Студент колледжа: я остался без попечение родителей полностью. У меня бабушка опекун

  • Особенности родственной опеки обсудили на совместном семинаре Центра социальной помощи семье и детям «Измайлово» и Научно-практического центра по защите прав детей «Детство».
  • В семинаре приняли участие руководители и специалисты служб сопровождения замещающих семей организаций социального обслуживания города Москвы, Московской, Тульской, Тверской, Владимирской и Ярославской областей, представители уполномоченных органов в сфере опеки, попечительства и патронажа, а также некоммерческих и общественных организаций.
  • «КОМУ ПЕРЕДАТЬ РЕБЕНКА?»

«К сожалению, не все дети могут жить в своих кровных семьях. В Москве сейчас около 20 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Более 90% из них воспитываются в замещающих семьях. Это очень хороший результат.

Но и сами дети, и их опекуны нуждаются не только в материальной поддержке, но и в профессиональной помощи специалистов», — отметила начальник Управления по организации работы с семьями с детьми Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Елена Семкина.

Проходил семинар на территории Центра «Детство» в Восточном округе столицы, поэтому отдельное внимание было уделено работе по семейному устройству детей-сирот именно в ВАО.

«Ребенок, который остался без родителей, — это уже большая трагедия. Маленький человек оказывается вдруг без мамы и папы, в непривычном для себя месте, вырванным из семьи. Чтобы помочь ему быстрее обрести семью, трудятся специалисты органов опеки и попечительства. Самый распространенный вид устройства ребенка в семью — установление опеки.

Но перед специалистами встает вопрос: кому же передать этого ребенка? Законодательство устанавливает приоритет близких родственников, однако очень много проблем возникает при назначении опекунами бабушек и дедушек, — рассказывает Галина Алешина, заместитель начальника УСЗН ВАО.

— Например, как определить способность бабушек и дедушек, находящихся в преклонном возрасте, быть опекунами своих внуков? Да, сегодня бабушке 60 лет, а через 5–10 лет она станет старше и ей будет еще сложнее заниматься воспитанием детей. А есть случаи, когда на опеку претендует бабушка, которая живет вместе с матерью, лишенной родительских прав в отношении ребенка.

Если передать ребенка такой бабушке, то фактически он возвращается в среду, из которой его изъяли».

«ИЗБЕЖАТЬ ВТОРИЧНОГО СИРОТСТВА»

В Москве разработаны и реализуются программы, направленные на предотвращение социального сиротства. В помощь замещающим родителям в Москве работают организации, которые занимаются сопровождением приемных семей.

«Главная цель сопровождения — налаживание детско-родительских отношений, предотвращение возвратов детей — так называемого „вторичного сиротства“. Семьи с детьми-инвалидами, с детьми-подростками и семьи, принявшие на воспитание детей-родственников, — этим категориям нужно особенное внимание.

Если ребенка забрали кровные родственники, как правило, он остается в привычной, комфортной среде. Но и таким родственникам-опекунам необходимо помогать.

Основная наша задача — не допустить кризиса в семье, обеспечить успешную адаптацию и реабилитацию ребенка в новых условиях», — добавляет Галина Алешина.

«ДОГОВОР С ГОСУДАРСТВОМ»

Уже год не утихают споры о законопроекте Минпросвещения, который должен внести изменения в работу органов опеки и попечительства, в жизнь приемных семей.

О переменах рассказала первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по поддержке семьи, материнства и детства, президент Межрегиональной общественной организации помощи детям «Наши дети» Юлия Зимова: «Согласно законопроекту, допускается усыновление или передача под опеку единовременно только одного ребенка (за исключением принятия в семью братьев и сестер). Принятие следующего возможно только через год. Закрепляется норматив по жилому помещению. Исключение составят как раз случаи передачи ребенка родственникам. Предлагается создавать отдельные программы подготовки в школах приемных родителей для родственников-опекунов, сделать подготовку для них обязательной».

Интересы приемных семей на семинаре представила председатель Совета представителей общественных объединений семей, воспитывающих детей, оставшихся без попечения родителей, при Минобрнауки РФ, председатель Союза приемных родителей, усыновителей, опекунов, попечителей и их объединений Наталья Городиская.

«Нужно понимать: если мы — приемная семья, то это — договор с государством. Это подразумевает обязательства перед ним, ответственность за этих детей. Процесс взаимодействия нужно отладить. Уже на этапе обучения люди должны понимать, что если они берут на себя роль приемного родителя, то они за многое должны отвечать», — сказала Наталья Городиская.

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА СОПРОВОЖДЕНИЯ

Психологические риски родственной опеки в своем выступлении рассматривала ведущий научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института психологии Российской академии наук, доктор психологических наук Айгуль Алдашева.

О проблемах таких семей говорила и психолог ГБУ ЦСПСиД «Измайлово» Елена Турлина: «Кровные опекуны очень разные. Тут есть и минусы, и значительные плюсы. У ребенка уже сформирована привязанность, сглажена или отсутствует адаптация.

Родственная связь может стать базой для стабильных длительных отношений в семье. К сожалению, часть кровных опекунов подходит к воспитанию подопечных детей с теми же установками, которые помешали им в воспитании собственных детей.

На коррекцию этих установок и должна быть направлена работа профессионального сопровождения», — отметила она.

О деятельности Городского консилиума, который рассматривает вопросы предотвращения возвратов детей из семей опекунов, попечителей и приемных родителей, рассказал заместитель начальника Отдела по профилактике неблагополучия в семьях опекунов и попечителей Центра «Детство» Евгений Цымбал.

Несмотря на все риски и сложности при воспитании внуков, племянников, братьев и сестер, кровная опека все-таки остается приоритетной для ребенка. «В первую очередь ребенок остается частью семьи, частью рода.

Он идентифицирует себя со своей фамилией.

Родственная опека формально будет завершена, как и другие формы опеки, в 18 лет, но семья все равно продолжит общаться», — подвела итог семинара директор Центра «Детство» Татьяна Сапожникова.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Какие выплаты положены детям сиротам? Как получить социальные выплаты сиротам

Единовременная денежная выплата (еще ее называют ЕДВ выпускникам) положена устроенным на воспитание в семью детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. Назначается и выплачивается единовременно самому ребенку при условии, что он:

  • окончил московскую школу и зачислен в организацию профессионального образования или трудоустроился после 1 января 2006 года;
  • стал сиротой или лишился родительского попечения до окончания школы.

Размер ЕДВ выпускникам при поступлении в образовательную организацию и при трудоустройстве отличается (ознакомиться с актуальными суммами можно на сайте Департамента труда и социальной защиты населения Москвы).

Обратиться за выплатой можно в любое время после возникновения права на нее, в том числе до достижения 18 лет.

Если ребенок сначала поступил в образовательную организацию, а потом трудоустроился, то он получит и выпплату при поступлении, и выплату при устройстве на работу.

Правда, если образовательную организацию он не окончит, из выплаты при трудоустройстве вычтут вылату при поступлении. Если ребенок сначала получит ЕДВ при трудоустройстве, а потом поступит, например в техникум или вуз, выплату за обучение он уже не получит. 

Получить ЕДВ при трудоустройстве также могут дети, призванные на военную службу, занятые уходом за ребенком, состоящие на учете в качестве безработных, дети-инвалиды и инвалиды с детства, независимо от факта трудоустройства.

https://www.youtube.com/watch?v=7kdajUvJ1Bc

Для оформления выплаты понадобятся следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт;
  • справка органа опеки и попечительства установленной формы о периоде нахождения под попечительством, в приемной семье, на патронатном воспитании;
  • аттестат о получении основного общего или среднего (полного) общего образования (либо его копия, заверенная нотариально или образовательной организацией, в которой находится подлинник);
  • справка о зачислении в организацию начального, среднего или высшего профессионального образования;
  • трудовая книжка (или ее копия, заверенная работодателем);
  • один из документов, подтверждающих, что выпускник не обучается и не работает по уважительной причине (справка военкомата, свидетельство о рождении ребенка, справка органа государственной службы занятости);
  • документ, удостоверяющий личность представителя, и документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя — если заявление подает представитель.

Для оформления выплаты обратитесь в любой центр госуслуг «Мои документы» по экстерриториальному принципу, то есть без привязки к адресу регистрации в Москве. Заявление должно быть рассмотрено не позднее чем через 10 дней со дня, следующего за днем регистрации заявления в центре госуслуг.

Прокуратура разъясняет

О правах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Сирота — это человек, временно или постоянно лишённый семейного окружения. За этим сухим определением судьбы многих людей.

Эта тема не может оставить равнодушным ни одного здравомыслящего и духовного человека. Не по своей воле дети становятся сиротами.

И от того, насколько порядочно и справедливо к их судьбе относятся общество и государство зависит их дальнейшая судьба и их позитивное или негативное влияние на общество.

О правах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сирота — это человек, временно или постоянно лишённый семейного окружения. За этим сухим определением судьбы многих людей. Эта тема не может оставить равнодушным ни одного здравомыслящего и духовного человека.

Не по своей воле дети становятся сиротами.

И от того, насколько порядочно и справедливо к их судьбе относятся общество и государство  зависит их дальнейшая судьба и их позитивное или негативное влияние на общество.

Какие права есть у сирот? Почему они нарушаются? И где сиротам найти защиту?

  1. Какие  права  предоставлены детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и где они могут о них узнать?

Основные права детей-сирот регламентируются Федеральным законом№ 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года, который называется«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Законом РС(Я) от 15.12.2012 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Детей сирот, которые воспитываются в специальных учреждениях, они сейчас называются центры по устройству детей-сирот в семьи, с их правами должны ознакамливать  работники этих центров, а детей, которые находятся в приемных семьях, под опекой попечением – их опекуны и попечители. Также они могут ознакомиться с текстом Федерального закона самостоятельно в сети Интернет, набрав его название.

  • В сфере образования дети сироты  имеют  право:
  • — на бесплатное обучение на подготовительных отделениях ФГОУВПО при наличии среднего общего образования;
  • — преимущественное право зачисления в образовательную организацию по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных средств при условии успешного сдачи ЕГЭ и при прочих равных условиях;
  • — бесплатное получение второго среднего профессионального образования.

В период получения профессионального образования сироты находятся на полном государственном обеспечении, т.е. получают ежемесячно средства на питание, одежду, постельные принадлежности (от 5 до 7 тыс. руб.

ежемесячно), а также получают государственную социальную стипендию, ежегодное пособие на учебную литературу в размере 3 — месячной стипендии.

Гособеспечение и стипендия сохраняются за сиротами в период академического отпуска по медицинским показаниям.

Кроме того, сироты имеют право на  бесплатный проезд на городском, пригородном транс (кроме такси), а один раз в год — к месту жительства и обратно к месту учебы

После  окончания ССУЗов и ВУЗов, а также в случае трудоустройства сразу после выпуска из центра (детского дома),  дети сироты  при выпуске также получают  пособие на приобретение одежды, обуви, постельного белья и мебели (в сумме от 80 до свыше 140 тыс. руб.), а также единовременное денежное пособие в сумме 15 тыс. руб.

Необходимо отметить, что дети, проживающие в приемных семьях, находящиеся под опекой (попечением), также пользуются всеми указанными выше льготами, в том числе получают ежемесячно пособие на свое содержание  в размере  20-23 тыс. руб.

В сфере здравоохранения дети-сироты имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе высокотехнологичную, проведение диспансеризации, регулярных медицинских осмотров, а также лечение за пределами РФ за счет федерального бюджета; получение путевок  в организации отдыха детей и их оздоровления (в санаторно-курортные организации — при наличии медицинских показаний), оплату  проезда к месту лечения (отдыха) и обратно.

И конечно, к самым жизненно важным правам относится предоставление детям-сиротам жилых помещений, потому что большинство из них относится к социальным сиротам, родители которых злоупотребляют алкоголем, не работают, не имеют жилья. У детей-сирот есть право на получение жилья по достижении совершеннолетия и окончании обучения в центре.

  1. Какие нарушения детей-сирот выявляются прокурорами?

Например, в 2018 году нами были проверены права воспитанников центров по устройству детей-сирот в семьи, выявлены такие нарушения, как непринятие мер по защите их имущественных прав, на получение алиментов, при организации питания.

В Алданском районе из 60 воспитанников только 20 регулярно получают алименты и пенсии, при этом в службу судебных приставов  в 2017 году направлено всего 3 запроса, в 2018 — 4, которые оставлены без ответа.

В Вилюйском центре дети недополучали овощи, фрукты, рыбу, молоко.    В центре Алданского района в меню и в наличии отсутствует колбаса, сметана, творог, кофейный напиток, какао, кондитерские изделия, морепродукты.

Практически ежедневно воспитанники  получают овощи и молоко в объемах, заниженных  почти в два раза от  установленных нормативов. Такие нарушения выявлены и в остальных центрах, что свидетельствует об отсутствии контроля со стороны Роспотребнадзора и органов опеки.

  По результатам прокурорской проверки Минтрусоцразвития приняты меры к их устранению.

  1. А с какими жалобами в основном обращаются дети-сироты в органы прокуратуры и в какой сфере наиболее часто нарушаются их права?

Практически все обращения детей-сирот в органы прокуратуры касаются либо отказов органа опеки в постановке на учет нуждающихся либо предоставлениянекачественного жилья.

Таких детей на учете Минтрусоцразвития республики в настоящее время состоит  2000 человек. Из-за того, что государство длительное время, фактически до 2005 года вообще не финансировало расходы на приобретение жилья детям-сиротам, в настоящее время в данной очереди состоит 335 человек старше 23 лет. За 10 лет квартиры получили 3872 лица данной категории. 

Но конечно, это малая доля от тех, кто так и не получил от государства квартиры, потому что в свое время органы опеки, руководители детских домов не  принимали меры по поводу лишения родителей прав, при этом направо-налево назначали детям опекунов, направляли их в детские дома; не ставили их на учет нуждающихся.

Следствием неисполнения своих обязательств социальным государством, причём, не только в Якутии, в целом по России,  является следующая страшная статистика:  30 процентов выпускников детских домов не имеют определённого места жительства, 20 – совершают преступления, 10 – заканчивают жизнь суицидом.    Конечно, тут влияет целый ряд факторов, однако одни из основных — это и отсутствие  постинтернатного сопровождения, недостаточность социальных служб, работников органов опеки, но прежде всего это непредоставление жилья.

  1. Что-то изменилось за последние годы?

Необходимо отметить, что в течение последних лет республика старается в полном объеме финансироватьрасходы на приобретениежилья для детей-сирот, правда этот процесс растягивается иногда на 2 и более лет, что связано со сроками строительства (цикл 2 года), но также несвоевременным выделением бюджетных средств, их предоставлением не в полном объеме, а также безответственным отношением муниципалитетов к их освоению, нарушениями при подготовке конкурсной документации, неисполнением своих обязательств подрядчиками.

Например, в аукционной документации  ГО «город Якутск»  не указал требования к общему количеству квартир в одном многоквартирном доме (не более 25%), как того требует ФЗ № 159.  Вследствие чего  до настоящего времени не проведены конкурсы на приобретение 448 квартир для детей-сирот г. Якутска.

В результате ежегодно нарушаются сроки обеспечением жильем около 600 детей- сирот (в 2014  году- 578,  2015  – 716 ,  2016 – 681, 2017  – 640,  2018- 575). 

Органы прокуратуры республики  на постоянной основе отслеживают ситуацию в данной сфере, принимают меры при формировании бюджета для того, чтобы средства были предусмотрены в полном объеме, чтобы они своевременно осваивались. Например, по инициативе прокуратуры Правительством республики в 2017 году дополнительно выделено более 800 млн. из 1 млрд 100 млн. руб., в 2018-100 млн.

руб. Кроме того, теперь  постановлением Правительства № 148  определен срок формирования специализированного жилого фонда для детей-сирот, определены органы, осуществляющие контроль за его созданием и использованием. Поставлен вопрос о необходимости создания механизма для освобождения  воспитанников детских домов от оплаты коммунальных платежей  за  закрепленное  за ними жилье.

  1. Какова на сегодняшний день  ситуация с обеспечением жильем детей-сирот?

В 2019 году должно быть обеспечено жильем 1029 детей-сирот, из которых право на его получение у 575 возникло еще в 2018 году и ранее. На эти цели государственным бюджетом предусмотрено 1млр 300 млн. руб. Однако в настоящее время приобретено только 114 квартир, освоено около 300 млн. руб.

Также в проекте госбюджета на 2020 год пока предусмотрено 637 млн. вместо  1 млрд 250 млн. руб., а жильем необходимо обеспечить 787 детей-сирот (у 323 возникает право в 2020 году).

В этой связи мы также написали отрицательной заключение на проект госбюджета, настаиваем, чтобы органы государственной власти выполняли требования Федерального закона.

  1. Скажите, а какие шансы получить жилье у лиц, которые вовремя не встали на учет нуждающихся в жилье, и которым в настоящее время уже 30-40 и более лет?

К сожалению, даже при наличии статуса лиц, оставшихся без попечения родителей, этим лицам придется доказывать уважительность причин, почему они не встали на учет органов опеки до 23 лет.

Как правило, это нарушения и бездействие руководства организаций для детей-сирот, опекунов и попечителей,отсутствие контроля за их работой со стороны органов опеки,которые сами должны истребовать необходимые документы в случае их не предоставления. Такая норма сейчас даже появилась в федеральном законе.

А в возрасте от 18 до 23 лет такие сироты не всталив свое время на учет, так как не знали о своих правах, да и средств государство тогда не выделяло.

При этом незнание закона не является уважительной причиной пропуска срока обращения.

Пленум Верховного суда РФот 20 ноября 2013 года  указал, что состояние здоровья лиц из числа детей-сирот и ненадлежащее исполнение обязанностей работников опеки и образования являются основанием для признания уважительными причин несвоевременного обращения по поводу постановки на учет нуждающихся в жилье.        

Между тем, судебная практика в республике не учитывает данные положения.

Так, решением Якутского и Верховного суда республики было отказано в постановке на учет нуждающихся выпускнику коррекционной школы для детей-сирот М.

, который с рождения страдает серьезным заболеванием, и которого ни работники спецшколы, ни органы опеки до 18 лет не поставили на учет, а после 18 он сам в силу заболевания не мог собрать необходимые документы.

Также не согласны с судебной практикой, которая отказывает в установлении юридического факта отсутствия родительского попечения детям сиротам, в отношении которых работники центров либо опекуны не выходили в суд по поводу лишения родительских прав, что впоследствии повлекло невозможность встать на учет нуждающихся в жилье. Если лица, обязанные обращаться в суд по поводу лишения прав родителей до достижения ребенка 18 лет этого не сделали, а ему такое право не предоставлено, то как после 18 лет доказать, что фактически ребеноквоспитывался в детдоме либо у опекуна и был лишен родительского попечения? Только путем установления юридического факта, так же как, например, факт совместного проживания. Ведь после совершеннолетия, когда ребенок становится дееспособным и может сам в суд обратиться, уже нельзя лишить родителей прав. Следует полагать, что подобные судебные решения не основаны на нормах права.   

  1. А каков порядок обеспечения жильем детей-сирот?

Прежде всего,  хотелось бы обратить   внимание  опекунов, попечителей, работников центров по устройству детей-сирот в семьи, что дети-сироты должны быть поставлены на учет нуждающихся в жилье в 14 лет.

При этом необходимы документы, подтверждающие, что у ребенка умерли родители (или единственный родитель), либо они лишены (ограничены) в родительских правах. Эти факты подтверждаются либо свидетельством о смерти родителей, справкой ЗАГС, что второй родитель вписан со слов другого, а также судебными решениями.

Также подтверждается статус лица, оставшегося без попечения родителей — решением суда о признании родителей безвестно отсутствующими, умершими.

Кроме того, необходимы документы об отсутствии у ребенка жилого помещения, как в собственности, так на условиях найма, например, по месту жительства своих лишенных прав, умерших родителей, а также об отсутствии жилья у самих родителей.

Потому что по закону, если у родителей имеется жилое помещение, оно сохраняется до совершеннолетия за ребенком, находящемся в детском доме либо под опекой.

Жилье бабушки или иных родственников, которые стали опекунами и отдельно проживают и зарегистрированы от родителей ребёнка, не может быть закреплено за опекаемым, а также воспитанником детского дома, они пользуются им временно, только до 18-летия.

В период пребывания ребенка в центре либо под опекой, сохраненное за ним жилье должно находиться под контролем органа опеки, чтобы лишенные прав родители не привели его в негодность, не могли им распорядиться. К сожалению, такие случаи имеют место.

Либо местные администрации распределяют квартиры сирот другим лицам. Свободные квартиры (если ребенок сирота) могут с согласия органа опеки сдаваться в поднайм, а за счет оплаты возмещаются коммунальные платежи, остаток должен зачисляться на счет ребенка.

Однако если такое сохраненное жилье пришло в негодность, либо имеются иные случаи невозможности проживания, например, там живут лишенные прав родители, либо зарегистрировано много членов семьи, то надо обратиться в орган опеки, чтобы он провел проверку возможности проживания и составил соответствующий акт, на основании которого ребенок сирота может быть поставлен на учет нуждающихся в жилье. Если же площадь квартиры позволяет проживать там ребенку сироте, то Жилищный кодекс требует наличия решения суда о невозможности разменять на две квартиры сохраненное жилое помещение и только после этого можно встать на учет нуждающихся.

По закону, жилье должно предоставляться детям сиротам по достижении ими 18 лет, и только при наличии отдельного заявления – в более поздние сроки, например, после возвращения из армии, окончания  ССУза или ВУЗа. Учитывая, что новое жилье строится два-три года, лучше такие заявления  писать заранее.

Жилье предоставляется на 5 лет, оно является специализированным, не может в течение этого срока быть приватизированным. Эти меры направлены на защиту детей-сирот от мошенничества, фиктивных браков. Если сирота за 5 лет не социализировался, то этот срок может быть продлен.

  1. В средствах массовой информации появляются публикации, связанные с предоставлением детям-сиротам некачественного жилья. Кто в этом виноват и что делать в таких случаях?

Да, действительно, такие факты ежегодно выявляются прокурорами. Конечно, в каждом конкретном случае обстоятельства индивидуальны, но чаще всего это вина подрядчиков в некачественном исполнении строительных работ, нарушении сроков их исполнения, а также отсутствия контроля со стороны заказчиков-муниципалитетов.

Иногда бывают даже случаи оплаты невыполненныхработ, как например, в Таттинском районе. В этой связи в отношении замглавы администрации было возбуждено уголовное дело, впоследствии прокурор района заставил выделить из местного бюджета 3 млн. руб. на завершение строительства.

По представлению прокуратуры Вилюйского района  устранены недостатки строительства на общую сумму 1,5 млн. руб., в т.ч. проведена замена и ремонт системы отопления.

Прокуратурой Ленского район за нарушение сроков исполнения контракта ООО «ЖилСтройКомплект».

В целях усиления контроля прокуратура республики добилась возложения контроля за созданием жилфонда для сирот на Министерство строительства и архитектуры РС(Я).

  1. Что Вы можете посоветовать детям-сиротам, их опекунам, попечителям, каким образом им защищать свои права, куда обращаться?

Если нарушены права в сфере образования, то нужно в первую очередь письменно обратиться в образовательную организацию (если касается поступления, стипендии, государственного обеспечения,проезда к месту учебы, общежития и т.д.

) В случае неполученияпособия при выпуске из центра для детей-сиротпри последующим трудоустройстве – сначала к руководству данного центра, затем вМинистерство труда и социального развития республики.

При нарушениижилищных прав-в орган опеки либо также Министерство труда и социального развития республики, которое ведет государственный реестр нуждающихся в жилье детей-сирот.Если касается выплат на санаторно-курортное лечение — в Фонд социального страхования.

В случае неполучения ответа либо отказа, с которым сироты не согласны, необходимо обращаться в органы прокуратуры по месту жительства, а действияработников министерств обжаловать в прокуратуру республики.

Льготы и выплаты сиротам после 18 лет

Кто получает статус

Дети, лишившиеся родителей по воле судьбы или случая, попадают под государственную защиту и признаются слабо защищенными категориями граждан, поскольку значительно возрастает риск нарушения их гражданских, конституционных и иных прав действиями третьих лиц.

Закон устанавливает основания, при наличии которых ребенок получает статус сироты или считается оставшимся без попечения родителей. Указанные категории несколько отличаются, но по большому счету влекут одни и те же правовые преференции и льготы.

Осиротевшими признаются дети, чьи законные представители (родители):

  1. Скончались;
  2. Погибли;
  3. По вердикту суда объявлены умершими;
  4. Пропали без вести;

Оставшимся без попечения родителей считается ребенок, чьи законные представители:

  • Утратили родительские права;
  • Имеют опасное заболевание, препятствующее совместному проживанию с ребенком;
  • В результате медицинского освидетельствования признаны недееспособными;
  • Имеют проблемы с законом и находятся в розыске;
  • Пребывают в местах лишения свободы.

Чтобы обеспечить ребенку должное развитие и правильную социальную среду, после закрепления за ним статуса сироты, ему (одно из перечисленных):

  1. назначается опекун или попечитель (первый из названных – если ребенок младше 14 лет, второй – если возраст подопечного от 14 до 18 лет) из числа близких родственников;
  2. направляют в специализированное учреждение –детский дом для последующего проживания с вероятностью поиска новой семьи.

Дети младшего возраста и не достигшие совершеннолетия, имея статус сироты, получают государственные преференции:

  • выплата социальной пенсии или пособия по утрате кормильца (последнее только при наличии у погибших(его) родителя(ей) страхового стажа);
  • льготное питание при учебном заведении;
  • право на помощь в натуральном виде: одежда, обувь, канцелярские принадлежности, необходимое оборудование;
  • решение жилищных проблем (предоставление места в общежитии при ВУЗе, выделение социального жилья для постоянного проживания, помощь в оплате арендуемой жилплощади);
  • предоставление бюджетного места или квоты при получении среднего или высшего образования;
  • выплата единовременного пособия в размере до 24 тыс. рублей;
  • бесплатное пользование муниципальным общественным транспортом;
  • выделение путевок в летний лагерь или на санаторно-курортное лечение (при наличии каких-либо заболеваний);
  • повышенные стипендиальные выплаты (величина стипендии осиротевших детей может быть выше базовой на 50%).
  • Возможность получения 100% заработной платы в период прохождения практики на производстве, которая обязательна по программе профильного обучения.

Максимальный период предоставления большинства из указанных льгот – до наступления совершеннолетия ребенка-сироты, однако есть исключительные основания, наличие которых продлевает срок действия преференций – если осиротевшее лицо после окончания школы начинает профильное обучение по очной форме и не достигло 23-летнего возраста.

Льготы и пособия

Возникает главный вопрос – какие льготы положены сиротам после восемнадцати лет? Во-первых, после завершения школьного курса, каждый сирота приобретает право продолжить обучение в средне-специальном или высшем учебном заведении. И это, пожалуй, один из главных моментов в начале взрослой жизни данной категории граждан.

От того, предпочтет ли сирота продолжить обучение или завершить его после школы, напрямую зависит продление усиленной государственной поддержки. Отказавшись от ВУЗа, он практически сразу лишается пакета дополнительных льгот.

Это не означает, что человек при этом теряет права на все привилегии, но на выплаты, пособия и поддержку в процессе будущего трудоустройства рассчитывать не стоит.

Вероятно, по этой причине в последнее десятилетие все больше и больше сирот продолжают свое обучение в институтах, университетах, колледжах, техникумах и училищах. Во-первых, потому что право первоочередного поступления в образовательные учреждения имеются у всех сирот.

Разумеется, успеваемость в старших классах и результаты экзаменов учитываются, поэтому далеко не каждый сирота может поступить, например, в Московский государственный университет. Тем не менее, сирота будет иметь больше шансов получить место, чем любой другой претендент, имеющий абсолютно одинаковые с ним результаты ЕГЭ.

Но тут надо внести пояснение – большинство абитуриентов из данной прослойки поступают по квотам, поэтому им не приходится конкурировать с другими потенциальными студентами.

Подробнее в статье: Льготы студентам очной формы обучения 2019 года

Рекомендуется молодым людям, которые росли без родителей, поступать в ВУЗ или средне-специальное заведения сразу после окончания общеобразовательного курса. Дело в том, что льготы не будут предоставляться, если сирота захочет получить образование позже – социальная защита распространятся именно на учащихся в возрасте от 18 до 23 лет.

Итак, после поступления человек остается на обеспечении государства. Вот виды льгот, которые ему положены:

  1. Полностью бесплатный проезд на общественном транспорте по городу, на пригородных направлениях, при необходимости сюда включаются и сельские маршруты.
  2. Полное обеспечение канцелярскими предметами, учебниками и при необходимости другими книгами – предоставляется в размере трех стипендий, следовательно, сумма меняется в зависимости от ВУЗа и региона.
  3. Полное обеспечение обувью, одеждой по сезону и всем необходимым.
  4. Полностью бесплатные медицинские услуги.

Комитет по социальной политике Санкт‑Петербурга

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях граждан, имеющих детей» в 2021 году выплачивается в размере 18 004,12 руб.

В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, вышеуказанное пособие в 2021 году выплачивается в размере 137 566,14 руб. на каждого такого ребенка.

Меры поддержки усыновленных и подопечных детей, имеющих место жительства (место пребывания) в Санкт‑Петербурге, определены главой 4 Закона Санкт‑Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт‑Петербурга» (далее – Социальный кодекс), в соответствии с которой:

  1. В отношении детей, переданных под опеку или попечительство, в приемную семью установлены:
  • мера социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты денежных средств на содержание, размер которой в 2021 году составляет 13 312,0 руб.
  • дополнительная мера социальной поддержки при передаче ребенка под опеку или попечительство, в приемную семью в виде единовременного пособия на каждого ребенка, размер которого в 2021 году составляет 36 015,0 руб.
  1. В отношении детей, переданных на усыновление (удочерение), установлена дополнительная мера социальной поддержки при передаче ребенка на усыновление (удочерение) в виде единовременного пособия на каждого ребенка, размер которого в 2021 году составляет 138 668,45 руб.

Лица из числа детей, находившихся до совершеннолетия под опекой или попечительством, в приемной семье, продолжают получать денежные средства на содержание до окончания их обучения в государственных образовательных учреждениях, осуществляющих в качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и(или) среднего общего образования.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа главой 3 Социального кодекса установлены следующие меры социальной поддержки в сфере образования, отдыха и медицинского обслуживания, имущественных прав:

  • ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей обучающимся государственных образовательных учреждениях (далее – ГОУ), реализующих образовательные программы общего и среднего профессионального образования / высшего образования (в 2021 году – 2 808,0/7 485 руб.);
  • возмещение расходов на обучение на курсах по подготовке к поступлению в ГОУ, реализующие образовательные программы среднего и высшего профессионального образования (в 2021 году – по фактическим расходам, но не более чем 28 811,0 руб.);
  • единовременное денежное пособие выпускникам ГОУ, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования / высшего образования (в 2021 году – 2 808,0/7 485руб.);
  • единовременная денежная компенсация на покупку одежды, обуви, мягкого инвентаря и мебели выпускникам ГОУ (в 2021 году – 96 040,0 руб.);
  • единовременное денежное пособие при поступлении в ГОУ, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования и высшего образования (в 2021 году – 9 603,0 руб.);
  • обеспечение комплектом новой сезонной одежды и обуви, мягким инвентарем, оборудованием, либо выплата денежной компенсации в размере, необходимом для приобретения комплекта новой сезонной одежды и обуви, мягкого инвентаря, оборудования при поступлении в ГОУ, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования и высшего образования (в 2021 году – девочкам от 21 762,78 руб. до 27 457,79 руб., мальчикам от 20 093,24 руб. до 25 788,26 руб.);
  • ежемесячное пособие на личные расходы детямсиротам, детям, ставшимся без попечения родителей, находящимся под надзором в государственных образовательных учреждениях, медицинских государственных учреждениях, государственных учреждениях, оказывающих социальные услуги, или аналогичных государственных учреждениях и государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по общеобразовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего или среднего (полного) общего образования в государственных образовательных учреждениях, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся выпускниками государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по общеобразовательным программам начального общего, основного общего или среднего (полного) общего образования в государственных образовательных учреждениях (в 2021 году – 721,0 руб.);
  • денежная компенсации стоимости путевки в организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления в случае самостоятельного приобретения путевок в организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления опекунами (попечителями), приемными родителями детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств бюджета Санкт‑Петербурга по фактическим расходам, но не более чем в размере 33 723,0 руб.

Вместе с тем, рассматриваемой категории детей предоставляются следующие меры социальной поддержки:

  • получение второго среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих в государственных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, за счет средств бюджета СанктПетербурга без взимания с них платы;
  • полное государственное обеспечение, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и высшего образования, по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих (профессиональное обучение);
  • предоставления путевок в организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления;
  • обеспечение питанием в государственных образовательных учреждениях, за исключением обучающихся, находящихся на полном государственном обеспечении;
  • бесплатный проезд на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси);
  • оплата проезда к месту отдыха, лечения и обратно, а также один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы;
  • 100процентная оплата за счет средств бюджета Санкт‑Петербурга платы за жилое помещение и коммунальные услуги (в том числе отопление) за всю площадь, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются единственными лицами, зарегистрированными на данной жилой площади, либо в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, если на данной жилой площади имеются другие зарегистрированные лица;
  • 100процентная оплата за счет средств бюджета Санкт‑Петербурга топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива (для лиц, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления);
  • ремонт жилых помещений, единственными собственниками которых являются детисироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Ремонт жилых помещений производится до возвращения детей-сирот к месту жительства после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех типов и видов профессионального образования независимо от форм собственности, в приемной семье, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании службы в Вооруженных Силах России или возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.