерации.

Данное право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Такая помощь гражданам гарантируется государством и оказывается при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях, включая профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, выплату пособия по временной нетрудоспособности.

     Вместе с тем, соблюдение прав граждан в этой сфере требует от государства осуществления целого комплекса мер, направленных на создание правовых и материальных гарантий как на федеральном, так и региональном уровнях.

Необходимо отметить, что последовательная реализация в крае приоритетного национального проекта «Здоровье» позволила улучшить качество медицинской помощи, повысить ее доступность для населения, обеспечить увеличение заработной платы медицинским работникам, повысить квалификацию медицинских кадров, развить высокотехнологичные виды медицинской помощи, стабилизировать эпидемиологическую ситуацию по инфекционным заболеваниям.

     Люди, несомненно, видят позитивные изменения в области здравоохранения, отмечают появление в крае новых высокотехнологичных медицинских центров, современное медицинское оборудование используется в больницах и поликлиниках. Все это существенным образом сказывается на отношении человека к оказанию ему качественной медицинской помощи.

     Вместе с тем, многие проблемы здравоохранения оказались не решенными.

В 2008 году к Уполномоченному продолжали поступать обращения граждан, в которых они указывали на низкое качество обслуживания, грубое и невнимательное отношение части медицинского персонала к пациентам, наличие очередей на прием к врачам, неудовлетворительное льготное лекарственное обеспечение, дороговизну платных медицинских услуг.

     Так, в феврале 2008 года обратилась гражданка К. (дело № 209/к от 26.02.2008) о предоставлении бесплатного лечения ее 8-летнему ребенку. Дочь не видит одним глазом.

Врачи признали, что ребенок действительно нуждается в длительном и дорогостоящем лечении, но реальной помощи нет. Причем, в этом же месяце учреждения медико-социальной экспертизы девочке отменили инвалидность.

В итоге она потеряла все льготы и преимущества по лечению и дальнейшей реабилитации.

     Заявительница указала, что пока ребенку была установлена группа инвалидности, она бесплатно лечилась в Хабаровском филиале ФГУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. академика С.Н.Федорова, была возможность съездить на санаторно-курортное лечение, получить бесплатное лекарство. Теперь женщина не может лечить своего ребенка из-за трудного финансового положения.

     Благодаря активной помощи министерства здравоохранения края вопрос о бесплатном лечении девочки был решен положительно. Обследование и лечение ребенка проведено в Хабаровском филиале ФГУ «МНТК «Микрохирургия глаза» за счет средств Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования.

     Проблемой остается доступность медицинской помощи для граждан, проживающих в отдаленных и труднодоступных районах края.

Большие расстояния, зависимость населенных пунктов от авиационного и железнодорожного сообщения — все это приводит к серьезной проблеме по получению медицинской помощи. Частичную помощь в решении этой проблемы оказывает передвижной консультативно-диагностический центр «Матвей Мудров».

Уже второй год специализированный поезд, оснащенный современным медицинским оборудованием, обслуживает отдаленные населенные пункты края, в том числе Ванинский, Советско-Гаванский, Солнечный, Амурский и Верхнебуреинский районы.

По ходу следования поезда высококвалифицированные врачи проводят диагностическое обследование детей, ветеранов войны и труда. Жители отдаленных сел получают квалифицированную помощь лучших медицинских специалистов края.

     На доступность медицинской помощи влияет и проблема обеспечения учреждений здраво-охранения медицинскими кадрами, оснащения больниц и поликлиник высокотехнологичным оборудованием. По данным министерства здравоохранения края, особые трудности испытывают Охотский, Верхнебуреинский, Тугуро-Чумиканский муниципальные районы, а также район имени Полины Осипенко.

     К сожалению, серьезно обострил данную проблему Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, который разделил предоставление мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим в сельской местности и рабочих поселках, на федеральный, региональный и муниципальный уровни.

При этом закон заменил натуральные льготы по бесплатному предоставлению квартир с отоплением и освещением на компенсацию расходов по оплате за жилье и коммунальные услуги.

Если в крае действует отлаженный механизм предоставления таких льгот для медицинских и фармацевтических работников краевых и муниципальных учреждений здравоохранения, то в отношении врачей и фармацевтов федеральных учреждений такой порядок отсутствует.

     Анализ заявлений граждан, доказывает, что в минувшем году сохранялась проблема льготного обеспечения граждан лекарственными средствами. В первую очередь это касается федеральных льготников.

Граждане сообщали о нарушениях, связанных с длительным ожиданием лекарственных средств по льготным рецептам из-за отсутствия препаратов в аптечных учреждениях. При этом люди, страдающие различными заболеваниями, как правило, не могли обходиться без назначенных им лекарственных средств, поскольку это приводило к существенному ухудшению здоровья.

В связи с этим при отсутствии в льготном отделе необходимого лекарственного препарата они вынуждены были приобретать его на собственные средства.

     Так, в своем обращении гражданка П. (дело № 180/п от 20.02.2008) указывала, что более 20 лет страдает несахарным диабетом. В январе 2008 года ей был выписан рецепт на получение лекарственного препарата «Минирин». Но в аптеке п.

Переяславка в выдаче лекарственного средства ей отказали, так как «медикамента нет и неизвестно, когда будет». Препарат жизненно необходим человеку, а заменителя нет. Отсутствие лекарства влечет обострение болезни.

В течение месяца человеку было предоставлено только 30 таблеток, а ей необходимо 90, остальное лекарство пришлось приобретать самостоятельно, заплатив 6000 рублей.

     Вмешательство Уполномоченного и министерства здравоохранения края позволило решить проблему обеспечения гражданки П. препаратом на месячный курс лечения. Вопрос по дальнейшему обеспечению больных этим препаратом был взят на контроль министерства.

     Другой пример. К Уполномоченному обратился гражданин А. (дело № 565/а от 02.06.2008) об оказании помощи в получении лекарственного препарата «Фенобарбитол». Заявитель является краевым льготником по лекарственному обеспечению, но в аптеке г.

Амурска по льготному рецепту он не мог получить для ежедневного приема столь необходимое лекарственное средство. Как сообщили в отделе здравоохранения администрации Амурского муниципального района, этот препарат находится в стойкой дефектуре ЗАО «РОСТА» из-за отсутствия поставок от производителя.

В связи с чем льготный препарат не поступал в аптеки города. Таким образом, гражданин даже за свои личные средства не смог приобрести препарат.

     Только после вмешательства Уполномоченного и министерства здравоохранения края вопрос обеспечения гражданина А. лекарственным препаратом был решен через систему аптечных учреждений КГУП «Фармация».

     Учитывая значимость этого вопроса, Уполномоченный постоянно отслеживает ситуацию в данной области.

По данным министерства здравоохранения края, в 2008 году количество рецептов, находящихся на отсроченном обеспечении, выписанных за счет средств федерального бюджета, составило 1137 единиц, за счет краевого бюджета -527, из них до 10 дней находятся на отсроченном обеспечении по федеральной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи — 590 рецептов, по региональной -228.

  •      Основные причины отсроченного отпуска лекарственных препаратов:
  •      выписка лекарств в количествах, превышающих заявку на лекарственные средства;
  •      недопоставка лекарственных препаратов по отдельным наименованиям;
  •      выписка лекарственных средств для вновь выявленных пациентов, ранее не включенных в регистр;
  •      увеличение сроков от момента отгрузки лекарственных средств до их поступления в пункты пропуска.

     Серьезную обеспокоенность вызывает закрытие аптечных учреждений. Только в 2008 году закрыто 15 аптек системы КГУП «Фармация». Основные причины — убыточность и отсутствие фармацевтических специалистов. В результате КГУП «Фармация» вынуждено сокращать свои непроизводственные расходы.

Читайте также:  Ст351 с кого запрашивать справки о судимости

При этом, к сожалению, экономические проблемы преобладают в ущерб интересам населения. Как правило, такие аптеки выполняли функции по изготовлению лекарственных препаратов, обеспечению граждан льготными или бесплатными лекарственными средствами, а также обеспечивали фельдшерско-акушерские пункты лекарствами.

Закрытие или даже перевод такой аптеки в другое помещение вызывает у граждан тревогу и, как следствие, жалобы в различные инстанции.

     Так, в адрес Уполномоченного обратилась председатель Верхнебуреинского районного Совета ветеранов войны и труда С. (дело № 809/с от 18.08.2008) об оказании содействия в сохранении Центральной районной аптеки № 8 Хабаровского КГУП «Фармация» по ул. Парковой, д. 11.

В обращении указывалось, что перенос аптеки по другому адресу приведет к тому, что население района, особенно люди пожилого возраста, из-за серьезной разрозненности аптечных учреждений ощутят серьезные трудности по обеспечению и изготовлению лекарственных препаратов.

Новая схема аптечного обслуживания населения очень неудобна для людей пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями передвижения. Кроме того, закрытие отдела по производству очковой продукции приведет к ее удорожанию, что скажется на материальном положении пенсионеров и малообеспеченных гражданах.

Председатель Совета ветеранов просила Уполномоченного помочь сохранить отлаженную годами систему обеспечения населения Верхнебуреинского района лекарственными препаратами.

     Работа с обращением, показала всю серьезность проблемы в этой отрасли. Только по аптеке № 8 убытки за 2007 год составили 4,7 млн. рублей, за I полугодие 2008 года — 2469 тыс. рублей. Мероприятия, проведенные по оптимизации расходов, не привели к финансовой устойчивости аптечного учреждения.

Производство экстемпоральных лекарственных форм оставалось убыточным, помещение аптеки требовало серьезного капитального ремонта, в том числе замены инженерных и электрических сетей, переоборудования устаревшей системы охранно-пожарной сигнализации. С 2001 года аптека №8 не имеет лицензии на производство медицинской техники (коррегирующих очков).

Работы по ремонту очков производились в нарушение установленных требований.

     Детально разобравшись в ситуации, Уполномоченный убедился, что министерство здравоохранения края, Хабаровское КГУП «Фармация», администрация Верхнебуреинского района вынуждены были пойти на непопулярные меры по переносу аптеки. Бездействие в данном вопросе может только усугубить ситуацию.

     Главным для Уполномоченного является то, что после переноса аптеки по новому адресу в ней будет осуществляться розничная торговля медикаментами, а также отпуск лекарств лечебно-профилактическим учреждениям района и фельдшерско-акушерским пунктам, сохранится работа с наркотическими и психотропными лекарственными средствами.

Перевод аптеки по новому адресу будет произведен только после ремонта нового помещения, монтажа охранно-пожарной сигнализации, получения необходимых лицензий и заключений на деятельность.

Однако Уполномоченный сохраняет контроль по данному обращению и при поездке в поселок Чегдомын обязательно ознакомится с лекарственным обеспечением жителей Верхнебуреинского района.

     Очевидно, что вопросы здравоохранения и социальной защиты являются одними из наиболее острых проблем для людей при реализации их прав на жизнь и достоинство. Уполномоченный убежден, что последовательная политика Хабаровского края в области здравоохранения поможет вывести охрану здоровья его жителей на качественно новый уровень.

Право на бесплатную медицинскую помощь и лекарственное обеспечение

Традиционно в России считается, что помощь или услуга — это действие, направленное на достижение некого результата, и понятие «лекарственное обеспечение» в понятие «медицинская помощь» не входит.

Справедливость такого подхода не бесспорна, особенно с точки зрения ст.

41 Конституции РФ, гарантирующей гражданам медицинскую помощь, которая немыслима сегодня без лекарств (95 % всей медицинский помощи, помимо диагностики, оказывается с помощью лекарственных препаратов (ЛП).

Общее правило по вопросу неправомерности оказания платных медицинских услуг изложено в части 1 статьи 41 Конституции России и гласит:«Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Эта норма говорит о том, что на территории государственного и муниципального учреждения не могут быть получены деньги от гражданина за медицинскую помощь, поскольку нельзя читать Конституцию РФ так: «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет… граждан»1.

При таком прочтении право на бесплатную медицинскую помощь становится лишенным смысла, а это понимание означает отсутствие права государственных учреждений оказывать платные медицинские услуги гражданам.

Данная норма Конституции позволяет гражданину, обратившемуся за медицинской помощью в государственное учреждение здравоохранения, требовать оказания бесплатной помощи, включая и лекарственную, — иначе помощь, при которой нет лекарств, не может быть признана соответствующей ситуации и закону.

Эта норма имеет высшую силу по отношению к другим нормам права (законам, постановлениям Правительства РФ и т.п.), исключая международные нормы, участником которых является Россия.

Она защищена так же и Уголовным Кодексом РФ, согласно которому такие статьи, как 125, 124 и 293 могут быть возбуждены против медицинского персонала в случае оставления в опасности лица, нуждающегося в помощи, или в случае неоказания помощи больному, повлекшего за собой различные степени вреда или смерть.

В международном праве следует отметить:

  • ст. 12 Международного пакта социальных, культурных и экономических прав, где говорится о том, что государства-участники принимает меры к достижению гражданами наивысшего достижимого уровня здоровья. Такой уровень не может быть достигнут без необходимых лекарств;
  • ст. 24 Конвенции о правах детей, согласно которой дети вправе рассчитываю на доступ к наиболее совершенным медицинским средствам;
  • ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
  • ст. 33 Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств, одобренной в городе Санкт-Петербурге 29 октября 1994 года на 5-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, согласно которой государства гарантируют право граждан на бесплатную медицинскую помощь в необходимых объемах, включая амбулаторно-поликлиническое обслуживание, в том числе визиты врача на дом, специализированное обслуживание в больницах, клиниках и вне стен этих учреждений; обеспечивают потребности населения в медикаментах и предметах ухода за больными, сохраняют льготный порядок обеспечения лекарственными средствами и средствами протезирования инвалидов, малоимущих, а также других категорий граждан в соответствии с национальным законодательством.
  • Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых 20 декабря 1993 года Генеральной Ассамблеей ООН, согласно государствам следует обеспечить, чтобы инвалиды имели доступ к любым видам постоянного лечения и получали лекарственные препараты, которые могут им потребоваться для поддержания или повышения уровня их жизнедеятельности (Правило 2 п. 6).

На практике указанные нормы и конституционное право постоянно нарушаются и имеют массу барьеров при попытке их реализовать, что не мешает, тем не менее, в каждом конкретном случае добиваться их реализации или компенсации в случае их нарушения.

Нарушение указанных прав связано, в частности с тем, что:

  • в противоречие Конституции РФ было принято Постановление Правительства РФ № 27 от 13 января 1996 г. «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями», которые определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи), в частности, и в государственных учреждениях здравоохранения;

Права отдельных категорий граждан в сфере охраны здоровья и особенности их реализации — Услонское МО Зиминского района

04.04.2020

  • Важнейшим
    документом, регламентирующим
    медико-социальную работу, являются
  • Основы
    законодательства Российской Федерации
    об охране здоровья граждан (№ 5487-1 от 22

  • июля 1993 года).
  1. В
    Основах законодательства РФ об охране
    здоровья граждан в разделе 1V
    «Права граждан в области охраны здоровья»
    в статье 20 оговорено право граждан на
    медико-социальную помощь (от
    22 июля 1997 года № 5481-1, с последующими
    дополнениями от 20 декабря 1999 года №
    214-ФЗ, от 2 декабря 2000 года № 139-ФЗ).

    Медико-социальная помощь оказывается
    медицинскими, социальными работниками
    и иными специалистами в учреждениях
    государственных, муниципальных и частных
    систем здравоохранения, а также в
    учреждениях системы социальной защиты

  2. населения.

При заболевании,
утрате трудоспособности и в иных случаях
граждане имеют право на медико-социальную
помощь, которая включает профилактическую,
лечебно-диагностическую, реабилитационную,
протезно-ортопедическую и зубопротезную
помощь, а также меры социального характера
по уходу за больными, нетрудоспособными
и инвалидами, включая выплату пособия
по временной нетрудоспособности.
Граждане имеют право на бесплатную
медицинскую помощь в государственной
и муниципальной системах здравоохранения.
Гарантированный объем медицинской
помощи предоставляется гражданам в
соответствии с программами государственных
гарантий оказания гражданам РФ бесплатной
медицинской помощи. Граждане имеют
право на дополнительные медицинские и
другие услуги на основе программ
добровольного медицинского страхования.
Граждане имеют право на медицинскую
экспертизу, в том числе независимую,
которая производится по их личному
заявлению в специализированных
учреждениях в соответствии со статьей
53 настоящих Основ.… Дети, подростки,
учащиеся, занимающиеся физической
культурой, имеют право на бесплатный
медицинский контроль. Работающие
граждане имеют право на пособие при
карантине в случае отстранения их от
работы санитарно-эпидемиологической
службой вследствие заразного заболевания
лиц, окружавших их. Если карантину
подлежат несовершеннолетние, пособие
выдается одному из родителей (иному
законному представителю) или иному
члену семьи. Работающие граждане в
случае болезни имеют право на три дня
неоплачиваемого отпуска в течение года,
который предоставляется по личному
заявлению гражданина без предъявления
медицинского документа, удостоверяющего
факт заболевания (извлечения из статьи

20).

Таким
образом, оказание медико-социальной
помощи – это профессиональная обязанность
не только медицинских, но и социальных
работников, закрепленная в статье 20 как

правовая норма.

  • Права
    семьи.
  • Каждый
    гражданин имеет право по медицинским
    показаниям на бесплатные консультации
    по вопросам планирования семьи, наличия
    социально-значимых заболеваний и
    заболеваний, представляющих опасность
    для окружающих, … медико-генетические
    консультации с целью предупреждения
    возможных наследственных заболеваний
  • у потомства.
  • Семья имеет право на выбор
    семейного врача. Семьи, имеющие детей
    (в первую очередь неполные, воспитывающие
    детей-инвалидов и детей, оставшихся без
    попечения родителей), имеют право на
    льготы в области охраны здоровья граждан,
  • установленные законодательством.
  • Одному
    из родителей или иному члену семьи по
    усмотрению родителей предоставляется
    право в интересах лечения ребенка
    находиться вместе с ним в больничном
    учреждении в течение всего времени его
    пребывания, независимо от возраста
  • ребенка, с выдачей листка нетрудоспособности.
  • Пособие при карантине, по уходу за
    больным ребенком в возрасте до семи лет
    выплачивается одному из родителей или
    иному члену семьи за весь период
    карантина, амбулаторного лечения или
    совместного пребывания с ребенком в
    больничном учреждении, а пособие по
    уходу за больным ребенком в возрасте
    старше семи лет выплачивается за период
    не более 15 дней, если по медицинскому
    заключению не требуется большего срока.
  • (Извлечения из статьи 22).
  • Права
    несовершеннолетних.
  • В интересах охраны здоровья
    несовершеннолетние имеют право на:
    диспансерное наблюдение и лечение в
    детской и подростковой службах;
    медико-социальную помощь и питание на
    льготных условиях за счет средств
    бюджетов всех уровней; санитарно-гигиеническое
    образование, на обучение и труд в
    условиях, отвечающих их физиологическим
    особенностям и состоянию здоровья и
    исключающих воздействие на них
    неблагоприятных факторов; бесплатную
    медицинскую консультацию за счет средств
    бюджетов всех уровней при определении
    профессиональной пригодности; получение
    необходимой информации о состоянии
  • здоровья в доступной для них форме.

Несовершеннолетние
в возрасте старше 15 лет имеют право на
добровольное информированное согласие
на медицинское вмешательство или отказ

от него.

  1. Несовершеннолетние
    с недостатками физического или
    психического развития по заявлению
    родителей или лиц, их заменяющих, могут
    содержаться в учреждениях системы
    социальной защиты за счет средств
    бюджетов всех уровней, благотворительных
    и иных фондов, а также за счет средств
    родителей или лиц, их заменяющих.
  2. (Извлечения из статьи 24).
  3. В
    разделе V
    «Права отдельных групп населения в
    области охраны здоровья» Основ статья
    26 указывает на права граждан пожилого
  4. возраста.
  5. Граждане пожилого возраста имеют право
    на медико-социальную помощь на дому, в
    учреждениях государственных или
    муниципальных систем здравоохранения,
    а также в учреждениях систем социальной
    защиты населения и на лекарственное
    обеспечение, в том числе на льготных
  6. условиях.

Граждане пожилого
возраста (достигшие возраста, установленного
за­конодательством РФ для назначения
пенсии по ста­рости) имеют право на
медико-социальную помощь на дому, в
учрежде­ниях государственной или
муниципальной системы здравоохранения,
а также в учреждениях системы социальной
защиты населения и на лекар­ственное
обеспечение, в том числе на льготных
условиях. Медико-социальная помощь
гражданам пожилого возраста, включая
одиноких граждан пожилого возраста и
членов семей, состоящих из одних
пенсио­неров, направлена на лечение
имеющихся у них заболеваний и уход,
поддержание их активного образа жизни
и социальную защиту в случае болезни и
неспособности удовлетворять свои
основные жизненные по­требности.
Граждане пожилого возраста на основании
медицинского заключения имеют право
на санаторно-курортное лечение и
реабилитацию бесплатно или на льготных
условиях за счет средств социального
страхования, ор­ганов социальной
защиты населения и за счет средств
предприятий, уч­реждений и организаций

при их согласии.

  • В
    разделе V1 «Права граждан при оказании
    медико–социальной помощи» в статье
  • 30 указаны права пациента.
  • При обращении за медицинской помощью
    и её получении пациент имеет право на:
    уважительное и гуманное отношение со
    стороны медицинского и обслуживающего
    персонала, выбор врача, обследование,
    лечение и содержание в условиях,
    соответствующих санитарно – гигиеническим
    требованиям, проведение по его просьбе
    консилиума и консультаций других
    специалистов, облегчение боли, связанной
    с заболеванием и (или) медицинским
    вмешательством и др. В случае нарушения
    прав пациента он может обращаться с
    жалобой к руководителю или должностному
    лицу лечебно – профилактического
  • учреждения.
  • В соответствии со
    статьёй 31 «Основ» граждане имеют право
  • на информацию о состоянии здоровья.

Каждый гражданин имеет право на получение
информации о состоянии здоровья, включая
сведения о результатах обследования,
наличии заболевания, его диагнозе и
прогнозе, методах лечения, связанном с
ним риске, возможных вариантах медицинского
вмешательства. Информация о состоянии
здоровья не может быть предоставлена

гражданину против его воли.

  1. В статье 41 Основ
    говорится о медико–социальной помощи
    гражданам, страдающим социально значимыми
    заболеваниями.
    Перечень таких заболеваний определяется
  2. Правительством РФ.
  3. Гражданам, страдающим
    социально значимыми заболеваниями,
    оказывается медико–социальная помощь
    и обеспечивается диспансерное наблюдение
    в соответствующих лечебно – профилактических
    учреждениях бесплатно или на льготных
  4. условиях.
  5. Статьей 42 Основ
    предусмотрена медико–социальная помощь
    гражданам, страдающим заболеваниями,
    представляющими опасность для окружающих.
    Таким людям медико-социальная помощь
    оказывается бесплатно в предназначенных
    для этой цели учреждениях государственной
  6. или муниципальной системы здравоохранения.
  • Граждане, пострадавшие
    при чрезвычайной ситуации,
    имеют право на получение бесплатной
    медицинской помощи, санаторно-курортного
    и восстановительного лечения, проведение
    гигиенических и противоэпидемических
    мероприятий по преодолению последствий
    чрезвычайной си­туации и снижению
    риска для их жизни и здоровья.
  • Гражданам РФ,
    проживающим в районах, при­знанных в
    установленном законодательством порядке
    экологически неблагополучными,
    гарантируются бесплатная медицинская
    помощь, медико-генетические и другие
    консультации и обследования при
    вступ­лении в брак, а также
    санаторно-курортное и восстановительное
    лече­ние, обеспечение лекарственными
    средствами, иммунобиологическими
    препаратами и изделиями медицинского
    назначения на льготных усло­виях.
  • Гражданам,
    пострадавшим при спасании людей и
    оказании медицин­ской помощи в условиях
    чрезвычайной ситуации,
    гарантируются бес­платное лечение,
    включая санаторно-курортное лечение,
    и все виды реа­билитации, а также
    материальная компенсация в порядке,
    установленном законодательством.
  • В статье 27 Основ
    оговорены права инвалидов
    (от 24 ноября 1995 года № 185-ФЗ с изменениями
    и дополнениями, внесенными федеральными
    законами от 4 января 1999года «№ 5-ФЗ, от17
  • июля 1999года № 172-ФЗ).
  • Инвалиды, в том
    числе дети-инвалиды и инвалиды с детства,
    имеют право на медико-социальную помощь,
    реабилитацию, обеспечение лекарствами,
    протезами, протезно-ортопедическими
    изделиями, средствами передвижения на
    льготных условиях, а также на
    профессиональную подготовку и
  • переподготовку.
  • Нетрудоспособные
    инвалиды имеют право на бесплатную
    медико-социальную помощь в учреждениях
    государственной или муниципальной
    системы здравоохранения, на уход на
    дому, а в случае нетрудоспособности
    удовлетворять основные жизненные
    потребности – на содержание в учреждениях
  • системы социальной защиты населения.

Инвалиды, в том
числе дети-инвалиды и инвалиды с детства,
имеют право на медико-социальную помощь,
реабилитацию, обеспечение ле­карствами,
протезами, протезно-ортопедическими
изделиями, средствами передвижения на
льготных условиях, а также на
профессиональную под­готовку и

переподготовку.

  1. Нетрудоспособные
    инвалиды имеют право на бесплатную
    медико-социальную помощь в учреждениях
    государственной или муниципальной
    системы здравоохранения, на уход на
    дому, а в случае неспособности удовлетворять
    основные жизненные потребности — на
    содержание в уч­реждениях системы
  2. социальной защиты населения.
  3. Порядок
    оказания инвалидам медико-социальной
    помощи и перечень льгот для них
    определяются законодательством РФ,
    республик в составе РФ. Органы
    государственной власти автономной
    области, автономных округов, краев,
  4. областей и пр.
  5. в пределах своей компетенции
    могут устанавливать для инвалидов
  6. дополнительные льготы.

Для ухода за
детьми-инвалидами и инвалидами с детства
до достиже­ния ими возраста 18 лет
одному из работающих родителей или лиц,
их заменяющих, предоставляются четыре
дополнительных оплачиваемых выходных
дня в месяц, которые могут быть использованы
одним из на­званных лиц либо разделены

ими между собой по своему усмотрению.

Вторым
основополагающим правовым документом

стал Федеральный закон «О
государственной социальной помощи» от


17. 07. 1999 г. № 178 – ФЗ.

  • Этот закон определяет социальное
    обслуживание как деятельность служб
    по социальной поддержке, оказанию
    социально-бытовых, социально-медицинских,
    психолого-педагогических социально-правовых
    услуг и материальной помощи, проведению
    социальной адаптации и реабилитации
    граждан, находящихся в сложной жизненной
  • ситуации.
  • Правовой основой
    медико-социальной работы являются также
  • законы:
  • «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»,
  • «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» № от 24 ноября 1995 г.
  • «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (принят ВС РФ в 1992 г. № 3185-1);
  • «О Ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ;
  • другие законодательные акты.

На
основании правовой базы на уровне
ведомств разрабатываются нормативно-правовые
документы, которые позволяют ввести
востребованную временем медико-социальную
работу в практику социальных институтов,

например:

  • «О государственной социальной помощи в Псковской области» от 30.12. 2004 г. № 413 – ОЗ;

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.