Попал в ДТП, последствия: я работаю на муниципальную организацию водителем. Я попал в ДТП на служебной машине

Работают водителями и выполняют свои служебные обязанности миллионы автомобилистов по всей стране. Кто-то работает в организациях и крупных фирмах, кто-то трудится на малый бизнес и индивидуальных предпринимателей.

От работодателя зачастую зависит то, как оформлены трудовые взаимоотношения с автомобилистом и как передан ему автомобиль для выполнения поручений. Это важно при попадании в ДТП на служебном автомобиле.

Как его оформлять, какие данные указывать, что делать, если нет ОСАГО и есть ли ответственность, расскажем ниже в статье.

В чём отличия ДТП на служебном авто от обычных?

Конечно же, с точки зрения механизма самого ДТП и полученных повреждений дорожно-транспортное происшествие на служебном автомобиле ничем не отличается от аварии обычных водителей, но в целом, различия все же имеются:

  1. в обычном ДТП собственник автомобиля – физическое лицо, а в ДТП со служебной машиной, собственник служебки – юридическое лицо или ИП,
  2. обычный автолюбитель сам выбирает способ оформления ДТП, а водитель служебного авто следует инструкциям, если такие имеются,
  3. различается ответственность, которую несут водители при повреждении чужого авто.

Попали в аварию на рабочей машине: что делать и как оформлять?

В первую очередь необходимо выполнить требования правил дорожного движения на случай ДТП, а именно требования пунктов 2.5, 2.6 и 2.6.1 ПДД.

А дальше действовать, исходя из ситуации. Происшествие может быть небольшим и подпадать под условия оформления без участия сотрудников полиции, через европротокол в соответствии со статьей 11.1 Закона об ОСАГО. Однако, не всегда получится его оформить, так как в некоторых организациях предписано оформление ДТП с участием служебного автомобиля только при помощи сотрудников полиции.

Да, не стоит забывать, что оформлять европротокол в 2022 году можно только при наличии действующих полисов ОСАГО у обоих участников.

Даже несмотря на то, что служебный автомобиль записан на фирму, полиса ОСАГО у водителя одного из участников может и не быть.

В общем и целом, оформление происшествия сотрудниками ДПС всегда надежнее, но в служебной поездке в рабочее время и при выполнении рабочих обязанностей иногда время дороже, и долго ждать инспекторов нельзя.

При непосредственном оформлении служебному водителю нужно передать инспекторам все документы, как на автомобиль, так и служебные, связанные с выполнением работы (Доверенность, путевой лист, маршрут и тому подобные).

Попал в ДТП,  последствия: я работаю на муниципальную организацию водителем. Я попал в ДТП на служебной машине

Что мне грозит за такое ДТП как водителю?

Управляющему служебным автомобилем в первую очередь грозит Штраф или другой вид наказания – за нарушение, которое непосредственно привело к ДТП. Здесь же сразу виден плюс оформления аварии без полиции – это отсутствие штрафа.

Для многих наёмных водителей отсутствие штрафов очень важно, потому как работодатели могут запрашивать справку об административных нарушениях в области дорожного движения при приёме на работу.

Но наказание по КоАП все же не самое страшное. Если ДТП произошло по вине наемного водителя, то ему, скорее всего, придется возмещать ущерб работодателю за разбитую или поврежденную машину.

Дальше, количество тонкостей и нюансов увеличивается:

  • важно, в какое время вы попали в ДТП, в рабочее или в свободное от работы, когда использовали служебную машину в личных целях,
  • важно, как оформлены ваши трудовые отношения с работодателем, официально или на словах,
  • несете ли вы полную материальную ответственность,
  • застрахована ли ваша ответственность по ОСАГО и/или КАСКО.

От всего перечисленного будет зависеть окончательный ответ по вашей ответственности за ДТП на служебной машине. Расскажем, на что и как влияют указанные выше факторы.

В рабочее время или нет?

ДТП в рабочее время подтверждает, что вы исполняли обязанности работника организации, а, значит, у потерпевших могут быть претензии не только к вам, но и к вашей организации. Если вы самовольно в нарушение трудовых договорённостей использовали рабочее авто, тогда вопросы будут только к вам, причем, как у потерпевшего, и у работодателя.

Попал в ДТП,  последствия: я работаю на муниципальную организацию водителем. Я попал в ДТП на служебной машине

Тонкости оформления трудового договора

Официальное оформление трудовых отношений позволит также предъявлять потерпевшему свои требования и к вам, и к организации. Хотя, в итоге перед потерпевшим будет отвечать только работодатель.

При обычном трудовом договоре, без полной материальной ответственности, водитель будет нести ответственность только в пределах месячного среднего заработка. Это регулируется статьёй 241 Трудового кодекса РФ. Полная материальная ответственность возлагается на работника только в случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами, об этом указано в статье 242 ТК РФ.

Случаи полной материальной ответственности перечислены в статье 243 ТК РФ. Вот те из них, которые в 2022 году могут быть применены к управляющему:

  • умышленное причинение ущерба водителем служебного транспорта,
  • ДТП в алкогольном, наркотическом или ином опьянении или со скрытием с места происшествия,
  • причинение ущерба в результате преступных действий,
  • при привлечении лица к административной ответственности,
  • при ДТП на служебном авто в свободное от работы время, не при исполнении.

Здесь важно отметить, что определение об отказе в возбуждении дела об АПН не служит основанием для возложения на водителя полной материальной ответственности. Поэтому, если есть выбор, нарушение какого пункта вам нарисовать, просите инспекторов оформлять, к примеру, за нарушение 10.1 ПДД, чтобы не было постановления об АПН.

Есть очень хорошая и свежая судебная практика. Вот Определение Верховного Суда РФ на данную тему, кому-то может пригодиться.

Что грозит организации?

Если служебное авто попало в ДТП, то организации, скорее всего, предстоит нести убытки не только на восстановление своей машины, но и оплачивать причиненный вред.

На первый взгляд, кажется, что раз за рулём был конкретный водитель, то и платить за ДТП должен будет он. Но это не совсем так.

Попал в ДТП,  последствия: я работаю на муниципальную организацию водителем. Я попал в ДТП на служебной машине

В Гражданском кодексе РФ есть статья, регулирующая данный вопрос, а именно статья 1068 ГК РФ, которая гласит:

Юридическое лицо либо Гражданин возмещает вред, причинённый его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Таким образом, в случае, если имеются доказательства работы водителя в конкретной организации, то все вопросы необходимо адресовать именно работодателю. Однако, если на машину была оформлена страховка ОСАГО, то обращаться нужно уже в страховую. В свою или к страховщику организации-виновника, будет зависеть от обстоятельств конкретного ДТП.

Однако, страховка ОСАГО может не покрыть весь ущерб от ДТП, потому как калькуляция расчёта возмещения производится с учётом износа на детали и комплектующие. В таком случае доплачивать придется фирме.

У машины не было ОСАГО – что будет?

  • Если полис автогражданки не оформлялся вовсе, тогда весь ущерб будет платить организация, владеющая автомобилем, которым управлял виновник ДТП.
  • В случаях, когда организация довольно крупная, и у неё есть деньги, потерпевшему даже проще получить возмещение ущерба с неё сразу по среднерыночным ценам, а не бодаться со страховой за выплату по ценам РСА, а потом доплату разницы.
  • Но когда контора виновника не платежеспособна, тут дела плохи, и без судебных разбирательств не обойтись.

Бывают случаи, когда на момент ДТП у водителя имеется полис ОСАГО, но потом от страховых компаний приходит отказ в выплатах, так как полис был расторгнут. Такое часто бывает с машинами такси, поскольку, желая сэкономить, фирмы-собственники при страховании не указывают цель использования транспорта – такси.

А предоставление недостоверных сведений является основанием для расторжения договора ОСАГО в одностороннем порядке. Поэтому, если вам дали ознакомиться с полисом на месте ДТП, обратите внимание на цель использования автомобиля.

В меня въехала служебная машина – что делать и как получить возмещение?

Очень часто в 2022 году за помощью обращаются не организации, а именно потерпевшие, поскольку не знают, как получить возмещение от ДТП со служебной машиной. Остановимся подробнее на этом вопросе и постараемся всё подробно рассказать.

  1. Всегда и в любых ДТП, а не только со служебными машинами, первым делом, будучи ещё на месте происшествия, действуйте в соответствии с требованиями Правил дорожного движения, а именно пунктами 2.5-2.6.1 Правил.
  2. Зафиксируйте все обстоятельства ДТП, произведите фото- и/или видеосъёмку местоположения машин, их повреждений с привязкой к местности или стационарным объектам.
  3. Выясните с виновником ДТП, каким образом вы будете оформлять. При оформлении европротокола убедитесь, что полис виновника действует и не является поддельным. Проверьте его по базе РСА. При любых подозрениях, в том числе, если сомневаетесь в размере ущерба, оформляйте ДТП с сотрудниками ГИБДД.
  4. В любом случае попросите у виновника документы на авто и полис ОСАГО. Сфотографируйте их.
  5. Проследите или попросите инспектора обязательно указать в документах собственника автомобиля виновника, для этого иногда приходится пользоваться базой ГИБДД.
  6. Если на момент ДТП ответственность виновника была застрахована, тогда обращайтесь в страховую, в свою или виновника, будет зависеть от того, выполняются ли условия для прямого возмещения убытков (ПВУ) по ОСАГО.
  7. Если страховки у виновника нет, тогда можно самостоятельно оценить ущерб в экспертной организации и письменно обратиться к собственнику автомобиля виновника с требованием выплатить стоимость ремонта вашего авто. Данное обращение по закону необязательно, но иногда могут сразу и заплатить.
  8. Если ничего не вышло, тогда придется обращаться в суд к организации, чей служебный автомобиль попал в ДТП. Виновного можно указать или в качестве второго ответчика или привлечь третьим лицом. В суде может потребоваться доказывать тот факт, что водитель исполнял служебные обязанности в момент ДТП, поэтому лучше заранее позаботиться о сборе таких доказательств.
  9. После суда, если решение было принято в вашу пользу и ответчик добровольно не хочет платить, необходимо обращаться за взысканием с исполнительным листом к приставам или сразу в банк, где у должника есть деньги.
Читайте также:  Размен квартиры: она на маме и на гособеспечении старшей племянницы. В ней прописано 5 человек

Надеемся, что вам поможет данный план действий, но если будут возникать трудности на каком-то этапе, то лучше все же обратиться к юристам.

Что делать, если попал в ДТП на служебном авто

В большинстве компаний есть служебный автомобиль, которым пользуется или специальный водитель, или один из работников для выполнения своих поручений. Такой водитель, как и любой другой автомобилист, не застрахован от падания в аварию, ведь это происшествие происшествие практически невозможно предугадать.

Порядок действий после дорожно-транспортного происшествия на служебном автомобиле существенно отличается от привычного.

Действия водителя, если попал в ДТП на служебном автомобиле

  • Дорожно-транспортные происшествия случаются каждый день, и большинство из них происходит с участием служебных автомобилей.
  • Попал в ДТП,  последствия: я работаю на муниципальную организацию водителем. Я попал в ДТП на служебной машинеАвтомобилист, который находится за рулем рабочего транспортного средства, должен знать о том, что по законодательству к таким участникам аварии применяются особые требования.
  • Действия водителя, ставшего участником дорожно-транспортного происшествия на служебном автомобиле, совпадают с последовательностью действий, совершаемых автомобилистами на собственных машинах.
  1. Сначала водитель должен остановить автомобиль, заглушить двигатель и поставить знак аварийной остановки на расстоянии 15 метров от авто.
  2. Далее автомобилист должен убедиться в том, что в результате происшествия нет пострадавших. Если таковые все же имеются, необходимо оказать им первую медицинскую помощь, чтобы поддержать жизнедеятельность пострадавшего до приезда кареты скорой помощи.
    Если у автомобилиста нет навыков оказания первой помощи, он может попросить об этом очевидцев произошедшего.
  3. Во время ожидания приезда представителей экстренных служб, водитель должен внимательно осмотреть служебный автомобиль и выявить все причиненные в результате дорожно-транспортного происшествия повреждения. Все найденные царапины, вмятины и сколы необходимо зафиксировать на фото или видеокамеру.
    Также желательно сделать снимки следов транспорта, оставшихся на дорожном покрытии, и местонахождение авто относительно стационарных объектов (светофоров).
  4. До приезда сотрудников ГИБДД нужно заручиться поддержкой свидетелей, взять их контактные данные.

Помимо этого, работник, попавший в ДТП, должен уведомить своего начальника о произошедшей аварии, так как только работодатель имеет право сообщить страховщику о наступлении страхового случая.

Действия работника после приезда сотрудников ГИБДД

По приезду на место происшествия сотрудников дорожной инспекции, автомобилист должен соблюдать определенные правила:

  1. Во время составления протокола водитель не должен признавать свою личную вину в ДТП на служебном автомобиле.
  2. Сотрудникам ГИБДД стоит рассказать ситуацию именно так, как ее увидел водитель. После рассказа необходимо убедиться, что инспектор зафиксировал произошедшее именно так, как рассказал работник.
  3. Перед тем, как поставить подпись на документе, водитель должен убедиться в том, что все было зафиксировано должным образом. Иногда инспектор вносит в протокол данные, которые в дальнейшем могут повлиять на ход разбирательства.
  4. Попал в ДТП,  последствия: я работаю на муниципальную организацию водителем. Я попал в ДТП на служебной машинеПосле заполнения сотрудниками дорожной инспекции всех необходимых документов, работник должен получить свои экземпляры, чтобы в дальнейшем отдать их своему непосредственному работодателю.
    Также автомобилист должен уточнить адрес отделения ГИБДД, где он сможет получить недостающие документу для страховой компании.
  5. Если во время проверки документов, заполненных сотрудником ГИБДД, автомобилист должен указать ему на неточности и ошибки. Если инспектор оказывается вносить изменения, водитель должен отметить это в протоколе, рядом со своей подписью.

Ответственность за ДТП на служебном автомобиле в рабочее время

Если автомобилист попал в ДТП, не имея страхового полиса, или если он не списан в данный полис, придется понести дополнительную ответственность.

Однако в соответствии с требованиями Кодекса об административных правонарушениях, ответственность за недобросовестное исполнение страхового права возлагается на собственника транспортного средства.

Соответственно, если речь идет о служебном транспорте, разбираться со страховой компанией и выплачивать ущерб пострадавшим будет юридическое лицо. Водитель, который оказался участником дорожно-транспортного происшествия, не будет принимать участие в судебном разбирательстве.

Однако автомобилист, находившийся за рулем служебного авто в момент аварии, понесет свою долю ответственности. Если в ходе разбирательства будет установлено, что именно этот человек стал виновником ДТП, ремонт служебной машины будет проводиться именно за его счет или из части его ежемесячной оплаты труда.

  1. Работодатель имеет право привлечь виновника аварии, управляющего служебным авто, к ответственности, в соответствии с требованиями локальных нормативных правовых актов.
  2. Если же в ходе судебного разбирательства будет установлено, что действия работника не были причиной дорожно-транспортного происшествия, ни представители государственных учреждений, ни его работодатель не будут иметь права привлекать его к каким-либо видам ответственности.
  3. Стоит помнить о том, что ответственность за отсутствие страхового полиса или прочие деяния, совершенные автомобилистом, переходит на юридическое лицо только в том случае, если происшествие произошло в рабочее время, когда автомобилист-работник компании фактически выполнял свои служебные обязанности.
  4. Если же водитель управлял служебным авто в нерабочее время, последствия аварии будут другими.

Работодатель водителя обязан возместить вред, причиненный автотранспорту третьего лица в результате ДТП на служебном автомобиле. Если в аварии виновен работник, работодатель на основании статьи 1068 ГК РФ самостоятельно компенсирует ущерб пострадавшей стороне, а затем взыскивает его с работника в порядке регресса (статья 1081 ГК РФ).

В случае, когда ДТП произошло во внерабочее время, статья 1068 ГК РФ не применяется. Водитель будет нести ответственность лично как владелец источника повышенной опасности на основании статьи 1079 ГК РФ.

Попал в ДТП,  последствия: я работаю на муниципальную организацию водителем. Я попал в ДТП на служебной машинеОтветственность за ДТП на служебном автомобиле в нерабочее время

Если в рабочее время автомобилист попал в ДТП на служебном автомобиле, ситуация разрешается достаточно просто. Всеми разбирательствами занимается юридическое лицо – собственник транспортного средства.

Однако такое возможно только в том случае, когда работник управлял авто во время фактического исполнения им своих трудовых обязанностей.

В противном случае, если водитель управлял авто в нерабочее время, даже имея на это разрешение от своего непосредственного работодателя, он будет должен в полной мере понести ответственность за совершенное им деяние.

Конечно, по закону, ответственность за автомобиль, ставший инициатором дорожно-транспортного происшествия, будет нести компания-собственник авто. Однако в том случае, если виновник аварии управлял транспортом в нерабочее время, юридическое лицо имеет полное право подать на него Иск за повреждение авто.

В таком случае, водитель будет должен:

  1. Полностью возместить весь ущерб, понесенный работодателем.
  2. По желанию руководства организации компенсировать причиненный моральный ущерб.

Каждый автомобиль, который находится в собственности предприятия, выполняет определенные функции. Следовательно, если в течение определенного промежутка времени авто не используется, компания несет убытки.

В таком случае законодатель находится полностью на стороне руководителя компании, и позволяет ему не только получить с работника материальный и моральный ущерб, но и привлечь его к дисциплинарной ответственности (от выговора до увольнения).

Дтп по вине работника: кто возместит ущерб

Если работник на служебной машине попал в аварию, ущерб пострадавшему возмещает работодатель, который потом может предъявить регрессный иск. Но прежде чем его удовлетворять, надо установить наличие предусмотренных законом условий. Например, проверить, привлечен ли работник к административной ответственности.

И не стоит забывать: в любом случае работник не может заплатить больше среднего заработка.

Попал в ДТП,  последствия: я работаю на муниципальную организацию водителем. Я попал в ДТП на служебной машинеЮрий Иванченко* работал в ООО «СПб-ТРАНС» водителем — экспедитором, когда на служебной машине он превысил скорость и въехал в автомобиль Игоря Ефремина*. Дело об административном правонарушении в отношении Иванченко не возбудили в связи с отсутствием состава. Пострадавший подал иск к ООО «СПб-ТРАНС». Калужский районный суд Калужской области постановил взыскать с общества 232 944 руб. ущерба, а также 15 000 руб. расходов на представителя (№ 2-12375/2016). Калужский областной суд подтвердил законность такого решения (№ 33-1192/2017). В итоге фирма перечислила взысканные суммы на банковский счёт Ефремина.

Поскольку ООО «СПб-ТРАНС» при приеме на работу заключило с Иванченко Договор о полной индивидуальной материальной ответственности, общество обратилось в суд с иском о возмещении 247 944 руб. ущерба в порядке регресса (ст. 1081 ГК, ст. 243 ТК).

Работник ссылался на отсутствие оснований для возложения на него материальной ответственности в полном размере.

Читайте также:  Купили машину: купила машину 2109 ВАЗ у физического лица через банк в кредит 29 декабря 2012 г

Он утверждал, что договор о полной индивидуальной материальной ответственности заключён с нарушением требований действующего законодательства.

Работодатель несёт обязанность по возмещению третьим лицам вреда, причинённого его работником при исполнении им трудовых обязанностей. В случае возмещения такого вреда работодатель имеет право регрессного требования к своему работнику в размере выплаченного возмещения (ст. 1068, 1081 ГК).

Материальная ответственность возлагается на виновного

Фрунзенский районный суд г. Санкт-Петербурга взыскал с Иванченко в пользу ООО «СПб-ТРАНС» 247 944 руб. причинённого ущерба в порядке регресса и 5 679 руб. расходов на уплату госпошлины (№ 2-4750/2018). Санкт-Петербургский городской суд подтвердил законность этого решения (№ 33-4416/2019).

Суды отметили: ДТП произошло по вине Иванченко в период исполнения им трудовых обязанностей в ООО «СПб-ТРАНС», размер ущерба никто не оспаривал.

Ссылку на незаконность заключённого договора о полной материальной ответственности суд счел несостоятельной, поскольку Встречный иск о признании такого договора недействительным не заявлялся.

Иванченко обратился в Верховный суд, который напомнил: материальная ответственность причинённого ущерба в полном размере может быть возложена на работника только в случае вынесения в отношении него постановления о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с его малозначительностью (п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК, постановление Пленума ВС от 16.11.2006 № 52).

Поскольку Иванченко не совершал административного правонарушения, вывод судебных инстанций нельзя признать правомерным, решил ВС.

Судьи ВС разъяснили: материальная ответственность причиненного ущерба в полном размере возлагается на работника в случае недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу (п. 2 ч. 1 ст. 243 ТК).

При этом должность водителя не включена в Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества. Поэтому ВС отменил решения нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в Суд первой инстанции (№ 78-КГ19-54). Пока еще оно не рассмотрено.

Работник не может заплатить больше среднего заработка

«Позиция ВС является абсолютно законной и обоснованной. ВС неоднократно вставал на сторону работников, незаконно привлекаемых к ответственности в полном объеме причиненного ущерба», — сообщил старший Юрист  Кирилл Барановский.

Попал в ДТП,  последствия: я работаю на муниципальную организацию водителем. Я попал в ДТП на служебной машинеУправляющий партнер юркомпании «Генезис» Артем Денисов заметил, что судебная практика по таким делам очень противоречива. Одни суды считают, что водителя нельзя обязать (ПРОСТО — НЕЛЬЗЯ ОБЯЗАТЬ) возместить вред в полном объеме, превышающем его средний месячный заработок (Обзор ВС за четвертый квартал 2009 года; N 33-727/2012; N 33-12974/2012). Другие суды придерживаются противоположной позиции (N 33-13873/2010). А руководитель практики «Интеллектуальная собственность» юркомпании  Александра Акимова напомнила: апелляционное определение ВС Республики Татарстан содержит вывод, что сохранность транспортного средства, осуществляющего перевозку, не может быть предметом договора о полной материальной ответственности (N 33-13727/2019).

Системное толкование норм материального права, приведенное ВС, свидетельствует о том, что привлечение работников к полной материальной ответственности строго регламентировано и невозможно по основаниям, не установленным законом.

Марина Костина, адвокат ЮГ 

«Позиция ВС направлена на защиту прав и законных интересов наемного работника как более слабой стороны. Можно не сомневаться в том, что районный суд примет иное решение. Скорее всего, с виновника ДТП будет взыскан ущерб компании в размере, не превышающем средний месячный заработок водителя-экспедитора, как подчеркивается в ст. 241 ТК», — считает автоюрист Юлия Дымова.

Руководитель юридического дивизиона RBS Павел Русецкий уверен: при повторном рассмотрении дела стоит ожидать от суда полного освобождения работника от обязанности возместить причинённый ущерб в связи с отсутствием его вины или снижения размера ответственности до среднего заработка работника.

Русецкий порекомендовал всем работодателям оформлять не только полис ОСАГО, но и КАСКО.

  • * — имя и фамилия изменены редактором
  • Алина Михайлова
  • Источник: Pravo.ru

Суд решил, кто будет платить, если сотрудник в рабочее время разбил в ДТП служебную машину

Сотрудник, занимавший в компании должность водителя-экспедитора, попал на служебном автомобиле в ДТП, которое произошло по его вине. В результате ДТП имуществу работодателя (автомобилю) был причинн существенный ущерб.

Работодатель весь ущерб решил взыскать с водителя — виновника ДТП. В обоснование своих требований работодатель ссылался на то, что с водителем был заключен договор о полной материальной ответственности, по которому тот отвечал за любой причиняемый организации-работодателю ущерб в полном объеме.

Платить за поврежденный автомобиль работник отказался.

Тогда работодатель обратился в суд с требованием о взыскании с водителя полной стоимости ремонта поврежденного автомобиля в размере 213 000 рублей.

Материальная ответственность водителя-экспедитора

По общему правилу за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст.241 ТК РФ).

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных законами (ч. 2 ст. 242 ТК РФ).

В частности, это возможно в случаях умышленного причинения ущерба, причинения ущерба в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Письменные договоры о полной материальной ответственности могут заключаться с работниками, достигшими возраста 18 лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество работодателя (ст.244 ТК РФ). Водители-экспедиторы как раз и относятся к такой категории сотрудников.

Таким образом, работодатель вправе заключить с водителем-экспедитором договор о полной материальной ответственности, по которому он обязан возмещать работодателю причиненный ущерб в полном размере за недостачу вверенного ему имущества.

Что решил суд

Рассмотрев доводы и возражения сторон, суд кассационной инстанции отказал работодателю в удовлетворении заявленных им требований.

Суд установил, что с работником, по чьей вине произошло ДТП, в результате которого пострадал автомобиль работодателя, действительно был заключен договор о полной материальной ответственности. Следовательно, водитель-экспедитор обязался нести материальную ответственность за вверенное ему имущество.

Но действие договора о полной материальной ответственности распространяется на вверенные ответчику в качестве водителя-экспедитора для перевозки ценности. То есть, водитель отвечает за сохранность и целостность вверенного перевозимого груза и несет ответственность за причинение по его вине ущерба именно данному грузу.

  • Автомобиль, на котором сотрудник осуществлял свою трудовую функцию, являлся не перевозимой материальной ценностью, а техническим средством, обуславливающим возможность исполнения работником своих трудовых обязанностей.
  • Таким образом, транспортное средство, получившее механические повреждения в результате ДТП, не может быть признано той материальной ценностью, за которую сотрудник несет полную материальную ответственность на основании заключенного договора.
  • В связи с этим суд пришел к выводу, что за поврежденный автомобиль работник не отвечает в полном размере причиненного ущерба.

Что думаете? Справедливо ли, на ваш взгляд, решение суда? Или водитель должен выплатить всю сумму ущерба, если он виноват в ДТП?

Дтп на служебном автомобиле. когда работник заплатит за ремонт

 Ссылка на PDF версию статьи

Работник может стать виновником ДТП на служебном автомобиле. Компания не только отремонтирует собственный автомобиль за свой счет. Она также выплатит потерпевшим Моральный вред и стоимость ремонта их машин. Все эти расходы реально взыскать с работника. Для суда подготовьте один из четырех наших аргументов.

Работник причинил ущерб во время поезкди по личным делам

Даже если вина работника в ДТП доказана, это не значит, что он должен возмещать полную стоимость ремонта служебного автомобиля. По общему правилу работник возмещает ущерб только в размере среднего заработка. Весь ущерб он возмещает в определенных случаях. Например, если ДТП произошло во время поездки по личным делам (п. 8 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

Различие между личными и служебными поездками зависят от их цели. Суд признает поездку служебной, если работник выполнял поручение начальника.

При этом время поездки не так важно. Например, поездку после окончания рабочего дня, но в интересах работодателя, суд посчитает служебной.

Судебная практика Работник самовольно взял автомобиль компании и уехал по личным делам. Во время поездки он попал в аварию. Компания починила автомобиль за свой счет. Затем потребовала взыскать с работника стоимость ремонта. Суд удовлетворил иск. Работник причинил ущерб не при выполнении трудовых обязанностей. Поэтому должен возмещать полную стоимость ремонта (апелляционное определение ВС РТ от 06.08.2015 по делу № 33-11605/2015).

Некоторые компании подтверждают личный характер использования автомобиля в момент ДТП следующим образом. Они заранее просят работника написать заявление на отпуск с открытой датой. Если происходит ДТП, в заявлении указывают дату события. Получается, что работник причинил ущерб не при выполнении трудовых обязанностей.

Суд может раскрыть такую схему в входе рассмотрения дело о взыскании ущерба с работника. Например, на основании показаний свидетелей. Также суд учтет, что работодатель оплатил отпуск не за три дня до его начала, а позже (ч. 9 ст. 136 ТК РФ). В итоге компания взыщет с работника только средний заработок.

Кроме того, суд вправе направить руководителю местной трудовой инспекции частное определение (ст. 226 ГПК РФ). Инспекция проведет проверку и оштрафует компанию несвоевременную оплату отпуска.

Другие компании подробно описывают режим использования служебного автомобиля в локальном акте.

В этом случае предполагается, что все, что находится за рамками такого описания будет являться личной поездкой. Конечно, суды смотрят на фактический характер поездки.

Но все же компаниям при наличии такого локального акта будет легче доказать личный характер поездки в случае возникновения спорных моментов.

Работника оштрафовали за нарушение ПДД

Если работник нарушил правила дорожного движения, инспектор ГИБДД или суд привлекут его к административной ответственности. Постановление о назначении наказания подтвердит, что авария произошла в результате административного проступка. А это одно из оснований полной материальной ответственности работника (п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

 

Кто вомещает ущерб потерпевшим в ДТП?

Если работник попадает в аварию во время рабочей поездки, то ущерб потерпевшим возмещает его работодатель. Если авария произошла в ходе личной поездки, то работник платит потерпевшим самостоятельно.

Работодатель обязан возмещать вред третьим лицам, который ее работник причинил при выполнении трудовых обязанностей. Поэтому если работник станет виновником ДТП, чинить автомобили пострадавших и компенсировать им моральный вред будет работодатель (ст. 1068 ГК РФ). Затем он сможет взыскать ущерб с работника в порядке регресса (ст. 1081 ГК РФ).

Это правило не применяют, когда работник попадает в ДТП во время поездки на служебном автомобиле по личным делам (ст. 1068 ГК РФ). В таком случае действует ст. 1079 ГК РФ об ответственности за источники повышенной опасности (в нашем случае это автомобиль).

Норма возлагает обязанность возмещать вред на лицо, которое владеет автомобилем. В данном случае это работник. Поэтому если ДТП произошло во время поездки работника в личных целях, то пострадавшие в ДТП лица будут взыскивать ущерб непосредственного с него.

 

 С работника можно взыскать деньги, выплаченные потерпевшему в ДТП

Регрессный иск к работнику нужно подать в течение года с момента выплаты денег потерпевшему. Компания рискует проиграть дело по формальному основанию, если опоздает с иском.

Часто с момента аварии до расчета компании с потерпевшими проходит больше года. Время нужно на то, чтобы установить размер ущерба, на судебные разбирательства. Работник компании, скорее всего, постарается использовать это обстоятельство. Он заявит в суде о пропуске годичного срока давности на взыскание ущерба (ст. 392 ТК РФ).

Апеллируйте тем, что срок давности в данном случае исчисляют не с момента аварии, а с момента выплаты денег потерпевшему. Именно в этом момент компания получает ущерб. Как следствие у нее возникает право регрессного требования к работнику.

Закон не прописывает это правило напрямую. Вывод о порядке исчисления сроков давности следует из абз. 3 п. 15 постановления Пленума Верховного суда РФ от 16.11.2006 № 52. Поэтому ссылайтесь на это постановление, если работник заявит, что вы опоздали с иском.

Судебная практика

Вс решал, должен ли водитель возмещать работодателю весь ущерб от дтп — новости право.ру

Антон Костин* в 2017 году устроился к индивидуальному предпринимателю Андрею Кюрчеву менеджером по закупке молока. В его обязанности входило приобретать у населения молочную продукцию и доставлять ее в пункт приема.

Начальник передал Костину молоковоз и предложил заключить договор о полной материальной ответственности, согласно которому работник обязался полностью компенсировать ущерб, если повредит автоцистерну или груз.

Правда лишь в том случае, когда будет виноват в случившемся. Мужчина подписал документ.  

В апреле 2019 года Костин управлял молоковозом и попал в ДТП, машина съехала в кювет, врезалась в дерево и перевернулась. Грузовик серьезно пострадал, безвозвратно утекло 1316 тонн молока.

Эксперт, к которому обратился бизнесмен, оценил ущерб, причиненный автомобилю в 602 000 руб., а утраченный товар — в 23 000 руб. Эти деньги руководитель потребовал с работника и тот даже написал расписку, что все вернет.

Но потом передумал, и предпринимателю пришлось обращаться в суд, чтобы взыскать с бывшего подчиненного 625 000 руб. ущерба. 

Не виноват, но все равно виноват

Октябрьский районный суд Волгограда удовлетворил иск, несмотря на многочисленные доводы в пользу ответчика.

Инспектор ГИБДД установил, что Костин пытался уйти от столкновения с другим авто, из-за чего съехал на обочину.

На основании этих показаний ответчик ссылался на пункт договора о полной материальной ответственности, по которому он освобождается от ответственности, если ущерб причинен не по его вине. 

Еще работник пытался обратить внимание суда на противоречия в документах: в трудовом договоре должность Костина указана как менеджер, а в соглашении о полной материальной ответственности — водитель-экспедитор. Истец как раз требовал взыскать ущерб именно с работника как с водителя.

По мнению мужчины это значит, что документ о полной материальной ответственности с ним заключили незаконно. С водителями вообще нельзя подписывать такое соглашение по закону. Но эти доказательства не помогли.

Суд взыскал с ответчика все, что просил истец, ссылаясь на подписанный работником договор о полной материальной ответственности. (дело № 2-282/2019).  

Костин оспорил это решение в апелляции и кассации. Ни Волгоградский областной суд, ни Четвертый кассационный суд общей юрисдикции не нашли оснований согласиться с жалобами. Судьи апелляции лишь дополнительно указали, что в расписке Костин добровольно согласился компенсировать работодателю все 625 000 руб. (дело № 33-955/2020). 

ВС заступился за работника

Тогда мужчина обратился в Верховный суд, и коллегия под руководством Светланы Фролкиной нашла в работе нижестоящих судов много ошибок.

Судьи ВС отметили, что истец требует у Костина компенсировать ущерб как водителя, а закон не разрешает возлагать на таких работников обязанность возмещать причиненный ущерб в полном размере. Договор о полной материальной ответственности с ответчиком нельзя было подписывать.

По этой же причине нельзя ссылаться на расписку: заставлять компенсировать ущерб, превышающий зарплату работника, в полном размере можно только в тех случаях, когда это допускает действующее законодательство.

Еще, по мнению судей ВС, нижестоящим инстанциям следовало проверить: 

  • можно ли было вообще привлекать Костина к полной материальной ответственности за то, что он повредил молоковоз и утратил часть груза;
  • на каком основании с менеджером по закупкам заключили договор о полной материальной ответственности как с водителем;
  • соответствует ли закону условие документа, что работник несет материальную ответственность за молоковоз;
  • можно ли применить к работнику ограниченную материальную ответственность в размере месячного заработка. 

Также тройка судей указала, что суды должны были выяснить материальное и семейное положение ответчика и снизить размер ущерба, если для этого есть основания. Суд обязан сделать это по своей инициативе, даже если работник о таком не просил. 

С учетом многочисленных пробелов в судебных актах ВС отправил дело на пересмотр в Октябрьский райсуд (дело № 16-КГ21-19-К4). Пока еще не рассмотрено. 

Что говорит судебная практика

В абсолютном большинстве подобных разбирательств выигрывают работники, утверждает Александра Воскресенская, адвокат КА Федеральный рейтинг.

группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Уголовное право 4место По количеству юристов 12место По выручке 17место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании
.

Исключениями являются недостачи, подтвержденные доказательствами, и причинение ущерба, связанное с совершением преступления или административного правонарушения.  

В каждом случае победа зависит от множества факторов, поэтому нельзя доподлинно сказать, какая из сторон чаще всего выигрывает в таких делах, спорит с коллегой Айнур Ялилов, управляющий партнер ЮФ Региональный рейтинг.

группа Уголовное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции
.

В спорах о материальной ответственности работника бремя доказывания многих обстоятельств лежит именно на работодателе, а потому тот не всегда выходит из спора победителем, как это и случилось в рассматриваемом случае. 

Ольга Макеева

* Имя и фамилия участника дела изменены редакцией.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *