Закон об отмене общедомовых нужд

Каждый собственник или наниматель квартиры в многоквартирном доме (МКД) обязан платить за потребленные ресурсы в своем жилье. Однако та же самая обязанность лежит на нем и за ресурсы, израсходованные на поддержание нормальных условий в местах общего пользования МКД.

Ведь лифт, поднимаясь на выбранный этаж, тратит определенную электроэнергию. А для того, чтобы дом не промерзал и не отсыревал — тратится энергия на отопление подъездов, подвалов и различных других помещений. И это — далеко не полный перечень расходов на общедомовые нужды (ОДН).

Нужно ли платить за ОДН если их не ТСЖ или УК предоставляют, как все рассчитывается: последние изменения закона от 2021 года

Обязанность оплаты расходов на ОДН закреплена законодательно, в частности — Постановлением Правительства №354 от 06.05.2011 г.

Как происходит учет коммунальных услуг ОДН в многоквартирном доме

Как уже было сказано, основные принципы предоставления коммунальных услуг закреплены в Правилах предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства №354.

Эти правила содержат 27 разделов и 3 приложения, в которых рассматривается, в том числе, и оплата общедомовых нужд.

Таких, как отопление, водоснабжение, водоотведение и электроснабжение в местах общего пользования (подъезды, чердаки, подвалы, технические помещения и т.д.)

В общем случае учет коммунальных услуг может производиться двумя способами — с помощью индивидуальных приборов учета (ИПУ) или по установленному нормативу.

Наиболее прогрессивным является учет с помощью приборов учета. Однако в некоторых случая (особенно с отоплением) это может сыграть злую шутку с жильцами. Как например, в случае с жителями многоквартирного дома из г. Михайловск Ставропольского края. Которые с 2018 года были вынуждены платить за общедомовую коммунальную услугу по отоплению, которую им фактически не предоставляли.

Судебная практика по вопросам неуплаты ОДН

27 апреля 2021 года Конституционный Суд вынес постановление №16-П, которое поставило точку в деле необоснованного начисления сумм за коммунальную услугу по отоплению мест общего пользования (МОП) многоквартирного дома.

В суд обратилась жительница г. Михайловск Ставропольского края, проживающая в многоквартирном доме. Когда-то их дом был присоединен к централизованной системе теплоснабжения.

Однако по согласованию с местной администрацией большинство квартир и нежилых помещений МКД были переведены на индивидуальное газовое отопление, установленное непосредственно в квартирах. Все эти квартиры теперь отключены от центрального отопления, в них демонтированы радиаторы (батареи), а стояки системы теплоизолированы.

Но начиная с 2018 года, всем собственникам этих квартир стали начислять плату за отопление мест общего пользования. Грубо говоря — за подъезды. Основанием служили показания общедомового счетчика тепла.

Жильцы с подобными платежами не согласились и провели судебную строительно-техническую экспертизу.

Которая показала, что в указанных местах общего пользования отсутствуют батареи и трубопроводы отопления. А значит, эти общедомовые помещения не отапливаются от централизованной системы.

Кроме того, сети теплоснабжения в подвале МКД технически не могут быть использованы для отопления помещений дома.

По совокупности это говорит о том, что коммунальная услуга по отоплению мест общего пользования жильцам не оказывается.

Граждане обратились в суд с иском о том, чтобы теплоснабжающая организация аннулировала лицевые счета и начисленные суммы за фиктивную коммунальную услугу ОДН.

Однако сначала районный, а затем и краевой суд жильцам в иске отказал. Суды посчитали, что Закон не освобождает жильцов с автономными системами отопления, от оплаты общедомовых нужд.

После краевого суда жильцы обратились в Пятый кассационный суд. Но и там получили отказ. А Верховный Суд отказал в рассмотрении данного дела.

Пришлось обращаться в Конституционный Суд (КС). Поскольку дом отапливается только за счет квартирных систем отопления, а в подъездах отсутствуют батареи, то получается что физически коммунальная услуга по отоплению мест общего пользования не оказывается.

Но с другой стороны получается, что жильцы обязаны платить за эту несуществующую услугу по действующему российскому законодательству. А это — прямое нарушение конституционных прав граждан.

Исследовав все материалы дела Конституционный Суд пришел к следующему выводу: действительно, если отопление осуществляется от централизованной системы теплоснабжения, то собственник квартиры в МКД оплачивает данную коммунальную услугу за квартиру и за часть мест общего пользования.

Формула оплаты отопления за места общего пользования разработана таким образом, что даже если квартира не подключена к центральной системе (в помещениях индивидуальное отопление), то начисления за МОП должны быть.

Суд, в частности, определил, что единственным вариантом полного отказа от начисления сумм за отопление МОП является полное отключение дома от централизованных систем теплоснабжения. И перевод всех помещений на индивидуальное отопление.

Суд также определил, что места общего пользования могут отапливаться не только за счет установленных радиаторов, но и за счет теплопередачи нагретых конструкций — стен, плит перекрытий и т. п. А потому расчет отопления на МОП, и начисление за это по существующим формулам правомерен даже при отсутствии батарей в подъездах.

Однако также суд определил, что если большинство помещений переведено на индивидуальные системы, то тепло из квартир через стены и другие конструкции отапливает места общего пользования. Но существующая расчетная формула это не учитывает.

Другими словами, если все квартиры отапливаются централизованно, то начисления за отопления МОП правомерны. Если же часть квартир отапливается индивидуально, то они через стены и плиты отапливают и МОП. И в этом случае плата за МОП должна быть снижена. Но такой механизм в законодательстве не предусмотрен.

По данному конкретному делу Конституционный Суд принял решение о том, чтобы райсуд определил компенсацию излишне уплаченных сумм за отопление. Также КС принял решение о разработке Правительством нового механизма расчета платы, учитывающего нюансы отопления МКД от индивидуальных отопительных систем.

Подводя итог можно сказать, что с момента начислений, и до момента решения Конституционного Суда прошло около трех лет, и пять судебных инстанций, включая высшие, такие как Верховный и Конституционный Суды. Можно только предполагать, сколько средств было израсходовано на эти тяжбы.

А вывод из всего этого один — несовершенство системы расчета платы за коммунальные Услуги на ОДН вынуждает собственников отстаивать свои права в суде. И это — не нормально.

И что поменялось в 2021 году Закон об отмене общедомовых нужд С 1 января общедомовые нужды исключили из квитанций. Теперь расходы на содержание общего имущества включаются в индивидуальный счет. Например, в строке за электроэнергию указывается плата за свет в квартире и за свет в подъезде и лифте. К 1 июня 2017 года регионы установят нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Жильцы должны оплачивать только эти нормативы. Превышение оплатит УК или ТСЖ.

Например, в одном доме УК работает хорошо: в подъездах утеплили двери, установили датчики движения и доводчики, отремонтировали кран в подвале, вставили пластиковые окна на площадках.

В другом доме УК работает плохо: из окон на лестничных пролетах дует, батареи работают на полную мощность, в подвале протекают трубы, а свет у входной двери никогда не выключается.

Вторая компания не сможет включить перерасход электроэнергии и воды в квитанции жильцов и сама заплатит за превышение нормативов.

Так что и кому разъяснил Минстрой? Закон об отмене общедомовых нужд По закону за общедомовые нужды жильцы должны платить не больше нормативов. Но нет прямого указания на то, что можно платить меньше. Некоторые управляющие компании пользуются этим и считают общедомовые нужды по нормативам. А во многих регионах новые нормативы еще не утверждены и используются расчеты трехлетней давности. Из-за этого для жильцов некоторых домов с датчиками движения, современными лифтами и утепленными подъездами с 1 января выросли расходы на содержание общего имущества. Например, в прошлом году управляющая компания считала общедомовые нужды по своей схеме, учитывала энергосберегающие мероприятия и фактический расход. А с этого года стала считать общедомовые нужды по нормативу — как написано в законе. Из-за неправильного толкования закона жильцам приходится платить больше. Минстрой объяснил, что платить больше нормативов жильцы не могут, а меньше — могут. Это письмо он направил губернаторам, чтобы те навели порядок в регионах. Считать нужно так: Снять показания общедомовых счетчиков. Посчитать объем услуг по индивидуальным счетчикам. Найти разницу между общим и индивидуальным потреблением. Сравнить разницу с нормативом. Если разница больше, между жильцами распределяется только норматив. Остальное оплачивает УК. Если разница меньше, жильцы платят только за фактическое потребление.

Если в доме нет общих счетчиков, то и узнать фактический расход нельзя. Тогда нужно платить по нормативам.

Закон об отмене общедомовых нужд Нормативы устанавливают региональные власти. Во всех регионах новые нормативы должны рассчитать до 1 июня 2017 года. Если новых нормативов нет, используются те, которые действовали на 1 ноября 2016 года. Например, в Удмуртии для некоторых видов общедомовых услуг действуют нормативы 2013 года. В Белгородской области нормативы установили в 2015 году. А в Московской области — в октябре 2016 года. Нормативы зависят от технических особенностей многоквартирного дома: года постройки, этажности, вида отопления, размера ванн, наличия унитазов и центральной канализации. В письме губернаторам Минстрой поручил учитывать при расчете нормативов даже те параметры, которых нет в общих правилах. Например, в одном кирпичном доме с центральным водоснабжением и канализацией установлены датчики движения, энергосберегающие лампочки и терморегуляторы. В другом таком же доме через дорогу всегда горит свет на площадках, входная дверь может быть открыта даже зимой, а батареи в подъезде включены на полную мощность до 10 апреля. Или в одном доме есть маленький двор с детскими качелями и песочницей, а в соседнем дворе жильцы разбили клумбы, установили фонтан и теперь расходуют много воды.

Жильцы таких домов должны платить за общие коммунальные услуги по разным нормативам. Региональные власти это учтут и пересчитают показатели.

А если для нашего дома ничего не пересчитают? Что тогда делать? Закон об отмене общедомовых нужд Обратитесь в управляющую компанию. Она может выступить с инициативой о пересчете нормативов. УК, ТСЖ и жилищные кооперативы имеют такое право по закону. Несколько управляющих компаний могут подать коллективное заявление на расчет норматива даже для отдельных домов.

Читайте также:  Проверка запрета на выезд за границу

Например, в регионе всего пять домов с инновационными технологиями. В них используют солнечную энергию для освещения двора, а сточные воды очищают и поливают ими клумбы. По умолчанию для таких домов власти не рассчитают отдельные нормативы. Но если управляющая компания обоснует запрос, могут рассчитать.

Как понять, что я не переплачиваю за содержание общего имущества? Закон об отмене общедомовых нужд Точный расчет предоставит управляющая компания. Если квитанция за январь уже пришла, попросите предоставить показания общедомовых счетчиков и расчет по нормативу. Это можно сделать лично или на собрании собственников. Найти свою УК Если оплату за общедомовые нужды вам начислили по нормативу, а фактическое потребление в январе было меньше — настаивайте на пересчете по рекомендациям Минстроя.

Если фактический расход коммунальных услуг на содержание общего имущества больше норматива, разницу должна оплатить УК: эту сумму нельзя учитывать в квитанциях жильцов.

А можно как-то снизить расходы на содержание общего имущества? Закон об отмене общедомовых нужд Это обязанность управляющей компании. Она должна делать так, чтобы в доме было светло, тепло и чисто, но жильцы не переплачивали за коммуналку. Например, можно использовать в подъездах светодиодные лампочки и датчики движения, чтобы экономить электроэнергию. Если установить доводчик на входную дверь, она не будет открыта зимой — уменьшатся теплопотери. В доме должен быть общедомовой счетчик, чтобы платить за фактический расход, а не по нормативам. За всё это должна отвечать ваша управляющая компания. Лифты, систему отопления, водоснабжения и канализации нужно обслуживать вовремя. Тогда они меньше ломаются. Если в подъезде прорвет трубу, за перерасход сверх норматива заплатят жильцы.

Смените управляющую компанию, если она плохо работает или не слушает рекомендации Минстроя. Если УК нарушает Договор, его можно расторгнуть. Либо можно провести общее собрание собственников и в течение 5 дней уведомить УК о расторжении договора, даже если нарушений нет.

Мы хотим выкопать во дворе дома бассейн. А еще мы любим, чтобы на всех этажах круглосуточно горел свет. Жильцы все равно будут платить по нормативу, а перерасход — за счет УК? Закон об отмене общедомовых нужд Необязательно. На общем собрании жильцов можно добровольно повысить нормативы за содержание общего имущества. Есть элитные дома, в которых объем коммунальных услуг всегда больше нормативов, и жильцы не против оплачивать это превышение. Например, они хотят, чтобы в подъездах и на стоянке всю ночь горели лампочки, даже если там никого нет. Или оборудовали в вестибюле комнату, в которой моют лапки собачкам после улицы.

Собственники квартир подпишут общее решение и будут добровольно платить за электроэнергию и воду больше нормативов, чтобы не перекладывать свои расходы на управляющую компанию.

Резюме:

Указанная информация касается жителей всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

Как с 1 июля изменился расчёт платы за общедомовые нужды в домах без управляющей организации и товарищества собственников жилья

Эксперты и СМИ говорят о новом постановлении Правительства РФ от 29.06.2020 № 950 в основном в свете передачи обязанности по установке и замене ИПУ электроэнергии от собственников помещений поставщикам этого ресурса и сетевым организациям. Но оно касается и других РСО. Узнайте, каких и почему.

Закон об отмене общедомовых нуждКак УО начислять КР на СОИ по водоотведению в отсутствие норматива

Подход к расчёту платы за ОДН в домах с непосредственным управлением изменило ПП РФ № 950

В новом видео онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются» глава Экспертного совета Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью «Р1» Елена Шерешовец рассказала об одном из нововведений в сфере расчёта платы за коммунальные услуги, введённом постановлением Правительства РФ от 29.06.2020 № 950:

➡️ Смотрите видео на YouTube-канале Ассоциации «Р1»

ПП РФ № 950 в основном касается энергосбытовых и сетевых компаний: согласно документу, теперь они будут устанавливать, обслуживать и ремонтировать приборы учёта электроэнергии. Но есть в нём одно изменение, которое касается и других РСО, поставляющих ресурсы в многоквартирные дома с непосредственным или невыбранным/нереализованным способом управления. Рассказываем подробнее.

С 1 июля 2020 года для расчёта одн в домах без уо/тсж не применяется норматив потребления

В домах с непосредственным способом управления и в МКД, где он не выбран или не реализован, нет управляющей организацией или ТСЖ, следовательно, собственникам помещений в доме не оказывается жилищная услуга КР на СОИ. Вместо этого потребители вносят плату за коммунальную услугу ОДН.

До появления ПП РФ № 950 размер платы для потребителей за коммунальную услугу, представленную на общедомовые нужды, рассчитывался исходя из объёма, не превышающего норматив потребления соответствующего ресурса.

То есть ресурсоснабжающая организация, независимо от фактического количества поставленного КР, могла выставить жителям дома к оплате только нормативный объём (абз. второй п. 44 ПП РФ № 354).

Сверхнорматив оплачивала сама РСО.

ПП РФ № 950 изменило эту ситуацию. С 1 июля 2020 года абз. 2 п. 44 ПП РФ № 354 утратил силу, и теперь расчёт платы за все коммунальные услуги, кроме теплоснабжения, в домах без УО/ТСЖ/ЖК ведётся исходя из фактического потребления, по показаниям приборов учёта. РСО вправе выставить жителям МКД весь потреблённый объём.

Закон об отмене общедомовых нуждКак оплачивается электроэнергия, затраченная на работу ИТП

Рсо вправе выставить собственникам к оплате весь фактически потреблённый ими объём ресурса на одн

Как рассказала в видео Елена Шерешовец, норма ПП РФ № 950 о том, что РСО могут выставлять потребителям в домах без УО/ТСЖ или кооператива полный объём потреблённого ими коммунального ресурса, правильная. Только, как всегда, есть «но».

Как правило, нередко на непосредственном управлении находятся старые двухэтажные деревянные дома, где проживают люди с небольшим достатком. Если Исполнитель КУ возьмёт и выставит им сумму за весь объём ОДН, скорее всего, это приведёт к социальному взрыву и жалобам во все уровни органов власти вплоть до президента.

Эксперт в видео рекомендует поставщикам ресурсов сначала системно проработать вопрос в каждом конкретном доме, а затем уже выставлять плату за ОДН по факту потребления. Если объём ОДН в доме большой, РСО следует провести ряд мероприятий для его снижения. Что нужно сделать, вы можете узнать, посмотрев выпуск онлайн-журнала.

Если поставщик ресурса не хочет проблем с органами власти и надзора и негатива в СМИ и соцсетях в свой адрес, выставлять потребителям ОДН исходя из факта, а не норматива следует только после того, как проведена работу по снижению ОДН в доме. Как отметила Елена Шерешовец, изменения в законодательстве – хороший стимул для проведения мероприятий по уменьшению объёмов ОДН в домах с непосредственным управлением, ведь иногда на них просто нет ни времени, ни сил, ни рабочих рук.

Закон об отмене общедомовых нуждО расчёте за потреблённый коммунальный ресурс при смене тарифов

На заметку

Постановление Правительства РФ от 29.06.

2020 № 950, помимо корректировки порядка расчёта платы за ОДН в домах без управляющей организации или ТСЖ/кооператива, внесло изменения в порядок установки и ремонта индивидуальных приборов учёта электроэнергии. Если раньше за это отвечали собственники помещений, то с 1 июля 2020 года такие обязанности перешли к энергосбытовым и сетевым компаниям.

Для реализации этого нововведения были внесены изменения сразу в несколько нормативно-правовых актов:

  • «Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» (ПП РФ № 861).
  • «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме» (ПП РФ № 491).
  • «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (ПП РФ № 354).
  • «Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями» (ПП РФ № 124).
  • «Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме» (ПП РФ № 290).

Все изменения касаются только электросчётчиков и не относятся к приборам учёта других коммунальных ресурсов. В новом постановлении:

  • прописано, как будет построено взаимодействие между поставщиками электроэнергии и потребителями услуги;
  • зафиксированы обязанности сторон и особенности учёта электроэнергии;
  • установлены сроки выполнения отдельных работ по эксплуатации приборов учёта.

Подробный обзор ПП РФ № 950, а также Федерального закона от 27.12.2018 № 522-ФЗ, читайте в нашей следующей статье. Следите за обновлениями!

За Москвой закрепили особый порядок начисления платы за «ОДН»

Опубликован Федеральный закон от 28.06.2021 № 229-ФЗ «О внесении изменений в отдельные Законодательные акты РФ». Изменения коснулись закона «О статусе столицы РФ» и Жилищного кодекса РФ. Закон позволяет сохранить в Москве сложившийся порядок оплаты содержания жилья, а именно не выделять отдельно плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общедомового имущества.

Читайте также:  Оплата ЖКХ: привет. Имеется долг по квартплате за комнату она не приватизирована и вот когда приходит

«Коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, будут оплачиваться управляющей организацией или товариществом собственников жилья, а также жилищным кооперативом при расчете с организациями ‑ поставщиками данных услуг из денежных средств, внесенных в качестве платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме», – поясняется на сайте Совета Федерации.

Чем авторы проекта объяснили необходимость «подогнать» законодательство под Москву вместо того, чтобы добиваться соблюдения в столице требований жилищного законодательства:

  • законопроект направлен на сохранение в городе Москве существующей системы расчетов и внесения платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, имеющей отличия от системы, введенной Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса РФ»;
  • в Москве плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, включена в состав платы за содержание жилого помещения, никогда не выделялась отдельной строкой и жителями отдельно не оплачивалась, перерасчет размера расходов за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при ежегодной корректировке ставки за содержание и ремонт жилого помещения.Оплата электрической энергии, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, производится по фактическим показаниям приборов учета, установленных на потребляющих устройствах (силовое оборудование, освещение мест общего пользования, пожарная автоматика и дымоудаление);
  • в настоящее время в Москве собственники оплачивают коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, за счет платы за содержание жилого помещения. При этом управляющая организация или товарищество собственников жилья либо кооператив оплачивают коммунальные ресурсы, потребленные при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за счет платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
  • такая сложившаяся система является понятной и привычной жителям Москвы и обеспечивает высокую собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Законопроект еще при рассмотрении в Госдуме вызвал неоднозначную реакцию, поэтому для полноты картины можем рекомендовать почитать стенограмму обсуждения на странице законопроекта.

Тем, кто живёт в остальной России, рекомендуем другие материалы по теме:

✔ Мифы о плате за содержание жилья

Мифы о плате за содержание жилья

✔ Экономия электроэнергии на ОДН в многоквартирном доме

Экономия электроэнергии на ОДН в многоквартирном доме

Чтобы не пропустить ничего важного в сфере ЖКХ, выберите, где вам удобнее следить за обновлениями: ➜ в Telegram,➜ в Instagram,➜ во ВКонтакте.

Эволюция ОДН. Почему общедомовой платеж стал заботой управляющих компаний

Барнаульская горэлектросеть  больше не начисляет «ОДН». Энергетики  массово разослали соответствующие договоры  управляющим компаниям и ТСЖ. С  1 апреля услуга будет окончательно интегрирована в платежки  жилищных организаций  в качестве «коммунального ресурса на содержание общего имущества»  (КР на СОИ).

 Строку «ОДН» в квитанциях БГЭС  увидят только те, кто в свое время накопил за нее долги,  и жители  домов  с непосредственной формой правления. С чем связано реформирование расчетов за общедомовые нужды, рассказала руководитель  группы по работе с дебиторами Отдела продаж электроэнергии юрлицам БГЭС  Оксана Пучкина.

Об эволюции ОДН

Оксана Николаевна, помнится, в наших квитанциях ОДН был не всегда, как и когда появилась данная услуга в наших платежках и как была интегрирована в КР на СОИ?

Точкой отсчета можно считать принятие в сентябре 2012 года Постановления  Правительства №354, а именно «Правил предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме». После этого в квитанциях Барнаульской горэлектросети появилась услуга «ОДН» или «Электроснабжение общедомовых нужд». Будет неправдой утверждать, что жильцы раньше не платили за общедомовые нужды.

«ОДН» был, но в усеченном варианте. В виде электросчётчиков на места общего пользования, МОПов, которые не охватывали потребление электроэнергии  всем домом, включая присоединенные к дому нежилые помещения (магазины, гаражи, киоски и пр.). Соответственно, выявить энерговоровство было сложнее,  ресурс не учитывался полностью,   энергетики несли  убытки.

Именно для того, чтобы научить потребителей считать электроэнергию и был создан «ОДН». Замена расчетов по МОП на расчеты за ОДН в свое время вызвал волну негодования.  Однако политический курс государства был взят в сторону энергосбережения и закон №261 «Об энергосбережении» был принят еще до «ОДН»,  в 2009 году.

 Поступательно учились экономить везде – на производстве, в бюджетных учреждениях и наконец-то в многоквартирных домах. В 2017 году «ОДН» перевели из коммунальных услуг в жилищные. Простыми словами, забрали у ресурсовиков и отдали  управляющим компаниям в виде «КР на СОИ».

  Начисления ограничили нормативом, а всю разницу между показаниями общедомового прибора учета и норматива возложили на жилищные организации. Таким образом, произошла «эволюция ОДН», сначала ресурс научились считать, теперь мы учимся его экономить.

Об уроках энергосбережения

Почему Барнаульская горэлектросеть именно сейчас массово отказывается от начислений за ОДН?

В системе расчетов за общедомовые нужды Барнаульская горэлектросеть стала лишним звеном. Судите сами.  Мы  не может зайти в многоквартирный дом и в целях энергосбережения установить энергоэффективное оборудование или отремонтировать ветхие сети. Это задача жилищных организаций, а именно управляющих компаний или ТСЖ.

  А потому государство рядом нормативно-правовых актов исключило ресурсовиков из данной цепочки. Простой пример.  Вспомните  Барнаул 10-15 лет назад, прогуливаясь в темное время по улице можно было увидеть, как в домах на лестничных площадках круглосуточно горел свет.

  После принятия закона «Об энергосбережени» и после того, как появился ОДН,  управляющие компании задумались об экономии и в наших подъездах появились датчики движения. Затем, с 2014 года,  в стране началась волна капитальных ремонтов  в старом жилом фонде, преобладающую часть затрат взяло на себя государство.

Одним из главных направлений данной ремонтной кампании стала именно замена внутридомовых коммунальных сетей – электрических, водо, газоснабжения.  В законе «Об энергосбережении» провозглашен один из главных, на мой взгляд, принципов – «поддержка и стимулирование энергосбережения, повышение энергетической эффективности».

 Это и есть  основа основ и ответ на вопрос , почему появился КР на СОИ и почему Барнаульская горэлектросеть больше не может начислять услугу ОДН.

О третьем лишнем

— У управляющих компаний больше нет выбора? Они могут платить за общедомовые нужды по старой схеме, то есть оставить в своих домах ОДН?

Нормативно-правовыми актами предусмотрен порядок содержания общего имущества, обязанность по его оплате предусмотрена в статье 156 Жилищного кодекса Российской Федерации. Таким образом,  жильцы обязаны оплачивать не только электроэнергию и другие ресурсы, потребленные в квартире, но и затраченные на нужды дома.

В свою очередь Постановление Правительства №354 ( а именно пункт 63 и 64) говорит о том, что управляющая компания обязана приобретать у ресурсовиков  электроэнергию, воду, тепло на содержание общего имущества. Отказаться от заключения такого договора УК или ТСЖ  не имеют права.

  Какое-то время Барнаульская горэлектросеть не принуждала управляющие компании к заключению договоров . Одним словом, все было отдано на откуп доброй воли жилищных организаций. Однако время шло и управляющие компании не проявили особого рвения брать на себя ответственность за расчеты по ОДН.

Скажу, что с начала этого года  социальная миссия Барнаульской горэлектросети завершена.  Договоры будут заключены в добровольном или в принудительном порядке.

Барнаульская горэлектросеть уже  направила всем жилищным организациям пакет документов и  по истечении 30 дней, не зависимо от того подпишет его УК или нет, договор будет считаться заключенным.  К слову, само подписание договора не является камнем преткновения, потому что формально Процедура соблюдена.

Договор подготовлен и направлен в УК или в ТСЖ. Существует судебная практика, согласно которой физическое подписание договора не является обязательным. Сам факт потребления ресурса является подтверждением того, что Управляющая компания  несет ответственность перед ресурсоснабжающей компании за оплату электроэнергии.  Данная позиция подтверждена в Верховном  суде  РФ.

О тонкостях расчетов

Скажите, ОДН для какой-то категории домов  останется?

Само определение услуги ОДН не исчезло из законодательства. По-прежнему квитанции за ОДН получали и будут получать жители домов с  непосредственной формой правления и домов, где еще не определен способ управления. В данном случае мы оказываем коммунальную услугу  ОДН непосредственно собственникам и ее расчет ведется по общедомовому прибору учета.

Разве «ОДН» или «КР на СОИ» не ограничен нормативом?

Когда в многоквартир6ном доме есть обслуживающая его жилищная организация, будь это управляющая компания или ТСЖ, расчеты за общедомовые нужды всегда ограничиваются нормативом.

Схема расчетов выглядит следующим образом:   УК или ТСЖ  рассчитываются с Барнаульской горэлектросетью по  общедомовому прибору учета, но жильцам могут выставить суммы к оплате  только в рамках норматива. Не уложились в норматив, значит, есть убытки.

Сверхнормативная разница может быть оплачена жильцами, только если такое решение принято общим собранием собственников.

О размере норматива

В 2017 году была шумиха по поводу утвержденных нормативов на коммунальный ресурс на содержание общего имущества. В частности позиция БГЭС была в том, что нормативы посчитаны некорректно. Сейчас нормативы пересчитали?

 История с принятием нормативов достаточно длинная. До 2017 года на государственном уровне  разрабатывали методику расчетов нормативов, потом накладывали мораторий на начисления по нормативам. Сейчас в крае действует норматив , принятый Решением управления по тарифам Алтайского края  от  16 ноября 2018 года.

Читайте также:  Как вступить в наследство?

При утверждении нормативов у БГЭС и других региональных энергокомпаний  запрашивали информацию о площади мест общего пользования в многоквартирных домах, однако достоверными данными  никто, в том числе БГЭС,  на тот момент не обладал.

У многих управляющих компаний техническая документация на дом была утеряна,  и никто не знал, какова на самом деле эта величина. Мы обращались в суды и понуждали жилищные организации предоставить корректные данные, подтвержденные техническим паспортом на многоквартирный дом.

В результате по технической документации оказывалось, что площадь мест общего пользования  в домах значительно отличались от той информации, которую нам  предоставляли УК и ТСЖ. В свое время Барнаульская горэлектросеть говорила об этом, можно сказать, предупреждала. Тем не менее, мы получили то, что сейчас имеем.

Мы не можем говорить, высокий норматив  или низкий, данный норматив  такой, какой он есть, и управляющие компании обязаны по нему работать.

О распределении ролей

— У управляющих компаний нет денег платить сверхнормативную разницу и их позиция логична и понятна.

Выход есть всегда.

Если управляющая компания или ТСЖ обоснуют жильцам, по каким причинам потребление электроэнергии в их доме невозможно уместить в норматив, на общем собрании может быть принять абсолютно легитимное  решение – оплачивать КР на СОИ  по общедомовому прибору учета.

Однако для этого УК и ТСЖ нужно взять бразды правления в свои руки и начать работать с жильцами, чего многие делать не хотят. Законодательно такая возможность предусмотрена, и мы знаем большое количество домов, где данная система расчетов успешно применяется.

Сверхнорматив —  единственная причина, почему управляющие компании не хотят начислять ресурс на содержание общего имущества?

Начисления за ОДН или КР на СОИ  это всегда трудоемкая работа. Мы производим начисление УК по общедомовому прибору учета , а УК в свою очередь должна провести начисление каждому собственнику многоквартирного дома. Возникает ответственность за каждую рассчитанную цифру.

Когда Барнаульская горэлектросеть начисляла жильцам услугу «ОДН»,  эту ответственность несли мы,  а должны были нести управляющие компании, что  было для них  весьма удобно. В  случае неверного начисления,  санкции контролирующих органов предъявлялись БГЭС, но не  УК. Кроме того, все расходы по проведению расчетов  и взысканию  долгов так же были не выгодны управляющим компаниям.

Гораздо проще было это делать с помощью энергетиков, но законодатель распределил роли, обязанности  и ответственность по-другому.

В любом случае деньги должны поступать в Барнаульскую горэлектросеть. Не опасаетесь, что отдав услугу управляющим компаниям, они не будут добросовестно работать с жильцами в плане сбора денег , и дебиторка будет только повышаться?

У Барнаульской горэлектросети нет выбора,  мы обязаны  действовать в соответствии с законодательством.  Определенные юридические коллизии возникали в вопросе заключения договора с управляющими компаниями по поставке ресурса на содержание общего имущества. В частности было не совсем понятно, как действовать, если УК отказывается от такого договора.

Было не понятно,  как в бездоговорном порядке будут проводиться начисления жильцам за общедомовые нужды. Как мы в конечном  итоге  без договора получим деньги за поставленную электроэнергию и получим ли их вообще. БГЭС писала письма  в Минстрой России, но и от них  мы не получили четкого ответа.

Окончательно точку в данном споре поставил Верховный суд Российской Федерации. Своим решение он постановил, что договор может быть и не подписан сторонами, но ресурсоснабжающая компания  обязана поставить в многоквартирный дом  ресурс на СОИ, а управляющая компания обязана за него рассчитаться.

Понимая, что к такому перераспределению обязанностей многие управляющие компании и ТСЖ не готовы, мы пошли им на встречу.

Сегодня БГЭС  предлагает  заключить договор на оказание услуг, согласно его условиям Барнаульская горэлектросеть  производит начисления собственникам многоквартирных домов, осуществляет сбор денежных средств, в случае необходимости взыскивает долги.  Фактически по данному договору мы производим все те действия, которые должна делать УК.

x

x

Правомерность начисления платы за ОДН (КР СОИ) сверхнорматива — КС Цитадель

Вопрос: У нас в многоквартирном доме установлен общий прибор учета электроэнергии, который автоматически передает показания. УК выставляет счета по ОДН (КР СОИ), которые рассчитывают по нормативу. Как заставить УК производить расчет за ОДН по счетчикам, а не по нормативу?

Ответ экспертов КС Цитадель

Прежде всего, необходимо отметить, что с 01 января 2018 года плата за общедомовые нужды «перекочевала» из коммунальных услуг в состав платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в виде платы за коммунальные услуги (ресурсы), потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме (КР СОИ).

Категорично ответить на вопрос нельзя, поскольку из вопроса не ясно, сверх норматива начисляется плата за КР СОИ или нет.

Для проверки правильности начисления платы за КР СОИ необходимо обратиться с претензией в управляющую организацию и/или в орган государственного жилищного надзора с соответствующим заявлением. В случае установления факта нарушения прав потребителя орган госжилнадзора выдаст ответственному лицу обязательное к исполнению предписание. Заявление можно скачать ЗДЕСЬ.

Разберем вопрос “на пальцах”. Многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета потребляемой электроэнергии. В общем МКД в месяц потребил 10000 кВт.  На индивидуальное потребление (поквартирное) пришлось 7000 кВт.

Остается в воздухе 3000 кВт. Именно эти 3000 кВт управляющая/ресурсоснабжающая организация распределяет на все принадлежащие собственникам жилые/нежилые помещения в многоквартирном доме.

И в этом случае необходимо разобраться, есть ли сверхномативное начисление КР СОИ или нет.

Возможна и другая ситуация, когда потребление на КР СОИ ниже нормативного объема, но исполнитель коммунальной услуги продолжает начислять нормативный объем по допустимому максимуму, неосновательно увеличивая свою прибыль.

Разобраться правильно производит исполнитель коммунальной услуги начисление КР СОИ или нет возможно либо самим, истребовав необходимую информацию у исполнителя и произвести расчет, либо обратиться в орган государственного жилищного надзора с заявлением. Образец представлен выше.

Заставить исполнителя начислять ОДН по ОДПУ невозможно, потому как во-первых счетчик ОДН (КР СОИ) не имеется, а во вторых исполнитель и так начисляет плату за электроэнергию по показаниям общедомового счетчика по фактическому потреблению электроэнергии всем многоквартирным домом.

Если все же предположить, что плата начисляется сверхнормативного объема потребления, то в этом случае при отсутствии на то решения общего собрания собственников, плата начисляется неправомерно.

Правовое обоснование

В соответствии с абз. 2 п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.

2011 года № 354 распределяемый в соответствии с формулами 11 – 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения

Т.е. если размер платы за ОДН по ОДПУ (формула 12) превышает нормативный размер без ОДПУ (формула 15), то плата за ОДН за электроэнергию взимается не более нормативного.

В силу абз. 4 пункта 29 Правил содержания общего имущества многоквартирных домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г.

№ 491 при последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В отсутствии соответствующего решения общего собрания собственников, требование оплаты за коммунальные услуги, потребленные в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размере, превышающем норматив потребления коммунальных услуг неправомерно.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *