Образовательные услуги: если выполнение студенческих работ является противной основам правопорядка

Тендеры на образовательные Услуги — это конкурентные закупки учебных программ для сотрудников госзаказчиков, госкомпаний. При проведении необходимо установить специальные требования к исполнителям.

Инструкция доработана экспертом Эллой Залужной

Когда госзаказчики закупают обучение

Кадровики, бухгалтеры, специалисты по технике безопасности и охране труда и многие другие регулярно повышают квалификацию — без этого просто не пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности, поэтому госзаказчики постоянно проводят государственные закупки товаров и услуг обучения для своих сотрудников.

Сами государственные закупки осуществляют специалисты, имеющие необходимые квалификацию, знания и опыт в данной сфере. Контрактное законодательство обязывает покупателей создавать контрактную службу, если годовой объем закупок более 100 млн рублей (ч. 1 ст. 38 44-ФЗ). При меньших показателях необходимо назначать контрактного управляющего.

Работники такой службы или управляющий должны иметь высшее или дополнительное профобразование в сфере госзакупок (ч. 6 ст. 38 44-ФЗ).

Для проведения тендеров на обучение и образование покупатель создает закупочную комиссию в основном из лиц, которые повысили квалификацию или прошли переподготовку по госзакупкам (ч. 5 ст. 39 44-ФЗ).

Выбираем способ определения поставщика

Образовательные услуги отсутствуют в аукционном Перечне, который утвержден Распоряжением Правительства №471-р от 21.03.2016, поэтому заказчик вправе выбрать любой способ определения поставщика:

  1. Открытый конкурс в эл. форме (ст. 54.1 44-ФЗ).
  2. Электронный аукцион (ст. 59 44-ФЗ).
  3. Запрос котировок в эл. форме при НМЦК до 500 000 рублей и соблюдении предела таких закупок от общего объема тендеров (82.1 44-ФЗ).
  4. Запрос предложений в эл. форме (ст. 83.1).
  5. Закупка у единственного поставщика, если сумма закупки не превышает 600 000 рублей, требования к предельному объему таких покупок соблюдены (ст. 93).

Закрытые способы используют, когда сведения из тендера секретны.

Заказчики часто приобретают обучение через аукционы. Здесь победителя определяют на основании одного критерия — цены контракта.

Услугу трудно объективно оценить только по стоимости, а ее характеристики в описании участники интерпретируют по-разному. Предпочтительнее в подобных случаях использовать открытый конкурс, т.к.

он предусматривает несколько критериев оценки. Цена здесь не всегда имеет решающее значение.

Постановление №1279 от 30.09.2019 разъясняет, включается ли закупка услуга обучения сотрудника в план-график: да, как и остальные закупки организации.

Обосновываем НМЦК

Расчет- обоснование закупки образовательных услуг проводят на основании ст. 22 44-ФЗ. Когда объем потребностей определить невозможно, п. 2 ст.

42 Закона о контрактной системе позволяет указать в извещении и документации максимальную стоимость и формулу расчета цены.

Там же указывают, что оплата по контракту производится по указанной цене, исходя из объема фактического обучения. Размер такой оплаты не превышает НМЦК.

Составляем ТЗ

Тендерную документацию на обучение составляют так, чтобы поставщики правильно истолковали все требования и критерии. В этом случае они смогут объективно рассчитать цену.

При подготовке технического задания к тендеру образовательных услуг учитывайте ряд нюансов, нарушение которых влечет за собой ограничение конкуренции и, как следствие, споры в ФАС:

  1. Учебные заведения сами определяют названия собственных учебных программ (№273-ФЗ от 29.12.2012), поэтому заказчик не вправе указывать в ТЗ точные наименования без особых предписаний.
  2. Количество часов рекомендуется указывать в диапазоне значений (например, минимальное или максимальное), а не конкретное, т.к. это ограничивает число участников.
  3. Выбор места для проведения занятий следует оставить за поставщиком. Заказчик указывает только населенный пункт, где конечные потребители смогут получить новые знания, или район. При очном или очно-заочном варианте обучения указывайте это, как и наименование объекта закупки, необходимое для обеспечения перехода на дистанционное обучение сотрудников. Например: дистанционное обучение по охране труда. Приобретаемые услуги описывают на основании образовательных стандартов. Например, повышение квалификации займет не меньше 16 часов, а переподготовка — более 250.

