Авторское право: я 10 лет работал фотожурналистом в одной из газет: архив фото скопился огромный

Майкл Камбер – известный фотожурналист, который освещает события во всех горячих точках. С 1986 года он успел побывать в Ираке, Судане, Афганистане, Израиле и других странах, зафиксировал множество острых моментов в экстремальных событиях и конфликтах.

Сегодня его работы публикуются в лучших изданиях Европы и США. Фотограф работает в «Нью-Йорк Таймс». Камбер прославился не только храбростью и талантом, но и фундаментальными исследованиями в области профессиональной этики и фальсификации исторически значимых снимков.

Его выставка «Altered Images (Измененные изображения)» посвящена документальным кадрам, которые подверглись корректировке.Авторское право: я 10 лет работал фотожурналистом в одной из газет: архив фото скопился огромный

Фотограф Майк Камбер

Основа исследования

Можно ли безоговорочно верить тому, что изображено на снимках? Всегда ли фотофиксация на 100% достоверна? С развитием компьютерной графики и появлением различных фоторедакторов ответы на эти вопросы теряют однозначность.

Современный человек многое воспринимает через фотофильтр. Он далеко не всегда всего лишь смягчает снимок и делает его приятным для глаза. Зачастую подобные манипуляции в корне меняют суть, искажают реальность.

На своей выставке Камбер представил работы, охватывающие период в 150 лет. Снимки можно разделить на три группы:

  • постановочные кадры, сделанные в целях пропаганды;
  • фотографии, вырванные из контекста и помещенные под несоответствующий реальным событиям материал;
  • снимки, подвергшиеся монтажу, путем наложения одной части фотографии на другую, удаления людей/предметов.

Наглядный пример фотоманипуляций – работы Роджера Фентона. Во время Крымской войны он сделал два снимка долины: на одном были разбросаны пушечные ядра, а на другом они были собраны у рва, слева от дороги. Фотограф ставил перед собой задачу драматизировать снимок.

Авторское право: я 10 лет работал фотожурналистом в одной из газет: архив фото скопился огромный

Критические изменения в работе фотожурналиста

Работа фотографа уже превращается в индустрию, выпускающую с каждым годом все больше и больше постановочных снимков, и скоро этот процесс достигнет критической массы. Современные молодые фотографы и бильд-редакторы выросли в среде Photoshop. Они изначально привыкли к тому, что снимок можно перекроить и изменить по своему усмотрению.

Это не вина современной фотографии, к сожалению, практически некому научить современных фотографов этике фотоискусства. Система высоких стандартов и этических норм распалась под влиянием новейших технологий. Ранее фотограф, делавший снимок, не мог его видоизменить. Если в кадре был человек или предмет, его нельзя было убрать или передвинуть на другое место.

Современный фотограф может внести массу изменений в свой снимок.

Рассмотрим простой пример. Фотограф Нарсисо Контрерас подтвердил, что модифицировал свой снимок, сделанный в Сирии во время вооруженного конфликта. В нижнем углу фотографии солдата в кадр попала цифровая видеокамера его коллеги, которую удалили с помощью Photoshop.

Авторское право: я 10 лет работал фотожурналистом в одной из газет: архив фото скопился огромный

Сам автор снимка признается, что просто очистил изображение от лишней детали, не поменять при этом смысловой нагрузки. Но это как раз первая ступень – сначала мы убираем лишнее, а затем можем переместить, поменять местами предметы и добавить что-то еще.

Если принять такой принцип в качестве нормы, то кто будет решать, что важно в кадре, а что нет? Кто сможет заранее знать, какая именно деталь будет иметь значение для истории? Фотограф – не ясновидящий, и он не должен судить об этом, иначе можно открыть пресловутый ящик Пандоры. Зрителю нужна абсолютная уверенность в том, что он видит на снимке именно тот момент, который был выхвачен из событий камерой. Конечно, фотограф может сместиться вправо или влево, поменять ракурс или дистанцию, но это лишь внешне изменит снимок, не искажая при этом его суть.

Авторское право: я 10 лет работал фотожурналистом в одной из газет: архив фото скопился огромный

В фотоистории неоднократно были зафиксированы и другие фальсификации. Например, фотографы ретушировали часы на руках немецких солдат, скрывая факты мародерства.

В Ираке 30 марта 2003 года сделан снимок, на котором его автор, Брайан Валски, запечатлел первые дни военного вторжения.

На фото виден солдат Британской армии, предупреждающий группу иракских гражданских лиц о необходимости укрыться от обстрела. Снимок впервые опубликовала The Los Angeles Times, а затем и Chicago Tribune.

На самом же деле нашумевшее изображение представляло собой симбиоз двух снимков, сделанных с разницей в несколько секунд.

Один из сотрудников газеты заметил дублирование лиц на заднем плане. Сам автор признался, что соединил две цифровые фотографии, чтобы улучшить композицию. Валски был тут же уволен за нарушение кодекса газетной этики. Впоследствии фотограф выразил сожаление о случившемся и принес извинения за нарушение высоких моральных стандартов документальной журналистики.

Авторское право: я 10 лет работал фотожурналистом в одной из газет: архив фото скопился огромный

Имеет ли вмешательство в изображение отношение к этике

Многие молодые фотографы, получившие специализацию в новой школе обучения фотографии, не относят подобные вопросы к разряду этических. Они просто пытаются сделать снимок лучше, убирая предметы, которые отвлекают внимание зрителя. Для многих специалистов не существует никакой связи между профессиональной этикой и изменением реального изображения на фотоснимке.

Вот еще одна модифицированная фотография, которая была показана на выставке в Бронксе. На снимке, опубликованном 10 июля 2008 года, запечатлен запуск четырех иранских ракет.

Множество американских изданий перепечатали эту фотографию на первых страницах.

Сопроводительная надпись говорила о том, что Иранская Революционная гвардия провела испытание четырех ракет средней и большой дальности на неизвестном полигоне далеко в пустыне.

В действительности, только три ракеты стартовали успешно, а четвертую запустить не удалось. Этот факт скрыли с помощью Photoshop. Подделка была выявлена, и оригинальную фотографию опубликовали на следующий день. Это был не первый случай фальсификации снимков местными СМИ. Чуть ранее, в 2007 году, они уже обвинялись в подделке фотографий оружия, изготовленного в Иране.

Авторское право: я 10 лет работал фотожурналистом в одной из газет: архив фото скопился огромный

Как вернуть фотожурналистике былую достоверность

Как это не прискорбно звучит, но большинство изменений в снимки автором вносится с целью получения признания или вознаграждения. Урегулировать этот вопрос можно с помощью принятия специальных законов, да даже силами конкурсных судей и бильд-редакторов.

Все предельно ясно – модификация документальных фотографий должна быть строго запрещена. Ведь на сегодняшний день есть ряд известных фотографов, представивших свои работы, которые впоследствии были признаны фальсифицированными, мировой прессе.

Но общество даже разрешило сохранить за такими авторами призы и награды.

Например, итальянский фотограф Джованни Троило опубликовал фотографию «Темное сердце Европы», сделанную в Бельгии, и содержащую изображение обнаженного тела. После этого в World Press Photo разразился скандал, а фотограф был дисквалифицирован. Он даже не был в городе, который якобы снимал. При этом после процедуры аттестации, главный приз был вручен именно ему.

Фотография Джованни Троило показывает секс неизвестной пары на автомобильной стоянке. При этом доказано, что на снимке двоюродный брат фотографа со своей подругой, а в автомобиле установлена вспышка. Этот снимок полностью постановочный, что нарушает главное правило фотожурналистики – снять реальное событие так, как оно происходит на самом деле.

Авторское право: я 10 лет работал фотожурналистом в одной из газет: архив фото скопился огромный

Нельзя быть безучастным, когда подобное случается на конкурсах. Постановка зачастую свойственна фрилансерам, пытающимся сделать себе имя и получить признание. Такие люди отчаянно стремятся выиграть World Press Photo. Стоит ужесточить правила конкурсов, а при их нарушении необходимо принимать жесткие меры.

Представляя измененные снимки, авторы ставят коммерческую составляющую на первое место, пытаясь манипулировать правдой. Сегодня фотография рассматривается, как картинка, иллюстрация.

Любой может сделать снимок, выбрать фильтр в Instagram и получить импрессионистский кадр. Нужно четко различать иллюстрацию и фотожурналистику.

Есть фотохудожники, а есть документалисты, и это – разные профессии.

Манипуляция правдой

Рассмотрим известный снимок О'Джей Симпсона с обложки Time Magazine. На фотографии сразу виден более темный оттенок кожи модели, чем есть на самом деле. Эта фальсификация вызвала общественный резонанс и усилила расовую напряженность в стране.

Авторское право: я 10 лет работал фотожурналистом в одной из газет: архив фото скопился огромный

При организации выставки измененных фотографий стало понятно, что многие газеты и журналы относятся к снимкам так, как будто это обычные картинки.

Изменение изображения часто происходит без предупреждения автора и читателей, невзирая на идею, которую должен передавать оригинал. Издания оправдывают свою точку зрения тем, что снимок – это просто красивая иллюстрация.

А ведь это совсем не так! Манипуляция сознанием с целью увеличения рейтинга и тиража – просто недопустимы!

Иногда дело доходит до глубокого безразличия редакций. Например, история с известным снимком Балаша Гарди, опубликованным в Newsweek. На нем запечатлен афганский ребенок, раненный вследствие американского авиаудара. А подпись гласит, что малыш пострадал от рук талибов. При выявлении этого несоответствия редакция не смутилась. По их мнению, не имеет значения, кто именно ранил ребенка.

Авторское право: я 10 лет работал фотожурналистом в одной из газет: архив фото скопился огромный

Специалисты считают, что именно настоящая фотожурналистика положила конец войне во Вьетнаме.

Честные, правдивые фотографии стали катализатором социальных изменений в мире, и это не были постановочные снимки. Люди верили, что в них отражалась реальность.

Теперь многие не доверяют фотографиям, ведь 20% финалистов World Press Photo были дисквалифицированы за подлог, и это только те, кто был уличен официально.

Ливанский фотограф Аднан Хадж, работающий в Reuters, с помощью Photoshop затемнил и усилил дым после бомбардировок израильскими военными самолетами.

Авторское право: я 10 лет работал фотожурналистом в одной из газет: архив фото скопился огромный

При составлении выставки профессионалы своего дела создали веб-сайт с измененными фотографиями и постепенно добавляют на него новые материалы. Доказательства подкрепляются ссылками, оригинальными снимками и статьями.

Центральной работой выставки в Бронксе стала документальная фотография, сделанная в Испании в 1951 году. Фоторепортаж «Испанская деревня» включал в себя снимки из жизни крестьян времен диктатора Франциско Франко.

На одном фото жена, дочь, внучка и друзья провожают в последний путь односельчанина. Автор отретушировал глаза женщин, смотревших в камеру, тем самым перенаправив их взгляд. По этому поводу в обществе долгое время велись споры.

По мнению специалистов Смитсоновского музея искусств, это добавляет фотографии глубины и конфиденциальности момента.

Читайте также:  Как закрыть ип при переезде в другой город - ликвидация ип

8 самых громких скандалов вокруг кражи авторских прав

время публикации: 11:55  19 марта 2015 года

Кто-то считает авторские права порождением капиталистического общества потребления. Кто-то, наоборот, уверен, что обойтись без них невозможно. Тех, кто обладает ими, одни называют нехорошим словом «копирасты», а другие – «правообладателями».

Закон об охране авторских прав был принят в Венеции еще 541 года назад – 19 марта 1474-го. Уже тогда, полтысячелетия назад, Гражданин получал «моральное право» на собственные изобретения и исключительную возможность использовать их по своему усмотрению.

Надо отметить, что живший в Венеции именно в те годы Леонардо да Винчи воспользоваться новым законом не решился. До сих пор непонятно, что же помешало гениальному творцу – то ли врожденная скромность, то ли страх церкви, которая тогда с большой опаской относилась к подобным “вольностям”. 

Прошли пять с половиной веков, и сегодня копирайт есть у всего, что нас окружает – в том числе, например, и у этой статьи. И, несмотря на это, авторские права продолжают нарушаться с завидной регулярностью. Причем грешат плагиатом как мелкие фирмы-производители, так и транснациональные гиганты.

Выход на американский автомобильный рынок кроссовера GMC Terrain начался со скандала. General Motors получила Иск после публикации рекламы нового авто в спецвыпуске журнала People.

Слоган «Идеи тоже бывают сексуальными» воплощал в себе загорелый атлет с татуировкой «E = mc2» на плече.

Все бы ничего, но накачанный торс венчала голова Альберта Эйнштейна, что и стало поводом для судебного разбирательства.

Авторское право: я 10 лет работал фотожурналистом в одной из газет: архив фото скопился огромный

Как выяснилось, перед своей смертью в 1955 году великий физик завещал Иерусалимскому университету все права на использование своего образа. Именно это заведение и потребовало с автоконцерна 75000 долларов в качестве компенсации за нарушение авторских прав. Любопытно, что этическая сторона рекламы ученых ничуть не смутила.

Рекламный ролик, который Coca-Cola транслировала во время Суперкубка в 2010-м году, вызвал нешуточный скандал уже через сутки после первого показа.

Причем возмущаться первыми начала вовсе не правообладатели, а обычные зрители, заметившие, что спот «Кока-колы» удивительным образом напоминает рекламу молочной продукции израильской компании Yotvata.

Ролики объединяла не только схожая сюжетная линия – у них были одинаковые названия («Sleepwalker»), а в качестве музыкального сопровождения звучало «Болеро» Равеля.

Когда факт «заимствования» стал достоянием ведущих СМИ Израиля и США, представители Coca-Cola заявили, что «не догадывались о существовании похожей рекламы». 

Спор между столичной кондитерской фабрикой «Красный октябрь» и предприятием «Славянка» из Белгородской области дошел аж до Арбитражного суда. «Красный октябрь», производящий популярный шоколад «Аленка», подал иск о взыскании 310 миллионов со «Славянки», запустившей линию по производству шоколада «Алина».

Дело было в том, что упаковка белгородского шоколада была слишком похожа на обертку «Аленки». Кроме того, на ней тоже была нарисована девочка в цветастом платке. 

Авторское право: я 10 лет работал фотожурналистом в одной из газет: архив фото скопился огромный

Разбирательство длилось два года, и за это время фабрики пошли на мировую, по условиям которой «Славянка» обязалась выплатить «Красному Октябрю» 15 миллионов за нарушение прав на Товарный знак

Супермодель Кейт Мосс на своем веку выслушала массу обвинений во всех мыслимых грехах. Не обошел ее и скандал, связанный с нарушением авторских прав. Красотку, запустившую собственную линию ювелирных украшений и снявшуюся в ее рекламе, немедленно уличили в плагиате.

Разоблачителем Кейт Мосс стал дизайнер Дэвид Юрман, который заявил, что супермодель заимствовала его идеи для продвижения драгоценностей собственного производства.

Авторское право: я 10 лет работал фотожурналистом в одной из газет: архив фото скопился огромный

Позже выяснилось, что Мосс действительно раньше работала в качестве модели с Юрманом, а скандал разгорелся после того, как она решила начать сотрудничество с другим ювелирным брендом – но уже в качестве не только модели, но и дизайнера украшений.

По стопам упомянутой выше “Кока-колы” однажды пошли и представители мобильного оператора “Билайн”.  Обвинения в нарушении авторских прав посыпались на компанию после выхода рекламного ролика Услуги “Бесценный номер”.

Дотошные интернет-пользователи довольно быстро обнаружили подозрительное сходство рекламы “Билайна” с клипом на песню израильского певца Орена Лави “Her morning elegance». Что неудивительно – клип этот в свое время номинировался на премию «Грэмми».

  • Сюжеты двух видео, конечно, различаются, однако стиль и идея российского ролика, по мнению зрителей, были заимствованы из творения израильских аниматоров Юваля и Мейрав Натан.

В итоге ОАО «Вымпелком», которому принадлежит оператор «Билайн», решило снять оскандалившийся ролик из эфира телекомпаний. Также представители «Билайна» пытались удалить видео и из Интернета, что оказалось весьма сложной задачей – ролики, содержащие обидное слово «плагиат», моментально разлетелись по всей Сети.

Итальянская компания пристально следит за появлением на рынке аналогов своей сладкой продукции. До такой степени, что на имя входящей в состав Ferrero фирмы Soremartek S.A. как товарный знак зарегистрировано фото «конфеты шарообразной формы белого цвета с неровной поверхностью – в обсыпке из кокосовой стружки».

В 2007 году Soremartek подала в суд сразу на две российские компании – петербургскую «Ландрин» и московскую «Чакуба». Решением суда выпуск и продажа конфет ответчиков были прекращены.

Авторское право: я 10 лет работал фотожурналистом в одной из газет: архив фото скопился огромный

Через три года, в 2010-м Ferrero судилась с кондитерской фабрикой «Победа», выпускавшей конфеты, напоминавшие столь любимые Дорджем Клуни Ferrero Rocher. В этот раз обошлось мировым соглашением, по условиям которого менялся дизайн упаковки конфет.

Довольно интересный иск был получен ФК «Спартак»: клубу пытались запретить использовать обозначение «Спартак» в вымпелах, значках и… спортивной одежде. Истцом выступила общественная организация «Международное физкультурно-спортивное общество «Спартак» имени Н. П. Старостина».

МФСО «Спартак», как выяснилось в суде, принадлежали права на одноименный товарный знак. В случае проигрыша дела ФК «Спартак» лишался бы права продавать болельщикам даже красно-белые шарфы.

Авторское право: я 10 лет работал фотожурналистом в одной из газет: архив фото скопился огромный

Однако, во время судебного разбирательства стало известно, что права на «Спартак», хоть и неисключительные, но принадлежат и футбольному клубу, так что нарушения законодательства об авторских правах в этом случае обнаружено не было. По крайней мере, пока.

На алкогольном рынке тоже идет нескончаемая битва за авторские права. Так, в 2008 году в России была прекращена правовая охрана товарного знака Cristal, под которым французская компания Champagne Louis Roederer выпускала и до недавних пор ввозила в нашу страну шампанское. Согласно легенде бренда, элитный напиток был создан по заказу императора Николая Второго. 

Роспатент пришел к выводу, что Cristal «до степени смешения» схож с товарным знаком Kristal, под которым выпускает водку предприятие «Союзплодоимпорт». В результате долгих судебных тяжб Арбитражный суд Москвы вынес решение в пользу Роспатента, и поставки элитного шампанского в Россию были остановлены.

Авторское право: я 10 лет работал фотожурналистом в одной из газет: архив фото скопился огромный

Тот же Роспатент в 2009 году отказал в регистрации товарного знака «Володя и медведи» подмосковному ООО «Роялти» по причине того, что он «наносит ущерб имиджу и интересам государства, а также противоречит общественным интересам». Легализовать «Володю и медведей» удалось только в 2012-м.

По всей видимости, доводы юристов о том, что «фантазийное словесное обыгрывание одного из самых популярных в России имен «Володя» и персонажей русских сказок — медведей (например, «Маша и медведи» и «Три медведя») не может причинять какой-либо ущерб интересам общества и государства», все же возымели свое действие.

О том, как  крадут и защищают авторские права рассказывал Дмитрий Ковальчук

Авторское право художника и фотографа

in Полезные статьи по рисованию

Как художнику, мне не раз приходилось сталкиваться с тем, что мои картинки использовали без моего ведома, нарушая моя авторское право. Полагаю, фотографы с этим сталкиваются еще чаще.

Поэтому тема авторского права в среде искусства – больная мозоль.  Это и понятно – кому хочется, чтобы его права нарушали?

  • Однако объективно и другое – мы все в той или иной мере нарушаем закон об авторском праве.
  • Полагаю, среди читателей нет ни одного человека, кто не имел бы на своём компьютере хоть одну нелицензионную программу, кто не скачивал бы материалы с торрентов и не использовал бы чужие произведения.
  • Это происходит как от безграмотности, так и  от безысходности.

Купить некоторые программы простому пользователю бывает просто не под силу. Скачать фильм проще и быстрее, чем дождаться выхода его лицензионной версии. Источник вдохновения многие находят в чужих картинах, копируют их и, бывает, выставляют на продажу.

Ответственность за нарушение авторских прав

Между тем, закон достаточно строг. В некоторых случаях нарушение авторского права грозит нарушителю уплатой компенсации в сумме от 10 тысяч до 5 млн. рублей за каждый факт нарушения или даже уголовную ответственность в случае плагиата с причинением крупного ущерба.

Авторское право: я 10 лет работал фотожурналистом в одной из газет: архив фото скопился огромный

Но в любом случае,  происходит восстановление положения до нарушения права.

Давайте проведем небольшой ликбез, что можно и что нельзя.

В чем заключается авторское право?

Человек, создавший что-либо своим интеллектуальным или творческим трудом (книгу, картину, фильм, скульптуру, чертеж, карту, базу данных, компьютерную программу, рекламу и т.д.), имеет исключительное право на данное произведение.

Авторское право: я 10 лет работал фотожурналистом в одной из газет: архив фото скопился огромный

Никто больше не имеет право без четкого согласования с владельцем использовать эти произведения:

  • воспроизводить,
  • копировать,
  • публиковать,
  • получать доход с этого продукта.

Правда, существуют некоторые частные случаи, где согласие автора не требуется, все они описаны в Гражданском Кодексе РФ.

Сроки действия авторского права

Право на имя – бессрочно.

Если вы что-то создали, то этот продукт навсегда будет связан с вашим именем. Никто другой не может написать свое имя на вашем произведении, даже если он купил его оригинал.

Имущественные права, которые включают воспроизведение, переработку, распространение, публичный показ, импорт, перевод, публичное исполнение, передачу в эфир или по кабелю, действуют в течение всей жизни автора и еще семьдесят лет после его смерти. (По закону РФ. В других странах этот срок может быть меньше.)

Читайте также:  Гарантия на сумки - Юридическая консультация онлайн

По окончании этого срока произведение становится общественным достоянием.

Возникновение авторских прав

Авторское право возникает с момента появления оригинального произведения. При этом не важно, было оно обнародовано или нет.

Обычно защите не подлежат факты или идеи, не выраженные в материальной форме. Поэтому их стоит превратить в какой-либо наглядный продукт: рукопись, картину, музыкальный файл.

Но помните, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

  1. Автором произведения считается лицо, указанное на оригинале или экземпляре произведения, если не доказано иное.
  2. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется обязательная регистрация продукта или соблюдение каких-то других формальностей.
  3. Но в случае возникновения споров об авторстве необходимо будет наглядно доказать, что автором являетесь вы.
  4. Для  оповещения о праве на произведение автор  может  использовать на своих произведениях знак охраны авторского права, который состоит из следующих элементов: латинской буквы «C» в окружности; имени или наименования правообладателя; года первого опубликования продукта.

Авторское право: я 10 лет работал фотожурналистом в одной из газет: архив фото скопился огромный

И все же лучшая защита своего творения — официальная регистрация авторского права в одной из общественных организаций по коллективному управлению имущественными правами с участием нотариуса.

Процедура заключается в депонировании — принятии на хранение одного экземпляра с указанием даты представления и выдачи соответствующего свидетельства.

Авторское право: я 10 лет работал фотожурналистом в одной из газет: архив фото скопился огромный

Что можно делать без разрешения правообладателя?

1. Можно использовать купленный авторский продукт для личных целей.

Купленную книгу, например, вы можете продать. А вот копировать  текст, распространять скопированный материал – нет.

Кстати, относительно перепродажи картин всё интересней. Здесь вступает в силу право следования. Художник имеет право требовать процент с каждой последующей перепродажи его картины.

2. Можно воспроизводить произведение, но только в личных некоммерческих целях.

Т.е. можно, например, копировать картину другого художника в целях обучения. Но эту копию нельзя продавать, демонстрировать  на выставках и в общественных местах (к коим Интернет тоже принадлежит).

3. Произведение разрешается использовать в информационных, научных, учебных или культурных целях, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования.

Так, цитирование вполне допускается.

4. Чужое произведение можно использовать, если вы делаете на него пародию или карикатуру.

Полагаю, в этом случае нужно обязательно указать, что это именно пародия, и на какую картину…

5. Разрешается распространение тиража, выпущенного с согласия автора.

Т.е. можно распространять оригиналы или копии, если они выпущены с согласия автора. Например, книги, открытки, постеры.

6. Можно использовать произведения, ставшие всеобщим достоянием.

Если автор умер более 70 лет назад, то его произведение открыто для использования всеми.

Авторское право: я 10 лет работал фотожурналистом в одной из газет: архив фото скопился огромный

«Антипиратский» закон для пользователей всемирной сети

С повсеместным распространением Интернета и информационно-телекоммуникационных сетей в виртуальном мире появилась масса контента, нарушающая исключительные права правообладателей: фильмы, музыка, копии книг и т.д.

Закон предписывает оперативное ограничение доступа к таким ресурсам и немедленное удаление «пиратского» материала, если владелец сайта желает отменить блокировку доступа к своему порталу.

Сегодня особо пристальное внимание в сети, в частности, на Фейсбуке и Ютьюб, уделяется видеоконтенту и музыкальным файлам.

PR-менеджеру на заметку: как не получить Штраф до 5 млн руб. за заимствование чужих фотографий для рекламы своего бренда?

Авторское право: я 10 лет работал фотожурналистом в одной из газет: архив фото скопился огромный

  • Алексей Карабаев
  • Председатель Московской коллегии адвокатов Karabaev Legal Group, адвокат (Адвокатская палата города Москвы)
  • специально для ГАРАНТ.РУ

Обычно кражей чужих фотографий занимаются небольшие компании, у которых отсутствует бюджет на покупку фотографий у фотобанков, либо те компании, владельцы которых не знакомы с законодательством Российской Федерации и не имеют в своем штате квалифицированных юристов.

Многие из них ошибочно полагают, что все фотографии, которые выкладывают пользователи в социальные сети, находятся в открытом доступе, в том числе доступны и для свободного коммерческого использования.

Однако это не так – любая фотография, сделанная с помощью профессиональной камеры или на камеру смартфона, защищается авторским правом на основании ст. 1265 Гражданского кодекса, даже если она была размещена в Интернете.

Пользователь как автор и правообладатель фотографии имеет полный объем интеллектуальных прав на фотографическое произведение, в том числе исключительные права, личные неимущественные и иные права.

Для правомерного использования чужих фотографий в коммерческих целях необходимо получить согласие автора или иного правообладателя, само наличие фотографии в Интернете еще не является разрешением. Стоит отметить, что статус бизнес-аккаунта в Инстаграм уже подразумевает под собой коммерческое использование.

Бесплатные фотографии для законного использования, в том числе для ведения бизнес-аккаунта, можно брать с архивов и фотостоков, которые работают с авторами по открытым лицензиям.

Однако при работе с подобными ресурсами необходимо внимательно ознакомиться с условиями использования, так как зачастую для использования фотографий в коммерческих целях необходимо все-таки заплатить за использование конкретной фотографии или приобрести подписку.

Еще один механизм для законного использования чужих фотографий – это репост. Такой вид использования подходит, когда клиент оставил фотоотзыв, которым хочется поделиться со всеми. Для того чтобы сделать репост и не стать нарушителем, необходимо указать автора фотографии, а также указать первоисточник и ссылку на него.

Дополнительно стоит отметить, что, когда бренды заимствуют фотографии пользователей без разрешения, они нарушают не только интеллектуальные права, предусмотренные частью 4 ГК РФ, но и право на изображение гражданина, предусмотренное ст. 152.1 ГК РФ.

Поэтому, даже если согласие на использование чужой фотографии не потребуется, то вот согласие на использование изображения гражданина получить все равно придется.

Если гражданин позировал за плату, в том числе для фотобанков, а также изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.

Не требуется получение согласия на использование изображения гражданина, если оно осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах. В большинстве случаев такое использование имеет место в СМИ в отношении политиков или знаменитостей.

Данное исключение в основном применимо к так называемым «публичным фигурам», занимающим государственную должность или играющим существенную роль в сфере политики, экономики, спорта, искусства, а само изображение используется в связи с общественно значимым интересом к данному лицу и (или) в связи с текущей политической или общественной дискуссией. Здесь решающее значение имеет актуальность того или иного события (п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

В настоящее время в Интернете довольно сложно отследить случаи незаконного заимствования фотографий, а предотвратить такое незаконное использование практически невозможно. Сама по себе фотография – это результат интеллектуальной деятельности, который охраняется законом.

Авторские права на произведение возникают автоматически в момент создания произведения и подлежат правовой охране без совершения каких-либо регистрационных действий.

Такой подход с одной стороны способствует активному развитию творческой деятельности, а с другой – усложняет именно процесс защиты прав авторов и правообладателей.

Однако пользователи все-таки могут себя обезопасить от кражи фотографий в Интернете. Во-первых, рекомендую ставить на фотографии знак Сopyright. Проставление знака предупреждает других пользователей о том, что фотография охраняется авторским правом.

Знак охраны помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов: латинской буквы «c» в окружности, имени или наименования правообладателя, года первого опубликования произведения, например, «(с) Иван Иванов, 2021».

Также за удаление информации о правообладателе предусмотрена дополнительная ответственность – компенсация нарушителем в размере от 10 тыс. до 5 млн руб. в соответствии с подп. 1 ст. 1301 ГК РФ (ст. 1300 ГК РФ).

Во-вторых, пользователям рекомендуется выкладывать в сеть фотографии не самого лучшего качества, а оригиналы и вовсе никому не передавать.

Существует также институт депонирования, так называемая добровольная регистрация, которая помогает авторам зафиксировать момент создания произведения. Это быстрая и доступная для всех пользователей онлайн-услуга, которую можно получить на специальных сайтах депонирования: Wipoproof.wipo.int; Ireg.pro; Nris.ru.

В социальных сетях существуют свои службы поддержки, благодаря которым можно изначально доказать авторство фотографии за владельцем аккаунта, а в дальнейшем уже обратиться в суд.

Для защиты фотографий можно использовать и технические средства, которые блокируют возможность скачивания и копирования. Однако такая возможность доступна только для сайтов, а не для социальных сетей.

Обращаю внимание всех пользователей, что очень важно изучить пользовательские соглашения сайтов, на которых вы размещаете свои фотографии и другие материалы. Бывают случаи, когда авторы (правообладатели) загружают фотографии на определенную электронную площадку, сами передают полностью права для дальнейшего свободного использования.

Если пользователь все-таки обнаружил свою фотографию в Интернете, то ему необходимо предпринять следующие шаги:

  1. Зафиксировать все нарушения. Для фиксации можно обратиться к нотариусу, а можно зафиксировать нарушение самостоятельно с помощью скриншотов. Для того чтобы скриншот был признан надлежащим доказательством, он должен содержать следующую информацию: о дате; о точном времени; о наименовании сайта; о лице, которое произвело их выведение на экран и дальнейшую распечатку; о программном обеспечении и использованной компьютерной техники.
  2. Собрать всю информацию о нарушителе (телефон, электронная почта, адрес, ИНН, платежные реквизиты).
  3. Собрать доказательства, подтверждающие что произведение создано именно вами в определенный момент времени.
  4. Направить претензию нарушителю с просьбой удалить материалы. Делайте ссылки на статьи ГК РФ: ст. 1225, ст. 1229, ст. 1270. Как показывает мой опыт, фотографии будут удалены, только укажите сроки для ответа на претензию.
  5. Если нарушитель отказывается удалять фотографии, то в таком случае необходимо обратиться за защитой в суд с требованием удалить фотографию, а также просить суд взыскать с нарушителя компенсацию в размере от 10 тыс. до 5 млн руб. в соответствии с подп. 1 ст. 1301 ГК РФ.
Читайте также:  Все ли законно: в браке приобретена кооперативная квартира на средства мужа высчитывали из зарплаты

Стоит отметить, что суды, как правило, встают на сторону автора (правообладателя) и удовлетворяют их требования. К примеру, организатор свадеб, разместив в своем профиле социальной сети «Инстаграм», использовала чужую фотографию без согласия правообладателя.

Истец, полагая, что именно ей принадлежит исключительное право на фотографию, просила взыскать с нее компенсацию за нарушение исключительного права на фотографическое произведение в сумме 50 тыс. руб. Решением Новосибирского районного суда Новосибирской области от 9 декабря 2019 г.

Дело № 2-3746/2019 ~ М-2687/2019 исковые требования удовлетворены частично. В пользу правообладателя взыскана компенсация в размере 20 тыс. руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 480 руб.

Решение выстояло и в апелляции (Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22 июля 2020 г. № 88-12650/2020).

Все чаще блогеры и обычные пользователи социальных сетей защищают свои интеллектуальные права в суде, а это значит, что «брендам» не стоит пренебрегать согласием авторов и правообладателей на использование фотографий.

Так, известный блогер заметил на чужом сайте свои фотографии. Региональный портал иллюстрировал ими новости. Но согласия блогера портал на это не спросил.

Часть фотографий были подписаны – откуда их взяли и кто автор, – а часть нет. Тогда блогер пошел в суд. Он потребовал по 20 тыс. руб. за каждое фото, которое использовали без его согласия, и еще по 10 тыс. руб.

за каждое фото без подписи об авторе. Всего он заявил в иске к порталу 1,23 млн руб.

В дальнейшем апелляционная инстанция вынесла такое решение: свободное цитирование возможно, но только для текста. Фотографию процитировать нельзя. Без разрешения ее можно использовать только как иллюстрацию в учебнике. Если блогер не давал согласия на использование его фотографий, это незаконно.

Суд постановил заплатить блогеру по 10 тыс. руб. за каждый случай, а всего – 580 тыс. руб. Что касается авторства еще семи фотографий, которые не были подписаны, то блогер доказывать это не обязан. Суд напомнил, что если портал опубликовал такое фото, он тоже нарушил исключительное право автора.

За это тоже придется заплатить по 10 тыс., то есть еще 70 тыс. руб.

Всего портал должен блогеру 650 тыс. руб. (дело № А65-12234/2016).

Из моей личной практики отмечу, что за каждое незаконное использованное фото запрашивают от 10 тыс. до 20 тыс. руб., а моральный ущерб обычно присуждают минимальный – в размере 10 тыс. руб.

Получить согласие на использование чужих фотографий, лучше всего в письменном виде, но и подтверждение по электронной почте тоже является доказательством. Но в этом случае возникает сложность подтверждения в дальнейшем, что по электронной почте дал согласие автор фотографий, а не какое другое лицо.

Основные авторские права фотографа. Э.П.Гаврилов

Фотограф пользуется авторским правом на свои фотографии. Поэтому он является автором и получает все права автора, предусмотренные российским законом об авторском праве от 9 июля 1993 года.

          Эти права подразделяются на две группы: личные права и имущественные права.

          Личные права (ст. 15 закона) фотографа включают: право авторства, право на имя, право на обнародование и право на защиту репутации автора.

          Право авторства — это право считаться, признаваться автором фотографии. Оно распространяется не только на всю фотографию, но и на отдельные ее детали. Никто не может присвоить авторство фотографа. Присвоение авторства — это плагиат, гражданское Правонарушение, и иногда — уголовное преступление (ст.141 УК РФ).

          Право на имя — это право обозначить фотографию своим именем, либо выпускать ее в свет под псевдонимом, или вообще без указания имени автора (анонимно). Никто не вправе снимать с фотографии имя автора или его псевдоним. Вместе с тем, никто не вправе раскрывать псевдоним фотографа без его согласия.

          Право на обнародование фотографии — это право фотографа разрешить или не разрешить довести фотографию до сведения широкого круга лиц. Это право реализуется один раз.

Часто оно сливается с имущественным правом на первое использование произведения.

Так, например, если фотограф дает разрешение на тиражирование фотографии или выставление ее в фотовитрине, то он тем самым разрешает ее обнародование.

          Фотограф , принявший решение об обнародовании фотографии, может затем пересмотреть свое решение, используя при этом предусмотренное законом право на отзыв.

Право на отзыв может быть применено, если фотограф считает свою фотографию неудачной по тем или иным основаниям, а также в любых других случаях.

После этого “отозванная” фотография не должна использоваться и вообще упоминаться в числе работ фотографа.

          Право на защиту репутации автора — это право на защиту фотографии от любого изменения и искажения: иное кадрирование, добавление или, наоборот, “снятие” отдельных деталей, добавление цвета или, наоборот, использование цветной фотографии в виде черно-белой и т.п. — все это может производиться только с согласия фотографа.

          Имущественные права фотографа заключаются в том, что фотограф вправе разрешить (или запретить) использование своей фотографии следующими способами: воспроизведение, распространение, публичный показ, сообщение по телевидению. Закон (ст. 16) устанавливает следующие имущественные права:

  • право на воспроизведение (тиражирование): например, в газете, журнале, книге, на открытках и т.п.;
  • право на распространение экземпляров фотографии (продажа, бесплатная раздача и т.п.);
  • право на импорт (ввоз на территорию России) экземпляров фотографии (в том числе в книге, сборнике фотографий и т.п.);
  • право на публичный показ (в фотовитрине, на выставке фотографий и т.п.);
  • право на показ по телевидению, в том числе по кабельному;
  • право на переработку, т.е. на изменение формы фотографии.

          В изъятие из этих имущественных авторских прав в некоторых, прямо указанных в законе случаях, фотография может использоваться свободно, т.е. без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения. Вот эти случаи:

1. В изданиях, телепередачах и видеозаписях учебного характера может быть использована опубликованная фотография.

2. Фотография может быть воспроизведена в обзоре текущих событий по телевидению.

3. Фотография, помещенная в газете или журнале, может быть репродуцирована библиотекой или архивом по запросам отдельных граждан или в исследовательских целях.

4. Образовательное учреждение для проведения аудиторных занятий может репродуцировать фотографию, помещенную в сборнике или периодике.

  •           Во всех остальных случаях использование фотографии допускается только с согласия фотографа и с выплатой вознаграждения.
  • СРОКИ ДЕЙСТВИЯ АВТОРСКИХ ПРАВ
  •           Авторское право на фотографию возникает с момента создания фотографии и действует в течение всей жизни автора и еще 50 лет после его смерти.

          Однако, прежнее законодательство устанавливало более краткий срок охраны. Поэтому фотографии авторов, умерших в 1968 году или ранее, теперь уже не охраняются.

          Фотографии иностранных авторов, впервые опубликованные за рубежом, охраняются не во всех случаях. Они получают охрану лишь на основе международных договоров России (и бывшего СССР).

ФОТОГРАФИИ, СОЗДАННЫЕ В ПОРЯДКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО ЗАДАНИЯ

          Если фотограф находится в трудовых взаимоотношениях с какой-либо организацией-работодателем и создает фотографию в порядке выполнения служебного задания, то такая фотография называется “служебной” и попадает в особый правовой режим (ст. 14 закона).

          Личные права фотографа на такую фотографию полностью сохраняются за автором, а вот все имущественные права (право на использование) считаются перешедшими к работодателю, причем целиком и на весь срок действия авторских прав. При этом работодатель не обязан выплачивать фотографу какое-либо дополнительное вознаграждение (кроме заработной платы).

          Разумеется, “служебными” считаются лишь те фотографии, которые созданы по служебному заданию. Если в организации установлены “нормы отработки”, то все фотографии, выполненные сверх этих норм, не считаются служебными.

           Вместе с тем, закон допускает заключение между фотографом и работодателем особого договора, предусматривающего сохранение за фотографом части авторских прав на служебные фотографии. Содержание этого договора законом не регулируется, но его можно легко представить.

Такой Договор может предусматривать, например, что на непошедшие служебные фотографии все авторские права сохраняются за фотографом, что фотограф получает право самостоятельно использовать служебные фотографии через несколько лет после их первой публикации, либо что он получает определенное вознаграждение за любое использование служебных фотографий.

           Аналогичные условия могут быть установлены не в индивидуальном договоре с фотографом, а в коллективном договоре, в уставе организации или в принятой в организации инструкции.

          Но если такого договора нет, то фотограф не может без согласия организации использовать свои служебные фотографии и получать за них вознаграждение.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *