Правомерно ли требование налоговой о взыскании налогов и пени

Правомерно ли требование налоговой о взыскании налогов и пени

На физических лиц возложена обязанность самостоятельно оплачивать налоги: НДФЛ, транспортный Налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц. Налоговики направляют физическим лицам единое налоговое уведомление в установленный срок. Имущественные налоги физлица должны оплатить до 1 декабря следующего года. Если физлица не оплатят в срок налоги, то со 2 декабря начнут исчисляться пени с суммы долга.

Действия налоговиков в случае неуплаты налога

Этап 1. Выставление требования физлицу

В случае если сумма долга физлица превышает 3 тысячи рублей, то налоговики направят ему требование не позднее трех месяцев с момента выявления недоимки. А если сумма долга меньше 3 тысяч рублей, то срок направления требования увеличивается до года (п. 1 ст. 70 НК РФ).

При этом предельные сроки направления требования могут быть продлены на 6 месяцев (п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409).

Этап 2. Исполнение требования физлицом

Физлицу дается на погашение долга 8 рабочих дней с момента получения требования, если иной срок добровольного исполнения не указан в самом требовании.

Этап 3. Обращение в суд за взысканием недоимки (п. 1 ст. 48 НК РФ)

Если физлицо в установленный срок не погасило долги, то налоговики могут обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица. Срок обращения зависит от суммы совокупного долга, т.е. долга по всем налогам и санкциям (п.2 ст.48 НК РФ).

Налоговики могут обратиться в суд в течение:

  • 6 месяцев со дня, когда общая сумма недоимки лица превысила 10 тысяч рублей;
  • 6 месяцев со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования об уплате недоимки в случае, если такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превышает 10 тысяч рублей.
  • Как исчисляется трехлетний срок?
  • Данный срок следует отсчитывать с даты уплаты налога, которая указана налоговиками в самом раннем требовании.
  • Этап 4. Рассмотрение дела о взыскании долга

Дела о взыскании налоговых долгов рассматривает мировой судья и в течение пяти дней со дня поступления заявления выносит судебный приказ. Копия судебного приказа направляется в адрес физлица в течение трех дней с момента его издания. Физлицу дается 20 дней на представление своих возражений (ст. 17.1, 123.5 КАС РФ). Например, если налоговики предъявляют требования по «старым» налогам.

Так, безнадежной признается задолженность по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, которая числится за физлицом по состоянию на 01.01.2015 г.

, не погашенная полностью или в части в течение 2015 — 2017 г. (п. 1 ст .12 Закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 22.11.2018 № 306-КГ18-10607).

Такие долги должны списать налоговики сами, однако на практике не всегда это происходит.

Если физлицо уложилось в этот срок, то в принятии заявления о вынесении судебного приказа налоговикам будет отказано и судебный приказ будет отменен.

Тогда налоговики уже будут предъявлять требования в порядке искового судопроизводства. А по времени это значительно дольше.

Так, районный суд должен рассмотреть дело до истечения трех месяцев со дня поступления заявления в суд (п.1 ст.289 КАС РФ).

Если физлицо не представит возражения, то налоговики получат второй экземпляр судебного приказа с гербовой печатью суда.

Этап 5. Предъявление исполнительного документа к оплате

Далее долг могут уже взыскивать судебные приставы либо налоговики. Налоговые долги могут быть взысканы на основании исполнительного документа, предъявленного в банк, за счет средств, имеющихся на банковских или депозитных счетах физлица.

Налоговики могут получить Исполнительный лист или судебный приказ и в случае, если задолженность физлица не превышает 100 тысяч рублей, направить его работодателю должника, минуя судебного пристава. Последний способ позволяет налоговикам быстро и без особых хлопот взыскивать долги через компанию или ИП-работодателя должника.

Письма от налоговиков о долгах работников компании

С целью привлечь работодателя к проблемам налоговиков, налоговики делают рассылку о сумме долга его работников. Такие рассылки налоговики делают по специально установленной форме (приложение № 1 к письму №ГД-4-8/18401@ от 21.10.2015 г.). В указанной рассылке указывается общая сумма долга по работникам компании и содержится просьба известить работников об имеющейся у них задолженности.

Важно! Подобные письма не являются для работодателя основанием для удержания долгов с работника и не требует ответных действий в адрес налоговой инспекции.

Конечно, при желании, работодатель может напомнить своим сотрудникам о долгах и обязанности своевременно их гасить.

Налоговые требования: какие бывают, как отвечать

прайс на все Услуги

  • Налоговый контроль Налоговые требования

Обязанностью любой организации является предоставление налоговой и бухгалтерской отчетности в налоговые органы, а также своевременная и полная уплата налогов и сборов в бюджет.

Налоговые органы проверяют данные, предоставленные организацией, осуществляют налоговый контроль. В случаях выявления несвоевременного или/и неполного исполнения обязанностей налогоплательщика, налоговая инспекция может направлять налоговые требования по исполнению этих обязательств.

Рассмотрим требования об уплате налогов и требования о предоставлении документов.

01. Налоговое требование об уплате налога

1.1 Что такое налоговое требование об уплате налога? 

Требование об уплате налога (штрафа) — это акт властного характера, посредством которого налоговые органы понуждают налогоплательщика исполнить свои налоговые обязательства (обязательства по уплате штрафа) перед бюджетом.Правомерно ли требование налоговой о взыскании налогов и пени

Выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора (Постановление № 13592/04 от 29.03.2005 Президиума ВАС РФ).

Требование об уплате налога — это письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок не уплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ).

1.2 Виды налоговых требований об уплате налога

Налоговые органы обязаны выставлять требование об уплате налоговой санкции (штрафа) по правилам, установленным ст.69 «Требование об уплате налога» НК РФ.

Формы требований об уплате налога утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов .

Налогоплательщики сообщают о том, что к ним поступают разного вида требования — первоначальное, повторное и уточненное, требование об уплате налога (сбора), требование об уплате штрафа. Вид требования об уплате налогов един, он определен в Налоговом Кодексе.   

Статья 71 НК РФ предусматривает только один случай направления уточненного требования — это изменение налоговой обязанности после направления первоначального требования. Отсутствие условий для направления уточненного требования при наличии выставленного уточненного требования означает, что налоговый орган направил повторное требование.

Налоговые органы не имеют права под видом уточненного налогового требования повторно направлять требование по одним и тем же налогам и за один и тот же период. Данные обстоятельства будут свидетельствовать о незаконности действий налоговых органов.

Неоднократное направление требований об уплате налогов за один и тот же период и по одним и тем же налогам нарушает законные права налогоплательщика

1.3 Что содержит требование об уплате налога?

  • сумма задолженности по налогу и пени;
  • меры, которые будут приняты по взысканию налога;
  • основания взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог;
  • срок уплаты налогов;
  • срок исполнения требования.

1.4 Порядок направления требования об уплате налога

Ранее налоговой инспекции требовалось доказать факт передачи налогового требования.

Все возможные действия налогового органа по принуждению налогоплательщика к уплате налоговых платежей в бюджет могли быть осуществлены в случае, если налоговый орган располагал сведениями о вручении либо невручении налогоплательщику требования (пример, Постановление ФАС Центрального округа от 30 июня 2011 г. по делу N А14-9429/2010/335/28).

В настоящее время НК РФ предоставляет налоговому органу 3 (три) самостоятельных и независимых способа направления требования:

  1. личная передача руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) под расписку;
  2. направление по почте заказным письмом. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма;
  3. передача в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Случается, налоговый орган направляет требование по почте заказным письмом. Факт вручения письма налогоплательщику не отслеживает. Действительно, в соответствии со ст.

54 ГК РФ юридическое лицо несет риск негативных последствий неполучения адресованной ему корреспонденции, если при требуемой от него степени заботливости и осмотрительности не предпримет мер, направленных на получение этой корреспонденции по месту своего нахождения (пример — постановление ФАС Поволжского округа от 6 сентября 2011 г. по делу N А72-8864/2010).

Судебная практика по таким вопросам формируется, но можно выделить два основных момента:

  • требование об уплате налога должно быть вручено налогоплательщику после наступления срока его исполнения;
  • требования должны быть направлены заказной почтой по адресу, соответствующему данным налогового учета.

Важно: Факт выявления налоговым органом недоимки фиксируется документом по установленной форме. Данный документ о выявлении недоимки налогоплательщику не направляется.

1.5 Срок направления требования об уплате налога

Установлен общий срок направления требования — не позднее 3 (трех) месяцев со дня выявления недоимки. Если требование об уплате налога направляется налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, то срок должен быть не позднее срока, установленного п. 1 ст. 70 НК РФ, но не ранее 75 календарных дней со дня выявления недоимки.

Срок направления требования по результатам налоговой проверки (в том числе направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи) — в течение 20 (двадцати) дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Читайте также:  Куда жаловаться на врачей: как написать жалобу в Министерство здравоохранения

Последствия пропуска срока направления налогового требования. В практике нередки ситуации, когда налоговый орган пропускает установленный срок направления налогоплательщику требования.

Налоговый Кодекс не предусматривает изменения течения срока или его прекращение.

Таким образом, пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не исключает возможности применения дальнейших мер по взысканию недоимки.

1.6 Срок исполнения требования об уплате налога

Минимальный срок на исполнение требования, который обязан предоставить налоговый орган налогоплательщику для добровольной оплаты недоимки: 8 (восемь) дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ст. 69 НК РФ).

Если же требование об уплате налога будет направлено налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, то согласно п. 4 Письма ФНС России от 9 марта 2011 г.

N ЯК-4-8/3612@ «О порядке направления требования в электронном виде» срок исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направленного организациям, индивидуальным предпринимателям в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, должен составить не менее 20 календарных дней, а физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, — не менее 30 календарных дней.

До истечения срока на добровольное исполнение требования налоговый орган не вправе применять последующие меры для принуждения к уплате налога, пени и штрафа.  

Основания для обжалования требования по уплате налогов:

  • Нарушение срока направления требования;

Требование об уплате пеней: срок выставления ограничен

Минфин России разъяснил налогоплательщикам, как определить срок для выставления налоговой инспекцией требования об уплате пеней.

Срок для требования по налогам

Сроки для направления требования об уплате налога и сбора устанавливает статья 70 Налогового кодекса РФ. Эти сроки зависят от того, на каком основании возникла налоговая задолженность, а также от ее размера:

  1. Если налоги, пени, Штраф, проценты, предусмотренные главой 9 Налогового кодекса РФ, начислены по итогам налоговой проверки – требование выставляют в течение 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по результатам налоговой проверки, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ (п. п. 2, 3 ст. 70 НК РФ);

  2. Если задолженность обнаружена вне рамок налоговой проверки, срок направления требования зависит от общей суммы, указанной в нем задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам, а также процентам (п. п. 1, 3 ст. 70 НК РФ):

  • 500 рублей и более — в течение трех месяцев со дня выявления недоимки;
  • менее 500 рублей — в течение одного года со дня выявления недоимки.

Срок для требования по пеням

Как такового отдельного срока для направления требования об уплате пеней в ситуации, когда сумма задолженности по налогам уже уплачена, Налоговый кодекс РФ не содержит. В нем лишь сказано, что правила, установленные статьей 70, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате и пеней (п. 3 ст. 70 НК РФ).

В связи с этим Пленум ВАС РФ в пункте 51 постановления от 30.07.2013 № 57 разъяснил: поскольку пени могут быть уплачены как одновременно с налогом, так и после уплаты налога, требование об уплате пеней на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется в следующие сроки:

  • не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки;
  • не позднее трех месяцев с момента уплаты последней части недоимки в случае погашения ее частями.

Указанные разъяснения Пленума ВАС РФ были даны без учета внесенных в пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ изменений по продолжительности установленного срока.

  Соответственно, указанный Пленумом ВАС РФ порядок применим только к задолженности по пеням, размер которой составляет 500 рублей и более.

А в отношении задолженности по пеням менее 500 рублей у налоговых органов есть на выставление требования один год, который также начинает отсчитываться либо с момента уплаты всей суммы недоимки, либо с даты уплаты последней части недоимки в случае погашения ее частями.

Если срок нарушен

Последствия нарушения сроков направления требования об уплате налогов (пеней, штрафов, процентов) Налоговый кодекс РФ не определяет. На практике налоговые инспекции выставляют требование и после истечения установленного для этого срока.

  При этом они исходят из позиции, отраженной в постановлении Президиума ВАС РФ от 01.11.

2011 № 8330/11, согласно которой данное нарушение само по себе не влечет недействительности требования при условии, что на момент его выставления не утрачена возможность взыскания налоговой задолженности.

Взыскание недоимки налоговыми органами

Принудительное исполнение налоговой обязанности регулируется Налоговым кодексом. Предусмотренная им Процедура взыскания призвана создать дополнительные гарантии защиты прав собственности налогоплательщика. Нарушение порядка взыскания может влечь списание задолженности налогоплательщика как безнадежной. Вопросам принудительного исполнения обязанности по уплате налога с учетом практики применения соответствующих положений НК РФ посвящено интервью с экспертом – Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

  • Какое значение имеет направление налогоплательщику требования об уплате налога?
  • Требование — это извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности по ее уплате (статья 69 НК РФ).
  • Только после того, как налоговым органом налогоплательщику будет направлено требование об уплате налога, могут применяться собственно меры взыскания.

Но напомню, что правоприменительная практика признает уплату налогоплательщиком сумм, причитающихся по любому решению налогового органа, как принудительное взыскание.

Если в результате рассмотрения последующей жалобы решение инспекции будет отменено, налогоплательщик, «добровольно» уплативший сумму налога, вправе претендовать не только на возврат сумм как излишне взысканных, но и на проценты, начисленные на уплаченную сумму по день возврата.

Должно ли требование об уплате налога быть подписано начальником налоговой инспекции?

Нет. Форма требования, утвержденная приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@, вообще не предусматривает подписи должностного лица налогового органа. Указывается только ФИО исполнителя.

Каким налоговым органом налогоплательщику направляется требование?

Требование направляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым в соответствии со статьей 101.4 НК РФ обнаружено налоговое Правонарушение.

  1. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации или индивидуальному предпринимателю (их законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
  2. Если требование было направлено по почте, когда оно считается полученным?
  3. Согласно абзацу первому пункта 6 статьи 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.

Какой он — срок исковой давности по налогам

Умный Потребитель

/ 14 октября 2021 12:20

Каждый Гражданин обязан вовремя и в полном объеме отдавать государству налоги. Если этого не делать, налоговая начислит штрафы и пени, обратится в суд, и тогда придется платить бóльшие суммы. В течение какого времени могут требовать неуплаченные налоги?

Вовремя не оплаченные налоги тяжелым камнем повиснут на кошельке в будущем. Всегда тщательно следите за финансовой отчетностью

Если вы не заплатили один из налогов, будьте уверены, что ФНС это рано или поздно обнаружит и деньги придется платить.

На это отводится срок давности — максимально возможный отрезок времени, когда налогоплательщика обяжут вернуть долг в бюджет страны.

Ведомство обратится в суд, который вынесет постановление о принудительном удержании сборов. Но это произойдет только если ФНС подаст заявление до истечения срока давности.

Налоговый кодекс РФ гласит: срок давности по налоговым нарушениям составляет три года. Это время отводится на то, чтобы получить долги и пени с налогоплательщика. Помните, что обязанность платить налоги в бюджет РФ не имеет срока давности. Налогами облагаются доходы как физических, так и юридических лиц и ИП.

Когда ФНС начинает процесс по взысканию денег с неплательщика? Это зависит от нескольких факторов.

  • Если налоговый период составляет календарный год, то отсчет начинается на следующий день после его окончания. Взыскание применят, если финансовая отчетность велась неправильно или поступление денег в казну было задержано. Или деньги были уплачены не в полном объеме.
  • В остальных случаях период исковой налоговой давности начинается на следующий день после того, как были обнаружены нарушения. В этом варианте уклонение от уплаты можно увидеть в ходе проверки на предприятии.

Срок исковой давности — три года. Но не стоит прятаться и пережидать это время: злостных неплательщиков тщательно разыскивают

Андрей скрыл от ФНС свои доходы и уклонился от уплаты налогов, пропустив последний день внесения денег — 30 марта 2021 года. Так как Андрей должен был отчитаться за прошлый год, датой его нарушения считается 30 марта 2020 года. Срок давности в этот раз начинается с началом нового периода и длится три года — с 1 января 2021 года и по 31 декабря 2023 года.

Если деньги нужны прямо здесь и сейчас, то лучше оформить заявку на Кредит наличными с низкой процентной ставкой. Совкомбанк предлагает выгодные условия по низкой ставке. Для удобства на сайте есть кредитный калькулятор, где можно рассчитать свой ежемесячный платеж.

Читайте также:  Кто такой должник и каковы его обязательства?

ФНС может потребовать возмещения неуплаченных налогов в день, когда было обнаружено правонарушение. Срок исковой давности для физлиц подробно описан в ст. 48 НК. Три года также применяются в качестве исковой давности и к начисленным пеням.

Процедура пополнения неуплаченных налогов определяется их видом.

  • Земельный и имущественный могут требовать только за предыдущие три года до даты вручения требования. Например, в 2021 году у ФНС есть законное основание взимать налоги с 2018 по 2020 гг.
  • Оплату транспортного налога ведомство вправе истребовать также за предыдущие три года. Но иногда автомобиль используется на сезонных работах, а это означает, что с собственника не должны взимать плату за период вне сезона.
  • Срок давности в три года действует и в отношении уплаты НДФЛ: если физическое лицо задолжало за пять лет, ФНС имеет право требовать оплатить только последние три года.

Иногда человек может забыть оплатить ежегодный налог. В этом случае поможет приложение «Госуслуги»: в личном кабинете указаны все долги по штрафам и налогам, которые можно легко и безопасно оплатить в два клика.

При первом нарушении наказание будет мягким, но системное уклонение от уплаты налогов может привести к аресту до полугода

Для юрлиц и ИП срок исковой давности также составляет три года, но процесс требования неуплаченных налогов другой.

  • Взыскание долгов в бюджет начинается с того, что ИП или ООО получает требование оплаты в письменной форме.
  • Организация, получив уведомление, обязана погасить долги перед ФНС. Если этого не происходит, то в течение последующих двух месяцев служба уведомляет организацию о принудительном списании средств с ее счетов.
  • Если на счетах не хватает средств для оплаты, ФНС в течение последующих шести месяцев обращается в суд и решает эти вопросы.
  • Если спустя год после получения требования оплаты ООО или ИП не оплатили долг, ФНС имеет законное право описать имущество и конфисковать его.

Если ООО или ИП прекратили свою деятельность, но налоговая служба обнаружила недоплаченные налоги, ответственность за это все равно остается на организации. Иными словами, даже недействительная компания должна заплатить в бюджет за период своей работы. Срок в этом случае также определен в три года.

Есть и обратная ситуация, когда ФНС задолжало налогоплательщику. Это происходит, когда ведомство потребовало заплатить лишние налоги или начислило необоснованные штрафы и пени. Тогда в течение календарного месяца нужно подать заявление в ведомство о возврате переплаты или сразу обращаться в суд.

Ответственность за неуплату налогов

Привлечь к ответственности за уклонение от уплаты налогов нельзя, если прошел срок исковой давности. Если налогоплательщик попался на правонарушении впервые, его ожидают минимальные штрафы и мягкое наказание.

Громкий скандал произошел в 2021 году в Татарстане. Директора крупного кранового завода обвинили в уклонении от уплаты налогового обременения в особо крупном размере. По версии следствия, несколько лет руководитель предприятия подавал недостоверную информацию в ФНС, тем самым уклонившись от уплаты в казну 404 млн рублей.

Что грозит неплательщику:

  • исправительные обязательные работы;
  • штрафы;
  • пени;
  • уголовная ответственность;
  • запрет на деятельность;
  • ограничение свободы.

Неустойки начисляются как организациям, так и физическим лицам на следующий день после наступления просрочки. Штрафы составят до 40% от суммы неуплаченного долга. Реальный тюремный срок грозит тем, чьи долги превысят 2,5 млн рублей.

Человек, который не платит налоги, не экономит, а ворует у государства, а это карается законом

Те, кто на регулярной основе уклоняется от уплаты налогов, рискуют потерять как деньги, так и свободу.

Размер санкции Юридическое лицо Физическое лицо
Штраф Весь официальный доход за последние три года или штраф от ста до пятисот тысяч рублей Весь официальный доход за последние три года или штраф от ста до пятисот тысяч рублей
Наказание Руководителя могут приговорить к обязательным работам до пяти лет, арестовать на полгода, поставить запрет на ведение деятельности или запретить занимать определенные должности Обязательные исправительные работы до трех лет, арест до полугода

В 2010 году Анна решила закрыть свое ИП в Сочи, продать квартиру и переехать в Москву. Девушка продала квартиру, закрыла бизнес, выписалась и зарегистрировалась уже по новому месту жительства. Спустя пять лет Анна получила письмо из налоговой Сочи: оказалось, что за ней числился неоплаченный налог ЕНВД (отменен с 2021 года).

Выяснилось, что Анне начислили этот налог, когда она уже уехала в другой город, а за пять лет набежали крупные неустойки. В ФНС пояснили, что срока давности по этому налогу нет и для разбирательств девушка сама должна явиться в ведомство.

Анна запаниковала, но на помощь пришел Юрист. Он предположил, что в 2010 году была проведена камеральная проверка, по итогу которой доначислили налог. ИП Анны уже было ликвидировано, но это не освобождало ее от обременения. Однако служба пропустила все сроки давности обращения в суд, что спасло Анну от выплаты просроченных штрафов и пеней.

Определение сроков давности по уплате налогов кажется запутанным вопросом. Что нужно помнить:

  • Не пытайтесь утаить доходы от государства, не допускайте неуплаты налогов в соответствующее ведомство, исполняйте свои обязательства, возложенные законом.
  • Если вы заплатили в бюджет сверх нужного по закону, вы можете вернуть переплату. Нужно обратиться в налоговую службу с письменным заявлением о возврате переплаты. Можно напрямую обращаться в суд.
  • Будьте готовы к тому, что разбирательство по вашему делу может затянуться.
  • Если вы считаете, что ФНС выставила вам завышенные счета, обращайтесь к юристу.

Держите свою финансовую отчетность прозрачной. Это спасет от проблем и тяжб в будущем. Помните, что мощную государственную машину обмануть невозможно.

Денис Фокин

Люблю жизнь, тратить деньги и экономить. Но только не на себе! Рассказываю, как потратить меньше, а получить больше.

Вс высказался о сроке судебного взыскания налоговой задолженности

  • Общество применяло УСН.
  • 28 декабря 2017 года налогоплательщик подал в инспекцию сообщение об отказе от применения УСН.
  • 24 января 2018 года Общество подало налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2017 года, заявив вычеты.
  • 11 мая 2018 года был составлен акт проверки.

12 ноября 2018 года было принято решение по результатам камеральной налоговой проверки.

Решением налогоплательщик был привлечен к ответственности, наложен штраф, выявлена недоимка, начислены пени.

  1. 19 февраля 2019 года апелляционная жалоба Общества на решение о привлечение к ответственности была отклонена вышестоящим налоговым органом, решение о привлечении к ответственности вступило в силу.
  2. 26 февраля 2019 года налоговый орган выставил требование об уплате задолженности.
  3. 19 марта 2019 года налоговый орган направил Обществу требование об уплате налога.
  4. 23 марта 2019 года налоговый орган принял решение о взыскании налогов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
  5. 24 марта 2019 года, 09 июня 2019 года и 12 июля 2019 года налоговый орган принял решения о приостановлении операций по счетам Общества.
  6. 04 апреля 2019 года Общество подало в суд заявление о признании недействительным решения инспекции и проиграло дело в двух инстанциях (дело № А21-4552/2019).
  7. 10 апреля 2019 года налоговый орган принял решение о взыскании налога, сбора, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика.

26 июня 2019 года Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным требования от 26 февраля 2019 об уплате налога, пени, штрафа и проиграло в трех инстанциях (дело № А21-8475/2019).

Требование об уплате налога может быть признано недействительным, если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога, пеней, штрафа, процентов; налоговая инспекция допустила существенные нарушения требований к его содержанию; требование направлено повторно. Вышеназванных оснований суд не установил.

Суд пришел к выводу, что поскольку на момент выставления оспариваемого требования налоговым органом не утрачена возможность применения мер принудительного взыскания, основания для признания недействительным требования отсутствуют.

Оспариваемое требование соответствует установленной решением Инспекции от 12 ноября 2018 фактической обязанности Общества по уплате НДС, поскольку в рамках дела № А21-4552/2019 отказано в удовлетворении заявления общества о признании недействительным решения инспекции.

19 июля 2019 года вышестоящий налоговый орган отменил меры принудительного исполнения обязанности по уплате налога, пеней, штрафов, в частности, отменено решение от 23 марта 2019 года о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств. Управление признало, что требование о взыскании недоимки подлежало выставлению в срок не позднее 25 октября 2018 года, а решение о взыскании недоимки за счет денежных средств могло быть принято налоговым органом не позднее 15 января 2019 года.

Читайте также:  Взыскание зп: работали на организацию, зп белая, организация прекратила свою деятельность

02 августа 2019 года инспекция обратилась в суд с исковым заявлением о взыскании с Общества задолженности (дело № А21-10479/2019). Первая инстанция Иск удовлетворила. Апелляционная инстанция решение отменила, в иске отказала.

Кассационная инстанция (суд округа) отменила постановление апелляционной инстанции, оставила в силе решение первой инстанции. Общество подало кассационную жалобу в ВС, которая была передана на рассмотрение экономической коллегии ВС.

Общество считает, что налоговый орган пропустил шестимесячный срок судебного взыскания задолженности, применяемый при утрате налоговым органом возможности внесудебного взыскания. Срок пропущен вследствие длительности проведения камеральной налоговой проверки.

Решение по ее результатам было принято инспекцией 12 ноября 2018 года, в то время как должно было быть принято не позднее 12 июля 2018 года.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС оставила постановление суда кассационной инстанции без изменения, а жалобу Общества без удовлетворения.

ВС указал, что само по себе нарушение длительности проведения налоговой проверки не может иметь юридического значения для оценки правомерности действий налогового органа на стадии взыскания задолженности по налогам.

Иное приводило бы к смешению сроков, относящихся к различным административным процедурам — сроков производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах, и сроков исполнения решения, принятого по результатам названного производства.

При этом, в отличие от процедуры взыскания задолженности, нарушение длительности производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах может быть обусловлено совокупностью причин, имеющих различный характер — как объективный (например, не поступление ответов налоговому органу на направленные им запросы иным лицам, позднее поступления ответов от уполномоченных органов других государств в рамках обмена информацией), так и субъективный (необходимость обеспечения реализации прав налогоплательщика, в том числе на ознакомление с материалами налоговой проверки, на подготовку дополнительных возражений и т.п). В то же время судебная практика признает, что регламентация сроков взыскания налогов, равно как и сроков проведения налоговых проверок, имеет общие итоговые цели, поскольку направлена на достижение равновесия интересов участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на обеспечение правовой определенности. Поэтому длительный срок проведения налоговой проверки может быть признан недопустимым в той мере, в какой приводит к избыточному или не ограниченному по продолжительности применению мер налогового контроля в отношении налогоплательщиков. С 02 сентября 2010 года установлен двухлетний предельный срок судебного взыскания задолженности, применяемый при утрате налоговым органом возможности внесудебного взыскания. При проверке соблюдения сроков принудительного внесудебного взыскания оценке подлежит своевременность действий налогового органа на стадии исполнения решения, вынесенного по результатам налоговой проверки (после вступления в силу решения и получения реальной возможности его исполнения), которая начинается с выставления требования об уплате налога. Таким образом, превышение длительности производства по делу о нарушении законодательства о налогах (совершение определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля с нарушением сроков) само по себе не лишает налоговый орган права на принятие мер внесудебного взыскания, предусмотренных ст. 46 — 47 НК, но, во всяком случае, ограничивает возможность взыскания пределами двух лет. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, принятое после истечения указанных сроков, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога. Предельный двухлетний срок исчисляется с момента истечения срока добровольного исполнения обязанности по уплате, указанного в требовании, и поглощает иные сроки совершения промежуточных действий, направленных на взыскание задолженности налоговым органом. В соответствии с волей законодателя по истечении названного предельного срока налоговый орган, утративший возможность принятия собственных решений (постановлений) о взыскании задолженности, также утрачивает и право на обращение с соответствующим требованием в суд. В случае превышения двухлетнего срока, возражения относительно нарушения длительности проведения налоговой проверки могут быть заявлены налогоплательщиком как при рассмотрении предъявленного к нему в судебном порядке требования о взыскании задолженности, так и при оспаривании самим налогоплательщиком выставленного налоговым органом требования об уплате налога, оспаривании решений (постановлений), принятых налоговым органом в рамках внесудебного взыскания задолженности. нарушение длительности проведения налоговой проверки составило четыре месяца и, следовательно, не привело к нарушению предельного двухлетнего срока. Поскольку налоговым органом, несмотря на нарушение длительности налоговой проверки, не утрачена возможность судебного взыскания задолженности, Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.

Получается, что, если налоговый орган нарушал нормативные сроки проведения мероприятий налогового контроля, обращения решения, принятого по их результатам, к исполнению, не по причинам, зависящим от налогоплательщика, не по объективным причинам, то через 2 года, отсчитываемые от даты, когда требование об уплате налога должно было быть направлено на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган не сможет взыскать с налогоплательщика задолженность. Что касается шестимесячного срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК, то его суды сочли нужным применить с учетом даты фактического направления требования, а не нарушенных налоговым органом нормативных сроков проведения мероприятий налогового контроля, вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки и исполнения решения налогового органа. В рассматриваемом деле шестимесячный срок на обращение инспекции в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу, пеням, штрафам начал исчисляться с 20 марта 2019 года (следующий день после истечения срока исполнения требования об уплате недоимки) и истек 19 сентября 2019 года, а, соответственно, обращаясь 02 августа 2019 года в арбитражный суд, инспекция уложилась в отведенный законом срок. То есть, общий двухлетний срок необходимо применять, исходя из отведенных законом на соответствующие процедуры сроков, а сроки отдельных мероприятий отсчитываются последовательно, их отсчет начинается с дат фактического завершения предшествующих мероприятий.

Срок проведения проверки — 3 месяца (п. 2 ст. 88 НК), срок составления акта проверки — 10 дней (п. 1 ст. 100 НК), срок получения акта — на 6 день с даты отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК), срок предоставления возражений на акт проверки — 1 месяц (п. 6 ст. 100 НК), срок вынесения решения — 10 дней, срок получения решения — на 6 день со дня отправки заказного письма (п. 9 ст.

101 НК), срок на обжалование решения налогового органа — 1 месяц (ст. 139.1 НК), срок рассмотрения жалобы вышестоящим органом — 1 месяц (ст. 140 НК), срок выставления требования — 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (п. 2 ст.

70 НК), срок исполнения требования — 8 дней с даты получения требования (+ 6 дней на получение требования), срок для вынесения решения о взыскании недоимки за счет денежных средств налогоплательщика — 2 месяца (п. 3 ст. 46 НК), срок для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки в судебном порядке — 6 месяцев (п. 3 ст. 46 НК).

Налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога в течение 2 лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 1 ст. 47 НК).

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *