Перевод и публикация статьи без согласия автора

Сеть наполнена всевозможным контентом: фотографиями, текстами, стихами, комиксами, музыкой. И этот контент весьма коварен.

Кажется, раз он находится в свободном доступе, значит можно его брать и использовать по своему усмотрению. Например, поставить эффектное фото тортика на аватарку группы своей кофейни в контакте.

Однако у любой фотографии есть автор, который может доказать авторство через суд и отсудить у предпринимателя компенсацию в сотни тысяч.

Сегодня расскажем, как пользоваться чужим контентом на законных основаниях и как защитить собственные творения, если вы стали автором чего-либо.

Почему нужно быть осторожным с интернет-контентом

Любой объект, который создан творческим трудом человека, является объектом авторских прав и находится под защитой закона. К таким объектам относятся:

  1. произведения науки и литературы;
  2. музыка;
  3. фото и рисунки;
  4. дизайн;
  5. программное обеспечение;
  6. фильмы и видеоролики.

Полный перечень объектов авторских прав содержит 1259 статья Гражданского кодекса. В статье перечислены не все результаты интеллектуальной деятельности — их намного больше. Например, мем или подкаст не названы, но и они являются объектом авторских прав.

Андрей Макаров, Юрист по авторским правам Любой контент в интернете — это охраняемый объект. Некоторые объекты часто становятся предметом споров. Ролики на ютубе всё чаще фигурируют в таких делах. С точки зрения закона ролик — это охраняемое аудиовизуальное произведение.

Фотографии — уже совсем привычный объект, защитой которого занимаются очень активно, и юристы с судьями давно научились рассеивать в судах всеобщее заблуждение о том, что «раз в открытом доступе, то можно брать и использовать». Нет, нельзя.

Нахождение объекта в открытом доступе не лишает его защиты и не отменяет необходимости получения разрешений на использование.

Автор творения считается его правообладателем. Только он по закону имеет право свободно распоряжаться объектом. Все прочие лица такого права не имеют, за крайне редким исключением. Взять чужую фотографию и разместить её в блоге от своего имени — это тоже самое, как в гостях вытащить из шкатулки хозяйки золотые серьги и забрать их без спроса. Одним словом, это воровство.

Как накажут за нарушение авторских прав

Правообладатель в рамках гражданского судопроизводства может потребовать от нарушителя авторских прав:

  1. прекратить пользоваться контентом — удалить с сайта или из блога чужие фотографии, тексты, видеоролики;
  2. возместить убытки или выплатить компенсацию.

Согласно ст. 1301 ГК, компенсация может составить:

  1. От 10 тысяч руб. до 5 млн. руб.
  2. Двукратный размер стоимости контрафакта.
  3. Двукратный размер стоимости права использования — в зависимости от цены лицензии на произведение.

Автор вправе заявить в качестве компенсации любую сумму, но суд учтет обстоятельства дела: сколько именно объектов было украдено, как повёл себя нарушитель. На основе этих данных судья вынесет решение. Обычно компенсации по делам о нарушении авторских прав солидные.

Например, новосибирская поэтесса написала детское стихотворение «Светофор» и опубликовала его на портале Стихи.ру.

Как-то она заглянула в гипермаркет Рич Фэмили и обнаружила там серию игрушек с музыкальным сопровождением, на которое был наложен её стих. Женщина заявила в суд о нарушении авторских прав.

Суд взыскал с Рич Фэмили компенсацию в 290 тысяч руб. Подробнее об этом деле можно прочитать здесь.

За кражу чужого контента предусмотрена не только гражданская ответственность, но и уголовная. Она наступает, если плагиат причинил автору или другому правообладателю крупный ущерб.

Как разъяснил Пленум Верховного суда, в каждом конкретном деле судья сам решает, признавать ущерб крупным или нет, — в зависимости от реальных потерь и упущенной выгоды. Наказанием для нарушителя может послужить Штраф, обязательные или исправительные работы и даже лишение свободы.

Случаи условного лишения свободы не редкость. Так, петербуржец скачал из интернета две пиратские программы и получил 2,5 года условно.

Как защитить свои авторские права

Объект авторских прав попадает под защиту закона автоматически. Написал статью, разработал приложение, сделал фото, записал обучающий видео-курс — авторское право заработало. Поэтому необязательно принимать дополнительные меры. Но если дойдёт до суда, автору придётся доказать своё авторство на произведение. Вот здесь то и пригодятся способы, о которых мы расскажем далее.

Регистрировать ПО в Роспатенте

Разработчики программного обеспечения и мобильных приложений могут обратиться в Роспатент и зарегистрировать свою разработку. Для этого нужно:

Образцы заявлений есть на сайте Роспатента в разделе «Госрегистрация программы для ЭВМ или базы данных».

Вот реквизиты для оплаты госпошлины, для организаций стоимость составляет 4 500 руб., для физлиц 3 000 руб.

Роспатент рассмотрит заявку, внесёт разработку в реестр и выдаст свидетельство о госрегистрации. На всё отводится не больше 62 дней.

Депонировать произведения

Депонирование — это хранение образца авторского творения. До 2018 года услугу оказывало Российское авторское общество, в настоящее время — специализированные компании.

Депонирование может пригодиться авторам, сценаристам, фотографам, художникам, блогерам — всем, кто создает уникальный авторский контент.

Произведения будут храниться в реестре в электронном виде. В случае судебного разбирательства хранитель реестра сообщит, когда произведение было депонировано. Ранний экземпляр считается подлинником.

Депонированием занимается ООО «Платформа технологий» IREG, АО «Национальный реестр интеллектуальной собственности » nRIS, депозитарий «Банк авторских прав» и другие компании. Стоимость Услуги составляет около 1 000 руб.

Подробнее о процедуре депонирования мы рассказывали в статье «Авторское право: как защитить свои работы».

Сохранять черновики и наработки

Необработанные фото, пробные видеоролики, рукописи книг помогают подтвердить авторство. К примеру, иллюстраторам и дизайнерам можно сохранять изображения в формате PSD — основном формате фотошопа.

Андрей Макаров, юрист по авторским правам Один очень показательный случай с фото может послужить хорошим лайфхаком для фотографов.

Если коротко, то есть решение суда, которое подтверждает, что доказать авторство фото можно, если у тебя на руках есть исходник с большим захватом кадра.

Поэтому я теперь советую всем своим клиентам-фотографам перед выпуском в свет слегка подрезать фото по углам.

Ставить значок копирайта

Знак копирайта и надписи с запретом на копирование материалов выполняют информирующую функцию. Когда на фото, сайте или дизайне есть значок копирайта, проще установить факт нарушения. А если конкурент взял и замазал его, можно смело требовать компенсацию, согласно ст. 1300 ГК.

Правильнее всего ставить знак копирайта, а рядом указывать фамилию, имя и год. Например, © Алексей Алексеев, 2021.

Если не хотите тратить время и деньги, обезопасьте себя хотя бы житейскими методами. Например, поставьте на произведении дату и отправьте по почте самому себе или используйте функцию «Зафиксировать уникальность» для текстов на text.ru. Даже такие незамысловатые методы будут полезны для установления авторства.

Как не нарушить чужие авторские права

Главное правило, которое нужно соблюдать: используйте контент только с разрешения автора, либо контент с открытой лицензией.

Получать разрешение правообладателей

Это единственный 100% надёжный способ законно использовать фото, тексты, ролики, музыку в коммерческих целях без риска заработать штраф.

Чаще всего правообладатель выражает своё согласие на использование творения с помощью лицензионного договора. Лицензия бывает двух видов:

  1. Исключительная — когда автор передаёт право использовать контент одному человеку или фирме.
  2. Неисключительная — когда автор передаёт право множеству людей или компаний. По такому принципу работают стоки с фото.

Важно. Всегда проверяйте, какой тип лицензии в договоре. Иначе автор может продать контент нескольким конкурирующим фирмам одновременно.

Договор заключайте в свободной письменной форме, но обязательно пропишите в нём:

  1. предмет договора очень подробно;
  2. пределы использования, к примеру, можно копировать, но нельзя перерабатывать;
  3. срок договора (если срок не указан, считается, что договор действует пять лет);
  4. территорию использования;
  5. другие обязательства пользователя.

Андрей Макаров, юрист по авторским правам Разрешения правообладателей должны быть правильно оформлены. Сообщения в мессенджере или на эл. почте будет недостаточно, это всё не будет иметь юридической силы. Письменное разрешение в свободной форме тоже не подойдет, т.к. согласно ст.

1235 ГК РФ право использовать результат интеллектуальной деятельности может быть предоставлено только по лицензионному договору. Не обязательно он должен быть громоздким и дорогим.

Он может быть кратким и безвозмездным, но обязательно должен содержать существенные (обязательные по закону) условия.

Если автор согласен, можно заключить с ним договор об отчуждении исключительного права. В этом случае объект перейдёт в вашу собственность без оговорок. Сможете размещать его где угодно и даже перепродавать другим компаниям. Единственное, имя автора нужно указывать.

Чтобы легально включать музыку в заведении, у владельца должен быть заключён договор с правообладателем, либо с частным посредником, либо с государственным посредником.

Госпосредники — это Российское авторское общество (РАО) и Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Лучше всего заключать договоры с ними, потому что они работают с большинством отечественных и зарубежных исполнителей.

Подробнее об этом читайте в нашей статье «Как не нарушить Закон, когда включаешь музыку в своём магазине, баре или кафе».

Использовать контент с открытой лицензией

Многие авторы выкладывают в сеть свои творения в рамках лицензии Creative commons. Она позволяет решить две задачи одновременно: авторам — защитить свои права, пользователям — использовать контент в рамках конкретной лицензии бесплатно.

Разновидностей лицензии CC несколько. Каждая разрешает пользоваться произведениями определенным образом. К примеру, CC BY позволяет копировать, распространять, изменять материал с единственным условием: указывать автора.

Не все лицензии CC открыты для коммерческого использования. Бизнес может использовать контент с лицензией CC BY, CC BY SA, CC BY ND.

Перевод и публикация статьи без согласия автора

Картинки с открытой лицензией ищите на Flickr, музыку на Netlabels и FMA, ролики на ютуб.

Авторские права не вечны. По закону они действуют всю жизнь автора и 70 лет после его смерти. После этого произведение переходит в общественное достояние. Тогда им можно пользоваться без чьего-либо согласия и без выплаты вознаграждения.

Важно. Право автора на имя всё равно сохраняется. Нельзя взять контент, автор которого умер давным давно, и назвать его своим.

Коротко о главном

  1. Закон защищает ролики, фильмы, фотографии, тексты, изображения, которые размещены в интернете. То, что они находятся в свободном доступе, не отменяет правило: берите чужой контент лишь с согласия автора.
  2. Авторские права возникают автоматически с момента создания произведения.

    Но можно предпринять дополнительные меры и упростить себе жизнь на случай, если придётся доказывать авторство через суд.

  3. Такой мерой служит регистрация программ и баз данных в Роспатенте, депонирование произведений, сохранение черновиков и исходников, размещение значка копирайта.

  4. Чтобы не платить огромную компенсацию, всегда заключайте лицензионный договор с правообладателем. Он может быть кратким, главное пропишите в нём предмет, пределы, срок и территорию использования контента.
  5. Ещё один вариант легального использования — брать контент, выложенный в сеть в рамках лицензии Creative commons.

    Но здесь будьте осторожны: условия лицензий не всегда допускают коммерческое использование. Ищите фото и музыку с лицензией CC BY, CC BY SA, CC BY ND.

Больше таких статей читайте в Журнале про дело на сайте Делобанка

Размышления : Переводы статей и авторское право — расставляем точки над «i»

Перевод и публикация статьи без согласия автора Гонки на клавиатуре
Чтобы комментировать запись, войдите на сайт, используя свой адрес электронной почты и пароль, или зарегистрируйтесь, если вы этого ещё не сделали.

Опубликовал Сергей Андреевич Захаров 18.12.2013 в 21:34
Итак, допустим, что некто увидел в Интернете статью за авторством некоего Джона Доу на английском языке. В порыве любви к знаниям и человечеству, он решил перевести статью и выложить ее в блоге. С какими подводными камнями он столкнется? Давайте разберемся.  

Права автора оригинала, и право осуществлять перевод

Во-первых давайте рассмотрим, какими правами обладает автор оригинала — Джон (я буду говорить «автор» для краткости, но подразумевать «автор или иной правообладатель»). Джон, согласно российскому законодательству, обладает на свое произведение имущественными и неимущественными правами. Неимущественные права — право на имя, авторство и защиту репутации — нас сейчас не очень интересуют, поэтому перейдем к имущественным. Джон, как автор произведения, является обладателем так называемых исключительных прав на него. Список исключительных прав довольно длинный, но нас из него интересует лишь один пункт. Статья 1270 ГК РФ гласит:  
Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.
Итак, Джон может использовать собственное произведение, если это использование не противоречит закону. Будем надеяться, что он так и делает. Также он может передать свои исключительные права кому-то еще (например, он может передать их работодателю в рамках контракта, или, скажем, подарить своей девушке на день рождения). В реальности, как мы знаем, правообладателем часто является не сам автор, а какая-нибудь организация, например, издательство. На мой взгляд, это немного печально, но такова правда жизни. Теперь переходим к упомянутому пункту 2 той же статьи:  
2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности
Это важный момент. Факт использования произведений из добрых побуждений, то есть без получения какой-либо прибыли, с точки зрения закона ничтожен. Поэтому, в случае нарушения Василием прав Джона, отговорки вроде «но я же делал это безвозмездно, то есть даром!» не пройдут. Подпункты данного пункта 2 содержат перечисление видов использования произведения. Нас интересует только подпункт 9:  
9) перевод или другая переработка произведения.
Итак, право на перевод является исключительным правом автора, и только он может осуществлять перевод своего произведения на другие языки. Зачем это нужно? Это защищает автора в следующих ситуациях:

  • некто сделал отвратительный перевод произведения, и от этого пострадала репутация оригинала, или даже самого автора (как в анекдоте — «Слышал я того Карузо — ничего особенного, мне Рабинович напел»).
  • некто сделал просто великолепный перевод произведения, и люди стали покупать этот перевод вместо оригинала. 

Тем не менее, согласно пункту 1 этой статьи, автор может также и поделиться с кем-нибудь, в том числе с Василием, своим правом осуществлять перевод. Подытожим:  

  • Право на перевод является исключительным правом, принадлежащем автору или иному правообладателю;
  • Если вы нарушаете это право, то не имеет никакого значения, получите ли вы от этого какую-то прибыль или нет;
  • В то же время, право на перевод может быть передано правообладателем другому лицу.

Получается, что в общем случае Василию нужно обратиться к правообладателю и попросить разрешение перевести статью (ну, строго говоря, ему нужно заключить договор, но для целей Василия простое разрешение, скорее всего, подойдет). Если правообладателем является сам автор, то Василию повезло, потому что авторы в основном — люди здравомыслящие, и чаще всего идут навстречу.

 

Права автора перевода

С правом на осуществление перевода разобрались. Теперь перейдем к правам на сам перевод, которые описаны в статье 1260 ГК РФ. Начнем с пункта 1:  

2. Составителю сборника и автору иного составного произведения (антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения) принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство).

Перевод, не смотря на то что он по сути представляет собой некую переработку оригинала, является, тем не менее, самостоятельным произведением. Следовательно, в момент его создания у автора — Василия — возникают на него все те же исключительные права.  

3. Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.

Несмотря на то, что авторское право Василия возникает независимо от того, разрешали ему делать перевод или нет, воспользоваться этим правом он может только если не нарушает при этом права автора оригинала.  

4. Авторские права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение.

Проще говоря, если Джон решит передать свои авторские права другому лицу, это никак не отразится на правах Василия на свой перевод. Это довольно логично, так как Василий, после того как закончил свой перевод, и не должен никак зависеть от дальнейшей судьбы оригинала. И, наконец,  

6. Авторские права на перевод, сборник, иное производное или составное произведение не препятствуют другим лицам переводить либо перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов.

То есть, Василий не может запретить другим людям делать собственные переводы того же самого произведения. Это по-прежнему может делать только правообладатель оригинала.  

Два распространенных заблуждения

Помимо так часто употребляемого «но я же не получал за это денег», существуют еще несколько заблуждений, которые кажутся нам логичными с точки зрения здравого смысла, но, увы, являются именно заблуждениями с точки зрения закона.

Заблуждение первое: «На статье не было никаких указаний о правах, значит она не является объектом авторского права и я могу с ней делать что хочу». Это неверно. Авторские права есть всегда, более того, они возникают в момент создания произведения, даже до его публикации.

Поэтому отсутствие каких-либо упоминаний о правах не значит, что произведение является общественным достоянием. С другой стороны, автор может явно указать, что разрешает всем свободно использовать свое произведение так-то и так-то (например, опубликовать его под свободной лицензией).

В этом случае все в порядке.

Второе заблуждение касается так называемого «добросовестного использования».

С точки зрения законов, например, США, перевод статьи в образовательных целях без согласия автора, особенно если это научная или новостная статья, действительно может считаться добросовестным использованием — fair use — и быть законным. Но, к сожалению, в нашем законодательстве такое понятие отсутствует, поэтому сильно рассчитывать на него не стоит.

Разумеется, вы имеете полное право, скажем, цитировать оригинал без какого-либо согласия автора, правда с оговоркой «в размере, оправданном целью цитирования».

 

Пример из жизни

Ну и напоследок небольшая история. Недавно со мной поделились ссылкой на интересную статью одного крупного американского издания, которую я хотел было перевести ее и выложить на Хабр, но вдруг задумался об авторских правах. Первым делом я, естественно, попытался связаться с автором оригинала.

Я написал ему письмо, в котором объяснил, что мне понравилась его статья, и я хотел бы перевести ее и опубликовать перевод, чтобы дать возможность прочитать ее людям, которые по каким-то причинам не могут ознакомиться с оригиналом (например, в силу незнания языка).

Автор ответил мне довольно быстро, и сказал, что лично он не имеет абсолютно ничего против, но, к сожалению, это не ему решать. Он посоветовал мне обратиться в нечто вроде профсоюза авторов издания, который, видимо, являлся правообладателем.

Пока я искал контактную информацию человека, к которому мне посоветовали обратиться, я наткнулся на форму, с помощью которой можно запросить предоставление прав на публикацию. 

Я заполнил форму, указав цель запроса — перевод, а также выбрав наиболее подходящий мне по духу вид использования произведения — academic (в образовательных целях), и оставив подробный комментарий. В комментарии я написал то же, что отправлял автору, и отдельно добавил, что никакой прибыли я получать не хочу, а цель моя — нести знания людям.

Ответа я ждал на это раз дольше — чуть больше двух дней. В ответе, который был явной копипастой из какого-то документа (письмо было абсолютно безличным! Могли бы хотя бы поздороваться по имени, но увы…

) мне подробно описали их политику по повторному использованию произведений, и предложили купить необходимые мне права за 1200 долларов на полгода, или 2000 долларов на год. Подозреваю, что мои комментарии никто даже не удосужился прочитать.

Поразмыслив, я решил что тратить время на попытки объяснить им что-то нет смысла, а проще и быстрее будет написать собственную статью на схожую тематику.

Авторские права переводчика

Ко мне иногда обращаются клиенты, которые занимаются переводами книг и статей зарубежных авторов на русский язык. Обращения происходят на разных стадиях: как на этапах установления отношений с авторами оригинальных произведений, так и на этапах общения с издательствами.

Сегодня расскажу, какие шаги необходимо предпринять перед началом перевода, какие права возникают у переводчика, как правильно оформить отношения с автором оригинального произведения и что поможет при передаче перевода в издательство.

Как нам известно, любое использование произведения (за некоторыми не интересными нам сейчас исключениями) должно осуществляться с согласия автора или иного правообладателя. Такое согласие обычно выражается через лицензионный договор, в котором стороны оговаривают, в том числе и способы, которыми будет использовано произведение.

Согласно подп.9) п.2. ст.1270 ГК РФ, перевод является одним из способов использования произведения. Следовательно, для осуществления перевода необходимо согласие автора или правообладателя.

Кстати, следует отметить, что автор не всегда может являться правообладателем произведения. Часто встречаются случаи, когда автор отчуждает исключительное право на произведение, например, в пользу издательства.

В этом случае о разрешении на перевод необходимо будет договариваться уже с издательством, которому принадлежит исключительное право на исходное произведение.

Таким образом, первым шагом переводчику необходимо выяснить, кто является правообладателем исходного произведения.

Затем необходимо обратиться к правообладателю (или к самому автору, если он не передавал никому права) с предложением о заключении соответствующего лицензионного договора.

Стоит помнить, что подписание лицензионного договора не всегда означает расходы для переводчика. Да, конечно, в большинстве случаев разрешения на перевод выдаются за деньги. Но бывает и так, что стороны договариваются о бесплатном разрешении.

Закон допускает безвозмездность лицензионных договоров.

Так как мы говорим о переводе произведений с других языков на русский, то, скорее всего, автор или иной правообладатель окажется резидентом другого государства. Этот факт внесет в Ваш договор международный элемент.

Это означает, что в таком договоре сторонам следует оговорить применимое право и установить суд, который будет рассматривать спор, если он возникнет у сторон. Я рекомендую выбирать право РФ.

Современные нормы российского законодательства об интеллектуальной собственности ничем не уступают по качеству европейским, например.

Заключая лицензионный договор, помимо существенных условий, свойственных подобным договорам, необходимо также обратить внимание на гарантии лицензиара (правообладателя).

Я рекомендую в такие договоры включать пункты с гарантиями о том, что право использования произведения путем перевода не было ранее предоставлено другим лицам на условиях исключительной лицензии.

Как известно, если правообладатель заключил ранее с кем-либо договор о предоставлении права использования произведения путем перевода на тот же язык на условиях исключительной лицензии, то он (правообладатель) уже не вправе заключать подобные договоры с другими лицами.

Отследить каким-либо образом, был ли такой договор – невозможно. Поэтому рекомендуется использовать механизм заверения об обстоятельствах, предусмотренный ст.431.2. ГК РФ.

Если правообладатель дал переводчику недостоверные заверения об обстоятельствах, имеющих значение для договора, то он будет обязан возместить переводчику убытки, причиненные недостоверностью таких заверений.

Другими словами, если вдруг выяснится, что правообладатель не вправе был предоставлять переводчику право на перевод, то убытки переводчика будут возмещены.

После того, как договор на перевод с автором оригинального произведения подписан, можно приступать к переводу.

Согласно ст.1260 ГК РФ, переводчику принадлежат авторские права на осуществленный им перевод. Как мы помним, авторские права включают в себя как личные неимущественные права, так и имущественное исключительное право. Таким образом, переводчик является полноценным правообладателем своего перевода. Согласно п.3. все той же ст.

1260 ГК РФ, переводчик осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания перевода.

То есть если описанные ранее шаги по заключению договора были успешно сделаны, то переводчик будет правомерно обладать исключительным правом на свой перевод, и сможет распоряжаться им по своему усмотрению.

Когда перевод будет закончен, придет время договориться с издательством о его издании. На практике, конечно, переговоры с издательствами начинаются гораздо раньше, но договор с издательством заключается в отношении уже оконченного перевода. Об особенностях издательских договоров мы обязательно поговорим в будущих статьях.

Пока же хочется остановиться вот на чем: издательство почти всегда просит авторов переводов предоставить доказательства правомерности осуществления ими перевода. Тут переводчику очень пригодится договор, заключенный с изначальным автором, о котором шла речь выше.

Дело в том, что таким образом издательство страхуется от претензий правообладателя исходного произведения, и это нормально.

Переводчик может смело предоставить копию договора в издательство, удалив или скрыв в нем конфиденциальную информацию (персональные данные, номера счетов, сумму сделки и т.п.). Следует ли напоминать, что все договоры, касающиеся осуществления перевода (как с автором исходного произведения, так и с издательством), должны заключаться в письменной форме…

Кстати, о письменных и устных формах. Следует отметить, что устные переводчики тоже обладают авторскими правами на осуществленный ими перевод. Согласно п.3. ст.1259 ГК РФ, авторские права распространяются на произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме)…

Последний момент, на котором я хотел заострить внимание – это осуществление переводов произведений, авторы которых уже скончались. В этом случае перед началом перевода такого произведения следует выяснить, действует ли еще исключительное право на произведение.

В зависимости от права страны, в которой было издано исходное произведение, этот срок может меняться. В России, например, исключительное право действует на протяжении всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

При этом не важно, был ли автор при жизни правообладателем произведения; все равно срок действия исключительного права будет считаться от жизни автора.

Если этот срок прошел, то исходное произведение считается перешедшим в общественное достояние. Произведение, перешедшее в общественное достояние, переводчик может смело использовать без разрешения и без заключения каких-либо договоров (п.2.ст.1282 ГК РФ). В этом случае он так же станет обладателем исключительного права на осуществленный перевод и сможет им распоряжаться.

Если же исключительное право еще действует, но автор скончался, то следует обратиться к наследникам и выяснить, являются ли они правообладателями или же исключительное право было отчуждено в пользу какого-либо издательства. Далее следует заключить лицензионный договор с соответствующим правообладателем, как описано в начале статьи.

© Андрей Макаров, 2019г. Воспроизведение статьи разрешено в сети Интернет с обязательным указанием активной гиперссылки на источник.

Авторские права: как не нарушить их

Фотографии из Гугла для группы в соцсети, музыка в кофейне и программа без лицензии могут обернуться потерей денег для предпринимателя. В статье рассказываем, как законно брать контент и не нажить проблем.

В чём проблема с контентом

Изображения, тексты, программы — это объекты авторских прав, или интеллектуальная собственность. Вот список объектов, которые считаются интеллектуальной собственностью по ст. 1225 ГК РФ:

  • — текст;
  • — фото;
  • — дизайн;
  • — рисунок;
  • — песня и её исполнение;
  • — фильм;
  • — видеоролик;
  • — подкаст, передача;
  • — программа, база данных;
  • — товарный знак: название, логотип, слоган;
  • — персонаж книги, мультфильма, кино;
  • — изобретения и секреты производства.

У каждого объекта есть автор — тот, кто его создал. Он же правообладатель интеллектуальной собственности. Когда автор продаёт произведение, правообладателем становится тот, кто купил его у автора. Программист написал код — он автор и правообладатель. Фирма купила его для бизнеса — теперь она правообладатель.

Как и обычные вещи, интеллектуальную собственность нельзя брать без согласия правообладателя. Нельзя производить ткань с рисунком из книги, постить фото из блога конкурента, заливать на сайт чужие тексты. Это называется исключительным правом — ст. 1229 ГК РФ.

Важно знать, что если контент открыто выложен в интернете, это ещё не значит, что его можно копировать.

Есть миф, что авторские права защищают только специальные символы, подпись автора и угрожающие надписи наподобие «информация на сайте не подлежит распространению». Это не так. Отсутствие запрета не считается разрешением — ст.

1229 ГК РФ. А правообладатель легко докажет авторство, например, свидетельством о депонировании произведения, и взыщет с вас деньги.

Статья: Как защитить авторские права: 9 способов

Если правообладатель контента не обнаружил кражу и не подал в суд на компенсацию — это всего лишь вопрос времени и везения.

Что будет за нарушение авторских прав

Если совсем коротко, то предпринимателю запретят пользоваться контентом и заставят заплатить компенсацию. Например, попросят убрать из магазина товар с чужим логотипом и заплатить правообладателю 200 000 рублей. При этом не возместят деньги за закупку и упущенную прибыль. А за кражу товарного знака дополнительно оштрафуют в пользу государства.

Статья: Как получить компенсацию за нарушение авторских прав

Теперь подробно. 

Гражданская ответственность: заплатить правообладателю

По иску правообладателя суд заставит предпринимателя сделать следующее по ст. 1252 ГК РФ:

— Прекратить использование. Удалить чужие фото товара с сайта, перестать пользоваться программой без лицензии.

— Проставить автора и ссылку на источник. Если перепечатали или процитировали, но выглядит как будто это своё.

— Уничтожить контрафактный товар за свои деньги. Например, игрушки в виде персонажей мультфильма, которые продаются без договора с владельцем товарного знака.

— Заплатить убытки или компенсацию в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей. Как вариант — в двукратном размере стоимости лицензионной программы — ст. 1301, ст. 1311, ст. 1515 ГК РФ.

— Опубликовать решение суда о нарушении авторского права. 

До рассмотрения спора суд может заблокировать спорные материалы на сайте по ст. 1302 ГК РФ. Например, обучающий канал, где выложены чужие видеоуроки. Работать через такой ресурс во время блокировки не получится несколько месяцев.

Административная ответственность: штраф государству

За чужой Товарный знак нарушителей штрафуют по ст. 14.10 КоАП РФ. Штраф за копирование для граждан — от 5 000 до 10 000 рублей, для организаций — от 50 000 до 200 000 рублей. Штраф за продажу товаров с чужим товарным знаком для граждан — в размере двукратной стоимости товара, для организаций — в размере пятикратной стоимости. И это не считая компенсации для владельца товарного знака.

Уголовная ответственность: наказание от государства за кражу товарного знака и плагиат

Если владелец логотипа потерял из-за вас больше 250 000 рублей, это уже уголовная ответственность по ст. 180 УК РФ. Наказание — от штрафа в 100 000 рублей до лишения свободы на два года.

За присвоение авторства и торговлю контрафактом тоже дают судимость, когда правообладатель упустил прибыль больше 100 000 рублей. Наказание  примерно как за предыдущее преступление — от штрафа до тюрьмы по ст. 146 УК РФ.

Как не нарушить авторские права

Чтобы не попасть на компенсацию и не потратиться на муторные суды, нужно следовать простому правилу: всегда брать контент с разрешения правообладателя. Для коммерческого использования рекомендации примерно такие.

Заключать с правообладателями договоры 

Для законного использования интеллектуальной собственности с правообладателем заключают платные договоры на передачу исключительных прав. 

Когда объект забирают навсегда, оформляют договор на отчуждение исключительного права — ст. 1234 ГК РФ. Такой договор можно заключить с фотографом или иллюстратором, если покупаете готовый контент для сайтов или буклетов. Тогда фото и рисунки станут уже вашей собственностью. Если захотите, сами сможете продать их на другой сайт. Единственное — всегда надо указывать автора.

Во временное пользование объект берут по лицензионному договору — ст. 1235 ГК РФ. Это чем-то похоже на аренду. Лицензии оформляют на программы, музыку, видео. Обычно лицензионные соглашения публикуют на сайте, откуда скачивают контент. Например, вот так выглядит договор на использование сервиса Эльба.

Иногда за лицензию не надо платить, например, в фотостоках.

Контент на заказ делают по договору авторского заказа или договору подряда — ст. 1288, 1296 ГК РФ. Авторский заказ оформляют с физлицом, подряд — с фирмой.

При оформлении договора на контент проследите, чтобы исключительное право на объект переходило к заказчику, а не передавалось по лицензии.

Иначе рискуете через пару лет увидеть свой фирменный стиль у другого сайта. Потому что срок лицензии истёк.

Для фоновой музыки в баре, парикмахерской и магазине тоже покупают лицензию. Как безопасно включать музыку в помещении для клиентов — тема отдельного большого разбора. В общих чертах дела обстоят так.

У каждой песни есть Исполнитель, автор текста и композитор. Сама песня — интеллектуальная собственность, и включать её в коммерческом заведении для посетителей можно только с разрешения правообладателя.

Чаще всего авторы песен передают права специальной организации — Российскому авторскому обществу (РАО). Такая организация становится правообладателем и от имени музыкантов проверяет заведения, где играет музыка.

А после проверки предлагает заключить лицензионное соглашение и платить ежемесячные авторские вознаграждения, а за уже проигранное — заплатить компенсацию.

Один предприниматель заплатил РАО по решению суда 160 000 рублей за музыку в кафе без лицензии — дело № А32-27234/2018. Так что это не просто юридический миф.

Поэтому лучше купить лицензию у правообладателя, платить каждый месяц и не дожидаться иска. Как вариант, брать музыку с открытой лицензией или из общественного достояния — об этом ниже.

Соблюдать правила цитирования

Цитирование — когда берут часть объекта в неизменном виде. Упоминаете отрывок чужого текста в посте группы в Фейсбуке — это цитирование. 

Чтобы взять отрывок, не надо получать разрешение правообладателя и платить деньги. Это считается свободным использованием произведения по ст. 1274 ГК РФ. Цитировать можно не только текст, но и любой объект интеллектуальной собственности. То есть фото и видео тоже. Так пояснил Пленум ВС в п. 98 Постановления № 10 от 23.04.2019 г. 

Для законного цитирования надо соблюдать четыре правила. Они изложены в п. 1 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ и конкретизированы в Определении ВС № 305-ЭС16-18302.

  1. Цель цитирования — информационная, научная, образовательная или культурная.  
  2. Обязательно указать автора.
  3. Брать можно опубликованный (обнародованный) объект, на источник заимствования надо поставить ссылку.
  4. Отрывок берут в объёме, оправданном целью цитирования.

Пример цитирования, за которое не наказали.

Федеральный телеканал снял документальный фильм о влиянии на здоровье пальмового масла. В фильм взяли фрагмент другого фильма о процессе создания заменителей молочного жира. Автор не давал согласие на использование своего произведения. Поэтому пошёл в суд за компенсацией и вырезкой фрагментов. Суд он проиграл, потому что телеканал не нарушил требования к цитированию. 

В фильме говорят о проблемах продуктов питания в жанре журналистского расследования, значит цель цитирования — информационная. Фильм истца опубликован на Ютубе, то есть обнародован. Автор указан. У фильмов одна тематика — про заменители молочного жира. Спорный фильм длится 15 минут, кадры из чужого взяты на 14 и 49 секунд. Объём оправдан и ничего не нарушено — дело № А40-32542/2018.

При цитировании важно не удалять знак копирайта © и подпись автора. Даже если перепечатали правильно, за удаление водяных знаков нарушитель платит компенсацию по ст. 1300 ГК РФ.

Брать контент с открытой лицензией

Открытая лицензия (Creative Commons) — когда правообладатель разрешил скачивать произведение из открытого доступа бесплатно на определенных условиях — ст. 1286.1 ГК РФ. Лицензии Creative Commons — легальный способ использования чужого контента. Для коммерческого использования рядом с произведениям должна стоять отметка CC Attribution или Free for commercial use.

Например, фото ищут в расширенном поиске Гугла или на сайтах типа Flickr и Unsplash. Для музыки есть бесплатные ресурсы наподобие Free Music Archive.

Брать произведения из общественного достояния

Когда закон перестаёт защищать авторские права, интеллектуальная собственность переходит в общественное достояние. Ищите такие произведения с пометкой Public domain. Это значит произведение можно использовать бесплатно и без чьего-либо разрешения, но с указанием автора — ст. 1282 ГК РФ.

По общему правилу защита произведения заканчивается через 70 лет после 1 января следующего года после смерти автора. В некоторых случаях срок считается немного иначе. Например, для авторов, которые работали в период ВОВ, срок составляет 74 года. То есть совсем старые фото, песни, тексты, картины и фильмы находятся в общественном достоянии, за них не платят. 

Быть осторожным с узнаваемыми брендами

Известные изображения, слоганы и персонажи с большой вероятностью зарегистрированы как товарные знаки. За бездоговорное использование нарушитель платит компенсацию, даже если сам не виноват. Это касается и российских, и иностранных брендов. 

Например, владелец британского товарного знака «Свинка Пеппа» отсудил у предпринимателя 140 000 рублей за бездоговорное использование этого персонажа. Хотя предприниматель просто продавала в отделе торгового центра игрушки в виде героев мультфильма, которые где-то закупила — дело № А09-5684/2018. 

Поэтому проверяйте, нет ли в товаре и рекламе узнаваемых изображений.

А если уже ваши логотип и название стали популярны, зарегистрируйте свой товарный знак, пока его не украли конкуренты. Иначе даже тут станете нарушителем.

Курс: Как защитить свой бренд

Статья актуальна на 06.01.2022

Как не нарушить авторские права?

Юрист по защите интеллектуальной собственности ИТ-компании ЗАО «КРОК инкорпорейтед»

Решили использовать чужие фотографии, музыкальные или литературные произведения, дизайн или программное обеспечение – узнайте, в каких случаях нужно разрешение автора. За нарушение его прав придется выплатить крупную компенсацию

Авторское право – это система правовых норм, которые регулируют отношения в сфере распоряжения музыкальными, литературными, научными произведениями, фотографиями, произведениями дизайна и архитектуры, программным обеспечением и другими объектами, которые указаны в ст. 1259 ГК РФ.

Перечисленные объекты не нужно регистрировать, как, например, изобретения или логотипы (товарные знаки), – правовая охрана устанавливается автоматически с момента создания произведения (п. 4 ст. 1259 ГК РФ). Исключением являются программное обеспечение и базы данных. Их можно зарегистрировать (п. 3 ст. 1262 ГК РФ), но и отсутствие регистрации не повлияет на правовую охрану этих объектов.

Законом предусмотрены два критерия, по которым произведение признается охраноспособным: творческий характер (ст. 1257 ГК РФ) и выражение в объективной форме (п. 3 ст. 1259 ГК РФ).

То есть произведение должно быть создано в процессе творческой деятельности человека.

Второй критерий означает, что произведение должно существовать не только в голове автора, но и на бумаге, в цифровой, пространственно-объемной форме или в виде аудио-, видеозаписи – в зависимости от его типа.

Произведение охраняется в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (п. 1 ст. 1281 ГК РФ). В это время запрещено бесконтрольно его использовать.

За соблюдением этого правила следят либо сами правообладатели (автор или тот, кому он передал исключительное право на произведение), либо специальные организации.

Например, Российское авторское общество может отслеживать случаи незаконного использования произведения, требовать от нарушителей выплаты компенсации и обращаться в суд с такими требованиями (п. 1 ст. 1229, п. 5 ст. 1242 ГК РФ).

(Сразу оговоримся, что наши рекомендации будут касаться также фонограмм, исполнений вокалистов, музыкантов, актеров и иных объектов прав, смежных с авторскими (гл. 71 ГК РФ).)

Автор обладает исключительным правом на произведение, т.е. может использовать его по своему усмотрению, запрещать или разрешать его использование другим (ст. 1270 ГК РФ).

Законное распоряжение произведением возможно только с разрешения правообладателя. Оно может воплощаться в форме лицензионного соглашения (ст. 1235, 1286, 1286.1 ГК РФ). Таким образом можно передать лицензиату права использования: воспроизводить, демонстрировать, перерабатывать произведение и т.д.

Такие соглашения заключаются так же, как любой другой договор, или размещаются на сайте в виде договора присоединения. Во втором случае соглашение начнет действовать для вас с начала использования интернет-сервиса.

Например, нередко видеоролики на Youtube размещают в рамках лицензии Creative commons.

Она дает возможность правообладателю сохранить свои авторские права, а другим – распоряжаться произведением согласно условиям лицензии.

Итак, если вы решили использовать чужое произведение, вам нужно ознакомиться с лицензионными условиями:

  • способы распоряжения, от которых зависит объем использования произведения;
  • срок, в течение которого его можно использовать;
  • территория, на которой разрешается использование;
  • ограничения, если они оговорены в соглашении;
  • иные обязанности лицензиата (пользователя).

Помимо лицензионного соглашения, может быть заключен договор об отчуждении исключительного права (ст. 1234, 1285 ГК РФ). Он подразумевает передачу не отдельных прав использования, а исключительного права в целом.

Законодательство предусматривает случаи свободного использования произведений (ст. 1272–1280 ГК РФ).

Например, ст. 1280 ГК РФ описывает права пользователей программного обеспечения и баз данных.

В ст. 1274 ГК РФ предусмотрена возможность цитирования произведений в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях и в целях раскрытия творческого замысла автора.

Под цитированием понимается использование обнародованного произведения в другом, например в статье или видеоролике. Может показаться, что эта норма относится только к литературным и научным произведениям, т.е. к тексту.

Однако она распространяется также на графические произведения и фотографии .

Цитирование возможно без согласия правообладателя и выплаты ему вознаграждения, но нужно обязательно указать имя автора произведения и источник заимствования, например адрес сайта.

За нарушение исключительного права на произведение придется выплатить компенсацию (ст. 1301 ГК РФ):

  • от 10 тыс. руб. до 5 млн руб. – сумму определяет суд исходя из характера нарушения;
  • в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения (например, если вы продали партию контрафактных компакт-дисков за 10 тыс. руб., то компенсация составит 20 тыс. руб.);
  • в размере двукратной стоимости прав использования – она рассчитывается исходя из стоимости лицензии на произведение.

Если вы нарушили исключительное право автора, после чего он обратился в суд и настаивает на выплате крупной компенсации, можно потребовать уменьшения ее размера. Нужно будет сослаться на свое материальное положение или иные обстоятельства, которые позволяют установить невозможность выплаты компенсации или ее несоразмерность последствиям нарушения .

1 Определение Верховного Суда РФ от 6 марта 2017 г. № 305-ЭС16-18302 по делу № А40-142345/2015.

Некоторым иностранным гражданам разрешили пройти обязательное медицинское освидетельствование не в государственных, а в коммерческих медорганизациях. Однако сроки действия медицинских документов и их передачи в органы внутренних дел пока остаются под вопросом Когда пациент оставляет всюду злые отзывы о клинике, на судебную защиту не стоит рассчитывать, если он лишь делится своим мнением. Но надо еще разобраться, только ли это выражение субъективного мнения? Или пациент распространяет оскорбления и порочащие утверждения о фактах, которые не имели места в реальности, а значит, можно идти в суд? К рождению ребенка нужно подготовиться заранее: узнать о правах детей и обязанностях родителей; разобраться, как зарегистрировать рождение сына или дочки, какие документы новорожденного оформить и как получить пособия во время беременности и после родов

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *