Как часто федеральные органы могут проверять фирмы по одному и тому же вопросу

Фирма может внешне выглядеть благополучно, иметь красивый офис и вежливый отдел продаж, а внутри там огромные долги, суды и директор в бегах.

А если вы принимаете к вычету НДС, вам налоговая может устроить вырванные годы только за то, что контрагент покажется ей каким-то неблагонадежным.

Поэтому контрагентов надо проверять. Вот как это делать.

Сразу оговорюсь: есть 16 способов проверить контрагента по разным базам, сайтам и сервисам, и если пользоваться всеми, то это будет стоить времени. С другой стороны, прошедший все 16 шагов контрагент — это золото. Если вы начали проверку, и первые же пять этапов оказались провальными, можно сразу отказывать этому контрагенту — маловероятно, что дальше вы найдете что-то хорошее.

Недобросовестные компании очень хорошо умеют изображать благонадежность. Доверять нельзя ни обильной рекламе в интернете, ни щедрым скидкам, ни дорогим костюмам. Вот зачем проверять контрагентов по документам.

Вычислить мошенников. Ваш контрагент может совершать финансовые преступления, например, заниматься обналом или набирать незаконные кредиты. В таком случае правоохранительные органы будут проверять не только контрагента, но и вас как его партнера.

Избежать работы с банкротом. Вы можете связаться с фирмой, которая находится в состоянии банкротства. Если вы переведете такой фирме деньги, увидите вы их не скоро, если вообще увидите.

Любую сделку с банкротом, в том числе вашу, вправе оспорить в суде кредиторы. Чтобы получить деньги назад, нужно включаться в реестр кредиторов и ждать окончания процедуры банкротства, которая может длиться несколько лет.

Запросите у потенциального контрагента копии основных документов.

Для компаний — это устав, свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН), свидетельство о присвоении основного государственного регистрационного номера (ОГРН), а также решение или протокол о назначении генерального директора. Для индивидуальных предпринимателей — свидетельство о присвоении основного государственного номера индивидуального предпринимателя (ОГРНИП).

Если организация или ИП зарегистрированы в 2017 году и позже, то вместо свидетельств о регистрации у них на руках есть только листы записи сведений в реестры. Это нормально.

Проверьте основные данные организации, с которой вы собираетесь заключить договор. Для этого возьмите бесплатную выписку из ЕГРЮЛ, в которой посмотрите общие данные: дату регистрации, адрес, уставный капитал, телефоны, ФИО или наименования руководителей и учредителей, виды деятельности организации.

Выписки находятся в открытом доступе на сайте налоговой, проверить контрагента можно по ИНН, ОГРН или названию.

Обратите внимание на размер уставного капитала, если ваш потенциальный партнер — ООО. Минимальный размер в 10 тысяч рублей у серьезной организации в совокупности с другими настораживающими факторами — тоже повод задуматься.

Как часто федеральные органы могут проверять фирмы по одному и тому же вопросуТак выглядит отметка о недостоверности сведений о генеральном директоре. Это значит, что директор в выписке указан неверно
Как часто федеральные органы могут проверять фирмы по одному и тому же вопросуА так выглядит отметка о недостоверности адреса. По мнению налоговой, организация не находится по этому адресу

Проверьте адрес контрагента — не массовый ли он. Массовый адрес — это адрес места нахождения большого количества организаций, которые просто покупают его в интернете для регистрации. По одному адресу могут находиться тысячи разных фирм.

Поищите руководителя контрагента в реестре дисквалифицированных лиц. А еще проверьте сведения о лицах, которые через суд отказались руководить потенциальным партнером.

Пробейте по реестру субъектов малого и среднего предпринимательства, к какому типу относится контрагент: микропредприятие, малое или среднее предприятие. Это покажет уровень оборотов фирмы и количество сотрудников в организации.

Проверьте в федеральном реестре сведений о банкротстве, не собирается ли ваш контрагент стать банкротом и не находится ли он на стадии конкурсного производства.

Поищите в «Вестнике государственной регистрации» сообщения о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ как недействующей.

Если такое сообщение есть, смахивает на мошенничество — будьте внимательны. Возможно, вы последняя попытка мошенника незаконно обогатиться.

Проверить организацию на наличие долгов и исполнительных производств по их взысканию можно на сайте Федеральной службы судебных приставов.

Исполнительное производство начинается после выигранных дел в суде. Это говорит о том, что потенциальный партнер не только судится и проигрывает, но и продолжает не платить по счетам.

На этом же ресурсе можно посмотреть и задолженность по налогам, их тоже взыскивают через судебных приставов.

Как часто федеральные органы могут проверять фирмы по одному и тому же вопросуРезультаты проверки на сайте ФССП. Исполнительных производств многовато.

Картотека арбитражных дел расскажет, в каких судебных разбирательствах участвует контрагент, какие обязательства не выполняет, с кем конфликтует и почему. А может, наоборот, ваш будущий партнер всегда на стороне добра и справедливости.

Если у поставщика идут подряд несколько судебных разбирательств с покупателями, подрядчик судится с заказчиком из-за качества работ, организация регулярно забывает заплатить за электричество — это повод задуматься. А можно задать об этом вопрос будущему контрагенту напрямую.

Как часто федеральные органы могут проверять фирмы по одному и тому же вопросуПроверка контрагента в Картотеке арбитражных дел. Искать лучше по ИНН или ОГРН, можно сразу те дела, где контрагент — ответчик.

Посмотрите и покажите своему бухгалтеру данные бухгалтерской отчетности контрагента. В них вы увидите, что происходило с финансами компании за предыдущие годы: сколько заработали, сколько потеряли, ушли в минус или выбились в плюс.

Как часто федеральные органы могут проверять фирмы по одному и тому же вопросуБухбаланс Мосэнерго. Тут с финансовым положением все хорошо

Еще один полезный сервис — список недействительных российских паспортов на сайте МВД.

Если со стороны контрагента договор собирается подписывать человек с нотариальной доверенностью, лучше подстраховаться и проверить доверенность по реквизитам на сайте Федеральной нотариальной палаты.

Если у вашего контрагента должна быть лицензия на осуществление деятельности, ее действительность лучше проверить — мало ли что. Без лицензии он просто не вправе заключать сделки.

Наличие лицензии можно посмотреть в выписке из ЕГРЮЛ на сайте налоговой, а ее действительность проверить адресно.

Например, проверить лицензию на продажу алкоголя можно в реестре лицензий Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, а на образовательную деятельность — в реестре лицензий Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

На сервисе «Федресурс» можно проверить строительные организации: в каких саморегулируемых организациях (СРО) они участвуют. Для строительства лицензии не нужны, а вот членство в СРО и допуски обязательны.

Бывает так, что компании-мошенники просто платят какому-то человеку за то, чтобы он был директором в 5, 10 или даже 15 компаниях. Это явный признак фирмы-однодневки или компании, которая незаконно выводит деньги за границу.

Как часто федеральные органы могут проверять фирмы по одному и тому же вопросуЭтот директор руководит десятью организациями — похоже, что это компании-однодневки.

Узнать, не меняется ли директор или собственник организации, тоже можно на сайте ФНС. Возможно, директор, с которым вы ведете переговоры о заключении сделки, уже написал заявление об увольнении.

Внесение любых изменений в ЕГРЮЛ — повод задать вопрос потенциальному партнеру.

Как часто федеральные органы могут проверять фирмы по одному и тому же вопросуТак выглядит информация о том, что организация меняет генерального директора.

Многие строительные организации и поставщики участвуют в государственных торгах на госзакупках. Когда они не выполняют свои обязательства, их заносят в реестр недобросовестных поставщиков. Проверить, внесен ли контрагент в такой реестр, можно на сайте закупок.

Включение в реестр недобросовестных поставщиков сразу не характеризует организацию как ненадежную. Но вместе с остальными способами проверки создаст общую картину по контрагенту.

1 августа налоговая опубликовала в открытом доступе больше информации о компаниях. Но эту информацию не так-то просто найти, поэтому я подготовила Регламент проверки контрагента, который можно распечатать и прикладывать к сделкам. Так вы покажете налоговой или суду, что проверили партнера максимально подробно.

Еще регламент поможет решить, имеет ли смысл работать с потенциальным контрагентом. Предлагаем скачать Регламент проверки контрагента.

Я рекомендую рассматривать все шаги проверки в совокупности. Если потенциальный контрагент не прошел проверку по одному или двум шагам, можно уточнить у него причины и потом принять решение о заключении договора. Если вы видите, что контрагент не прошел проверку по большинству шагов, не стоит рисковать — ищите партнера понадежней.

Вопрос недели: две проверки одного юридического лица

Как часто федеральные органы могут проверять фирмы по одному и тому же вопросу

Вопрос: возможно ли одновременное проведение проверки по одному и тому же вопросу двумя органами: прокуратурой и трудовой инспекцией в отношении одного и того же юридического лица, по жалобе одного и того же работника, с постановкой одного вопроса? Какому органу необходимо предоставлять истребованные документы?

Сообщаю Вам следующее:

Государственная инспекция труда и прокуратура являются самостоятельными органами контроля за  соблюдением работодателями требований трудового законодательства. В случае, если работником направлена жалоба на нарушение го трудовых прав одновременно  в органы прокуратуры и государственную инспекцию труда, то каждый из этих органов обязан рассмотреть данное обращение.

При этом обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав, направленное в инспекцию труда,  является безусловным основанием для проведения внеплановой проверки инспекцией труда.

Обращения, поступившие в органы прокуратуры РФ, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из решений, в том числе, о принятии к разрешению либо  о направлении в другие органы.

То есть прокурор вправе (но не обязан) выдать инспекции труда требование о проведении внеплановой проверки абз. 7 ч. 7 ст. 360 ТК РФ,  п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).. В этом случае прокуратура самостоятельно не проводит проверку по обоащению гражлданина.

Если же принято решение о принятии жалобы к рассмотрению, то должностные лица органов прокуратуры проводят проверку по жалобе самостоятельно.

При этом законодательство не содержит перечень оснований для выдачи прокурором требования о проведении внеплановой проверки государственной инспекцией труда в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Следовательно, по нашему мнению,  в каждой конкретном случае вопрос о проведении проверки  по обращениям граждан самостоятельно органами прокуратуры или же направление требования о проведении проверки государственной инспекцией  труда разрешается индивидуально, исходя их характера содержащегося в обращении факта нарушения законодательства.

Таким образом, по нашему мнению, возможно одновременное проведение проверки по одному и тому же вопросу двумя органами: прокуратурой и трудовой инспекцией в отношении одного и того же юридического лица, по жалобе одного и того же работника, с постановкой одного вопроса в случае, если жалоба работника была одновременно направлена и в органы прокуратуры и в трудовую инспекцию,  и органами прокуратуры по результатам предварительного рассмотрения жалобы принято решение о принятии к разрешению (без направления для рассмотрения в инспекцию труда).

Читайте также:  У меня в городе небольшая фотография на документы

Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:

В силу абз. 2 п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.

1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 2202-1) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона N 2202-1 от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации установлен Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45 (далее — Инструкция N 45).

Обращения, поступившие в органы прокуратуры РФ, подлежат обязательному рассмотрению (п. 3.1 Инструкции). По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений:

  • о принятии к разрешению;
  • об оставлении без разрешения;
  • о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;
  • о направлении в другие органы;
  • о прекращении рассмотрения обращения;
  • о приобщении к ранее поступившему обращению;
  • о возврате заявителю.
  • По поступившим обращениям проверка не обязательно будет проводиться самой прокуратурой — это могут сделать и другие органы (например, трудинспекция) по требованию прокурора.
  • В рамках своих полномочий, предусмотренных Федеральным законом «О прокуратуре», прокурорские работники осуществляют надзор за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, некоммерческими организациями, их должностными лицами требований федерального законодательства. Полномочия реализуются следующими способами:
  • 1) прокурорские работники городских, районных и специализированных прокуратур обобщают поступившие ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру РФ, которая формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на своем официальном сайте в срок до 31 декабря текущего календарного года;

2) на основании п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» прокурор вправе выдать инспекции труда требование о проведении внеплановой проверки;

3) органы прокуратуры согласовывают проведение внеплановой выездной проверки работодателей при причинении вреда или при угрозе его причинения жизни, здоровью граждан, возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4) прокуроры вправе возбудить дело об административном правонарушении в сфере труда и направить соответствующее постановление в инспекцию труда для рассмотрения вопроса о привлечении виновного к административной ответственности, что вытекает из административно-юрисдикционных полномочий инспекции.

Согласно абз. 7 ч. 7 ст.

360 ТК РФ основанием для проведения внеплановой проверки  Государственной инспекции труда является,  в том числе, наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

  Законодательство не содержит исчерпывающий перечень оснований для выдачи прокурором требования о проведении внеплановой проверки государственной инспекцией труда в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Следовательно, по нашему мнению,  в каждой конкретном случае вопрос о проведении проверки  по обращениям граждан самостоятельно органами прокуратуры или же направление требования о проведении проверки государственной инспекцией  труда разрешается индивидуально, исходя их характера содержащегося в обращении факта нарушения законодательства.

Согласно ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с требованиями части 7 статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации основаниями для проведения уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов внеплановой проверки соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований являются, в том числе, обращения и заявления граждан, обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

Основанием для проведения внеплановой проверки инспекцией труда является, в том числе, обращения и заявления граждан (пп. «б» п.

10 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875).

При проведении государственного надзора руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить уполномоченным должностным лицам Роструда или его территориального органа, проводящим государственный надзор, информацию и документы, связанные с целями, задачами и предметом проводимого государственного надзора (п. 8 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 октября 2012 года N 354н.

Но кроме инспекции по труду контроль за соблюдением трудового законодательства могут осуществлять и должностные лица прокуратуры.

Важно! Прокуратура не подменяет Государственную инспекцию труда в своей деятельности, осуществляя надзор за исполнением ее должностными лицами своих полномочий в рамках проверки обращений о нарушениях трудовых прав граждан. Таким образом, мы приходим к выводу, что в Российской Федерации осуществляется двойной надзор за соблюдением трудовых прав граждан.

Согласно в п. 6 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.

2012 N 875, Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по федеральному государственному надзору в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями.

Что касается порядка взаимодействия прокурора и государственного инспектора по труду, то статьей 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрены полномочия прокурора требовать от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, а также органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Одновременно сообщаем, что сведения, изложенные в настоящем ответе, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в данном  ответе.

Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 (ред. от 16.02.2017) «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» {КонсультантПлюс}

Статья: Возможна ли проверка организации по жалобе работника (Капанина Ю.В.) («Главная книга», 2014, N 22) {КонсультантПлюс}

{Статья: Двойной надзор за исполнением трудового законодательства. Возможно ли это? (Байдина О.) («Трудовое право», 2017, N 3) {КонсультантПлюс}}

Читайте также:  Купила сапоги: я неделю назад купила сапоги по акции со скидкой, в носке за 2-3 дня лопнула подошва

Статья: Трудовые споры с работниками (Куревина Л.В.

) («Отдел кадров коммерческой организации», 2016, N 10) {КонсультантПлюс}

Статья: Прокурорский надзор и его роль в трудовых отношениях (Куревина Л.В.

) («Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения», 2012, N 6) {КонсультантПлюс}

Статья: К нам едет… прокурор (Комиссарова Т.Ю.

) («Отдел кадров коммерческой организации», 2013, N 10) {КонсультантПлюс}

{Статья: Принцип невмешательства органов прокуратуры в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов (Черепанов М.М., Пугачев А.В.

) («Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу», 2017, N 1) {КонсультантПлюс}}

{Статья: Обращение в прокуратуру (Поляк М.И.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017) {КонсультантПлюс}}

{Вопрос: …Гражданин после увольнения обратился в организацию с запросом о предоставлении справки о доходах физлица по форме 2-НДФЛ и получил отказ. Куда ему обратиться для защиты прав и получения справки? (Консультация эксперта, 2014) {КонсультантПлюс}}

Ответ подготовил эксперт Систем  КонсультантПлюс Кожина Снежана Римовна

Ответ актуален на 21.06.2019 г.

С 01.07.2021 изменится порядок проведении проверок органами государственного и муниципального контроля

В рамках масштабной реформы сферы контрольно-надзорной деятельности принят федеральный закон от 31.07.2020 №248-ФЗ, устанавливающий новый порядок организации и осуществления государственного и муниципального контроля (далее данный закон буду называть Закон №248-ФЗ).

  • Под государственным и муниципальным контролем (надзором) в Законе №248-ФЗ понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, целью которой является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований.
  • Достигается это за счёт профилактики нарушений, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления нарушений, их пресечения и устранения последствий допущенных нарушений.
  • Закон разграничивает полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере государственного и муниципального контроля (надзора).

Кроме того, закон определяет права и обязанности контролёров и лиц, в отношении которых проводятся проверки. Цель закона – устранение недостатков действующих норм, регулирующих сферу проверок, а также снижение количества проверок бизнеса в качестве наиболее затратного способа контроля.

Переняв некоторые положения из действующего ныне федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ  новый закон вносит ряд нововведений, которые будут рассказаны далее.

Разные контролёры не будут проверять соблюдение одних и тех же требований

В Законе №248-ФЗ подробно прописана процедура проведения контрольно-надзорных мероприятий. При этом устанавливается, что вмешательство контролёров в деятельность контролируемых лиц должно быть соразмерно возможным последствиям допущенных ими нарушений.

Кроме того, при проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия необходимо соблюдать принцип недопустимости проверки соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля (ст. 9, пп. 7 п. 8 ст. 66 Закона № 248-ФЗ).

Все проверки зафиксируют онлайн

Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий будут отражаться в информационной системе.

Для этого будут созданы ресурсы, включая Единый реестр видов государственного и муниципального контроля (надзора); Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий; Информационную систему досудебного обжалования; Реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований; Информационные системы контрольных (надзорных) органов.

Благодаря этому лица, в отношении которых проводятся проверки, смогут отследить правомерность их проведения, а также получить оперативный доступ ко всем необходимым документам и сведениям (ст. 17 Закона № 248-ФЗ).

Реестр видов федерального государственного контроля (надзора) будет сформирован до 01.01.2022.

Риск-ориентированный подход при проведении контрольно-надзорных мероприятий

Такой подход будет применяться значительно шире, чем сегодня.

Он предполагает, что выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объём, интенсивность и другие параметры зависят от оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, если контролируемое лицо нарушит обязательные требования. Соответственно, чем выше такой риск, тем чаще и тщательнее будут проверять (ст. 23 Закона № 248-ФЗ).

Оценивать эффективность контролирующего органа по количеству проверок запретили

В Законе № 248-ФЗ содержится прямой запрет на оценку результативности и эффективности деятельности контрольного (надзорного) органа в зависимости от количества:

  • проведённых контрольных мероприятий;
  • выявленных нарушений;
  • лиц, привлечённых к ответственности;
  • и т.д.

Это должно способствовать избавлению от так называемой палочной системы, то есть привести к сокращению проверок и наложенных штрафов (п. 7 ст. 30 Закона № 248-ФЗ).

Определены способы сокращения количества проверок

Закон № 248-ФЗ предусматривает механизмы, применение которых может существенно сократить количество проверок организаций и предпринимателей.

Например, организация может быть освобождена от проведения плановых проверок при заключении договора страхования рисков причинения вреда (ущерба) (п. 9 ст. 25 Закона № 248-ФЗ). Похожее правило предлагается применять и к членам саморегулируемых организаций, в отношении которых саморегулируемая организация проводит контроль (п. 1 ст. 55 Закона № 248-ФЗ).

Предусмотрен также такой способ освобождения от проверок, как признание результатов независимой оценки соблюдения обязательных требований.

Законом может быть установлен порядок, при котором организация проходит оценку соблюдения требований закона в независимой аккредитованной организации, а контролирующий орган принимает результаты такой оценки и не проводит дополнительные проверки в случае успешных результатов процедуры оценки (ст. 54 Закона № 248-ФЗ).

Введены новые формы контроля и надзора

Наряду с мероприятиями, применяемыми сегодня, закон предусматривает новые способы контроля:

  • выездное обследование (визуальное обследование по месту нахождения (ведения деятельности) организации, гражданина, объекта контроля путём осмотра общедоступных производственных объектов без уведомления контролируемого лица);
  • мониторинговую закупку (закупка товара или заказ работ/услуг для направления на испытание, экспертизу, исследование для проверки соответствия требованиям к безопасности и (или) качеству);
  • выборочный контроль (отбор образцов продукции (товаров) по месту их хранения и (или) реализации с целью подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству);
  • инспекционный визит (визит должностного лица контролирующего органа по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, в ходе которого осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов).

При этом предполагается, что новые виды контроля потребуют меньшего количества издержек со стороны контролируемых лиц, а также помогут сократить время взаимодействия с контролёрами или вовсе избежать контактов. Кроме того, инспекционный визит и выездную проверку можно будет проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи (ст. 56 Закона № 248-ФЗ).

Проверки станут короче

Срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней (п. 7 ст. 72, п. 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ). По действующим сегодня правилам, закреплённым в п. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ, проверка может длиться до 20 рабочих дней.

Мониторинг вместо плановых проверок

В качестве одного из способов снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий Закон № 248-ФЗ предлагает мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом.

Он может проводиться при помощи дистанционных технических средств, работающих в автоматическом режиме. Такие устройства будут осуществлять фото- и киносъёмку, видеозапись, собирать другую информацию для контролирующего органа.

А лицо, находящееся под таким мониторингом, будет освобождено от плановых проверок соблюдения требований, контроль которых осуществляется при проведении мониторинга (ст. 96 Закона № 248-ФЗ).

Выездная проверка должна проводиться только в исключительных случаях

Закон № 248-ФЗ предполагает, что выездная проверка может проводиться, только если у контролёра нет возможности:

  • удостовериться в полноте и достоверности имеющихся сведений, содержащихся в документах и (или) в объяснениях, полученных от контролируемого лица;
  • оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в части 2 настоящей статьи место совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий (п. 3 ст. 73 Закона № 248-ФЗ).

Права контролируемых лиц будут защищены лучше

Отдельная глава Закона № 248-ФЗ посвящена обеспечению защиты прав лиц, в отношении которых проводятся контрольные (надзорные) мероприятия.

В частности, закон определяет порядок возмещения вреда, если он был причинён в ходе контрольного мероприятия, порядок досудебного обжалования решений и действий контролирующих органов.

В законе закреплена возможность признания решения, принятого по результатам любого контрольного (надзорного) мероприятия, проведённого с грубым нарушением (сейчас согласно ст.

20 закона№ 294-ФЗ это возможно только в отношении результатов одного мероприятия – проверки). Результаты контрольного (надзорного) мероприятия в этом случае признаются недействительными, а их повторное проведение возможно только по согласованию с прокуратурой (Глава 8, 9, ст. 91 Закона № 248-ФЗ).

Вступление в силу и переходные положения

Читайте также:  ВТБ: долговой центр – официальный сайт, продажа автомобилей и имущества должников, узнать задолженность по кредиту, список должников, коллекторы

Закон № 248-ФЗ вступает в силу с 1 июля 2021 года (за исключением некоторых положений). Положения о видах регионального государственного контроля (надзора) и видах муниципального контроля на основе этого закона должны быть приняты не позднее 1 января 2022 года. До их утверждения будут применяться соответствующие положения, принятые по правилам, утверждённым Законом № 294-ФЗ.

В первой половине 2021 года мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований закона будут проводиться по утверждённой ранее программе профилактики на 2021 год. В период с 1 июля по 31 декабря 2021 года профилактические мероприятия будут проводиться по правилам Закона № 248-ФЗ без утверждения программы профилактики.

Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, будут проводиться по плану, утверждённому в соответствии с Законом №294-ФЗ. Организация, проведение и оформление результатов проверок, не завершённых на 1 июля 2021 года, будут осуществляться по правилам, действовавшим на дату начала этих проверок.

Помощник прокурора Братского районаюрист 1 классаД.А. Ефимов

Прокурор разъясняет — Прокуратура Воронежской области

С 1 июля 2021 года  вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон №248-ФЗ), существенно изменяющий действующий уже более 10 лет порядок организации и осуществления контрольно-надзорных мероприятий в отношений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Законом №248-ФЗ предусмотрены пределы правового регулирования.

Так, его положения не распространяются на мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания; оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях; рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе; проверку устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности; деятельность судов и  органов прокуратуры  и др.

Кроме того, Закон №248-ФЗ не регламентирует порядок осуществления некоторых видов государственного контроля.

Например, налогового, валютного, таможенного контроля, федерального государственного контроля (надзора) за оборотом оружия, государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и некоторых других. Перечень соответствующих исключений установлен ст.2 Закона №248-ФЗ.

  • Закон №248-ФЗ устанавливает приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным. Наряду с ранее применяемыми контролирующими органами профилактическими мероприятиями закреплен ряд новых:
  • — меры стимулирования добросовестности — нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (порядок оценки добросовестности контролируемых лиц, в том числе виды мер стимулирования добросовестности, устанавливается положением о виде контроля);
  • — самообследование — самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований с использованием одного из способов, указанных на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети Интернет. Если по итогам самообследования хозяйствующий субъект получит высокую оценку, то сможет принять декларацию соблюдения указанных требований;

— профилактический визит — беседа по месту деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя. Выявление по итогам визита нарушений не является основанием для выдачи контролирующим органом предписания об его устранении.

  1. Федеральным законом о виде контроля может быть предусмотрена независимая оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, проводимая организациями, независимыми от контрольного (надзорного) органа и контролируемого лица, аккредитованными в национальной системе аккредитации.        
  2. При подтверждении соблюдения обязательных требований контролируемому лицу выдается соответствующее заключение.
  3. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении контролируемого лица в течение срока действия заключения о соответствии не проводятся, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля.

Закон №248-ФЗ значительно расширяет перечень контрольно-надзорных мероприятий.Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении семи контрольных (надзорных) мероприятий.

  • Помимо ранее предусмотренных Законом №294-ФЗ контрольных закупок, рейдовых осмотров, документарных и выездных проверок Закон №248-ФЗ регламентирует следующие мероприятия:
  • — мониторинговая закупка — мероприятие, в ходе которого инспектором совершаются действия по созданию ситуации для осуществления сделки в целях последующего направления продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на испытание, экспертизу, а также проведения исследования продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на предмет их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству;
  • — выборочный контроль — мероприятие, проводимое по месту хранения и (или) реализации контролируемыми лицами продукции (товаров), представляющее собой отбор проб образцов продукции (товаров) в целях подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству;

— инспекционный визит — мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

Закон №248-ФЗ содержит подробные правила проведения каждого мероприятия. Они отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, инструментальное обследование, экспертиза, эксперимент и др. Это обеспечит дополнительные гарантии того, что инспекторы не смогут действовать произвольно.

Кроме того, предусмотрено проведение двух мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом: наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование.

Выездное обследование является новеллой Закона № 248-ФЗ. В ходе его проведения инспектором осуществляется визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. При этом должностным лицом может осуществлять осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов.

  1. Законом № 248-ФЗ скорректированы основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий. К ним отнесены:
  2. 1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
  3. 2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
  4. 3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
  5. 4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  6. 5) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований — в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Закона № 248-ФЗ;
  7. 6) наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок.
  8. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа.

Значительно сокращены сроки проверок. По общему правилу указанный срок не должен превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.

  • Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день.
  • Законом №248-ФЗ сроки проведения контрольной закупки, мониторинговой закупки, выборочного контроля  определяются периодом времени, в течение которого обычно осуществляется соответствующая сделка, проводятся необходимые инструментальные обследования, изъятия проб (образцов) продукции (товаров), испытания или необходимые экспертизы.
  • Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.
  • (Управление по надзору за соблюдением федерального законодательства)

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.