Допустимость жалобы в КС по вопросу ухудшения социального обеспечения материнства и детства в связи с изменением Федерального закона 255-ФЗ

  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
  • высшего образования
  • «Магнитогорский государственный технический университет

им. Г.И.Носова»

  1. Многопрофильный колледж
  2. Секция: Ценностные ориентации молодежи в современном обществе
  3. Тема: ПРОБЛЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Допустимость жалобы в КС по вопросу ухудшения социального обеспечения материнства и детства в связи с изменением Федерального закона 255-ФЗ

Сташкова Крестина Сергеевна, специальность 38.02.01, группа СЭК-14-2

  • Научный руководитель: Колесникова Наталья Николаевна
  • Место выполнения работы:
  • ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет

им. Г.И. Носова» Многопрофильный колледж

Магнитогорск, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

  1. 3
  2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
  3. 1
  4. Понятие, размер и виды пособий в связи с материнством
  5. 4
  6. 2
  7. Размеры пособий для неработающих женщин
  8. 8
  9. 3
  10. Проблемы социального страхования в связи с материнством для женщин — индивидуальных предпринимателей
  11. 13
  12. 4
  13. Социальные проблемы раннего материнства в современном обществе и методы их решения
  14. 15
  15. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  16. 18
  17. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  18. 20
  19. ПРИЛОЖЕНИЕ А Брошюра по расчету пособий в связи с материнством, созданная
  20. в программе Microsoft Publisher 2010
  21. 21
  22. ВВЕДЕНИЕ
  23. Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
  24. Федеральный Закон «Об основах обязательного социального страхования» №165-ФЗ регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
  25. Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании [1].

В Российской Федерации существует целый ряд мер поддержки материнства и детства. Каждый родитель рассчитывает на государственную финансовую помощь для заботы о ребенке, ведь все детские предметы необходимости стоят очень дорого.

Многих будущих матерей, кроме вопросов беременности, родов и ухода за ребенком, интересует проблема, как будет происходить выплата денег при рождении ребенка.

Для этого мы решили выяснить, на какие выплаты и пособия при рождении ребенка в 2017 году можно рассчитывать, и каковы особенности их получения для разных категорий граждан и поэтому написание данной работы актуально [2].

  • Целью работы является  исследование правового регулирования и выплаты пособий женщинам разных социальных категорий.
  • Предмет исследования – общественные отношения, возникающие в процессе получения пособий женщинами разных социальных категорий.
  • Объект исследования – единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; пособие по беременности и родам; единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет
  • В соответствии с целью, объектом и предметом определены задачи исследования:
  • изучение и определение порядка обязательного социального страхования женщин;
  • порядок назначения, размер и виды пособий в связи с материнством;
  • разница между размерами пособий работающей и ранее не работающей женщины;
  • проблемы защиты прав граждан на получение пособий в связи с материнством.
  1. Работа состоит из введения, теоретической части, заключения и списка использованных источников.
  2. 1 ПОНЯТИЕ, РАЗМЕРЫ И ВИДЫ ПОСОБИЙ В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ
  3. Система государственных пособий в России за последние годы претерпела существенные изменения, по существу, сформировалась заново.
  4. Пособия — это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.
  5. Какие пособия за первого ребенка положены родителям в 2017 году?
  6. Для лучшей ориентации в многообразии выплат можно разделить их на:
  • обязательные;
  • необязательные.

К первым относят все виды помощи, которые мать ребенка получит от государства. Ко вторым – от предприятия, где она трудится.

Следующее различие заключено в типе выплат. Они могут быть:

  • разовыми (единовременными);
  • ежемесячными (выплачивают до достижения ребенком возраста полутора или же 3х лет)

Еще одно отличие пособий в том, что они могут быть:

  • федеральными (положены всем российским роженицам и идут из общегосударственного бюджета);
  • региональными (выдают субъекты РФ).

Регионы выплачивают пособия при рождении ребенка из своего бюджета. Они сами оговаривают условия для получения таких пособий. Например, при условии нуждаемости семей в таких деньгах.

Самый весомый вид государственной материальной помощи на сегодня – это материнский капитал. Сертификаты на него выдают по всей стране при рождении 2-го и последующих детей. Основная цель данной меры – стимулирование рождаемости в российских семьях[3].

Самую первую финансовую помощь мать может получить уже на этапе регистрации в женской консультации.

Право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до 12 недель):

  • женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию в связи с материнством (работающие по трудовому договору);
  • безработные женщины;
  • женщины, обучающиеся по очной форме обучения;
  • женщины, проходящие военную службу по контракту.

Единовременное пособие назначается и выплачивается по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам на основании представленной справки из женской консультации либо другой медицинской организации, поставившей женщину на учет в ранние сроки беременности.

Указанное пособие назначается и выплачивается одновременно с пособием по беременности и родам, если справка о постановке на учет в ранние сроки беременности представляется вместе с документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия по беременности и родам.

Если данная справка представлена позже, то пособие назначается и выплачивается не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) справки о постановке на учет в ранние сроки беременности.

Безработным женщинам указанное пособие назначается не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами, а выплата пособия осуществляется органами социальной защиты населения через организации федеральной почтовой связи либо кредитные организации, указанные получателями пособия, не позднее 26 числа месяца, следующего за месяцем приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами.

С 1 февраля 2017 года единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до 12 недель), выплачивается в размере 613 рублей 14 копеек. В таблице 1 представлен размер и индексация единовременного пособия.

Таблица 1 – Размер и индексация единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

Кс обобщил правовые позиции о защите материнства, отцовства и детства

Конституционный Суд РФ опубликовал информационно-тематическое собрание своих правовых позиций о защите материнства, отцовства и детства по состоянию на июль 2020 г.

В Постановлении № 25-П/2011 КС отметил, что лишение одиноких матерей – госслужащих, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет, государственной защиты, которая в случае увольнения по инициативе представителя нанимателя гарантируется законодательством женщинам, проходящим военную или правоохранительную службу, равно как и тем женщинам, которые осуществляют деятельность по трудовому договору, недопустимо, поскольку в нарушение конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности не имеет разумного и объективного оправдания и не основано на особенностях государственной гражданской службы.

Согласно Постановлению № 28-П/2011 на обоих родителей может распространяться и господдержка, в которой нуждается семья, имеющая ребенка, не достигшего трехлетнего возраста и потому требующего особого ухода, тем более если в такой семье воспитываются несколько малолетних детей.

Соответственно, при определении мер господдержки, направленных на обеспечение материального благополучия семьи, многодетным семьям, воспитывающим малолетних детей, должна предоставляться повышенная защита, поскольку в таких случаях мать зачастую не может осуществлять трудовую деятельность в силу необходимости ухаживать за детьми и воспитывать их, поэтому единственным кормильцем является отец.

КС отметил, что предоставление гарантии, закрепленной в ч. 4 ст.

261 ТК РФ, не может ставиться в зависимость исключительно от того, кто из родителей работает, а кто ухаживает за детьми, поскольку дифференциация, основанная лишь на указанном критерии и не учитывающая всех обстоятельств, значимых для выполнения родителями обязанности по содержанию и воспитанию детей надлежащим образом, снижает эффективность системы господдержки института семьи и в условиях недостаточности мер социальной защиты работников с семейными обязанностями может приводить – в нарушение конституционных принципов равенства и справедливости – к не имеющим объективного и разумного оправдания различиям в положении семей, воспитывающих малолетних детей.

Читайте также:  Иск о возмещении ущерба в результате залива

В Постановлении № 31-П/2012 КС указал, что п. 4 ч. 1 ст. 33 и подп. «а» п. 3 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе во взаимосвязи с ч. 3 ст.

37 этого закона, по существу, составляют единое нормативное положение, которое, допуская увольнение с государственной гражданской службы (расторжение служебного контракта) по инициативе представителя нанимателя проходящих госслужбу беременных женщин, не находящихся в отпуске по беременности и родам, в случаях, не связанных с ликвидацией соответствующего госоргана, в том числе при совершении дисциплинарного проступка, вводит различия в объеме гарантий для таких женщин, предоставляемых в системе действующего правового регулирования, на основании только одного признака – сферы профессиональной деятельности, а следовательно, не соответствует Конституции РФ.

КС заметил, что это не означает, что при совершении дисциплинарного проступка беременные женщины – госслужащие, – исходя из правового статуса государственных гражданских служащих и учитывая требования, предъявляемые к ним в связи с осуществлением задач по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Федерации, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, – полностью освобождаются от дисциплинарной ответственности. В подобных случаях к государственному гражданскому служащему может быть применено дисциплинарное взыскание – при условии установления факта совершения дисциплинарного проступка, – с учетом его тяжести, степени вины госслужащего, обстоятельств, при которых совершено деяние, и предшествующих результатов исполнения госслужащим своих должностных обязанностей (ч. 3 ст. 58 Закона о государственной гражданской службе).

КС: Субъект РФ не может произвольно отказаться от взятых на себя публично-правовых обязательствКонституционный Суд указал, что на случай невозможности субъекта РФ выплатить обещанный материнский капитал в региональном законодательстве должен быть предусмотрен соответствующий компенсаторный механизм

В Постановлении № 13-П/2018 КС указал, что наделение законодателя субъекта РФ полномочием устанавливать и отменять дополнительные меры соцподдержки отдельных категорий граждан не означает, что он обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказываться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств.

Напротив, он должен, предпринимая все усилия к их сохранению, находить баланс конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов, а если, с учетом состояния бюджета субъекта Федерации, это объективно невозможно, – по крайней мере, максимально смягчить негативные последствия для лиц, имевших основанные на законодательном регулировании ожидания и рассчитывавших на получение соответствующих мер соцподдержки. Иное, подчеркнул Суд, не только противоречило бы природе социального государства, но и расходилось бы со следующим из Конституции и обращенным к органам публичной власти требованием обеспечения признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов.

Между тем, заметил КС, законодатель Ставропольского края, отменяя меру соцподдержки многодетных семей в виде материнского (семейного) капитала, не предусмотрел компенсаторный механизм, направленный на смягчение неблагоприятных последствий такой отмены для семей, которые в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей приобрели право на получение данной выплаты на основании ранее действовавшего правового регулирования. Тем самым были нарушены принципы социального государства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, а также требования справедливости и соразмерности, которые должны соблюдаться при осуществлении правового регулирования в этой сфере, что несовместимо с положениями Конституции.

Адвокат АП Воронежской области Екатерина Задорожняя в комментарии «АГ» посчитала, что КС справедливо указал, что соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение как федеральных, так и региональных законов. Не допускается произвольный отказ со стороны государства или его органов от взятых на себя ранее обязательств.

Она отметила, что на практике человека могут лишить права на льготы, какой-либо вид социальной помощи или гарантии из-за принятия нового закона или отмены старого. «Например, в моей практике был случай, когда одинокая мать больше года была вынуждена судиться с региональными властями за квартиру для ребенка-инвалида с психическим заболеванием.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378 “Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире”, форма заболевания ребенка исключала совместное проживание с ним других членов семьи. Ребенок имел право на отдельную квартиру от государства.

Однако в соответствии с Приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г. № 987н то же самое заболевание уже не было включено в Перечень заболеваний, дающих право на отдельную жилплощадь.

Проблема заключалась в том, что со справкой о наличии заболевания, дающего право на жилплощадь, женщина обратилась в один орган в период действия Постановления Правительства РФ № 378, а с заявлением о предоставлении квартиры – в другой и уже после отмены данного нормативного акта.

Сформированный КС в Постановлении № 13-П/2018 подход помог нам отстоять право доверительницы на жилплощадь для ребенка, а ей – получить квартиру», – рассказала адвокат. Екатерина Задорожняя добавила, что ранее суды просто отказывали в требованиях, ссылаясь на утрату юридической силы норм, предоставляющих гражданам те или иные льготы, гарантии и права. Она выразила надежду, что теперь работы в этом направлении станет меньше.

Адвокат АП Вологодской области Екатерина Юрчак заметила, что во исполнение данного постановления в Закон Ставропольского края были внесены изменения, предусматривающие для ранее имевших право на получение регионального семейного капитала семей незначительные в сравнении с суммой материнского капитала меры соцподдержки, экономически несопоставимые с теми мерами, на необходимость реализации которых указывал КС.

«За время действия нормы о выплате материнского капитала ни одна семья региона не успела его получить – приостановление действия указанной нормы совпало с датой, когда первые семьи могли бы обратиться за выплатой.

Последовавшее формальное исполнение региональным законодателем требований Конституционного Суда приводит к мысли о том, что данный Закон принимался не с обозначенной в нем целью повышения социального благосостояния многодетных семей и стимулирования демографического роста, а исключительно с популистскими политическими целями, ради создания видимости благополучного социально-экономического климата в регионе», – посчитала Екатерина Юрчак.

Кроме того, добавила адвокат, КС не уточнил механизм установления и размеры таких компенсаций, справедливо сочтя для себя невозможным предопределить дискрецию регионального законодателя. Однако, по мнению адвоката, представляется, что такие компенсации не должны были быть меньше выплат, на которые многодетные семьи рассчитывали в период действия закона.

В заключение Екатерина Юрчак отметила, что постановление КС не решило проблему произвольного отказа государства от взятых на себя социальных обязательств.

Когда военнослужащий вправе досрочно уволиться в связи с уходом за ребенком, которого он воспитывает сам?Конституционный Суд пояснил, что при рассмотрении таких дел необходимо учитывать весь комплекс конкретных обстоятельств, так как иное противоречило бы ряду конституционных ценностей и нарушало бы баланс публичных и частных интересов

Согласно Постановлению № 26-П/2020, по смыслу положений законодательства об отдельных видах госслужбы, а также разъяснений Верховного Суда РФ к лицам, воспитывающим ребенка без матери (отца), можно отнести тех, кто самостоятельно воспитывает ребенка, если другой родитель умер, безвестно отсутствует, признан недееспособным (ограниченно дееспособным), лишен родительских прав или ограничен в них, долгое время проходит лечение в медицинской организации, отбывает наказание в виде лишения свободы, уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов либо отказался взять своего ребенка из оказывающей социальные Услуги, медицинской, образовательной или аналогичной организации. При этом как действующие в сфере госслужбы законы, так и Постановление Пленума ВС от 28 января 2014 г. № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» не содержат исчерпывающего перечня обстоятельств, свидетельствующих о воспитании ребенка без участия матери (отца), допуская тем самым учет разнообразных факторов (объективных причин), препятствующих родителю участвовать в воспитании ребенка и уходе за ним.

КС отметил, что, учитывая такие факторы, необходимо исходить из целей соответствующего правового регулирования, включающих выполнение конституционных требований по обеспечению жизненно важных интересов ребенка, созданию условий, способствующих его всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию. Это означает, что, разрешая вопрос об увольнении военнослужащего по основанию, предусмотренному абз. 5 подп. «в» п. 3 ст. 51 Закона о воинской обязанности и военной службе, как воинские должностные лица, так и суды, рассматривающие дела данной категории, должны принимать во внимание весь комплекс обстоятельств, имеющих значение для реализации указанных целей, включая оценку состояния здоровья ребенка и зависящую от такой оценки возможность посещения им дошкольной образовательной организации, а также наличие или отсутствие причин, препятствующих второму родителю участвовать в воспитании ребенка и уходе за ним.

Екатерина Задорожняя отметила, что и российское, и европейское законодательство строится на принципе равенства и равноправия мужчин и женщин, отцов и матерей, безработных и выполняющих свои профессиональные обязанности, поэтому нет ничего удивительного в том, что КС указал на необходимость равной защиты прав и интересов как матерей, так и отцов, воспитывающих детей как совместно, так и одиноко, приравняв в правах к одиноким матерям иных лиц, воспитывающих ребенка одиноко в силу обстоятельств.

«Модель семьи в современном обществе претерпела изменения. Сегодня это не обязательно папа, мама и ребенок.

Читайте также:  О правах моего сына: я вывезла 6-летнего сына в 1991 году в Великобританию на постоянное место жительства

С воспитанием детей успешно справляется и один из родителей, который может стать одиноким как осознанно (рождение ребенка без отца), так и в силу обстоятельств (смерть супруга, лишение его родительских прав, уклонение от воспитания ребенка и т.п.), а порой родителей и вовсе заменяет бабушка или иные родственники.

Почему воспитывающий ребенка человек должен иметь меньшие гарантии и возможности защиты только потому, что не работает по трудовому договору, а служит по контракту, или только потому, что он одинокий папа, а не мама несовершеннолетнего ребенка?» – задалась вопросами адвокат.

Екатерина Задорожняя добавила, что равные обязанности и права родителей, провозглашенные Семейным кодексом РФ, должны быть обеспечены равными гарантиями и мерами поддержки.

И мать, и отец, имеющие несовершеннолетних детей и воспитывающие их одиноко, находятся в сложном положении: им одновременно необходимо как выполнять профессиональные обязанности, чтобы содержать семью, так и принимать активное участие в воспитании ребенка, не имея при этом поддержки в лице второго родителя. «Кому, как не государству, взять на себя функцию по защите одиноких родителей, распространив гарантии, которые предоставляются одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет, включая гарантии, направленные на предотвращение потери ими работы (увольнения с госслужбы) и утраты заработка (денежного содержания), – в частности запрет увольнения по инициативе работодателя (представителя нанимателя) в связи с сокращением численности или штата, – и на одиноких отцов, а гарантии, предоставленные матерям, работающим по трудовым договорам, предоставить также и тем мамам, которые проходят военную службу, службу в правоохранительных органах или занимают должности государственной гражданской службы?» – подчеркнула она.

По мнению адвоката, закономерно, что как одинокие родители, так и родители, воспитывающие ребенка совместно, – независимо от того, проходят ли они государственную гражданскую, военную службу, службу в правоохранительных органах либо работают по найму, – будут иметь равную защиту и равные гарантии. Тем самым родителям, независимо от места выполнения ими своих профессиональных обязанностей, гарантировано равенство в сфере труда. Обратное, полагает Екатерина Задорожняя, означало бы нарушение конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности.

Практика рассмотрения споров о возмещении из средств Фонда социального страхования Российской Федерации расходов страхователей, связанных с выплатой работникам страхового обеспечения в связи с материнством

Арбитражные споры № 3 (55) 2011

Рубрика: Судебная практика. Анализ

21.06.2011

Право на социальное обеспечение признается одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе, и соответствующие обязанности возлагаются на Российское государство в силу норм международного права.

Так, Всеобщая декларация прав человека 1948 года в статье 22 провозгласила право каждого члена общества на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях.

Статья 25 Декларации закрепляет, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Государства, участвующие в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, признали право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, а также право каждого на достаточный уровень жизни для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. В статье 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах определено, что семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. Особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов. В течение этого периода работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 года и вступил в силу для СССР 3 января 1976 года. Российская Федерация как правопреемница СССР несет все юридические обязательства по данному пакту.

Социально ориентированная экономика, социальная политика становятся приоритетами развития страны в ближайшей перспективе. Гарантии социальной защиты граждан находятся в сфере этих приоритетов, что отражается в положениях Конституции Российской Федерации и нормах действующего законодательства.

Особенностью действующей Конституции Российской Федерации является ее насыщенность общепризнанными в международном праве принципами, среди которых доминирующее место занимают основополагающие идеи в сфере прав и свобод человека и гражданина.

Одним из направлений социальной политики современной России является приоритетная задача защиты семьи, материнства и детства, что предусмотрено статьей 38 Конституции Российской Федерации.

В статье 7 Конституции Российской Федерации Россия провозглашена социальным государством, проводящим политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Здесь же закреплено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конкретизация этого положения содержится в статье 39 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В целях предоставления гражданам гарантий социальной защиты в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права, закрепленными в Конституции Российской Федерации, установлены основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Согласно статье 1 Федерального закона от 16.07.

99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее — Закон № 165-ФЗ) обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности»

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Федеральный закон №255 обеспечивает нетрудоспособных граждан пособиями, определяет условия для получения и рассчитывает размер денежных средств. К нетрудоспособным лицам относятся женщины в положении, которые получают денежную компенсацию по беременности и родам. Дополнительно они подлежат обязательному социальному страхованию по ФЗ-255.

Описание закона

255-ФЗ об обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности не распространяется на категорию лиц с временной нетрудоспособностью, полученной на производстве. Данные лица должны обратить внимание на положения ФЗ об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации.

Закон был принят 29 декабря 2006 года. Последние изменения ФЗ-255 проводились 1 мая 2017 года.

В Федеральном законе №255 представлены права граждан обязательного страхования. Это относится к лицам, получившим производственную травму или ушедшим в декретный отпуск. При временной нетрудоспособности 255-ФЗ определяется порядок, размер и условия денежной компенсации. Зависит от вида пособия:

  • По материнству;
  • По декретному отпуску. Компенсация оплачивается в конце каждого месяца;
  • По производственной травме или заболевания.
Читайте также:  Дача с наследником: хотим купить дачу, а тут выяснились нюансы. Был перый хозяин, он умер

Порядок выплаты пособий

В статье ФЗ-255 описывается порядок назначения, размер и выплаты пособий по временной нетрудоспособности беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Размер страховой денежной компенсации по ФЗ-255 назначает страхователь, который закрепляется за вами по месту работы. Наступил страховой случай, а сотрудник зарегистрирован в нескольких местах работы? Застрахованному лицу по закону выплачиваются пособия по всем зарегистрированным местам за предшествующие два календарных года.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается страхователем только по одному месту работы.

Выплата и размер по ФЗ-255 назначается на основании листка нетрудоспособности. Он выдается медицинским учреждением в виде документа в письменном виде. Затем по закону передается работодателю для оплаты. Возможно передать в электронном виде через сайт страхователя.

Больничный лист

  • Порядок предоставления больничного листа по закону рассмотрен в статье 13 255-ФЗ.
  • При заполнении больничного листа учитываются следующие моменты:
  • Врач заполняет разделы и заверяет печатью медицинского учреждения.

Врач может не заполнять строку — место работы и название компании. Медицинский работник может самостоятельно вписать наименование компании перьевой, черной гелевой или капиллярной ручкой. Листок нетрудоспособности не может быть заполнен шариковой ручкой.

Не допускается также чернило другого цвета.

Во время заполнения больничного листа по закону согласно ФЗ-255 врач не имеет право допускать ошибок. Если было найдено несоответствие, оформляется дубликат листка нетрудоспособности.

Работодатель должен проверить правильность оформления бланка согласно ФЗ-255. Если он принял листок с ошибками, то орган ФСС РФ не возместит ему расходы.

Обратите внимание: Наличие в листке нетрудоспособности технических недочетов заполнения по закону не является основанием для создания дубликата:

  • Попадание печати на содержание текста;
  • Проставление пробелов между Ф.И.О. врачей и т.д.

Изменения, внесенные в 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности»

Теперь ФЗ-255 об обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности регулирует правовые нормы о налогах и сборах. Закон пересекается с Налоговым кодексом Российской Федерации. В ФЗ-255 контролируется правильный расчет, своевременная и полная уплата страховых отчислений за отчетные периоды. Дополнительно были изменены следующие главы закона:

  • Был утвержден размер индексации и выплат;
  • Предельная величина базы;
  • Минимальный размер оплаты труда.
  1. Некоторые из следующих статей закона подверглись изменениям 1 мая 2017 года:
  2. Статья 3
  3. В статье 3 255-ФЗ говорится, что обеспечение страховыми выплатами застрахованным лицам осуществляется за счет государственного бюджета или за счет средств страхователя.
  4. Размер пособия выплачиваются согласно закону:
  • Застрахованным гражданам в первые трое суток с момента наступления временной нетрудоспособности. Выплата по ФЗ-255 формируется за счет страхователя, начиная с 4 дня нахождения на больничном денежные средства;
  • Застрахованным гражданам, которые добровольно используют страховой полис.

Компенсация по временной нетрудоспособности в соответствии с пунктами 2-5 ч. 1 ст. 5 255-ФЗ выплачивается с первого дня наступления временной нетрудоспособности. В последней редакции изменения не вносились.

Статья 5

Пособия по временной нетрудоспособности в ФЗ-255 выплачиваются в случаях:

  • Травмы или тяжелого заболевания согласно закону;
  • Потребности ухода за больным человеком в семье;
  • Карантина гражданина и ребенка, возраст которого до 7 лет. Только если он посещает дошкольное учреждение по закону;
  • Нахождения в медицинских учреждениях для осуществления протезирования.

Пособие по временной нетрудоспособности по ФЗ-255 выплачивается застрахованному гражданину в соответствии со статьей части 1. Только если он зарегистрирован по официальному месту работы или был травмирован по истечении 30 дней после увольнения.

  • Статья 7
  • ФЗ-255 содержит размер пособия по временной нетрудоспособности в случае серьезного заболевания или травмы.
  • Критерии расчета по закону следующие:
  • Стаж застрахованного лица 8 и более лет — выплачивается полный размер средней заработной платы (100% выплаты);
  • Стаж от 5 до 8 лет — 80% от средней заработной платы;
  • Стаж до пяти лет — рассчитывается 60 процентов от средней зарплаты.

Ознакомьтесь  Закон об альтернативной гражданской службе

Расчет пособия согласно закону по уходу за больным следующий:

Первые 10 дней размер пособия исчисляется в зависимости от стажа согласно ФЗ-255. Например, восьмилетний стаж предусматривает 100 процентную выплату от среднего заработка. Но здоровье больного может не восстановиться в течение 10 дней. Размер суммы денежной компенсации в таком случае составит 50 процентов от средней заработной платы;

При лечении ребенка в стационаре размер пособия зависит от продолжительности страхового стажа.

Страховая компенсация в размере минимальной заработной платы рассчитывается при официальном страховом стаже менее 6 месяцев согласно ФЗ-255. В некоторых регионах предусматриваются коэффициенты при расчете по закону. Например, сумма денежной компенсации равняется размеру средней заработной платы + коэффициент.

  1. В последней редакции изменения в статье не проводились.
  2. Статья 8
  3. Список оснований для снижения размера денежной компенсации в ФЗ-255:
  • Прописанный режим врачом не был соблюден больным;
  • Неявка застрахованного лица на плановый медицинский осмотр. Дополнительно отсутствовало при проведении медико-социального исследования, что недопустимо в законе;
  • Застрахованное лицо было под действием наркотиков, алкоголя или других токсинов.

Выявление одного или нескольких оснований в ФЗ-255 способствует уменьшению денежного пособия до размера минимальной заработной платы. Последняя редакция закона не содержит изменения в статье.

Статья 9

Существуют периоды, за которые сумма денежной компенсации по нетрудоспособности не выплачивается. В выплате согласно ФЗ-255 может быть отказано, если:

  • Сотрудник по приказу работодателя был освобожден от трудовой деятельности полностью или частично. Работодатель продолжает начислять среднюю заработную плату;
  • Работника отстранили от службы по веской причине на определенное время. В этом случае денежные средства за трудовую деятельность и пособие по нетрудоспособности не выплачиваются;
  • Сотрудник пытался покончить жизнь самоубийством или причинил другой вред своему здоровью согласно ФЗ-255. Должны быть представлены доказательства в судебном порядке.
  • Застрахованным лицом было совершено умышленное причинение вреда здоровью на производстве, что является уголовным преступлением.
  • В последней редакций закона изменения в статье не проводились.
  • Статья 11

В ФЗ-255 рассчитывается размер страховой денежной компенсации женщин, которые уходят в отпуск по беременности и родам. Если она трудоустроена и застрахована, размер пособия — 100 процентов от средней зарплаты.

Если женщины отработали менее 6 месяцев на последнем рабочем месте, пособие по беременности и родам также выплачивается. Однако размер равен установленной в регионе минимальной зарплате. В некоторых регионах к минимальной зарплате прибавляются дополнительные коэффициенты (по ФЗ-255). Они также учитываются при расчете.

  1. Статья 12
  2. В статье 12 описывается период обращения за пособиями по временной нетрудоспособности и выплатами по беременности и родам.
  3. Часть 1 статьи 12 255-ФЗ гласит о том, что сумма денежной компенсации по временной нетрудоспособности назначается в течение полугода после выздоровления.

Часть 2 ФЗ-255 гласит, что пособие по беременности и родам можно получить, если обращение за ним было сделано в течение полугода после окончания отпуска по беременности и родам. Это обращение принимается территориальным органом (если причина пропуска срока уважительная). Список уважительных ситуаций определяется Федеральным законом. В последней редакции закона изменения не производились.

Статья 13

В 2017 году изменения коснулись ч. 5 статьи 13 ФЗ-255. Больничный лист выдается медицинским учреждением в письменном виде или публикуется в системе страхователя в электронном варианте. Во втором случае используется электронная подпись врача или медицинского учреждения.

Чтобы трудоустроенный официально Гражданин получил выплату по пособию, предоставляется квитанция о размере заработной платы. Этот документ — основа для расчета размера пособия по ФЗ-255. Оформление листка нетрудоспособности осуществляется в соответствии с Федеральным законом исполнительной власти. Порядок оформления и предоставления больничного листа утверждается Правительством РФ.

Статья 14

Денежное пособие по нетрудоспособности рассчитывается из средней заработной платы за последние два года согласно ФЗ-255. Трудоустройство у нескольких работодателей позволяет получить несколько выплат одновременно. Получение денежной компенсации происходит по приходу на работу. В последней редакции закона изменения не проводились.

Внимание: Отпуск по беременности и родам и по уходу за ребенком не останавливает учет страхового стажа. Пособие оплачивается за последние 24 месяца с декретным отпуском включительно. В последней редакции изменения не вносились.

Скачать

ФЗ-255 об обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности был издан 29 декабря 2006 года. Содержит 5 глав и 19 статей о правилах начисления пособий по страховым случаям. В последней редакции ФЗ-255 вы найдете все изменения, дополнения и поправки в статьях. Скачать закон можете по следующей ссылке.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *