Возмещение убытков при ДТП при недействительном полисе ОСАГО

Полис ОСАГО — это Договор между водителем и страховой компанией, по условиям которого страховщик выплачивает возмещение при причинении вреда жизни, здоровью, имуществу, которое возникло при использовании авто. Страховая компания выдает полисы ОСАГО в печатном или электронном виде. Каждому полису присваивается уникальный номер и QR-код.

Полис ОСАГО не нужен для владельцев транспорта, скорость которых не превышает 20 км/ч, не имеющего колес, а также иностранным перевозчикам (если они застрахованы за границей).

К недействительным относятся полисы ОСАГО, которые: 

  • выданы без уникального номера или оформлены не на официальном сайте страховщика;
  • такой же полис есть у другого водителя, который получил его раньше;
  • полис оформлен после отзыва или приостановлении действия лицензии страховщика;
  • выданы на испорченных, утерянных или похищенных у страховщика бланках;
  • выданы на старых бланках, использование которых не продлено.

Подделывают полисы ОСАГО по-разному: кто-то изменяет дату выдачи и период действия документа, подпись на нем или гербовую печать. Так, в Воронеже автолюбитель переписал ручкой срок страховки,  а в Волгограде злоумышленник оформил полис на мототехнику, затем в фотошопе изменил сведения о водителе и авто.

Юрист «Европейской Юридической Службы» Евгений Иванов поясняет, что в такой ситуации необходимо подать заявление в полицию, поскольку в действиях менеджера имеются признаки преступления по ст.

327 УК («Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, штампов, печатей или бланков»).

В рамках проверки будет установлен виновник, добавляет эксперт: «Затем вы вправе предъявить гражданский Иск о взыскании материального и морального вреда к причинителю ущерба».

Как проверить действительность страховки

Автовладельцу необходимо ввести серию и номер полиса ОСАГО на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА). Помимо действительности полиса водитель узнает, принадлежит ли документ страховщику и какой договор ОСАГО он заключал. Также можно проверить страховку через QR-код или сравнить по характеристикам подлинного полиса.

Основные признаки действительного полиса ОСАГО

Какое наказание грозит за недействительный полис

Если водитель ездит с недействующей страховкой, то получит Штраф 800 руб. по ч. 2 ст. 12.37 КоАП («Несоблюдение требований об ОСАГО»). Если полис подложный, то автовладельцу грозит уголовная ответственность по ч. 1,5 ст. 327 УК («Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, штампов, печатей или бланков»):

  • за подделку страховки или изготовление подложных бланков для использования или сбыта;
  • использование заведомо ложного полиса ОСАГО.

Если водитель обнаружил, что полис является фиктивным, то ему необходимо написать заявление в полицию, чтобы изготовителей незаконной продукции нашли и привлекли к уголовной ответственности.

Кто будет выплачивать возмещение при отсутствии страховки, поддельном полисе

Вред здоровью после аварии возмещается Российским союзом автостраховщиков независимо от наличия и действительности полиса ОСАГО. 

при превышении этой суммы вред здоровью возмещает виновник ДТП

Виновник даже может быть не установлен или скрыться с места ДТП, а потерпевшие получат компенсацию. Но затем РСА будет взыскивать эти деньги с виновника происшествия.

Если при аварии никто из людей не пострадал, а ущерб был причинен только имуществу, то  расходы будет компенсировать виновник. Но если  водитель ехал на служебной машине по рабочим делам и попал в ДТП, то придется платить работодателю.

Если при ДТП причинили только вред имуществу, то расходы возместит виновник или его работодатель, если авария произошла, когда сотрудни исполнял трудовые обязанности. 

Юрист «Европейской Юридической Службы» Евгений Иванов поясняет, что можно обратиться к виновнику ДТП для возмещения вреда даже в том случае, если автомобиль продан. Денежная сумма от продажи не влияет на размер ущерба, отмечает эксперт: «Если после ДТП вы продали авто без оценки, то в суде доказать убытки будет сложно».  

Определяем ущерб, затем договариваемся с виновником 

Сначала нужно рассчитать сумму вреда, причиненного автомобилю после ДТП. Это делает независимый Эксперт. Он подготовит отчет, в котором укажет сумму ремонта авто.

Помимо денег на ремонт автовладелец может взыскать с виновника аварии расходы на проведение экспертизы, эвакуацию машины и ее хранение, доставку пострадавшего в больницу, проезд на общественном транспорте к месту нахождения авто или эксперта. 

Потерпевший вправе требовать возмещение реального ущерба, в том числе, утрату товарной стоимости авто.

После оценки потерпевший просит другого участника ДТП заплатить за ремонт добровольно. Для этого он вручает претензию лично или направляет её по почте. Когда виновник согласен возместить ущерб, стороны заключают соглашение, в котором определяют размер выплат и порядок их перечисления. Если отказывается, то автовладелец может обратиться в суд.

Подаем иск в суд

Потерпевший вправе требовать выплаты ущерба имуществу с виновника через суд в течение трех лет с момента, когда узнал о своем нарушенном праве. Иск о возмещении вреда здоровью не ограничивают по времени. Но компенсация будет взыскана только в счет расходов за последние три года.

Иск подается в суд по месту жительства виновника ДТП. Заявление о возмещении вреда здоровью может быть подано по месту жительства потерпевшего или причинении ему вреда. Если сумма ущерба не превышает 50 000 руб., то дело рассмотрит мировой судья, в остальных случаях — районный суд.

В исковом заявлении необходимо описать обстоятельства ДТП, повреждения автомобиля, в какой части ущерб не был возмещен, сведения о попытке разрешить спор до суда, требование о возмещении ущерба с его размером. Также истцу следует обратить внимание на отсутствие страховки у виновника или наличие недействительного/подложного полиса. 

Кроме этого, к иску следует приложить:

  • схему ДТП, объяснения очевидцев, протокол об административном правонарушении  по водителю без страховки и др.;
  • документы на автомобиль (свидетельство о госрегистрации, паспорт транспортного средства);
  • отчет эксперта об оценке ущерба;
  • досудебное соглашение, претензию или иные документы, подтверждающие, что Истец пытался урегулировать спор до суда;
  • квитанцию об оплате госпошлины;
  • уведомление о вручении копии иска с приложением другим участникам процесса (ответчику, третьим лицам).

Судебное разбирательство длится, как правило, два месяца. Решение суда вступит в силу через месяц, если его никто не обжалует. В противном случае решение вступит в силу незамедлительно после рассмотрения жалобы вышестоящим судом.

Юрист «Европейской Юридической Службы» Евгений Иванов говорит, что следует обжаловать решение суда в апелляционной инстанции, ссылаясь на то, что выплаченные суммы не являются неосновательным обогащением.

Эксперт утверждает: «Страховая компания перед возмещением признала аварию страховым случаем, проверила и подтвердила факт заключения между виновником ДТП и страховщиком договора ОСАГО, действовавшего на дату ДТП, поэтому она не может требовать возврата выплат как неосновательного обогащения».

Обращаемся к судебным приставам

После вступления решения суда в законную силу водителю нужно получить Исполнительный лист в суде и направить его приставу. Тот возбудит исполнительное производство. В ходе исполнения пристав может наложить арест на имущество или денежные средства должника, взыскать деньги с банковских карт или других источников дохода и даже запретить выезд виновнику за границу.

Если приставу не удастся взыскать деньги, то он окончит исполнительное производство. Только через 6 месяцев после такого решения автовладелец сможет возобновить исполнение.

*Вопросы найдены на автомобильных форумах и сайтах.

Вс обязал страховщика компенсировать ущерб по осаго водителю без полиса

Если пострадавший в аварии не застрахован по ОСАГО — это не повод отказывать ему в возмещении ущерба. В законе такого повода для отказа не предусмотрено. Казалось бы, истина очевидна. Но, как выяснилось, не для всех. Верховному суду пришлось восстанавливать справедливость, потому что суды нижестоящие придумали весьма странное основание для того, чтобы страховщик не возмещал ущерб.

Дело оказалось непростое. Незастрахованными по ОСАГО оказались оба участника аварии. Но полис на автомобиль виновника был. Правда, за рулем оказался водитель, в него не вписанный.

Авария произошла в марте 2019 года. В автомобиль некоего Салихова врезалась машина, которой управлял некто Балаов. Машина виновника была застрахована по ОСАГО, поэтому Салихов обратился за выплатой к страховщику виновника.

По идее, он должен был обращаться за прямым возмещением ущерба к своему страховщику. Но так как его ответственность не была застрахована, он подал заявление в страховую компанию виновника. И это вполне законно.

Страховщик признал случай страховым и даже выплатил Салихову чуть больше 100 тысяч рублей. Но пострадавший посчитал, что это явно заниженная сумма. Он провел независимую оценку ущерба, которая насчитала более 400 тысяч даже с учетом износа, и обратился к страховщику с требованием доплаты. Страховщик проигнорировал его обращение.

Тогда пострадавший пошел к финансовому омбудсмену, который не принял его обращение. Салихов подал заявление в суд, и Суд первой инстанции частично удовлетворил требования пострадавшего.

Он справедливо указал: страховщик признал факт наступления страхового случая, но возмещения ущерба в полном объеме в установленные сроки не произвел.

Суд обязал страховщика заплатить спорную часть суммы — 230 тысяч рублей, а также неустойку в размере 170 тысяч и штраф в размере 130 тысяч рублей. А также оплатить независимую экспертизу и почтовые расходы.

Читайте также:  Как вернуть деньги: у меня произошла такая сиуация, мне на день рождения подарили абонемент в салярий

Но страховщик подал апелляцию. И апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, указав, что Балаов не был вписан в полис, оформленный на машину, причинившую ущерб. А сам Салихов «не указан ни в страховом полисе, ни в материалах о ДТП», да и полис на его имя на поврежденный автомобиль не выдавался.

Обрадованный страховщик тут же заявил, что выплаты истцу произведены отделом убытков ошибочно, в связи с чем будет заявлен иск о взыскании с него выплаченных сумм. Кассационный суд почему-то поддержал это решение.

Однако Верховный суд пришел к другим выводам. Он указал, что по закону об ОСАГО потерпевший, не застраховавший свою гражданскую ответственность, вправе направить страховщику, застраховавшему ответственность причинителя вреда, заявление о страховом возмещении в связи с нанесением ущерба его имуществу.

При этом оснований для освобождения страховщика от выплаты из-за незастрахованной ответственности потерпевшего не имеется. Доводы суда апелляционной инстанции о том, что истец не включен в страховой полис причинителя вреда, какого-либо значения не имеют, поскольку это законом об ОСАГО не предусмотрено.

  • Оснований для освобождения страховщика от выплаты ущерба из-за того, что потерпевший не застраховал свою ответственность, не имеется
  • Довод о том, что водитель Балаов не включен в полис страхования в качестве лица, допущенного к управлению автомобилем, также не основание для отказа в выплате.
  • В силу прямой нормы закона об ОСАГО страховщик имеет право регресса к водителю, не включенному в число допущенных к управлению по договору ОСАГО, однако не освобождается от выплаты страхового возмещения потерпевшему, подчеркнул Верховный суд.

Он также напомнил: судом первой инстанции установлено, что гражданская ответственность виновника ДТП застрахована. Этот факт был признан и страховой компанией, частично выплатившей страховое возмещение.

Поэтому ВС отменил решения судов апелляционной и кассационной инстанций и направил дело на новое рассмотрение в кассационный суд.

Личный опыт: как потерпевшему в ДТП получить компенсацию, если нет страховки

У моего полиса ОСАГО истёк срок действия, и на момент аварии новый я оформить не успела. Буквально за пару дней до визита в страховую я попала в ДТП. Авария произошла зимой 2021 года.

Мы с мамой ездили за продуктами и как раз собирались уезжать с парковки, когда в мою машину врезалась Mazda 3. Водитель не заметила мой автомобиль и не услышала, как я сигналила.

У моей машины треснул и отвалился бампер, треснула правая фара.

Слева — моя машина, у которой после столкновения с Mazda 3 отвалился бампер.

Водитель второго автомобиля вышла из машины. Я спросила, почему она не остановилась, когда я начала сигналить. Девушка сказала, что не слышала. Мы установили аварийный конус, вызвали ДПС. И для неё, и для меня это была первая авария. Однако у меня действующего полиса ОСАГО не было, а у неё — был.

Пока мы ждали сотрудников ДПС, девушка в машине советовалась с кем-то по телефону. Спустя 20 минут, когда приехали инспекторы, она стала настаивать на том, что мы обе виноваты в аварии.

Чувствуя себя совершенно правой и не желая затягивать с разбором, я максимально подробно описала подробности ДТП в объяснительной записке. Уточнила все детали, которые могли вызвать сомнения: и то, что я неоднократно подавала сигналы, и то, что соблюдала дистанцию. Водитель Mazda 3 тоже написала объяснение. На следующий день нам назначили группу разбора.

Я думала, что разбор будет происходить в кабинете, с участием обеих сторон, но это был мой самый короткий визит в ГАИ. Я пришла, получила определение об отказе в возбуждении уголовного дела. В нём говорилось, что виновником аварии является водитель Mazda 3 и что дело решено досудебно.

Мне также дали инструкции, как действовать дальше. Нужно было позвонить в страховую компанию виновника ДТП, сообщить о страховом случае и договориться об экспертизе повреждений.

Определение, которое выдали в ГАИ на разборе.

Я позвонила страховщику и заявила о страховом случае. Заявку приняли и назначили дату экспертизы. Оператор предупредила, что машина должна быть чистой, и попросила взять с собой:

  • все документы, связанные с ДТП: постановление, определение, протокол;
  • паспорт;
  • паспорт транспортного средства (ПТС);
  • свидетельство о регистрации авто (СТС);
  • водительское удостоверение.

В указанный день, спустя неделю, я приехала в страховую компанию. Эксперт осмотрел машину, сфотографировал повреждения, отсканировал документы. Я написала заявление на получение компенсации за повреждения. Через несколько дней мне сообщили положенную сумму и пригласили на ремонт в автосервис.

Страховая компания насчитала компенсацию в 8000 ₽ с учётом износа — моей машине было уже 10 лет. На момент аварии у меня уже около двух недель хранились в гараже новые бамперы и фары. Давно собиралась их поменять, но всё время откладывала.

Смысла в ремонте я не видела: у меня уже были нужные запчасти. Выгоднее было получить деньги, поэтому я написала заявление на компенсацию в денежном эквиваленте. Форму заявления предоставили сотрудники страховой компании.

Возможно, деньги мне выдали бы в отделении страховой компании в Орехово-Зуеве, но там уволился сотрудник, отвечавший за эти операции. Страховщик предложил обратиться в головной офис компании в Москве. Для меня это неудобно, но других вариантов не было. Я съездила в Москву, написала заявление на компенсацию, и через несколько дней мне перечислили 8000 ₽ по указанным банковским реквизитам.

ведущий юрист Европейской Юридической Службы

ОСАГО — это страхование не автомобиля, а ответственности водителя перед другими участниками дорожного движения.

Давайте представим себе обратную ситуацию: ОСАГО нет у виновника аварии, а не у потерпевшего. В этом случае предстоит судебная тяжба с виновным.

При подготовке к ней пострадавшему придётся заплатить эксперту за оценку ущерба, юристу — за ведение дела, почтовые расходы, госпошлину.

Разбирательство может затянуться на несколько месяцев, а после может выясниться, например, что с должника просто нечего взять: официальных доходов он не имеет, имущества нет.

Личный опыт: в мою машину врезался водитель без ОСАГО

Федеральный Закон «Об ОСАГО» как раз нацелен на то, чтобы потерпевший мог получить компенсацию до 400 тысяч ₽ без дополнительных финансовых и временных затрат. Он обязывает всех автовладельцев страховать свою ответственность. За отсутствие полиса ОСАГО полагается штраф в размере 800 ₽.

Виновник ДТП, не оформивший полис ОСАГО, несёт личную ответственность перед пострадавшим в соответствии со статьями 15, 1064 и 1079 Гражданского кодекса. То есть ему самому придётся выплачивать ущерб и компенсировать потерпевшему все расходы и издержки.

Если этого не сделать, деньги взыщут судебные приставы. Предельного срока взыскания не существует: пострадавший в аварии может требовать деньги до конца жизни должника, а после — обратиться к его наследникам.

Всего этого можно избежать, если ежегодно оформлять ОСАГО.

Оформите ОСАГО, чтобы ни о чём не беспокоиться

КС: Потерпевший вправе требовать возмещения ущерба от виновника ДТП, несмотря на наличие ОСАГО

11 июля Конституционный Суд РФ вынес Определение № 1838-О, которым подтвердил возможность взыскания с лица, застрахованного в рамках ОСАГО, разницы между реальным ущербом и полученной потерпевшим страховой выплатой.

Норильский городской суд Красноярского края обратился в КС с запросом, в котором указал на неконституционность ряда норм Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с правилами ГК о возмещении убытков при совершении деликта.

Заявитель полагал, что оспариваемые положения позволяют страховым компаниям уклоняться от полного возмещения ущерба потерпевшему, которое осуществляется в форме ремонта транспортного средства.

Такое уклонение, по его мнению, возможно как минимум двумя законными способами: путем незаключения договора о ремонте на станциях техобслуживания, а также путем заключения с потерпевшим соглашения о денежном страховом возмещении, при выплате которого учитывается износ деталей автомобиля.

В запросе отмечалось, что в производстве Норильского городского суда находится дело по иску о взыскании ущерба, причиненного ДТП. Суд обратил внимание, что по общему правилу страховое возмещение потерпевшему осуществляется путем организации и оплаты ремонта его автомобиля на станции техобслуживания, стоимость которого не зависит от износа деталей, поврежденных при ДТП.

Однако вместо этого истцу были выплачены денежные средства, поскольку у страховой компании не было договора ни с одной СТО в г. Норильске и его окрестностях. В силу прямого указания закона при денежной компенсации выплата производится с учетом износа поврежденных частей ТС.

Читайте также:  Регистрация ООО: при регистрации ООО на домашний адрес единственного учредителя с пакетом документов были

То есть если бы истец смог воспользоваться первым способом, возмещение было бы произведено в большем размере.

Истец заявил, что стоимость работ без учета износа деталей составляет свыше 300 тыс. руб., при том что страховщик выплатил ему чуть более 96 тыс.

Поэтому истец обратился непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы.

Ответчик заявил, что он, как добросовестный законопослушный Гражданин, вправе рассчитывать, что страховая компания исполнит обязанность по оплате ремонта в полном объеме, т.е. без учета износа подлежащих замене деталей.

Как полагает Норильский горсуд, оспариваемые нормы нарушают равенство прав причинителей вреда по двум причинам.

Во-первых, потому что обязанность по возмещению вреда потерпевшему за счет виновника ДТП ставится в зависимость от того, приняла ли конкретная страховая компания меры по заключению договоров об организации ремонта на соответствующей территории, а также по организации и оплате ремонта. Во-вторых, согласно закону, указанная обязанность причинителя вреда зависит и от усмотрения потерпевшего, который может отказаться от ремонта и получить от страховой компании денежное возмещение. При этом страховщик, уклонившийся от надлежащей организации ремонта, не обязан восполнить потерпевшему разницу между стоимостью ремонта без учета износа заменяемых деталей и с учетом износа – эта обязанность возложена на виновника ДТП.

КС признал запрос не подлежащим дальнейшему рассмотрению. Со ссылкой на свое Постановление от 31 мая 2005 г. № 6-П он указал, что потерпевший является наименее защищенным из всех участников правоотношений по обязательному страхованию, поэтому правовое регулирование в соответствующей сфере должно предусматривать специальные гарантии защиты его прав.

Конституционный Суд подчеркнул, что приоритет восстановительного ремонта при повреждении автомобилей не расходится с приведенной точкой зрения. По его мнению, различные варианты получения страхового возмещения установлены в целях защиты права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного его имуществу при использовании транспортных средств другими лицами.

В рассматриваемом определении указано, что оспариваемые положения относятся к договорному праву, поэтому непосредственно не регулируют обязательства, возникающие вследствие причинения вреда.

В Постановлении № 6-П Суд уже оценивал нормы Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с положениями ГК об ответственности за деликты.

При этом КС исходил из того, что требование потерпевшего к страховщику является самостоятельным договорным требованием и отличается от требований по обязательствам из причинения вреда.

Суд пояснил, что необходимо разграничивать страховые обязательства, где страховщик должен осуществить возмещение по договору, и деликтные, ответственность по которым возникает непосредственно у причинителя вреда. Смешение этих обязательств, полагает КС, может иметь неблагоприятные последствия для потерпевшего, в то время как рассматриваемый институт страхования установлен в его интересах.

Конституционный Суд подчеркнул, что ОСАГО не может ни подменить, ни отменить институт деликтных обязательств. Оно также не должно приводить к безосновательному снижению размера возмещения, которое потерпевший вправе требовать от причинителя вреда.

В определении также отмечается, что Закон об ОСАГО является специальным нормативным актом, однако он не отменяет действия общих норм гражданского права об обязательствах из причинения вреда.

Поэтому, если страховая выплата не покрывает полностью размер ущерба, потерпевший имеет право потребовать от причинителя вреда возместить разницу.

Ранее в Постановлении от 10 марта 2017 г.

№ 6-П КС указал, что нормы ГК во взаимосвязи с правилами обязательного страхования ответственности владельцев ТС предполагают возможность получения потерпевшим разницы между страховой выплатой и реальным ущербом непосредственно от причинителя вреда. При этом потерпевшему необходимо доказать, что размер его ущерба действительно больше суммы, полученной от страховой компании.

Там же подчеркивается, что лицо, у которого потерпевший требует возмещения разницы между страховой выплатой и ущербом, вправе ходатайствовать как о назначении судебной экспертизы, так и о снижении размера возмещения. Суд разъяснил, что уменьшить возмещение возможно, если из обстоятельств дела с очевидностью следует другой более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений имущества.

КС подчеркнул, что оспариваемые нормы действуют в системном единстве с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод одних лиц не должно нарушать права и свободы других.

Они позволяют сторонам в определенных случаях отступить от общих условий страхового возмещения, но не допускают их применения вопреки положениям ГК.

С учетом этого Конституционный Суд определил, что сами по себе оспариваемые нормы не содержат признаков неопределенности в обозначенном заявителем аспекте.

Комментируя «АГ» определение, юрист и руководитель проектов МКА «Яковлев и Партнеры» Андрей Набережный отметил, что КС не провел четкой границы между страховыми и деликтными обязательствами. Эксперт полагает, что вывод о том, что ОСАГО не может подменять и тем более отменять институт деликтных обязательств, очевиден.

«В то же время нужно развивать идею о том, что потерпевший не может получить одну и ту же сумму потерь два раза: и от страховщика, и от страхователя. Нужно установить необходимость первоначального обращения к страховой компании и ее участия в процессе определения размера выплаты, взыскиваемой с причинителя вреда.

Это позволит в дальнейшем исключить споры о занижении размера страховой выплаты», – добавил он.

Юрист также обратил внимание на наличие аналогичной позиции в актах Верховного Суда РФ. В качестве примера он привел Определение от 17 мая 2018 г.

№ 305-ЭС17-20897 по делу № А40-210876/2016, пояснив, что наличие страховых правоотношений не прекращает существующего между сторонами обязательства вследствие причинения вреда и не препятствует разрешению иска о возмещении вреда, однако первоначально необходимо обратиться с иском к страховой компании.

По мнению адвоката АП Воронежской области Олеси Алимкиной, определение КС – еще один шаг в сторону полного освобождения страховых компаний от выплаты адекватного страхового возмещения в рамках ОСАГО.

«Изначально благая идея страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключавшаяся в том, чтобы потерпевший не бегал за виновником ДТП для взыскания убытков, а цивилизованно получал возмещение в страховой компании, осталась в прошлом», – с сожалением констатировала она.

Эксперт также отметила парадоксальность ситуации: с одной стороны, владельцы транспортных средств обязаны страховать свою ответственность, и за отсутствие страховки их привлекают к административной ответственности.

С другой стороны, если страховая компания не заключила договор с СТО, потерпевший получает мизерное страховое возмещение и идет взыскивать оставшуюся часть убытков с виновника ДТП.

Адвокат обратила внимание, что в рассматриваемом случае потерпевший получил от страховой компании менее трети суммы убытков, а остальную часть пытается взыскивать с виновника ДТП.

«Фактически мы вернулись в начало 2002 г., когда ОСАГО не существовало, – резюмировала Олеся Алимкина.

– Страховые правоотношения не отменяют деликтных обязательств, но возникает закономерный вопрос: зачем нужно ОСАГО, если страховая компания может, не рискуя лицензией, не заключить договор с СТО и выплатить потерпевшему 29% страхового возмещения вместо того, чтобы оплачивать станции техобслуживания полную стоимость восстановительного ремонта автомобиля потерпевшего?»

Как обращаться в страховую после ДТП и возместить ущерб

Автокредиты

/ 31 января 08:20

ДТП случаются, это неприятно, дорого и хлопотно, и хорошо, если обошлось без травм и жертв, – для всего остального есть страховка. Поговорим о том, когда, кто и как должен обращаться к страховщику для возмещения ущерба.

Как получить деньги по ОСАГО? Нужно правильно заполнить протокол и извещение и отправить все за 5 дней

Страховым случаем называют автомобильную аварию, при которой водитель нанес урон своему и/или чужому авто, грузу, здоровью, жизни человека.

Страховой случай – это:

По ОСАГО По каско
Вред, нанесенный владельцем полиса другим автомобилям, людям во время управления машиной Вред, нанесенный вашему авто и здоровью/жизни результате ДТП, угона, стихийного бедствия (зависит от опций)

Если ваша вина доказана и у вас есть только ОСАГО, то чужой ремонт оплатит ваша страховая, а свой – вы сами. Бывает и так, что у виновного в ДТП нет ОСАГО, тогда компенсацию придется требовать через суд. Также обращение в суд потребуется, если убыток от аварии превышает 400 тысяч рублей.

Рассмотрим примеры.

  1. Петр выезжал задним ходом с парковки и не увидел авто, которое ехало по своей полосе – произошла авария. Петр обязан сообщить в свою страховую о случившемся, отправить документы. Потерпевший информирует свою компанию, ему выплатят компенсацию на ремонт.
  2. На трассе при движении во время поворота налево в машину Марии врезался автомобиль Сергея, который начал совершать обгон. Определить виновника ДТП в таком случае сложно, если нет камер или видеорегистраторов, такие случаи рассматривает суд. Если признана обоюдная вина водителей, они будут возмещать урон друг другу соразмерно степени вины каждого.
  3. При перестроении Инна задела чужую машину, но у нее нет «автогражданки». Потерпевший обращается в суд, Инна оплачивает ремонт автомобиля за свой счет, а также штрафы за нарушение ПДД и управление авто без полиса обязательного страхования.
Читайте также:  Доплата за ученую степень: работник работает в организации больница с 2005 года

Хотите поменять авто, присматриваете вторую машину для семьи или выбираете свой первый автомобиль? Совкомбанк предлагает выгодные условия автокредита! Подайте заявку онлайн прямо сейчас и обсудите величину взноса и другие детали с менеджером!

Страховые компании разработали порядок обращения за компенсацией: потерпевшая сторона подает документы на оплату урона своему страховщику, и тот связывается со страховщиком виновника аварии. Эта Процедура называется прямым возмещением ущерба.

По закону прямое возмещение возможно, если участники аварии застраховали гражданскую ответственность, пострадали только транспортные средства.

План действий:

  1. после оформления аварии по европротоколу или вызова сотрудника ГИБДД вы собираете все документы и несете их своему страховщику;
  2. компания принимает документы, выдает подписанное свидетельство с описью принятых бумаг.

Сколько времени отводится на обращение

На обращение к страховщику отводится всего 5 дней.

Если аварию оформили по европротоколу (виновник выявлен, разногласий нет, сумма убытков не превышает 100 тысяч рублей или до 400 тысяч при соблюдении дополнительных условий), водители заполняют два экземпляра извещения, отправляют их каждый своему агенту.

Далее компания виновника рассматривает заявку, проводит дополнительный осмотр авто (при необходимости), определяет размер компенсации или оплачивает ремонт пострадавшего транспортного средства.

Компания может выплатить потерпевшему деньги, а может отремонтировать авто за свой счет

  • Рассмотрим подробнее правила обращения к страхователю.
  • После ДТП оформите документы по европротоколу или вызовите инспектора ГИБДД.
  • Действия при европротоколе:
  • как можно тщательнее зафиксируйте аварию, повреждения обоих авто со всех ракурсов, их расположение;
  • на всякий случай попросите телефон у свидетелей происшествия;
  • после того, как схема составлена, видео сняты, авто можно убрать с дороги;
  • заполните и подпишите европротокол;
  • сообщите страховому агенту;
  • отправьте европротокол/извещение, справку из ГИБДД лично или по электронной почте;
  • дождитесь уведомления о получении.

Заполнить европротокол просто: в нем есть инструкции, вписать информацию нужно с обеих сторон бланка. Если есть протокол, то справка из ГИБДД не нужна.

В комплекте с полисом ОСАГО идет бланк извещения о происшествии с участием машины, в извещении отражаются обстоятельства аварии. Заполняют от руки обе стороны бланка, затем отправляют страховщику.

Действия при вызове ГИБДД:

  • не трогайте авто после остановки, не меняйте расположение предметов;
  • выставите аварийный треугольник, включите сигнал аварийной остановки;
  • вызовите инспектора ГИБДД;
  • на всякий случай зафиксируйте обстоятельства аварии на телефон;
  • найдите свидетелей, запишите их имена, телефоны;
  • составьте схему происшествия (самостоятельно, с помощью инспектора);
  • после этого можно убирать авто с дороги.
  • Вы виновник? Обратитесь в свою страховую.
  • Вы потерпевший? Обратитесь в свою страховую.

После обращения вам придет уведомление о получении отправленных бумаг, их опись, предупреждение о том, что нельзя делать ремонт до того, как компания примет решение о компенсации.

Пакет документов для страховой компании включает извещение о ДТП (можно заполнить у страховщика), заявление о возмещении урона (подписывается в компании, предоставившей ОСАГО виновнику), а также справку о происшествии из автоинспекции с данными об аварии. Справка должна отражать информацию о:

  • месте аварии,
  • времени,
  • участниках,
  • повреждениях авто,
  • нарушении правил дорожного движения,
  • направлении на медосвидетельствование,
  • страховых всех участников,
  • номерах полисов.

Заполнить бланк извещения и европротокола можно самостоятельно, следуя указаниям на бланке

Для того чтобы оформить возмещение за порчу имущества – другие машины, их грузы, ограждения, бордюры, рекламные щиты и др., нужно также обратиться в компанию, предоставившую ОСАГО. Также к ущербу имуществу относится ДТП с участием домашних животных.

Бумаги дополняют правом собственности на машину, заключением экспертизы и чеком о ее уплате, подтверждением факта эвакуации (опционально), подтверждением расходов на стоянку или охрану, возникших в результате аварии. Последние три нужны, если потерпевший требует компенсации дополнительных расходов.

Если в результате аварии есть пострадавшие – получившие ушибы, порезы, переломы, в том числе требующие продолжительного лечения, – потребуются следующие документы:

  • заключение врача из аккредитованного медицинского учреждения с диагнозом, описанием травм и повреждений, продолжительности больничного;
  • справка об инвалидности (при наличии);
  • информация о приезде скорой (если есть);
  • право на выплату;
  • российский паспорт или другое удостоверение личности;
  • данные счета для перевода компенсации.

Иногда недобросовестные страховщики могут направить потерпевшему письмо о недостатке того или иного акта, хотя должны прислать письменный отказ или перечислить деньги. Потребуется дополнительное время на рассмотрение повторной заявки. Компании рассчитывают, что кто-то из претендентов на страховые выплаты откажется от волокиты и долгого ожидания.

Но правильно будет приехать в компанию лично, привезти копии бумаг, сфотографировать их, взять расписку с перечислением полученных бумаг, заверенную подписью и печатью. Если разбирательство предстоит сложное, а сумму вы ожидаете большую, то обратитесь за сопровождением к юристам.

Срок рассмотрения

По закону страховая должна рассмотреть обращение пострадавшего в дорожном происшествии и весь пакет за 30 дней с момента получения. После этого страховщик либо оплачивает ремонт / переводит деньги, либо отказывает в письменной форме, либо просит соискателя направить дополнительные документы, предоставить авто на экспертизу.

Дополнительную экспертизу назначают, если компания сомневается в оценке стоимости повреждений

Договор со страховщиком включает пункты, при которых компания отказывает выплачивать средства на ремонт машины или лечение потерпевшего. Прежде чем подписывать договор даже по очень выгодной цене, внимательно прочтите все параграфы.

Важно: не покупайте страховку у малоизвестных компаний по неправдоподобно низкой цене. В нужный момент полис может оказаться недействительным. Всегда проверяйте подлинность на сайте РСА.

Почему страховая отказывает потерпевшему:

  • нарушены сроки подачи;
  • застрахованным авто управлял водитель, не вписанный в страховку;
  • ДТП произошло во время обучения, тест-драйва;
  • машина участвовала в гонках/соревнованиях, повреждена в результате заведомо опасного вождения;
  • урон нанесен в результате доказанных мошеннических действий;
  • полис недействителен (истек срок действия, организация, предоставившая его, не существует);
  • нет доказательств вины участников, никто не признает свою ответственность за происшествие;
  • неверное оформление;
  • владелец не предоставил ТС на экспертизу;
  • нет прав у одного из водителей;
  • виноватый в аварии был пьян или находился под воздействием наркотических веществ на момент происшествия.

Иногда компания задерживает перечисление средств на время, в других случаях отказ будет окончательным. Страховщик объясняет, на каком основании пришел отказ, как устранить ошибки в заявлении.

Если вы не согласны с решением компании, подавайте претензию директору учреждения. В претензии отметьте, что полис приобретен законно, срок действия не истек и компания обязана выплатить по нему компенсацию. Претензии рассматривают в срок до одной недели. Если реакции не последует, обращайтесь в суд.

Что, если у виновника аварии нет полиса ОСАГО

Закон запрещает использовать машину без полиса гражданской ответственности. Водитель, севший за руль без «автогражданки», будет оштрафован на 800 рублей. Если вы ездите без аварий, цена невысока, даже если вы 2-3 раза за год попадетесь на этом нарушении.

Но если вы стали виновником ДТП, придется компенсировать ущерб из своего кармана: ремонт авто, лечение потерпевшего, если он оказался на больничном. Через суд пострадавший может добиться компенсации свыше 400 тысяч на ремонт, а также возмещение морального вреда.

Суд рассчитает размер компенсации без учета возраста авто – признанный виновным оплатит покупку деталей на замену по цене новых. Страховщики пользуются услугами партнеров – сервисов, поставщиков запчастей, стоимость ремонта для них обходится дешевле, чем ремонт в частном порядке.

Какие еще могут быть расходы у виновника дорожного столкновения без ОСАГО:

  • оплата независимой экспертизы;
  • стоимость услуг эвакуатора;
  • присмотр за авто на стоянке;
  • почтовые расходы;
  • Моральный вред (от 1000 рублей за моральный вред без телесных повреждений).

Повреждения на своей машине водитель оплачивает за счет комплексной страховки, а если вы купили машину без каско, то за счет собственных средств.

Получение компенсации по «автогражданке» при правильном оформлении запроса проходит по стандартной схеме. Если возникают разногласия по размеру компенсации, пострадавший может обратиться в суд.

Анна Молчанова

Доступно пишу о финансовых возможностях, которые помогают жить лучше и интереснее. Рассказываю про осознанный подход к деньгам.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *