Конфликт в школе: я сказала, что какой интересный случай, сфоткала предложение и выложила в контакт

За мою практику преподавания в школе и в техникуме мне приходилось не раз сталкиваться с фактами травли кого-то из учащихся их сверстниками. Поэтому то, о чём я напишу по данной теме — не только советы меня как психолога, но и как практика в устранении подобных явлений в учебном коллективе.

Для начала важно понять, что травля – это психологическое насилие членов коллективах над одним или несколькими другими членами.

Простая непопулярность ребёнка в среде сверстников, отсутствие к нему интереса, игнорирование в общении не является формой насилия. Травля — это именно постоянно повторяющийся в разных видах акт агрессии.

Психологическое насилие в учебных коллектива достаточно хорошо исследовано в зарубежных странах и получило название — буллинг.

Объектом травли в коллективе может стать практически любой ребёнок. Вовсе не обязательно это будет физически слабый «ботаник-зубрила». В моей практике такими объектами были дети из неблагополучных семей и дети с инвалидностью, и даже дети из вполне обеспеченной семьи, но совершившие противоправные действия, попавшие из-за этого под следствие.

Учителям и родителям важно понимать: если в коллективе возникла травля, то это не проблема того, кто стал её объектом, это проблема всего коллектива. Поэтому работа должна проводиться со всеми членами коллектива,  даже с теми, кто непосредственно травлей не занимается, но молчаливо наблюдает за происходящим со стороны.

Перевод ребёнка, подвергшегося травле, в другую школу – это, конечно, выход. Однако и в новом коллективе ситуация может повториться. Потому что «жертва травли» – это набор поведенческих и психологических характеристик, которыми обладает этот ребёнок. И все эти характеристики он унесёт и в другой коллектив.

Кроме того, удалив из коллектива объект буллинга, тенденция к психологическому насилию над кем-либо сама по себе у членов коллектива не исчезнет.

Либо такой коллектив выберет себе новую жертву, либо все его члены на всю свою жизнь сохранят в своей системе ценностей и нравственных норм те аморальные и безнравственные поступки, которые допускали в адрес объекта травли.

При этом эти аморальные и безнравственные поступки закрепятся в сознании детей как социально одобряемые. И потом уже подобное поведение такие дети могут демонстрировать и в адрес своих родителей.

Конфликт в школе: я сказала, что какой интересный случай, сфоткала предложение и выложила в контакт

Что предпринять родителям жертвы травли

Если ваш ребёнок стал объектом травли в школьном коллективе или в студенческой группе, оставлять его один на один с ситуацией нельзя. Сколько бы ни было лет ребёнку, он нуждается в помощи взрослых и, в первую очередь, близких людей.

Вам обязательно нужно вмешаться в происходящее. И начать следует с посещения школы, беседы с классным руководителем вашего ребёнка. Ранее я уже писала, что в буллинг всегда включён каждый член коллектива, даже тот, кто держится в стороне.

Обсудите с учителем сложившуюся ситуацию, выясните, что он намерен предпринять для устранения проблемы. При необходимости подключите к решению вопроса администрацию школы и школьного психолога, социального педагога.

Не лишним будет приглашение на классный час и родительское собрание представителя правоохранительных органов для проведения разъяснительной беседы.

Родителям не стоит устраивать «разборки» с самими детьми, участвующими в травле. Желаемого результата вы можете не достичь. Наоборот, можете оказаться объектом преследования за противоправные действия в отношении чужих детей.

Каждый вечер после школы расспрашивайте своего ребёнка о ситуации в школе, чтобы быть в курсе развития ситуации. При необходимости встречайтесь с педагогами и родителями одноклассников несколько раз. Главное в данной ситуации не накалять обстановку ещё и с родителями, а именно найти решение проблемы.

Поддерживайте морально своего ребёнка, оказавшегося объектом травли. Научите его простым приёмам психологической защиты от агрессоров.

Например, научите его представлять себя как бы в стеклянном колпаке, от которого отлетают все оскорбления, которые бросают в адрес ребёнка сверстники.

Объясните, что дразнить и задирать интересно только тех, кто даёт хулиганам ответную реакцию. Если на их нападки не реагировать, то интерес продолжать обижать пропадает.

Помните о том, что вашему ребёнку, как бы он ни старался не реагировать на нападки, всё равно приходится эмоционально тяжело. Накопившуюся внутри ответную агрессию, эмоции, ребёнку нужно снимать. Для этого можно использовать разные методы.

Например, проговаривать с ребёнком эти эмоции или же предлагать нарисовать тех ребят, которые его обижают, и порвать рисунки. Можно надуть воздушные шарики, нарисовать на них рожицы обидчиков, написать их имена и попинать шарики.

Пусть ваш ребёнок лучше так выпустит своё внутреннее эмоциональное напряжение, чем на самих обидчиков.

Чтобы весьма травматичная ситуация травли не оставила неизгладимый отпечаток в психике ребёнка, деформировав его личность, спровоцировав развитие различных психологических комплексов, обязательно проработайте ситуацию с детским психологом.

Конфликт в школе: я сказала, что какой интересный случай, сфоткала предложение и выложила в контакт

Что предпринять родителям детей, участвующих в травле

Помните, что ваш ребёнок, считая социально одобряемым поведением проявление агрессии в адрес сверстников, со временем может обратить её и на вас самих. Поэтому игнорировать факт участия вашего ребёнка в буллинге ни в коем случае нельзя.

Если ваш ребёнок принял участие в травле одноклассника или сокурсника, не стоит оставлять данный факт без внимания. Чаще всего дети «отрабатывают» свои собственные психологические травмы на том объекте, который его заведомо слабее.

Такими объектами могут быть не только сверстники, но и животные. Источником психологической травмы вашего ребёнка может быть, а чаще всего так и есть, обстановка в семье.

Агрессивное отношение родителей или одного из родителей к ребёнку, прессинг, гиперопека и гиперконтроль, большое количество запретов и табу, ограничений, частые скандалы в семье – всё это не проходит бесследно для психики ребёнка.

В то же время безразличие родителей к ребёнку, игнорирование его интересов, недостаток внимания и любви тоже могут вызывать в душе ребёнка озлобленность. Особенно по отношению к тем сверстникам, которые живут в более благоприятной атмосфере.

Постарайтесь вызвать ребёнка на откровенный разговор, услышать его проблемы, пойти ребёнку навстречу. Будет совершенно не лишним проработать проблемы ваших отношений в семье с детским или семейным психологом.

Важно не только выяснить причины, культивирующую в ребёнке агрессивное поведение, но и научить его навыкам саморегуляции, снятия стресса, психологической и эмоциональной разрядки, не причиняющей вреда другим, не нарушающим их права и неприкосновенность личности. Неплохо будет рассказать ребёнку и о правовых последствиях проявления нетерпимости и агрессии в адрес других.

Важно, чтобы этот диалог состоялся в позитивной, благоприятной атмосфере, чтобы не укрепить негативизм и агрессивность ребёнка ещё больше.

Если же ваш ребёнок активного участия в травле одноклассника не принимал, но молчаливо наблюдал за этим со стороны, с ним также важно поговорить откровенно. Пассивное поведение в подобных ситуациях тоже не самое правильное. Позиция невмешательства культивирует в ребёнке безразличное отношение к проблемам окружающих, формирует в нём бездушие и цинизм.

Конфликт в школе: я сказала, что какой интересный случай, сфоткала предложение и выложила в контакт

Что предпринять педагогам

  1. Как справиться с ситуацией своими силами

Травлю в учебном коллективе не заметить не возможно. Факты агрессии могут иметь место как во время уроков, перед их началом в кабинете, так и на переменах, после уроков, во время внеклассных и внешкольных мероприятий.

Обнаружив, что ваши ученики включены в ситуацию травли, вы можете сначала попробовать справиться с происходящим самостоятельно. Однако предлагаемые мною 2 способа могут быть успешными только тогда, когда травля во времени длится относительно недолго.

В своей преподавательской практике мне всегда удавалось это сделать без привлечения других лиц: администрации школы, школьных психолога и социального педагога, родителей учеников и студентов. Поэтому я поделюсь с вами своим опытом, а также опишу алгоритм решения проблемы, если силами одного учителя проблему устранить не получается. Но это уже в следующей заметке.

Итак, два примера из моей практики, описывающие модели решения проблемы травли.

Метод 1. Он был удачно применён в коллективе старшеклассников и в группе студентов техникума.

В отсутствие ученика, являвшегося объектом травли, я в жёсткой форме потребовала от остальных прекратить третировать их сверстника, сказав, что в моём присутствии они не смели оскорблять и бить этого ученика, портить или прятать его вещи.

Детям было сказано, что тот, кого они унижают и оскорбляют, ничем не хуже, а может даже и лучше их самих. Одного такого жёсткого требования без угроз в адрес детей, оказалось достаточно. Стоит, однако, уточнить, что в одном из случаев объектом травли был мальчик-инвалид с ограниченной вменяемостью.

Его сверстникам в дополнение к требованию прекратить его третировать, я сказала, что этот мальчик в своём поведении непредсказуем. И если в ответ на их агрессию он причинит травмы обидчикам, то ответственности он никакой не понесёт. А вот сами агрессоры могут остаться на всю жизнь инвалидами похуже этого парня.

Метод 2 был удачно применён несколько раз, как в школьных коллективах, так и в техникуме. Высказав своё неодобрение по факту травли, произошедшего на моих глазах, я задала всем детям вопрос, чем так плох их сверстник. Кроме оскорбительных эпитетов в адрес объекта травли я ничего от них не услышала.

Читайте также:  Гарантийный ремонт автомобиля: необходим ли гарантийный талон и сервисная книга, для ремонта по гарантии

Тогда я задала вопрос о том, что они конкретного знают об этом ребёнке: чем он увлечён, как он живёт, что его интересует, что он умеет. Ответа не последовало. Тогда я предложила всем дома посидеть и подумать, написать на бумаге и принести на следующее моё занятие список негативных качеств этого ребёнка.

Листок с этим описанием я им предложила сделать анонимным, если они стесняются назвать себя, предложила положить мне такие листы на стол под журнал на перемене, пообещав, что я специально выйду на всю перемену в коридор.

Перед следующим занятием я напомнила классу о моём предложении выразить на бумаге свои претензии к объекту травли и ушла. В каждом из случаев под журналом не оказалось ни одного листка. В начале урока я обсудила с учениками ситуацию, сказав, что по факту о ребёнке, ставшем объектом травли, никто ничего плохого сказать и не может.

Даже анонимно. После этого я предложила детям также анонимно и также на листке бумаги дома написать, что хорошего они могут сказать об этом ребёнке. И в следующий раз под журналом не оказалось ни одного листка.

Снова в начале урока я акцентировала внимание детей на том, что как показала практика, никто из них ничего – плохо или хорошего – о своём однокласснике не знают. И, тем не менее, они его обижают, унижают, оскорбляют. На мой вопрос, в чём же причина такого отношения к нему ответа я тоже ни от кого не получила.

После этого факты травли прекратились. В одном из подобных случаев у девочки, подвергавшейся травле, среди одноклассниц появились две подруги из числа тех, кто пассивно следил за травлей. В другом случае – самые ранее агрессивно настроенные одноклассницы взяли девочку, которую ранее обижали, под свою защиту и покровительство.

  • Как справиться с ситуацией совместными усилиями педколлектива

Если буллинг длится уже достаточное время, в него включены много сверстников, ситуация зашла далеко, справиться с проблемой одними описанными в части 4 методами не получится. Понадобится более серьёзная и масштабная работа с коллективом. Далее я опишу один из алгоритмов работы над подобной проблемой класса.

Первыми двумя важными шагами на пути устранения проблемы травли являются беседы с классом и родителями.

Необходимо провести классный час, на котором возникшее в учебном коллективе будет названо своим именем. Ученикам необходимо разъяснить, что они совершают психологическое насилие над своим одноклассником. До них также следует донести, что такое поведение недопустимо. Оно не свидетельствует о какой-то силе, превосходстве агрессоров над жертвой.

Оно свидетельствует о моральной деградации агрессоров и противоправности их поступков. На таком классном часе важно не выставлять перед классом объект травли как жертву, не давить на жалость, не требовать к нему сочувствия и сострадания, а предложить детям, каждому по отдельности, высказаться, что чувствует, что испытывает, что переживает их жертва.

Также каждому ученику нужно поставить задачу самому оценить, скажем, по 5-балльной шкале, степень своего участия в травле, свой персональный вклад в болезнь коллектива.

Например, 1 – я в этом никогда не участвую, 2 – я в этом иногда участвую, но потом мне стыдно, 3 – я иногда в этом участвую и мне потом не стыдно, 4 – я в этом участвую достаточно часто и не сожалею об этом, 5 – я один из главных активных участников травли.

Для начала такая беседа может быть проведена одним учителем. Если она не даст результата, то повторный классный час на эту тему надо проводить с участием психолога и представителя правоохранительных органов.

Встречу и обсуждение сложившейся в классе ситуации необходимо провести и с родителями учеников.

На родительском собрании также необходимо описать подробно происходящее, назвать имена участников травли, назвать травлю своим именем и предложить родителям провести со своими детьми воспитательные беседы. На родительское собрание могут быть приглашены те же специалисты, что и на классный час.

Родителям важно дать однозначно понять, что проблема травли – это не проблема непосредственных участников буллинга, это болезнь всего класса, которую нужно лечить именно как коллективную болезнь.

Вторым шагом будет выявление среди учеников тех, кто готов взять на себя функции поддержки и защиты жертвы буллинга от агрессоров. Таких, впрочем, может и не найтись. Но попытаться всё же следует.

Третьим шагом должна быть работа школьного психолога с коллективом учеников.

Самым эффективным будет тренинг на сплочение группы, а также индивидуальная работа психолога с активными участниками травли по отработке психологических проблем, толкающих детей на проявление агрессии.

Работа психолога должна быть также направлена и на жертву травли с тем, чтобы отработать последствия травмирующей ситуации.

На этом этапе можно использовать метод формирования моральных и нравственных качеств по принципу осознания собственной неправоты и подражания позитивному примеру других. Для этой цели можно периодически организовывать для детей просмотр кинофильмов о дружбе. В кинофонде СССР таких фильмов можно найти немало.

Продемонстрировав такой фильм детям, можно его сразу же обсудить с ребятами и предложить написать эссе или сочинение на тему дружбы, а также что-то из разряда отзыва о фильме. Такой просмотр лучше устраивать в классе, чтобы гарантировать то, что кино посмотрел каждый.

При коллективном просмотре удобнее организовать и его обсуждение.

Четвёртым шагом должна быть выработка с учениками правил межличностных коммуникаций, правил общения и взаимодействия между учениками. Правила должны включать в себя как запреты на негативные действия, так и позитивные действия между учениками.

Выработанные правила поведения между учениками важно закрепить как некий свод. Его нужно распечатать и повесить на видном месте в классе. Кроме того, будет полезно их распечатать и выдать каждому ученику на руки.

Каждый последующий классный час или урок у классного руководителя важно начинать с вопроса к классу о том, насколько успешно им удаётся придерживаться выработанных правил общения. Можно просить поднять руку сначала тех, у кого не очень получается придерживаться правил.

Затем тех, кто нарушает их редко, потом тех, кто их практически не нарушает. В конце тех, кто их не нарушил ни разу с момента последнего опроса. В адрес тех, кто всё же допускает нарушения, надо высказать уверенность в том, что если они будут стараться, то у них обязательно получится.

Тех, кто правила не нарушает, следует публично похвалить и поставить в пример остальным. Иными словами, позитивные изменения в характере взаимодействия детей в классе надо поощрять и поддерживать.

Для того чтобы поднять авторитет жертвы буллинга в группе сверстников, можно поручить ему какое-то ответственное задание, выполняя которое ему будут предоставлены несколько большие права и полномочия, чем у других одноклассников. Однако, при этом, важно следить за тем, чтобы этот ребёнок не начал отыгрываться на своих обидчиках.

 Любите своих детей! Будьте для них опорой и защитой! Будьте для них проводником в вопросах чести, достоинства, морали и нравственности!

И будьте счастливы!

Конфликт в школе — 72 ответа на форуме Woman.ru

72 ответа

Последний — 26 ноября 2012, 04:57 Перейти 01 апреля 2010, 18:27

#10

01 апреля 2010, 18:45

#11

Конфета

надо идти к классному руководителю разбираться

01 апреля 2010, 19:05

#12

01 апреля 2010, 19:15

#13

01 апреля 2010, 19:16

#14

01 апреля 2010, 19:16

#15

01 апреля 2010, 19:17

#16

Оксаночка

12-Я точно так же поступила бы!!!

01 апреля 2010, 19:35

#18

01 апреля 2010, 19:39

#19

01 апреля 2010, 19:48

#20

01 апреля 2010, 19:59

#21

01 апреля 2010, 20:03

#22

01 апреля 2010, 20:23

#23

01 апреля 2010, 20:45

#24

01 апреля 2010, 20:54

#25

01 апреля 2010, 21:10

#26

01 апреля 2010, 21:25

#27

Taпка

Я бы обратилась к директору, завучам и преподавателям, в письменном виде или устном с записью на диктофон. А Кате бы наказала сразу звонить вам как только она почувствует что вот сегодня это случится.

А если бы факт избеиения бы случился, то в бы подала в суд на весь руководящий состав школы за не предотвращение конфликта. И еще узнать у этой подружки, от кого именно исходит угроза и все-таки позвонить родителям.

01 апреля 2010, 21:29

#28

Лоркин

Манго, подруга не может придумать, вот такой ребенок, если сказала — да, так и есть. А вот что стоит за словами — может просто понты одноклассниц, причем, направленные подруге, а намерения нет вовсе бить мою дочь. Пока все не выяснится, я могу только контролировать дочкину безопасность.

01 апреля 2010, 21:37

#29

01 апреля 2010, 21:50

#30

Галерка

И мама девочки разобралась и объяснила детям, как находится в жизни управа на всех. Особых решений принято не было, никто не требовал извинений и не угрожал.

01 апреля 2010, 21:52

Читайте также:  Последствия дтп: я сбил человека. Был абсолютно трезв, он пьяный выскочил на дорогу. Суд дал 1

#31

01 апреля 2010, 21:54

#32

01 апреля 2010, 21:57

#33

Клубничка

в моей школе…. дочку директора, сосущую член сфоткал парень и разместил фотки в контакте…ничё-никто не пострадал…а тут аватарки…

01 апреля 2010, 21:59

#34

Шапка

Клубничкав моей школе…. дочку директора, сосущую член сфоткал парень и разместил фотки в контакте…ничё-никто не пострадал…а тут аватарки…Ппц,контакт создан был только в 2006 ом году -))

01 апреля 2010, 22:00

#35

01 апреля 2010, 22:01

#36

01 апреля 2010, 22:09

#37

Клубничка

Шапчунь-у вас такое было, типо «стрелки забивать» «выведи за лоха»)))))))))))))) ржачно так было

01 апреля 2010, 22:09

#38

Шапка

Нет ну наезжали конечно.

01 апреля 2010, 22:10

#39

Клубничка

ржачно так было

01 апреля 2010, 22:12

#40

01 апреля 2010, 22:13

#41

Шапка

Клубничкаржачно так былоСглашусь,оч.Одного доводили ,он взял да и повесился.

01 апреля 2010, 22:16

#42

Клубничка

а моего одноклассника утопили в реке

01 апреля 2010, 22:17

#43

01 апреля 2010, 22:19

#44

01 апреля 2010, 22:21

#45

  • Шапка
  • Eбоная херь,10 лет мытарств в школе.
  • Я на физике смотрела в потолок.

01 апреля 2010, 22:21

#46

Лоркин

40, была б разводка — рада была бы. Про волосы. «Один на один» и «толпой избивать одну девочку» — разница есть?

01 апреля 2010, 22:24

#47

  1. Клубничка
  2. ШапкаEбоная херь,10 лет мытарств в школе.
  3. Я на физике смотрела в потолок.а мы на физике камасутру зырили на последней парте

01 апреля 2010, 22:27

#48

Шапка

КлубничкаШапкаEбоная херь,10 лет мытарств в школе.

Я на физике смотрела в потолок.а мы на физике камасутру зырили на последней партеЖалко,надо было учиться.

01 апреля 2010, 22:46

#49

Шапка

Клубничкаа моего одноклассника утопили в рекеВсе,забыли про одноклассников,я сто лет назад эту школу закончила и больше вспоминать про неё не хочу.

01 апреля 2010, 23:01

#50

Что делать, если ребенок снимает учителя и выкладывает в соцсети?

  • Статьи
  • Право
  • Управление школой

Когда в школьных стенах разгорается не по-детски серьезный спор, чаще всего мы сталкиваемся именно с правовым конфликтом.

В диджитал-реальности тема стала еще острее — ученики теперь не просто жалуются на оценки родителям, а снимают педагога на телефон и свободно выкладывают видео в сеть.

Куда бежать, кому жаловаться и как успокоиться, если дети залили на YouTube ролик с вами в главной роли? Спрашиваем у коллег из «Право „Просвещения“».

Изображение: Technology photo created by karlyukav — www.freepik.com

15 октября 2021

Линейка, урок или перемена: ученик снял на телефон видео с педагогом. Как реагировать? Это просто детская шалость или пора вмешиваться юристу? В большой практике работы со школами «Право „Просвещения“» часто разбирает похожие ситуации и помогает принять верное решение школе, учителям и родителям.

Начнем с того, что явного запрета на получение изображения гражданина в нашей стране не существует. Статья 152.

1 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) запрещает обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи) без его согласия.

Но согласие не требуется, когда изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях, за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.

На первый взгляд придраться не к чему: школа — общественное место, на территории которого проводятся публичные мероприятия, а учитель выполняет свои должностные обязанности. На фото или в видеоролике учитель объясняет, к примеру, новую тему. И что здесь такого? Объясняем: момент истины наступает, когда ученик выкладывает фотографию или видео с изображением учителя в соцсети. Фото- и видеоматериалы с участием педагога, сделанные в публичных местах, не должны стать причиной споров, если в целом контент отображает информацию о публичном мероприятии: торжественной линейке, лекции и других общешкольных событиях. Для публикации таких материалов согласие учителя не нужно. И наоборот, если учитель — основной объект съемки, то фото или видео не отображает информацию о публичном мероприятии. И тогда у нас в кармане — изображение самого учителя, его действия. В этом случае без согласия педагога опубликовать контент не получится. За примером можно не ходить далеко: ученик вел съемку учителя, согласие на размещение в сети не спрашивал, и, опубликовав фото или видео, нарушил право учителя.

Разбирая обстоятельства для урегулирования вопроса в досудебном порядке, юристы рекомендуют обратить внимание школы, учителя и родителя на норму части 3 статьи 152.1 ГК РФ. Она устанавливает право гражданина требовать удаления изображения, а также пресечения или запрета дальнейшего его распространения, если его изображение, полученное без его согласия, опубликовано в интернете.

Сначала обратитесь к нарушителю и его родителям, владельцу сайта или соцсети, где размещена фотография или видеоролик с вашим участием. Потребуйте удалить контент. Если ваши требования не выполнили добровольно, подайте Исковое заявление в суд общей юрисдикции с требованием обязать нарушителя и администратора интернет-ресурса удалить контент и запретить его распространение. В этой ситуации, кстати, у вас есть право потребовать компенсацию морального вреда, причиненного использованием ваших изображений в публичном доступе без согласия.

Изображение гражданина Закон относит к его персональным данным. Учитель вправе обратиться в суд с иском о защите прав субъекта персональных данных, или в Роскомнадзор с заявлением о принятии предусмотренных законом мер по восстановлению нарушенных прав субъекта персональных данных и обеспечении удаления интернет-страницы, на которой размещены персональные данные учителя без его разрешения.

Ученик в возрасте от 14 до 16 лет по иску учителя может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности. Несовершеннолетние лица в возрасте от 14 до 18 лет, согласно гражданскому законодательству, обладают деликтоспособностью, то есть самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях. Если у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред возмещается полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

Если нарушителю меньше 14 лет, то согласно статье 1073 ГК РФ он не отвечает самостоятельно за причиненный вред и не привлекается к мерам гражданско-правовой ответственности. Отвечать за Правонарушение и возмещать Моральный вред будут родители.

Если учитель обратится в суд с иском о защите прав субъекта персональных данных, а ученику исполнилось 16 лет, то он может быть привлечен к административной ответственности согласно части 2 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — штрафу в размере от 6 до 10 тысяч рублей. Незаконную публикацию контента с вашим участием можно предотвратить, регламентируя общественную жизнь школьников. Можно, например, включить отдельный пункт в правила внутреннего распорядка — запрет на использование гаджетов и телефонов во время урока и разрешение фото- и видеосъемки на территории школы на общественных мероприятиях.

Развить правовые компетенции педагогов в области взаимодействия семьи и школы поможет курс «Академии «Просвещение»» «Стратегии принятия решений в проблемных ситуациях на правовой основе в общеобразовательной организации».

Подробнее о курсе

Школьные конфликты: виды, пути решения, приемы и примеры

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями. 

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • Обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)
Читайте также:  Номинальный директор: знакомый предложил зарегистрировать на мой паспорт два ООО. Пообещав

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме.

Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.

  Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности.

Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо.

Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет. Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки. Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.

Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон.

Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям.

Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику.  Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным  
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное.

Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Пример

  Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом.

После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.

После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения.

Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного  разрешения. Обозначим его еще раз.

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется.

Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Екатерина Афанасьичева.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *