Получение жилья: увольняют с военной службы по ошм. в постановке на очередь на жилье в свое время

Тексты реальных судебных решений

danko

Заслуженный участник
Сообщения: 789 Зарегистрирован: 09 янв 2007, 11:25
Откуда: г. Н.Новгород

#2

Непрочитанное сообщение danko » 16 авг 2018, 15:22

Июль 18: Смольнинский райсуд СПБ оставил в силе решение РУЖО об отказе в восстановлении военпенса на жилучете исключительно по причине отсутствия статуса на день подачи заявления. Готовлю АЖ, посмотрим, что получится.

Отправлено спустя 5 минут 48 секунд:

Коллега отмечает, что приказ 1280 касается действующих военнослужащих. На это всегда указывали суды. Полагаю, что здесь нужно ссылаться на то, что право на постановку на очередь возникло до утраты статуса.

Кроме того, в заявлении следует просить не поставить на очередь, а восстановить на жилучете с датой до утраты статуса.

D&G

Заслуженный участник
Сообщения: 1765 Зарегистрирован: 20 июн 2011, 14:00

#3

Непрочитанное сообщение D&G » 16 авг 2018, 21:46

Знаковое определение ВС РФ и причина его принятия, на мой взгляд, заключается в том, что Марченко возражал против увольнения без обеспечения постоянным жильем, о чем прямо указал в листе беседы.
Скорее всего, командование проигнорировало данное обстоятельство и не разъяснило ему порядок принятия на учет в качестве нуждающегося, а может быть намеренно скрыло и ввело в заблуждение. Думаю, что в суде первой инстанции это все было вскрыто путем объяснений Марченко, поэтому суд встал на его сторону, нарушив (если быть честным) нормы материального права. Но на то были веские основания для восстановления справедливости.

Это судебное постановление должно послужить уроком всем командирам для того, чтобы они воину подробно и под роспись доводили положения постановления 512 и ведомственных правовых актов, если воины возражают против увольнения до обеспечения постоянным жильем.

danko

Заслуженный участник
Сообщения: 789 Зарегистрирован: 09 янв 2007, 11:25
Откуда: г. Н.Новгород

#4

Непрочитанное сообщение danko » 19 авг 2018, 22:59

Знаковое определение ВС РФ и причина его принятия, на мой взгляд, заключается в том, что Марченко возражал против увольнения без обеспечения постоянным жильем, о чем прямо указал в листе беседы.
Скорее всего, командование проигнорировало данное обстоятельство и не разъяснило ему порядок принятия на учет в качестве нуждающегося, а может быть намеренно скрыло и ввело в заблуждение. Думаю, что в суде первой инстанции это все было вскрыто путем объяснений Марченко, поэтому суд встал на его сторону, нарушив (если быть честным) нормы материального права. Но на то были веские основания для восстановления справедливости.

Это судебное постановление должно послужить уроком всем командирам для того, чтобы они воину подробно и под роспись доводили положения постановления 512 и ведомственных правовых актов, если воины возражают против увольнения до обеспечения постоянным жильем.

В качестве подтверждения Ваших слов о важности формулировок документов, оформляемых при увольнении, приведу цитату из другого определения ВС: Кроме того, поскольку Воронцов С.И. был уволен с военной службы с указанием на обеспеченность жилым помещением по нормам жилищного законодательства, то вывод суда о необходимости предоставления доказательств его неучастия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих как одного из оснований для отсутствия возникновения права социального найма на спорное Жилое помещение несостоятелен. (Определение Верховного Суда РФ от 24.07.2018 N 117-КГ18-38).

Там спор, конечно, про другое, но подход с обсуждаемым определением прослеживается: если военнослужащего прокатили с жильем при увольнении, есть шанс на восстановление справедливости.

D&G

Заслуженный участник
Сообщения: 1765 Зарегистрирован: 20 июн 2011, 14:00

#5

Непрочитанное сообщение D&G » 20 авг 2018, 23:35

[ref]danko[/ref], важно правильно определится со значением слова «прокатили». На моей практике очень много случаев увольнения, когда командир и кадровик льют елей в уши, лишь бы воин подпись поставил. Обещают золотые горы, втирают очки и разыгрывают целые спектакли, а после дембеля шлют сухие казеные отписки о том, что в период службы заявление не подавал, поэтому иди лесом…
Вот для таких случаев должно работать это постановление, а не для тех, кто «очнулся» через три года, потому что жена пнула «иди квартиру получай». Такие случаи тоже имеют место быть, и тут уж — извините, не знание законов не освобождает от ответственности.
Надеюсь, что ушлые юристы не станут вешать лапшу на уши уволенным гражданам и драть с них гонорар за дела по «восстановлению справедливости» на базе данного судебного постановления. И надеюсь, что суды также разберутся в обстоятельствах дела и определяться в каких случаях можно применять определение от 27 июня

Отправлено спустя 10 минут 51 секунду:

Чтобы во такие заголовки не кричали о мнимых правах:

Верховный суд РФ признал право уволенных без жилья военнослужащих, не признанных до увольнения нуждающимися, обращаться с пакетом документов в ДЖО для признания нуждающимся и получения жилья

Sms

Заслуженный участник
Сообщения: 5388 Зарегистрирован: 02 МАР 2014, 17:00

#6

Непрочитанное сообщение Sms » 22 окт 2018, 09:15

Немного не понятно- так военный в армию служить идёт или разбираться в юридических тонкостях того, что ему положено за службу? Если второе, то служить будет некогда. Имхо все положенное должно предоставляться автоматически.

Не надо устраивать из армии лохотрон

этолето

Заслуженный участник
Сообщения: 3972 Зарегистрирован: 26 авг 2011, 09:14

#7

Непрочитанное сообщение этолето » 23 окт 2018, 11:20

QR_BBPOST Имхо все положенное должно предоставляться автоматически.
Ошибочное мнение. В данной фразе лишнее слово «должно». Надо заменить на «может».
Никто нам с Вами ничего не должен. А если хотим что то получить, тогда обязательно нужно QR_BBPOST разбираться в юридических тонкостях того, что ему положено за службу?

Sms

Заслуженный участник
Сообщения: 5388 Зарегистрирован: 02 мар 2014, 17:00

#8

Непрочитанное сообщение Sms » 23 окт 2018, 11:30

Тогда и за зарплату надо судиться

Отправлено спустя 7 минут 54 секунды:

И разбираться в медицине надо самому и лечиться надо самому.
И в экономике надо разбираться самому.

Когда служить непонятно)))

Sms

Заслуженный участник
Сообщения: 5388 Зарегистрирован: 02 мар 2014, 17:00

#9

Непрочитанное сообщение Sms » 23 окт 2018, 13:14

QR_BBPOST Имхо все положенное должно предоставляться автоматически.
Ошибочное мнение. В данной фразе лишнее слово «должно». Надо заменить на «может».
Никто нам с Вами ничего не должен. А если хотим что то получить, тогда обязательно нужно QR_BBPOST разбираться в юридических тонкостях того, что ему положено за службу?
А вот в Советской Армии было предоставление практически автоматически. По судам не бегали. Имхо должно быть так. А то что может быть иначе — это понятно.

danko

Заслуженный участник
Сообщения: 789 Зарегистрирован: 09 янв 2007, 11:25
Откуда: г. Н.Новгород

#10

Непрочитанное сообщение danko » 21 ноя 2018, 08:10

QR_BBPOST Июль 18: Смольнинский райсуд СПБ оставил в силе решение РУЖО об отказе в восстановлении военпенса на жилучете исключительно по причине отсутствия статуса на день подачи заявления.
Готовлю АЖ, посмотрим, что получится.
Вчера горсуд Санкт-Петербурга отменил решение суда первой инстанции и обязал РУЖо повторно рассмотреть вопрос о восстановлении военпенса на жилищном учете с 2001 г. Как я понял, руководстовались вышеприведенной позицией Верховного суда.

Arturov

Активный новичок
Сообщения: 10 Зарегистрирован: 30 ноя 2018, 19:58

#11

Непрочитанное сообщение Arturov » 30 ноя 2018, 20:04

Здравствуйте,помогите разобраться пожалуста,если военнослужаший был прописан у родителей,это основание для отказа на признание нуждающимся на постоянное жилье,стаж 17 лет семья пять человек Недвижимость нет и не когда не был.помогите найти ответ на этот вопрос,

Fil_78

Участник
Сообщения: 60 Зарегистрирован: 04 дек 2018, 14:13

#22

Непрочитанное сообщение Fil_78 » 04 дек 2018, 14:56

Я уже сдал документы ,жду ответа,некоторые умничали и говорили ,что могут отказать из за этого.

Вам могут отказать, если Вы прописались после того как уже стали военным и выписались сами, т.е. выписались добровольно, они это трактуют как =ухудшил свои жилищные условия=

danko

Заслуженный участник
Сообщения: 789 Зарегистрирован: 09 янв 2007, 11:25
Откуда: г. Н.Новгород

#26

Непрочитанное сообщение danko » 20 янв 2019, 14:44

Уважаемые форумчане! Кто-нибудь знает какие документы необходимы военному пенсионеру для признания ДЖО МО РФ нуждающимся в жилье?

Здравствуйте.
Стандартный пакет из приказа 1280 + и, это самое главное, какие-нибудь документы, подтверждающие, что до окончания военной службы Вы были признаны нуждающимся в жилье или просили обеспечить Вас жильем. Такая информация может содержаться в приказах об увольнеии и исключении из списков части, рапортах, листах беседы, представлениях к увольнению, решениях жилищной комиссии или списках очередников. Я про это здесь подробнее писал:

https://ok.ru/profile/803343731/statuses/69028501703539

LUTIKS

Заслуженный участник
Сообщения: 5647 Зарегистрирован: 23 авг 2007, 11:43
Откуда: Санкт-Петербург

#27

Непрочитанное сообщение LUTIKS » 11 мар 2020, 13:40

Ситуация вкратце следующая: Воин был обеспечен жильем в составе семьи своего отца — военнослужащего. Отцу выдали ГЖС — он соответственно купил то, на что денег хватило. Воин подарил свою долю сестре, впоследствии был поставлен на жилищный учет. При распределении жилья по месту службы и проверке документов был снят с учета по причине обеспечения жильем от государства, потом уволен и исключен. В общем ситуация как и у тысячи других военнослужащих.
Делом занимался адвокат, поэтому там ловить было практически уже нечего. Сейчас дело в кассации. Товарищ попал как раз до введения 416 ФЗ. Учитывая практику кассационного военного суда, отказ будет однозначным без какого-либо рассмотрения доводов. Конечно имеется много нюансов, но я не об этом.
Основываясь на решении ВС по данной теме, ПП 1054, 416 ФЗ и Статусе, хочу подать телегу в ДЖО на признание нуждающимся, получить отказ по причине того, что типа уже не военнослужащий и ,соответственно, обжаловать отказ в суде.

Хотелось бы обсудить перспективы данного дела.

alex75

Заслуженный участник
Сообщения: 926 Зарегистрирован: 07 дек 2008, 00:16

#28

Непрочитанное сообщение alex75 » 13 мар 2020, 20:38

QR_BBPOST Хотелось бы обсудить перспективы данного дела. А почему нет, попробуйте. Я так делал, когда суд отказал в оспаривании увала, один из пунктов был неправильный, по моему мнению, расчёт выслуги лет. Отказ в удовлетворении заявления. Подал заяву в пенс.отдел ведомства о включении того периода в выслугу, отказ. Иск в суд. Результат — всё равно отказ.

danko

Заслуженный участник
Сообщения: 789 Зарегистрирован: 09 янв 2007, 11:25
Откуда: г. Н.Новгород

#29

Непрочитанное сообщение danko » 19 мар 2020, 06:39

Ситуация вкратце следующая: Воин был обеспечен жильем в составе семьи своего отца — военнослужащего. Отцу выдали ГЖС — он соответственно купил то, на что денег хватило. Воин подарил свою долю сестре, впоследствии был поставлен на жилищный учет. При распределении жилья по месту службы и проверке документов был снят с учета по причине обеспечения жильем от государства, потом уволен и исключен. В общем ситуация как и у тысячи других военнослужащих.
Делом занимался адвокат, поэтому там ловить было практически уже нечего. Сейчас дело в кассации. Товарищ попал как раз до введения 416 ФЗ. Учитывая практику кассационного военного суда, отказ будет однозначным без какого-либо рассмотрения доводов. Конечно имеется много нюансов, но я не об этом.
Основываясь на решении ВС по данной теме, ПП 1054, 416 ФЗ и Статусе, хочу подать телегу в ДЖО на признание нуждающимся, получить отказ по причине того, что типа уже не военнослужащий и ,соответственно, обжаловать отказ в суде.

Читайте также:  Как добиться справедливости: я, сегодня узнала, что мой бывший муж и его мама умерли два года назад у нас имеется

Хотелось бы обсудить перспективы данного дела.

Просите не признать нуждающимся, а восстановить на жилищном учете.

LUTIKS

Заслуженный участник
Сообщения: 5647 Зарегистрирован: 23 авг 2007, 11:43
Откуда: Санкт-Петербург

#30

Непрочитанное сообщение LUTIKS » 19 мар 2020, 14:09

Первый же вопрос судьи будет на каком основании восстанавливать?
Суд признал законным снятие. 416 ФЗ вышел после этого и как бы обратной силы не имеет.

Вернуться в «Обсуждаем решения судов и готовим новые обращения»

Перейти

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

Увольнение военнослужащего до обеспечения жильем | без предоставления жилья

В настоящей статье разбираются ситуации, при которых возможно увольнение военнослужащих, признанных нуждающимися в постоянном жилье, до обеспечения жильем.

 1. Отказ от предложенного жилого помещения либо от жилищной субсидии согласно абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих»

Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта.

Согласно абзаца третьего указанного пункта, в случаях, если военнослужащие — граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили в срок документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, согласия таких военнослужащих — граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется. Указанные военнослужащие — граждане в случае их увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии обеспечиваются жилыми помещениями в форме и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом».

Если коротко, то суть данной нормы гласит, что если военнослужащие отказались от предложенного жилого помещения либо от жилищной субсидии, при этом достаточно только одного такого отказа, и командование вправе уволить такого военнослужащего без жилья.

Также военнослужащего можно будет уволить с военной службы, если он не успел представить документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты его уведомления командованием о готовности предоставить ему жилое помещение или жилищную субсидию.

Целью этой нормы, в первую очередь, является недопущение необоснованного затягивания процесса увольнения военнослужащих, зачисленных в распоряжение соответствующих командиров, т.к.

их не могут уволить с военной службы до обеспечения жильем.

Ранее Закон не предусматривал последствия неоднократного отказа военнослужащего от предлагаемых квартир, что зачастую приводило к злоупотреблением правом со стороны военнослужащих, целью которых было затянуть процесс увольнения.

2. Увольнение по окончании контракта

О реализации военнослужащими и гражданами, уволенными с военной службы, права на получение жилья в избранном месте жительства

Каким образом военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, и члены их семьи могут реализовать право на получение жилья в избранном месте жительства в связи с увольнением с военной службы

Не всем известно, что реализовать право на получение жилья за счет государства можно дважды, первый раз в период прохождения военный службы по контракту, второй  — в порядке реализации права на получение жилья в избранном месте жительства при увольнении с военной службы. Данное право, установлено п. 14 ст. 15 Федерального закона 1998 г.

«О статусе военнослужащих» (кстати, такое право распространяется (см. п. 31 ст.

24 Федерального закона 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих») и на членов семьи военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы (с учетом практики Верховного Суда РФ — независимо от имевшейся у военнослужащего на день смерти (гибели)   выслуги (общей продолжительности военной службы).

Толкование нормы, содержащейся в п. 14 ст.

15 указанного Федерального закона,  позволяет предположить, что право на получение жилья в избранном месте жительства (в форме предоставления его в натуре путем заключения договора социального найма или предоставления его сразу в собственность, или предоставления жилищной субсидии, или предоставления денежных средств по Государственному жилищному сертификату) можно реализовать до сдачи занимаемого жилого помещения, если таковое предоставлялось военнослужащему в период прохождения военной службы (и это было бы логично, ведь нужно же где-то военнослужащему с семьей жить пока не будет приобретена квартира. А если военнослужащий проходит службу за сотню или даже тысячу километров от избранного места жительства?). В общем-то так и было до недавнего времени, военнослужащие с членами семьи давали обязательство об освобождении занимаемого жилого помещения, кстати форма такого обязательства есть в ряде нормативных актов, например, в Приложении № 2 к Порядку утвержденному Распоряжением Минмособлстроя от 9 февраля 2011 г. № 70, или, что более важно, в Приложении № 6 к Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 — 2020 годы (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 г. № 1013). Кроме того, Правительство РФ утвердило Правила предоставления в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности (Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2009 г. № 903), которыми также предусмотрена возможность предоставления жилья под обязательство о сдаче в 2-месячный срок занимаемого жилого помещения, после подписания гражданином, уволенным с военной службы, акта приема-передачи жилого помещения, предоставленного ему в собственность или по договору социального найма (подп. «б», «в» п. 9, пункты 14, 16, 28). Также истолковал данную норму и начальник расквартирования и обустройства  Министерства обороны Российской Федерации — заместитель министра обороны Российской Федерации, когда  12 декабря 2008 года утверждал Методику оформления жилой площади военнослужащим и  Министр обороны Российской Федерации, утверждая Временную инструкцию по порядку подготовки и проверки списков распределения жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма (Указания от 4 июня 2010 года № 205/2/373 (п. 13 приложения № 5). Однако судебная практика пошла по другому пути. Российские военные суды считают, что жилое помещение, занимаемое военнослужащим и членами его семьи, сначала должно быть сдано (передано квартирным органам Министерства обороны РФ), и только после этого ему может быть предоставлено жилое помещение (или деньги на его приобретение). Так, в Кассационном определении Судебной  коллегией по делами военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации  № 211-КГ16-17 от 22  июля 2016 г. по административному иску Коваль Ю.М. отмечается, что «…вопрос об обеспечении военнослужащего жилым помещением по избранному им после увольнения с военной службы месту жительства может быть поставлен только после передачи находящегося в собственности жилого помещения федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, при согласии с получением.». Уссурийский гарнизонный военный суд, рассматривая указанное дело после отмены Верховным Судом РФ и отказывая в удовлетворении иска Коваль Ю.М. в своем решении от 05.09.16 г. № 2а-181/2016 г. указал, что «Вышеуказанные условия Ковалем Ю.М. не выполнены, а оформленные им и членами его семьи обязательства о сдаче находящегося у административного истца в собственности жилого помещения не свидетельствуют о выполнении им требований закона.».  Таким образом, военные суды считают, что военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы не могут быть обеспечены жилыми помещениями по избранному месту жительства, до фактической сдачи ранее предоставленных им жилых помещений, то есть под обязательство об их освобождении.

Мы считаем такую позицию военных судов противоречащей действующему законодательству, надеемся, что в будущем такая практика будет изменена.

Кроме того, Верховный Суд РФ считает, что указанное самостоятельное основание для нахождения в очереди на получение жилья (избрание места жительства при увольнении с военной службы, отличающегося от последнего места прохождения военной службы) не может быть реализовано теми военнослужащими, которые имеют в собственности жилые помещения, в том числе приобретенные в собственность в порядке приватизации. При этом квартирные органы обосновывают свое решение о снятии  военнослужащего с учета нуждающихся в обеспечении жильем (исключении из Единого реестра военнослужащих, нуждающихся в предоставлении жилых помещений) невозможностью сдачи приватизированного военнослужащим и членами его семьи  жилого помещения, забывая о том, что в настоящее время действует т административный порядок обратной передачи («расприватизации») указанного жилья в государственную или муниципальную собственность. Кроме того, суды забывают о том, что при реализации права на получение жилья в избранном месте жительства при помощи ГЖС, установлена обязанность  сдать жилое помещение находящееся в собственности военнослужащего и членов его семьи.  Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 — 2020 годы (далее – Правила), утвержденные в развитие абз. 1 п. 14 ст. 15 Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, прямо устанавливают это. Так, подп. «в» п. 16.1 Правил установлено что, гражданином — участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, должно приниматься обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом из п. 16.2 Правил следует, что указанное требование о принятии обязательства об отчуждении принадлежащего жилого помещения, распространяется как на военнослужащих, так и на граждан, уволенных с военной службы, при реализации ими права на получение жилья в избранном месте жительства.

Читайте также:  Получение разрешения на строительство ИЖС в г.Сочи на участке

Таким образом, гражданам обеспечиваемым жильем в избранном при увольнении месте жительства посредством ГЖС, предоставлено право сдать (передать) имеющееся у них на праве собственности жилое помещение, а избравшим другой способ реализации указанного права – нет.

Следует отметить, что Конституционный Суд РФ неоднократно в своих постановлениях обращал внимание на то, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (статья 19), в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В свою очередь, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2000 года № 13-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 3 июня 2004 года № 11-П и от 15 июня 2006 года № 6-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 года № 415-О, от 27 июня 2005 года № 231-О и от 1 декабря 2005 года № 428-О).

Таким образом, по нашему мнению, допускаемое военными судами толкование п. 14 ст.

15 Федерального закона, исключающее возможность сдачи военнослужащим, принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения Министерству обороны РФ или иному федеральному органу, в котором законом предусмотрена военная служба, (в федеральную собственность) или муниципальным органам власти (в муниципальную собственность), если квартира предоставлялась за счет муниципального жилого фонда, с целью реализации им права на получение жилья в избранном им месте жительства в иной форме, напрямую не предоставляющей возможность сдачи жилья, находящегося в собственности, чем посредством государственного жилищного сертификата, ставит такого военнослужащего в неравное положение с лицами, избравшими такой способ реализации права на получение жилья (при помощи ГЖС), что в отсутствие объективно оправданных обоснований для этого, свидетельствует о нарушении ст. 19 Конституции РФ. Резюмируя, можно сделать вывод о том, что наличие у военнослужащего жилого помещения на праве собственности не должно является препятствием для реализации им права на получение жилья в избранном месте жительства при увольнении с военной службы. Мы будем пытаться поменять сложившуюся практику, в настоящее время в Конституционном Суде РФ находится жалоба одного из наших доверителей, о результатах рассмотрения которой мы Вам расскажем.

К сожалению, Конституционный Суд РФ оставил нашу жалобу на п. 14 ст. 15 Федерального закона без удовлетворения, фактически оставив изложенные в ней аргументы, без внимания, сославшись в своем Определении КС РФ от 25.10.2016 г.

№ 2273-О на то, что нашему доверителю было отказано в удовлетворении его административного искового заявления, поданного в Московский гарнизонный военный суд,  со ссылкой на Постановление Правительства РФ 1998 г.

№ 1054, тогда как указанное Постановление к нашему доверителю отношения никакого не имеет, так как он стоял на жилищном учете в ДЖО МО РФ, а не органах власти местного самоуправления…

По нашей жалобе на подп. «а» п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас… (утв. Постановление Правительства РФ от 6 сентября 1998 г.

N 1054)  Верховнысм Судом РФ была высказа позиция, согласно которой военнослужащему не может быть отказано в признании нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства по мотиву наличия у него в собственности жилого помещения, полученного ранее от государства, если им принято обязательство о его сдаче (см.

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2018 г. № АПЛ18-245).

Кроме того, анализ норм права, содержащихся в абз. 3 п. 1 ст. 15 и абз. 12 п. 1 ст.

15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», позволяет сделать вывод о том, что военнослужащие, обеспечиваемые на первых пять лет военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет права на получение жилого помещения в той или иной форме в избранном месте жительства не имеют в отличие от военнослужащих, обеспечиваемых служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы, которым по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с по избранному постоянному месту жительства.

То есть, тот военнослужащий, который поступил на военную службу позже, имеет право, даже не увольняясь с военной службы по достижении указанной выслуги лет (20 лет) реализовать свое право на получение жилого помещения в избранном месте жительства, а другой военнослужащий, заключивший контракт раньше, таким правом не обладает и более того, в случае увольнения с военной службы не по одному из льготных оснований, он не сможет рассчитывать на получение жилого помещения в избранном месте жительства, а только по месту прохождения военной службы.

Считаем, что в данном случае каких-либо объективных причин, которыми можно было бы обосновать такое различие в правах военнослужащих, по сути относящихся к одной и той же категории,  не имеется. Полагаем, что есть все основания для обращения в Конституционный Суд РФ  с жалобой о признании указанной нормы неконституционной.

Как правило, право на получение жилого помещения в собственность реализуется при увольнении с военной службы, при этом на учет в качестве нуждающихся Департамент жилищного обеспечения МО РФ ставит военнослужащих только в период службы, поэтому следует помнить, что согласно постановлению Правительства РФ от 29 июня 2011 г.

№ 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно» «в отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.

  • Нужна помощь военного юриста (консультация, составление административных исковых заявлений, жалоб (апелляционных, кассационных) в Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Европейский Суд по Правам Человека (ЕСПЧ), по жилищным вопросам (по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семьи: постановки в очередь на жилое помещение в Единый реестр, получения жилищной субсидии, получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, представление интересов в суде?
  • Нужна профессиональная юридическая консультация военного юриста по жилищным вопросам на понятном для обычного человека языке?
  • Нужен образец заявления, иска, жалобы в суд?

Заходите: http://www.voensud-mo.ru/

  1. Пишите: [email protected]
  2. Звоните: +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)
  3. Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:

— разместив ссылки на наш сайт http://www.voensud-mo.ru/ в Интернете.

  • — оставив отзыв о нашей работе, например, на Яндексе.
  • СПАСИБО!
  • С уважением,
  • команда ЮК «СТРАТЕГИЯ»

Порядок обеспечения военнослужащих жильем при увольнении. Помощь государства

Развитию и совершенствованию современной армии уделяется огромное внимание cо стороны государства. Помимо технологических новшеств и совершенствования техники немало времени уделяется поднятию престижа военнослужащего и привлечению новых кадров. Государство оказывает существенную социальную поддержку служащим в армии. Это касается и снабжения жильем.

Положено ли предоставление жилплощади уволенным в запас с военной службы?

Если военнослужащий по контракту закончил карьеру, то, в отличие от призывников-срочников, он имеет целый ряд льгот. К ним относятся:

  • единоразовая выплата для увольняемых из ВС;
  • обеспечение вещевым имуществом или денежная компенсация за него;
  • предоставление положенных отпусков безразрывно перед увольнением.

Однако основной помощью остается получение жилплощади. Основные льготы прописаны в ФЗ № 76 от 27.05.1998, он определяет статус военнослужащего. Согласно данному закону к ним относятся 2 категории:

  1. Военнослужащие, проходящие службу по призыву.
  2. Те, кто служит в армии по заключенному контракту.

Жилищные льготы распространяются только на служащих-контрактников. Те, кто служит по призыву, размещаются в это время в казармах (ст. 168 Устава внутренней службы ВС, утв. Указом Президента № 1495 от 10 ноября 2007 г.).

О том, могут ли уволить военнослужащего без предоставления жилья или субсидии, читайте здесь.

Обеспечение служебными квартирами

По действующим правилам военному, который приехал на место службы, должны выдать в течение трех месяцев служебное жилье. Если военный гарнизон не располагает такими ресурсами, то военнослужащему разрешено снять жилье самостоятельно, а ему выплатят компенсацию в размерах, установленных законом.

Военный имеет право на служебное жилье в течение всего срока службы по контракту. Все это установлено в ст. 15 ФЗ № 76 от 27.05.1998. Служебное жилье военному и его семье дают в том случае, если у них нет своего жилья по месту службы. Если жилье есть, но оно в другом регионе, — служебное жилье все равно положено.

Приватизировать служебное жилье нельзя. Оно предоставляется по договору соцнайма. В такой квартире можно жить, но продать или подарить ее кому-то другому не получится. По окончании службы или при переводе в другой город служебную квартиру придется освободить — в нее переедет другой военный. При освобождении квартиры надо получить справку о сдаче жилого помещения.

В ст. 15.1 ФЗ № 76 от 27.05.1998 указаны нормативы, по которым предоставляют жилплощадь. Чем больше человек в семье, тем больше квадратных метров будет в служебной квартире. 18 кв. м — это норматив на одного человека. У некоторых военных есть право на дополнительные метры:

  • у полковников и военных с более высокими званиями;
  • у командиров воинских частей;
  • у преподавателей военных вузов и т.д.

Дополнительная площадь может составлять от 15 до 25 кв. м.

В собственность

На него могут рассчитывать только военные, признанные нуждающимися в жилье. Помимо этого, должно выполняться одно из трех следующих требований:

  1. Первый контракт заключен до 1 января 1998 г.
  2. Контракт заключен позже, но есть выслуга 20 лет и больше.
  3. Контракт заключен позже, есть выслуга 10 лет и больше, при этом увольнение прошло по «льготным» основаниям, по:

    • предельному возрасту;
    • состоянию здоровья;
    • ОШМ.
Читайте также:  Возврат денег за надлежащий товар: в выходные на рынке купила горнолыжный костюм цвет мне изначально

Военнослужащим с данным статусом государство обязуется предоставить жилье в собственность или по договору социального найма. Жилье в собственность может быть предоставлено:

Жилищный сертификат

Его могут выдать военнослужащим, которые отвечают указанным выше условиям по выслуге лет и нуждаемости в жилье.

Сертификат — это бумага, которая подтверждает, что государство оплатит банку квартиру или дом, выбранные военным. Перечень получателей сертификата шире: например, их выдают военным, отселяемым из военных городков. Правила выдачи сертификатов и все лица, которым они могут быть выданы, определены постановлением Правительства № 153 от 21.03.2006.

Военная Ипотека

Ее смысл заключается в том, что государство выплачивает за гражданина ипотеку на квартиру или дом, пока он служит по контракту.

О сроках постановки на учёт нуждающихся при увольнении с военной службы по различным основаниям

05.04.11 | Сергей Коноплёв | Просмотров: 20 971 | Комментариев: 5

У некоторых возникает резонный вопрос: а когда уже можно становиться на очередь для получения постоянного жилья? Когда подавать заявление (рапорт)?

Ранее данный вопрос чётко регулировался постановлением Правительства РФ 1998 года № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы … нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства»:

  • 9. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей:
  • не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
  • в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Видно, что сроки были оговорены более-менее понятно. Но на сегодня возникает вопрос о правомерности применения данного постановления в связи с фактической утратой им своей актуальности. Чем же руководствоваться сейчас?

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и приказ Министра обороны РФ 2010 года № 1280 не дают указания на точную дату, когда можно подавать документы для постановки на учёт. Однако эта дата является очень важной, т.к. от неё зависит очерёдность предоставления жилья, что следует из пунктов 8, 10-11 приказа МО 2010 года № 1280.

Пункт 1 приказа МО 2010 года № 1280 определяет, что «для признания военнослужащих … имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях … они подают заявление[1]…».

Таким образом, видно, что срок, когда возникает право на подачу заявления о признании нуждающимся, возникает не ранее возникновения права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

(В настоящей статье право на получение жилого помещения по договору социального найма, либо право на получение жилого помещения в собственность не оговариваются отдельно, а используется для упрощения единый термин «право на получение ЖП по ДСН»).

Согласно ФЗ «О статусе военнослужащих», право на получение ЖП по ДСН возникает у военнослужащего, заключившего контракт о прохождении военной службы до 1998 года, после 5 лет службы по контракту (не считая времени учёбы). Для других военнослужащих – с даты возникновения права на увольнение по одному из трёх льготных оснований (возраст/болезнь/ОШМ) и при выслуге 10 и более лет.

Для увольняющихся по состоянию здоровья

Для военнослужащих, увольняющихся по болезни, право на увольнение по этому основанию возникнет с даты написания ими рапорта об увольнении по болезни и при наличии соответствующего медицинского заключения. Это означает, что заявление о признании нуждающимся может быть подано одновременно с таким рапортом об увольнении.

Для увольняющихся по организационно-штатным мероприятиям

Право на увольнение по ОШМ возникает с даты написания военнослужащим рапорта о таком увольнении и при наличии в воинской части соответствующей директивы о проведении ОШМ. Это же означает, что заявление о признании нуждающимся может быть подано одновременно с таким рапортом об увольнении.

Если же военнослужащий принципиально не хочет писать рапорт об увольнении по ОШМ (например, не согласен с основанием для увольнения, или просто хочет служить дальше), то считать его увольняющимся по ОШМ можно не ранее истечения 6 месяцев нахождения в распоряжении по ОШМ, т.е. того срока, в течение которого командование должно было решить вопрос о прохождении им дальнейшей службы. Если этот срок истёк, а необходимые и достаточные мероприятия по назначению на другую должность не выполнены, то военнослужащий, вне зависимости от нежелания увольняться по ОШМ, может считаться увольняющимся по этому основанию. Это означает, что при отсутствии рапорта об увольнении по ОШМ и после истечения 6 месяцев нахождения в распоряжении по ОШМ, заявление о признании нуждающимся в получении ЖП по ДСН также может быть подано.

Для увольняющихся по достижении предельного возраста пребывания на военной службе

Право военнослужащего на увольнение по возрасту возникает с достижением им такого возраста.

Согласно пункту 20 приказа Министра обороны 2002 года № 350 «Об организации прохождения военной службы…

«, командир воинской части обязан за 6 месяцев до достижения предельного возраста уточнить желание военнослужащего заключить новый контракт, а за 3 месяца довести своё решение о дальнейшей службе.

(На сегодняшний день, если в/с не обеспечен жильём и не желает увольняться без жилья, то отказать ему в дальнейшей службе невозможно. При этом не имеет значение желание самого в/с исполнять обязанности военной службы, а также желание командира на заключение нового контракта).

Если военнослужащий желает продолжить в/службу безотносительно к вопросу о получении жилья (случай редкий, но вполне реальный), то он обязан за 6 месяцев написать рапорт о заключении с ним нового контракта.

Если командование согласно на заключение нового контракта, то такого военнослужащего нельзя считать увольняющимся по достижении предельного возраста, и, значит, нельзя считать имеющим право быть принятым на учёт нуждающихся в получении ЖП по ДСН.

Если в/с проходит службу сверх предельного возраста по заключённому новому контракту, то считать его увольняющимся по возрасту можно лишь после написания рапорта об увольнении (который можно написать в любое время в период действия такого нового контракта).

Из этого же следует, что до написания такого рапорта об увольнении военнослужащего нельзя было считать увольняющимся по возрасту, и, следовательно, у него не возникало права на признание его нуждающимся в получении ЖП по ДСН (подавать заявление о признании нуждающимся было нельзя).

Если же в/с желает продолжить военную службу лишь по причине невозможности уволиться без жилого помещения, то он должен заявить рапортом об увольнении его по возрасту.

Одновременно с написанием этого рапорта у в/с возникает право на увольнение по возрасту, и он считается увольняющимся по возрасту.

Это же означает, что заявление о признании нуждающимся может быть подано одновременно с таким рапортом об увольнении.

В связи с приведёнными доводами я рекомендовал бы военнослужащим, стоящим перед выбором о необходимости заключать новый «сверхпредельный» контракт лишь для получения жилья, не заключать такой контракт, а, наоборот, настаивать на увольнении по возрасту и писать об этом соответствующий рапорт, чтобы возникло право на получение жилья. Как только такой в/с по его заявлению будет принят на учёт нуждающихся в получении ЖП по ДСН, он может смело заключать новый контракт, если это ему зачем-нибудь требуется. Такой контракт не будет влиять на уже возникшее право на получение ЖП по ДСН, а принятый на учёт нуждающихся в/с не может быть снять с этого учёта в связи с заключением им нового контракта, т.к. это не является законным основанием для снятия с учёта. Также нужно помнить, что заключение нового контракта в такой ситуации целиком зависит от желания в/с, и обусловлено следующими правовыми нюансами:

  1. его нельзя заставить заключить такой контракт;
  2. он и без такого контракта по всему спектру прав и обязанностей считается военнослужащим, проходящим службу по контракту;
  3. его нельзя уволить по причине окончания предыдущего контракта и отсутствия нового контракта.

Немного о постановлении Правительства РФ 1998 года № 1054

Что же касается приведённого в начале статьи постановления Правительства РФ 1998 года № 1054, то следует отметить следующее.

Пункт 1 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» содержит категоричное положение: «Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации».

Это означает, 1) что приказ МО не должен определять порядок признания нуждающимися, и 2) до тех пор, пока не будет принято постановление Правительства, отменяющее № 1054 от 6 сентября 1998 г., либо другое взамен его, то действует это постановление, но в части, не противоречащей нормам высшей юридической силы, либо равной силы, но принятыми позже его.

До настоящего времени никакого другого постановления не принято, а значит, применяется это.

Согласно данному постановлению, увольняемые по возрасту в/с могут быть поставлены органами местного самоуправления на учёт за 3 года до увольнения с военной службы.

Учитывая явное несоответствие между приказом МО 2010 года № 1280 и данным постановлением Правительства по срокам постановки на учёт нуждающихся увольняемых по возрасту, можно попробовать потребовать поставить себя на учёт за 3 года. Если такое требование будет нарушено, то оспорить нарушение можно будет только в суде.

С учётом особенностей сферы действия постановления № 1054 (специально для постановки в ОМС), шансы на судебную перспективу весьма малы. Поэтому более реально ориентироваться на алгоритм, описанный применительно к приказу МО 2010 года № 1280.

Также обращаю внимание, что всё вышесказанное о моменте возникновения права на признание нуждающимися в получении ЖП по ДСН относится лишь к тем военнослужащим, которые не были приняты на такой учёт до даты вступления в силу приказа МО 2010 года № 1280. К поставленным на учёт нуждающихся в период действия приказа МО 2000 года № 80 всё вышесказанное отношения не имеет.

———————

[1]С 9 ноября 2010 года – с даты вступления в силу приказа МО 2010 года № 1280, писать заявление (не рапорт!) о признании нуждающимся в получении ЖП по ДСН необходимо строго по форме, утверждённой этим приказом.

Нашлась ошибка?.. Выдели и нажми Ctrl+Enter

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *