Объявляны торги на участок, арендатором которого в настоящее время являюсь я

Объявляны торги на участок,  арендатором которого в настоящее время являюсь я

Большая часть земель России не приватизирована, поэтому относится к муниципальной или государственной собственности. И для аренды таких земель предусмотрена специальная процедура.

Выбор претендента осуществляется через аукцион. Рассмотрим подробнее порядок проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

Извещение о предстоящей процедуре

Объявляны торги на участок,  арендатором которого в настоящее время являюсь яПроведение торгов — достаточно сложная процедура. Организацией аукциона может заниматься местный орган самоуправления (администрация) или же сторонняя компания, с которой заключен соответствующий договор.

После того как организатор определится с лотами, начнется процесс подготовки к самому аукциону.

Инициатором проведения торгов могут стать заинтересованные лица. Муниципалитет имеет право заключить договор аренды земельного участка и без проведения аукциона. Однако если у заявителя нет преимущественного права, такая просьба закончится началом подготовки к торгам.

Первый обязательный этап — публикация извещения. В соответствии со ст. 39.11 Земельного Кодекса Российской Федерации информация о проведении торгов размещается в публичном доступе не позднее, чем за месяц до дня проведения аукциона. Объявление можно найти на официальном сайте по проведению торгов.

Также допускается публикация информации:

  • в местных газетах и журналах;
  • на информационных порталах региона;
  • на досках объявлений.

Публикация извещения необходима для привлечения претендентов. Поэтому объявление содержит всю необходимую информацию об аукционе и лоте. Гражданин еще до подачи заявки на участие может проверить, где находится земельный участок.

Аукционы часто проводят для неликвидных земель, которые неудобно расположены или имеют другие недостатки. Поэтому проверка участка до аукциона является необходимостью.

Земельный Кодекс РФ зафиксировал обязательные требования к публикации. Там должны содержаться сведения о:

  1. Объявляны торги на участок,  арендатором которого в настоящее время являюсь яСамом лоте (кадастровый номер, подведение коммуникаций, назначение пользования, наличие построек, обременений и ограничительных прав).
  2. Аукционе (место, дата, время проведения).
  3. Цене, включая размер задатка и шаг с повышением стоимости.
  4. Сроке аренды.
  5. Организаторе, включая место регистрации заявок, а также реквизиты для перечисления задатка.

Максимально полную информацию можно получить на официальном сайте по проведению торгов. Кроме важных сведений об аукционе, к объявлению там прилагается также проект договора аренды.

Заинтересованные в аренде земли граждане должны подать заявку на участие в аукционе не позднее 5 дней до начала торгов.

Кроме физических лиц принять участие могут юридические лица, включая ИП и КФХ, в случае если речь идет о земле под сельскохозяйственные работы.

Иностранцы и лица без гражданства также имеют право подать заявку.

Претендент должен обратиться к организатору торгов с комплектом бумаг:

  1. Объявляны торги на участок,  арендатором которого в настоящее время являюсь яСама заявка на участие (в свободной форме или по образцу, который предоставляет организатор).
  2. Паспорт РФ, нотариально заверенный перевод паспорта иностранца или другой документ на русском языке, подтверждающий личность физ.лица.
  3. Документ о регистрации юр.лица, если заявку подает организация.
  4. Квитанция о переведении задатка.

Все заявки подаются лично и сразу же регистрируются в журнале учета. Если количество претендентов меньше 2, аукцион считается несостоявшимся. Допускается повторное выставление лота на торги с понижением первоначального размера годовой аренды на 30%.

Заявки рассматриваются организатором и могут быть отклонены, если претендент предоставил недостоверную информацию или имеет запрет на аренду земельных участков. Задаток возвращается в течение 3 дней.

Протокол со всеми остальными претендентами подписывается и выставляется на официальном сайте торгов.

Как проводится?

Как проходят торги? В день аукциона все участники обязаны явиться на место проведения торгов. На входе проверяются личности посетителей, и каждому претенденты выдается табличка с его номером.

После сбора всех участников организатор объявляет технические характеристики лота и начинает торги за право аренды.

Минимальная цена уже указана в публикации. Размер годовой арендной платы составляет не меньше 1,5% кадастровой стоимости, рассчитанной не более 5 лет назад.

После объявления первоначальной цены все согласные поднимают номерные таблички, а организатор повышает цену.

Обычно шаг аукциона составляет 3%. Организатор продолжает повышать цену, пока не останется только один согласный претендент. Он объявляется победителем.

Объявляны торги на участок,  арендатором которого в настоящее время являюсь яВо время аукциона ведется протокол собрания, в нем фиксируются:

  • дата, время и место проведения торгов;
  • информация обо всех участниках;
  • размер годовой аренды, установленный первоначально, а также предпоследняя и окончательная цена;
  • данные о претендентах предпоследнего и последнего шагов.

После объявления победителя протокол распечатывается в 2 экземплярах. Один из них остается у организатора, другой передается победителю.

Электронная версия размещается на сайте проведения торгов в течение суток с момента окончания аукциона.

В день проведения аукциона победитель не подписывает договора аренды. Проект документа в 3 экземплярах высылается гражданину почтой в течение 10 дней после окончания торгов.

Победитель должен подписать договор аренды на земельный участок не позднее, чем через месяц после его получения. Если этого не произошло, организатор обращается к претенденту, который предложил цену на предпоследнем шаге.

Отказ победителя подписывать договор делает его недобросовестным участником. Гражданин заносится в черный список и в дальнейшем не будет участвовать в торгах.

После подписания договора победитель должен перечислить арендную плату за вычетом задатка.

Объявляны торги на участок,  арендатором которого в настоящее время являюсь я

Договор аренды земельного участка, в соответствии с Гражданским Кодексом России, необходимо зарегистрировать в Росреестре.

Победителю для этого придется предъявить протокол торгов, договор аренды и тех.документы на землю, а также оплатить госпошлину. Физические лица уплачивают пошлину в размере 2000 рублей, ставка для юр.лиц — 22000.

Видео по теме

Видео о том, как участвовать в аукционе по предоставлению земельного участка:

Заключение

Аукцион по аренде муниципальной или государственной земли позволяет гражданина получить территорию по довольно низкой стоимости.

Претенденту достаточно лишь периодически проверять предложения на сайте торгов и вовремя подать заявку. Все остальные обязанности по соблюдению правил проведения торгов берет на себя организатор.

Земельный аукцион или как чиновники меняют аренду на продажу?

Некоторые чиновники хитро используют земельный аукцион, чтобы:

  1. отказать в предоставлении участка без торгов в аренду,
  2. либо отпугнуть высокой ценой от участия в аукционе по продаже земельного участка.

Как используют земельный аукцион в ущерб нашим правам?

  • Покажу на примере, а потом рассмотрим 4 обстоятельства, которые помогут противостоять чиновничьим уловкам.
  • Каждый имеет законную возможность получать земельные участки без торгов в аренду или собственность.
  • Количество участков, которые можно получить без торгов, и без каких-либо льгот неограниченно.
  • Прописка тоже значения не имеет.

Земельные участки без торгов можно получать в любом регионе

  1. Получение земли без торгов означает, что земельный аукцион не проводится.
  2. Если участок, который хотите получить без торгов, не сформирован, то составьте Схему участка.
  3. Затем заполните заявление о предварительном согласовании и приложите Схему земельного участка.

Обратите внимание.

Схему участка можно сделать самостоятельно. Кадастровый инженер на этой стадии не нужен.

В заявлении о предварительном согласовании вы указываете о своем желании арендовать или купить земельный участок.

Иными словами, вы сами определяете, на каком праве получать земельный участок: в аренду или собственность.

Поданная в администрацию Схема земельного участка и заявление запускают определенные процессы.

Эти процессы прописаны в законе. Их целесообразно понимать, чтобы слепо не полагаться на порядочность чиновников.

Если кратко, то процедура может проходить несколько стадий.

  • Администрация публикует извещение о возможности проведения земельного аукциона,
  • Если никто не подал заявление о желании участвовать в аукционе, то чиновники утверждают Схему участка.  Администрация выносит постановление о предварительном согласовании предоставления участка. Это означает, что заявитель имеет право получить участок без торгов в аренду или собственность. (В зависимости от того, какой вид права указали в заявлении). Свое право можете реализовать в течение 2 лет.
  • Если кто-то подал заявление о желании участвовать в аукционе, то чиновники откажут в утверждении Схемы. Отказ автоматически запускает стадию — земельный аукцион. Иными словами, процедура переходит в режим аукциона.

Как земельный аукцион по аренде превращают в аукцион по продаже?

Получив Схему и заявление о предварительном согласовании для предоставления земельного участка в аренду, чиновники публикуют извещение о возможности проведения аукциона по продаже земельного участка, то есть по предоставлению участка в собственность.

Если кто-то откликается на это извещение, то чиновники объявляют аукцион не по предоставлению в аренду как указано в заявлении о предварительном согласовании, а по продаже в собственность.

Другими словами, объявляя земельный аукцион, администрации подменяет аренду на собственность

Причины и мотивы действий сотрудников администрации могут быть абсолютно разные:

  • нежелание сдавать хороший участок в аренду в принципе;
  • желание продать участок, чтобы наполнить бюджет, а потом получать земельный налог вместо невысокой арендной платы;
  • намерение отказать в предоставлении участка без торгов в аренду и затем отпугнуть участников от аукциона высокой продажной стоимостью участка;
  • и т.д.

Цели и мотивы чиновников не столь важны.

Важно другое:

  • почему подобная подмена аренды на собственность стала возможной;
  • чем обосновать незаконность действий чиновников администрации для проведения прокурорской проверки.

Начнем с первого вопроса.

Почему чиновники имеют возможность подменять аренду на собственность?

Причина проста – дыра в законодательстве.

Вернее сказать – недостаточно четкое описание рамок, в которых должны действовать чиновники.

В частности, подпункт 2 пункта 2 статьи 39.18 ЗК РФ обязывает чиновников указать в извещении информацию о возможности проведения аукциона по аренде или продаже участка.

Но при этом ни слова о том, что информация должна соответствовать виду права, который указан в заявлении о предварительном согласовании.

Читайте также:  Не произведен расчёт после увольнения

Иными словами, законодатель, как и положено, определяет 2 возможных варианта (аренда или продажа). Но не уточняет, что выбор чиновников должен соответствовать тому виду права, который  указали в заявлении.

Похожая конструкция содержится в подпункте 2 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ.

В ней установлена обязанность чиновников принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

Мы видим, что чиновники должны выбрать один из 2-х возможных видов аукциона. Но нигде не сказано, что выбираемый вид аукциона должен соответствовать поданному заявлению о предварительном согласовании.

Другими словами, исходя из формулировок статьи 39.18 ЗК РФ, складывается ощущение, что, чиновники вправе по своему усмотрению выбирать аренду или собственность, невзирая на вид права, который заявитель указал в заявлении.

Данное ощущение, на мой взгляд, является ложным, поскольку опровергается следующими обстоятельствами.

4 обстоятельства помогут противостоять чиновникам

Указанные обстоятельства я перечислю в порядке убывания их значимости.

1. Вид права, указанный в заявлении имеет юридическое значение

  • Земельный кодекс содержит одну очень полезную статью.
  • В этой статье говорится:
  • В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указывается вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок.

(см. подпункт 7 части 1 статьи 39.15 ЗК РФ).

  1. Иными словами, вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, является обязательным параметром заявления.
  2. Без этого параметра чиновники просто отклонят заявление как несоответствующее закону.
  3. Таким образом, вид права, указанный в заявлении является юридически значимым параметром, который чиновники не могут игнорировать.

2. Произвольное изменение вида права вводит в заблуждение неограниченный круг лиц

  • Вернемся к стадиям, которые должны проходить чиновники после получения заявления о предварительном согласовании.
  • После получения Схемы участка и заявления о предварительном согласовании администрация должна опубликовать извещение о возможности проведения аукциона по аренде или продаже участка.
  • В этом извещении указывается вид права: аренда или собственность.
  • Допустим, вы подали заявление на аренду.

Чиновники опубликовали извещение о возможности провести земельный аукцион не по аренде, а по продаже

Если никто не откликнется на это извещение, то по закону администрация должна утвердить Схему и согласовать предоставление участка заявителю в аренду. Потому что он просил именно аренду.

Однако, противоречие между видом права, указанным в извещении (собственность), и видом права, по которому заявитель фактически получает участок (аренда) свидетельствует о нарушении прав неограниченного круга лиц. Эти лица не могли изъявить желание участвовать в торгах по аренде, потому что было опубликовано извещение о продаже.

Таким образом, явное нарушение прав неограниченного круга лиц может стать хорошим поводом для прокурора дать оценку действиям чиновников из администрации.

3. Проведение процедур, инициированных гражданами на основании Схемы участка и заявления о предварительном согласовании, является обязанностью, а не правом администрации

  1. Местные администрации, как собственники муниципальных земель, имеют право по своей инициативе организовывать и проводить земельные аукционы.

  2. В таких земельных аукционах, чиновники вправе сами устанавливать вид права (аренда или собственность).
  3. Иными словами, администрация сама определяет – сдавать участок в аренду или продавать.

  4. Другое дело, когда чиновники получают Схему участка и заявление о предварительном согласовании.

Проведение процедур, инициированных Схемой и заявлением, является не правом, а обязанностью чиновников

При выполнении этих обязанностей, администрация не имеет такой свободы выбора, как по земельным аукционам, проводимым по ее инициативе.

Таким образом, произвольно менять вид права в процедурах, инициированных по заявлениям граждан, чиновники не могут.

4. Минэкономразвития подготовило проект закона, закрывающий дыру в вопросе земельного аукциона

Министерство подготовило проект Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации». (законопроект опубликован на сайте: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/07-17/00069739)).

  • Законопроект предусматривает добавление в статью 39.18 ЗК РФ дополнительного пункта следующего содержания:
  • В случае, предусмотренном пунктом 7 настоящей статьи, уполномоченный орган принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в зависимости от указанного в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в заявлении о предоставлении земельного участка вида права, на котором заявитель, указанный в пункте 1 настоящей статьи, желает приобрести земельный участок.
  • Из содержания данного пункта следует, что Минэкономразвития ясно указывает, какой вид права должны указывать чиновники при выполнении процедур по земельным аукционам.
  • По состоянию на май 2018 года данный законопроект еще не принят.
  • Я надеюсь, что проект закона дойдет до Госдумы и депутаты его примут.
  • Тем не менее, сам факт наличия данного законопроекта подтверждает правоту тезиса: Чиновники не могут произвольно менять аренду на собственность или наоборот.
  • Если бы было иначе, то федеральные чиновники из Минэкономразвития не стали бы заморачиваться с данным законопроектом.
  1. Если вы столкнулись с ситуацией, когда чиновники начинают «мухоморить» с заменой аренды на собственность, смело запускайте «торпеду» в прокуратуру.
  2. Используйте для обоснования жалобы мои выводы, творчески переработав их под свою ситуацию.
  3. При любом результате рассмотрения вашей жалобы вы остаетесь в выигрыше, потому что:
  • если прокурорская проверка выявит нарушения, то ваши права будут защищены и восстановлены;
  • если прокурорская проверка не даст положительный результат, то сам факт ее проведения заставит чиновников с уважительной опаской относиться к вам при последующей подаче документов на получение земельного участка.

Смотрите 7-минутное видео Земельный аукцион: аренда или собственность?

Пошаговая Инструкция

Используйте пошаговые инструкции, потому что они помогут обойти подводные камни при получении земельного участка.

PS. от 25 мая 2018 года.

  • Могу предположить, что все юридические выкладки загнали вас в унылое состояние.
  • Могу вас понять.
  • Я и сам хочу, чтобы жизнь в целом и особенно отношения с властью стали честнее и справедливей.
  • Однако, глядя на новое Правительство РФ и его главу, понимаю, что система кормления, возникшая еще до Ивана IV Грозного, продолжается.

Право собственности на земельный участок под построенным зданием — Юридическая консультация

Вы как собственник здания, находящегося на земельном участке, арендуемом у муниципального образования, имеете исключительное право на аренду или выкуп в собственность данного земельного участка (ст. 39.20 Земельного кодекса РФ).

  • Статья 39.5 ЗК РФ предусматривает случаи, когда земельный участок может быть предоставлен физическому лицу бесплатно:
  • 1) по истечении пяти лет со дня предоставления земельного участка в безвозмездное пользование при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием;
  • 2) по истечении пяти лет со дня предоставления гражданину земельного участка в безвозмездное пользование при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта РФ;

3) гражданам, имеющим трех и более детей, и т.п.

Также приобретение арендуемого земельного участка в собственность в упрощенном порядке допускается для граждан, имеющих в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенными ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 N 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы (п. 4 ст. 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

В содержании вашего вопроса не усматривается ни одного из приведенных выше обстоятельств, наделяющих граждан правом получения земельного участка на безвозмездной основе, из чего следует, что оснований для обращения в суд на текущий момент у вас нет.

Вам следует руководствоваться ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, согласно которой вам предоставляется право на приобретение в собственность или аренду земельного участка.

В случае если вы намерены выкупить земельный участок, вам следует обратиться в орган исполнительной власти вашего субъекта РФ либо в орган местного самоуправления через МФЦ.

Согласно приказу Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» к заявлению о предоставлении земельного участка в собственность заявитель должен приложить следующие документы:

  1. — документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРН;
  2. — документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН (при наличии соответствующих прав на земельный участок);
  3. — сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.
  4. Если в результате вашего обращения вам будет отказано в приобретении земельного участка в собственность без законных на то оснований, вы в праве обратиться за защитой нарушенного права в суд.

Часто задаваемые вопросы

Предлагаем обратиться с интересующим Вас вопросом направив электронный документ в Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области с использованием сервисов сайта http://gosim.volgograd.ru/ или на электронный адрес gosim@volganet.ru.

  1. Как я могу выбрать земельный участок для строительства индивидуального жилого дома?
  2. Как я могу выбрать земельный участок для строительства коммерческого объекта?
  3. Какие необходимо предоставить документы для участия в торгах?
  4. Куда я могу подать заявление и документы?
  5. Где проходят торги (аукционы)?
  6. Являюсь победителем аукциона (лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе, либо заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо единственным принявшим участие в аукционе участником) на право заключения договора аренды земельного участка государственная собственность на который не разграничена, в городском округе город-герой Волгоград,  для строительства, могу ли я приобрести арендуемый земельный участок в собственность?
  7. Вопрос: Хочу приобрести земельный участок для строительства объекта «коммерческого назначения» (торговые объекты, административные здания, складские объекты и т.п.) путем проведения аукциона на право заключения договора аренды. Где я могу получить бланк заявления, а также информацию о перечне документов, необходимых для его подачи?
Читайте также:  Приобретение квартиры, находящейся в долевой собственности

1. Как я могу выбрать земельный участок для строительства индивидуального жилого дома?

— выбрать из существующего перечня земельных участков, выставленных на торги и планируемых к продаже на торгах (переход по ссылке)

  — выбрать самостоятельно земельный участок, который не обременен правами третьих лиц, на территории городского округа г. Волгоград.

К списку вопросов

2. Как я могу выбрать земельный участок для строительства коммерческого объекта?

— выбрать из существующего перечня земельных участков,  выставленных на торги и планируемых к продаже на торгах (переход по ссылке)

— выбрать самостоятельно земельный участок, который не обременен правами третьих лиц, на территории городского округа г. Волгоград К списку вопросов
3. Какие необходимо предоставить документы для участия в торгах? — в случае если уже объявлен аукцион, необходимо предоставить документы которые указаны в информационном сообщение о проведении аукциона (переход по ссылке); — в случае самостоятельного выбора земельного участка необходимо предоставить следующие документы в соответствии с Административным регламентом предоставления комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги «Предоставление земельных участков в аренду гражданам и юридическим лицам для целей строительства на торгах» от 10.07.2015 №16-н.

К списку вопросов

4. Куда я могу подать заявление и документы? — в случае если уже объявлен аукцион, необходимо предоставить заявку на участие в аукционе в ГКУ Волгоградской области «Центр организации закупок», по адресу: г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 4, 1-й этаж, кабинет 8, тел. 38-38-34, в рабочие дни с 9.30 до 12.00 часов и с 13.00 до 16.00 часов. 

— в случае самостоятельного выбора земельного участка необходимо предоставить заявление и документы :

  • В многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.
  • Комитет по управлению государственным имуществом осуществляет прием заявителей по адресу: 400066, г.

         Волгоград, ул. Новороссийская, д. 15 (4-й этаж) согласно графику работы:

         понедельник, вторник, четверг — с 8.30 до 17.30 час., обеденный перерыв — с 12.00 до 13.00 час.;

         среда — с 8.30 до 17.30 час.;

         пятница — неприемный день;

         суббота, воскресенье — выходные дни. К списку вопросов 5. Где проходят торги (аукционы)? — Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области в рамках соглашения от 09.03.2016 с государственным казенным учреждением Волгоградской области «Центр организации закупок» является уполномоченным органом при проведении аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков.

— Организатором аукционов выступает государственное казенное учреждение Волгоградской области «Центр организации закупок».

К списку вопросов

6.

 Являюсь победителем аукциона (лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе, либо заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо единственным принявшим участие в аукционе участником) на право заключения договора аренды земельного участка государственная собственность на который не разграничена, в городском округе город-герой Волгоград,  для строительства, могу ли я приобрести арендуемый земельный участок в собственность?

— Приобретение арендаторами земельных участков в собственность без проведения торгов осуществляется в соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 указанной статьи исключительное право на приобретение земельных участков в собственность имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (далее – объект капитального строительства).

Таким образом, арендатор земельного участка, построивший объект капитального строительства, после ввода в эксплуатацию  и оформления права собственности на него, вправе обратиться в орган, уполномоченный на предоставление земельных участков, с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.

7. Вопрос: Хочу приобрести земельный участок для строительства объекта «коммерческого назначения» (торговые объекты, административные здания, складские объекты и т.п.) путем проведения аукциона на право заключения договора аренды. Где я могу получить бланк заявления, а также информацию о перечне документов, необходимых для его подачи?

Предоставление земельных участков для строительства объектов «коммерческого назначения» путем проведения аукциона на право заключения договора аренды осуществляется комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее – Облкомимущество) в рамках административного регламента, утвержденного приказом от 10.07.2015 № 16-н «Об утверждении административного регламента предоставления комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги «Предоставление земельных участков в аренду гражданам и юридическим лицам для целей строительства на торгах» (далее -Административный регламент), который содержит бланк заявления о предоставлении земельного участка путем проведения аукциона на право заключения договора аренды (далее – бланк заявления) и перечень документов, предоставляемых заявителем (его уполномоченным представителем) при обращении.

Бланк заявления размещен в сети интернет на  портале Губернатора и администрации Волгоградской области (http://www.volgograd.ru) во вкладке /Администрация/ Органы исполнительной власти/ Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области / ссылка Документы / Административные регламенты / 14. Предоставление земельных участков в аренду гражданам и юридическим лицам для целей строительства на торгах / Открыть.

Гиперссылка /14. Предоставление земельных участков в аренду гражданам и юридическим лицам для целей строительства на торгах/ позволяет загрузить текст Административного регламента с информацией о порядке и сроках предоставления государственной услуги.

В пункте 2.6.1 Административного регламента представлен перечень документов, представляемых заявителем (его уполномоченным представителем) при обращении:

  • 1) заявление о предоставлении земельного участка путем проведения аукциона на право заключения договора аренды по форме согласно приложению № 1 к Административному регламенту;
  • 2) копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом;
  • 3) копия документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя действовать от имени заявителя, если с заявлением обращается представитель заявителя;
  • 4) графические материалы (чертеж границ испрашиваемого земельного участка) в случае, если испрашиваемый земельный участок не состоит на кадастровом учете;
  • 5) копии учредительных документов (в случае если заявителем является юридическое лицо);
  • 6) копия документа, подтверждающего государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей);
  • 7) копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридических лиц);
  • 8) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке.
  • Документы, указанные в подпунктах 1 — 4 указанного пункта, являются обязательными для представления заявителем (его уполномоченным представителем) при обращении о предоставлении земельного участка в аренду путем проведения аукциона.
  • Документы, указанные в подпунктах 5 — 8 указанного пункта, заявитель (его уполномоченный представитель) вправе представить по собственной инициативе.
  • Заявление должно быть удостоверено подписью заявителя или подписью его представителя.
  • Копии документов, прилагаемые к заявлению, должны быть заверены в установленном законодательством порядке или представлены с предъявлением подлинника.

Бланк заявления и Административный регламент также размещены на портале государственных услуг (https://www.gosuslugi.ru/) раздел / Каталог услуг вкладка Органы власти / Региональные органы исполнительной власти / Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области / Все услуги / Предоставление земельных участков в аренду гражданам и юридическим лицам для целей строительства на торгах / вкладка Документы / Документы, необходимые для получения услуги / заявление о предоставлении земельного участка путем проведения аукциона на право заключения договора аренды, СОХРАНИТЬ.

  1. Во вкладке /Административный регламент / Открыть регламент/ реализована возможность ознакомления с текстом Административного регламента.
  2. С ОБРАЗЦОМ заполнения заявления возможно ознакомиться на информационных стендах Облкомимущества, по адресу: 400066, Волгоградская область, Волгоград, Новороссийская, 15, 4-й этаж напротив кабинета № 408. 
  3. ОБРАЗЕЦ заполнения заявления о предоставлении земельного участка путем проведения аукциона на право заключения договора аренды (текст в формате: DOC, размер 41 Kb)
  4. К списку вопросов

Вс расставил приоритеты в деле о передаче муниципального участка в субаренду

Верховный Суд в Определении № 305-ЭС21-479 от 22 июля разобрался в деле, в котором нижестоящие суды пришли к разным выводам о наличии или отсутствии в действиях ответчика нарушения договора, основывая свои выводы на его условиях и нормах закона.

11 октября 2007 г. Администрация Ленинского городского округа Московской области и ООО «Инком-Автозапчасти» заключили договор аренды земельного участка сроком на 49 лет. Согласно дополнительным условиям договора, указанным в п. 5.1, действия, предусмотренные п. 5–6 ст. 22 Земельного кодекса (субаренда), арендатор может реализовать только после предварительного согласования с арендодателем.

3 августа 2015 г. общество попросило согласовать предоставление части земельного участка в субаренду и разъяснить порядок такой сдачи.

Администрация сообщила о невозможности передачи земельного участка в субаренду в связи с отсутствием кадастрового учета планируемого к сдаче земельного участка.

Кроме того, она предложила заключить новый договор аренды с множественностью лиц на стороне арендатора либо произвести раздел земельного участка и заключить новые договоры аренды, а впоследствии передать их третьим лицам.

Читайте также:  Решение суда: было ДТП. Чел виновник. Ущерб пострадавшей стороне оценен в 167255р

Так как общество все равно заключило договоры субаренды, администрация направила претензию о расторжении договора. Поскольку претензия осталась без ответа, администрация обратилась в Арбитражный суд Московской области. Истец посчитал, что ответчик нарушил п. 5.1 договора, согласно которому для передачи участка в субаренду общество должно было получить согласие.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции сослался на ст. 309, 310, 450, 452, 619 ГК, ст. 22, 46 Земельного кодекса, а также разъяснения, содержащиеся в п. 18 Постановления Пленума ВАС от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства».

Он установил, что договор аренды заключен после введения в действие Земельного кодекса на срок более 5 лет, при этом договоры субаренды с третьими лицами заключены после уведомления арендодателя. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для расторжения договора аренды. При этом он указал на несоответствие п. 5.

1 договора действующему на момент его заключения законодательству.

В свою очередь суд апелляционной инстанции отметил, что п. 5.1 договора не оспорен, недействительным не признан.

Заключая договор, общество действовало добровольно и должно было предвидеть неблагоприятные последствия несвоевременного исполнения своих обязательств и обеспечить соблюдение договора.

Суд пришел к выводу о существенном нарушении арендатором условий договора и удовлетворил иск. Кассация поддержала позицию апелляции.

Рассмотрев жалобу общества, ВС обратил внимание, что нижестоящие инстанции пришли к разным выводам о наличии в действиях ответчика нарушения договора, основывая свои выводы на нормах закона и условиях договора.

При этом суд первой инстанции исходил из особенностей договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заключенного на срок более 5 лет, не требующего предварительного согласия его собственника на передачу в субаренду, а суды апелляционной и кассационной инстанций посчитали приоритетным условие договора о необходимости получения предварительного согласия на такое распоряжение своими правами арендатором.

Верховный Суд также сослался на Постановление Пленума ВАС № 11, в п.

18 которого были даны разъяснения о том, что при рассмотрении споров, вытекающих из договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем 5 лет, заключенного после введения в действие этого кодекса, следует исходить из того, что соответствующие права и обязанности по этому договору могут быть переданы арендатором третьему лицу без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Однако арендодатель и арендатор не вправе предусматривать в договоре аренды условия, по которым арендатор может передавать свои права и обязанности по договору третьему лицу только после получения на это согласия от арендодателя.

«Указанное разъяснение основано на особенностях долгосрочной аренды, при которой в силу законодательного регулирования не предусмотрена необходимость предварительного согласия публичного собственника на передачу в субаренду, и это правило не может быть изменено соглашениями сторон. В отсутствие изменения этой нормы разъяснение является актуальным при рассмотрении настоящего спора», – отметил ВС.

Также Суд обратил внимание, что в п.

16 Постановления № 11, согласно которому уведомление о передаче арендатором земельного участка своих прав и обязанностей по договору третьему лицу должно быть направлено собственнику земельного участка в разумный срок после совершения соответствующей сделки, позволяющей арендатору располагать сведениями о получении уведомления адресатом, было также разъяснено о праве арендодателя предъявить требование о возмещении убытков как мере защиты своих прав в случае несоблюдения арендатором этой обязанности.

«Таким образом, поскольку в силу законодательного регулирования арендатор по договору аренды земельного участка на срок более 5 лет имеет более широкий объем прав, ограничение которых не допускается договором, выводы судов апелляционной и кассационной инстанций о том, что п. 5.1 договора аренды были установлены дополнительные (особые) условия о предварительном согласовании с арендодателем передачи в субаренду, нельзя признать обоснованными», – резюмировал Суд.

Кроме того, указал ВС, п. 5.1 договора аренды прямо предусматривает, что арендатор может реализовать права, предусмотренные п. 5, 6 ст. 22 Земельного кодекса, после предварительного согласования с арендодателем. Учитывая, что спорные правоотношения возникли из долгосрочной аренды, подлежащие регулированию в совокупности с п. 9 ст. 22 Земельного кодекса, п. 5.

1 договора аренды не мог быть судами истолкован и применен при разрешении настоящего спора как ограничивающий права арендатора долгосрочной аренды при передаче в субаренду. Обратное, как обоснованно указал суд первой инстанции, противоречит закону, т.е. п. 9 ст.

22 ЗК РФ, императивно установившему свободу передачи арендатором земельного участка при долгосрочной аренде в субаренду без согласия арендодателя.

ВС заметил, что п. 9 ст.

22 ЗК также содержит особенности при расторжении договора аренды: досрочное расторжение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и заключенного на срок более чем 5 лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора арендатором. Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях арендатора нарушений при передаче частей арендованного земельного участка в субаренду, в связи с чем не признал наличие оснований для расторжения договора.

Верховный Суд указал, что, ссылаясь на п. 3.

3 договора, содержащий основания для его расторжения при передаче земельного участка в субаренду без согласия арендодателя, суды апелляционной и кассационной инстанций не приняли во внимание, что указанный пункт не мог регулировать спорные правоотношения в силу вышеизложенных особенностей договора аренды.

Кроме того, как прямо было в нем указано, он регулировал основания для одностороннего расторжения договора арендодателем, т.е. во внесудебной процедуре, в отличие от предусмотренного в спорной ситуации. Таким образом, ВС оставил в силе решение первой инстанции.

В комментарии «АГ» младший юрист Land Law Firm Тариел Арутюнян отметил, что постановление Десятого арбитражного апелляционного суда демонстрирует подход, примененный в недавнем Определении Верховного Суда от 23 марта по делу № А40-32015/2020, в котором ВС потребовал толковать договор последовательно, принимая во внимание буквальное значение слов и выражений, сопоставляя пункты с другими условиями и смыслом договора, а также выясняя общую волю сторон с учетом цели договора.

«В заданном векторе апелляционный суд обращался в первую очередь к гражданскому законодательству и к пунктам договора аренды об обязательности предварительного согласования такой субаренды с арендодателем, а также о праве арендодателя на досрочное расторжение договора при передаче земельного участка в субаренду без подобного согласования. Однако апелляционная инстанция не учла императивные положения п. 5, 6 и 9 ст. 22 ЗК РФ, устанавливающих право свободной передачи арендатором земельного участка при долгосрочной аренде в субаренду без согласия арендодателя, что было отмечено АС Московской области и ВС», – указал Тариел Арутюнян.

Таким образом, отметил юрист, учитывая п. 2 ст. 607 и п. 2 ст. 615 ГК РФ, допускающие возможность установления законом особенностей сдачи в аренду земельных участков, судам надлежит обращаться к императивно установленному п. 9 ст.

22 ЗК РФ, предусматривающему передачу арендатором своих прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, лишь с условием уведомления об этом арендодателя, а не получения его предварительного согласия.

Данная позиция подтверждается, например, Постановлением 21 ААС и решениями Верховного Суда (Определение от 19 февраля 2020 г. № 306-ЭС19-28137 по делу № А12-6098/2019 и Определение от 25 марта 2019 г. № 309-ЭС19-2080 по делу № А34-1087/2018).

Руководитель арбитражной практики Адвокатского бюро г. Москвы «Халимон и партнеры» Игорь Ершов указал, что ВС обозначил несколько проблем: соотношение договора и закона, неправильное применение апелляцией и кассацией норм материального права (нормы ст. 22 Земельного кодекса и ст. 422 ГК), игнорирование данными судами положений Постановления Пленума ВАС № 11.

«Полагаю, ошибка судов апелляционной и кассационной инстанций при рассмотрении данного спора заключается в том, что они не учли норму ст. 422 ГК, согласно которой договор должен соответствовать императивным нормам, действующим в момент его заключения, о чем говорит и Экономическая коллегия применительно к норме п. 9 ст. 22 Земельного кодекса», – отметил Игорь Ершов.

Апелляция и кассация, казалось бы, применили к отношениям юридического лица и публично-правового образования принцип свободы договора, но сделали это так, что отдали приоритет интересам администрации, не применив подлежащие применению нормы материального права и проигнорировав разъяснения Постановления Пленума ВАС № 11, указал он.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.