Образовательные услуги: если выполнение студенческих работ является противной основам правопорядка Место оказания услуг не указывается в приложении к лицензии. Это значит, что учебные заведения не ограничены по месту проведения занятий. Отклонение заявки на основании того, что адрес поставщика не совпадает с требованиями заказчика, не допустимо (Решение УФАС от 27.02.2020 по делу №44-1161/20).

Устанавливаем требования в документации

Образовательная деятельность подлежит лицензированию (ст. 91 №273-ФЗ). В закупочной документации следует установить требование о наличии у поставщика образовательной лицензии. Такой документ не требуется только для индивидуальных предпринимателей, которые оказывают услуги непосредственно. Используйте формулировку:

Образовательные услуги: если выполнение студенческих работ является противной основам правопорядка

ФЗ-273 разъясняет, какая лицензия должна быть у организации на обучение по 44-ФЗ: лицензия на ведение образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования.

Готовим контракт

Приказом Минтруда №797н от 29.10.2015 утвержден типовой контракт на оказание образовательных услуг, которым учреждения руководствуются при подготовке проекта документа.

Образовательные услуги: если выполнение студенческих работ является противной основам правопорядка

Рассказываем, как прописать в контракте условие, что обучение только в очной форме (если дистанционное не требуется):

  1. В раздел «Предмет контракта» включите уточнение в пункт, который разъясняет место учебы.
  2. В разделе «Взаимодействие сторон» уточните, обязан ли Исполнитель предоставлять место для проживания учащихся.
  3. Уточните место и способ предоставления услуг в приложениях к контракту.

Заключение договора субподряда при закупке образовательных услуг по 44-ФЗ не запрещено (если иное не оговорено в контракте), поэтому место обучения не всегда совпадает с адресом победителя тендера.

Принимаем услуги

Приемка обучения проводится в соответствии с условиями контракта (раздел 4 типового контракта на обучение сотрудников). Здесь предусмотрено проведение экспертизы, создание приемной комиссии по желанию заказчика, составление акта сдачи-приемки в установленный срок.

После исполнения обязательств исполнитель предоставляет заказчику акт сверки взаиморасчетов.

Возвращение к здравому смыслу? "Образовательные услуги" могут изъять из закона

В осеннюю сессию Госдума рассмотрит законопроект об исключении из законодательства понятия «образовательные услуги» и замене его на «государственные гарантии» и «обучение на возмездной основе», если речь идет о платном образовании. Образование – это совместный процесс педагогов и учеников, нельзя сводить его к циничному «оказанию услуг», утверждают авторы инициативы. Об этом с самого начала своей работы на посту министра образования и науки неоднократно заявляла Ольга Васильева. Когда образование стало услугой, как это изменило отношение к профессии педагога и почему пора избавиться от этого бухгалтерского определения – в материале Накануне.RU.

  • Школьное образование в России становится все менее доступным

Депутаты от КПРФ внесли в Госдуму законопроект еще в начале года, сейчас он включен в примерную программу на октябрь.

По мнению авторов законопроекта, образовательный процесс – это совместная деятельность образовательной организации, педагога и ученика по освоению образовательных программ. Соответственно, образование не является коммерческой или социальной услугой, как это сейчас определено законодательством РФ.

Депутаты предлагают заменить понятие «платные образовательные услуги» на «обучение на возмездной основе», а «оказание государственных услуг» – на «государственные гарантии».

«Как социальное благо образование не является имуществом, оно также не является результатом выполнения работ или оказания услуг.

Концепция образования как услуги вызывает справедливое недовольство педагогического сообщества, обучающихся и их родителей.

Руководители Министерства образования и науки неоднократно высказывались за исключение этого понятия из действующего законодательства», – говорится в законопроекте.

Действительно, министр просвещения (ранее – образования и науки) Ольга Васильева с самого начала своей работы на этом посту выступала против образования как услуги.

«Нам нужно изменить отношение общества к служению учителя. Должно исчезнуть понятие «услуги образования». Должно у нас, у самих учителей уйти представление, что мы оказываем услуги. Мы воспитываем будущее поколение страны, я уже неоднократно это говорила», – заявляла Ольга Васильева на общероссийском родительском собрании два года назад.

Образовательные услуги: если выполнение студенческих работ является противной основам правопорядка

В этом году она повторила свою мысль, объясняя родительнице из Ижевска, что в классе из 28 детей учитель сумеет «выявить талантливую молодежь».

«Несколько десятилетий мы объясняли, что у нас есть вместо великого значения слов образование и учитель – «образовательные услуги», благодаря которым родители считают себя в праве говорить, что при 28 учениках в классах талантов не будет. Таланты будут всегда, нужно захотеть, чтобы и родители, и школа эти таланты выявляли», – на повышенных тонах ответила Ольга Васильева.

Читайте также:  Приватизация и несовершеннолетние: в квартире прописаны отец и сын несовершеннолетний

Один из авторов законопроекта, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин пояснил, что выражение «образовательные услуги» приравнивает учителя к обслуживающему персоналу.

«Образование – это не услуга ни с какой точки зрения. Услуга предполагает односторонние отношения: вы пришли в кафе, официант вас обслужил, вы расстались. Результат зависит от работы поваров и официантов. Вы пришли в высшее учебное заведение, преподаватели стараются дать вам знания, вы стараетесь их получить.

Результат зависит от обеих сторон, поэтому отношения в образовании – отношения субъект-субъектные. Здесь личность взаимодействует с личностью.

Самое главное заключается в том, что, если образование – это теория услуг, то педагоги – это обслуживающий персонал«, – сообщил Олег Смолин Накануне.RU.

По его словам, такая трактовка унижает педагогов и выхолащивает все духовное и нравственное содержание образовательных отношений. «Образовательные отношения по своему смыслу – это отношения не функциональные, а личностные.

Педагог никого не обслуживает, он как офицер или как актер в театре служит своему делу, детям и стране.

Поэтому унижать педагога, сравнивая его с чистильщиком сапог, это вредно и для педагога, и для качества образования», – говорит он.

«Образовательные услуги» появились в российском законодательстве в 1992 г., напомнил президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук Сергей Комков.

«Главными инициаторами его внедрения в нашей системе образования были западные (в первую очередь – американские) советники. Уже тогда вокруг данного вопроса разгорелись большие споры и дискуссии.

Потому что в советской школе ни о какой «образовательной услуге» никогда даже не шло речи.

Образование всегда считалось одной из важнейших социальных функций государства по подготовке подрастающего поколения к решению задач развития государства и к построению нового общества», – рассказал Сергей Комков Накануне.RU.

Вот как выглядел Закон об образовании (тогда – «о народном образовании») до распада СССР, в 1973 г.

«Образование в нашей стране является подлинно всенародным делом. Государство, семья, общественные организации, трудовые коллективы совместными усилиями обеспечивают коммунистическое воспитание и образование подрастающего поколения.

Особая роль в этом деле принадлежит педагогическим работникам, деятельность которых основывается на идейной убежденности, высоком сознании своей профессиональной и общественной ответственности, педагогическом мастерстве, эрудиции и культуре. Труд учителя, воспитателя, других педагогических работников благородное и почетное дело.

Они формируют духовный мир юной личности, им общество вверяет самое дорогое – детей, молодежь», – гласит первая статья.

После распада СССР система образования поменяла свою направленность.

«Если раньше система образования в нашем государстве носила фундаментальный классический характер, то с приходом к власти так называемых представителей «демократии», опирающейся в основном на помощь американских «советников», и система образования в России стала перестраиваться на американский манер. Она все больше стала носить «прикладной характер».

То есть, во главу угла стали ставиться чисто практические цели. В России появилась целая сеть частных, коммерческих школ. И вот именно тогда в обиход был введен термин «образовательная услуга»! А педагог постепенно стал превращаться в наемного работника, осуществляющего всего лишь комплекс неких «коммерческих образовательных услуг», – добавил Сергей Комков.

Это привело к тому, что талантливые педагоги стали уходить из школ, им на смену пришли репетиторы, стали проводиться развивающие занятия за дополнительную плату.

«В такой ситуации совершенно естественно, что давно назрел момент пересмотра подхода к понятию «Системы образования в России» и исключению из нее любых вариантов «услуг»! А также – возврат к прекрасно оправдавшей себя «классической фундаментальной системе образования», – считает Комков.

Образовательные услуги: если выполнение студенческих работ является противной основам правопорядка

Однако Правительство выступило против такого возвращения. Использование понятия «услуга» в законодательстве связано с «регламентацией расчета финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных организаций в сфере образования».

«Исключение указанного термина из законодательных актов Российской Федерации потребует изменения механизма финансового обеспечения государственного (муниципального) задания бюджетным и автономным учреждениям», – говорится в заключении зампредседателя Правительства Константина Чуйченко.

«Я думаю, что Правительство дало отрицательный отзыв по одной-простой причине, оно не захотело менять подзаконные финансовые документы Минфина и других финансовых органов, – заметил Олег Смолин. – Жаль. Я думаю, что это идеологическое решение заметно оздоровило бы обстановку образования, оно поддерживается подавляющим большинством педагогов».

  • Депутат выразил надежду на то, что предложение коммунистов поддержат оппозиционные фракции и некоторые коллеги из «Единой России».
  • Отметим, что правовое управление Госдумы не имеет концептуальных возражений, но обращает внимание на редакционную доработку законопроекта и необходимость принятия одновременно с ним поправок в кодексы РФ.
  • Исключить «образовательные услуги» из законодательства согласились депутаты парламентов Вологодской области, Карачаево-Черкесской Республики и Кабардино-Балкарской Республики.

Возможна ли реализация образовательной программы, если для этого используется гражданско-правовой Договор?

В преддверии нового учебного года рассмотрим очень важный аспект осуществления образовательной деятельности — кто и на каких основаниях может привлекаться к реализации образовательных программ? Сразу отметим, что данный материал представляет собой экспертную точку зрения, так как однозначной ясной позиции по обозначенному вопросу пока не сформулировано, но судебная практика заставляет задуматься…

Весной текущего года было опубликовано Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2018 г.

по делу № А27-26511/2017, анализ которого позволяет сделать вывод — привлечение к осуществлению образовательного процесса физических лиц, фактически исполняющих функции педагогических работников, на основании договоров гражданско-правового характера противоречит действующему законодательству Российской Федерации в сфере образования. Рассмотрим данный вывод по существу.

Предыстория вопроса.

Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области (далее Кузбассобрнадзор), осуществляющей переданные полномочия по государственному надзору и контролю в сфере образования, в рамках проведения проверки (лицензионный контроль) юридического лица, ведущего образовательную деятельность на основании выданной лицензии, были выявлены нарушения лицензионных условий. Усмотрев в действиях юридического лица состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, Кузбассобрнадзор составил протокол об административном правонарушении от 27.11.2017 и в соответствии с требованиями статей 23.1, 28.8 КоАП РФ, статей 202, 203, 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о привлечении к административной ответственности. Несмотря на то, что в целом Исковое заявление Кузбассобрнадзора из-за процессуальных вопросов оставлено судом без удовлетворения, само содержание заслуживает внимание в части заявленного названия данной публикации.

Итак, рассмотрим доводы Кузбассобрнадзора. Решением от 08.02.2018 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе административный орган, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт, а именно прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока давности привлечения. Как полагает заявитель жалобы, судом не опровергнуты обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, о нарушении юридическим лицом лицензионных требований, выразившихся в осуществлении образовательной деятельности в нарушение подпунктов «д» и «и» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» (далее — Положение о лицензировании образовательной деятельности) с привлечением к осуществлению образовательного процесса физических лиц, фактически исполняющих функции педагогических работников (преподавателей, мастеров производственного обучения), на основании договоров гражданско-правового характера.

В соответствии с требованиями подпункта «д» пункта 6 Положения одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Согласно части 1 статьи 46 Закона № 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках.
  • Образовательные услуги: если выполнение студенческих работ является противной основам правопорядкаВ силу части 21 статьи 2 указанного Закона педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
  • Под правовым статусом педагогического работника, согласно части 1 статьи 47 Закона № 273-ФЗ понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
  • Представляется, что некоторые из гарантий, предусмотренных для педагогических работников, в том числе распространяются и на иных работников образовательной деятельности, а именно право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации (пункты 5, 7 части 5 статьи 47 Закона № 273-ФЗ).
Читайте также:  Через сколько лет снимается судимость

Пунктами 1, 5 части 3 статьи 28 Закона № 273-ФЗ определено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности в том числе относятся разработка и принятие правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов; прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников. В соответствии со статьей 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

?

Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

Следовательно, привлечение к осуществлению образовательного процесса физических лиц, фактически исполняющих функции педагогических работников, на основании договоров гражданско-правового характера противоречит действующему законодательству Российской Федерации в сфере образования.

Как следует из материалов дела, представленные юридическим лицом при проверке договоры на оказание услуг, заключенные с гражданами Российской Федерации: Г.И.В. (договор оказания услуг от 02.10.2017); Г.А.В. (договор оказания услуг от 02.10.2017); Р.В.В. (договор оказания услуг от 02.10.2017); С.О.А. (договор оказания услуг от 02.10.

2017), Ш.А.В. (договор оказания услуг от 02.10.2017), Ш.В.В. (договор оказания услуг от 02.10.2017) не являются трудовыми договорами, заключенными с данными лицами как с педагогическими работниками, при этом трудовые договоры с вышеуказанными лицами как с педагогическими работниками при проверке юридическим лицом представлены не были.

Согласно письменным пояснениям директора юридического лица трудовые договоры, служебные контракты, дополнительные соглашения к имеющимся трудовым договорам с работниками, оказывающими педагогические услуги, не заключались.

В свою очередь, наличие вышеуказанных лиц, фактически исполняющих обязанности педагогических работников, на ином законном основании (трудовой договор по совместительству, служебный контракт, дополнительные соглашения к трудовым договорам и т. п.) на момент проведения проверки не представлено.

В соответствии с требованиями к квалификации, указанными в квалификационной характеристике должности «Преподаватель», утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.

2010 № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее — Приказ № 761н), лицо, замещающее должность «Преподаватель», должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работу, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работу.

Так, согласно документам, представленным при проверке, у юридического лица функции преподавателя (преподаваемый курс: «Основные положения трудового права») исполняет Г.И.В. (на основании договора оказания услуг от 02.10.2017).

Документов, подтверждающих получение указанным лицом высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательном учреждении, при проведении проверки представлено не было. Пунктом 9 Приказа № 761н предусматривается, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Информация о наличии рекомендации аттестационной комиссии о назначении Г.И.В. на должность «Преподаватель» в порядке исключения при проведении проверки юридическим лицом не представлена.

Права студентов

Образовательные услуги: если выполнение студенческих работ является противной основам правопорядка

Студентом высшего учебного заведения является лицо, в установленном порядке зачисленное в высшее учебное заведение для обучения.

Студенту высшего учебного заведения бесплатно выдаются студенческий билет и зачетная книжка установленного образца.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» студенты высшего учебного заведения имеют право:

  • 1) выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки (специальности)) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой;
  • 2) участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования;
  • 3) осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном высшем учебном заведении, в порядке, предусмотренном его уставом, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями);
  • 4) участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений;
  • 5) бесплатно пользоваться в государственных и муниципальных высших учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения; принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах;
  • 6) представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения;
  • 7) обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  • 8) переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения;

Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

Преподаватель, допускающий применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, может быть уволен (пп. 2 п. 3 ст. 56 Закона «Об образовании»).

Право студентов на перевод и восстановление

За нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения. Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть наложено на студента высшего учебного заведения после получения от него объяснения в письменной форме.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

Порядок и условия восстановления в высшем учебном заведении студента, отчисленного по неуважительной причине, определяются уставом высшего учебного заведения.

Студент имеет право на восстановление в высшем учебном заведении, где он обучался, в течение 5 лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением основы обучения (бесплатной или платной), в соответствии с которой он обучался до отчисления, при наличии в высшем учебном заведении вакантных мест.

Студенту гарантируется свобода перевода в другое высшее учебное заведение при согласии этого высшего учебного заведения и успешном прохождении им аттестации.

В государственных высших учебных заведениях плата за восстановление, переход и перевод не взимается, если лицо получало или получает высшее профессиональное образование впервые за счет средств федерального бюджета.

В случае прекращения деятельности высшего учебного заведения перевод студентов в другое высшее учебное заведение обеспечивает учредитель, орган управления, в ведении которого находится высшее учебное заведение.

Право студентов на материальную помощь со стороны ВУЗа

Читайте также:  Имеет ли право патруль останавливать машину, и допрашивать ее пассажиров

Нуждающимся студентам, обучающимся по очной форме обучения в государственных, муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, выделяются дополнительные средства за счет соответствующих бюджетов на оказание помощи в размере двадцати пяти процентов стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в соответствующих бюджетах.

Решение об оказании единовременной материальной помощи принимается руководителем образовательного учреждения на основании личного заявления студента. При оказании материальной помощи студентам учитывается мнение студенческой группы и студенческой (объединенной) профсоюзной организации образовательного учреждения (при ее наличии).

  1. Студентам из числа детей-сирот и детей, обучающихся по очной форме обучения и оставшихся без попечения родителей, выплачивается ежегодное пособие в размере 3-месячной стипендии на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей.
  2. Социальная поддержка в виде оплаты льготного проезда на железнодорожном, авиационном, речном и автомобильном транспорте, оплаты санаторно-курортного лечения и другая социальная поддержка оказывается студентам в порядке, устанавливаемом образовательным учреждением по согласованию со студенческой (объединенной) профсоюзной организацией (при ее наличии) в зависимости от материального положения студентов.
  3. За успехи в учебе и активное участие в научно – исследовательской работе студенты высших учебных заведений получают материальное поощрение в соответствии с уставом высшего учебного заведения.
  4. Право студентов на академический отпуск
  5. Академический отпуск – это отпуск, предоставляемый студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования по медицинским показаниям и в других исключительных случаях (стихийные бедствия, семейные обстоятельства и в других).
  6. Решение о предоставлении академического отпуска студентам принимает руководитель образовательного учреждения. Основанием для издания приказа является:
  7. – по медицинским показаниям – личное заявление студента и заключение клинико-экспертной комиссии учреждения здравоохранения;
  8. – в других исключительных случаях – личное заявление студента и соответствующий документ, подтверждающий основания для получения академического отпуска с указанием причины.

Соотношение статьи 169 ГК РФ и сочетания норм пункта 1 статьи 10 ГК РФ и статьи 168 ГК РФ

Коллеги, хотелось бы обсудить, насколько это возможно, в формате блога, довольно интересный вопрос о том, как соотносятся между собой статья 169 ГК РФ и сочетание норм пункта 1 статьи 10 ГК РФ и статьи 168 ГК РФ. 

Законодатель объективно не в состоянии предвидеть и регламентировать все возможные случаи поведения сторон, с тем, чтобы установить необходимое справедливое регулирование для каждого мыслимого случая.

Что неизбежно сталкивает общество с такими ситуациями, когда стороны совершают какие-либо деяния, запрет на совершение которых прямо не был установлен в законе, но очевидно, что любой справедливо и честно мыслящий человек не стал бы совершать аналогичного деяния, предвидя его противоправный характер.

Выходом из этой ситуации является наделение суда правом действовать по своему усмотрению через такие оценочные понятия как добросовестность, разумность, справедливость и т.д.

Одной из норм в Гражданском кодексе РФ, содержащей такую дискрецию, является статья 169 ГК РФ, согласно которой «сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна и влечет последствия, установленные статьей 167 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных законом, суд может взыскать в доход Российской Федерации все полученное по такой сделке сторонами, действовавшими умышленно, или применить иные последствия, установленные законом».

Однако анализ практики применения статьи 169 ГК РФ, свидетельствует о её неэффективности, в связи с чем возникла потребность написания настоящей публикации.

1. Применение статьи 168 ГК РФ в ситуации отсутствия прямого нормативного запрета

При буквальном толковании положений пунктов 1 и 2 статьи 168 ГК РФ складывается впечатление, что речь идет о недействительности сделок, которые нарушают требования закона или иного правового акта.

С той лишь разницей, что пункт 1 применяется в случае нарушения прав стороны оспариваемой сделки и применяется годичный срок исковой давности, а пункт 2 применяется в случае, если эти нарушения посягают на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц и применяется трехгодичный срок исковой давности.

Таким образом, можно сделать вывод что сделка, совершенная в нарушение закона или иного правового акта, нарушающая права одной из сторон, должна быть оспорена ей в течение одного года с момента начала исполнения такой сделки, а в противном случае такая сделка получит легитимацию, не смотря на то, что такой стороной может быть Потребитель, который и не должен знать, что ему необходимо в течение одного года с момента начала исполнения обязательств оспаривать те или иные условия сделки, которые противоречат требованиям закона (например, правило о договорной подсудности не по месту жительства потребителя или одностороннее изменение банком условий кредитного договора с потребителем).

Очевидно, что такой подход к положениям пункта 1 и пункта 2 статьи 168 ГК РФ привел бы к грубому противоречию цели установления императивных норм, легитимируя незаконные сделки и необоснованно ограничивая сроки исковой давности на признание их недействительными и применение последствий недействительности.

Вместе с тем, из системного толкования статьи 168 ГК РФ и пунктов 75 и 76 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.

2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» можно сделать вывод, что сделка, нарушающая императивные требования (явно выраженный запрет) закона или иного правового акта, признается ничтожной (срок исковой давности составляет 3 года), независимо от того, посягает ли она на частные интересы стороны договора, или публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.

Несомненно, остаётся не менее актуальным для российского правопорядка вопрос о том, должны ли вообще правила о сроках исковой давности применяться к ничтожным сделкам, но исследование этого вопроса не является предметом этого обсуждения.

Таким образом, анализ статьи 168 ГК РФ наводит на мысль о том, что указанная статья Гражданского кодекса РФ не содержит возможности применения её для оспаривания сделки, в ситуации отсутствия конкретной нормы, требованиям которой такая сделка не соответствует.

Приведенный подход также подтверждается позицией Верховного Суда РФ, отраженной в пункте 8 Обзора судебной практики № 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017) «между тем ст. 168 ГК РФ содержит лишь общие положения отнесения сделки, не соответствующей требованиям закона, к ничтожной.

Ограничившись формальной ссылкой на приведенную выше норму Гражданского кодекса Российской Федерации, суд не привел в решении, какие именно положения действующего законодательства нарушают заключенные в обеспечение кредитного договора договоры залога, что позволило бы сделать вывод об их ничтожности».

Правда необходимо отметить существование иной позиции, которая была изложена в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда от 23.06.2015 г. № 25. Верховный Суд РФ допускает или возможно допускал до 2017 года применение положений статьи 168 ГК РФ к ситуации, когда сделка противоречит не конкретной норме закона, а существу законодательного регулирования.

2. Применение сочетания норм пункта 1 статьи 10 ГК РФ и статьи 168 ГК РФ

В силу того, что применение статьи 168 ГК РФ в целях борьбы со злоупотреблением правом участников гражданского оборота было заблокировано, а обстоятельства требовали какого-либо правового решения, в судебной практике сложился подход, что если сделка совершена с явным злоупотреблением правом и при этом в законе отсутствует правовая норма, устанавливающая запрет такого поведения, применению подлежит следующая правовая конструкция по признанию сделки недействительной – сочетание пункта 1 статьи 10 ГК РФ и статья 168 ГК РФ.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *