Приносящая доход деятельность бюджетного учреждения. приобретение имущества

  • Приносящая доход деятельность бюджетного учреждения. Приобретение имущества 1 слайд Приносящая доход деятельность бюджетного образовательного учреждения.
  • Приносящая доход деятельность бюджетного учреждения. Приобретение имущества 2 слайд Введение Новые организационно- финансовые механизмы призваны изменить позицию ресурсополучателя и всех субъектов образовательной системы по отношению к способам получения и расходования ресурсов. Они должны стимулировать восприимчивость системы к запросам потребителей, мотивируя ее на установление конструктивного диалога с гражданами и выработку представлений о современном качестве образования.
  • Приносящая доход деятельность бюджетного учреждения. Приобретение имущества 3 слайд Новый организационно-финансовый механизмФинансово-хозяйственная самостоятельность;Нормативное подушевое финансирование бюджетного учреждения;Новая система оплаты труда;Эффективный механизм предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;Повышение квалификации руководителей образовательных учреждений;
  • Приносящая доход деятельность бюджетного учреждения. Приобретение имущества 4 слайд Приносящая доход деятельностьФинансово-экономическая деятельность регулируется положениями Бюджетного кодекса РФ ( БК РФ).Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения Учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, заданиям собственника имущества и назначению имущества.
  • Приносящая доход деятельность бюджетного учреждения. Приобретение имущества 5 слайд «Приносящая доход деятельность пунктом 2 ст. 298 Гражданского кодекса РФ установлено, что «если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе». Таким образом, у бюджетного учреждения — школы, — появляется право самостоятельного распоряжения.
  • Приносящая доход деятельность бюджетного учреждения. Приобретение имущества 6 слайд Виды приносящей доход деятельностиБезвозмездные поступления: добровольные пожертвования от юридических и физических лиц;Доходы от учебного процесса:(наличие лицензии на данный вид образовательной деятельности)- организация дополнительных образовательных услуг- организация учебно-производственной деятельности. Доходы от деятельности, не связанной с образовательным процессом:- аренда;-торговые и посреднические операции;- производство товаров и услуг.
  • Закона РФ « о НКО», Ст.9.2 Бюджетное учреждение
4. Бюджетное учреждение впр... 7 слайд Закона РФ « о НКО», Ст.9.2 Бюджетное учреждение4. Бюджетное учреждение вправе выполнять работы, оказывать Услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.6……… Финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения, не связанной с выполнением государственного (муниципального) задания, осуществляется за счет доходов от этой деятельности и иных не запрещенных федеральными законами источников.
  • Приносящая доход деятельность бюджетного учреждения. Приобретение имущества 8 слайд Закона РФ « О НКО» Ст.9.2.Бюджетное учреждение10. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 12 и 13 настоящей статьи или абзацем третьим пункта 3 статьи 27 настоящего Федерального закона.
  • Приносящая доход деятельность бюджетного учреждения. Приобретение имущества 9 слайд Закона РФ «О НКО» Ст. 24. Виды деятельности некоммерческой организации 1……..    Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. 4…..Бюджетное учреждение вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества.     В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, бюджетное учреждение вправе вносить имущество, указанное в абзаце втором настоящего пункта, в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя или участника.
  • Приносящая доход деятельность бюджетного учреждения. Приобретение имущества 10 слайд Закон РФ « О НКО», Ст. 26. Источники формирования имущества некоммерческой организации3. Полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации.Статья 32. Контроль за деятельностью некоммерческой организации2. Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны.
  • 11 слайд Закон РФ «Об образовании»В соответствии п.8.,ст.41 государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет:платных дополнительных образовательных и иных, предусмотренных Уставом услуг;добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или)юридических лиц;
  • 12 слайд Закон РФ «Об образовании»Пункт 1 Статья 13. В уставе образовательного учреждения должны быть указаны цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ, а также основные характеристики образовательного процесса. К основным характеристикам образовательного процесса относятся:наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления ( на договорной основе);Порядок регламентации и оформления отношений учреждения и обучающихся и (или) их родителей (законных представителей).
  • 13 слайд Закон РФ « Об образовании»Статья 45. Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений1. Государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами, а также образовательными стандартами, устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона.
  • 14 слайд

Почему по счету 210.06 не отражается стоимость приобретенного особо ценного имущества

В вашем документе «Принятие к учету ОС и НМА» отражено принятие к учету основного средства стоимостью 7 000 руб.

как особо ценное Движимое имущество по КФО 2 (приносящая доход деятельность) и ИФО «Родительская плата». То есть, основное средство приобретено за счет средств предпринимательской деятельности.

При этом документ «Принятие к учету ОС и НМА» датирован 2012 годом.

Приносящая доход деятельность бюджетного учреждения. Приобретение имущества

Затем, вы отразили стоимость ОС на счете 210 06 «Расчеты с учредителем» по КФО 2 (приносящая доход деятельность).

Приносящая доход деятельность бюджетного учреждения. Приобретение имущества

Рассмотрим правомерность и правильность отражения в учете данных операций.

Согласно пункту 37 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.

2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н, объекты нефинансовых активов учитываются на соответствующих счетах Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета объекта учета, по объектам имущества:

  • 10 «Недвижимое имущество учреждения»;
  • 20 «Особо ценное движимое имущество учреждения»;
  • 30 «Иное движимое имущество учреждения»;».
  • Следует отметить, что Инструкция № 157н не содержит определения термина «Особо ценное движимое имущество» (ОЦДИ).

План счетов бюджетного учета не содержит счетов группы 100 20 «Особо ценное движимое имущество учреждения». Счета этой группы есть только в планах счетов для бюджетных и автономных учреждений. Необходимость отнесения имущества к ОЦДИ возникает при изменении типа учреждения на «бюджетное» или «автономное».

Согласно пункту 11 статьи 9.2 закона от 12 января 1996 г.

№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.

Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации. Виды такого имущества могут определяться:

  1. 1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении этих органов или в ведении федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в их ведении;
  2. 2) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;
  3. 3) в порядке, установленном местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

Перечни особо ценного движимого имущества определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя (пункт 12 статьи 9.2 закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Читайте также:  Можно ли получить декретные несовершеннолетней, которая учится в колледже?

Порядок отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу установлен постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (далее — Постановление № 538).

Постановлением № 538 определено, что при составлении перечней ОЦДИ помимо ценового критерия, могут устанавливаться и иные критерии для отнесения имущества, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено, к ОЦДИ.

Как следует из Постановления № 538, источник денежных средств на приобретение имущества не является основным критерием отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества. То есть ОЦДИ может быть приобретено бюджетным учреждением нового типа за счет приносящей доход деятельности.

Таким образом, объект ОС стоимостью 7 000 руб., приобретенный за счет средств предпринимательской деятельности, правомерно учитывается на счетах 2 101 20 000 «Основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения». Документ «Принятие к учету ОС и НМА» (датирован 2012 г.) оформлен верно.

При этом ограничения по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, установленные пунктами 2, 3 статьи 298 Гражданского кодекса, на имущество, приобретенное за счет средств приносящей доход деятельности после изменения типа учреждения на «бюджетное» или «автономное», не распространяются.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 298 ГК РФ

«3.

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.«

Согласно пункту 238 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, счет 210 06 «Расчеты с учредителем» предназначен для учета расчетов с органом власти, выполняющим функции и полномочия учредителя в отношении государственного (муниципального) бюджетного учреждения, автономного учреждения.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 08.05.

2010 № 83-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Информация о стоимости таких объектов отражается на счете 210 06 «Расчеты с учредителем». То есть, на счете 2 210 06 учитывается особо ценное движимое имущество, приобретенное за счет средств приносящей доход деятельности и учитываемое на счетах 2 100 20, но не все, а только закрепленное за учреждением на дату его преобразования в «бюджетное» или «автономное».

  • Стоимость особо ценного движимого имущества, приобретенного за счет средств приносящей доход деятельности после изменения типа учреждения, учитываемого на счетах 2 100 20, не должна учитываться на счете 2 210 06 «Расчеты с учредителем».
  • Эту особенность учитывает документ «Корректировка расчетов с учредителем«.
  • Перед составлением отчета за год необходимо актуализировать данные на счете 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» — привести в соответствие балансовой стоимости недвижимого имущества и ОЦДИ, изменившейся в течение года в результате выбытия или поступления такого имущества.

Внебюджетная деятельность и платные услуги бюджетных, автономных и казенных учреждений в 2021 году

СЕМИНАР В МОСКВЕ + Онлайн-трансляция

Даты проведения: 29 Сентября 2021

Осуществление сбалансированной финансово-хозяйственной деятельности бюджетных, автономных и казенных учреждений требует от руководителей, главных бухгалтеров и экономистов учреждений четкого понимания правил, требований по осуществлению и прикладных особенностей приносящей доход деятельности. Основное внимание семинара уделено теме платных услуг учреждения. Рассматриваются актуальные требования к осуществлению платных услуг, порядок определения стоимости платных услуг и особенности учета в соответствии с Федеральными стандартами.

  • Внебюджетная деятельность, направленная на получение доходов от собственности, рассматривается подробно как в теоретическом, так и в практическом аспекте.
  • Семинар предназначен для: Руководителей, главных бухгалтеров и бухгалтеров, специалистов планово-экономических отделов организаций госсектора.
  • ПРОГРАММА
  • Организация приносящей доход деятельности и платных услуг.
  • Правовые основы ведения платной деятельности учреждениями.
  • Общие требования законодательства и условия для оказания платных услуг бюджетными, автономными и казенными учреждениями. Отраслевые особенности организации приносящей доход деятельности.
  • Оформление права на платную деятельность. Разрешённые и неразрешённые виды деятельности.
  • Локальные НПА учреждения для организации приносящей доход деятельности в учреждении.
  • Виды платных услуг. Особенности предоставления платных услуг учреждениями.

Правила оказания платных услуг учреждениями.

  • Правила оказания платных услуг учреждениями и их обновление для отдельных отраслей в 2021 году:
    • Новый порядок оказания платных образовательных услуг — обзор Постановления Правительства РФ от 15.09.2020 N 1441;
    • Требования к оказанию гостиничных услуг в 2021 году — Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 N 1853.
  • Порядок установления цены платной услуги. Особенности определения цены платных услуг, относящихся к основным видам деятельности.
  • Особенности формирования себестоимости платной услуги.
  • Оформление расчетов между учреждениями и получателями платных услуг.

Оформление приносящей доход деятельности.

  • Общий алгоритм по оказанию платных услуг.
  • Документальное оформление приносящей доход деятельности.
  • Порядок заключения договора на оказание платных услуг учреждениями. Особенности оформление правоотношений с покупателями.
  • Риски учреждения при оказании платных услуг. Типовые нарушения в рамках приносящей доход деятельности. Прикладные вопросы законодательства о защите прав потребителей.

Планирование приносящей доход деятельности.

  • Порядок и правила планирования в 2021 г. Особенности планирования поступлений казенных учреждений. План ФХД и бюджетная смета.
  • Особенности планирования поступления доходов от платных услуг.
  • Отражение в плане финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений доходов и расходов от оказания платных услуг в увязке с показателями отчетности.
  • Формы обоснований (расчетов) плановых показателей, применяемых при составлении плана ФХД и бюджетных смет.
  • Особенности планирования поступления доходов от собственности, доходов от реализации, доходов от штрафов и пеней.
  • Особенности планирования налогов, уменьшающих доходы учреждения (НДС, НП).

Бухгалтерский учет приносящей доход деятельности учреждений в 2021 году в соответствии с Федеральными Стандартами.

НПА и Федеральные Стандарты, регулирующие порядок отражения в бухгалтерском учете приносящей доход деятельности:

  • Общий порядок и особенности применения бюджетной классификации для учета приносящей доход деятельности учреждения.
  • Понятие и классификация поступлений в соответствии с Федеральными Стандартами:
    • СГС «Доходы»;
    • СГС «Долгосрочные договоры»;
    • СГС «Аренда»;
    • СГС «Финансовые инструменты».
  • Особенности отражения в учете доходов от собственности, доходов от реализации, доходов от штрафов и пеней.
  • Особенности формирования доходов, расходов и финансового результата при оказании платных услуг.

Порядок бухгалтерского учета приносящей доход деятельности учреждений.

  • Общие принципы и требования к отражению в учете приносящей доход деятельности учреждений.
  • Порядок отражения доходов от оказанных услуг (выполненных работ) в соответствии с СГС «Доходы» и СГС «Долгосрочные договоры». Прикладные особенности и сложные вопросы.
  • Учет доходов по длительным договорам в соответствии с требования Федерального стандарта «Долгосрочные договора». Особенности учета доходов и расходов по договору подряда. Рекомендуемая аналитика для забалансовых счетов.
  • Порядок отражения доходов, расходов и определения финансового результата от сдачи в аренду имущества в соответствии с СГС «Аренда». Прикладные особенности и сложные вопросы.
  • Обновленные правила учета штрафов, пеней и иных санкций, в том числе в случае отказа контрагентов от добровольной оплаты. Алгоритм работы с претензиями.
  • Порядок отражения грантов, пожертвований, благотворительной помощи в учете учреждений в соответствии с СГС «Доходы». Особенности отражения пожертвований в натуральной и денежной форме.
  • Особенности отражения на счете 0 205 30 000 поступлений, возникающих в силу договоров, соглашений.

Порядок расчета и бухгалтерского учета себестоимости платных услуг.

  • Схема формирования себестоимости платных услуг.
  • Особенности распределения общих расходов учреждения между бюджетной и внебюджетной деятельностью.
  • Порядок отражения запланированных расходов в Плане ФХД. Формирование расчетных обоснований по расходам в Плане ФХД.
  • Правила формирования себестоимости платных услуг (работ) на счетах 2 10900 000 в соответствии с СГС «Запасы».
  • Признание расходов для целей налогообложения. Порядок отражения операций с налогами в учете.

Формирование фактической стоимости и распределение доходов от предпринимательской деятельности.

  • Требования и порядок учета реализации готовой продукции. Формирование фактической стоимости изготовления готовой продукции, выполнения работ, услуг. Списание общехозяйственных расходов, накладных расходов в себестоимость готовой продукции.
  • Нормирование затрат для услуг (работ) в рамках приносящей доход деятельности учреждений. Отраслевые методики Минфина по определению нормативных затрат на услуги (работы). Практический обзор формирования нормированных затрат в учреждении.
  • Требования и ограничения по распределению средств, поступивших за оказание платных услуг. Положение о внебюджетных средствах учреждения. Особенности требований эффективности деятельности учреждения в части увязки доходов от платных услуг и стимулирующей части оплаты труда.
  • Перераспределение доходов от предпринимательской деятельности по статьям расходов. Расходование денежных средств целевого назначения.
Читайте также:  Уплата ЕНВД: фирма находится на ЕНВД оказывает международные перевозки

Порядок сдачи имущества в аренду бюджетными и автономными учреждениями.

  • НПА в отношении арендных отношений: возможности и условия сдачи имущества в аренду, особенности проведения торгов, правила заключения договора и его регистрации.
  • Требования к планированию доходов от аренды и формирования расчетных обоснований, в том числе по договорам аренды сроком действия более 1 года.
  • Порядок отражения в учете операций с доходами от аренды в соответствии с СГС «Аренда».
  • Особенности отражения в учете расходов, связанных с содержанием сданного в аренду имущества.
  • Условные арендные платежи: понятие, порядок планирования и отражения в учете.
  • Особенности налогообложения при сдаче имущества в аренду.

Управление дополнительными источниками финансирования.

  • Виды дополнительных источников финансирования: доходы от собственности, безвозмездные поступления, негарантированные поступления.
  • Отражение в Плане ФХД учреждения дополнительных источников финансирования и негарантированных поступлений.
  • Особенности привлечения грантов, пожертвований, благотворительной помощи; порядок отражения операций в учете в соответствии с СГС «Доходы».
  • Продажа имущества: правовое основание, требование согласования, отражение операций по реализации имущества в учете.
  • Порядок учета штрафных санкций, полученных в результате нарушения контрагентами договорных обязательств в соответствии с СГС «Доходы».
  • Порядок планирования и учета заемных средств и отражения в Плане ФХД «тела кредита» и процентных расходов.
  • Особенности налогообложения при получении дополнительных источников финансирования.

Учет доходов и налогообложение. Дебиторская задолженность.

  • Особенности определения налоговой базы по НДС и налогу на прибыль во внебюджетной деятельности учреждений. Порядок отражения отдельных доходных операций.
  • Налог на прибыль: доходы и расходы при исчислении налога на прибыль. Особенности исчисления налога на прибыль казенными учреждениями. Порядок применения ставки по налогу на прибыль 0% процентов. Распределение сумм налога на прибыль по обособленным подразделениям учреждения. Построение системы налоговых регистров для заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль.
  • Налог на имущество: определение налоговой базы по различным категориям имущества. Особенности распределения сумм налога на имущество между бюджетной и приносящей доход деятельностью.
  • Отражение в учете расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов при отражении операций по приносящей доход деятельности.
  • Работа с дебиторский задолженностью. Применение инструментария сомнительной задолженности для актуализации информации о дебиторской задолженности реальной к взысканию. Особенности формирования резерва по сомнительной задолженности.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Спикер

Эксперт, Преподаватель РАНХиГС (Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной службы).

  1. УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ
  2. Стоимость участия в ОЧНОМ формате — 13 400 рублей, в ONLINE — 13 400 рублей.
  3. При единовременном участии двух и более сотрудников в одном мероприятии предоставляется скидка — 7 %.
  4. В стоимость обучения входит: Методический материал, обеды, кофе-паузы.
  5. Документ по окончании обучения: Сертификат об участии в семинаре.
  6. Иногородним клиентам оказывается помощь в бронировании гостиницы на период прохождения обучения.

Получить более подробную информацию и записаться на обучение можно на сайте организатора, по телефону +7 (495) 134-41-42 или по электронной почте [email protected].

Участники (0)

Приносящая доход деятельность

Любая образовательная организация является некоммерческим юридическим лицом, и на нее распространяется действие законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих юридических лиц в целом, в частности, соответствующие нормы ГК РФ.

Статья 49 ГК РФ определяет, что некоммерческие юридические лица могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Выход за цели деятельности является и выходом за пределы правоспособности учреждения (влечет за собой Недействительность сделок). Служить достижению целей, ради которых создано учреждение, деятельность может по-разному, не обязательно вид деятельности должен быть прямо направлен на достижение уставной цели.

Например, это может быть организационная или технологическая связь с основной деятельностью.

Вопрос возможностей по ведению приносящей доход деятельности решен различным образом в зависимости от типа государственного (муниципального) учреждения.

Казенное учреждение в принципе может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Однако доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

И расходуются они затем в рамках сметы с учетом принципа общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, который означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете.

Главные распорядители бюджетных средств, в ведении которых находятся казенные учреждения, осуществляющие приносящую доходы деятельность, имеют право распределять бюджетные ассигнования между указанными учреждениями с учетом объемов доходов от приносящей доходы деятельности, осуществляемой этими учреждениями, зачисляемых в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Это означает, что главный распорядитель может уменьшить финансирование из бюджета на сумму дополнительных доходов. Даже если и будут получены какие-то доходы, они все равно зачисляются в соответствующий бюджет, никакой речи о самостоятельном распоряжении не идет.

Более того, с учетом технических сложностей осуществление расходов на приносящую доход деятельность также становится крайне затруднительным.

Таким образом, казенное учреждение лишается экономических стимулов для ведения приносящей доход деятельности. Учреждения, заинтересованные в ведении приносящей доход деятельности, заинтересованы в том, чтобы не иметь тип казенного учреждения.

В отношении бюджетных и автономных учреждений вопрос решен совершенно иным образом.

Абзацы 2 п. 2 и 3 ст. 298 ГК РФ в отношении автономных и бюджетных учреждений сформулированы идентично.

И бюджетное, и автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям — при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение такого учреждения.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания исходя из тех норм, которые регулируют его обеспечение, не зависит от доходов учреждения.

Учредитель финансирует выполнение выданного задания в определенном размере, и этот размер не должен быть связан с тем, какое количество дополнительных средств удалось привлечь учреждению.

Это означает наличие экономических стимулов для ведения приносящей доход деятельности — привлеченный доход станет дополнительным для учреждения.

Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.

Возможность самостоятельно распорядиться привлеченными средствами также является стимулом для поисков возможностей дополнительного финансирования.

В этом отношении бюджетные и автономные учреждения имеют схожие возможности.

Однако есть и иные отличия бюджетных и автономных учреждений, влияющие на ведение ими приносящей доход деятельности, согласно которым был сделан следующий, представляющийся полностью обоснованным, вывод.

Глава 8. Учет затрат на изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг

В результате изучения главы 8 студент должен:

знать

  • • особенности приносящей доход деятельности в зависимости от типа государственного (муниципального) учреждения;
  • • общие принципы формирования расходов по экономическим элементам и по статьям калькуляции;
  • • методы учета и распределения накладных расходов;

уметь

  • • выбрать метод расчета затрат на оказание платных услуг (выполнение работ);
  • • формировать себестоимость оказываемых платных услуг;
  • • классифицировать общехозяйственные расходы и организовать их учет при выполнении государственного (муниципального) задания;
  • владеть
  • • терминологией, связанной с исчислением себестоимости работ, услуг;
  • совокупностью приемов калькулирования себестоимости.

Приносящая доход деятельность государственных (муниципальных) учреждений в зависимости от их типа: казенные, бюджетные, автономные

Приносящая доход деятельность может быть предпринимательской либо иной приносящей доход деятельностью, связанной с получением несистематических, т.е. разовых, доходов.

Предпринимательская деятельность характеризуется набором нескольких предусмотренных законом признаков:

  • 1) систематичность;
  • 2) направленность на получение прибыли (т.е. доходов, превышающих расходы);
  • 3) экономический риск как вероятность вложения средств и неполучения планируемых доходов (т.е. риск потери вложенных ресурсов);
  • 4) государственная регистрация (для некоммерческих организаций регистрация устава, в котором прописана та или иная конкретная предпринимательская деятельность).

Для предпринимательской деятельности характерны также некоторые внешние признаки, а именно:

  • – наличие рекламы (например, размещение объявлений, адресованных неопределенному кругу лиц);
  • – создание материально-технической и кадровой базы (наличие в штате нужных работников);
  • – длительный характер осуществления деятельности;
  • – отдельное ведение учета расходов и доходов и др.
Читайте также:  Налоговый вычет при покупке квартиры нерезидентом

Так, предоставление платных образовательных услуг образовательными учреждениями, как правило, подпадает под определение предпринимательской деятельности, предусмотренное ст. 2 ГК РФ, а также под понятие «коммерческая деятельность», используемое в НК РФ.

Иная приносящая доход деятельность – это деятельность, которая не обладает совокупностью юридически значимых признаков предпринимательской деятельности.

Нередко под иной деятельностью понимается также получение «пассивных» доходов, например, от сдачи в аренду помещений, пожертвований граждан и организаций, дивидендов от участия в коммерческих организациях, процентов по ценным бумагам и остаткам банковских счетов и т.п.

Как правило, иная приносящая доход деятельность не связана технологически с основной деятельностью и направлена исключительно на получение дополнительного финансирования. Получение доходов от такой деятельности допускается только в случаях, специально предусмотренных законом.

В частности, законодательством РФ предусматривается право учреждений:

  • – выступать арендодателями имущества;
  • – получать пожертвования от граждан и организаций;
  • – получать доходы (за исключением казенных учреждений) от долевого участия в деятельности других организаций, приобретения акций, облигаций, иных ценных бумаг и начисленных на них дивидендов и процентов.

Дополнительный доход может быть получен также в связи с выплатой неустойки (штрафа, пени) контрагентом учреждения по договору. Налоговое законодательство, как правило, относит подобного рода доходы к внереализационным доходам и отличает их от доходов, полученных от предпринимательской (коммерческой) деятельности, которые в части превышения расходов считаются прибылью учреждения.

Представляется, что «пассивные» доходы, для получения которых не требуется активных или систематических действий со стороны учреждения, следует перечислять в его правовых документах в дополнение к указанию на доходы от приносящей доход деятельности.

Например, в учетной политике учреждения может быть сделана запись: «Источниками финансирования учреждения являются доходы от приносящей доход деятельности, а также целевые пожертвования, дивиденды по акциям, проценты по ценным бумагам и иные внереализационные доходы после уплаты соответствующих налогов».

К доходам государственных учреждений относятся доходы:

  • – от реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности (например, за разрешение по лицензионному договору использовать служебное произведение, исключительные права на которое принадлежат учреждению), имущество и денежные средства, полученные по завещанию;
  • – от целевого капитала (эндаумента), сформированного в целях финансирования данного учреждения.

Государственные (муниципальные) учреждения (казенные, бюджетные и автономные) могут заниматься приносящей доход деятельностью при наличии указанных видов деятельности в учредительных (правоустанавливающих) документах. Форма приносящей доход деятельности напрямую связана с видом деятельности учреждения.

Право заниматься приносящей доход деятельностью не означает, что государственное (муниципальное) учреждение в свободное от основной нагрузки время может заниматься любыми услугами, например организовать стоянку автомобилей.

Приносящая доход деятельность государственного (муниципального) учреждение должна быть нацелена на реализацию задач, ради которых создавалось это учреждение:

  • • казенные учреждения оказывают услуги в рамках приносящей доход деятельности, если это необходимо в части выполнения основных государственных (муниципальных) функций и полномочий;
  • • автономные и бюджетные учреждения осуществляют приносящую доход деятельность в том объеме, в котором это закреплено в учредительных документах соответствующего бюджетного или автономного учреждения.

Статьей 298 ГК РФ закреплено, что казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Полученные доходы поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Аналогичная норма установлена ст. 161 БК РФ: казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Эта же статья устанавливает важную норму о том, что доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Вместе с тем, согласно п. 8 ст. 33 Закона № 83-ΦЗ, положения абз. 2 п. 4 ст. 298 ГК РФ, абз. 4 п. 3 и 5 ст. 41, π. 1 ст. 51, абз. 4 ч. 1 ст. 57 и абз. 4 ч. 1 ст.

62 БК РФ (в части зачисления в соответствующий бюджет доходов от оказания казенными учреждениями платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности) применяются с 1 января 2012 г.

, если законом субъекта РФ или актом органа местного самоуправления не установлено иное в отношении указанных доходов соответствующих казенных учреждений.

Орган – учредитель казенного учреждения определяет исчерпывающий перечень видов деятельности, которые учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано (в отношении федерального казенного учреждения (п. 33 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539)).

Таким образом, осуществление казенным учреждением приносящей доход деятельности зависит от решения органа-учредителя.

Бюджетное учреждение нового типа может (сверх установленного государственного (муниципального) задания) оказывать платные услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом. При этом они могут предоставляться для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Заниматься иными видами деятельности можно, только если это служит достижению целей, ради которых создано учреждение, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы и приобретенное за счет вырученных средств имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.

Автономное учреждение также вправе вести деятельность, приносящую доход, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано (должна быть указана в учредительных документах). Причем доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

Следовательно, учреждения самостоятельно в соответствии с уставом определяют возможность оказания платных услуг в зависимости от материальной базы, численного состава и квалификации персонала, спроса на услугу, работу и т.д.

Учреждения самостоятельно формируют и утверждают перечень платных услуг.

Однако в случаях если федеральным законом или законом субъекта РФ предусматривается оказание учреждением платной услуги в пределах государственного задания, в том числе для льготных категорий потребителей, такая платная услуга включается в ведомственный перечень государственных услуг, по которым формируется государственное задание.

Операции со средствами от приносящей доход деятельности отражаются на лицевых счетах получателя бюджетных средств на основании Разрешений и Сведений о смете.

Для оплаты обязательств за счет средств от приносящей доход деятельности учреждения представляют в органы Федерального казначейства по месту обслуживания Заявку на кассовый расход (ф. 0531801) или Заявку на получение наличных денег (ф. 0531802).

Остаток, сформированный по результатам деятельности в предыдущем году, в текущем учитывается на лицевых счетах учреждения как вступительный остаток на 1 января текущего финансового года.

С 1 января 2012 г. смета доходов и расходов казенного учреждения по приносящей доход деятельности при включении указанных средств в доходы бюджета не составляется, все расходы казенного учреждения осуществляются в рамках бюджетной сметы.

Исключения составляют только специальные исправительные учреждения службы исполнения наказаний, которые имеют право зачислять эти средства на внебюджетные лицевые счета и получать их в форме дополнительного финансирования.

Для остальных казенных учреждений больше никакого дополнительного финансирования и внебюджетных лицевых счетов не предусматривается.

Доходы от приносящей доход деятельности казенных учреждений – это восстановление затрат государства, связанных с оказанием той или иной государственной (муниципальной) услуги.

Например, Гражданин уплачивает некоторую сумму за получение загранпаспорта в уполномоченном органе, эта сумма компенсирует затраты государства на изготовление специального бланка и другие связанные с изготовлением затраты.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *