Не являясь собственником помещения (арендую) обязана ли делать пандус для инвалидов?

Здоровому человеку ничего не стоит преодолеть две-три ступеньки у входа в подъезд или магазин. Он даже не обратит внимания на высокий порог.

Но для людей в инвалидных колясках, пожилых мужчин и женщин, которые могут ходить только с тростью, и даже родителей с колясками ступеньки и высокие пороги превращаются в серьезную преграду.

Инвалиды и представители других маломобильных групп часто вынуждены оставаться дома, потому что из-за отсутствия пандусов дорога до ближайшей аптеки для них – испытание.

Не являясь собственником помещения (арендую) обязана ли делать пандус для инвалидов?

В России действует программа «Доступная среда», призванная исправить недостатки городского пространства, которые мешают людям с ограниченными возможностями чувствовать себя полноправными членами общества.

Один из важных аспектов этой программы – отсутствие барьеров для маломобильных групп населения.

Другими словами, установка аппарелей в общественных местах и социально значимых зданиях, к которым должны иметь свободный доступ все граждане.

В пандусах нуждаются не только инвалиды, они необходимы пожилым людям, родителям с колясками, беременным женщинам и тем, кто страдает заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Проект «Доступная среда» опирается на федеральные законы и строительные нормы, он обязывает владельцев зданий и товарищества собственников жилья устанавливать пандусы. За невыполнение этих требований предусмотрены санкции: штраф или временное приостановление коммерческой деятельности. Нарушители несут за отсутствие пандусов не уголовную, но административную ответственность.

Какие законы и нормы регулируют вопросы установки пандусов

  • ФЗ «О соцзащите инвалидов в РФ». Закон оговаривает, что любая организация должна создать для инвалидов условия, чтобы они имели доступ к социальной инфраструктуре. Это не только жилые дома, но и общественные, производственные здания.
  • СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
  • СНиП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения».
  • Постановление от 09.07.2016 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».

Не являясь собственником помещения (арендую) обязана ли делать пандус для инвалидов?

Какие санкции предусмотрены за отсутствие пандусов

Размер штрафа зависит от статуса нарушителя. Вопросы ответственности за неисполнение законов, касающихся безбарьерной среды, регулирует Кодекс об административных правонарушениях.

Для должностных лиц сумма взыскания составляет 2-3 тысячи рублей, но для юридических лиц за отсутствие пандусов перед входами предусмотрен штраф в 20-30 тысяч рублей. Это санкции, предусмотренные статьей 9.

13 Административного кодекса: «Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры».

Единства судебной практики нет, и если суд решит, что санкции должны наступить на основании статьи 14.

1 Административного кодекса, то есть за нарушение условий осуществления предпринимательской деятельности, размеры взысканий будут другими.

Индивидуальных предпринимателей могут оштрафовать на 4-5 тысяч или приостановить их деятельность на 90 дней. Частным лицам полагается взыскание на ту же сумму, а вот юридическим лицам – на 40-50 тысяч рублей.

Не являясь собственником помещения (арендую) обязана ли делать пандус для инвалидов?

Однако само наличие пандуса – еще не гарантия соблюдения буквы закона. Проверка может выявить нарушения при его установке, и тогда избежать взыскания можно будет только одним способом: как можно быстрее внести изменения в конструкцию пандуса.

Цена решения проблем зависит от ошибок, допущенных при монтаже. Одно дело, если нормам не соответствует высота перил пандуса, другое дело – угол его наклона. Иногда заплатить взыскание дешевле, чем исправить бетонную конструкцию с неправильным уклоном, на которую не могут заехать инвалиды-колясочники.

Вот только закон все равно требует исправить пандус, и владелец будет вынужден и заплатить, и внести изменения. Поэтому крайне важно сразу монтировать аппарели, соответствующие СНиП.

Если же установить их на входе технически невозможно, есть другие способы обеспечить доступ инвалидов и других маломобильных групп населения в здание.

Как установить пандус в подъезде в 2021 году — куда идти и кто имеет право

Не являясь собственником помещения (арендую) обязана ли делать пандус для инвалидов?

Россия считает себя социальным государством, но на практике часто бывает так, что самые незащищенные слои населения получают слишком мало внимания. Это относится, в первую очередь, к инвалидам – городская среда, вопреки требованиям законов, почти не адаптирована для людей с особыми потребностями. Но им бывает сложно даже просто выйти из дома. Облегчить им жизнь можно с помощью пандуса или подъемника в подъезде – более того, его практически гарантирует закон. Но как его добиться и что делать, если чиновники или соседи будут против?

Наверное, все видели, как магазины и предприятия сферы обслуживания пытаются выполнить законодательство о безбарьерной среде – нагромождая многоуровневые пандусы перед входом. Проблема в том, что нормативные акты требуют, чтобы наклон пандуса был не больше определенного градуса – при этом конструкция новых зданий обычно такова, что вход находится высоко над уровнем земли.

Не являясь собственником помещения (арендую) обязана ли делать пандус для инвалидов?

То же касается и многоквартирных домов. Так, если в старой пятиэтажке вход вполне может быть на уровне земли (или возвышаться на 1-2 ступеньки), то в более современных домах обычно цокольный этаж выше, поэтому до входа в подъезд есть целый лестничный пролет. А в самом подъезде может быть еще один пролет до площадки первого этажа, откуда уже можно пользоваться лифтом.

Пандусы нужны, прежде всего, для инвалидов на инвалидных колясках. Им сложно преодолевать даже незначительные препятствия, поэтому комфортной городская среда будет при полном отсутствии барьеров. Кроме того, пандусы помогают молодым родителям спускаться и подниматься с детскими колясками. Главное условие для установки пандуса – перепад уровней высот в 4 сантиметра и больше.

Бывают пандусы двух основных видов:

  • бетонные – могут быть только стационарными, выполняются путем заливки бетоном, или выкладываются из камня, кирпича или других стройматериалов;
  • металлические – бывают стационарные и откидные. Откидной пандус особенно актуален, например, в подъезде – когда он не эксплуатируется, его можно поднять, тогда конструкция не мешает проходу.

Чаще всего пандусы сооружаются из металла – потому что если нужно сделать конструкцию из 2, 3 или более уровней, это будет просто дешевле в изготовлении. А бетонные пандусы обустраиваются при небольших уклонах (например, если до входа в подъезд 1-2 ступеньки от земли) или перед бордюрами.

К пандусам предъявляется масса требований, причем это и ГОСТ, и СНиП, и СП. В целом, свод правил предполагает, что пандус должен соответствовать таким требованиям:

  • уклон поверхности – не более 5%. Но в ряде случаев допускается уклон до 10% – если перепад высот не больше 20 сантиметров. А если здание – общественное, или пандус временный, можно сделать уклон в 8%, но только если перепад высот не больше 50 см, а общая длина спуска – не более 6 метров;
  • максимальный перепад высот – 3 метра, а длина наклонного подъема – не больше 36 метров. Если «втиснуться» в эти параметры не удается, придется обустраивать подъемник;
  • ширина пандуса – больше 1 метра (а в рекомендациях говорится о полутора метрах);
  • в начале и конце подъема обязательно должны быть площадки (1,5 на 1,5 метра минимум);
  • на каждые 8-9 метров подъема должна быть площадка для отдыха (1,5 метра, если движение продолжается, или 2 метра, если пандус поворачивает в этом месте);
  • снизу обязательно должны быть бортики (чтобы колеса не выезжали за пределы пандуса);
  • если перепад высот более 15 сантиметров, то по краям пандуса обязательно нужны поручни на высоте около 70 и 90 сантиметров

Сейчас уже есть типовые решения по пандусам – как правило, это металлическая конструкция с поручнями из нержавеющей стали и изготовленная из перфорированных рифленых листов стали.

Кто и когда обязан его устанавливать?

Когда речь идет о доступной городской среде на улицах городов, то сразу понятно, кто за что отвечает.

За пандусы в магазины и предприятия сферы обслуживания – они же и отвечают, за бордюры на тротуарах – балансодержатели дорог, а за входы в муниципальные учреждения – эти же учреждения (хотя по факту все оплачивает город).

Но кто отвечает за установку пандусов перед подъездами и внутри них? И когда их вообще нужно устанавливать?

Обязанность установить пандус в подъезде следует из Федерального закона от 24.11.

1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» – этот закон возлагает на государство обязанности по обеспечению беспрепятственного передвижения для инвалидов.

А статья 2 ЖК РФ прямо указывает, что обеспечивать такие условия для инвалидов обязаны органы государственной власти и органы местного самоуправления. То есть, хоть речь и идет об общедомовом имуществе, пандус относится к компетенции государства.

Читайте также:  Какое наказание грозит за оскорбление личности, уголовная ответственность по статье

После того, как пандус будет установлен, он входит в состав общедомового имущества, соответственно, за него отвечает управляющая компания или ТСЖ.

Доступность для инвалидов жилых помещений и общего имущества в МКД

12 февраля вместе с Ларисой Лапиной, заместителем исполнительного директора Ассоциации управляющих организаций «Новое качество», в рамках онлайн-семинара мы обсудили новые правила доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в МКД.

Эксперт рассказала, каким требованиям должны соответствовать указанные объекты и как управляющие компании участвуют в процессе обеспечения доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в МКД.

Не являясь собственником помещения (арендую) обязана ли делать пандус для инвалидов?Жилые помещения и общее имущество МКД станут более доступны для инвалидов

Почему эта тема важна для УО

Тема доступности жилых помещений и общего имущества МКД для инвалидов нова для управляющих организаций. А между тем, в ней нужно разобраться в ближайшее время – с 1 января этого года начались проверки на соблюдение требований к доступности жилого помещения и общего имущества МКД для инвалидов и требований по приспособлению жилого помещения с учётом потребностей инвалида.

Мы заранее настроили участников онлайн-семинара на интенсивную работу. Вначале обсудили законодательство, которое защищает права инвалидов в РФ.

Рассмотрели, какие требования предъявляются к ОИ МКД, где живёт инвалид и каким требованиям должно соответствовать жилое помещение инвалида.

Рассказали, зачем нужна и как собрать межведомственную комиссию, кто может войти в её состав и каковы её полномочия.

Вместе мы разобрались в сложном вопросе, кто проводит обследования и проверку экономической целесообразности проведения реконструкции и капитального ремонта дома или части дома, в котором проживает инвалид. Участники онлайн-семинара узнали, что такое минимальный, оптимальный и максимальный перечень, из чего они складываются и на какие средства можно выполнить каждый перечень.

Лариса Лапина объяснила, почему управляющим организациям нужно перестать бояться и войти в состав межведомственной комиссии.

Что нужно знать из законодательства

25 сентября 2008 года Россия подписала конвенцию о правах инвалидов, которая была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 № 61/106. Этот документ говорит о необходимости полного и эффективного вовлечения инвалидов в жизнь общества.

Доступность для инвалидов должна обеспечиваться в новых, строящихся объектах и в старых домах. При новом строительстве отдаётся предпочтение универсальному дизайну, который ещё называют инклюзивным. Это такой дизайн, который решает проблемы людей с инвалидностью разных видов. Старые дома рекомендуется разумно приспосабливать для нужд инвалидов.

Основной закон, гарантирующий права инвалидов в России, в том числе право на доступную среду жизнедеятельности, – Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Он определяет государственную политику в социальной области защиты инвалидов.

Обязана ли управляющая организация за счет платы за ремонт и содержание жилья выполнять установку пандуса?

Не являясь собственником помещения (арендую) обязана ли делать пандус для инвалидов?

На вопрос отвечает эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Амирова Лариса. Ответ прошел контроль качества

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Обязанность по устройству дополнительного оборудования в виде пандуса в подъезде дома на управляющую организацию возложена быть не может. Управляющая организация может исполнить такую обязанность лишь по поручению собственников жилых помещений многоквартирного дома и за их счет.

Обоснование вывода:

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.

1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к которым относятся и многоквартирные жилые дома. Для инвалидов-колясочников беспрепятственный доступ подразумевает наличие пандуса, отвечающего установленным техническим требованиям (Свод правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14.11.2016 № 798/пр), или иного подъемного устройства.

Из содержания приведенной нормы следует, что обязанными лицами по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры являются, наряду с органами публичной власти и органами местного самоуправления, юридические лица независимо от их организационно-правовых форм. Однако, по нашему мнению, соответствующая обязанность у организаций возникает в том случае, если они являются собственниками таких объектов или владеют ими на ином вещном праве. Управляющие организации к таковым не относятся, поскольку общее имущество многоквартирного дома им не принадлежит.

Как следует из положений п. 1 ст. 290 ГК РФ, ч. 1 ст. 36 ЖК РФ общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Оборудование зданий пандусами для инвалидов — Юридическая консультация

В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются гарантии их социальной защиты (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ).

Согласно Декларации о правах инвалидов, утвержденной резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.

1975, инвалиды должны пользоваться всеми правами без каких-либо ограничений, различий и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к инвалиду или к его семье. Статья 8 данной декларации определяет, что инвалиды имеют право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования.

Федеральный закон от  24.11.

1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»  (далее – Закон № 181-ФЗ) закрепил право инвалидов на социальную защиту – систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст. 2).

  • В соответствии со ст. 15 Закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
  • 1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
  • 2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
  • 3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
  • 4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
  • 5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
  • 6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
  • 7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
  • 8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
  • В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
  • Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Читайте также:  Аренда земельного участка: как обжаловать уведомление о расторжении договора

В ст. 2 Градостроительного кодекса РФ закреплено требование обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов был разработан свод правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция  СНиП  35-01-2001», утвержденный приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605 (далее – Свод правил).

Он предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее – маломобильных групп населения – МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах «универсального проекта» (дизайна) (п. 1.1 Свода правил).

Требования Свода правил необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.

Имеет ли право инвалид получить благоустроенное жилье?

В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д.

, следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов (п. 1.2 Свода правил).

Проектные решения, предназначенные для МГН, должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении (п. 1.5 Свода правил):

  1. — досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории;
  2. — безопасности путей движения (в том числе эвакуационных и путей спасения), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда МГН;
  3. — эвакуации людей из здания или в безопасную зону до возможного нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов;

— своевременного получения МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе и т.д.;

— удобства и комфорта среды жизнедеятельности для всех групп населения.

В соответствии с п. 4.1.14 Свода правил лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.

Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20.

Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9–1,0 м.

Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами.

Требования о возложении обязанности оборудовать вход в помещение аптеки пандусом удовлетворены, поскольку ответчиком не соблюдены требования законодательства по обеспечению беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры маломобильных групп населения

Судья Долматов А.О.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего Хасановой В.С.

и судей Ефремовой О.Н., Владыкиной О.В.,

при секретаре С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 7 июля 2014 года дело по апелляционным жалобам ИП Д., ООО «Инвакорп-Пермь» на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 7 апреля 2014 года, которым постановлено: «Обязать индивидуального предпринимателя Д.

и ООО «Инвакорп-Пермь» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры — аптеке готовых лекарственных формах, расположенной по адресу: , оборудовав входную группу: подъемным устройством, предусмотренным Сводом правил СП 59.13330.

2012 и соответствующим ему; двухуровневыми поручнями высотой 0,9 и 0,7 м; порогом дверного проема, не превышающим 0.014 м; наружным дверным проемом шириной в свету не менее 1,2 м».

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Ефремовой О.Н., пояснения прокурора Пермской краевой прокуратуры Бабушкиной О.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Прокурор Дзержинского района г. Перми обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, заявил требование о возложении на индивидуального предпринимателя Д.

и ООО «Инвакорп-Пермь» обязанности обеспечить беспрепятственный доступ в помещение аптеки по адресу: , инвалидов или маломобильных групп населения, путем оборудования входа в помещение аптеки пандусом или иным подъемным устройством, соответствующим требованиям Свода правил 59.13330.

2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», оборудованию входной группы двухуровневыми поручнями высотой 0,9 и 0,7 м, порогом дверного проема, не превышающим 0,014 м, наружным дверным проемом шириной не менее 1,2 м в свету.

Требования мотивировал тем, что собственником помещения адресу: — ИП Д., арендатором помещения ООО «Инвакорп-Пермь», использующим помещение в целях организации аптечной торговли, не соблюдены требования законодательства Российской Федерации и Пермского края по обеспечению беспрепятственного доступа в указанное задание маломобильных групп населения.

В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявления. Ответчик Д. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена.

Представитель ответчиков ИП Д. и ООО «Инвакорп-Пермь» с заявленными требованиями не согласился.

Судом было постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого, прекращении производства по делу просят ответчики.

В качестве оснований для отмены решения указывают на то, что суд в своем решении не проясняет наличие правовой связи между передачей помещения ИП Д.

в аренду и возникновения у собственника правовой зависимости от деятельности ООО «Инвакорп-Пермь», создавая для собственника не свойственные ему права и обязанности и возлагая на него принудительную обязанность по отношению к собственному помещению, возложенную решением суда.

Собственник в своей жалобе указывает, что арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые были им оговорены при заключении договора аренды или были заранее известны арендатору, либо должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора и передаче имущества в аренду. Таким образом, ИП Д. является добросовестной стороной договора аренды, в связи с чем, не праве нести ответственность по принудительному обустройству пандуса в собственном помещении, арендуемом ООО «Инвакорп-Пермь».

Кроме того, прокуратурой в суд в качестве доказательств факта наличия нарушений, представлены сканокопии фотоматериалов, которые не заверены надлежащим образом, из них невозможно установить адрес места нахождения отображенного объекта. При таких обстоятельствах доводы органов прокуратуры являются голословными и не подкреплены соответствующими доказательствами (ст. 55 ГПК РФ).

Не принято во внимание, что утратил силу Приказ Минздрава N 80, которым был утвержден Отраслевой стандарт, на который ссылалась прокуратура.

Несмотря на это суд при вынесении решения применил иные ссылки на правовые источники, по мнению суда, дающие основания для принятия решения в пользу органов прокуратуры.

Суд действие нормы не проверял, в чем усматривается отсутствие беспристрастности при осуществлении правосудия.

Кроме того, ответчиками представлено техническое заключение ООО «ПрИнС» N 32 от 23.07.2013, в соответствии с которым, техническая возможность устройства пандуса на данном объекте технически не возможна.

Суд принимая во внимание данное заключение, ссылаясь на положения Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», тем не менее, возлагает на ответчиков обязанность по оборудованию входа в аптеку для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения. Однако такое решение суда заведомо невыполнимо.

Техническая возможность оборудования входа в здание аптеки отсутствует, поскольку обустройство входной группы пандусом в соответствии с требованиями Свода правил 59.13330.

2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», возможно только при выходе за красную линию и нарушения охранных зон сетей, что является нарушением градостроительных норм и правил.

Ссылаются на то, что при согласовании переустройства помещения в целях организации продажи лекарственных препаратов были получены все необходимые согласования, в том числе и от Департамента социального развития г. Перми. Более того, требование прокуратуры об установке подъемного устройства на входной группе аптечного входа по вышеуказанному адресу не обсуждался, прокуратурой не доказан факт наличия технической возможности установки такого устройства в имеющихся условиях.

Ответчик ООО «Инвакорп-Пермь» приводит аналогичные доводы, а также доводы относительно того, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку помещение ему передано по договору аренды, в связи с чем, арендодатель несет ответственность за соответствие помещения требованиям, предъявляемым к данному виду деятельности.

Прокуратурой Дзержинского района г. Перми представлены письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы, в которых просит решение суда оставить без изменения.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит правовых оснований к отмене решения суда, вынесенного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.

Читайте также:  Увольнение по ОШМ: моя проблема заключается вот в чем, с 1 июня 2009 года должность сократили

Согласно положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации: Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 72, пункт «ж» части 1 Конституции Российской Федерации социальная защита инвалидов относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

Как установлено статьей 2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст.

15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Помещение по адресу: , находящееся в собственности Д., передано в пользование по договору аренды ООО «Инвакорп-Пермь» для размещения аптеки. Учитывая цель использования помещения, оно относится к объектам социальной инфраструктуры, к которым должен быть обеспечен беспрепятственный доступ маломобильных групп населения.

Законом Пермской области «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры Пермской области» установлен перечень специальных приспособлений и оборудования для оснащения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур (ст. 4 Закона), к которым, в частности, относится оснащение объектов социальной инфраструктуры пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания, а также пандусами при входах в здания, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках.

Как видно из материалов дела и установлено судом, вход в помещение аптеки не приспособлен для подъема инвалидов-колясочников и других маломобильных граждан, что подтверждается актом, составленным сотрудниками прокуратуры, не оспаривается ответчиками.

Так, из представленных материалов следует, что помещение аптеки расположено на 1 этаже жилого дома и имеет две входные группы с отдельными входами и ступенями, одна из которых используется как служебный вход.

Специальное приспособление (пандус) или иное подъемное устройство для свободного доступа инвалидов отсутствует, дверной проем входной группы не соответствует установленным требованиям.

Могу ли я требовать, чтобы мой подъезд оборудовали пандусом?

vampy1/Depositphotos

«Требовать» — не совсем тот глагол. Можно заявить о необходимости установки инвалидного пандуса в подъезде. С этим заявлением вы должны обратиться в управляющую организацию. Она ваше заявление рассматривает. Срок рассмотрения — 30 дней. Необходимо получить согласие собственников на установку пандуса. Здесь меня могут попробовать поправить, сказав, что в 2013 году были внесены изменения в ЖК, отменяющие требование о согласии собственников. Отменено требование о согласии 2/3 собственников. Но 1/3 все же должна согласиться, так что это иллюзия, что без согласия собственников можно обойтись. Причем, если согласие получено, конструктивные особенности подъезда позволяют установить пандус, то управляющая организация может затратить на его установку средства, собранные по статье «Содержание и ремонт общего имущества».

Есть и второй путь — обращение в органы публичной власти (управы, муниципалитеты), они могут заказать работу по установке пандуса управляющей организации. Но тогда они должны оплатить эти работы. Есть ли средства на это или нет, можно узнать только на практике.

Если вы получаете со стороны управляющей организации мотивированный отказ, например дом технически не приспособлен для установки пандуса, то имеет смысл попытать счастье в управе, обратиться к депутатам.

Если будут выделены средства на перепланировку, позволяющую установить пандус, то вы получите результат.

Тут шансы увеличиваются, если в подъезде в установке пандуса нуждаются несколько человек (коллективные обращения).

Если же вы получаете немотивированный отказ (не ответили или сообщили, что денег нет, а вы готовы оплатить эту услугу), то надо обращаться за консультацией в ГЖИ. Если ГЖИ сможет найти способ найти баланс мнений между вами и управляющей организацией, то это поможет.

Основная проблема заключается в том, что в отношениях между собственником и управляющей организацией лежит договор. Если в нем не прописано, что средства могут тратиться на пандус, то ГЖИ предъявить управляющей организации будет нечего. В договоре управления вся загвоздка, поэтому и требуется согласие собственников на установку пандуса.

Соглашаясь на это, они соглашаются разделять с вами затраты на его установку. Основной совет: ходите на собрания и голосуйте за грамотные договоры управления. Прокуратура и общество защиты прав потребителей здесь тоже мало чем поможет. Дом — это коллективная собственность.

Прокуратура поможет, только если у управляющей организации вопиющие нарушения, да и поможет только тем, что их выведет на чистую воду. Но это не гарантия появления у вас пандуса.

Если все же установка пандуса была начата или же в результате борьбы за его появления были совершены противозаконные действия, то стоит обращаться в суд. В ряде случаев это действеннее, чем все ранее перечисленные инстанции.

Отвечает адвокат, управляющий группы компаний «Гордейчик и партнеры» Алексей Гордейчик:

Законодательство о доступной среде максимально конкретно и требует обязательного оборудования подъездов домов пандусами.

По нашей практике, обращения в прокуратуру и жилищную инспекцию субъекта федерации бывает достаточно для убеждения «балансодержателя» многоквартирного жилого дома в целесообразности скорейшего проведения подобного переустройства.

Припоминаю только один случай, когда в очень «клубном» доме в центре Хабаровска руководство ТСЖ на почве конфликтной ситуации с жильцами наотрез отказывалось оборудовать пандусом под коляски используемый по старой советской привычке для повседневных нужд пожарный выход, и это решение поддержала прокуратура.

До сих пор гадаю, в чем была истинная причина такого отказа. Не хочется верить, что в персональном составе участников спора. Как бы то ни было, суд по этому поводу наш клиент выиграл, но реализовывать решение не стал, так как дети с внуками перебрались в Москву.

Недавно за чаем он с усмешкой рассказал мне, что пандус все-таки установили и заплатил за него его визави, контролирующий ТСЖ, когда у него у самого пошли внуки.

Отвечает руководитель проекта «Рамблер/недвижимость» Rambler&Co Евгения Владимирова:

Любой гражданин может сегодня потребовать оборудовать в подъезде пандус для детских и инвалидных колясок. Такие нормы прописаны в федеральных законах, в СНиП, регламентирующих проектирование, строительство и реконструкцию зданий и сооружений для нужд всех маломобильных граждан. Причем сейчас не нужно добиваться согласия 2/3 жильцов подъезда.

Следует обратиться в ЖЭК (ДЕЗ) или управляющую компанию и написать заявление на имя начальника организации в двух экземплярах. На ответ коммунальным службам дается 30 дней. Если лестничный проход узкий, установить стационарный пандус, скорее всего, не получится. Тогда должен быть установлен откидной пандус.

Когда вопрос решается положительно, пандус устанавливается в подъезде в течение нескольких дней.

В случае бездействия коммунальных служб нужно обращаться в вышестоящие инстанции – жилищную инспекцию или администрацию города.

Отвечает юрисконсульт компании «Мой Семейный Юрист» Олеся Обижаева:

Жители Москвы и Московской области имеют право на бесплатную установку в зданиях пандусов для детских и инвалидных колясок. Данное право регламентируется следующими законодательными документами:

– Закон г. Москвы от 17 января 2001 г. № 3 (ред. 16.12.2015) «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы»;

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.