Федеральный закон №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма»

  • Требования к местам для курения
  •    В настоящее время, особенно в свете принятия законов об ограничении курения в общественных местах (Федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака»), имеют место обязательные требования к размещению и оборудованию мест для курения.
  • Федеральный закон №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма»На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества,
  • допускается курение табака:

1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака определены Приказом от 31 июля 2013 года № 321 Министерства регионального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении Требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака».

1.Общие требования.

Места для курения не допускается размещать на территориях, в помещениях и на объектах, где курение табака запрещено.

Места для курения должны соответствовать гигиеническим нормативам содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий, установленным в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации.

2.Требования к местам для курения в помещениях.

  1. Изолированные помещения для курения табака оборудуются:
  2. Федеральный закон №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма»
  3. а) дверью или аналогичным устройством, препятствующим проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения, с внешней стороны которой размещен

знак «Место для курения»;

  • б) пепельницами;
  • в) искусственным освещением;
  • г) огнетушителем;
  • д) приточно-вытяжной системой вентиляции с механическим побуждением, обеспечивающей ассимиляцию загрязнений, выделяемых в процессе потребления табачных изделий, а также препятствующей проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения;
  • е) информационными материалами о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма.

3.Требования к местам для курения на открытом воздухе.

  1. Специальные места на открытом воздухе для курения табака оснащаются:
  2. Федеральный закон №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма»а) знаком «Место для курения»;
  3. б) пепельницами;
  4. в) искусственным освещением (в темное время суток);
  5. г) информационными материалами о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма.
  6. Где запрещено курение:
  7. Согласно требований ст.12 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака», запрещается курение табака:
  8. 1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

13) на автозаправочных станциях.

Федеральный закон №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма»Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно должен размещаться знак о запрете курения

Требования к знаку о запрете курения и к порядку его размещения 

Данные требования устанавливаются Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 12 мая 2014 г. N 214н г. Москва «Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения».

1.

Знак о запрете курения выполняется в виде изображения определенной геометрической формы с использованием различных цветов, графических символов (цветографическое изображение) и представляет собой круг с каймой красного цвета (за исключением дополнительного знака о запрете курения, размещаемого в соответствии с пунктом 6 настоящих требований, изображение которого может отличаться и быть в ином цвете), ширина которой должна быть не менее 13,7 мм (приложение к настоящим требованиям). Диаметр круга должен составлять не менее 200 мм, включая кайму. В центре круга горизонтально размещается графическое изображение сигареты, представляющее из себя три прямоугольника черного цвета. Размер первого прямоугольника должен быть не менее 120 х 25 мм, второго и третьего — не менее 6,2 х 25 мм. Прямоугольники размещаются слева направо. Расстояние между первым и вторым прямоугольником должно составлять не менее 5 мм, между вторым и третьим — не менее 6,2 мм. Сверху второго и третьего прямоугольников размещаются волнистые линии шириной не менее 5 мм, изображающие дым. Сигарету пересекает красная поперечная полоса шириной не менее 17,5 мм. Красная поперечная полоса выполняется под углом 45 градусов к горизонтали с наклоном слева сверху от каймы направо вниз к кайме и не должна прерываться графическим символом знака (сигаретой).

2. Знак о запрете курения, размещаемый в транспортных средствах, а также знак о запрете курения, размещаемый в соответствии с пунктом 6 настоящих требований, может быть меньше размеров, установленных пунктом 1 настоящих требований.

3. Цветографическое изображение знака о запрете курения наносится с использованием различных технологий на поверхность материала-носителя, в том числе металла, пластика, силикатного или органического стекла, самоклеющейся полимерной пленки, самоклеющейся и печатной бумаги, картона.

4. Допускается сопровождать знак о запрете курения надписями «Не курить», «Курить запрещено» и (или) информацией о размере штрафов за курение.

5. Знак о запрете курения размещается у каждого входа на территории, в здания и объекты, где курение табака запрещено (у транспортных средств -на двери с внешней стороны), а также в местах общего пользования, в том числе туалетах.

  • В помещениях, предназначенных для предоставления гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, знак о запрете курения дополнительно размещается возле места регистрации (службы приема).
  • 6. Дополнительный знак о запрете курения размещается по решению собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, на территориях и в помещениях, используемых для осуществления деятельности, в том числе:
  • а) на двери номера или в номере (для помещений, предназначенных для предоставления гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания);
  • б) возле барной стойки, в залах, включая банкетные залы, кабины и кабинеты (для помещений, предназначенных для предоставления услуг торговли, общественного питания, помещений рынков);
  • в) в тамбуре (для поездов);
  • г) в салоне (для воздушных судов).

Приложение к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 12 мая 2014 г. N 214н г. Москва «Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения»:

Федеральный закон №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма»

Штрафы за курение 

В случае нарушения требований закона, возможно применение административного наказания в виде штрафа:

  1. За курение в местах, запрещенных в соответствии с положениями антитабачного закона, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 500 до 1500 рублей.
  2. За курение не просто в общественном месте, а на детской площадке, размер штрафа составит от 2000 до 3000 рублей.
  3. В случае вовлечения несовершеннолетнего в процесс курения, штраф составит от 1000 до 2000 рублей. Привлечь к ответственности по этому пункту можно лиц, которые приобретают табак для несовершеннолетних, угощают их сигаретами или пропагандируют среди них курение.
  4. За действия, описанные выше, совершаемые родителями несовершеннолетнего, штраф составит от 2000 до 3000 рублей.

Иные штрафы, предусмотренные антитабачным законодательством

Законом предусмотрена ответственность не только для самих курильщиков, но и для лиц, которые обязаны принимать меры для того, чтобы ограничить потребление табака или создать специальные условия для курящих лиц:

  1. В случае неисполнения юридическим лицом или должностными лицами обязанностей по размещению знаков, запрещающих курение, или нарушения ими порядка размещения таких знаков в отношении них могут быть применены санкции в виде штрафа на должностных лиц от 10 000 до 20 000 рублей, на юридических — от 30 000 до 60 000 рублей.
  2. Если юридическое лицо не исполнило свою обязанность по оснащению места для курения (как на открытом воздухе, так и в изолированных помещениях), то это может стать основанием для наложения штрафа на должностных лиц предприятия — от 20 000 30 000 рублей, на юридическое лицо — от 50 000 до 80 000 рублей.
  3. В случае если ИП или юридическое лицо не исполняет свою обязанность по осуществлению контроля над курением табака, тем самым не осуществляя защиту здоровья граждан от вредного воздействия табачного дыма на своих территориях, в отношении них также могут быть применены административные санкции в виде штрафов. Для ИП штраф от 30 000 до 40 000 рублей, а для юридических лиц — от 60 000 до 90 000 рублей.
Читайте также:  Заявление о наследовании накопительной части пенсии

О запрете курения в общественных местах

Федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака»

Закон N 15-ФЗ прямо или косвенно затрагивает интересы огромной части населения нашей страны. Эксперты считают, что в России курят более 40% взрослого населения — 43,9 млн. человек.

Около 80% населения РФ ежедневно подвергаются пассивному курению. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения наша страна занимает 1-е место в мире по числу курящих граждан. В России насчитывается 44 млн. курильщиков.

Это почти треть всего населения страны и большая часть взрослого населения.

По подсчетам экспертов, потери потенциальных лет жизни в трудоспособном возрасте, связанные с преждевременной смертностью, обусловленной курением (у мужчин около 40% всех смертей, у женщин — почти 20%), составляют у мужчин 9 лет, у женщин — 5,6 года. С учетом таких потерь упущенная выгода в производстве ВВП составляет 1,2 трлн. руб. или 6,3% ВВП.

Данная ситуация оценивается как угрожающая здоровью населения РФ и требующая принятия неотложных мер.

Согласно статье 1 настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Нормы Конституции РФ закрепляют, что каждый имеет право на охрану здоровья (ч. 1 ст. 41), а также на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42). в п. 5 ст. 4 Закона гарантирован приоритет охраны здоровья граждан перед интересами табачных организаций.

Граждане, как устанавливает Закон N 15-ФЗ, имеют право на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма. Важным элементом защиты этого права является законодательное установление запрета на курение на отдельных территориях и в помещениях.

  • С 1 июня текущего года нельзя курить в учреждениях образования, культуры, здравоохранения, спорта, в помещениях органов государственной власти и органов местного самоуправления.
  • Также запрещается курение на рабочих местах, воздушных судах, всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, железнодорожных вокзалах, автовокзалах, в аэропортах, морских и речных портах, на станциях метрополитена (а также на открытом воздухе на расстоянии менее 25 м от входов в данные объекты), в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, на детских площадках, пляжах.
  • Еще через год нельзя будет курить в общежитиях и гостиницах, в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, на пассажирских платформах пригородного сообщения, а также в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, на нестационарных торговых объектах.
  • При оказании услуг по перевозкам пассажиров на основании решения собственника имущества допускается курение табака в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании.

Согласно Федеральному закону от 23.02.

2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее — антитабачный Закон) с 1 июня в России запрещено курить во многих местах: в офисах, образовательных учреждениях, фитнес-центрах и санаториях, на открытых и закрытых стадионах, в организациях, оказывающих лечебные и лечебно-профилактические услуги населению, во всех помещениях, занимаемых органами государственного либо муниципального управления, на всех видах транспорта и внутри вокзалов, портов и аэропортов. Эти ограничения коснулись и территорий пляжей, детских площадок и внутридомовых территорий общего пользования в многоквартирных домах.

Статья 23   Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака» предусматривает ответственность за нарушение настоящего Федерального закона.

За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административную ответственность устанавливает КоАп РФ. Так, статья 11.17 КоАп РФ предусматривает ответственность за нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте. Согласно ч. 3 статьи 11.

17 КоАп РФ курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения, либо на судне морского или внутреннего водного транспорта, либо на воздушном судне при продолжительности полета менее трех часов — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

ГК РФ также предусматривает гражданско-правовую ответственность в виде возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.

Однако, помимо этого, планируется привлекать к административной ответственности за неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением запрета курения табака юр.лиц и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в местах, в которых курение запрещено.

За совершение данного правонарушения для юр.лиц и индивидуальных предпринимателей предлагается установить наказание в виде штрафа. Для индивидуальных предпринимателей размер штрафа составит от 20 до 30 тыс. руб., а для юр.лиц — от 50 до 80 тыс. руб.

За повторное нарушение в течение года предусмотрены альтернативные наказания: либо штраф в размере от 30 до 50 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей и от 80 до 100 тыс. руб. для юр.

лиц, либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (как для индивидуальных предпринимателей, так и для юр.лиц).

Запрет на курение в квартире/на лоджии

Запрета именно — я думаю вы не добьетесь.

Есть пример в практике когда люди добились небольшой компенсации морального вреда- но не более- и то- только через верховный суд.

И отдельная проблема- доказать факт именно проникновения дыма от них- в вашу квартиру. Тут они это просто не отрицали.

Трофимцев В.С., действующий в защиту интересов несовершеннолетнего Трофимцева С.В., обратился в суд с иском к Фрицлеру В.П. о запрете курения на лоджии и компенсации морального вреда в размере 250 000 руб.

, указав на то, что ответчик более пяти лет курит на лоджии, при этом дым от курения потоками воздуха затягивает в квартиру истца, чем подвергает риску здоровье и причиняет моральные страдания. Решением Ленинского районного суда г. Новосибирска от 3 декабря 2015 г. в удовлетворении исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 марта 2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2016 г.

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 марта 2016 г. отменено и дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 2 февраля 2017 г.

решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований о запрете курения на лоджии и в указанной части принят отказ истца от иска, производство по делу прекращено. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В кассационной жалобе Трофимцев В.С., действующий в защиту интересов несовершеннолетнего Трофимцева С.В.

, ставит вопрос об отмене решения Ленинского районного суда г. Новосибирска от 3 декабря 2015 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 2 февраля 2017 г. в той части, в которой в удовлетворении требования о компенсации морального вреда было отказано. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Гетман Е.С.

от 22 сентября 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражениях на кассационную жалобу, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций были допущены при рассмотрении данного дела. Как установлено судами и следует из материалов дела, Трофимцев В.С. является отцом несовершеннолетнего Трофимцева С.В., года рождения, проживавшего в квартире по адресу: . Непосредственно под данной квартирой находится квартира с лоджией, на которой ответчик осуществляет курение табака. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство не содержит норм, запрещающих курение на лоджии занимаемой квартиры. Суд также указал на отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что ответчик, осуществляя курение, действует с целью причинения вреда истцу и с нарушением пределов осуществления гражданских прав, а также на отсутствие доказательств того, что в результате курения ответчика и иных лиц в квартиру истца проникают вредные вещества, которые оказывают влияние на здоровье. С данными выводами согласилась судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда. Отменяя решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации указала на то, что для правильного разрешения возникшего между сторонами спора суду с учетом заявленных исковых требований надлежало, в частности, установить, имеются ли препятствия к пользованию истцом занимаемым жилым помещением, чем вызваны данные препятствия (действиями ответчика либо иными причинами). С учетом изложенного дело было направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. При новом рассмотрении дела суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о запрете курения на лоджии и в указанной части принял отказ истца от иска, в связи с чем в указанной части производство по делу прекратил. Оставляя решение суда первой инстанции без изменения в части отказа истцу в компенсации морального вреда, суд апелляционной инстанции указал на то, что качество воздуха, попадающего в квартиру истца, должно соответствовать качеству атмосферного воздуха населенных мест, установленному санитарными правилами «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01»; уровни запаха санитарными нормами не регламентируются, в связи с чем доказательств нарушения гигиенических нормативов или гигиенических требований к качеству воздуха, попадающего в квартиру истца через открытое окно, суду не представлено. При этом субъективное восприятие запаха табака в квартире само по себе не может являться основанием для компенсации истцу морального вреда. С этими выводами согласиться нельзя по следующим основаниям. В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон о благополучии населения) среда обитания человека — совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека; вредное воздействие на человека — воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений; благоприятные условия жизнедеятельности человека — состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека; безопасные условия для человека — состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека. В силу абзаца второго статьи 8 Закона о благополучии населения граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии с абзацем четвертым статьи 10 Закона о благополучии населения граждане обязаны не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Как следует из преамбулы Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, заключенной в г. Женеве 21 мая 2003 г., к которой Российская Федерация присоединилась 24 апреля 2008 г., сигареты и некоторые другие изделия, содержащие табак, являются высокотехнологичными изделиями, разработанными таким образом, чтобы создавать и поддерживать зависимость, и что многие содержащиеся в них компоненты и выделяемый ими дым являются фармакологически активными, токсичными, мутагенными и канцерогенными. Согласно статье 1 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее — Закон об охране здоровья граждан) этот федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

На основании пункта 1 статьи 4 Закона об охране здоровья граждан основными принципами охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Читайте также:  Оспаривание увольнения по сокращению штата сотрудников. сроки обжалования сокращения и протокол

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Закона об охране здоровья граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане имеют право на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Как указано в пункте 2 статьи 9 Закона об охране здоровья граждан, граждане обязаны соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака; заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака, а также о недопустимости их вовлечения в процесс потребления табака; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Согласно статье 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

Согласно части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. По смыслу изложенных выше правовых норм, граждане, проживая в жилом помещении, имеют право на благоприятную окружающую среду, свободную от воздействия табачного дыма и любых последствий потребления табака, обусловленных курением соседей. Право гражданина пользоваться жилым помещением свободно, в том числе курить в нем, должно осуществляться таким образом, чтобы последствия потребления табака, которые могут вызвать проникновение табачного дыма или запаха табака в жилое помещение соседей, не распространялись за пределы помещения курящего лица и не причиняли неудобства соседям.

При рассмотрении дела судами установлено и не отрицалось ответчиком, что он осуществлял курение табака на лоджии своей квартиры, находящейся непосредственно под квартирой, занимаемой истцом. Факт проникновения запаха курения в квартиру истца как последствие потребления табака сторонами не оспаривался. На основании статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом (пункт 1). Нематериальные блага защищаются в соответствии с названным выше кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения. В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут защищаться другими лицами (пункт 2). Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. В силу статьи 23 Закона об охране здоровья граждан за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, действующее законодательство допускает компенсацию морального вреда за нарушение прав гражданина в сфере охраны здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Это судами учтено не было.

При таких обстоятельствах решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 3 декабря 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 2 февраля 2017 г. в той части, в которой в удовлетворении требования о компенсации морального вреда было отказано, нельзя признать отвечающими требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с изложенным Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит обжалуемые судебные постановления незаконными и подлежащими отмене в части отказа в удовлетворении требования о компенсации морального вреда. Поскольку судом обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены правильно, но не применен закон, подлежащий применению, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным принять новое решение о частичном удовлетворении заявленных требований. Руководствуясь статьями 387, 388, пунктом 5 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Читайте также:  Нужно ли мне ждать 45 дней если в квитанции написано что срок гарантийного ремонта составляет от 10 до25 дней

определила:

решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 3 декабря 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 2 февраля 2017 г.

отменить в части отказа в удовлетворении требования о компенсации морального вреда, в указанной части принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить частично, взыскать с Фрицлера В.П. в пользу Трофимцева В.С.

компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

Определение Верховного Суда РФ от 07.11.2017 N 67-КГ17-16

  • но сразу скажу- практика это почти уникальная- дел таких очень мало.
  • При этом доказывать все эти моменты- придется вам как истцу, а компенсация совсем небольшая.
  • Если же ответчики все это будут отрицать- то доказать эти моменты- станет намного сложнее.

Школьный сайт — «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствия потребления табака"

С 1 июня 2013 года вступил  в силу Федеральный закон № 15-ФЗ от 23 февраля 2013 года «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствия потребления табака».

            Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

            Данным Федеральным законом определены понятия курение табака, окружающего табачного дыма, последствий потребления табака, потребление табака, спонсорство табака, табачные организации.

Определены полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления  в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Согласно новым изменениям  будут штрафовать за курение в неположенном месте для граждан от 500 до 1500 рублей. За курение на детских площадках граждане заплатят 2000 — 3000 рублей.

  • За продажу несовершеннолетним табачных изделий или табачной продукции предусмотрен штраф от 3 до 5 тысяч рублей для граждан, от 30 до 50 тысяч рублей для должностных лиц, от 100 до 150 тысяч рублей для юридических лиц.
  • В соответствии со статьей 12 Федерального закона в целях предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака:

– на территориях и в помещениях образовательных учреждений, а также учреждений культуры, спорта; 
– на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно– курортных услуг;
– на воздушных судах, в городском и пригородном транспорте, на открытых территориях на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, метрополитена, а также на станциях метрополитена, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских и речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;
– в помещениях социальных служб;
– в помещениях, занимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
– на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;
– в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;
– на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

– на автозаправочных станциях.

Уважаемые обучающиеся и их родители, просим вас ознакомиться с приказом  «О запрете курения в школе и на её территории».

"Антитабачный" закон эффективен, но требует большего контроля

Кутушев напомнил, что в рамках нового закона с 2013 года создают кабинеты по отказу от курения и центры здоровья.

«Эффективность этих центров, я думаю, в настоящий момент не такая, как хотелось бы.

Но почти уверен, что в дальнейшем она будет нарастать.

Те, кто обращаются к нам — это верхушка айсберга, у них тяжелая степень зависимости, а те, у кого средняя или легкая — они либо сами справляются с проблемой по отказу от курения, либо сами обращаются в амбулаторное лечебное звено», — сказал эксперт.

Ранее Кутушев сообщал РИА Новости, что центр профилактики и лечения табачной и нехимических зависимостей, который он возглавляет, с начала года принял более 22 тысяч человек, хотя ожидалось около 15 тысяч человек за весь год.

«С учетом того что закон ограничивает курильщиков, понятно, что у курильщиков должна расти мотивация отказаться от курения. Статистика говорит, что курильщики вообще люди такие, которые бы хотели это сделать.

Поэтому открылись центры здоровья, а в центрах здоровья есть кабинеты по отказу от курения. По Москве это 15 кабинетов по отказу от курения, а центров здоровья — 65 по Москве.

То есть такие кабинеты есть не везде», — сказал он.

Общественное одобрение

По данным сопредседателя Российской антитабачной коалиции Дарьи Халтуриной, закон поддерживает большинство россиян, и даже сами курильщики. «Не так давно был проведен опрос, и большинство россиян — около 80 % — поддерживают запрет курения в ресторанах, в том числе, как ни странно, курильщики. Общество крайне позитивно восприняло данные идеи законодательные», — сказала она.

Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, лишь 34% курильщиков считают, что имеют право на полноценный отдых в ресторанах, барах, гостиницах и не должны отказываться от курения. При этом 53% курящих говорят, что работники сферы обслуживания имеют право на рабочее место, свободное от табачного дыма, поэтому клиенты не должны курить в помещении.

Как сообщила Халтурина, мониторинги антитабачной коалиции подтверждают, что закон соблюдается. «Закон великолепно работает, все говорят, что российским людям не свойственно слушать законы, но мы делаем мониторинг и видим достаточно высокий уровень соблюдения закона. Вы сами можете пойти в кафе и увидеть, что там действительно не курят», — подчеркнула эксперт.

Проблема кальянов

По словам Халтуриной, в некоторых заведениях введенный запрет пока обходят курители кальянов.

«Формально нарушения законодательства нет, есть лазейка, которую придумали, чтобы обходить закон. Это плохо, что таким образом зависимость курильщиков поддерживается. Наши умельцы изобрели такой тип кальянов, как нагревательные камни, которые формально не нарушают закон. Там есть никотин, вкусовые добавки, но именно табака нет», — сказала эксперт.

О вступлении в силу федерального закона «об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

С 1 июня 2013 г. вступает в силу Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Федеральный Закон № 15-ФЗ).

Данный закон принят в целях совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья населения от воздействия указанных факторов с учетом положений Рамочной конвенции  Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. Конвенция  вступила в силу для России 1 сентября 2008 г.

  • Новый Закон вводит более строгие правила, ограничивающие курение табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах. Дополнительно вводится запрет на курение табака на территориях (в помещениях, на объектах), в том числе:
  • 1) с 1 июня 2013 г. —
  • — на воздушных судах без ограничения продолжительности полета;
  • — на всех видах общественного транспорта;
  • — в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем 15 метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитена, а также на станциях метрополитена, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;
  • — в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;
  • — на детских площадках;
  • — в границах территорий, занятых пляжами;
  • — в помещениях социальных служб;
  • — на автозаправочных станциях;
  • 2) с 1 июня 2014 г. —
  • — в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
  • — на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;
  • — в гостиницах;
  • — в магазинах и торговых центрах, в нестационарных торговых объектах;
  • — в местах общественного питания (например, в барах, кафе, ресторанах).

Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, необходимо размещать знак о запрете курения. Требования к такому знаку и к порядку его размещения будут разработаны в подзаконных актах.

Необходимо также отметить, что в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия, с 1 июня 2013 запрещается:

реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака, в том числе:

— использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий, (например, реализация футболок с логотипом «Винстон» или другой фирмы и т.д.)

— использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами (например, детские конфеты в виде сигарет и др.).

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.