Остаток выплаты ущерба за поврежденную машину

Верховный суд принял решение, очень важное для владельцев автомобилей и других транспортных средств. Оно касается оценки ущерба, причиненного в результате аварии.

Ведь, как правило, наибольшее количество споров вызывает именно оценка такого ущерба. Автовладельцы хотят получить как можно больше, а страховщики заплатить как можно меньше.

Причем до того момента, как появилась единая методика оценки стоимости восстановительного ремонта, возникновение споров логично объяснялось. Один эксперт считает по одной методике, другой — по второй, а судебный по-третьей.

Но, несмотря на то, что теперь порядок оценки прописан в законах и других нормативных актах практически досконально, вопросы по-прежнему возникают. Причем, как оказалось, сумму выплаты пострадавшему занижают сами судьи.

Аргументы для этого они представляют довольно неожиданные.

Определение стоимости на основе цены, указанной в договоре купли-продажи, незаконно

Разбираться со столь сложными спорами приходится Верховному суду. А пострадавшему приходится дожидаться компенсации несколько лет.

Итак история эта началась с того, что некто Володин в конце апреля 2015 года, двигаясь на своем мотоцикле, попал под колеса автомобиля, которым управлял некто Фомичев. В ГИБДД установили, что виновником ДТП является Фомичев.

Остаток выплаты ущерба за поврежденную машину

Как изменятся ПДД на перекрестках

В результате аварии больше всего пострадал мотоцикл, который восстановлению не подлежал. При этом куплен он был буквально за три дня до аварии.

Надо сказать, что Фомичев был застрахован по ОСАГО с расширенным покрытием до миллиона рублей. Пострадавший Володин сначала обратился в свою страховую компанию за прямым возмещением ущерба. Однако страховщик отказался выплатить на том основании, что якобы водитель не представил документов о том, что он собственник мотоцикла.

При этом непонятно, что страховщик имел в виду: договор купли-продажи мотоцикла, а также свидетельство о его регистрации были предъявлены.

При этом при заключении договора с мотоциклистом и получении от него премии документов страховщику хватало. А для выплаты их недостаточно.

Также страховщик не назначил проведения технической экспертизы. Володин решил тогда провести независимую экспертизу за свой счет. Но на независимую экспертизу страховщик ни разу не направил своего эксперта, хотя его дважды приглашали телеграммой.

Остаток выплаты ущерба за поврежденную машину

Оценка уничтоженного автомобиля от его стоимости, прописанной в договоре купли-продажи, не зависит. REUTERS

Между тем экспертиза установила, что повреждения мотоцикла таковы, что он не подлежит восстановлению. При этом эксперты указали, что стоимость этого транспортного средства на момент оценки составляет 1 миллион 156 тысяч рублей. А стоимость годных остатков — почти 149 тысяч.

Вычитаем одно из другого — получаем стоимость ущерба. То есть 1 миллион 7 тысяч рублей. Именно столько мотоциклист должен был получить в качестве компенсации за уничтоженную технику.

Однако по ОСАГО со своей страховой он мог рассчитывать на сумму не более 400 тысяч рублей. Но у виновника аварии ОСАГО было с расширением до миллиона рублей.

Поэтому Володин обратился в страховую компанию виновника аварии за выплатой по расширенному лимиту. И тоже получил отказ. Якобы отсутствуют документы о стоимости восстановительного ремонта транспортного средства.

То есть представленные результаты независимой экспертизы страховщика почему-то не устроили.

Остаток выплаты ущерба за поврежденную машину

На подготовку водителей установят минимальные цены

Володин обратился в суд. При этом потребовав уплаты неустойки и штрафа. Но Озерский городской суд Московской области решил, что мотоцикл, купленный по договору купли-продажи за 650 тысяч рублей, не может стоить дороже после трех дней его эксплуатации. А поэтому ущерб, штраф и неустойку высчитывал именно из этой суммы. С этим согласилась и апелляционная инстанция Московского областного суда.

Однако с таким решением не согласился Верховный суд.

Под действительной стоимостью имущества понимается его рыночная стоимость, которая представляет собой текущую стоимость товара, определяемую на основе спроса и предложения в каждый конкретный момент на рынке.

То есть определение судом стоимости на основе цены, указанной в договоре купли-продажи, нельзя признать правильным и соответствующим положениям закона, установил ВС.

Определение действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая или размера расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая, требует специальных познаний. Суд должен был назначить экспертизу. Но ни один из нижестоящих судов этим не озаботился.

На этом основании ВС отменил решение нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.

Действительно, сумма, указанная в договоре купли-продажи, может быть ниже рыночной. Например, продавцу срочно нужны деньги, и он продает свой мотоцикл по дешевке.

Но это не означает, что покупатель купил дешевку. За те же деньги он не сможет приобрести точно такой же продукт, который достался ему с большой скидкой.

А закон при гибели имущества требует компенсации в размере действительной его стоимости.

Как рассчитать ущерб при ДТП? Расчет ущерба при аварии

У пострадавших в ДТП водителей часто возникают споры со страховой компанией о сумме возмещения ущерба. Несколько лет назад суды были завалены исками о занижении оценки ущерба страховщиками. И вот в 2014 году была принята единая методика расчета — ЕМРУ.

Поскольку цифры, рассчитанные страховой компанией (СК) и полученные водителем при самостоятельном подсчете ущерба всегда будут разными, советуем прибегнуть к помощи независимого эксперта. Он поможет рассчитать наиболее точную цену ремонта авто или замены запчастей.

Хотите разобраться, но нет времени читать статью? Юристы помогут

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажете

Решить вопрос >

Структура ЕМРУ

Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:

  1. «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
  2. «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
  3. Электронная база стоимости запчастей.

Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:

  • № 1 — требования к проведению фотосъемки;
  • № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
  • № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
  • № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
  • № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
  • № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
  • № 9 — коэффициенты эксплуатации;
  • № 10 — коэффициенты механических повреждений.

Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.

В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая.

Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля.

Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.

Специалисты, привлекаемые к экспертизам, должны иметь специальные разрешения, аттестацию и стаж работы. На сайте РСА выложены актуальные списки аттестованных автоэкспертов. Эти перечни периодически обновляются.

Экспертиза ТС после аварии

Результатом первичной экспертизы будет акт о состоянии автомобиля после ДТП. В нем указывают информацию относительно места и времени осуществления экспертной оценки.

Также перечисляют присутствующих при экспертизе участников дорожного происшествия, уточняют информацию об общем состоянии ТС, наличии дефектов, не имеющих отношения к аварии, и присутствии/отсутствии скрытых повреждений.

К акту могут быть приложены фото- и видео свидетельства, подтверждающие факты осмотра. Возможно, потребуется вторая экспертиза, если будет зафиксировано наличие скрытых повреждений.

В настоящее время приоритет отдается восстановительному ремонту, а не денежной выплате. Поэтому эксперты перед тем, как рассчитывать стоимость ущерба от ДТП, в первую очередь оценивают:

  • насколько деформирована поверхность;
  • степень повреждения запчастей в месте удара;
  • процент ущерба узлов и агрегатов, требующего полной их замены.

На основании исследования эксперт выносит решение о возможности восстановительного ремонта или полной замены отдельных частей ТС. Пользуясь методикой, он рассчитывает стоимость ремонтных работ и размер денежной компенсации ущерба после транспортного происшествия. Акт заполняется в сроки от 3 до 10 дней после осмотра машины.

Объем работ по ремонту содержит пятая глава методики. Она большая и довольно запутанная, но обязательна к ознакомлению для всех автовладельцев. Чтобы определить целесообразность ремонта, эксперт руководствуется шестой главой методики.

Как определяется размер выплаты

Величина выплаты за ущерб включает в себя стоимость запчастей на момент ДТП, оплату необходимых ремонтных работ и стоимость вспомогательных используемых материалов. При оценке запчастей берут в расчет время и процент их износа. Не оплачиваются работы по улучшению качеств пострадавшего автомобиля.

Ремонтные работы включают: восстановление (покраску, диагностику и регулировку), а также заключительные контрольные работы. Автовладельцам следует помнить, что ремонт после аварии — это возвращение ТС к исходному состоянию до ДТП, а не полная замена на новое.

Участник ДТП вправе потребовать заверенную копию экспертного заключения об ущербе и рассчитать стоимость ремонта у независимого специалиста. При подозрении на занижение компенсационной суммы застрахованный может провести независимую экспертную оценку.

Также можно привлечь эксперта для подтверждения отсутствия скрытых повреждений, если экспертиза не проводилась. Результат проверки следует предоставить страховщику для уточнения расчета выплат ущерба после ДТП.

Общая стоимость ремонта состоит из суммы стоимостей ремонтных работ, затрат на покупку дополнительных материалов и новых запчастей на замену поврежденным. Примерная формула расчета такова:

ОСрр = ССрр + ДП + НЗ

Читайте также:  Страховка по кредиту: мы с женой оформили кредит нам одобрили и пришло дело до бумаг мы конечно в радостях не

Какие факторы могут влиять на сумму ущерба

Экспертный акт осмотра ТС после ДТП — основной документ, по которому рассчитывают сумму ущерба. По мере обнаружения скрытых повреждений или проведения дополнительных экспертиз сведения в него могут добавляться. Информация для расчета затрат на ремонт берется из этого акта.

Важные критерии для оценки состояния автомобиля:

  • марка ТС;
  • год его производства и постановки на учет;
  • оснащение авто в момент покупки;
  • город регистрации авто и где произошло ДТП;
  • в каком состоянии был автомобиль до аварии;
  • в каком состоянии запчасти, требующие замены.

Страховая компания для расчета стоимости ремонта использует средние показатели стоимости:

  • ремонтных работ;
  • материалов для произведения работ;
  • запчастей для замены.

Последний показатель берут из Единого электронного справочника цен на автозапчасти, составленного РСА. Он размещен в интернете, в открытом доступе. Справочник периодически корректируют. По сути, это простой калькулятор. Чтобы рассчитать цену, нужно указать дату ДТП, марку авто, номер экономической зоны и номер запчасти.

Показатели, которые уменьшают размер компенсации:

  • износ поврежденных запчастей (выражается в процентном коэффициенте);
  • год выпуска ТС, время эксплуатации;
  • пройденный путь в километрах.

Если ремонт невозможен или его стоимость будет больше, чем стоимость новой машины, СК обязана выплатить компенсацию в сумме, достаточной для покупки нового авто. Здесь тоже применяется методика расчета. Из предположительной стоимости новой машины вычитают цену целых запчастей. Предполагается, что владелец сможет их реализовать. Коэффициенты для расчета их стоимости тоже определены ЕМРУ.

Помимо компенсации имущественного ущерба после ДТП, может быть произведена компенсация причиненного аварией вреда для жизни и здоровья. Правительством утверждены правила расчета страховых сумм и определены нормативы расчета суммы компенсации в Постановлении от 15 ноября 2012 г. N 1164.

Что делать, если выплата по договору ОСАГО от СК невозможна?

Если СК объявлена банкротом или у нее отозвана лицензия, участник ДТП может обратиться в РСА и пригласить эксперта рассчитать ущерб. Приглашение отправляют заказным письмом по почте. После проведения экспертизы составляют акт.

Расчет компенсации на основании экспертного заключения пострадавший получает через 10 дней. Далее нужно подать исковое заявление в суд. Если решение будет положительным, его следует направить в РСА.

Выплата компенсации осуществляется в течение двух недель.

Несмотря на запутанность и сложность расчетов, утверждение ЕМРУ уменьшило количество недовольных выплатами потерпевших. Расчеты стали более прозрачными, участник ДТП может проверить их самостоятельно или привлечь независимых экспертов.

  • Источники:
  • Проверка средней стоимости запасных частей, нормочасов и материалов
  • Сведения о средней стоимости запчастей ТС
  • О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства

Страховые выплаты по ОСАГО при ДТП в 2021 — максимальный размер и сроки возмещения

Один из важных вопросов, интересующих любого автовладельца, заключается в том, как определяется и производится выплата по страховке при ДТП. Речь идет, главным образом, об ОСАГО или обязательном автостраховании. Попробуем дать детальный и исчерпывающий ответ с учетом актуальной в 2021 году версии законодательства.

  1. Страховые выплаты по ОСАГО
  2. Суммы страховых выплат
    1. При ДТП по Европротоколу
    2. При повреждениях авто
    3. Авто не подлежит восстановлению
    4. Нанесен ущерб жизни или здоровью
  3. Что не возмещают по ОСАГО?
  4. Необходимые документы и порядок действий для выплаты
  5. Формы страховых выплат
  6. Сроки страховых возмещений
  7. Ответы на вопросы
    1. В чью страховую компанию обращаться?
    2. Как распределяется компенсация, если виновны две стороны?
    3. Когда полис ОСАГО не покрывает ущерб от ДТП?
    4. От чего зависят величина страховой выплаты?
    5. Когда выплаты по ОСАГО не производятся?
  8. Подведем итоги

Страховые выплаты по ОСАГО

Оформление полиса обязательного автострахования позволяет получить компенсацию ущерба, нанесенного водителем другим участниками дорожного движения и их транспортным средствам. Для получения выплаты необходимо обратиться в страховую компанию с комплектом документов, перечисленных в договоре.

После этого автостраховщик должен в течение 20 рабочих дней перечислить необходимую сумму пострадавшей стороне. При отсутствии выплаты страхователю дается еще 5 суток на повторное обращение. Если страховая снова отказывается платить, нужно обращаться в контролирующие инстанции (Прокуратура, РСА), к регулятору (Центробанк России) или в суд.

Важно учитывать, что действующее законодательство допускает не только компенсацию в виде денежной выплаты, но и ремонт пострадавшей машины. В этом случае действуют специальные правила возмещения ущерба, нанесенного транспортному средству, который не относятся к теме данной статьи.

Суммы страховых выплат

Действующая редакция базового документа в области обязательного автострахования — №40-ФЗ (датируется 25 апреля 2002) устанавливает такой максимальный размер компенсации по ОСАГО:

  • 400 тыс. руб. – при причинении ущерба имуществу пострадавшего;
  • 500 тыс. руб. – при нанесении вреда его жизни или здоровью.

Претендовать на большую сумму в рамках обязательного автострахования возможно в том случае, если такой пункт содержится в тексте заключенного со страховой компанией договора. В противном случае придется обращаться в суд.

Для большей наглядности имеет смысл рассмотреть несколько практических ситуаций, для каждой из которых действуют разные правила определения суммы компенсации. Чаще всего встречаются следующие из них.

Если аварийная ситуация оформляется с применением Европротокола, максимальная сумма страховой выплаты равняется 100 тыс. руб. Причем речь идет исключительно об ущербе, который нанесен транспортному средству. Если пострадали люди, такая схема урегулирования конфликтной ситуации, возникшей в результате дорожно-транспортного происшествия, не допускается.

На законодательном уровне допускается увеличение компенсации до максимальных по №40-ФЗ 400 тыс. руб. На практике такая ситуация невозможна, так как требует одновременного выполнения трех условий.

Два из них вполне достижимы: ДТП на территории Москвы, СПб, Подмосковья и Ленинградской области, а также фиксации происшествия устройством с поддержкой ГЛОНАСС.

А вот третье нереализуемо, так как заключается в обработке данных специальной программой, которая до настоящего времени на разработана или, по крайне мере, не введена в действие.

При повреждениях авто

Сумма компенсации в этом случае определяется на основании экспертного заключения. Если страхователь не согласен с выводами оценщика, он инициирует проведение независимой экспертизы. Полученные по ее результатам данные становятся основанием для обращения в суд.

Авто не подлежит восстановлению

На практике нередко возникает ситуация, когда максимальная сумма выплаты, равная 400 тыс. рублей, не покрывает ущерба, так как транспортное средство попросту не может быть отремонтировано. В этом случае допускается компенсация фактической стоимости автомобиля, даже если она превышает установленный лимит.

Денежные средства сверх 400 тыс. рублей, выплаченные пострадавшей стороны, взыскиваются с виновника дорожно-транспортного происшествия.

Нанесен ущерб жизни или здоровью

Действующие сегодня правила определения компенсации вреда, нанесенного здоровью и жизни пострадавшего в результате ДТП человека, увязывают сумму выплаты с тяжестью ущерба. Таблица выплат по ОСАГО за вред здоровью приводится ниже.

Уровень вреда Сумма компенсации, тыс. руб. В %% от максимальной выплаты по №40-ФЗ
Инвалидность ребенка любой степени 500 100%
Инвалидность взрослого 1 степени 500 100%
Инвалидность взрослого 2 степени 350 70%
Инвалидность взрослого 3 степени 250 50%

Если ДТП привел к смертельному исходу, выплачивается максимально возможная компенсация в размере полумиллиона рублей. Денежные средства распределяются следующим образом:

  • 475 тыс. руб. перечисляются выгодоприобретателям покойного;
  • Оставшиеся 25 тыс. руб. направляются в качестве возмещения расходов на похороны усопшего.

Что не возмещают по ОСАГО?

Положения №40-ФЗ четко регламентируют перечень оснований, при наличии которых выплата по ОСАГО не производится. В его состав входят:

  • умышленное нанесение вреда;
  • пребывание в алкогольном или наркотическом опьянении;
  • отсутствие законных оснований для управления транспортным средством (лишение прав, невключение в страховку ОСАГО и т.д.);
  • несоблюдение установленной правилами обязательного автострахования процедуры оформления страхового случая;
  • покидание места ДТП;
  • предоставление недостоверных сведений при оформлении полиса ОСАГО;
  • отсутствие обязательной страховки и т.д.

Необходимые документы и порядок действий для выплаты

Для получения выплаты при ДТП по ОСАГО, необходимо подготовить и предоставить в страховую компанию следующий комплект документов:

  • заявление о наступлении страхового случая;
  • справка из ГИБДД;
  • полис обязательной страховки;
  • права водителя;
  • ПТС и регистрационное свидетельство на машину;
  • паспорт автовладельца;
  • ИНН.

Формы страховых выплат

Начиная с марта 2017 года, введена еще она форма компенсации ущерба в рамках ОСАГО. Она предусматривает проведение ремонта транспортного средства пострадавшей стороны. Но законодательство оговаривает несколько ситуаций, когда допускается исключительно страховая выплата. В их числе:

  • пострадавший признан инвалидом первой или второй группы;
  • сумма ущерба превышает 400 тыс. руб.;
  • нанесен тяжелый вред здоровью, вплоть до летального исхода;
  • машина не подлежит ремонту;
  • автосервис, аккредитованный страховой компанией, либо не может выполнить ремонт, либо находиться на расстоянии, превышающем 50 км от расположения автомобиля.

Сроки страховых возмещений

Страховая компания обязана выплатить компенсацию в течение 20 рабочих дней после получения от страхователя полного комплекта необходимых документов.

Нарушение сроков становится основанием для жалобы в контролирующие органы и весьма вероятных штрафных санкций в отношении автостраховщика.

Если наступил страховой случай по ОСАГО, требуется обращаться к автостраховщику, выдавшему полис виновнику ДТП.

Как распределяется компенсация, если виновны две стороны?

Возможны два варианта решения проблемы. Первый – распределение выплат по 50% каждой из сторон. Второй – урегулирование конфликтной ситуации посредством обращения в суд. Инициатором подачи иска могут стать как участники дорожно-транспортного происшествия, так и страховые компании, выдавшие им полисы ОСАГО.

Когда полис ОСАГО не покрывает ущерб от ДТП?

Если его величина превышает максимальный размер компенсации, составляющий 400 тыс. руб. Оставшуюся сумму придется заплатить виновной стороне, но для ее взыскания потребуется обращение в суд.

От чего зависят величина страховой выплаты?

Страховое возмещение по ОСАГО определяется с учетом нескольких факторов. Первый – это характер ущерба. Если речь идет о вреде здоровью и жизни человека, далее определяется его тяжесть. Максимальное возмещение ущерба при ДТП, повлекшем смерть одного или нескольких людей, составляет полмиллиона рублей.

В ситуации нанесения вреда транспортному средству или другому имуществу пострадавшего, компенсация по ОСАГО не превышает 400 тыс. рублей.

Читайте также:  Немогу получить дубликат удостоверения участника боевых действий

Когда выплаты по ОСАГО не производятся?

Подробный перечень подобных случае приводится в №40-ФЗ. Типичным примером, нередко встречающимся на практике, становится пребывание водителя в состоянии опьянения, наркотического или алкогольного.

Подведем итоги

Механизм совершения страховых выплат по ОСАГО отработан на практике за время действия законодательства об обязательном автостраховании.

Поэтому в большинстве случаев он реализуется без возникновения конфликтных ситуаций. На величину компенсации влияют обстоятельства ДТП, а также характер и величина нанесенного ущерба.

В случае нарушения прав любой из заинтересованных сторон для их защиты нужно обращаться либо к регулятору, либо в суд.

Ответят без износа: как получить за ремонт по ОСАГО больше

Новый подход, позволяющий автомобилистам компенсировать стоимость ремонта без учета износа запчастей по ОСАГО, начал применять финансовый уполномоченный с апреля 2021 года. Такую возможность ему дало решение Верховного суда, ставшее событием на рынке автострахования.

В Российском союзе автостраховщиков считают, что пока никакой новой практики не сложилось: каждый случай рассматривается индивидуально. Страховые компании продолжают оспаривать в судах решения, при которых приходится оплачивать новые запчасти.

В каких случаях можно отремонтировать машину новыми запчастями, разбирались «Известия».

Если страховщик отказал в ремонте

Финомбудсмен начал учитывать позицию Верховного суда при рассмотрении обращений автомобилистов, которым по каким-то причинам страховая компания отказала в ремонте машины по ОСАГО или самовольно заменила ремонт на денежную выплату.

Теперь, если окажется, что страховщики поступили так без законных оснований и водитель починит свою машину новыми запчастями, есть шанс получить их полную стоимость без учета износа через суд.

Такой вариант развития событий стал возможен после вступления в силу определении Верховного суда.

В нем высший судебный орган при рассмотрении жалобы автомобилиста пришел к выводу, что направление на ремонт страховой компанией выдано не было, поэтому обязанность по организации и оплате восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего не исполнена.

В связи этим одна из страховых компаний, по мнению Верховного суда, обязана была возместить потерпевшему стоимость такого ремонта без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов).

Новый подход

Опрошенные «Известиями» юристы назвали такое решение крайне важным для отрасли и посоветовали подождать, когда появятся примеры новой практики.

И теперь, как сообщили «Известиям» в пресс-службе финомбудсмена, новые подходы при рассмотрении таких дел уже начали применять. Там уточнили, что при наличии правовых оснований финансовые уполномоченные действительно принимают соответствующие решения — взыскивают со страховых компаний стоимость запчастей без учета износа.

«Вопрос возможности изменения практики рассмотрения споров финансовым уполномоченным в связи с принятием определения Верховным судом был рассмотрен методологическим комитетом в апреле текущего года и подходы, принятые им, применяются с 26 апреля 2021 года», — рассказали в пресс-службе финансового уполномоченного.

Там также добавили, что отдельной статистики по вынесенным решениям о взыскании страхового возмещения по договорам ОСАГО в денежной форме без учета износа не ведется.

«Сказать, что появилась новая практика, нельзя»

Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов заявил «Известиям», что практика действий финомбудсмена остается прежней.

«Каждый случай рассматривается персонально с учетом конкретных особенностей обстоятельств дела. Сказать, что появилась новая практика, нельзя», — объяснили в РСА. При этом, по оценке РСА, в среднем разница между стоимостью запчастей с учетом износа и без него составляет около 30%.

По словам Ефремова, сейчас финомбудсмен действительно имеет возможность взыскивать со страховщиков стоимость запчастей без учета износа. Но для этого должен быть соблюден ряд важнейших условий.

«Должны быть обстоятельства направления автомобиля на ремонт, но по каким-то причинам этого не произошло. Финомбудсмен должен выяснить, эти обстоятельства искусственно созданные или объективные, — в зависимости от этого и формируется решение», — пояснил представитель страхового сообщества.

В РСА также отметили, что никакого нового подхода в рассмотрении подобных ситуаций со стороны страховых компаний также нет. Они, как и прежде, продолжают обжаловать их в судах. При этом Ефремов обратил внимание, что иногда водители получают от страховщиков больше официальных затрат на ремонт.

«Например, такая ситуация характерна для Дальнего Востока, когда практически при ремонте в 90% случаях устанавливаются бу запчасти, так как это праворульные автомобили, но расчет идет по новым запчастям», — привел пример Ефремов.

Страховщики требуют доказать реальные убытки

В ПАО СК «Росгосстрах» (РГС) в свою очередь отметили, что в практике финомбудсмена, действительно есть случаи, когда со страховщиков, неправомерно заменивших ремонт на выплату по ОСАГО, взыскивают стоимость запчастей без учета износа.

«На данный момент количество принятых решений по данной категории дел составляет не более 30, — сообщили «Известиям» в пресс-службе РГС. Там подчеркнули, что практика принятия подобных решений нуждается в усовершенствовании.

«В том числе по причине того, что финансовому уполномоченному в первую очередь необходимо руководствоваться фактом несения потерпевшим фактических расходов на ремонт транспортного средства», — сообщили в РГС.

В пресс-службе «Росгосстраха» завили, что не могут согласиться с данными решениями финансового уполномоченного.

«В своем определении Верховный суд указал на необходимость учета фактических убытков потерпевшим, тогда как финансовый уполномоченный данный факт игнорирует.

Таким образом, Верховный суд пришел к выводу о праве требовать выплату страхового возмещения без учета износа на основании ст.

393 ГК РФ, так как потерпевший произвел ремонт самостоятельно, то есть понес реальные убытки», — сообщили в РГС.

Там добавили, что, кроме того, еще в п. 5 постановления пленума Верховного суда от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу ст.

15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.

«Таким образом, Верховный суд четко установил, что разница между стоимостью восстановительного ремонта без учета износа и стоимостью восстановительного ремонта с учетом износа может быть расценена как убытки, которые были только реально понесены потерпевшим, — объяснили свою позицию в РГС.

— В большинстве заявленных финансовому уполномоченному обращений отсутствуют как доказательства несения убытков потерпевшим, так и доказательства виновных действий страховщика, из-за которых не был проведен восстановительный ремонт.

При этом финансовый уполномоченный продолжает ссылаться на положения ст.

393 ГК РФ без предоставленных доказательств, подтверждающих наличие у потребителя убытков, а также обосновывающих с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства страховщиком и названными убытками».

По мнению РГС, финансовый уполномоченный должен учитывать такие обстоятельства, как волеизъявление самого потерпевшего на получение страховой выплаты в денежной форме, предусмотренные федеральным законодательством основания для замены формы выплаты с натуральной на денежную и проведенную страховщиком выплату в течение предусмотренного федеральным законом срока, противодействия потребителя натуральной форме возмещения.

Данные обстоятельства, уверены в РГС, не должны позволять финансовому уполномоченному принимать решение о выплате без учета износа.

В РГС заявили о необходимости выработать четкие и соответствующие действующему законодательству критерии применения обсуждаемой нормы с учетом вышесказанного. Без этих изменений страховщики будут оспаривать такие решения в судах.

«Подобные решения финансового уполномоченного по большей части обжалуются страховщиками. Определение ВС было принято по одному страховому делу, поэтому конкретизирует лишь обстоятельства этого дела. И было бы неправильно применять его ко всем другим спорам по аналогии», — подытожили в РГС.

«Эти иски еще не „шаблонизировались“»

Юрист в области страхования Илья Афанасьев рассказал, что, хотя заметных перемен после определения Верховного суда в отрасли не произошло, оно широко обсуждается в профессиональном сообществе.

Эксперт уверен: нужно просто подождать, когда информация от Верховного суда распространится и дойдет до нижестоящих инстанций.

И тогда новая практика, у которой «очень высокий потенциал», действительно заработает.

«Пока широкого распространения этого нововведения не произошло. Сейчас лето, летом аварии более жесткие, но их меньше, чем зимой. Поэтому судебная практика вряд ли заметно изменится в ближайшие месяцы.

Страховщики оспаривают такие решения, даже когда им грозят гигантские неустойки.

Но юристы очень рады, что такое изменение в целом произошло, — просто нужно подождать, когда оно войдет в шаблоны», — отметил юрист.

По оценке Афанасьева, сейчас для основной массы водителей такой повод для суда со страховщиков звучит очень сложно:

— Надо изложить суть событий, написать заявление или потратиться на юристов. Эти иски еще не «шаблонизировались». В судах будет первое время сложно доносить всю суть. Придется долго объяснять, рассказывать, проводить аналогии, ведь не все судьи знают об этом определении ВС.

А еще нужно понимать, что судиться придется за эту разницу в цене между новыми и старыми деталями, а это примерно 30%, о которых говорят в РСА. Допустим, ремонт был на 200 тыс. рублей, а страховщики самовольно заплатили 140 тысяч. И захочет ли водитель судиться за 60 тыс.

рублей? Другими словами, многое еще будет зависеть от общей суммы ущерба.

#оденьгахпросто: когда можно рассчитывать на компенсацию за утрату товарного вида автомобиля?

Попали в ДТП и рассчитываете, что страховщик оплатит ремонт? А можно еще попросить у него компенсацию за утрату товарной стоимости автомобиля. Разбираем, в каких случаях она положена.

Не секрет, что первые 10—20% стоимости автомобиль теряет, едва покинув автосалон. Ну а дальше скорость его обесценивания зависит в том числе от количества и серьезности ДТП.

Читайте также:  Статья 165 УК РФ при задолженности по кредиту: статья 121 ГПК РФ, какие последствия, могут ли забрать дом, что будет с должниками

«Восстановленный автомобиль, который на глаз не отличишь от его «нетравмированного» собрата, тем не менее будет стоить дешевле, потому что устранение дефектов после ДТП может повлиять на физико-химические свойства конструктивных материалов, геометрические параметры автомобиля, характеристики рабочих процессов», — говорит управляющий партнер компании «Шипович и партнеры» Денис Шипович.

Поскольку даже самый качественный ремонт не способен вернуть машине предаварийное состояние, такое понятие, как утрата товарной стоимости (УТС), причислено Верховным судом к реальному ущербу, наряду с расходами на ремонт и запасные части.

Когда могут отказать

По сути, УТС — это разница между тем, сколько бы стоил автомобиль до аварии, и стоимостью восстановленного после ДТП. На эту компенсацию автовладелец может претендовать, если совпали несколько условий.

«Отечественный автомобиль не должен быть старше трех лет, иномарка — старше пяти лет, возраст грузового авто не должен превышать двух лет, — рассказывает управляющий партнер юридической компании «Позиция права» Егор Редин.

— Износ машины должен быть не более 35% для отечественных моделей и 40% — для иностранных».

Кроме того, авария, после которой автовладелец претендует на возмещение УТС, должна быть первой для машины. Если страховщик при осмотре обнаружит, что раньше автомобиль полностью перекрашивали, включая внутренние поверхности, или меняли детали кузова — в выплате откажет. Оно и понятно, ведь это может означать только одно — машина ранее побывала в ДТП.

Существует и еще одно условие — владелец транспортного средства должен быть признан пострадавшим, а не виновником аварии. Исключение делают только для обладателей полисов каско.

Но и здесь есть нюанс: в отличие от обязательного ОСАГО, в договоре о добровольном виде страхования каско должна быть прописана возможность и условия выплаты УТС.

«Поскольку порядок определения страховой выплаты по каско законом не зафиксирован, договор может исключать УТС из страховой выплаты — в этом случае на возмещение рассчитывать не стоит, — объясняет Денис Шипович.

— Если по условиям страхования компенсация УТС включена, то она будет выплачена».

Порядок оформления

Удостоверившись в наличии права на выплату УТС, можно готовить документы для страховщика. Их перечень и порядок действий ничем не отличаются от оформления аварии без выплаты УТС.

Сразу после ДТП нужно оперативно уведомить страховщика о наступлении страхового случая, а затем предоставить ему пакет документов.

Партнер юридической фирмы Law & Commerce Offer Антон Алексеев говорит, что в заявлении о страховом возмещении нужно сразу указать помимо расходов на восстановление поврежденного имущества еще и «другой ущерб, известный на момент подачи заявления, который подлежит возмещению».

Под это определение попадает УТС, расходы на эвакуацию транспортного средства с места ДТП и другое (пункт 20 постановления Пленума Верховного суда РФ от 26.12.2017 № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

К заявлению прикладывают:

  • заверенную в установленном порядке копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность потерпевшего (выгодоприобретателя), или доверенность, выданную его представителю;
  • банковские реквизиты для получения страхового возмещения;
  • согласие органов опеки и попечительства, если выплата страхового возмещения будет производиться представителю потерпевшего (выгодоприобретателя), не достигшего возраста 18 лет;
  • извещение о ДТП (в случае его оформления на бумажном носителе);
  • копию протокола об админправонарушении, постановления по делу об админправонарушении или определения об отказе в возбуждении дела, если оформление документов о ДТП проводилось при участии сотрудников полиции или такие документы обязательны в данном случае.

Пакет документов следует вручить страховщику или его представителю не позднее чем через пять рабочих дней после ДТП либо направить почтой с описью вложения и уведомлением о вручении.

Экспертиза

Получив заявление от автовладельца, страховщик в течение пяти рабочих дней должен назначить осмотр поврежденного автомобиля и/или проведение независимой технической экспертизы.

«Если по результатам осмотра страховщик и потерпевший договорились о размере страхового возмещения и не настаивают на организации независимой экспертизы, ее можно не проводить, — указывает Антон Алексеев. — Если согласие не достигнуто, страховщик обязан организовать независимую оценку (пункты 12, 13 статьи 12 закона об ОСАГО)».

Обязанность автовладельца в этом случае — обеспечить доступ к машине в определенный день и время, чтобы эксперты могли оценить ущерб. Если он не сделал этого, то страховщик на абсолютно законных основаниях вернет заявление на выплату без рассмотрения (пункт 11 статьи 12 закона об ОСАГО).

Потолок страховой

Теперь определимся с размером выплаты. По словам Дениса Шиповича, для этого существует несколько формул, а конкретная методика определяется условиями договора страхования. «Чаще всего используется формула Минюста, а также способ Хальбгевакса, — объясняет он.

— Первая предусматривает, что стоимость автомобиля на момент аварии умножается на коэффициент УТС, который можно найти в приложении к методике.

По второму способу берется коэффициент повреждения из таблицы Хальбгевакса, делится на 100 и умножается на сумму рыночной стоимости автомобиля на момент ремонта и общей цены ремонта».

Но есть ограничения: для ОСАГО все виды страховых компенсаций имущественного вреда, ремонта, УТС и прочего не должны превышать установленный лимит. В нынешнем году его размер — 400 тыс. рублей (подпункт «б» статьи 7 закона от 25.04.

2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»). «Если основная выплата не достигает страхового лимита, то УТС будет выплачена в размере, дотягивающем ее до лимита, но не превышающем его, — говорит Егор Редин.

— Например, основную выплату насчитали в размере 300 тысяч рублей и УТС — 200 тысяч рублей, значит, автовладельцу выплатят в сумме 400 тысяч рублей».

Для каско, по его словам, выплата ограничена прописанной в договоре суммой: агрегатная сумма страховой выплаты распределяется на все случаи аварий, а неагрегатная представляет собой лимит для каждого случая. Страховщик не заплатит больше, даже если расходы на ремонт и УТС превышают указанную в договоре сумму.

Если страховщик отказал

После того как страховщик принял от автомобилиста заявление, у него есть 20 календарных дней, чтобы произвести выплату. Но случается, что вроде бы документы в порядке, экспертизу провели, а в возмещении страховщик отказывает, либо ответ от него в установленный срок не пришел, либо автовладельца не устраивает сумма выплаты. Что делать в этой ситуации?

Для начала нужно самостоятельно заказать независимую оценку повреждений, чтобы определить величину причиненного вреда, в том числе степени УТС. Поможет в этом сертифицированная экспертная организация.

«Чтобы результаты экспертизы и оценки могли использоваться в суде, проводить ее и подписывать заключение (отчет) должен эксперт-техник, прошедший профессиональную аттестацию, внесенный в госреестр экспертов-техников, имеющий высшее образование по специальности «экспертиза по расследованию ДТП» и состоящий в саморегулируемой организации оценщиков, — советует Денис Шипович. — Причем лучше выбирать экспертов, узко специализирующихся на оценке авто и их повреждений».

Затем нужно направить претензию страховщику. На рассмотрение ему дается 15 рабочих дней, если заявление направлено в электронном виде по утвержденной стандартной форме и со дня нарушения прав автовладельца прошло не более 180 дней. В остальных случаях — 30 дней.

Где искать защиты?

С результатами независимой оценки и ответом страховой компании можно идти к финуполномоченному. С 1 июня 2019 года досудебный порядок урегулирования споров по автострахованию стал обязательным. Но есть нюансы — размер требований не должен превышать 500 тыс. рублей и с момента, когда страхователь узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет.

Обращение финомбудсмену можно направить в электронном виде, заполнив форму в личном кабинете потребителя на сайте, или в письменном по адресу Службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного.

К нему необходимо приложить копии заявления-претензии в финансовую организацию, ответа финансовой организации на заявление-претензию потребителя (при наличии), договора с финорганизацией и иных документов по существу спора.

Как сообщили в пресс-службе финуполномоченного, заявление рассматривается в течение 15 рабочих дней. Если потребуется произвести независимую экспертизу, рассмотрение приостанавливается на время ее проведения, но не более чем на 10 рабочих дней.

Жалоб на отказ в выплате УТС по ОСАГО очень много. Отдельной строкой утраченная стоимость в составе убытков не выделяется, поэтому ее считают частью общих страховых убытков. В прошлом году о своем несогласии с размером страхового возмещения финуполномоченному сообщили 33 246 автовладельцев, еще 5 262 сделали это в январе нынешнего года.

В большинстве случаев финуполномоченный встает на защиту прав автомобилистов. Но бывают и исключения. Если вы не согласны с его решением, нужно обращаться в суд. Причем написать заявление следует в течение 30 дней со дня вступления в силу решения финомбудсмена.

Никто не хотел нарушать

Когда все документы на страховую выплату оформлены правильно, страховая компания не заинтересована в том, чтобы затягивать процесс, ведь при нарушении ею срока выплаты по ОСАГО она будет обязана уплатить потерпевшему пеню в размере 1% от размера страхового возмещения за каждый день просрочки. По словам Дениса Шиповича, если страховщик нарушает срок отправки потерпевшему мотивированного отказа в возмещении, то за каждый день просрочки должен выплатить 0,05% суммы выплаты.

По каско ответственность страховой компании за несвоевременную выплату или немотивированный отказ тоже существует и определяется для физлиц условиями договора страхования и ФЗ «О защите прав потребителей».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.