Прова учителя: в школе ребёнок жалуется что на перемене его обижают сверсники при это он подходил

Насмешки и издевки одноклассников вполне заурядное, хотя не сказать, что нормальное явление. Одно дело, когда подтрунивание происходит изредка, в шутливой форме и ребенок при этом не ощущает дискомфорта. Хотя о последнем точно может знать только сам школьник.

Куда хуже, если издевки и насмешки переходят в издевательства, систематические оскорбления и даже физическое воздействие, а ребенок просто становится объектом травли.

Причем причин такому поведению одноклассников и сверстников вообще может быть масса: «он бедно одевается, у него нет модных гаджетов, его родители не состоятельны, он не посещает школьные вечеринки» и так далее.Прова учителя: в школе ребёнок жалуется что на перемене его обижают сверсники при это он подходил

Для многих взрослых, в том числе и для педагогов такое положение вещей зачастую не является чем-то таким, на что нужно было бы обратить серьезное внимание. Но, давайте посмотрим на некоторые итоги такого школьного обращения:

  • Дорогомиловская школа, февраль 2019 года – драка между школьницами закончилась тем, что две из них были госпитализированы с закрытой травмой живота, еще одна с сотрясением головного мозга и черепно-мозговой травмой. Дети учатся только в третьем классе.
  • Москва, ноябрь 2018 года – 15-летнего школьника жестоко избили 3 сверстника, и засняли все на видео.
  • Подмосковье, школа в Ивантеевке, 2017 год – школьник из пневматического оружия открыл стрельбу по одноклассникам. Пострадали 4 ученика и учительница.

Это самая малая часть случаев, которые происходят в учебных заведениях.

Возможно, не везде причиной грубого поведения школьников становится их травля сверстниками, но зачастую именно психологическая травма приводит к столь ужасающим последствиям.

А ведь предотвратить все это можно взрослым – родителям, которые будут внимательно относится к своему ребенку и учителям, которые добросовестно будут выполнять свои обязанности.

Что делать, если ребенка обижают в школе, какова ответственность несовершеннолетних за издевательства и как не допустить трагического развития событий – об этом далее и поговорим.

Как понять, что у ребенка проблемы в школе?

К сожалению, не у всех детей и родителей создаются доверительные отношения, а потому при конфликтных ситуациях в школе или просто между сверстниками, ребенок, скорее всего промолчит.

Прова учителя: в школе ребёнок жалуется что на перемене его обижают сверсники при это он подходил

Явными признаками того, что оскорбляют ребенка в школе может быть следующее:

  • Ребенок не хочет идти в школу, причем ранее такого за ним не замечалось. Школьник может искать любой повод, лишь бы остаться дома.
  • Ребенок приходит из школы в дурном настроении, подавленном состоянии.
  • Резко ухудшилась успеваемость.
  • Часто «теряет» личные вещи, в том числе и карманные деньги.
  • Не редкими становятся случаи, когда ребенок приходит из школы в порванной, грязной одежде, могут присутствовать и ссадины.

В домашней обстановке поведение школьника также меняется: могут появляться черты характера, которые ранее ему были не свойственные, он становится замкнутым, молчаливым, на вопросы «как дела в школе» отвечает не охотливо.

Вообще, любые изменения в поведении ребенка не должны оставаться без внимания родителей. Чем раньше будет обнаружена проблема и предприняты меры для ее устранения, тем лучше.

Что делать, если ребенка действительно обижают в школе?

Такую проблему нельзя игнорировать, даже если по мнению взрослого, происходят безобидные вещи. В первую очередь нужно попытаться поговорить с ребенком «по душам». Возможно, понадобится консультация детского психолога.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

  • Телефон в Москве и Московской области: +7 (495) 266-02-45
  • Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области: +7 (812) 603-78-25
  • Бесплатная горячая линия по всей России: 8 (800) 301-39-20

Далее нужно начинать предпринимать меры:

  • Собираем доказательную базу: скриншоты переписки в соцсети, мессенджере, аудио и видео записи (если есть), свидетельские показания. Также нужно сохранить испорченные вещи ребенка. Если есть побои (даже если это мелкие ссадины), получить подтверждающую справку из медицинского учреждения.
  • Обращаемся в школу – к классному руководителю, директору. Оповещаем их о ситуации, требуем вызвать в школу родителей обидчиков. С ними также нужно провести беседу, но делать это надо только в присутствии учителя, директора.

Если такие мероприятия не помогли, и ситуация не разрешались, то:

Если и при этом дело не решилось должным образом, то обращаемся с заявлением в:

  • Департамент образования.
  • Прокуратуру.
  • Уполномоченному по правам человека в городе.

Последние мероприятия необходимы, когда ситуация уже более, чем серьезная и речь идет не об обычном школьном конфликте. Поэтому, на данном этапе:

  • Собираем доказательную базу самого инцидента и того, что были предприняты меры до суда: копии жалоб на имя директора школы, заявления в КДН, инспектору.
  • Обращаемся к юристу – с адвокатом вести такие дела гораздо эффективнее.
  • Подаем Иск в суд.

Прова учителя: в школе ребёнок жалуется что на перемене его обижают сверсники при это он подходил

Ответственность за буллинг

Большинство подростков, которые совершают противоправные (в том числе и с моральной точки зрения) действия относительно своих одноклассников, полагают, что не понесут за это ответственность. Но, так не считает Уголовный Кодекс РФ. Начиная с 14 лет, подросток может отвечать уже по таким статьям:

  • Статья 111 – умышленное причинение вреда здоровью, в том числе и психологическому.
  • Статья 213 часть – хулиганство.
  • Статья 112 – причинение вреда здоровью средней тяжести.
  • Статья 158 – кража
  • Статья 161 – грабеж.
  • Статья 162 – разбой.
  • Статья 163 – вымогательство.
  • Статья 167 часть 2 – умышленное повреждение чужого имущества.

С 16 летнего возраста в силу вступает ответственность и по таким статьям УК РФ:

  • Статья 110 – доведение до самоубийства вследствие жесткого обращения, систематического оскорбления, унижения чести и достоинства.
  • Статья 282 – унижение человеческого достоинства, возбуждение ненависти или вражды.
  • Статья 116 – нанесение побоев.
  • Статья 119 – угроза убийством.
  • Статья 128.1 – клевета, распространение заведомо ложных сведений.
  • Статья 117 – истязание физическое или психологическое.

Прова учителя: в школе ребёнок жалуется что на перемене его обижают сверсники при это он подходил

Ответственность могут понести и учителя, если будет установлено, что они халатно относились к свои должностным обязанностям. Статья за халатность также есть в УК РФ.

И в заключение

Здесь было оговорена только юридическая сторона проблемы – подросткам нужно понимать, что за свои действия придется отвечать и не всегда только замечанием в школьном дневнике. Моральная сторона этого вопроса куда сложнее, чем то, что описано в УК РФ и КоАП РФ. Школьные травмы ребенка довольно часто приводят к серьезным психологическим проблемам во взрослой жизни.

Но, суть этой проблемы заложена как раз-таки во взрослых: их обязанность воспитывать своих детей. Родителям нужно понимать, что за действия своих детей отвечают они, и то, какие действия совершают их чада – также их зона ответственности.

Агрессор в классе: что делать учителю и родителям

Прова учителя: в школе ребёнок жалуется что на перемене его обижают сверсники при это он подходил

Что делать учителю, если один ученик в классе регулярно срывает уроки, обижает одноклассников, отказывается вступать в диалог? А что делать родителям, если их ребёнка обидели в школе? Рассказывает наш блогер, куратор школы безопасности Анастасия Беренова.

Однажды после лекции для педагогов к нам подошла учитель: «Что делать? В классе агрессивный ребёнок, терроризирует всех. Ему прописали таблетки и лечение у психиатра, но мама отказывается что-либо делать».

Мы рассказали ей о тактике возможного диалога, о том, как важно весь класс научить не реагировать на ребенка — не создавать почву для провокаций и травли, а в случае агрессии всем вместе защищать каждого.

Но всё это полумеры. Потому что, во-первых, мы не знаем, верное ли было выбрано лечение, а во-вторых, историй таких — легион.

Где-то ребёнок агрессивно ведет себя, потому что не умеет контролировать поведение, как в данном примере, а где-то копирует поведение взрослых или дурно воспитан.

На попытку диалога с родителями учитель получает от них волшебное слово «ачотакова» или и вовсе встречное обвинение — в травле «идеального ребенка».

К сожалению, юридических мер воздействия на семью не так много (может и к счастью?). Заставить ребенка уйти из школы или принудительно обратиться к психиатру невозможно. Разве что ситуация настолько страшна, что есть основания для административной или уголовной ответственности.

Последняя наступает, если ребенок в 14 лет и старше вымогал деньги, грабил, его действия имели характер сексуального преследования или распространение порнографии, особенно с шантажом.

Угроза жизни и здоровью также квалифицируется по статье УК 119 (ответственность наступает с 16 лет), но доказать угрозу — сложно.

Прочитайте УК РФ и КоАП РФ, чтобы проверить с какого возраста наступает ответственность за произошедшее. Если ребенок младше, а агрессия малозначительна или не доказуема, сделать ничего нельзя. Если действия опасны для окружающих, а ребёнок мал — есть шанс при настойчивости добиться постановки на учет или беседы с родителями органами опеки.

Но если родители маргинальны или высокопоставлены, от этой не будет никакой пользы, более того, может их разозлить ещё больше

Например, ребенок 7 лет кидался ножиками в выходящих из школы подростков. Участковый поговорил с родителями, но на этом история и закончилась. А ребенок продолжал проявлять агрессию. Оценить опасность ситуации для окружающих можно по следующим признакам: наличие оружия (нож, баллончик, шокер и т. д), агрессивный ребёнок сильнее жертвы или группа агрессоров.

Это высокий уровень для жизни и здоровья. По малолетству и при этих обстоятельствах можно уйти от ответственности, но можно воздействовать на родителей — штрафы, ограничение родительских прав и т. д.

 В остальных ситуациях при низком уровне опасности повторяющихся ситуаций — срыв уроков, драки, мат, брань — воздействовать на агрессора в правовом поле практически невозможно.

Значит ли это, что нужно опускать руки? Конечно нет, и здесь мы приведём некоторые схемы возможных действий

Есть ситуации, которые стоят особняком — ребенок агрессирует из-за того, что не может управлять собой или транслирует внутреннюю боль. Если родитель готов работать над проблемой, идет на диалог и помогает ребенку — отлично. Здесь важно поддержать его в этом, а не травить. Возможно, в некоторых случаях ребенку может понадобиться тьютер.

Узнайте и помогите родителю агрессора — составьте хартию поведения в коллективе, обозначьте границы, поделитесь рекомендациями специалистов или помогающих служб, обучите своих детей специфике общения, если это нужно. Ребенок-агрессор может нуждаться как в помощи медикаментозной, так и в новых навыках — управление гневом и эмоциями, легитимным способам подружиться. Все эти вопросы решаемы.

Если ребенок транслирует эпизоды насилия, которые видит дома, — важно поговорить с одним из родителей о проблеме.

Читайте также:  Как лучше вернуть долг: каким образом лучше вернуть долг с должника. Подать иск в суд по договору займа

Возможно, он тоже нуждается в помощи, и просто не понимает, что происходящее в семье не норма и не признак «крепкой руки», а опасная ситуация, прерывать которую нужно срочно! Расскажите о том, как опасно и психологическое насилие — угрозы, ругань, обесценивание, насмешки, газлайтинг, экономическое насилие в семье и т. д. А если родитель не вступает в диалог или даже обвиняет коллектив школы в сложившейся ситуации?

Чего делать нельзя

1. Оставлять учителя один на один с проблемой

То, что учитель должен за всё отвечать, всех научить и перевоспитать — опасное заблуждение, которое развязывает руки родителям дурно воспитанных детей, а не решает проблему.

Если у вас в классе есть неуправляемый ребенок, лучше объединиться всем. Но не с посылом «Мы против него», а с посылом «Давайте вместе решать сложившуюся проблему».

Замотивируйте учителей и администрацию объединиться с вами: в конце концов, школа, не обеспечивая безопасность учащихся, очень рискует.

2. Надеяться, что проблема «израстет»

Ребенок, который не получает должный отпор за проявление агрессии или должной помощи в управлении поведением будет чувствовать себя дальше более развязано.

3. Ни в коем случае не решать вопрос силой!

Реальная ситуация: ребенок попал в больницу в результате нападения, родитель пошел выяснять отношения с обидчиком. Сейчас его судят по УК, а нападавший подросток продолжает ходить по школе «королём», ведь теперь для общества он — жертва.

По этой же причине ни в коем случае нельзя говорить с чужими детьми о поведении: не факт, что сработает, а завтра уже его родители выступят против вас. И не забывайте, что вы можете получить искаженную информацию и излишне эмоционально повести себя.

Поэтому правило номер 1: действуем только в правовом поле!!!

4. Не настраивать коллектив против ребенка-агрессора

Учите детей легитимным способам самозащиты. Иначе вы получите так называемую «травлю самозащиты», когда дети в ответ на агрессию ведут себя не лучше, чем обидчик. Это потом даст полное право родителям зачинщика выставить агрессорами остальных, а своё чадо — жертвой.

5. Не показывать слабость

Это самое сложное.

Психологи советуют учителям и родителям «просто поговорить» или пожалеть, но без должного проявления силы воли или авторитетного (не авторитарного!) поведения взрослого, обидчик посчитает такую реакцию слабостью, это его только раззадорит.

Особенно, если в его поведении проявляются садистические черты. Рекомендации «давайте жить дружно» отлично работают в травле незнания, когда дети по неумению без умысла обижают друг друга, но в садистской травле это не поможет.

Прочитайте Макаренко — он никого не жалел, был тверд, но справедлив, поэтому и смог справиться с воспитанием беспризорников. К сожалению, очень мало психологов систематизируют свои советы в зависимости от состояния системы и вида травли.

Что делать нужно

1. Объединяйтесь!

Если обидчик выбрал одного ученика в классе, не факт, что завтра он не найдет другого — под раздачу может попасть уже ваш ребёнок. Не пытайтесь придумать отговорки, что ваш ребенок сильнее, смелее и его-то не тронут. Критерии выбора жертвы вам неизвестны. Но самое главное — наблюдение насилия не менее травматично для психики.

Если даже ваш ребенок не пострадал, лучше составляйте коллективное обращение к директору. Коллективу сложнее противостоять, а аргумент «я не хочу, чтобы мой ребенок был наблюдателем агрессии» весом и подкрепляется данными, что это не менее вредно, чем наблюдать за травлей. Проговорите это руководителю, если не уверены в аргументах — принесете распечатки статей квалифицированных психологов.

2. Соберите доказательную базу

Вполне возможно, что возмутительное поведение, которым недовольны родители, имеет состав преступления. И тогда обращение к руководству будет совсем иным.

Так, например, мама первоклассника была уверена, что старшеклассник, который угрозами вымогал у него телефон, просто дурно воспитан.

Но когда она поняла, что это квалифицируется как грабеж, а ответственность за него уже есть — пошла к руководству с совсем другим настроем. Ведь её сыну в этой школе еще учиться! Как и другим детям.

Запросите записи с камер. Возможно, как в приведенном случае, всё происходящее было записано. Храните скрины переписок в социальных сетях, не удаляйте контакты. И самое главное — научите своего ребенка не отвечать ответной агрессией — тогда виноваты станут оба в равной степени.

3. Обратитесь за помощью

Вы собрали доказательства, нашли поддержку у родителей и руководства школы, теперь — обращайтесь к юристу, он поможет вам добиться цели быстрее и грамотнее. Кстати, чего вы хотите? Возмещения ущерба, исключения ребенка из школы, постановки его на учет, перевоспитания? Не все цели выполнимы в вашем конкретном случае. Юрист поможет заменить эмоциональную повестку на структуру действий.

4. Разберитесь с причиной агрессии

Ребенок копирует поведение родственников? Просто плохо воспитан? Имеет проблемы с психикой или неврологией, поэтому не справляется с ситуацией. От причины зависит решение: в первом и втором случае коллектив может занять позицию «у нас так не принято» и сделать так, что агрессору невыгодно будет так себя вести.

Не модно, не престижно. Такое воспитание коллективом. В третьем случае, увы, без помощи специалиста ничего не сделать — разве что выработать с коллективом схемы действий, которые не провоцируют. Но это не всегда работает. Да и приучать детей к идее, что действия агрессора зависят от поведения жертвы — не лучшая стратегия.

5. Поговорите с родителем обидчика

Если родители готовы идти на диалог, начинайте со слов: «У нас есть проблема и мы должны решать ее вместе».

Расскажите, как мелкие садистические поступки при попустительстве взрослых создавали почву для серьёзных проступков и уголовного наказания в итоге.

Вы хотите такого? А психиатрический диагноз без должной коррекции может привести к большой психиатрии и даже преступлениях на этой почве.

К сожалению, факт наличия психиатрических проблем у нас страшно стигматизирован и многие родители готовы отрицать диагноз, лишь бы не попасть на учет к психиатру. У этого опасения есть и реальные основания, и вымышленные.

Покажите в диалоге, что для вас признание диагноза не «ужас ужас», и это лучше, чем закрывать глаза на него. Возможно, что родитель не из умысла, а по незнанию или невозможности выдержать правду без поддержки, отказывается от помощи психиатра.

6. Переходите к активным действиям

Если у ребёнка нет родителей или они отказываются вступать в диалог, скажите, что будете обращаться в органы опеки или полицию.

Не самый лучший сюжет, но, увы, истории «папа и мама сидят, а бабушка умеет только жалеть внука и не задаёт ему границ» — нерешаема без вмешательства извне.

Конечно, в идеале родителям и опекуну нужны не запугивания и угрозы, а грамотная и квалифицированная помощь. Главное, чтобы опекун был готов её принять.

7. Научите детей объединяться

Не чтобы устроить «темную», а чтобы каждый знал, что все вместе они защитят любого. Против всех разом противостоять сложнее, и агрессор, почувствовав себя не у дел, не сможет пакостить. В конце концов, есть виды агрессии, которые ищут зрителя или почитателя. Если такого нет, если есть осуждение и сплоченность — ему просто будет нечем подпитывать свою подлость.

В заключении скажу, что дружному, сплоченному коллективу, гораздо легче противостоять нападкам агрессии одного ученика. И это будет ключевым навыком, который поможет детям. А память о том, что мы все были «один за всех и все за одного» не из агрессии, а из справедливой соразмерной силы, станет крепким фундаментом жизненной стойкости.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Как вести себя ребенку, если его обижают сверстники

«Мама, меня обижают в школе!» — родители, которые слышат эту фразу, очень часто дают неверные советы. Узнайте, как правильно поступать в такой ситуации, и научите этому своих детей.

«Летидор» прослушал интерактивную лекцию «Что делать, если тебя обижают?», которую прочитал врач и педагог Александр Толмачев в лектории «Прямая речь», и делится с вами ценными советами. Надеемся, они помогут вам и вашему ребенку дать отпор любым обидчикам!

Когда мы обижаемся, мы почти всегда играем особую роль — роль жертвы. А тот, кто обижает, начинает играть роль обидчика жертвы.

Вашего ребенка может оскорблять или игнорировать сверстник, вести себя нечестно и грубо по отношению к своей жертве. А порой дело не заканчивается лишь словами… Почему это происходит и как реагировать?

Обидчик добивается того, чтобы его заметили, уважали его и подчинялись ему.

Он хочет, чтобы его любили!

Тогда почему он ведет себя так странно? А потому, что по-другому не умеет. Его так воспитали: чтобы завоевать любовь, надо обидеть.

Важно понять, что обидчик сам был жертвой.

Обижается. А также плачет, прячется, боится, подчиняется обидчику, жалуется. Все прощает или проявляет ярость. Терпит или хочет отомстить.
Когда жертва проявляет ярость, мстит, бьет, она может превратиться в обидчика, потому что

жертва и обидчик — это один и тот же человек.

Пытаясь победить злодея, мы сами легко можем им стать.

Когда мы представляем себе жертву и обидчика, то первый человек — маленький и беззащитный, а второй — большой, сильный и способный угрожать. Почему такие ассоциации?

Дело в том, что вокруг каждого из нас есть «кружок», который мы называем личными границами. Конечно, если кто-то просто дотронется до человека, это не будет считаться нарушением.

А вот если его толкнут в метро да еще скажут «Ах ты болван!», то это будет нарушением личной границы. Даже если толкнут не больно, это оскорбит.

Как только кто-то вторгается в ваше личное пространство, он автоматически становится обидчиком, а вы — жертвой.

А когда личная граница нарушена, ее нужно непременно восстановить! Это задача жертвы — никому не позволять ее нарушать.

То есть, если к вам подходит человек, толкает вас и говорит «Эй ты, очкарик!», нужно ему как-то ответить. Обязательно! Чтобы он больше никогда не позволил себе такого. Как?

Если больно ударили, то, наверное, придется ответить обидчику тоже ударом. Если было не больно или понятно, что продолжать драку опасно, то, как вариант, сказать что-то грубое в ответ и уйти.

С тяжелым сердцем и расстроенным, но с мыслью, что «я хоть что-то да предпринял, чтобы охранять свою личную границу!».

И это задача каждого из нас — эту границу стеречь.

А дети не всегда могут охранять свою личную границу, в этом им должны помогать родители. Ведь когда мы отодвигаем обидчика за пределы личной границы, он перестает им быть.

Читайте также:  Продажа квартиры: я являюсь собственником квартиры, в которой прописаны по мимо меня еще мать и отец

Александр Толмачев разделяет обиды на три типа:

Зеленая зона — это дразнилки, оскорбления. Например, «Ты же очкарик!».

Желтая зона — это угрозы. Например, когда говорят: «Пойдем-ка я тебе сейчас очки сломаю!» Любые угрозы ударить, избить, похитить и так далее — это все пока только слова, но они очень пугают и обижают.

Красная зона — это причинение физической боли. Например, когда бьют, щипают, царапают или наносят другие физические повреждения.

Для чего мы разделяем обиды на эти три зоны? А для того, чтобы определить, как себя вести, когда вас дразнят, когда вам угрожают или когда вас бьют.

Поведение везде будет разное.

Ну а цель этого поведения одна — охранять нашу личную границу.

  1. Рассказать родителям. Ребенок должен знать: если ему наносят обиду в любой из этих зон — неважно красную, желтую или зеленую —

он должен рассказать своим родителям полную версию того, что произошло.

Но родители не всегда хотят внимательно слушать и как-то так случается, что иногда они, не разобравшись в ситуации, дают странные советы: «Дай ему в лоб, тогда он отвяжется» (обычно советуют папы) или «А ты не обращай внимания» (обычно советуют мамы).

«Давать в лоб» в ответ на дразнилки нельзя, иначе ребенок сам превращается в обидчика. Но игнорировать обиды, закрывать глаза на то, что приносит страдания, — тоже нельзя.
Вышеперечисленные два совета родителей — это не решение проблемы. Иногда они так говорят только потому, что они просто не знают, что еще посоветовать. Они точно так же ищут ответ на вопрос «А что делать-то?».

Следующие пункты подскажут.

  1. Рассказать учителю. Если речь идет о желтой (когда угрожают) или о красной зоне обиды (когда бьют), нужно немедленно рассказать не только родителю, но и учителю.

Но здесь возникает проблема — дети часто возражают: «Так что, я ябедой буду, что ли?»

Это очень-очень опасный миф: тот, кто позвал на помощь, тот ябеда.

Можно объяснить ребенку так: _«Разве взрослые, которых ограбили, ябедничают, если звонят в полицию? А если в доме пожар, разве ябедничают, когда звонят в МЧС? Надо себя спасать!»

А как еще может спасти себя ребенок, как не обратиться к родителям и учителям?

В таких случаях слово «ябеда» надо выбросить из головы! Пусть ребенок знает, что это самое ответственное поведение, на которое он способен.

Нет понятия трус, есть понятие самообороны.

  1. Не преувеличивать. Нельзя выдавать желтую зону опасности за красную — ребенок услышал угрозу в свой адрес, а говорит «Меня ударили!». Или кто-то из класса в шутку сравнил одноклассника с кем-то неприятным, а тот заявил, что ему угрожают.
  1. Не быть жертвой. Обидчику важно, чтобы вы вели себя как жертва. А поэтому нужно отменить поведение жертвы.

Здесь речь идет только о зеленой и желтой зонах. Пока вы не в красной зоне, угрозы физической боли нет. И когда обидчик рядом, когда он может оскорбить или произнести угрозу,

нужно представить, что вы в непробиваемом бронированном колпаке.

Но это не значит, что мы не обращаем внимание на происходящее. Обращаем! Но колпак помогает человеку почувствовать себя защищенным, а значит, избавиться от ощущения, что он — жертва.

Еще работают фразы вроде, «Со мной так нельзя!» или «Меня нельзя обзывать и унижать!»

Но эти фразы надо произносить уверенным и решительным голосом, иначе они не действуют.

Надеваем колпак, говорим один раз твердым (и даже агрессивным!) голосом «Не смей со мной так!» и больше не обсуждаем этот вопрос с тем, кто по ту сторону колпака.
Ведь пока мы разговариваем с обидчиком, мы остаемся жертвой.

Еще одна полезная фраза — «И что дальше?».

– Ты очкарик!

– И что дальше?

Обидчик не получает то, на что рассчитывал. Он может попробовать продолжить диалог, но ответ «И что???» сведет на нет его усилия.

  1. Применять сарказм. Средством обороны в зеленой зоне может стать сарказм. Обидно обозвали? Пошути в ответ так, чтобы мало не показалось!
  1. Решить вопрос кулаками. Бывают и ситуации, когда помогут кулаки, — это красная зона. Если нас бьют, мы вправе ударить в ответ.

Но если это опасно, кулаки применять не стоит.

Это случаи, когда силы обидчика явно превосходят ваши силы. Например, их трое, а вы один. Что тогда делать? Смотрим следующий 7-й пункт и не забываем про 1-й и 2-й пункты!

  1. Убежать. Только для красной зоны. Если вы чувствуете, что не сможете дать отпор кулаками, надо использовать ноги и бежать! Хотя можете сильно ударить в ответ и бежать. И обязательно об этом должны узнать близкие родственники.
  1. Громко звать на помощь. В ситуации, когда мы не можем противостоять, так как силы противника явно превосходят наши, но при этом не можем убежать, надо звать на помощь, чтобы привлечь внимание других.
    И обязательно объясните ребенку, что человек, который в случае необходимости убегает или зовет на помощь, ни в коем случае не трус, а умный и ответственный перед собой человек.

В таком случае родителя тоже втягивают в травлю. И у него тоже есть все шансы стать жертвой так же, как и его ребенок: «Ну хорошо, ладно, такая жизнь, другой нет. Будем терпеть».

Нет, вы не должны терпеть! Вы должны охранять свою личную границу и границу своего ребенка.

Учитель в школе не один единственный взрослый, который решает такие вопросы. Надо обращаться к завучу и четко обозначить проблему «Для нас неприемлемо такое унижение!» и настаивать на своем.

Shutterstock/VOSTOCK

Что делать, если ребенка обижают в школе? Психолог о буллинге

Ребёнок приходит из школы. И вроде бы всё нормально, как всегда, но почему-то настроение у него неважное, он с неохотой рассказывает, как прошёл день, а то и не хочет идти в школу завтра.

В чём причина такого странного поведения, он рассказывает неохотно. Но часто дело в том, что одноклассники его обижают.

Ребёнок является объектом насмешек, действия учителя по этому поводу сводятся к простым замечаниям, а то и вовсе не предпринимается ничего. Итог — нежелание посещать занятия и обида на школу.

Преподаватели часто не видят происходящего. Для издевательств выбирается время, когда никого из взрослых нет поблизости. Например, перемена, время после уроков или минуты, когда учитель покидает класс.

Что делать, если ребёнка обижают в школе?

Советы психолога помогут понять, как поступить, если вы попали в такую ситуацию, а также причины возникновения такого поведения у детей в различной обстановке: детском саду, школе, на улице.

Как понять, что над ребёнком смеются сверстники?

Скажем сразу: понять это будет нелегко, особенно поначалу. Дети часто скрывают от родителей, что их достают одноклассники.

Но есть некоторые признаки, по которым можно догадаться о не лучших отношениях его со сверстниками:

  • Ребёнок стал учиться хуже, отказывается посещать занятия, ищет предлоги, чтобы остаться дома, или идёт гулять вместо школы
  • Стал замкнутым, не делится своими радостями и проблемами
  • Настроение портится в обычные дни, но становится лучше в выходные, когда не нужно идти в школу
  • Часто появляется недомогание — например, болит живот или голова, ребёнок может использовать это как предлог не идти на занятия, либо плохо себя чувствует на самом деле. Могут появиться такие симптомы, как ночные кошмары, заикание, энурез
  • Наблюдайте за его внешним видом и состоянием его личных вещей: если замечены признаки побоев, например, синяки, или вещи часто оказываются испорчены или украдены, это тоже признак травли со стороны одноклассников.

Не обязательно, чтобы присутствовало всё перечисленное сразу. Даже одного признака достаточно, чтобы понять, что с ребёнком что-то не так. Поговорите с ним и попытайтесь выяснить, не насмехаются ли над ним в классе.

Кто становится объектом насмешек?

Часто можно услышать мнение, что это люди, обладающие явными отличиями от большинства. На самом деле всё далеко не так однозначно: дети замечают всё, и повод может быть любым. Например, им показалось, что человек поступил не так, как следовало.

Или они узнали тщательно скрываемую тайну. В этом случае начинаются насмешки, и продолжатся ли они — зависит от реакции.

Если ребёнок держится с достоинством и не обращает внимания, они вскоре прекращаются, одноклассникам уже неинтересно доводить того, кто не реагирует на подколки.

Большую роль играют отношения, установившиеся в семье. Если они «не очень», ребёнок станет вести себя неуверенно, что спровоцирует насмешки со стороны сверстников.

Чаще всего такая участь постигает детей из неблагополучных семей, которые неважно одеты и часто не имеют вещей, которыми могут похвастать ровесники (телефон определённой модели или что-нибудь в этом роде).

Также продолжают изводить того, кто не даёт отпор обидчикам, но ясно даёт понять, что задет: плачет, показывает эмоции. Но и те, кто слишком бурно реагирует на оскорбления, получают их снова и снова.

Важный фактор — самооценка. Если она занижена, труднее добиться в коллективе авторитета.

Читайте также:  Врезался в банкомат, хотят лишить прав и штраф. Есть ли способ сохранить права?

Как не нужно поступать?

Три самых распространённых родительских ошибки:

  • Идти разбираться самим. Приходить в школу и начинать жаловаться учителям или ругаться с самими одноклассниками. Такой поступок может привести к тому, что ребёнка могут невзлюбить ещё больше — за то, что нажаловался — и дополнительно вы навлечёте на него антипатию преподавателей. Хуже всего, если вы решитесь на такой шаг, не обсудив это с сыном дочерью
  • Наоборот, устраняться от решения проблемы. Вы должны быть рядом с ребёнком, помочь ему в непростой ситуации, научить правильно отвечать обидчикам
  • Переводить в другой класс или школу. Когда отношения с классом только-только начинают портиться, это может быть хорошим решением. Но существуют подводные камни: сложность адаптации в непривычной обстановке, например. А если причиной травли было неуверенное поведение школьника, на новом месте история может начаться сначала. А бывших одноклассников всё равно не исправить — они найдут другой объект.

Что делать родителям?

Прислушайтесь, что скажет сын дочь. Возможно, ребёнок будет задаваться вопросом, почему это случилось именно с ним, почему одноклассник начал насмехаться. Это повод выяснить, не задел ли он первым своих обидчиков. Если он ничего им не сделал, то, конечно, не виноват. Причина в них.

Узнайте, подвергается ли ребёнок насмешкам только в одном месте (школе, садике, какой-либо секции).

Если над ним смеются, как ему кажется, из-за детали внешности, которая вызывает у него комплексы, объясните, что она здесь ни при чём.

В самом деле, таким детям не так уж важна внешность: они ищут неуверенного в себе человека, а, например, полнота или шрам — дополнительный повод, унижают не за это, а потому, что хочется за счёт кого-то самоутвердиться.

Причину могут найти любую: учится лучше или хуже других, не так выглядит, ведёт себя, одевается, не ту музыку слушает — что угодно, вплоть до необычного имени или фамилии.

Предложите помощь. Поддержка родителей в этом случае очень важна. Дайте ребёнку понять, что любите его, понимаете, что он нужен.

Узнайте, чем интересуется сын дочь. Предложите записаться в клуб, кружок, секцию. Если школьник по-настоящему увлечён тем или иным занятием, это поможет переключиться и не думать постоянно о тяжёлой ситуации в школе, находить силы и восстанавливаться.

Подайте идею о празднике для детей, на котором они могут помириться и даже стать друзьями.

Дайте совет: если систематически изводят — нужно просто не обращать внимание.

Даже если одноклассники крадут вещи ребёнка, он может сделать вид, что ему всё равно, или сказать что-нибудь вроде: «Отдай, когда надоест играть«. И через какое-то время ему отдадут отобранное.

Таким детям важна реакция, бурное проявление эмоций. Если этого нет, им станет скучно.

Разберите ситуацию с дочерью сыном. Причина конфликта может крыться в когда-то неосторожно брошенном школьником слове, неприятном намёке или некрасивом поступке.

Обиженные дети способны долго помнить такое и жестоко отвечать. Часто за задетого вступается группа ребят, школьник оказывается в положении виноватого.

Если вы узнали, что ваш малыш действительно поступил подобным образом, не ругайте его, просто объясните, как нужно поступать теперь.

Дайте учителю знать, что происходит в его классе. Полезно будет, если преподаватель проведёт классный час на тему жестокости детей и преследования. Хорошей идеей будет показать фильм или мультик с подходящей тематикой — «Чучело», «Гадкий утёнок».

Но пусть учитель не обвиняет кого-то конкретно, а просто объяснит, как некрасиво поступают дети, толпой бросаясь на одного, покажет всю опасность такого поведения, которой ученики часто не осознают.

Поняв, что делали, они могут раскаяться в том, что обидели мальчика или девочку, и исправиться.

И самое главное. Ни при каких обстоятельствах не позволяйте школьнику думать, что это он виноват в том, что его достали ученики из его класса. Виноваты они и только они.

Это им захотелось самоутвердиться за его счёт, возможно, отыграться за свои комплексы, это они придумывают обидные прозвища, забирают вещи или даже бьют.

Люди, пытающиеся высмеять слабость других, и сами чувствуют себя в чём-то слабыми и боятся, что их в этом уличат.

Куда жаловаться, заметив, что учитель не особенно помогает или не хочет это делать?

Надо обратиться к вышестоящему начальству — директору или его заместителям. Если узнали, что одноклассники бьют вашего сына или дочь, необходимо сразу обращаться в полицию, как и в том случае, если ребёнку угрожают.

Когда достают везде

Запишитесь на консультацию семейного психолога. Специалист поможет разобраться, почему ваш малыш так часто оказывается объектом агрессивного поведения. Обратите внимание на атмосферу в школе, в классе. Если там чётко запрещено нападать на других, смеяться над ними, то будет принят любой человек с какими бы то ни было особенностями.

Здесь нужно, чтобы учителя влияли на ситуацию: травля начинается тогда, когда взрослые не обращают внимания на то, как ведут себя дети вне уроков. Пока учитель в классе, они могут делать вид, что всё нормально, но стоит ему выйти или закончить урок, как начинаются насмешки.

О том, что в классе есть группа преследователей и их жертва, учитель может узнать по некоторым признакам, но многие, к сожалению, их игнорируют.

Например, ребёнок жалуется, что кто-то из одноклассников обзывал его, ударил, что у него исчезли вещи из сумки, а учитель не придаёт этим словам особого значения и отвечает что-то вроде: «Разберитесь сами«.

Или, например, распространены случаи, когда мальчик обижает девочку, та рассказывает об этом, а взрослый отмахивается: «Ты ему нравишься, он обратил на тебя внимание«. Педагог не должен так поступать, а наоборот, обязан принять меры и защитить от одноклассников вашего малыша.

Нужны мероприятия, смыслом которых будет донести до детей, что жестокость не приведёт ни к чему хорошему, а только создаст дополнительные проблемы.

Преподаватель не должен устраняться от решения вопроса, отмахиваясь словами, что жертва «виновата сама«, «провоцирует«, странно себя ведёт (а то и вовсе — «чтобы не обижали — веди себя, как все дети«), не может постоять за себя. Надо работать со всем классом, не только с одним агрессором или пострадавшим. Также надо разговаривать с родителями обидчика.

Полезно будет отвлечь детей, дать им проявить себя в чём-то, что не подразумевает применение силы. Каждый должен найти то, что удаётся ему лучше всего, и рассказать другим об этом. Так школьники поймут, что каждый из них в чём-то силён, и откажутся от идеи доминирования одних над другими.

Правильные отношения с ребёнком

Когда против кого-либо без особой причины ополчилось такое количество людей сразу, часто он не может понять, в чём дело, и ищет причину в себе. Он становится неуверенным, считает себя ни на что не способным и хуже других. Убедите ребёнка, что это не так. Даже если у него что-то не получается, покажите, что верите в него: ведь часто уже начать — достижение.

Обратная ошибка — гиперопека. Не бойтесь доверять малышу то, с чем, по вашему мнению, он уже может справиться. Это воспитает у него чувство ответственности и самостоятельность.

Часто родители переоценивают своих детей, что приводит к завышенным ожиданиям. Не стоит ждать от сына или дочери чего-то экстраординарного, давить на них, требовать, например, чтобы они получали только высшие отметки.

Перебор со строгостью тоже не нужен. Детей надо воспитывать, но не требовать слишком много.

Прививайте такое качество, как настойчивость. Ничего не получается сразу, и мало кто, лишь начав, удостоился триумфа. Не стоит бросать дело на полпути, встретив препятствие.

Уличили в некрасивом поступке? Объясните, почему так делать не надо, но не злитесь, не кричите. Поддерживайте своих детей даже в такой ситуации, возможно, малыш уже и так понял свою ошибку и не повторит её.

В любом случае, вам следует выстроить с ребёнком эмоциональную связь. Идите с ним на контакт, позвольте рассказывать о его чувствах, переживаниях. Интересуйтесь, нет ли проблем.

Не нужно делать акцент на успеваемости, спросите об отношениях в классе, о том, не чувствует ли ребёнок негативного к себе отношения. Дайте ему понять, что в семье его всегда будут любить и ценить.

Вызывайте доверие у малыша, показывайте, что в любом случае он может найти у вас поддержку.

Любовь родителей — то, в чём нуждаются все дети. От неё зависит и их самооценка. Ели ребёнок видит, что его любят в семье, то даже при дефектах внешности или неважной успеваемости будет уверен в себе и не станет прислушиваться к унизительным м. Он будет уделять больше времени учёбе и увлечениям, заведёт друзей, а значит, вырастет счастливым человеком.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *