Воспитатель сломал игрушку ребёнку в детском саду, как быть?

Воспитатель сломал игрушку ребёнку в детском саду,  как быть? Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Бывает, что ребенок приходит из детского сада в синяках или царапинах. Реже — получает в группе более серьезные повреждения: перелом, сотрясение мозга.

Педсовет поговорил с адвокатами Ольгой Крыловой и Надеждой Швыревой и выяснил, кого Закон считает ответственным за травмы ребенка, полученные в дошкольном учреждении, и как вести себя взрослым при несчастном случае. 

Кто ответит за травму 

Типичная картина: ребенок бегал на прогулке, споткнулся и разбил колено. Или двое детей не поделили игрушку, один толкнул другого, оставив синяк.

Родители спешат разобраться в ситуации и направляются прямиком к воспитателю. И у них есть на это основание.

Ведь по закону «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья и обеспечение безопасности детей в дошкольном образовательном учреждении целиком лежат на его персонале и администрации. 

Работники сада обязаны:

  • проводить профилактику несчастных случаев во время пребывания детей в организации;
  • расследовать несчастный случай, если он уже произошел;
  • уметь оказать первую помощь по необходимости.

«В соответствии с ч.3 ст. 1073 Гражданского кодекса РФ ответственность за вред здоровью, причиненный малолетнему во время его нахождения под присмотром в образовательной организации, всегда ложится на образовательную организацию», — комментирует член адвокатской палаты Москвы Ольга Крылова. 

Обязанности воспитателя в отношении охраны жизни и здоровья детей на территории сада регулируют его трудовой Договор и должностная инструкция. Но и они основываются на действующем законодательстве.

Оставленные без присмотра ножницы, сломанные качели, открытый канализационный люк на детской площадке — все это угроза безопасности ребенка, которую обеспечивает сад. И даже если ребята повздорили, в результате чего один из них или оба получили травму, виноватым останется воспитатель, который за ними «недосмотрел».

«Виновато будет учреждение, которое не обеспечило надлежащий надзор. Даже родители обидчика в этом случае ответственности не несут», — говорит председатель ростовской областной коллегии адвокатов «Паритет» Надежда Швырева. 

Выходит, что закон в отношении работников сада немилосерден. Но как же им быть, ведь даже у самого внимательного и ответственного воспитателя ребенок может порезаться листом бумаги или прищемить палец дверцей шкафа?

Как действовать воспитателю 

Как правило, по поводу незначительных травм родители к администрации сада не обращаются, да и воспитатели не делают «из мухи слона» — дети есть дети. На случай серьезных повреждений существует конкретный алгоритм действий, закрепленный приказом организации, с которым каждый воспитатель ознакамливается под роспись. 

В случае, если ребенок получил травму, находясь в группе детского сада, воспитатель обязан:

  1. Оказать первую помощь в зависимости от характера травмы.

Если это простая царапина, достаточно будет обработать ранку антисептиком и заклеить пластырем. Но иногда может потребоваться отвести малыша к медсестре, вызвать скорую или даже доставить ребенка в больницу.

  1. Исключить повтор инцидента с другими детьми.

Например, отобрать у ребят травмирующий предмет, погасить конфликт, увести детей с площадки, на которой что-то неисправно. 

  1. Зафиксировать обстановку на момент происшествия.

Важно сделать фотографии или снять видео на случай административного разбирательства. Так педагог страхует себя от рисков и проясняет произошедшее для всех заинтересованных лиц.

«Для воспитателя лучше всего зафиксировать текущую обстановку, чтобы ни у руководства образовательной организации, ни у родителей впоследствии не возникло дополнительных вопросов», — советует Ольга Крылова. 

Требуется сообщить о произошедшем руководителю организации, который, в свою очередь, должен: 

  • проинформировать о случившемся родителей и учредителей (если сад частный);
  • принять меры к устранению причин, вызвавших травму: засыпать яму на площадке, починить сломанную кровать;
  • обеспечить расследование причин несчастного случая и оформление его материалов, если травма серьезная.

Есть порядок расследования и учета несчастных случаев с воспитанниками детского сада, установленный Приказом Министерства образования. Дополнительно в садах вводятся собственные инструкции на случай повреждений. 

Виды ответственности работников сада 

Существует три вида ответственности для работников детского сада, которые не смогли обеспечить безопасность детей:

1. Дисциплинарная 

Когда наступает?

В случае, если воспитатель нарушил правила внутреннего распорядка, должностную инструкцию, алгоритм оказания помощи ребенку или пренебрег техникой безопасности. Так, если сотрудник оставил детей одних во время прогулки, он будет привлечен к дисциплинарной ответственности, даже если никто из ребят не пострадал. 

Чем грозит?

Воспитатель отвечает перед своим работодателем, с которым у него заключен трудовой договор, причем даже если родители не предъявляют претензии к образовательной организации.

Решение о дисциплинарном взыскании принимается комиссией по расследованию произошедшего. На основании его результатов директор сада назначает взыскание.

Наказанием может быть замечание, выговор или увольнение — оно избирается в зависимости от тяжести проступка. 

2. Гражданско-правовая 

Когда наступает?

Если в саду не соблюдались меры безопасности, из-за чего последовала травма и здоровью ребенка был нанесен ущерб: он сломал руку на физкультуре, разбил колено из-за падения с качелей. 

Чем грозит?

Ответчиком в этом случае выступает учреждение, так как, согласно Гражданскому кодексу РФ, юридическое лицо (детский сад) несет ответственность за вред, причиненный его работником. Гражданско-правовая ответственность заключается в возмещении убытков и морального вреда, уплате неустойки (штрафа, пени). 

3. Уголовная 

Когда наступает?

Если здоровью ребенка причинен серьезный вред (перелом позвоночника, ожоги и обморожения, потеря зрения или слуха) или последовала смерть. 

Чем грозит?

В зависимости от тяжести травмы и повлекшей ее причины, ответчиком в суде может быть детский сад или конкретный воспитатель.

Травма, полученная из-за ненадлежащего исполнения работниками сада своих профессиональных обязанностей, наказывается согласно части 2 статьи 118 УК РФ: ограничением свободы на срок до четырех лет либо принудительными работами на срок до одного года с лишением права занимать должность. Ольга Крылова утверждает: оправдательные приговоры в таких случаях практически не выносятся. 

Что делать родителям

Бежать ли в суд по поводу каждой царапины и требовать ли компенсации за пластырь и зеленку — это решение родителя. Но если травма серьезная и требуется лечение, родитель имеет право обратиться к администрации сада за возмещением затрат. 

Порядок действий родителя при этом следующий:

Травму нужно подтвердить медицинскими документами: подойдет заключение врача, справка, выписной эпикриз.

  1. Обратиться к администрации сада.

Конфликт можно разрешить в досудебном порядке. Для этого нужно предоставить заключение о наличии травмы, чеками подтвердить затраты на лечение, доказать его необходимость медицинскими документами. Обычно в таких случаях организуется встреча с родителями, на которых стороны приходят к обоюдному решению. 

Понадобятся все собранные ранее документы, список свидетелей и их показания, аудио- и видеоматериалы. 

Родитель может рассчитывать на два вида компенсации:

Учреждение возмещает сумму, затраченную родителями на лечение ребенка. Сюда относятся поход к врачу, пребывание в стационаре, оплата лекарств и реабилитации. 

«Убытки, связанные с лечением, возмещаются, если вы не имели возможности получить лечение по полису», — уточняет Надежда Швырева. 

  • Компенсация морального вреда. 

Это сумма, в которую родитель оценивает собственные переживания по поводу травмы ребенка. Ее окончательный размер определяет суд. 

Воспитатель сломал игрушку ребёнку в детском саду,  как быть?

Кто заплатит за травму ребенка в детском саду?

Моей дочке три года. В садике ее толкнул мальчик — она неудачно упала и сильно ударилась обо что-то пальцем. Результат — синий палец и отслоившийся ноготь.

Воспитатель позвонила нам и попросила забрать ребенка. Сказала, что показала ее детсадовской медсестре, но толку от этого не было. Мы сами записались в поликлинику к хирургу и ждали приема две недели.

Правильный ли был сценарий? Не должен ли был сад вызвать врача? Если нет, имею ли я право не ждать врача две недели, а сразу записаться в платную клинику, причем за счет родителей ребенка, который причинил вред здоровью моего?

Как вообще все должно происходить в подобных случаях?

Если ребенок пострадал в детском саду, отвечает сад. И неважно, пострадал он из-за другого ребенка или случайно причинил вред себе сам.

Расскажу, что обязаны делать в таких случаях воспитатели и родители и в каком случае детский сад не должен компенсировать причиненный вред. Вся информация в этой статье касается государственных и частных детских садов, школ, больниц и лагерей.

Родители рассчитывают, что в детском саду ребенок будет в безопасности: не отравится, не упадет и не пострадает в драке. Обеспечить безопасные условия воспитания, присмотра и ухода — обязанность детского сада.

Помимо закона это обычно закреплено в уставе сада и в договоре, который родители заключают с образовательным учреждением. Вы платите детскому саду родительскую плату именно за присмотр и уход.

Проще говоря, воспитатели получают зарплату в том числе за то, чтобы с вашим ребенком ничего не случилось.

Это не значит, что нужно требовать с детского сада компенсацию за каждую царапину. Родители знают, что иногда предотвратить синяки и ушибы невозможно, даже если воспитатель неотрывно наблюдал бы за одним ребенком. Но знать свои права в подобных случаях необходимо.

Избранные статьи для родителейВсе, что вы хотели знать о детях и деньгах — в нашей рассылке дважды в неделю вместе с остальными материалами о деньгах

В России действует порядок расследования несчастных случаев, который регулирует действия детского сада, если пострадал ребенок.

Несчастные случаи — это травмы, в том числе нанесенные другим человеком, отравления, ожоги и т. д.

В первую очередь воспитатель должен поставить в известность руководителя образовательной организации — заведующую детским садом или другое уполномоченное ею лицо.

Если ребенок получил травму в детском саду, отвечать должна администрация сада. На юридическом языке это называется презумпцией виновности детсада, а на бытовом означает, что детский сад считается виновным, пока не докажет обратное. Вина в данном случае — это отсутствие необходимого надзора за детьми.

Из этого правила есть только одно исключение: если сотрудники детсада докажут, что вред причинен не по их вине. Например, ребенок получил травму в другом месте, когда родители его уже забрали и с территории сада он ушел.

У вас есть право на две компенсации:

  1. Материального вреда, то есть расходов на лечение. Сюда относятся, например, консультации платного врача, анализы, обследования, лекарства, поездки на такси в больницу и обратно, предметы для реабилитации. Самое главное, чтобы эти расходы были оправданны и подтверждены чеками, а лекарства и медицинские изделия — выписаны врачом.
  2. Морального вреда — суммы, в которую вы оцениваете свои переживания из-за несчастного случая.

Вам можно было сразу отвезти ребенка к платному врачу. Затем написать претензию на имя заведующей и потребовать компенсировать расходы на лечение и Моральный вред — на свое усмотрение. Заявление можно писать в свободной форме, а к нему приложить ксерокопии чеков и заключения врача.

Разумеется, не нужно бежать в суд с каждой царапиной или требовать компенсировать расходы на зеленку. Я описываю последовательность действий по закону, а целесообразность и уместность каждого шага в том или ином случае нужно оценить родителям.

Не имеет смысла выяснять отношения с родителями ребенка, который толкнул или ударил вашу дочь. Если бы это произошло на детской площадке или в торговом центре — да. В детском саду за всех детей отвечает детский сад. Даже если это агрессивный ребенок, который бьет всех подряд, законных методов исключить его из группы нет.

Что делать?Читатели спрашивают — эксперты отвечают

Задать свой вопрос

Травма ребенка в детском саду: пошаговый алгоритм действий для родителей и сотрудников учреждения

Социализация ребенка — очень важный и не всегда простой процесс.

В качестве первого серьезного шага мы обычно приводим ребенка в детский сад, в котором он проводит много времени – развивается, общается с другими детьми, играет.

Но время, которое малыш проводит в детском саду, далеко не всегда исключительно положительное. В садике, а позже и в школе, родителей волнует одно и то же – а вдруг ребенок физически пострадает.

Читайте также:  Решение квартирного вопроса: возникла следующая: в 2х комнатной квартире проживает 4 человека: муж, жена

Причины могут быть разными, начиная с контакта с другими детьми и заканчивая невнимательностью воспитателей. В итоге малыш приходит домой с травмой. С другой стороны, ребенок тоже может стать инициатором подобных вещей, а потому нужно уметь решать такие проблемы.

Почему возникает проблема

То, как ведет себя ребенок, прежде всего начинается с воспитания, которое родители ему дают. Но человек — существо социальное, которое нуждается в общении с другими, а оно всегда оставляет свой отпечаток. Как только ребенок начинает посещать детский сад, он намного меньше времени проводит вместе с родителями и больше с другими детьми.

Общение с ними может оставить свой отпечаток, который также нужно учитывать в дальнейшем воспитании. Родителям можно с уверенностью сказать одно – проблемы практически у всех детей в детском саду рано или поздно случаются, а потому нужно быть к этому готовыми.

Травмы и дети

Дети любят бегать, прыгать, лезть куда не надо, изучая окружающий мир. Естественно, в таком возрасте процесс обучения нередко сопровождается ссадинами и синяками. Детский сад для этого не нужен, ведь ребенок без проблем и дома сможет найти проблемы – здесь все зависит не от места, а от того характера малыша.

Даже под присмотром родителей дети могут об что-то удариться, споткнуться и упасть на ровном месте, а потому от детского сада нелогично требовать того, чтобы подобное никогда не случалось.

Ссадины и синяки — тоже часть воспитательного процесса. Ребенок полез куда-то, ударился, поэтому он в следующий раз лучше подумает о том, что делает.

Но синяки — это одно дело, а вот травмы серьезного уровня — уже совсем другое.

Первое, о чем часто думают родители – виноват воспитатель, ведь именно он недосмотрел за ребенком. Логика в этом есть, ведь все же именно воспитатели отвечают за ребенка, пока тот находится в детском саду. Но это лишь один из взглядов на ситуацию.

Другая больше построена на эмпатии – родители пытаются понять воспитателя, войти в его положение, ведь в государственных детских садах нередко один воспитатель отвечает за группу из 15-20 малышей.

Третий сценарий больше касается людей, которые просто не знают, как поступать в подобной ситуации, а потому нередко занимают пассивную позицию.

Но родители должны думать о своем ребенке, ведь пострадавшим является он. Ссадины сами проходят, в них ничего серьезного нет. Существенные травмы же, с другой стороны, несут более серьезный вред. Они могут привести к серьезным проблемам со здоровьем в будущем, а сейчас может понадобится лечение, которое стоит дорого.

Еще не нужно забывать о том, что безнаказанность порождает беспредел.

Если все же воспитатель виноват в том, что ребенок пострадал, но из-за вашей доброты он оказался безнаказанным, он не ощутит всю тяжесть проблемы, а потому в будущем, скорее всего, будет поступать абсолютно также.

Это может привести к новым травмам, и хорошо, если они не окажутся более серьезными. В дальнейшем другие дети также могут пострадать.

Поведение при травме ребенка

Первая проблема, которая настигает множество родителей – эмоциональное поведение при травме их ребенка. Для начала стоит успокоиться – да, это ваш ребенок, но вы должны здраво оценить ситуацию, которая сложилась, и выбрать правильный план действий.

Вы можете обратиться в компетентные органы, написать жалобу на преподавателя и отдать его судьбу в их руки. План может и хороший, но лучше к нему прибегать исключительно при явной и серьезной халатности со стороны преподавателя.

Например, если ребенок решил залезть на стол, и при падении с него получил травму. Виноват ли воспитатель в том, что ваш ребенок решил залезть на стол? Скорее всего, он просто не успел снять ребенка или поймать его. Опять же, учитываем то, сколько таких детей в каждой группе, да и подобные моменты в поведении больше ложатся на воспитание родителей.

Написанная жалоба может стоить воспитателю не только рабочего места, но и карьеры, если компетентные органы вдруг не захотят глубоко копаться в проблеме.

Рассмотрим один пример. Ребенок получил в садике травму подбородка и пришлось наложить швы. Не так давно сын знакомых во время застолья решил побегать по дивану, возле которого стоял стол. Ребенок споткнулся и падая, бровью ударился о стол. Рана хоть и была небольшой, но крови было довольно много, а потому пришлось накладывать швы.

Если воспитатель проявит сочувствие, будет извиняться – можно спокойно отказываться от претензий. Любая подобная ситуация учитывает человеческий фактор, это всегда надо помнить, ведь оплошность и халатность — не одно и то же. Ребенок также весьма часто виноват в травмах, которые получает.

Многое зависит от поведения сотрудников и представителей детского сада. Сопереживание встречается далеко не всегда – нередко сотрудники сада отрицают свою вину, списывая все на ребенка. В таком случае часто в ответ они получают более серьезную реакцию от родителей и мирно подобные споры решаются редко.

План действий при травме

Если вы все же не поддались сильным эмоциям – нужно действовать разумно, по плану. В целом в подобных заведениях всегда есть инструкции на случай травм детей и других происшествий. Выглядит все примерно так:

  • первым делом ребенка с травмой должны отвести к медсестре, которая оказывает первую помощь. Если ее не оказалось на месте, тогда помочь ребенку должен воспитатель или другой компетентный сотрудник сада. Важно одно – первая помощь всегда должна быть оказана, особенно если ребенок далее нуждается во врачебном вмешательстве;
  • пока медсестра занимается ребенком, воспитатель или другой сотрудник детского сада должны сообщить родителям о произошедшем. Вызываются родители, а при необходимости и скорая помощь. Сами же сотрудники без ведома и разрешения родителей не могут заниматься транспортировкой ребенка в больницу или просто в травмпункт;
  • уже в больнице или травмпункте медработники оказывают надлежащую помощь ребенку, а при необходимости отправляют его на прием к нужному врачу.

В случае очень серьезной травмы может потребоваться хирургическое вмешательство, но все это проводится исключительно под контролем родителей. Будут ли при этом присутствовать представители детского сада – решать только родителям, при желании они могут отказаться от этого или потребовать подобное.

Действия со стороны детского сада

Естественно, пока с ребенком все это происходит, сотрудники детского сада не должны просто о нем забывать. На такой случай у них должен быть свой протокол, по которому они действуют исключительно внутри своего коллектива. Часто все происходит так:

  • воспитатель, связанный с произошедшим ЧП, должен написать объяснительную руководству детского сада, в которой подробно опишет свой взгляд на ситуацию;
  • в случае серьезной травмы ситуация может быть передана на расследование специальной комиссией;
  • о произошедшем уведомляется местный отдел образования. Те, в свою очередь, сообщают своему руководству, которое отчитывает всех, кто находится ниже него, причем больше всех обычно достается именно заведующей детского сада;
  • в случае необходимости, проводится дисциплинарное или финансовое наказание виновного. Речь идет о выговоре, штрафе или увольнении.

Действия родителей при халатности

Халатностью можно назвать крайне возмутительное поведение со стороны сотрудников детского сада. Например, если после травмы вашему ребенку не была оказана первая помощь и он дожидался вас с кровоточащей раной. В таком случае можете с уверенностью двигаться в сторону возбуждения уголовного дела.

Также халатностью будет считаться ситуация, в которой вас просто не уведомили о произошедшем, пытаясь скрыть важную информацию. Подобное поведение со стороны детского сада нельзя оставлять безнаказанным. В будущем вы сможете даже потребовать возмещение материального и морального ущерба.

"Любимая игрушка" конфликты дошкольников и способы их разрешения

Любимая игрушка

Типичные ситуации и способы разрешения конфликтов у дошкольников

Дети часто приносят в детский сад игрушки из дома, из-за которых возникают различные проблемные ситуации. И участниками конфликта при этом становятся дети, педагоги, родители. Рассмотрим типичные случаи, часто встречающиеся в практике работы воспитателя детского сада, а также возможные способы их разрешения.

СИТУАЦИЯ 1.

Когда дошкольники приходят с игрушками в группу детского сада, между ними часто возникают конфликты. Ребенок остро реагирует, когда сверстник берет его игрушку без разрешения: может заплакать, потребовать вернуть, разозлиться и даже ударить того, кто взял дорогую ему вещь. То есть он любым способом отстаивает свое личное имущество, право распоряжаться которым имеет только он.

Рекомендации педагогу

1.

Обсудить со всеми детьми правила пользования чужими игрушками в группе детского сада: — «Хочешь поиграть — попроси», обращаться с просьбой; — «Давай договоримся» — можно играть в совместную игру, играть по очереди в течение обозначенного времени (например, пока течет песок в песочных часах либо педагог берет на себя обязанность отслеживать время); — «Если я не хочу играть в свою игрушку, я могу ее положить в «волшебный короб» «Если игрушку мне не дали, я погрущу и найду себе другое занятие», умение пережить отказ (если хозяин игрушки не разрешил поиграть). Педагогу важно помнить, что необходимо некоторое время, чтобы эти договоренности стали для детей внутренними установками. Также не менее важно, чтобы воспитатель в возникающих ситуациях напоминал детям об этих правилах, обязательно поддерживал ребенка, например, в случае переживания отказа или в ситуации, когда получилось выполнить правило, хотя это было и непросто. Правил не должно быть много. Их можно нарисовать и разместить на видном месте в группе, обращая на них внимание ребенка в каждом случае.

2. Проиграть различные конфликтные ситуации в ролевой форме, игре-драматизации и т.д.

3. Разместить в группе «волшебный» короб — хранитель домашних игрушек, придумать про него сказку. Таким образом педагог, применяя данные стратегии, знакомит детей с различными способами разрешения конфликта, помогает отстаивать свои границы и обучает, что нельзя брать без разрешения

Читайте также:  Использование материнского капитала: моему ребенку еще не наступил возраст 3 года

Сказка про волшебный короб

Давным-давно в далеком королевстве жили красивые куклы, машинки, роботы, мишки, лошадки и даже серый заяц с одним ухом. Хорошо жилось им в сказочном королевстве, светило солнышко, радостно щебетали птицы. Жители были беспечны и довольны, они играли, гуляли, пели песни, танцевали.

Но однажды на королевство налетел злой ураган, закружил вихри, грозно зашумел, стал поднимать с земли листья, гнуть к земле деревья. Испугались жители королевства: заплакали куклы, растерялись лошадки, забеспокоились роботы и машинки, задрожал от страха заяц. Никто не знал, где укрыться и что делать, чтобы злой ураган их не унес.

А ветер только набирал силу и приближался к ним. Собрались игрушки все вместе, взялись крепко за руки и стали думать, как спастись. И тут заяц поднял свое единственное ухо и вспомнил, что в сказочном лесу живет добрая Фея и только она может им помочь в беде. Игрушки стали громко звать Фею.

А ураган уже рядом и вот-вот схватит их, чтобы унести. Вдруг где-то рядом зазвенели колокольчики и появилась Фея: — Я помогу вам — подарю волшебный короб. Он укроет вас от злого ветра, спасет от непогоды, здесь каждый найдет отдых и спокойно подождет своего друга. Фея взмахнула рукой, и появился волшебной короб.

Игрушки обрадовались, поблагодарили Фею, спрятались в коробе. В нем им было уютно и совсем не страшно. Ветер покружил-покружил и улетел ни с чем. А короб, радуя жителей сказочного королевства, стоит там до сих пор. Рассказав сказку, педагог вводит такое правило: «Короб-хранитель — это дом, в котором живут домашние игрушки.

У каждой игрушки есть только один хозяин, и только он распоряжается своей игрушкой. Если кто-то захочет взять чужую игрушку, он должен спросить разрешения у хозяина».

СИТУАЦИЯ 2.

Воспитатели — дети Не только дети, но и педагоги часто оказываются в затруднительном положении, чувствуя себя беспомощными в ситуациях реагирования и разрешения конфликта.

Обратим внимание на те случаи, когда педагогу трудно самому справиться с чувством раздражения, недовольства, когда он остро реагирует и негативно высказывается.

Рассмотрим различные высказывания педагогов в ситуации конфликта по поводу личной игрушки.

• «Не следишь за своими игрушками — больше не приноси». Например, когда дети не могут найти свою игрушку перед уходом домой или на прогулку и начинают громко плакать, капризничать. С одной стороны, педагогом движет необходимость соблюдения режима в детском саду, отсутствие достаточного времени на поиск игрушки. С другой стороны, ситуация, если и разрешается, то, как правило, временно.

• «Плохо себя ведешь — унеси игрушки в шкаф». Один из способов изменить нежелательное поведение ребенка.

• «Дай поиграть Диме, он же твой друг», «Не будь жадиной, жадиной быть плохо». Воспитание по моральному принципу с целью предотвратить нежелательный конфликт детей.

Ребенок вынужден делиться игрушкой, не желая оказаться «плохим» в глазах значимых для него воспитателя и сверстников, либо чтобы не сталкиваться с возможными последствиями (лишение игрушки).

Таким образом, воспитатель во всех трех приведенных выше ситуациях, остро эмоционально реагируя, демонстрирует известный ему способ воздействия на нежелательное поведение ребенка. К сожалению, подобный способ не приводит к желаемым последствиям.

Рекомендации педагогу

1.

Проговорить необходимость найти свою игрушку до ухода детей домой. Первое время напоминаем об этом, потом замечаем и отмечаем вслух, у кого получается это выполнить. Стараемся понять, в чем причина частого обращения ребенка к воспитателю именно в эти режимные моменты. 2. Поинтересоваться у детей, кто такой, по их мнению, друг, что такое дружба, много ли бывает друзей, как можно дружить. 3. Отслеживать свои реакции, стараться понять, с чем они могут быть связаны, возможно, недостаточно профессиональных знаний для изменения нежелательного поведения детей или конкретного ребенка. И тогда обратиться за помощью к другому педагогу, у которого есть позитивный опыт в этом направлении, к педагогу-психологу образовательной организации, обучиться на курсах повышения квалификации.

СИТУАЦИЯ 3.

Родители порой переживают потерю игрушки как утрату материальной ценности, как памятного подарка, дорогого предмета. Родители требуют срочно найти игрушку и в тех случаях, когда сталкивались с переживаниями ребенка уже вечером дома. Это проявляется в следующих высказываниях родителей: «Сколько раз тебе говорить, чтобы не брал ничего из дома.

Где теперь искать будешь? Ты знаешь, сколько она стоит?», «Раз потерял, больше не проси, не куплю, раз такой растеряха», приказе: «Ищи игрушку». Они могут обращаться к воспитателю и другим детям с предложением пойти поискать игрушку.

Для воспитателя эта ситуация затруднительна особенно в режимные моменты, например сбора на прогулку, когда невозможно нарушить или отменить процесс одевания.

Рекомендации педагогу

1.

На первом родительском собрании обговорить с родителями некоторые случаи из образовательной практики, возможные трудности, которые чаще возникают в группе детского сада, поинтересоваться, как дома родители решают вопрос обхождения с домашней игрушкой на прогулке, выработать некоторые единые способы реагирования в затруднительных ситуациях. Любой ли предмет можно назвать игрушкой? Каковы ее функции? Необходимо рассказать про значение игрушки в жизни ребенка. Помним, что игрушка может сломаться, поэтому предметы, представляющие ценность для родителя, не рекомендуется приносить в детский сад.

Необходимо договариваться с ребенком дома о том, какие игрушки можно брать с собой, а с какими лучше играть дома (например, не стоит давать ребенку, даже если он сильно настаивает, раритетную машинку из папиной коллекции). Педагог может помочь в разрешении конфликта по поводу игрушки, научить в нее играть, но он не отвечает за сохранность игрушки. 2.

Воспитателю в общении с родителями важно сохранять доброжелательность, спокойно реагировать на требования родителя немедленно найти игрушку. Необходимо выслушать родителя и объяснить отказ невозможностью это сделать: «Я понимаю ваше беспокойство, игрушка очень важна и дорога, но, к сожалению, в данный момент не могу помочь вам.

Дети одеты, и мы уходим на прогулку. Вы можете поискать сегодня, или завтра утром мы с ребятами поможем Маше поискать игрушку».

СИТУАЦИЯ 4.

Помимо описанных выше случаев, бывают конфликты между родителями детей из-за порчи домашних игрушек: «Ваш ребенок сломал дорогую игрушку, купите аналогичную или верните день- ги».

Возникает вопрос: нужно ли воспитателю включаться в разговор? Если да, то для педагога существует опасность — желание поддержать одного из родителей, что, скорее всего, вызовет гнев со стороны другого родителя и усугубит ситуацию.

Рекомендации педагогу Вот наиболее безопасные действия педагога в данном случае:

1.

Описать родителям наблюдаемую в группе ситуацию с детьми в хронологическом порядке, без предъявления собственного вывода и интерпретации увиденного, сказать, что вы уже предприняли в связи с этим. 2. Высказать сочувствие обоим участникам конфликта и вежливо предложить родителям перенести свой разговор в другое место. Мы описали многие, но не все имеющиеся в практике ситуации по поводу игрушек как яблока раздора.

Хочется отметить, что при разрешении конфликта воспитатель является помощником, который не осуждает и не предоставляет готовых решений проблемы. Важно научить обсуждать проблему, вовлекая детей во взаимодействие.

Наказания ребенка в детском саду. Из опыта работы

Начнем с того, имеет ли право воспитатель наказывать ребенка в детском саду? В документации ни где не прописано это, а написано типа такого:

— уважать честь и достоинство воспитанников и других участников образовательного процесса.

Поэтому права наказывать ребенка, воспитатель не имеет

Но все мы знаем, что реальность отличается от того, что написано на бумажке

Тут встаёт такой вопрос, если воспитатель не имеет право наказывать ребенка, то тогда как воспитывать детей в коллективе? Как вообще воспитывать ребенка без метода наказаний?

Я знаю, что педагоги и родители делятся на два лагеря, кто-то наказывает своих детей, кто-то не использует методы наказания от слова совсем. 

Если мы обратимся к любому толковому словарю, то слово «наказание» означает определенные меры воздействия на того, кто совершил проступок или преступление.

 

Если мы говорим о нормальном воспитании детей, то без наказаний воспитание не будет эффективным.

Так как это тоже метод воспитания, но который должен использоваться редко, осторожно и по делу.

Цель этого метода — это дать ребенку понять, что можно делать, а чего делать не стоит.

Нельзя наказывать ребенка, за то что он бегает по группе. Но можно предпринять меры, чтобы его успокоить и переключить с этого вида деятельности на другой. 

Так какие меры по наказанию детей используют воспитатели в детском саду?

  • лишение либо ограничение развлечений, игр, игрушек, просмотра мультфильмов на определенное время;
  • уборкой за намеренное баловство (нарисовал на столе, порвал книжку, разбросал игрушки), то есть ребенок должен исправить, что он натворил;
  • временно отстранить ребёнка от игры, развлечения, занятия, если он не даёт детям играть, балуется на занятии и мешает другим, дерётся, не смотря на многочисленные замечания взрослых.

Чаще здесь применяется «стул» на который ребенка садят, чтобы он подумал над своим поведением, в дальнейшем попросил прощения или извинился за содеянное, но не через силу и сквозь зубы. Задача воспитателя, помочь ребенку осознать, что он сделал.

Читайте также:  Работа по направлению: я отучилась по направлению в жд вузе, получила специальность инженер асу

Лично я не считаю, что это ужасные наказания для детей. Кричать, бить, оскорблять, унижать ребенка ни один нормальный воспитатель не будет.

Что касается детей, то они все разные. Если одному наказание «посидеть на стуле и подумать над своим поведением» окажется нормальным, то другому может показаться, что его посадили на этот стул навсегда.

Есть дети которых никогда не наказывают, а есть наоборот дети, которые просто не понимают одного, три, пять замечаний, в итоге принимаются определенные меры по их воспитанию. Чаще таким детям ничего не стоит, как посидеть на стуле.

Но без наказаний можно обойтись, если изначально воспитатель установит правила в группе.

Этих правил должно быть минимум, можно использовать возраст ребенка + 1. Если детям 3 года, используем 4 правила и т.д.

Правила должны обсуждаться с детьми, чтобы они их знали, и какое наказание за них будет

Если ребенок не знает правил, то и наказывать его не за что.

При наказании нельзя использовать таких фраз «Больше вы в эту игру не играете», «Никогда больше вам не дам играть в уголке». Так как наказание должно иметь определенный срок.

Эти же рекомендации, можно использовать дома с ребёнком. 

Ни в коем случае родителям нельзя выяснять отношения с воспитателем про наказания ребенка при нем самом, так ребенок будет видеть власть родителя над воспитателем.

Когда ребенок видит, что родители не уважают воспитателя, грубо с ним разговаривают, дома сплетничают про него, воспитатель в его глазах теряет свой авторитет и значимость.

Когда родители и воспитатели придерживаются одной системы воспитания, ребенку это идёт только во благо.  

  • он понимает, что хорошо, а что плохо, 
  • учиться видеть последствия своих будущих действий, 
  • у него быстрее формируются причинно-следственные связи и логическое мышление. 

Самое главное, ребенок начинает осознавать свои действия и желания

Благодарю за ???? и подписку????

Как вы относитесь к наказаниям в детском саду?

Как воспитателю улучшить дисциплину детей в детском саду

  • 01-04-2021
  • Анна Чередникова
  • 8 мин.

Хорошо, когда воспитатель получает удовольствие от своей работы.

Но не всегда это возможно, если дети кричат и бегают, не хотят убирать игрушки и никак не реагируют на замечания. Приходится тратить много энергии и принимать строгие меры, чтобы установить порядок в группе.

Как наладить дисциплину в группе мягкими методами?

Дисциплина подразумевает следование определенным правилам. Когда дети их придерживаются, в группе соблюдается порядок. Он идет на пользу как детям, так и воспитателям. Педагог тратит меньше времени на организационные моменты.

А ребенок чувствует себя в безопасности, потому что благодаря правилам его жизнь становится более понятной и предсказуемой. Это говорит о том, что изначально у детей нет желания целенаправленно нарушать дисциплину. Возможно им просто не хватает активности, внимания или признания лидерских качеств.

А может они не понимают, каких правил нужно придерживаться и зачем. Чтобы дети соблюдали правила, нужно проделать работу в шесть этапов.

Установка контакта с детьми

Дети с удовольствием слушаются воспитателей, которых они любят и уважают. Для этого нужно заслужить авторитет деток. Если на этапе знакомства у воспитателя не получилось создать о себе правильное впечатление, можно изменить стиль общения и со временем стать для них авторитетом. 

Как завоевать авторитет? 

Уважение может заслужить тот воспитатель, который любит детей и проявляет интерес к каждому из них. Обречен на провал тот специалист, который кричит и оскорбляет подопечных, делит всех на “любимчиков” и “не любимчиков”.

Воспитателю следует постараться создать условия, где каждый ребенок получает внимание, доброту и понимание. В то же время он должен быть справедливым, уверенным в себе и строгим в некоторых ситуациях.

Результатом такого отношения станет доверие и послушание со стороны детей.

Формулировка основных правил поведения

Чтобы дети соблюдали правила, они должны сами их сформулировать. Тогда они хорошо запомнят их и будут с ними внутренне согласны. Чтобы помочь детям вывести правило, погрузите их в ситуацию, когда это правило нарушается.

Напомните воспитанникам случай, когда их кто-то обижал. Спросите, что они чувствовали в этот момент, было ли им приятно. Хотят ли они, чтобы их снова обидели. И тогда попросите их объяснить, почему обижать других нехорошо. Таким образом вы вывели правило: “Не обижать других. Все проблемы решать мирным путем”. 

Обратите внимание, что мы написали две формулировки — запрет и вариант альтернативного поведения. Запрет должен касаться не самих эмоций и желаний, а способа их выразить. Например, злиться допустимо, но нельзя бить другого ребенка. Аналогичным образом нужно формулировать другие правила. Их должно быть не больше пяти.

Вводите правила постепенно с начала учебного года. Когда вы сформулировали правила, оформите их визуально и повесьте на видное место. Например, нарисуйте разбросанные игрушки, и напишите фразу “Убери” или “Помоги”. Правила должны быть простыми и наглядными. Если дети освоили предложенные в таком виде правила, можно заменить их новыми.

Обучение детей соблюдению правил

Дети хорошо запоминают правила, если их отрабатывать в формате игры или в обсуждении поступков персонажей из мультиков. Остановитесь на ситуации из мультика, в которой персонаж причинил кому-то боль. Попросите детей изобразить эту ситуацию в виде рисунка. Тогда они пропустят это правило “через себя” и смогут не только понять, но и прочувствовать его смысл.

А чтобы дети начали использовать правила в жизни, напоминайте им заранее об договоренности перед ситуацией, в которой ее нужно будет выполнить.

Сначала дети будут часто нарушать правила, но посте­пенно они привыкнут. Тогда напоминать можно только фразой “Вспомните правило!”.

Попросите малышей проговорить правило вслух, выполнить его и проконтролировать, чтобы другие ребята тоже его придерживались.

Работу некоторых правил можно довести до автоматизма, если привязать его к определенному звуку или предмету. Например, по хлопку нужно умолкнуть и посмотреть на воспитателя. Аналогично можно использовать свисток, колокольчик или бубен. Если регулярно привлекать внимание детей одинаковым звуком, со временем у них выработается подходящая реакция.

 

Обучение детей оценивать свое поведение

Способность анализировать свое поведение влияет на соблюдение правил. Нарисуйте таблицу, в которой дети будут каждый день отмечать уровень своей дисциплины по основным правилам. Если ребенок считает, что он сегодня хорошо себя вел, он рисует в таблице зеленый кружочек. Если он вел себя неплохо, но нарушил некоторые правила, он рисует желтый кружочек. А если вел себя плохо — красный.

Бывают ситуации, когда ребенок не хочет рисовать себе красный и желтый кружочек. Он расстраивается и начинает плакать. Подбодрите его и договоритесь, что он нарисует зеленый кружочек, но больше не будет нарушать правило.

Обсуждение с детьми, что будет, если ребенок нарушит правило

Ребенок должен понимать, почему нельзя нарушать правила. Не нужно пугать его наказанием, лучше объясните естественные негативные последствия. Например, если ребенок будет обижать других детей, они перестанут с ним играть и дружить. Или если он пойдет прыгать по лужам и испачкает одежду, ее нужно будет почистить.

Если он сломает игрушку, ее нужно будет починить. Не всегда дети сами понимают эту связь. Ребенок должен думать, что соблюдать правила приятней, чем не соблюдать. Тогда он будет следовать им не из страха перед наказанием, а из стремления к удовольствию. Например, участвовать в занятии интересней, чем пропустить его. 

Нарушение правил и дальнейшее поведение

Если ребенок все же нарушил правило, сначала проверьте виноват ли он в этом. Возможно, окружающая обстановка мешала выполнить правило или сам воспитатель дал противоречивое указание.

Если по вашему мнению ребенку ничего не мешало, не кричите на него и не начинайте разговаривать повелительным тоном. Посмотрите на него спокойным пристальным взглядом без осуждения и злобы. Этот взгляд напомнит ребенку о правиле, и он успокоится.

Если продолжает бегать, спокойно скажите ему о нарушении и расскажите о последствиях его поведения. Дайте ему второй шанс выполнить правило.

Если ребенок  и дальше  нарушает дисциплину, поставьте его перед выбором — либо он выполняет правило, либо получает наказание. Цель не в том, чтобы наказать ребенка, а в том, чтобы он сделал выбор.

Если мальчик бегает по классу, окликните его и остановите. Скажите: “Я вижу тебе хочется подвигаться. По классу бегать нельзя. Ты можешь пойти в соседнюю комнату попрыгать на батуте.

Если продолжишь бегать, значит ты выбираешь просидеть 10 минут на стуле для размышлений”.

Вы можете выбрать любые методы для улучшения дисциплины в группе, но они не должны ущемлять достоинства ребенка. Требовательность к соблюдению дисциплины должна сочетаться с уважением к малышам. Воспитателю следует смотреть на ситуацию с позиции ребенка — поставить себя на его место и попытаться понять причину нарушения дисциплины.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *