Можно ли воспитателю жаловаться на родителей?

Работа воспитателем – достаточно тяжелая, и способен ее выполнять далеко не каждый. Маленькие дети очень уязвимы и беспомощны, что повышает ответственность воспитателя еще сильнее и лишает права на ошибку.

Если конфликт с воспитателем все же произошел или стало очевидно, что человек, занимающий должность воспитателя, не может работать педагогом, нужно принять меры и написать жалобу на воспитателя детского сада.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

Повод для жалобы

Конфликты с воспитателями могут возникать по самым разным причинам:

  • недостойное поведение воспитателя: он груб, срывается на детях, может поднять на ребенка руку, допускает в речи нецензурную лексику;
  • образовательная программа, по которой занимаются с детьми, не соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утвержденному Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155;
  • не проводятся развивающие занятия, дети предоставлены сами себе, а воспитатель занимается личными делами;
  • воспитатель позволяет себе применять к детям жестокое наказание или другие виды насилия;
  • вследствие невнимательности воспитателя дети получают травмы или увечья, покидают территорию детского сада;
  • воспитатель лично собирает деньги на нужды группы либо присваивает собранные средства себе.

Однако составление жалобы – крайний метод воздействия на работников детского сада. Прежде, чем к нему прибегнуть, необходимо убедиться, что все остальные способы решить проблему уже исчерпаны.

Помните, что воспитатель для ребенка – почти как вторая мать, поэтому прежде чем привлекать педагога к ответственности, стоит оценить риски: действительно ли Ваш воспитатель заслужил наказание, а детям нужно заменить педагогического работника?

Так, если воспитатель совершил разовое нарушение, возможно, достаточно будет поговорить с самим воспитателем и выяснить причину произошедшего конфликта. Также можно составить разговор с заведующей детского сада.

Если же нарушения со стороны воспитателя происходят систематически, он совершил серьезный проступок (например, избил ребенка) и не идет на контакт с родителями, возникает потребность составить жалобу на действия воспитателя детского сада.

Важно! При подаче жалобы на воспитателя не имеет значения, ходит ребенок в государственное образовательное учреждение или частный сад: порядок обжалования будет одинаковый.

В случае частного детского сада следует убедиться, что у организации есть лицензия на осуществление образовательной деятельности.

В случае ненадлежащего оказания услуг в частном детском саду также можно взыскать уплаченные за посещение деньги в порядке защиты прав потребителей.

Куда можно пожаловаться?

Итак, если воспитатель совершает неприемлемые для педагогического работника действия, необходимо знать, куда пожаловаться на воспитателя в этом случае.

Руководитель детского сада

Начать стоит с заведующей детского сада, являющейся непосредственным начальником нерадивого воспитателя. Как и любое бюджетное учреждение, детский сад обязан отвечать на поступившие обращения граждан.

Тем более, что заведующая заинтересована сохранять лицо своего учреждения и не навлекать на него внеплановые проверки контролирующих органов. Поэтому руководство детского сада сделает все, чтобы конфликт разрешился внутри учреждения.

Жалобу лучше подавать в письменном виде как официальное обращение.

Муниципальный отдел (департамент) образования

Если заведующая покрывает своего работника и не признает его вину, нужно обращаться с жалобой уже в муниципальный отдел образования. Данный орган власти занимается непосредственным координированием работы школ и детских садов, которые в подавляющем большинстве являются муниципальными учреждениями.

В крупных городах, поделенных на районы, отдел образования, как правило, имеется в каждом районе. В небольших муниципальных образованиях отдел образования обычно находится в администрации.

Региональный департамент образования

Если муниципальный отдел образования решать проблему с воспитателем не настроен, можно пойти дальше и обратиться уже в Департамент (министерство) образования региона. Сюда же можно обратиться с жалобой на частные детские сады.

Именно на региональном уровне происходит лицензирование и аккредитация образовательных учреждений, поэтому в случае серьезных проблем с воспитателем детский сад рискует потерять право осуществлять свою деятельность.

Контакты департамента образования, как правило, есть на сайте правительства региона.

Важно! Существуют также федеральные структуры, контролирующие сферу образования: Министерство просвещения, Рособрнадзор и т.д. Но, как показывает практика, жалобы на воспитателей до данных инстанций не доходят. О порядке обращения в Министерство просвещения РФ можно почитать в нашей статье.

Прокуратура

Когда воспитатель совершил серьезное Правонарушение (избил, изнасиловал ребенка и т.д.), то следует, минуя все вышеописанные инстанции, оперативно обращаться с жалобой на работника детского сада в прокуратуру. Данный орган проведет расследование и привлечет педагога к ответственности.

О способах обращения в прокуратуру мы уже писали.

Как составить жалобу?

К составлению жалобы нужно подойти максимально ответственно, поскольку от ее содержания во многом зависят ответ госоргана и предпринятые им меры. Перед тем, как писать жалобу на воспитателя, рекомендуем ознакомиться со следующими правилами:

  1. Из-за неправомерных действий воспитателя скорее всего пострадал не один ребенок, поэтому составить лучше коллективное обращение. Тем более, что такая жалоба будет иметь больший вес для госорганов.
  2. Жалоба должна быть обоснованной. Если в письме указывается на конкретный проступок работника детского сада, то нужно указать, когда и при каких обстоятельствах это произошло, как об этом стало известно. Кроме того, должны быть приложены соответствующие доказательства: аудио- и видеозаписи, медицинское заключение по состоянию здоровья ребенка и т.д.
  3. Жалобу на воспитателя уполномочены подавать только родители или законные представители ребенка. Другие лица, в том числе родственники не могут представлять интересы ребенка.
  4. Обращение должно быть составлено кратко, емко и лаконично, чтобы даже сотрудник департамента образования, через которого проходит множество жалоб, без труда понял суть обращения. По этой же причине лучше напечатать текст жалобы, чем писать его от руки.
  5. В обращении не должно быть оскорблений или ненормативной лексики, в противном случае оно может быть оставлено без рассмотрения. При написании вообще лучше обойтись без эмоций и лирических отступлений.
  6. Обращение не должно быть анонимным, поскольку такие обращения госорганы вправе не рассматривать.

Учитывая данные правила, а также нормы Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», жалоба составляется в следующем порядке:

  1. Шапка документа. Если жалоба подается в бумажном виде, то в правом верхнем углу документа указываются данные о заявителе и получателе жалобы. Так, если жалоба составляется на имя заведующей детского сада, должны быть указаны ее ФИО, должность и полное наименование детского сада. О себе заявитель указывает ФИО, адрес и по желанию номер телефона.
  2. Суть обращения. ФИО воспитателя, описание его проступка, имеющиеся доказательства, какой вред нанесен ребенку. Какие именно действия обжалуются, ФИО ответственных сотрудников, какие имеются доказательства, куда уже обращались с этой проблемой.
  3. В заключительной части должна быть сформулирована просьба к госоргану: привлечь сотрудника к дисциплинарной ответственности, провести проверку, отстранить воспитателя от детей и т.д.
  4. Составляется список документов-приложений.
  5. В бумажном варианте жалобы ставится дата и подпись.

Каждая конфликтная ситуация с воспитателем индивидуальна, поэтому найти идеально подходящий для Вашего случая образец жалобы на воспитателей детского сада навряд ли получится. Но в качестве примера оформления можно посмотреть наш образец.

Можно ли воспитателю жаловаться на родителей?

Как подать жалобу?

Чтобы жалоба считалась поданной официально, необходимо соблюсти некоторые правила.

  1. Если обращение будет подаваться лично, нужно прийти к заведующей или в орган власти с двумя экземплярами: один будет сдан в канцелярию, а на втором поставят отметку о получении и отдадут обратно заявителю. Данный экземпляр следует хранить у себя на случай, если нужно будет обращаться в вышестоящие органы власти или в суд.
  2. По почте жалобу лучше отправлять заказным письмом с уведомлением о вручении, чтобы иметь возможность отслеживать ее доставку и получить доказательство ее получения в виде вернувшегося уведомления.
  3. Если есть возможность подать жалобу в электронном виде, нужно внимательно ознакомиться с правилами оформления, которые обычно пишут перед заполнением формы обращения: максимальное количество знаков, допустимые типы файлов для приложений и т.д.

Главное – перед подачей еще раз проверить, чтобы был указан почтовый или электронный адрес для дачи ответа, в противном случае обращение не будет рассмотрено.

Надоело читать?Расскажем по телефону и ответим на ваши вопросы

Сроки рассмотрения

Порядок рассмотрения обращений заведующей и всеми органами власти происходит в соответствии с вышеупомянутым Законом об обращениях граждан. Срок рассмотрения жалобы – 30 дней с момента ее поступления и регистрации.

В отдельных случаях, когда требуется дополнительная проверка по фактам, изложенным в жалобе, или необходимо запросить дополнительные документы, срок рассмотрения может быть увеличен еще на 30 дней, о чем заявитель уведомляется дополнительно.

Если вопрос, изложенный в обращении, не входит в компетенцию органа, в который оно было направлено, то обращение в течение 7 дней перенаправляется в компетентный орган, о чем заявитель уведомляется дополнительно.

Ответственность воспитателя

При подаче жалобы на воспитателя родитель рассчитывает, что работника детского сада привлекут к ответственности. К провинившемуся педагогу могут быть применены следующие меры наказания:

  • При привлечении к дисциплинарной ответственности:
    • замечание;
    • выговор;
    • увольнение.

Также заведующая может принять решение о переводе воспитателя в другую группу, но дисциплинарным наказанием это не является.

  • При привлечении к уголовной ответственности:
    • лишение права заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет;
    • Штраф;
    • принудительные работы;
    • лишение свободы до трех лет.

Заключение эксперта

Подведем итоги:

  1. Составление жалобы на воспитателя требуется далеко не всегда: высока вероятность, что конфликт решится устно путем переговоров с воспитателем и заведующей.
  2. Если конфликт решить мирным путем не удалось, жалобу можно написать заведующей, в муниципальный отдел образования, региональный департамент образования или прокуратуру.
  3. По возможности лучше составить коллективную жалобу, она будет иметь больший вес для госорганов.
  4. Жалоба составляется с учетом определенных правил и норм закона. При их несоблюдении она может остаться нерассмотренной.
  5. Каждая конфликтная ситуация с воспитателем индивидуальна, поэтому чтобы быть уверенным в правильности жалобы, лучше доверить ее составление юристам.
Читайте также:  Трудовой договор: у меня в трудовом договоре в графе оклад стоит 15000 т. р, а прописью прописано 32000 т

Как защитить сад от неадекватного родителя? | Дети | Школы, Олимпиады, Вузы

  • В нашей группе есть девочка, родители которой (в частности, отец) буквально объявили войну саду. Можно было бы понять, если недовольство было вызвано объективными причинами, но налицо полный неадекват родителя. Вот некоторые из его «безумств». Одна из претензий родителя: в сад водят больных детей, которые потом заражают его девочку, и она часто болеет. В один из последних инцидентов мамаРОДИТЕЛИ ВОДЯТ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ ЗАРАЖАЮТ ЕГО ДОЧКУ, И ОНА ЧАСТО БОЛЕЕТ. Сад для детей с аллергодерматозом. Понятно, что у массы детей аллергия, есть и поллиноз в различных проявлениях, и астма. Соответственно, в наличии у многих детей и аллергический ринит, и обструктивный кашель. В картах есть соответствующие записи. ДЕТЕЙ КОРМЯТ ПРИНЕСЕННЫМИ ИЗ ДОМА ПРОДУКТАМИ. Этот самый папа принес на день рождения своей дочки яблоки и бананы в качестве угощения (когда в других садах с этой целью дают сладости), тут же поднялся к заведующей и потребовал разобраться с воспитателями, которые не имеют права давать детям что-либо, кроме садовской еды. В действиях родителя прослеживается желание скомпрометировать персонал сада.САД ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ ДО 21 ЧАСА. Для этих родителей нормальна ситуация, когда они забирают детей (младший ходит в ясли) после 19 часов. При этом они не предупреждают звонком о том, что задерживаются, и дозвониться им не получалось, мобильные были недоступны. На многочисленные просьбы держать в курсе возможной задержки папа без стеснения отвечал, что сад обязан входить в положение родителей, работающих до 19часов. В последний раз воспитательница сказала о том, что в таких случаях сад обязан вызывать милицию. На следующий день папа пошел с жалобой к заведующей на воспитателя и с требованием ее уволить. Более того, он инициировал сбор подписей родителей под требованием открыть группу, работающую до 21 часа. И обманным путем насобирал 25 подписей. Когда Обман открылся, родители массово отказались и написали контр-письмо. Но это не остановило активного папу. Он написал и отправил несколько писем-заявлений с лживыми доносами и совершенно необоснованными требованиями куда только возможно, вплоть до министра образования. Сейчас не исключено, что сад начнут трясти проверками. Это не добавит нервов всему коллективу, а нашим детям здоровья. Все описанное – далеко не полная картина, а только несколько моментов, по которым в данный момент родитель активен и пишет жалобы. Всем известно, как оперативно реагируют сейчас на любые, даже анонимные жалобы. И в общем и целом это правильно. Но что делать, когда жалобы и требования за конкретной подписью лживы, абсурдны и неправомерны?Очень нужен совет тех, кто оказывался «в компании» с таким неадекватным родителем. Как остановить безумца? Никто из родителей его не поддерживает. Понятно, не бывает так, что абсолютно всех все устраивает. Но в данном случае очевидна абсурдность требований и внешнее проявление некоторого психического нездоровья. Нам, родителям, нужно спокойствие детей, надежность персонала сада, доброжелательная атмосфера. Все это мы имеем в полном объеме при нынешнем коллективе сада. И всего этого не хотим лишиться.Прошу прощения за объем. Короче что-то не получилось.
  • Не общаться с ним, ничего не подписывать и не идти ни на какие контакты. Если они сами не нарушают никаких внутренних правил, то вряд ли что удастся сделать.
  • + пишите всякие благодарности коллективу и индивидуально
  • не подписывать не общаться -это ваша линия поведенияпо поводу сада — анонимки не рассматриваются — это я вам точно говорю. претензии к саду должны быть обоснованы. если медсестра каждое утро осматривает детей в группе — больных там нет. если у сада есть разрешение на индивидуальное питание ребенка (вполне возможно что есть) еда может быть из дома в соответствии с диагнозом данного ребенка под ответственность родителей -должны быть документы.будет ли группа 14 часового пребывания решает не заведующая а ДО. заведующая только предает пожелания родителей. (передала письмо и ладно, а ребёнок после 19 действительно может быть отправлен в милицию)ну и т.д.так что пусть пишет — главное чтобы у вас в саду был порядок.
  • А он не анонимно пишет Он полностью открыт, везде подписывается. Сопливые дети есть, по совершенно естественным причинам: у большого количества детей аллергический насморк. И с кашлем также. Мой сын, астматик, часто реагирует на холодный влажный воздух: начинает взахлеб, безостановочно кашлять. Он не один такой. Это не делает детей больными для высаживания. Никакие разумные доводы воспитателей, медсестры и заведующей с показом карт на папу не действуют.Разрешения на индивидуальное питание ни у кого нет. Но в самом саду питание дифференцировано, ребенок не получит то, что ему нельзя. В случае с фруктами ситуация была другая: папа их принес в качестве угощения по случаю др дочери. И как только воспитатели фрукты забрали, поднялся к заведующей и сообщил о факте приема еды от родителей.Почему мы, родители, не можем быть спокойны… Заведующую уже вызывали, отругали и предупредили о проверках в скором времени. Все мы знаем, что такое комиссии. Нервы вымотаны, нет возможности нормально работать.
  • Можно еще, посоветовавшись с заведующей предварительно, написать в ДО письмо примерно такого же содержания, как ваш пост (только добавить туда еще всяких хвалебных отзывов персоналу сада) и собрать под ним как можно больше подписей-просто чтобы там были в курсе, что большинство родителей все устраивает.
  • Нарушают. Наверное, зная бы, куда его понесет, надо было сразу, по первому же факту, вызывать милицию.Общаться, кстати, он сам горит желанием. Вызывает на разговор всех родителей нашей группы, пытается промыть мозги и показать, как плохо сад работает.
  • Одно письмо с опровержениями с подписями родителей нашей группы уже вчера отправили. Думаете, каждый раз опровергать — этого достаточно? Дело в том, что суть заявлений мы, родители, можем узнать ведь только от заведующей. Не будет выглядеть так, что родители — казачки засланные?
  • так вы пишите не в ответ, а просто, благодарственное письмо коллективу сада №… Тогда не будет похоже на «казачков»
  • реакция воспитателей — да, взяли, папочка не в адеквате, мы его боимся и во избежание конфликта взяли пакет с фруктами, но детям они на стол не попадут, а пакет с содержимым отдадим ему позже или кто там за детем придет?
  • А суть его заявлений вам не нужна. Вам нужно написать о том, что в саду все хорошо, прекрасный персонал и т.д.-ну, там «мы хотим выразить благодарность бла-бла-бла…за заботу о наших детях…»
  • предложите ему сад сменить если он такой плохой (сад) — если там столько нарушений пусть обращается вДО с просьбой сменить сад
  • Предлагали. Его устраивает питание детей в этом саду. Оно и правда исключительное.
  • Ага, спасибо, будем писать
  • Да с воспитателями все понятно, со стороны заведующей все нормально. А если кто свыше будет копать, то да, мысль хорошая, спасибо!
  • Игнорировать, объявить бойкот. У нас тоже есть подобная мамашка, а сейчас у нее обострение, весна
  • Да, этот тоже весной активизировался. С ним не разговаривать — это не все понимают. Две мамы при мне долго объясняли, какой у нас хороший сад, особенно в сравнении с тем, где были раньше. Мимо все это.Но надо еще и понимать, что сделать в противовес гадству.
  • А чего конкретно добивается папа? чтобы всех уволили или ему место в другом саду дали? Как я понимаю, у вас спец сад и деток «без соплей» там просто нет? А его ребенок тогда там что делает? «Здоровая» девочка в спец саду? Вы скажите папе, что скоро спец сады закроют, а обычные сады забъют под завязку, и пойдет его девочка «в народ» так сказать, сопли жевать, а с ней еще человек 30-40 в группе. Так что пусть сидит папаша и не рыпается, а то раньше времени его «переведут» на сосиски с пельменями.
  • офф: а мама у этой девочки есть? Папа, и, правда, странноватый: это ж сколько надо иметь свободного времени, чтоб устраивать столько разборок, собирать обманным путем подписи и придумывать провокации (как в случае с угощением на ДР)? Может, это не папа,а хорошо сохранившийся дедушка-пенсионер, которому нечего делать, кроме как цепляться к персоналу сада?
  • я вообще когда такие топы читаю, мне кажется, что родители прям живут в саду. причём не только описываемые скандалисты, а и авторы топов. Где этот папа ловит своих «подписчиков», как обо всех этих происках узнала автор топа? Загадка прямо…
  • Это точно папа, причем молодой и хорошо выглядящий. Откуда время берет, мне тоже удивительно. Тем более, в заявлениях пишет, что работает с 8ч до 19ч (этим и объясняет поздний приход за ребенком). В последние несколько дней он часто утром задерживается, провоцируя родителей на разговор. И кто-то ведется. Более того, у него хватает времени на длительные беседы с заведующей, в течение которых он несколько раз покидает ее кабинет, чтобы включить диктофон на новую запись. Цели его понятны: уволить 2 воспитателей и заведующую. Не вдаваясь в подробности, на последнюю он, похоже, имеет личный зуб. А родители наконец-то вздохнули с облегчением, когда она к нам пришла после предыдущего быдло-пьяно-развратного кошмара.
  • Неееет, в другой сад он категорически не хочет. Предлагали, раз здесь «все плохо». Тут отлично кормят, кажется, это главный аргумент в выборе сада. А все остальное должно плясать от него. Сад изначально для детей с аллергодерматозом. Только что статус сменили на «для ослабленных и частоболеющих детей», примерно. Так что аллергический насморк и сезонный обструктивный кашель — норма. Была мысль «освидетельствовать» девочку, т.к. у нее нет записей о тех продуктах, которые ей нельзя. Значит, и необходимости в дифференцированном питании тоже нет. Но, оказывается, созвать комиссию совсем непросто.
  • хочет не хочет, а скоро пойдет и пусть там права качает. Если его в саду только питание держит… не совсем понятно, для чего он на своего ребенка поклепы вешает, в виде диагнозов для спец сада. как я понимаю, это все в карте отражается? У меня тоже слабые по здоровью детки, неделю в саду, 2-3 дома. Болеют часто и сильно, я тоже не рада, когда мамы приводят больных детишек в сад, потому что надо работать, и оставить не с кем. НО если у вашего сада специфика такая! тут уж не докажешь такому ретивому папе. На самом деле, проверок бояться не стоит, раз уж накликает, пусть проверяют. Поверьте, у садов свои отношения с проверками. Невров, правда, не добавит, но что поделать… пишите письма поддержки и благодарности
  • у нас тоже есть такой же родитель. Замучил всех. Заведующая написала в департамент с просьбой выделить место для ребенка в другом саду, поскольку сад не соотвествует требованиям родителя. На комиссии было расмотрено даннное предложение и предложено два места в других садах.
  • Так ведь этот мерзавец не хочет никуда уходить! «Всего лишь» убрать пару воспитателей и заведующую и реорганизовать садовские порядки. Насколько я знаю, заведующая предлагала сменить сад. Отказался, в этом питание хорошее.
  • Проверки — это всегда нервы. По себе знаю. Ну и сколько ж можно: так одну нашлют, другую. Младший его ребенок в ясли ходит, свою бодягу может надолго растянуть, не давая нормально работать.
  • много не нашлют, 3 от силы (это самые страшные). Они и без него сами приходят. А вот если есть не единичные случаи (отравились, зачесались и тд), то тогда да, все остальное — в большинстве случев просто объяснительную пишут воспитатели или те, на кого жалуются. В семье не без урода, у нас тоже такая мама была, все ей не слава Богу, не знала куда бежать на кого и кому жаловаться. Ее потом перевели в др сад и было нам счастье.
  • Ну по поводу больных детей есть доля правды какая-то. Каждый родитель, трясущийся над своим чадом, сталкивался с тем, что своего вылечил, привел в сад, а там сопливый Вася.
  • Так сад, во-1, для ослабленных и частоболеющих детей; во-2, дети — аллергики. И капать кромогексал в нос при аллергическом рините — норма. У всех в картах есть записи. Аллергическим насморком разве ж кого заразишь? Или как мой ребенок начинает на влажном морозном воздухе задыхаться от кашля, иногда до рвоты — это тоже не заразно. Больных же детей высаживают, медсестра следит за этим.
  • Что было крайне неприятно, насколько я знаю, по факту двух его писем заведующую вызывали в департамент и сильно наехали
  • больше наезжать не будут. просто будут на карандаше держать, что есть такой папа
  • А, может, направить энергию этого папы в мирное русло? Например, избрать его председателем РК, пусть занимается закупками/сборами и другими общественно-полезными работами и будет ему щастье?
  • Не, этого точно не надо делать. Для него это будет лишний повод накатать кляузу о поборах. Да и закупок-сборов у нас и нет особо. За весь год сдали два раза по 1тыс, в основном, на подарки детям. С родителей — никаких хозяйственно-канцелярско-бытовых трат не предусмотрено, у сада все есть.
  • У вас конфликт в саду с родителем. Пусть проверяют, вам то что? Если все чисто то нечего переживать. Надо откороют до 21 часа группу.
  • Его девочка болеет не потому что кто-то с сплями ходит, а потому, что ее забирают позже всех, а можно было бы , то и в 21 час забирали бы(
  • хм… странные советы, т.к. не принять заявление, не важно что там за чушь, заведующая не имеет право! И ответить на него тоже обязана, а то так придти с камерой, предупредить о запись, записать как по вашем советам, его просто тупо игнорят, отправить в департамент, и я вам гарантирую 100% что даже не буду разбираться, что было в той бумажке, снимут с должности за такое поведение в один миг.
Читайте также:  Неисполнимое решение суда: у наследников квартира со входом на 1 и 2 эт

Как воспитателю общаться с родителями дошкольников без конфликтов

  • 29-12-2020
  • Анна Чередникова
  • 10 минут

Воспитатели и родители занимаются общим делом — воспитанием ребенка. Но в процессе их работы часто могут возникать конфликты.

Непонимание между семьей и детским садом в первую очередь отражается на ребенке. Воспитатель в силу своего опыта должен выступить инициатором разрешения конфликтов, чтобы создать условия для гармоничного воспитания ребенка.

В статье обсудим как воспитателю наладить отношения с родителями.

Почему появляются конфликты

Чаще всего инициаторами конфликтов выступают родители. Они сильно переживают за своих детей, передавая их в чужие руки. Поэтому, когда родителям что-то не нравится в работе воспитателя, появляются претензии.

Критика может быть объективной в случае, если воспитатель действительно недобросовестно выполняет свою работу. И субъективной, если родитель требует особенного отношения к своему ребенку, игнорируя общие правила детского сада.

 Обсудим самые популярные причины конфликтов и способы их предотвращения.

Родители требуют особого отношения к их ребенку, игнорируя общие правила детского сада

  • Почему вы уделяете мало времени моему ребенку? 
  • Почему вы заставляете его кушать или не следите, чтобы он все съел? 
  • Почему вы так мало или так много гуляете с детьми?”

Претензии родителей часто противоречивы.

Родители не знают четких правил детского сада, прав воспитателей и своих прав в воспитательном процессе. Поэтому они хотят, чтобы воспитатель относился к их детям также, как относятся родители. В одной семье ребенок полдня проводит на свежем воздухе. А в другой семье он чаще сидит дома, чтобы с ним ничего не приключилось.

Конечно, воспитателю не нужно разрываться и пытаться угодить каждому.

Нужно просто донести и обосновать родителям единые правила, которые используются в детском саду. Для этого в начале знакомства проводят родительское собрание.

Основная задача собрания — убрать искажения между ожиданиями родителей и реальной работой воспитателей. Воспитатель рассказывает, какую роль играет детский сад в воспитании ребенка, какие методы он использует, и какая роль отводится родителям.

И если родителю не подходят правила детского сада, они просто ведут своего ребенка в другое место. 

К примеру, некоторые родители хотят, чтобы ребенок развивался без вмешательства взрослых и сам выбирал для себя занятия и их продолжительность. Тогда есть смысл вести ребенка в детский сад, который работает по методике Монтессори. 

Несмотря на общие правила, воспитателю следует учитывать личные особенности детей, принципы его воспитания в семье и семейные ценности. Общайтесь об этом с родителями. Задавайте открытые вопросы, прислушивайтесь к просьбам и жалобам родителей.

В основе этого взаимодействия должно лежать уважение к родителям и их семейным принципам. Если в семье принят жестко авторитарный режим, то мягкие просьбы не будут иметь никакого влияния на такого ребенка.

Если в семье ребенок может выйти из-за стола, не притронувшись к еде, не нужно его заставлять все съедать в садике.

Но бывают ситуации, когда воспитатели не могут учитывать некоторые особенности. К примеру в семье ребенку уделают много внимания и постоянно его развлекают.

В садике он в любом случае будет получать меньше внимания, потому что есть еще и другие дети. Любой индивидуальный подход должен быть не в ущерб остальным детям в группе.

А любые вопросы касаемо семьи не должны пересекать грань педагогического процесса и вмешиваться в дела семьи.

Ребенок получил травму или царапину

Некоторые родители очень болезненно реагируют на любые повреждения ребенка, которые он получил в садике. Моментально появляется желание наказать обидчика и обвинить воспитателя в том, что он недоглядел за ребенком. Однако ребенка отдают в садик, чтобы он учился социализации в группе.

Учился общаться, выстраивать отношения с другими детьми и решать с ними спорные вопросы. Воспитателю не следует принимать слова родителей на личный счет, потому что невозможно уследить за микро-конфликтами или неосторожными движениями каждого ребенка.

Нужно спокойно объяснить родителям, в какой ситуации ребенок получил повреждение и дать рекомендации, какую беседу провести родителю с ребенком.

Воспитатель не умеет давать обратную связь родителям

  • Ваш ребенок совершенно невоспитанный
  • Вы неправильно воспитываете ребенка, делайте вот так
  • Сколько можно опаздывать на завтрак?!
  • На вашем месте я бы…”

В паре “воспитатель-родитель” работник детского сада должен выступать лидером в силу своего опыта. Лидерство не подразумевает наставничество и поучения. Оно подразумевает спокойную реакцию на претензии, и умение преподнести проблемы без негатива.

У воспитателя тоже достаточно причин высказать свое недовольство по отношению к родителям за то, что они:

  • неуважительно разговаривают, 
  • не кладут детям запасную одежду, 
  • не воспитывают детей дома,
  • нарушают режим, когда с опозданием приводят и забирают детей из садика.
Читайте также:  Незаконное ли увольнение по статье 351. 1 ТК РФ?

Не стоит игнорировать эти проблемы, но и не выражайте их с негативом. Некоторые родители агрессивно воспринимают обратную связь о своих действиях или о поведении детей. Особенно, если воспитатель откровенно жалуется на ребенка и ставит ему диагнозы типа “Он совершенно невоспитанный”. Чтобы уменьшить негативный эффект, можно использовать технику “Я-высказывания”, о ней мы поговорим ниже. 

Как построить диалог с родителями 

Чем больше открытого общения происходит между воспитателем и родителями, тем меньше конфликтов будет в процессе работы. Не торопитесь высказывать свое мнение и давать советы.

Внимательно выслушайте родителя, постарайтесь понять его проблему и покажите, что вы тоже хотите ее решить. Все проблемы решайте в личной беседе с родителем, не привлекайте к разговору детей.

Чтобы улучшить взаимодействие с родителями, используйте технику “Я-высказывания” и алгоритм взаимодействия с семьей.

Техника “Я-высказывания”

Эта техника помогает донести проблему без обвинений и негатива. Первым делом установите контакт с родителем, отметив положительные моменты в поведении ребенка. Только после этого приступайте к обсуждению проблемы.

Алгоритм

  1. Опишите произошедшее событие без личной оценки происходящего.
  2. Часто воспитатели используют эмоциональные фразы с использованием обобщений: “Вася нагло отказался убирать за собой игрушки и нахамил мне. Он очень невоспитанный”. Говорите: “Я попросила Васю убрать игрушки. Он отказался и сказал мне “Сами убирайте”.”
  3. Точно выразите свои чувства, которые возникли в этой ситуации. Не обвиняйте ребенка или родителей, а скажите “Меня это сильно задело” или “Мне было неприятно”.
  4. Опишите причину возникновения чувства: “Я уважительно отношусь к вашему ребенку и имею право на уважительное отношение к себе со стороны детей”.
  5. Сформулируйте просьбу к родителям. “Я прошу в течение недели обсудить с ребенком правила общения со старшими. Через неделю созвонимся с вами, и я расскажу, насколько изменилось поведение Васи. Тогда мы обсудим дальнейшие совместные действия”.

Имеет значение не только что вы произносите, но и как вы это делаете. Говорите без эмоций, раскрепощённо и уверенно. Следите, чтобы в тоне не было высокомерия, задавайте открытые вопросы и внимательно слушайте ответы на них.

Будьте готовы, что даже такая формулировка может быть неприятна родителям. Но она увеличит шансы на формирование конструктивного диалога и совместное решение проблемы. Родитель увидит вашу заинтересованность в решении проблемы, положительное отношение к ребенку и желание совместного взаимодействия. 

Алгоритм взаимодействия с семьей

Взаимодействие родителей и воспитателей происходит поэтапно.

Этап 1.

Во время знакомства воспитатель устанавливает контакт с родителями. Общение должно начинаться со сдержанного деликатного общения. Воспитатель проявляет свое уважение к родителям, задает уместные вопросы и старается расположить к себе.

Этап 2.

Воспитатель выясняет особенности ребенка. Совместно с родителем он определяет, на чем стоит делать акцент в воспитании ребенка. Можно осторожно поделиться наблюдениями о поведении ребенка — в каких ситуациях он ведет себя нежелательным образом.

Этап 3.

Важно установить общие принципы воспитания ребенка. Воспитатель терпеливо выслушивает взгляд родителей на этот вопрос, даже если считает его ошибочным. Воспитатель не оспаривает их, а предлагает свои способы воспитания, призывая остановиться на едином мнении.

Этап 4.

Если родитель согласился объединить с воспитателем усилия для воспитания ребенка, обе стороны приступают к реализации тех форм воспитания, которые обсудили на ранних этапах. Воспитатель не старается доминировать. Он делится с родителями своими сомнениями, спрашивает совета и прислушивается к ним.

  1. Этап 5.
  2. Проведя определенную работу, воспитатель предлагает способы совершенствования форм воспитания.
  3. На каждом этапе общения желательно применять технику “Я-высказываний”, чтобы сформировать конструктивное обсуждение без эмоциональных споров.

Если воспитателю удалось наладить доверительное открытое общение с родителями, конфликты прекращаются. И когда возникнет непростая ситуация, воспитатели не борются с родителями. Они объединят усилия и решат возникшую проблему. Это возможно только в диалоге, который наполнен взаимным уважением. 

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Как защитить воспитателя от родителей? – Детский сад и ребенок

Вопрос: Здравствуйте! Я работаю в детском саду, одна из мамочек назвала меня идиоткой (видела она меня в первый раз). Был случай, когда мою знакомую воспитательницу толкнул родитель!

Куда нам обращаться в таких случаях? Как защитить воспитателя от родителей?

Отвечает Ирина Гилета, юрист:

Добрый день. В соответствии с пунктом 45 Типового Положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г.

№ 666, работники дошкольного образовательного учреждения имеют право на защиту своей профессиональной чести, достоинства и деловой репутации.


Кроме того, вне зависимости от места работы, каждый человек имеет ряд личных неимущественных прав. Статья 150 Гражданского кодекса РФ дает толкование этому понятию.

Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация и ряд иных личных неимущественных прав и других нематериальных благ принадлежат гражданину от рождения или в силу закона, они неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Действующим законодательством предусмотрена защита данного объекта.

Например, если гражданину причинен Моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Также статья 20.

1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривают ответственность за мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Кроме того, вы взрослый человек и обращаться в таких ситуациях к заведующей либо в иные инстанции порой не только бесполезно, но и неуместно. Предалагаю вам, в случае подобной ситуации, указать родителю на наличие свидетеля данного случая и предложить ему либо извиниться публично, либо дождаться повестки в суд. Считаю, ваши шансы на успешный исход дела достаточно велики.

Права воспитателей в детском саду, о которых должны знать родители

Еще 15-20 лет назад детские сады нужны были для того, что родители могли где-то оставить ребенка и пойти работать. Поэтому главным было местоположение детского сада вблизи от дома или работы родителей. На работу воспитателей особо не смотрели: ребенок под присмотром, здоров, научился читать-писать и слава богу.

Запросы общества поменялись, и детский сад стал услугой: теперь просто присмотр не интересен, нужен как минимум индивидуальный подход к ребенку и даже к родителю. Более того, с изменением оплаты труда в руках родителей и администрации появились инструменты контроля за работой воспитателей. 

После жалоб (часто справедливых) со стороны родителей и взысканий от администрации воспитатели детского сада хорошо усвоили свои обязанности, но о том, какие у них есть права — нередко забывают. Родители о них тем более не знают, а поэтому иногда требуют от воспитателя того, что он делать не должен и даже не имеет права. 

Пять вещей, которые родители требуют от воспитателя, а не должны

О каких же правах воспитателя в детском саду должны знать родители, чтобы выстроить максимально качественные отношения с воспитателями своего ребенка? Сделано на основе ФЗ-273 «Об образовании в РФ», Приказа Минобрнауки №1014 от 2013 года, Трудового кодекса и профессионального Стандарта педагога.

Что вы можете спрашивать с воспитателя как родитель?

  • воспитания, образования и развития ребенка по ФГОС
  • тщательный присмотр за вверенным ему ребенком, в том числе отслеживание состояния здоровья и контроль за ним в течение дня
  • наблюдение за ребенком в адаптационный период
  • изучение индивидуальных особенностей и склонностей ребенка
  • кормить ребенка особой домашней едой, если ребенок в этом нуждается
  • создание условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности вашего ребенка
  • организацию досугов и праздников

Что может потребовать воспитатель от вас как от родителя?

  • осмотра ребенка медработником перед утренним приемом
  • объяснение причин пропуска ребенком детского сад
  • предоставить рекомендации о проведении дополнительной работы с ребенком
  • не выходить встречать ребенка лично
  • вовремя забирать ребенка

Что вы точно не можете требовать от воспитателя вашего ребенка?

  • дожидаться вас, пока вы доедете с работы и заберете ребенка (после окончания смены с воспитателя снимается вся ответственность за безопасность ребенка)
  • пойти вам навстречу и пустить в сад ребенка с симптомами болезни — насморком, кашлем, температурой
  • давать какие-либо лекарства и даже витамины ребенку: он даже не имеет права хранить лекарства в детском саду (они могут быть только в аптечке медработника)
  • отдавать ребенка братьям и сестрам, которые не достигли 16 лет
  • отдавать ребенка родственникам, если это не согласовано заранее в письменном виде

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *