Ограничения на государственной службе и распоряжение имуществом принадлежащим служащему

Для многих из нас понятие «государственная служба» ассоциируется с приближенностью к высшим эшелонам власти, особыми полномочиями и возможностью принимать судьбоносные решения. Однако следует учитывать, что законодательство, регулирующие эту сферу, налагает внушительный список ограничений и запретов, связанных с гражданской службой.

Госслужба

Кто сегодня относится к категории гражданских служащих? По существу, это довольно широкое понятие. В него входят все специалисты, получающие вознаграждение за счет бюджетных средств, утвержденные на должность на основании служебного контракта.

Речь идет о работе в сфере законодательной, исполнительной, судебной центральной или региональной власти.

В соответствии с законодательством, у них есть определенные права и обязанности, а также целый ряд ограничений и запретов, связанных с гражданской службой.

Помимо основных моментов, связанных с рабочим процессом и режимом, госслужащий, к примеру, имеет право запрашивать необходимую по службе информацию, профессионально развиваться и занимать вышестоящие должности на конкурсной основе, быть членом профсоюза.

К его обязанностям помимо должностных относится необходимость регулярно повышать квалификацию, беречь государственное имущество, строго следовать нормам служебного поведения.

Ограничения на государственной службе и распоряжение имуществом принадлежащим служащему

Закон о гражданской службе

Законодательная база, определяющая основные принципы и условия гражданской службы, была разработана и утверждена в 2004 году. Закон о госслужбе определяет ее экономические, правовые и организационные основы.

В нем перечислены группы и категории должностей, квалификационные требования, а также запреты, связанные с государственной гражданской службой.

Кроме того, определен механизм приема на государственную службу, заключения и расторжения контракта.

В документе содержится 17 глав и более 70 статей, регламентирующих все детали служебной деятельности, начиная от принципов начисления заработной платы и аттестации и заканчивая спецификой разрешения должностных противоречий.

В 79-ФЗ запреты, связанные с гражданской службой, равно как и ограничения, перечислены в соответствующих разделах. Ключевым моментам, связанным с правами, обязанностями, служебным поведением, ограничениями по службе, посвящена третья глава федерального закона о правовом статусе гражданского госслужащего.

Ограничения на государственной службе и распоряжение имуществом принадлежащим служащему

Разница между «ограничением» и «запретом»

Чем принципиально отличаются эти понятия, и почему в федеральном законе они прописаны отдельно? Юристы утверждают, что такое разграничение вполне обосновано.

К запретам, связанным с гражданской службой, относятся ситуации, в рамках которых служащий не имеет разрешения на выполнение каких-либо действий. Запрет не может быть снят по воле вышестоящего руководителя. Это можно сделать только на законодательном уровне.

В случае с «ограничением» человек не может выполнять те или иные действия или вступать в правовые отношения до тех пор, пока не будет соответствовать определенным требованиям или не предпримет конкретных действий. То есть ограничения могут быть сняты служащим самостоятельно, если он выполнит необходимые требования.

Например, чтобы занять должность на гражданской службе, кандидату требуется получить допуск к гостайне. После прохождения соответствующей процедуры это ограничение перестанет действовать.

Ограничения на государственной службе и распоряжение имуществом принадлежащим служащему

Ограничения: основные пункты

Обратимся к списку ограничений, препятствующих поступлению на службу или пребыванию в должности. По количеству пунктов он уступает перечню запретов, связанных с прохождением гражданской службы, но все же выглядит довольно внушительно.

К первоочередным ограничениям, не позволяющим занимать должность, относятся следующие случаи.

  1. Кандидат признан недееспособным решением суда.
  2. У него есть не снятая судимость, или он находится под следствием.
  3. Кандидат отказывается оформлять допуск к информации, составляющей гостайну.
  4. Служащий «теряет доверие» руководства в связи с невыполнением требований о предотвращении конфликта интересов или противодействии коррупции.
  5. Присутствует подтвержденное заболевание, не позволяющее выполнять должностные обязанности.

Для определения последнего служащие регулярно проходят диспансеризацию по установленному графику.

Какие заболевания относятся к категории неприемлемых? В первую очередь, это расстройства поведения и психики, умственная отсталость, бредовые расстройства и шизофрения, расстройства влечений и привычек.

Также сюда относятся расстройства, связанные с употреблением психотропных веществ, и болезни нервной системы (эпилепсия).

Родственные связи, гражданство, воинская обязанность

Серьезное влияние на перспективы гражданской службы оказывают семейные обстоятельства кандидата и его правовой статус.

Препятствием для вступления в должность могут стать близкие родственные отношения с потенциальным руководителем или подчиненным. В эту категорию попадают родители, дети (и их супруги), супруги (а также их дети, родители, братья, сестры).

Запрет на прохождение госслужбы налагается и в том случае, если человек перестает быть гражданином страны и получает зарубежное гражданство. Также не может стать гражданским служащим иностранный подданный, если речь не идет о дипломатическом корпусе.

Обязательным условием беспрепятственного поступления на службу для мужчин становится прохождение срочной или контрактной военной службы. Исключение составляют граждане, получившие соответствующее заключение призывной комиссии.

Ложные сведения или непредоставление данных

В разделах закона, посвященных ограничениям и запретам, связанным с гражданской службой, кратко описываются сведения, которые обязан предоставлять сотрудник. Это могут быть как документы о полученном образовании, так и информация о доходах.

Все эти сведения должны быть достоверными. Документы тщательно проверяются, и в случае подлога кандидат теряет возможность поступить на госслужбу.

Аналогичная ситуация складывается при подаче данных об имуществе и доходах. Ложные сведения или их утаивание препятствуют вступлению в должность.

Сотрудники госучреждений также обязаны предоставлять информацию о своих аккаунтах в социальных сетях, адресах сайтов или их разделов, где размещена информация личного характера, позволяющая произвести идентификацию. В случае поступления на госслужбу подаются данные за 3 года, затем информация ежегодно обновляется.

Ограничения на государственной службе и распоряжение имуществом принадлежащим служащему

Служебное поведение

Помимо запретов, связанных с гражданской службой, определен также ряд ограничивающих условий, связанных со служебным поведением. В список того, как должен вести себя госслужащий на профессиональном поприще, входит достаточно много правил.

Сотрудники, занимающие определенные должности госслужбы, обязаны: соблюдать законодательные нормы в рамках служебной деятельности; выполнять профессиональные задачи на высоком уровне; защищать свободы и права граждан; беспристрастно относиться к решению служебных вопросов, не выказывать предпочтения тем или иным социальным, профессиональным, политическим, конфессиональным группам; не преследовать личные или финансовые интересы при выполнении служебных обязанностей; быть корректным в общении, не вести себя вызывающе; учитывать особенности социальных и этнических групп, быть толерантным, не допускать конфликтных ситуаций; придерживаться правил публичных вступлений.

Ограничения на государственной службе и распоряжение имуществом принадлежащим служащему

Основные запреты связанные с гражданской службой

  • В число запретов, налагаемых на сотрудников госслужбы, входит ряд моментов, связанных с выполнением должностных обязанностей и возможностями совмещения.
  • Так, гражданскому служащему запрещается избираться на должности в местном самоуправлении (в этом случае госслужбу придется покинуть) и структурах профсоюза.
  • Госслужащий не может одновременно быть предпринимателем, участвовать в управлении коммерческими и некоммерческими структурами (здесь существует ряд исключений), представлять в своей организации интересы третьих лиц.

Несколько запретов, связанных с гражданской службой, в статье 17 федерального закона относятся к ограничениям после увольнения. Бывший госслужащий не имеет права сообщать и использовать в собственных интересах конфиденциальную служебную информацию. Также есть ряд ограничений по занятию в течение 2 лет должностей в организациях, деятельность которых непосредственно связана с обязанностями по госслужбе.

Имущественные запреты

Особое внимание в законе уделяется имущественным запретам, связанным с прохождением государственной гражданской службы. Сотрудники не должны:

  • получать доход в связи с приобретением ценных бумаг;
  • совершать служебные поездки за границу за счет частных или юридических лиц;
  • получать вознаграждения от сторонних лиц (денежные средства, подарки, ссуды, оплата отдыха и т. д.);
  • открывать счета и хранить средства в иностранных банках (этот запрет распространяется также на супругов госслужащих и детей, не достигших совершеннолетия);
  • владеть ценными бумагами (долями, паями), если это вызывает конфликт интересов.

Ограничения на государственной службе и распоряжение имуществом принадлежащим служащему

Антикоррупционные запреты

Ряд запретов, связанных с гражданской службой, направлен на исключение возможной коррупционной составляющей в профессиональной деятельности.

Сотрудникам запрещается:

  • использовать госимущество и материально-техническое обеспечение в личных целях, вне служебных обязанностей;
  • принимать почетные звания и награды иностранных государств без особого разрешения;
  • разглашать служебную информацию и конфиденциальные сведения;
  • публично оценивать деятельность государственных органов и руководства;
  • создавать политические структуры в госорганах;
  • выполнять работу, оплачиваемую только зарубежными организациями;
  • входить в состав попечительских и управленческих советов иностранных организаций.

Как проверяется соблюдение запретов?

В настоящее время действует определенная система проверки соблюдения запретов, связанных с государственной гражданской службой.

Первичная проверка кандидатов на должность проводится на основе представленных документов и анализа информации, находящейся в распоряжении госорганов.

Сотрудники и кандидаты обязаны подать сведения о расходах и доходах. В случае отказа или предоставления неверных или неполных сведений контракт с сотрудником может быть расторгнут.

Сведения о доходах и имуществе сотрудника, его супруга(и) и несовершеннолетних детей не могут использоваться для определения его платежеспособности или разглашаться.

Проверки осуществляются на основе законодательства в сфере противодействия коррупции и других нормативных актов.

Ограничения на государственной службе и распоряжение имуществом принадлежащим служащему

Ответственность за несоблюдение

На сотрудников соответствующих организаций возлагается ответственность за несоблюдение запретов, связанных с гражданской службой. Мера ответственности определяется, исходя из положений федеральных законов, в зависимости от типа нарушения.

Если нарушение носит дисциплинарный характер, служащий может получить:

  • замечание,
  • взыскание,
  • выговор или предупреждение.

В конечном счете может последовать увольнение сотрудника с гражданской службы.

Если речь идет о более серьезных проступках, в дело вступают иные нормативные акты: гражданский, административный и уголовный кодексы. В зависимости от степени нарушения в качестве наказания может последовать Штраф, дисциплинарное взыскание, возмещение убытков и даже лишение свободы.

Резюмируя, можно утверждать, что определенная приближенность к власти одновременно налагает на госслужащих значительное количество обязательств и ограничений.

Ограничения и запреты для государственных гражданских служащих

Любой работник обязан ответственно и добросовестно выполнять свои должностные обязанности, а госслужащие, помимо исполнения инструкций, должны соблюдать ряд ограничений и запретов. За их нарушение предусмотрена особая ответственность вплоть до лишения должности.

По положениям 79-ФЗ о госслужбе ограничения и запреты определяются для граждан, поступающих на гражданскую службу (79-ФЗ от 27.07.2004). Этот норматив определяет ключевые правила, условия и требования, предъявляемые к работникам государственных ведомств и служб.

Читайте также:  Долг по алиментам после 18 лет: правила взыскания

Требования таковы:

  • Совершеннолетие;
  • наличие российского гражданства;
  • знание русского языка;
  • квалификация, соответствующая занимаемой должности.

Основные обязанности госработника разделяют на две группы. Первая — это исполнение обязанностей, которые определены соответствующим регламентом и (или) инструкциями. Во вторую группу входят выполнение антикоррупционных мер. Это значит, что госслужащим необходимо своевременно отчитываться о доходах и избегать конфликтов интересов.

Однако это не единственные требования к государственному специалисту. Законодатели предусмотрели ряд ограничительных мер, о них расскажем далее.

Ограничения по службе

На должность госслужащего назначают не каждого. Все ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются статьями 16 и 17 79-ФЗ. Чтобы занять ответственный пост, требуется соблюдение следующих условий:

  1. Полное отсутствие каких-либо ограничений в дееспособности.
  2. Отсутствие неснятой и (или) непогашенной судимости.
  3. Отсутствие вступившего в силу приговора суда, ограничивающего или запрещающего занимать госдолжность.
  4. Отсутствие заболеваний, препятствующих данному виду трудоустройства (приложение №2 к приказу Минздравсоцразвития №984н).
  5. Отсутствие второго гражданства или смены российского гражданства на иное.
  6. Непризнание кандидата уклонившимся от несения военной службы по призыву.
  7. Наличие полной информации о сайтах, изданиях и СМИ, в которых была опубликована личная информация о кандидате на госдолжность.
  8. Возраст менее 65 лет при условии, что наниматель не продлил срок трудового договора (контракта).
  9. Наличие доступа к работе с государственной тайной при необходимости такого допуска для выполнения обязанностей.
  10. Отсутствие близкого родства между непосредственным начальником и подчиненным.
  11. Непредоставление при трудоустройстве ложных, недостоверных сведений о доходах, имуществе, образовании, здоровье и прочих существенных условиях для назначения на должность.

Нельзя назначить на должность госслужащего гражданина, который нарушил запреты для государственного гражданского служащего по антикоррупционным мерам, участвовал в конфликте интересов либо утратил доверие нанимателя.

Все виды и категории ограничительных мер закреплены в статьях 16 и 25.1 закона №79-ФЗ.

Запреты для госслужащих

Законодательство определяет ограничения и запреты, связанные с государственной службой, для граждан. Так, статья 17 закона 79-ФЗ закрепляет все виды запретов, которые не вправе нарушить госработник, в частности госслужащим запрещено:

  1. Совмещать государственную службу и предпринимательскую деятельность. То есть госработник не вправе трудиться в качестве ИП или являться участником коммерческих и некоммерческих организаций. Запрет распространяется и на предпринимательство через доверенных лиц. Но есть исключения в части некоммерческих организаций и учреждений (ст. 17 закона).
  2. Приобретать ценные бумаги, которые предназначены для извлечения прибыли. Этот запрет действует только при вероятности возникновения конфликта интересов, в остальном ограничений нет.
  3. Выступать в качестве официального представителя какого-либо лица по доверенности либо по иным правоустанавливающим документам, если это провоцирует конфликт интересов.
  4. Получать подарки, вознаграждения и иные поощрения от физических и юридических лиц в качестве оплаты или вознаграждения за выполнение прямых обязанностей госработника. Есть исключения.
  5. Разглашать конфиденциальную информацию либо использовать ее в своих интересах. Перечень сведений, отнесенных к конфиденциальной информации, закреплен в указе президента №188.
  6. Делать высказывания публичного характера о работе государственных органов, руководителей, служащих и их представителей. Исключение составляют ситуации, в которых данные действия предусмотрены должностными инструкциями.
  7. Открывать банковские вклады, счета и депозиты в иностранных банках. Запрет распространяется на работника и его супругу и несовершеннолетних детей. Также запрещено использовать финансовые инструменты иностранных государств. Исключение: госработник трудится за пределами РФ.

Это не исчерпывающий перечень запретительных мер, которые требуются к соблюдению при несении государственной гражданской службы. Законодатели установили ряд требований, которые придется соблюдать даже при увольнении с госдолжности.

Запреты при увольнении

Определим, какие запреты на госслужбе придется исполнять при увольнении. В первую очередь не допускайте разглашения конфиденциальной информации. Этот запрет действует для работающих и неработающих чиновников.

Если госработник имел доступ к конфиденциальной информации, а после увольнения разгласил ее, то в отношении него вправе применить Административное взыскание.

Тяжесть наказания напрямую зависит от обстоятельств проступка, категории сведений и круга лиц, которым стали известны секретные данные.

Во-вторых, бывший госслужащий не вправе работать в организации, которую он контролировал в период несения государственной гражданской службы. Например, чиновнику, контролировавшему строительную компанию, нельзя в нее трудоустроиться в течение двух лет с момента увольнения.

Также ему запрещено работать по договорам подряда, если сумма вознаграждения превышает 100 000 рублей в месяц. Но есть исключения: допустимо согласовать возможность такого трудоустройства в специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Нормы действуют только в отношении специального перечня профессий.

Представим действующие по 79-ФЗ запреты и ограничения в схемах (подготовлены Минтрудом в специальной Памятке).

Схема №1. Запреты по сферам деятельности

Ограничения на государственной службе и распоряжение имуществом принадлежащим служащему

Схема №2. Ограничения по ключевым критериям

Ограничения на государственной службе и распоряжение имуществом принадлежащим служащему

Ключевое отличие ограничений от запретов заключается в том, что для госработников или кандидатов на государственный пост допускается устранение ограничений. Например, работник не претендует на гражданство иного государства, не открывает счета в иностранных банках, не предоставляет ложную и недостоверную информацию о себе и т. д. А запреты обойти не получится. Их либо соблюдают, либо нет, третьего не дано.

Скоро праздники, что с подарками?

Подарки принимать госслужащим нельзя, тем более если презент вручают за выполнение прямых обязанностей, — это и есть коррупция, с которой борются власти. Но есть исключения.

Подарок разрешено принять, если:

  1. Его стоимость не превышает 3000 рублей.
  2. Он вручен госработнику на официальном (протокольном) мероприятии или в служебной командировке.

В таком случае направьте официальное уведомление в адрес вашего работодателя о том, что вы получили ценный подарок. Уведомить начальство необходимо в течение 3 дней с момента получения презента либо с момента возвращения из командировки. Форма уведомления утверждена постановлением правительства №10 от 09.01.2014.

Уведомлять о цветах, канцелярских товарах не нужно.

Если стоимость подарка неизвестна или же составляет по оценкам более 3000 рублей, то такой презент следует передать представителю работодателя в течение 5 рабочих дней с момента подачи уведомления о получении подарка. Дорогостоящий подарок разрешается выкупить, для этого придется подать соответствующее заявление.

Ответственность за нарушения

За неисполнение вышеперечисленных мер предусмотрена ответственность. Работодатели наказывают госслужащих следующими видами взысканий:

  • делают замечание;
  • объявляют выговор;
  • оформляют предупреждение о неполном соответствии занимаемой должности;
  • увольняют с гражданской службы.

В отношении правонарушителей назначают и финансовые санкции, например возмещение причиненного вреда по ст. 1069 ГК РФ или убытков по ст. 15 ГК РФ, административные взыскания в виде штрафов за нарушение обязанностей по ст. 2.4 КоАП. Это далеко не исчерпывающий перечень санкций, штрафов и наказаний.

Собственность государственных служащих

Определение 1

Государственные служащие – это лица, на которых возложены обязанности исполнения функций государственного управления за вознаграждение в виде заработной платы.

В отношении государственных служащих федеральным законодательством предусмотрен ряд ограничений, сказывающихся на их отношении к собственности.

Эти ограничения направлены на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны государственных служащих в период замещения ими государственных должностей. Также они создают условия независимости деятельности государственных служащих и повышают эффективность их функционирования при исполнении полномочий государства.

Государственные служащие имеют право осуществлять иную оплачиваемую деятельность, кроме деятельности, которая предусмотрена замещаемыми ими должностями в органах государственного управления.

Суть этого ограничения состоит в том, что государственные служащие не могут одновременно занимать несколько постов, совмещать государственную службу со службой в коммерческой организации, органах муниципального управления, общественных объединениях.

При этом государственным служащим предоставляется возможность совмещения государственной службы в педагогической, научной и прочей творческой деятельности. Такое включение обусловлено тем, что указанные виды деятельности не налагают ограничений на осуществление обязанностей государственного служащего.

Это ограничение не предусматривает отказ государственного служащего от исполнения дополнительных обязанностей в том случае, если это поручено его руководством.

Государственный служащий может выполнять дополнительные поручения или замещать другого государственного служащего на период его отсутствия.

Трудовое законодательство предусматривает размер доплат за совмещение должностей или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

Еще одним важнейшим ограничением в отношении государственного служащего является запрет на возможность осуществления предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли. Под запрет попадает осуществление производства, реализации или приобретения продукции с целью перепродажи.

Государственные служащие не могут состоять в числе членов органов управления коммерческих организаций различных форм собственности и организационно-правовых форм.

В отношении государственных служащих установлен запрет на неслужебное использование средств финансового, материально-технического и информационного обеспечения, иного государственного имущества и служебной информации в личных целях. Для государственного служащего недопустимо извлечения личной выгоды из сведений, которые стали ему доступны в процессе исполнения его профессиональных обязанностей.

Государственным служащим запрещено получение гонораров за выступления и публикации в качестве государственных служащих. Они не могут получать вознаграждение от граждан или организаций за исполнение должностных обязанностей, даже после выхода на пенсию.

Виновными в противоправных действиях в отношении государственных служащих признаются и те лица, которые предоставляют этим служащим квартиры, дачи, помощь в обучении, ссуды или иные блага по льготным условиям. Аналогичные действия признаются противоправными в отношении косвенно осуществленных подарков, например, в отношении членов семьи, родственников или подчиненных государственных служащих.

Ограничения в отношении собственности государственных служащих

Несение государственной службы сопряжено с высоким уровнем ответственности. В связи с этим государством тщательно регулирует на уровне законодательства вопросы деятельности и статуса государственных служащих. В отношении имущества для государственных служащих предусмотрены запреты, связанные с финансами и инвестициями.

Совокупность этих запретов можно разделить на три группы:

  • во-первых, запрет на предпринимательскую деятельность;
  • во-вторых, запрет на наличие иностранных счетов и финансовых инструментов;
  • в-третьих, запрет на владение ценными бумагами, способными привести к конфликту интересов.
Читайте также:  Когда и где нельзя гулять детям!

Основным вопросом собственности государственных служащих является приобретение инвестиционной недвижимости, покупка которой направлена на извлечение прибыли в надежде на будущее увеличение стоимости. Формально такая деятельность не является предпринимательской и при отсутствии иного способа извлечения прибыли от данного актива не может быть признана таковой.

https://www.youtube.com/watch?v=MjM55ZE6-Ec\u0026t=1816s

Таким образом, государственные служащие могут в неограниченном объеме приобретать объекты недвижимости, если они соблюдают иные установленные в отношении государственных служащих запреты и ограничения. При этом государственные служащие должны учитывать необходимость предоставления сведений об источниках приобретения имущества и совершенных расходах.

Особым аспектам владения объектами недвижимости для государственного служащего является наличие в его собственности объектов, предназначенных для сдачи в аренду. Однозначного ответа в законодательстве Российской Федерации по этому поводу нет.

Судебная практика показывает, что наличие Договор аренды на объект недвижимости, принадлежащий государственному служащему, не является основанием для признания ведения им предпринимательской деятельности.

Под данную категорию сдача объектов недвижимости попадает только при наличии систематически осуществляемой деятельности.

Анализ судебной практики позволяет сделать следующий вывод: государственные служащие могут иметь в собственности объекты недвижимости, которые они сдают в аренду, при соблюдении следующих условий:

  • во-первых, когда Недвижимость была приобретена для личного использования, но в связи с изменением обстоятельств сдается в аренду;
  • во-вторых, объекты недвижимости были получены как Наследство, которое сдается в аренду в связи с отсутствием необходимости его иного использования.

Статья 11. Ограничения, связанные с государственной службой. 1. Государственный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; 2) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; 3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; 4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией; 5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему; 6) использовать в неслужебных целях средства материально — технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию; 7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего; 8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, Услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию; 9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций; 10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями; 11) принимать участие в забастовках; 12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов. 2. Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом.Комментарий к статье 111. В статье установлены правоограничения (запреты), обусловленные особенностями государственной службы. Их назначение: обеспечить эффективную профессиональную деятельность по исполнению полномочий государственных органов; установить препятствия возможному злоупотреблению государственных служащих; создать условия для независимости служебной деятельности; и вместе с тем гарантировать осуществление государственными служащими гражданских прав. Запреты имеют абсолютный характер и не связаны непосредственно с исполнением государственным служащим официальных обязанностей. Если запреты нарушаются в процессе служебной деятельности, то это обстоятельство отягчает ответственность государственного служащего. Установленные правоограничения можно рассматривать в двух основных аспектах: несовместимости должности государственного служащего с другими видами деятельности; обеспечения дисциплинарного режима на государственной службе. Закон (подп. 3 п. 2 ст. 25) за несоблюдение правоограничений обоих видов предусматривает лишь одно последствие — прекращение государственно — служебных отношений, что, на наш взгляд, не совсем правильно. Прокомментируем сначала запреты на некоторые виды деятельности, не совместимые с государственной службой. 1) В подп. 1 п. 1 комментируемой статьи предусматривается, что государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью. Это означает, что он не может занимать иную должность в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях. Такое требование имеет безусловный характер и не связано с подконтрольностью, подотчетностью или какой-либо иной «связанностью» с компетенцией государственного органа, в котором работает государственный служащий. Запрет совместительства является юридическим выражением требования о том, что государственный служащий обязан посвящать все свое рабочее время служебной деятельности. Закон (подп. 1 п. 1 ст. 11) предусматривает лишь одно исключение из этого правила: государственным служащим разрешено заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью. Разрешение на такую деятельность непосредственно вытекает из ч. 1 ст. 44 Конституции РФ, гарантирующей каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Как видно из содержания комментируемой статьи, право государственных служащих заниматься преподаванием заменено правом на педагогическую деятельность, которая в отличие от понятия «преподавание» законодательно определена. В Федеральном законе «Об образовании» установлено, что педагогическая деятельность осуществляется: в форме индивидуальной трудовой педагогической деятельности (ст. 48); в виде сотрудничества с образовательными учреждениями на контрактной основе в формах, предусмотренных уставами этих учреждений (ст. 53). Образовательное учреждение считается созданным с момента его государственной регистрации уполномоченным органом (п. 5 ст. 33); право на ведение образовательной деятельности возникает у него с момента получения лицензии (разрешения) (п. 6 ст. 33); государственный статус образовательного учреждения устанавливается при его государственной аккредитации (п. 6 ст. 12). В соответствии со ст. 48 Закона «Об образовании» индивидуальная трудовая педагогическая деятельность рассматривается как предпринимательская и подлежит обязательной государственной регистрации. В свою очередь в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 11 комментируемого Закона государственному служащему Предпринимательская деятельность запрещена. Следовательно, государственный служащий не имеет права заниматься индивидуальной трудовой педагогической деятельностью. Таким образом, право на занятие оплачиваемой педагогической деятельностью государственный служащий может реализовать исключительно в виде сотрудничества с образовательными учреждениями. При этом он не обязан проверять наличие регистрационного свидетельства, лицензии, аккредитации. За ведение незаконной (неразрешенной) деятельности ответственность несет образовательное учреждение. Нормативного определения научной и иной творческой деятельности не существует. Опираясь на неофициальные мнения, высказанные в различного рода публикациях, можно сделать вывод, что под научной деятельностью следует понимать подготовку и опубликование научных монографий, трудов, статей, обзоров; проведение научных исследований (экспериментов, наблюдений, опытов и т.п.) и создание разработок; участие в научных конференциях, симпозиумах, «круглых столах», научно — практических семинарах и т.п.; участие в работе творческих коллективов по анализу различных проблем и разработке рекомендаций и т.д. Исходя из ч. 1 ст. 44 Конституции РФ, предусматривающей свободу научного творчества, следует считать, что для занятий научной деятельностью не требуется официального статуса научного сотрудника. Каждый государственный служащий независимо от ученых степеней и званий имеет право заниматься научной деятельностью на возмездной основе. Если свое право на педагогическую деятельность государственные служащие могут реализовать исключительно в форме сотрудничества с образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, то в своей научной деятельности они вправе сотрудничать с любыми организациями, которые проводят научные исследования; организуют конференции, симпозиумы, семинары; осуществляют издание и публикацию научных работ и т.п. В отличие от образовательной научная деятельность не лицензируется.

Что касается понятия «иной творческой деятельности», то его законодательного определения, кроме сферы культуры, также не существует. Согласно ст.

3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре под творческой деятельностью понимается создание культурных ценностей и их интерпретация.

Под культурными ценностями понимаются произведения культуры и искусства, результаты исследований в этой сфере и т.д. ———————————

ВВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615.Для реализации государственными служащими права на занятие оплачиваемой творческой деятельностью важно подчеркнуть, что она может осуществляться как на профессиональной, так и непрофессиональной основе.

При этом не требуется официального статуса творческого работника.

Профессиональные и непрофессиональные творческие работники равноправны в области авторского и смежных прав на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства и т.д.

Защита авторских, издательских и иных прав на интеллектуальную собственность осуществляется на основе специальных законов об охране объектов интеллектуальной собственности: Патентный закон, Закон о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, Закон о правовой охране топологий интегральных микросхем, Закон о правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных, Закон об авторском праве и смежных правах и др. . ———————————

Ограничения и запреты, связанные с государственной службой



В данной статье подробно рассматриваются понятие и основные характеристики ограничений и запретов гражданских служащих при реализации ими своей деятельности на гражданской службе. Также подробно проанализированы некоторые виды указанных выше категорий. Высказывается необходимость реформирования данных ограничений и запретов, поскольку указанная тема сегодня актуальна.

Читайте также:  Публичная оферта: выставляю товары на интернет аукционах. На каждой странице есть описание товара и все

  • Ключевые слова: государственная гражданская служба, госслужащий, Российская Федерация, запреты на государственной гражданской службе, ограничения на государственной гражданской службе.
  • Ограничения и запреты считаются элементами правового статуса государственных гражданских служащих, которые определяются в качестве правовых, позволяющие создать условия, способствующие предотвращению коррупционных проявлений.
  • Отметим, что ограничение — это условие, при котором Гражданин не может быть принят на гражданскую службу или не может более находиться на ней, а запреты — это то, что гражданский служащий не вправе делать при нахождении его на государственной службе.

Фиксирование в законе истинно рабочих средств¸ которые имеют вид запретов и ограничений, связано с реализацией важных задач, таких как противоборство с коррупцией и злоупотреблением государственными служащими своих полномочий.

Подробная регламентация указанных выше мер способствует интересам правового регулирования государственной гражданской службы, так как вопрос противодействия коррупции и злоупотребления полномочий считается по-прежнему актуальным на сегодняшний день.

Поэтому госслужащие должно точно знать границы, в пределах которых они обязаны выполнять свою профессиональную деятельность и не злоупотреблять предоставленными им действующим законодательством полномочиями .

Итак, под правовыми запретами следует трактовать «зафиксированные нормами административного права предписания, которые не позволяют государственному служащему выполнять характерные действия, хотя подобного рода действия могут носить общественно полезный характер, однако их реализация несовместима со статусом государственного служащего» [1, с. 213].

Сам перечень запретов, связанных с гражданской службой, закрепляется в статье 17 главы 3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ [5].

Рассмотрим основные их них:

  1. «Замещать должность гражданской службы в случае:
  1. а) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
  2. б) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза
  3. Подобного рода запрет направлен на важность объективного выполнения должностных обязанностей, а также недопустимостью столкновения интересов.
  1. Осуществлять предпринимательскую деятельность, участвовать в управлении коммерческой организацией или некоммерческой организацией.

Такого рода запрет на участие в деятельности органа управления коммерческой организацией включает в себя случаи, когда такая деятельность осуществляется на коммерческой, то есть платной основе.

  1. Разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, которые отнесены к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, которая стала ему известна при вступлении в должность.

Как только лицо вступает на должность госслужащего, оно приобретает доступ к информации, которая носит конфиденциальный характер, а значит, ее разглашение может нанести вред не только самому служащему, но и всему государству.

Отметим отдельно, что даже после увольнения с гражданской службы гражданин не вправе разглашать или применять в интересах организаций либо физических лиц информацию конфиденциального характера или служебную информацию, которая стала ему известной благодаря реализации должностных обязанностей.

  1. Прекращать исполнение должностных обязанностей, чтобы урегулировать спор, сложившийся при несении службы».

Гражданский служащий не вправе приостанавливать свою работу, как это может сделать, например, обычный гражданин, который выполняет свою трудовую функцию согласно договору, заключенному в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Но прямой запрет на участие в забастовках госслужащего не устанавливается в законе, что можно назвать одной из недоработок законодателя.

Если же государственный служащий нарушает запреты, связанные с гражданской службой, то это считается основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы [1, с. 215].

На наш взгляд, сущность запретов, которые формируются в области государственной службы, сводится к тому, что они иллюстрируют отрицательную правовую мотивацию, нацелены на уменьшении негативной активности, а также защищают общественные отношения.

Что касается ограничений, то под ними следует понимать совокупность мер сдерживающего воздействия от противозаконного деяния и нарушения законодательства о службе, гарантирующих качественную и эффективную реализацию государственными служащими своих профессиональных обязанностей, а также они создают обстоятельства для недопущения возникновения конфликта интересов и личной заинтересованности на службе [3, с. 170].

Отметим, что ограничения в качестве составляющих частей правового статуса государственного гражданского служащего имеют другую правовую природу.

Ограничения, по сути, можно представить как права, входящие в статус гражданина, которые прекращают быть у него при прохождении государственной службы, а после её оставления, согласно действующему законодательству, не имеет права пользоваться ими в рамках конкретного временного промежутка [1, с. 215].

Специалист в сфере юриспруденции А. В. Малько существо правового ограничения улавливает «в правовом удержании субъекта указанных правоотношений от противозаконных действий, в том числе и от отрицательных последствий противоправного деяния [2, с. 99].

Отсюда можно сделать вывод, что если на лицо законом устанавливается какое-то ограничение, то оно не должно выполнять конкретные противозаконные действия или вступать в правоотношения, пока не будет подпадать под определенные требованиям или не станет совершать определенные действий для поступления на службу либо нахождения на ней в будущем.

Перечень ограничений, которые устанавливаются по отношению к государственному служащему закрепляется детально в ст, 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ [5].

Итак, назовем следующие из них:

  1. «Признание государственного служащего недееспособным или ограниченно дееспособным;
  2. Выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства, а также наличия гражданства другого государства.

Подобного формата ограничения вытекают из статьи 32 Конституции Российской Федерации, где фиксируется, что именно граждане Российской Федерации имеют право на замещение государственной должности [4].

  1. Осуждения лица к наказанию, которое исключает возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

Здесь речь идет о том, что если государственный служащий будет признан виновным по приговору суда в совершении преступления, то подобного рода обстоятельства не позволяет ему исполнять свои должностные обязанности в рамках занимаемой должности на госслужбе, что вполне логично.

  1. Представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу.

При поступлении на государственную службу имеет важное значение предоставление реальной информации о кандидате, поэтому решение о приеме на государственную службу должно быть принято исходя из объективных данных, которые не должны быть предоставлены путем использования подложных документов или заведомо ложных сведений.

  1. Непредставления сведений или представления ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

Нарушение указанного выше обстоятельства ведет к наличию состава правонарушения, санкцией за которое является освобождение от должности, занимаемой работником, а также влечет наложение дисциплинарной ответственности.

Отметим, что ограничения, связанные с прохождением гражданской.

службы принято разделять на подобного рода категории: ограничения, связанные с гражданством и наличием судимости; ограничения, касающиеся здоровья и способностей государственного служащего; ограничения, направленные на недопущение применения служебных полномочий; ограничения, связанные с действиями служащего для поступления на службу [2, с. 100].

Кроме фиксирования в федеральном законодательстве ограничения и запреты могут устанавливаться другими федеральными законами. Так, они выделяются в Федеральном законе «О противодействии коррупции» от 25.12.

2008 № 273-ФЗ. Здесь регламентируются единые запреты, а также и правовые последствия несоблюдения госслужащими запретов и ограничений, а также привлечение их к ответственности за данное обстоятельство [6].

На основе анализа статей, посвященных запретам и ограничениям, можно сказать, что, в качестве одной из проблем в государственной гражданской службе считается огромное количество этих ограничений и запретов, а также появляется вопрос о взаимосвязи указанных юридических категорий, которые близки по своему смыслу, но не считаются равными.

Отметим, что большинство пунктов требуют дополнений и конкретизации.

А также нарушение запретов и ограничений может влечь к проявлению коррупции и злоупотреблению возложенной компетенцией, что сегодня по-прежнему особо актуально в Российской Федерации при реализации государственной службы, поскольку это влияет на граждан нашей страны и государственную власть.

Итак, делаем вывод, что рассмотренные выше нами ограничения и запреты государственных служащих играют ключевую роль в эффективности деятельности данных лиц.

Именно от этих инструментов будет зависеть развитие и успешное функционирование государственной службы.

Ключевым отличием указанных категорий считается то, что ограничения, в основном, действуют при поступлении на службу, а что касается запретов, то они — при прохождении данной службы.

Литература:

  1. Бугакова, Н. Ю. Запреты и ограничения как элемент правового статуса государственных гражданских служащих в свете изменений Конституции Российской Федерации / Н. Ю. Бугакова, Н. В. Юрасюк // Балтийский морской форум: материалы VIII Международного Балтийского морского форума: в 6 т., Калининград, 05–10 октября 2020 года. — Калининград: Калининградский государственный технический университет, 2020. — С. 213–216.
  2. Жуманова, Д. Т. Запреты и ограничения на государственной гражданской и военной службе / Д. Т. Жуманова // Молодёжь Сибири — науке России: Материалы международной научно-практической конференции, Красноярск, 24 апреля 2020 года / Сост. Л. М. Ашихмина. — Красноярск: Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, 2020. — С. 99–101.
  3. Рузина, С. В. Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой / С. В. Рузина, Ю. А. Бородулина // Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции, Пенза, 27 января 2020 года. — Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г. Ю.), 2020. — С. 170–172.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *