Развитие технологий автоматизированной фиксации нарушения правил привело к тому, что водителей стали два раза наказывать за одно и то же нарушение. В Госавтоинспекции признают, что это ошибка программного обеспечения комплекса фотовидеофиксации. Но чтобы отменить Штраф, пострадавший должен обратиться в подразделение, оформившее постановление.
Курьезный случай произошел в Ленинградской области. Водителя, превысившего скорость, наказали дважды за одно и то же нарушение. Он двигался по магистрали М-11, на участке, где скорость ограничена 110 км/ч, с превышением. И он этого не отрицает.
Но вот беда: за это нарушение он получил два штрафа. Первый — за превышение моментальной скорости, а второй — за превышение средней скорости.
При этом измерение моментальной скорости производилось прибором, входящим в состав комплекса, определившего среднюю скорость.
Правительство установит требования к камерам фиксации нарушений ПДД
Такая ситуация стала возможной после того, как комплексы фотовидеофиксации «Автоураган», которые вычисляют скорость автомобиля не по радару, а по скорости изменения размера картинки номера в кадре, стали использовать в двойном назначении.
Они фиксируют как моментальную скорость, то есть проезд под камерой с определенной скоростью, так и высчитывают среднюю скоростью на определенном участке между двух камер.
Первой эту технологию использовало Подмосковье. Но там эксперимент прошел удачно. И повторных штрафов за одно и то же нарушение не выносилось. А вот в Ленинградской области возникли проблемы.
Как пояснили в Госавтоинспекции, программное обеспечение комплекса должно было отсечь лишнее нарушение. Обе камеры комплекса могут зафиксировать превышение моментальной скорости — в момент проезда под каждой из них. Тогда автовладелец получит два штрафа.
Но с разных камер, расположенных на разных участках дороги.
Но если камера зафиксировала еще и превышение средней скорости, то есть автомобиль проехал участок дороги за более короткое время, чем рассчитано компьютером, то комплекс должен был отсечь лишние нарушения.
Допустим под одной камерой он проехал с превышением. Под другой — без. В среднем на участке он шел с более высокой скоростью. Какой штраф ему вменять?
Увы, но таких инструкций вообще не существует. Но это не повод наказывать водителя дважды за одно и то же нарушение.
Двойной обгон в ПДД: когда за него не наказывают
Как считает Эксперт по фотовидеофиксации Григорий Шухман, поскольку зоны контроля камер пересекаются, это одно и то же нарушение. Если одно и то же нарушение фиксируется двумя способами, тогда нужно выбирать. Технически это решаемо.
Должны сравниваться результаты трех комплексов. Такие случаи должны исключаться программными фильтрами путем выявления фиксации одного и того же автомобиля как за среднюю, так и за моментальную скорость.
А если это разные составы нарушения правил, например, в момент моментальной фиксации машина превысила скорость более чем на 40 км/ч, а средняя скорость до 40 км/ч, то штраф должен налагаться за более грубое нарушение.
Но ни в коем случае недопустимо двойное наказание за одно нарушение.
Именно поэтому эксперты рабочей группы «Защита прав автомобилистов» Общероссийского народного фронта предлагают прописать в новом КоАП четкие требования к комплексам фотовидеофиксации. Правда, в МВД считают, что такие требования должны быть закреплены не в КоАП, а постановлением правительства. Но они должны быть.
Примечательно, что в проекте процессуального КоАП предусматривается возможность при выявлении подобных ошибок самим подразделениям, которые вынесли ошибочный штраф, отменять его без обращения пострадавшего. Это упрощенный порядок обжалования.
Если бы эти положения действовали сейчас, то автовладельцу в данной ситуации даже не пришлось бы ничего обжаловать. Все сделали бы за него. Тем более что история получила широкую огласку.
Ну а пока этих положений не принято, то автовладельцу придется действовать по старинке: направить претензию в подразделение, вынесшее это постановление.
Компетентно
Лев Воропаев, адвокат:
В новом КоАП будет больше требований к камерам фиксации нарушений ПДД
— Конституция РФ и Кодекс об административных правонарушениях прямо запрещают привлекать граждан за одно и то же Правонарушение дважды.
Поэтому в данной конкретной ситуации, очевидно, произошло недопустимое: вынесение двух постановлений за превышение скорости в одном месте и в одно время.
Поэтому гражданину необходимо обратиться с отдельной жалобой на каждое постановление на имя вышестоящего должностного лица ГИБДД (обычно это начальник ГИБДД подразделения) или в районный (городской) суд по месту фиксации правонарушения.
В свою очередь Верховный суд РФ указывал, что средства автоматической фотовидеофиксации на одном участке дороги должны устанавливаться с таким интервалом между ними, чтобы предоставить водителю разумный промежуток времени для приведения скорости в установленные ПДД РФ рамки. Если эти требования должностными лицами не соблюдены, гражданину стоит подать заявление в МВД и на устранение допущенных нарушений при монтаже средств автоматической фиксации правонарушений.
Кстати
Двойное наказание становится распространенной формой наказания водителей. Во время подготовки материала, автовладельца в Хабаровском крае оштрафовали трижды за одно и тоже нарушение.
Первый штраф он получил за проезд под камерой, которая фиксировала моментальную скорость на участке с ограничением 40 км/ч. Второй — за проезд под камерой на участке с ограничением 60 км/ч. А третий штраф он получил за превышение средней скорости между этими двумя камерами.
Парадокс, но средняя скорость там измеряется на участке, где действуют разные скоростные ограничения. Поэтому понять, какое из этих наказаний повторное — довольно сложно.
В одном случае его оштрафовали за превышение скорости более чем на 40 км/ч, в двух других за превышение более чем на 20 км/ч. Это разные новеллы КоАП. Но нарушение, по сути, было одним. Так что отменять надо все три постановления.
Сроки, в течение которых нарушение ПДД считается повторным в 2021
Действующее законодательство предусматривает серьёзное наказание для водителей, которые нарушили правила дорожного движения во второй раз.
При этом повторным считается правонарушение, совершённое на протяжении года с момента предыдущего, то есть с периода начала действия документа о наличии административного взыскания.
Прописаны эти нормы в статье 4.6 КоАП, поправки к которой были приняты Государственной думой в третьем чтении 19-го мая текущего года.
Почему это так важно
- В настоящее время в РФ существуют нормы, согласно которым за некоторые нарушения правил кара заметно строже.
- Если рассматривать на примере, то обычно шофёру за проезд под запрещающий сигнал светофора полагается выплатить штраф, но, если это повторное правонарушение, есть риск потерять водительское удостоверение на целый год.
Разница за превышение скоростного ограничения на 40-60 км не так кардинальна, но всё же существенна: если водитель нарушил ПДД впервые, будет выписана квитанция на сумму в 1-1,5 тыс. рублей, а если попался повторно, то придётся заплатить уже от 2-х до 2,5 тыс. рублей.
Ужесточаются санкции и в отношении людей, которые сели за руль в состоянии алкогольного опьянения.
Процедура оплаты взыскания
- Очень часто автолюбители оплачивают выписанные им штрафы в течение первых 20 дней, так как это даёт возможность воспользоваться существенной скидкой в 50%.
- Но к этому времени документ ещё не вступил в силу, так как теоретически у автомобилиста есть возможность оспорить правомерность применённых к нему санкций, следовательно, возникают разночтения по срокам.
- Тем не менее, фактически, внеся оплату шофёр признаёт себя виноватым в совершении административного правонарушения, а значит ожидать начала действия постановления ему нет никакого смысла.
- С юридической точки зрения эти два обстоятельства равноценны, ведь невозможно сначала внести указанную в квитанции сумму, а потом оспорить факт её начисления.
Что было до принятия поправок
- С начала вступления нового закона в силу, возник вопрос, с какого времени отсчитывается начало года, до завершения которого все случаи несоблюдения ПДД считаются рецидивами.
- Ведь иногда автовладельцы оплачивают квитанции раньше, чем документ об их начислении начинает действовать.
- Многие уверены, что год начался с того периода, когда они рассчитались с государством, и сообщения о более существенных карательных мерах становятся для них неприятным сюрпризом.
- Единого мнения не существовало даже среди сотрудников ГИБДД: часть из них отсчитывали год со дня выплаты штрафа, остальные – с даты, указанной в штрафном постановлении.
- Привело это к тому, что один из таких инцидентов, произошедший в Костромской области, дошёл до Конституционного суда (КС).
- Ситуация заключалась в том, что оплатив выписанную квитанцию сразу после её получения, автомобилистка спустя год получила ещё одну, но уже с удвоенной суммой за нарушение, так как сотрудники Госавтоинспекции не сошлись с ней в вопросе периода, в течение которого она считается нарушительницей.
- Гражданка обратилась в Островский районный суд, но решение в её пользу было обжаловано УГИБДД по Костромской области, так как имеющаяся неопределённость в вопросе промежутка времени, с которого начинается отсчёт усиленного наказания, позволяла трактовать данный пункт двояко.
- Только обращение в КС помогло поставить точку в этом вопросе, но появилась необходимость внести уточняющую информацию в законодательство, чтобы избежать споров.
- Поэтому поправки, включающие механизм исчисления сроков, на протяжении которых автомобилисты наказываются по более строгим критериям, были внесены МИДом в Госдуму 18 декабря 2020 года.
Основаниями для данной инициативы стали «неоднозначное понимание» и «возможность произвольного применения» статьи 4.6 КоАП.
Что изменится
- В новых правилах, уже одобренных Госдумой, прописано, что в случае погашения административного взыскания до вступления постановления в законную силу, статус лица «подвергнутого наказанию» считается всё так же с начала действия штрафного постановления, но длится ровно год с момента уплаты штрафа, если последний был выплачен раньше.
- То есть, если Гражданин внёс необходимую сумму до вступления в силу документа, срок нужно считать именно со дня оплаты.
- На конкретном примере это будет выглядеть так: если автолюбитель, находясь за рулём, превысил скорость в 2021 году, допустим, 19 июля, а штраф заплатил на следующий день, то период, в течение которого ему будет грозить более серьёзная кара за нарушения, продлится до 20 июля 2022, после чего снова будут применяться стандартные правила.
- Таким образом, промежуток времени, на протяжении которого водитель может быть подвергнут более серьёзным санкциям при совершении правонарушений, конкретизируется законом.
А что Вы думаете по этому поводу? Попадали ли Вы в ситуацию, описанную выше? Пишите в х.
Штраф ГИБДД за повторное нарушение ПДД в 2021 году
За некоторые повторные нарушения ПДД законодательство предусматривает более суровые наказания, чем при первом нарушении. Таким образом государство борется со злостными нарушителями. Случайно или из-за какой-либо экстренной ситуации нарушить правила единожды может любой водитель.
А за постоянные нарушения приходится наказывать строже – и это справедливо. Но независимо от стиля и стажа вождения каждый автомобилист должен знать, за какие повторные нарушения назначается более строгое наказание, а также в течение какого срока второе нарушение считается повторным.
Многие водители знают, что нарушение считается повторным в течение года с момента совершения предыдущего аналогичного правонарушения. Однако на самом деле Закон немного сложнее.
Нарушение считается повторным в течение срока, состоящего из двух частей:
- с момента вступления постановления об админ. нарушении в законную силу и до окончания наказания по данному постановлению;
- еще один календарный год с момента исполнения наказания.
Это правило закреплено в ст. 4.6 КоАП.
Выходит, что на практике этот срок в основном зависит от вида наказания. Например, штраф водитель может оплатить сразу же, того и отсчет календарного года начнется сразу после оплаты.
А вот после лишения прав нарушение будет считаться повторным намного дольше: с момента истечения срока лишения и еще в течение одного года после возвращения прав.
То есть, если водителя лишили прав на 2 года, то общий срок, в течение которого нарушение будет считаться повторным, составит 3 года.
К счастью, более суровые наказания за повторные нарушения назначаются только для серьезных и опасных правонарушений.
Например, за небольшое превышение скорости или выключенные фары штраф будет одинаковым и в первый раз, и в десятый.
Но за такие нарушения как проезд на красный, движение по встречной полосе, управление ТС в нетрезвом виде и прочие во второй раз наказание будет строже. Полный список нарушений с подробным разбором ситуаций представлен ниже.
Благодаря большому количеству камер автоматической фиксации, превышение скорости (ст. 12.9 КоАП) стало самым часто наказываемым нарушением в России. Однако ужесточение наказания при повторном нарушении происходит не за любое превышение. А за превышение менее чем на 20 км/ч наказания вовсе не предусмотрено ни в первый, ни во все последующие разы.
20-40 | 500р. | — |
40-60 | 1000-1500р. | 2000-2500р. |
60-80 | 2000-2500р. или лишение прав на 4-6 мес. | — |
Более 80 | 5000р. или лишение прав на 6 мес. | Лишение прав на год (но при фиксации нарушения камерами – штраф 5000р.) |
То есть повторное наказание назначается только за превышение более чем на 40 км/ч. Но есть важное замечание! Превышение на 40-60 км/ч и на 60 и более считаются разными нарушениями.
- Если первый инспектор зафиксирует превышение, например, на 55 км/ч, и в течение того же года второй инспектор – на 68 км/ч, то ужесточения наказания за повторное нарушение не будет.
- Если же в течение года инспекторы дважды зафиксируют превышение более чем на 60 км/ч, то второе наказание будет назначаться как за повторное нарушение.
Важно! При фиксации правонарушения камерами на водителя могут наложить только штраф. Однако если первое нарушение зафиксировано камерой, а повторное – инспектором, он имеет полное право направить водителя в суд для решения вопроса о лишении прав.
Одно из самых опасных правонарушений, которое зачастую приводит к авариям и наездам на пешеходов – это проезд на красный свет светофора. Наказание за него устанавливается ст. 12.12 КоАП: в первый раз – штраф 1000р., во второй раз – штраф 5000р. либо лишение прав на 4-6 мес.
Самое суровое наказание за повторное нарушение назначается именно за управление ТС в состоянии опьянения. В первый раз наказание назначается по административной статье: штраф 30.000р. + лишение прав на 18-24 месяцев (ст. 12.8).
А за повторное нарушение наказание будет уже уголовное: штраф 200.000-300.000р., обязательные работы до 480ч., принудительные работы до 2 лет, либо лишение свободы до 2 лет (ст. 264.1 УК).
Срок, в течение которых нарушение будет считаться повторным, также составляет 1 год с момента возвращения прав после лишения.
Важно! В данном случае отказ от прохождения медицинского освидетельствования приравнивается к нетрезвому вождению.
Выезд на встречную полосу с пересечением сплошной линии (за исключением случаев вынужденного объезда препятствий) наказывается по ст. 12.15 КоАП, которая предусматривает штраф 5000р. либо лишение в/у на 4-6 месяцев. За повторное нарушение та же статья предусматривает лишение прав на 1 год, а в случае фиксации нарушения камерами – также штраф 5000р.
Те же самые наказания устанавливают за езду по встречке на дороге с односторонним движением, однако это нарушение регламентируется другой статьей – ст. 12.16.
За выезд на встречку с пересечением сплошной, если он производился с целью объехать неподвижное препятствие, также назначается штраф, но составит он всего 1000-1500р. При повторном нарушении этого правила наказание остается таким же, лишение прав за это не предусмотрено.
За выезд на дороги общего пользования на незарегистрированном автомобиле или другом транспортном средстве положено небольшое наказание: штраф 500-800р. (ст. 12.1). Однако за повторное нарушение этой статьи штраф возрастает до 5000р., причем вместо него могут назначить и лишение прав на 1-3 месяца.
За езду без водительских прав нет повторного наказания. Однако управление автомобилем лицом, не получившим права, и лицом, лишенным прав, наказывается по-разному:
- Если водитель вовсе не получал в/у: штраф 5.000-15.000р.
- Если водителя лишили удостоверения: штраф 30.000р., либо обязательные работы 100-200ч., либо арест до 15 сут.
За тонировку также не существует повторного наказания, однако на практике езда с нарушением светопропускаемости передних стекол при повторной остановке сотрудником ГИБДД наказывается строже. В первый раз водителю выпишут штраф 500р. по ст. 12.
5, но после этого либо водителю придется удалить тонировку на месте, либо ему выпишут предписание с требованием устранить неисправность. Данное предписание заносится в базу данных ГИБДД, поэтому если водителя остановят второй раз, а его автомобиль все еще будет затонирован, то ему назначат наказание по ст. 19.
3 – неповиновение требованию сотрудника полиции. По этой статье предусмотрен штраф до 1000р. либо административный арест до 15 суток.
Если какая-либо компания владеет автопарком, состоящим хотя бы из пары автомобилей, то некоторые повышенные штрафы могут быть незаконными.
Например, один водитель превысил скорость на 65 км/ч и попал в зону действия камер автофиксации нарушений – компании назначат штраф до 2500р.
Если же в течение года после оплаты этого штрафа другой водитель, возможно, даже на другом автомобиле, также превысит скорость на 65 км/ч, то за это нарушение компании придет штраф уже в 5000р.
Чтобы избежать подобных недоразумений, юридическое лицо должно сразу же обжаловать такие штрафы, предоставляя ГИБДД информацию о водителе, который был за рулем во время нарушения. В таком случае ответственность с компании перекладывается на реального нарушителя.
Однако большинство компаний просто вычитают данные штрафы из зарплаты водителей. В таком случае несправедливое отношение получат они: водитель, возможно, нарушил это правило впервые, но уже должен будет оплатить повышенный штраф.
Штрафы ГИБДД за повторное нарушение
Актуально на 2022 год
Повторный штраф за одно и то же нарушение — это метод борьбы с безответственными водителями. Почти всегда такой штраф строже первого. За опасные для общества действия, например пьяное вождение, могут и в тюрьму посадить. Рассказываем, какой штраф за повторное нарушение в разных ситуациях и как его обжаловать.
Наказание во второй раз по закону ужесточают только для некоторых нарушений, например, за пьяную езду. Для остальных нарушений таких мер нет.
Когда назначается штраф за повторное нарушение. Если водитель нарушил правила, его оштрафуют или лишат прав. У него есть 10 дней с даты постановления на обжалование. Если этого не сделать, решение вступит в силу. С этого момента начинается год, когда за аналогичное нарушение водителя накажут строже, чем в первый раз.
В течение какого времени нарушение ПДД считается повторным. Водитель по закону считается подвергнутым наказанию со дня, когда решение вступает в силу. Это значит, что даже после уплаты штрафа или окончания срока лишения прав нарушитель еще несет ответственность за свой поступок. В течение года любое подобное нарушение будет считаться повторным.
Когда штраф считается повторным в КоАП
Например, 5 июня 2020 года водитель получил штраф за превышение скорости — 2500 рублей. Он не стал обжаловать штраф, и постановление вступило в законную силу 10 дней спустя — 15 июня. С этого дня начинается год, в течение которого водитель считается подвергнутым наказанию за превышение скорости. Этот срок закончится 15 июня 2022 года.
Не дожидаясь этого дня, водитель снова превышает скорость. Теперь наказание будет строже — штраф 5000 рублей, если нарушение заметила камера, и лишение прав на год, если поймал инспектор.
Водитель не дождался окончания года со дня вступления постановления в силу — нарушил снова. За это его накажут строже
Повторное нарушение бывает строже не во всех случаях. Но если нарушение серьезное, то во второй раз водителю будет хуже. Вот список таких случаев:
Транспорт не зарегистрирован | штраф до 800 рублей | лишение прав до 3 месяцев |
Превышение скорости на 40-60 км/ч | до 1500 рублей | до 2500 рублей |
Превышение скорости на 60-80 км/ч и более | лишение прав до полугода | лишение на год, если заметил инспектор, 5000 рублей — если камера |
Пьяное вождение | лишение прав до двух лет, 30 000 рублей | тюрьма на 2 года |
Пересечение закрытого ж/д переезда | лишение прав до полугода | лишение на год |
Проезд на красный | 1000 рублей | лишение на полгода, если заметил инспектор, 5000 рублей — если камера |
Выезд на встречную полосу | лишение прав до полугода | лишение на год, если заметил инспектор, 5000 рублей — если камера |
Выезд на встречку на односторонней дороге | лишение прав до полугода | лишение на год, если заметил инспектор, 5000 рублей — если камера |
Отсутствие платы для авто тяжелее 12 тонн | 5000 рублей | 10 000 рублей |
Транспорт не зарегистрирован | |
В первый раз | штраф до 800 рублей |
При повторном нарушении | лишение прав до 3 месяцев |
Превышение скорости на 40-60 км/ч | |
В первый раз | до 1500 рублей |
При повторном нарушении | до 2500 рублей |
Превышение скорости на 60-80 км/ч и более | |
В первый раз | лишение прав до полугода |
При повторном нарушении | лишение на год, если заметил инспектор, 5000 рублей — если камера |
Пьяное вождение | |
В первый раз | лишение прав до двух лет, 30 000 рублей |
При повторном нарушении | тюрьма на 2 года |
Пересечение закрытого ж/д переезда | |
В первый раз | лишение прав до полугода |
При повторном нарушении | лишение на год |
Проезд на красный | |
В первый раз | 1000 рублей |
При повторном нарушении | лишение на полгода, если заметил инспектор, 5000 рублей — если камера |
Выезд на встречную полосу | |
В первый раз | лишение прав до полугода |
При повторном нарушении | лишение на год, если заметил инспектор, 5000 рублей — если камера |
Выезд на встречку на односторонней дороге | |
В первый раз | лишение прав до полугода |
При повторном нарушении | лишение на год, если заметил инспектор, 5000 рублей — если камера |
Отсутствие платы для авто тяжелее 12 тонн | |
В первый раз | 5000 рублей |
При повторном нарушении | 10 000 рублей |
При других повторных нарушениях ПДД, таких как отсутствие страховки и нарушение правил тонировки, наказание не ужесточают.
Штраф за езду без ОСАГО в России
За повторное нарушение чаще лишают прав, чем выписывают штраф. Решаются такие вопросы в суде. Инспектор только направляет судье копию протокола. Если это вдруг произошло с вами, действуйте по шагам.
Доказать невиновность в суде. На суде водитель может доказать, что не был на месте и во время нарушения. Поможет запись видеорегистратора, показания свидетелей или билеты на самолет и посадочный талон на время нарушения. В случае неявки водителя в суд решение примут без него, и, скорее всего, лишат прав.
Оспорить в вышестоящем суде. Если прав все же лишили, водитель может оспорить это решение. На это у него есть 10 дней со дня постановления.
Жалобу необходимо подать в вышестоящую организацию через судью, который рассматривал дело. Если дело рассматривали в городском суде, подавать жалобу нужно в областной — и так далее, вплоть до Верховного суда.
Дождаться второго рассмотрения. У суда следующей инстанции есть 2 месяца, чтобы рассмотреть дело. Если он не придет, это будет отягчающим моментом в новом решении. К этому процессу гражданин может собрать новые доказательства невиновности.
Сроки рассмотрения жалоб в КоАП
Получить результат. Судья новой инстанции должен принять одно из решений:
- жалобу не удовлетворять;
- поменять решение судьи предыдущей инстанции, например, оформить штраф вместо лишения прав;
- отменить постановление предыдущего суда, водителя отпустить без наказания;
- отменить постановление и отправить дело на пересмотр предыдущему суду;
- передать дело другому нижестоящему суду, если тот не имел права выносить такие решения.
Какие решения может получить водитель на жалобу
- Нарушение считается повторным, если с предыдущего прошло меньше года. Для некоторых нарушений ПДД штраф строже.
- Более строгий штраф закон предусматривает не для всех нарушений — в основном, это опасные для общества действия. Например, пьяная езда или серьезное превышение скорости.
- Часто за такие нарушения лишают прав. Решение об этом может принять только судья.
- Если решение судьи не устраивает, водитель может обжаловать его в вышестоящем суде.
Какие штрафы за вождение в нетрезвом виде Штрафы ГИБДД за превышение скорости в 2022 году
Можно ли получить два штрафа в день за одно и то же нарушение
На прошлой неделе мы составили список нарушений, за повторение которых предусмотрено ужесточение наказания. Сегодня же рассмотрим другой вопрос: могут ли водителя оштрафовать дважды в день за одно и то же нарушение? Ведь протокол уже выписан, и вроде бы по закону нельзя наказывать повторно за то же самое. Давайте разберемся, о чем говорит закон и почему не стоит обольщаться.
Когда водители вспоминают о законодательстве в контексте получения повторного штрафа, речь обычно идет о части 5 статьи 4.1 КоАП. Она действительно гласит, что «никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение». Но что это означает на практике?
Может ли инспектор оштрафовать дважды за одно и то же нарушение?
На практике многие считают, что не могут получить больше одного штрафа в день за одно и то же нарушение. Трактуется это так: я сел за руль без страховки, меня остановил инспектор, выписал мне штраф на 800 рублей по части 2 статьи 12.
37, и дальше я могу продолжать ездить весь день, показывая инспекторам полученное постановление, ведь правонарушение я уже совершил, и дважды за это оштрафовать не могут. Аналогичная логика действует у тех, кто ездит на машине с глухой тонировкой, на машине в пленке яркого цвета, не указанного в документах, с нечитаемыми номерами и так далее.
Однако все эти мнения ошибочны: на самом деле выписанное постановление не дает никакого «иммунитета» ни на день, ни на час, и если водитель вновь попадется инспектору, он может получить еще один штраф.Объясняется это очень просто: штраф обычно выписывается не за факт того или иного отклонения от установленной нормы, а за управление автомобилем с этим отклонением.
Есть, конечно, нюансы вроде установки на автомобиль заведомо подложных номеров и управления таким автомобилем, которые наказываются по-разному, но при остановке инспектором штраф водитель получает за подтвержденный факт нарушения во время езды. В протоколе при этом указывается время совершения правонарушения.
И если, например, водитель, получив утром штраф за езду без страховки, попадется инспектору вечером, он получит еще один протокол – ведь вместо того, чтобы устранить причину наказания, он продолжил управлять автомобилем.Отчасти мнение о том, что за одно нарушение два раза в день не штрафуют, родилось из практики.
Инспекторы порой идут навстречу водителям, которые показывают им протокол и говорят, что едут куда-то для устранения причины нарушения – в страховую компанию или в сервис для снятия тонировки, например.
Некоторые же этим начинают злоупотреблять и воспринимают выписанное постановление как «дешевую индульгенцию», предпочитая платить несколько штрафов в месяц, а не выполнять предписания ПДД. Однако стоит понимать, что инспектор имеет полное право не идти навстречу водителю и выписать еще один штраф, в котором будет указано то же самое нарушение, но другое время. И, как несложно догадаться, таких штрафов в теории может быть не два, а неограниченно много – ведь никого не удивит, например, пачка штрафов с камер за превышения скорости, совершенные в один день.
Тогда что значит «одно и то же нарушение»?
Формулировка «за одно и то же нарушение», указанная в КоАП, подразумевает в буквальном случае одно и то же нарушение, зафиксированное дважды. Обычно речь идет о тех, что сняты автоматическими камерами: к примеру, на участке дороги, оснащенном камерами в обоих направлениях, или на перекрестке с несколькими камерами фиксации.
Здесь иногда случаются прецеденты, когда две камеры снимают один и тот же факт нарушения и автоматически выписывают дублирующийся штраф.
Такие постановления можно и нужно обжаловать – либо в электронном виде на сайте ГИБДД, либо (что предпочтительней) в письменном виде, отправив заявление в письменном виде по адресу ЦАФАП (Центра автоматической фиксации административных правонарушений), указанному в пришедших постановлениях.
В заявлении нужно указать, что время совершения нарушения, указанное в постановлениях, совпадает, и сослаться на ту самую часть 5 статьи 4.1 КоАП. В этом (и только в этом) случае платить дважды за одно и то же нарушение вам действительно не придется.
Повторность нарушения как отягчающее обстоятельство
От чего зависит и как исчисляется срок, когда лицо подвергнуто административному наказанию.
Постановлением от 23 июня 2020 г. № 28-П (далее – Постановление) Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ ст. 4.6 и ч. 1.3 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проблема, рассмотренная КС, заключается в наличии двух альтернативных – и при этом взаимоисключающих – вариантов толкования положений, определяющих период, в течение которого лица, уплатившие административный штраф, в том числе в половинном размере, до вступления постановления о его назначении в силу считаются подвергнутыми административному наказанию, а правонарушение – совершенным повторно.
Повторность совершения правонарушения может быть как обстоятельством, отягчающим административную ответственность (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ), так и самостоятельным квалифицирующим признаком составов административных правонарушений, которых становится все больше. На это указал КС РФ в п. 3 постановления.
В ряде случаев совершение правонарушения в период, когда лицо не было подвергнуто наказанию (т.е. допустило нарушение впервые), означает возможность назначения в качестве наказания предупреждения (ч. 2 ст. 3.4, ч. 3.5 ст. 4.1, ст. 4.1.1 КоАП РФ).
Таким образом, понимать, повторно совершено правонарушение или нет, в ряде случаев важно для правильной квалификации правонарушения и всегда – для назначения наказания.
Статьей 4.6 КоАП РФ предусмотрено, что «лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления».
Иначе говоря, до вступления в силу постановления и после истечения года со дня окончания его исполнения лицо не считается подвергнутым наказанию, то есть о повторности говорить нельзя, поэтому административные правонарушения считаются совершенными впервые.
Это общее правило, не зависящее от вида назначенного наказания (предупреждение, административный штраф, лишение специального права и пр.).
В деле об административном правонарушении, в связи с которым была подана жалоба в Конституционный Суд РФ, применена ч. 6 ст. 12.9 КоАП РФ, которой установлена повышенная ответственность за повторное нарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 12.9 Кодекса. Новое постановление по ч. 6 ст. 12.
9 КоАП РФ было вынесено 9 августа 2019 г. за правонарушение, совершенное накануне, а предыдущее постановление по ч. 3 ст. 12.9 КоАП РФ в отношении того же правонарушителя исполнено 13 июля 2018 г., хотя вступило в силу только 28 августа того же года. Суды при обжаловании постановления по ч. 6 ст. 12.
9 КоАП РФ переквалифицировали правонарушение на ч. 3 ст. 12.9 КоАП РФ, придя к выводу, что срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, зависит от времени, когда исполнение постановления о его назначении окончено, а не от даты его вступления в силу.
И поступили правильно.
Статья 32.2 КоАП предусматривает сокращение штрафа вдвое при условии оплаты его в течение 20 дней со дня вынесения (а не вступления в силу) постановления о назначении наказания. Такая возможность для правонарушений в области дорожного движения установлена ч. 1.3 ст. 32.2 Кодекса.
Федеральным законом от 23 июня 2020 г. № 187-ФЗ были приняты поправки в КоАП РФ, дополняющие ст. 32.2 «Исполнение постановления о наложении административного штрафа» ч. 1.3–1.
Тем самым возможность сократить штраф распространилась на правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, деятельности саморегулируемых организаций, финансов, рынка ценных бумаг.
Она реализуется, если лицо, привлеченное к административной ответственности за одно из этих правонарушений, либо иное физическое или юридическое лицо оплатит сумму административного штрафа в течение 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении.
Кроме того, любой административный штраф может быть уплачен сразу после вынесения постановления о его назначении, не дожидаясь вступления данного документа в силу.
При этом уплата штрафа не лишает привлекаемое к ответственности лицо гарантий государственной защиты прав и свобод и не препятствует обжалованию решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях. Такие лица считаются подвергнутыми административному наказанию только после вступления постановления по делу об административном правонарушении в силу и не могут быть признаны подвергнутыми административному наказанию со дня исполнения постановления о назначении административного штрафа – т.е. со дня его уплаты, но до вступления постановления в силу (п. 4 постановления).
Первый вариант толкования ст. 4.6 и ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ – изолированно от других норм Кодекса и буквально – следующий: при уплате штрафа до вступления постановления о его назначении в силу срок, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию, исчисляемый со дня вступления постановления в силу, но ограниченный годом с момента уплаты штрафа, составит менее года.
Второй вариант интерпретации данных положений – во взаимосвязи с нормами КоАП РФ о порядке исполнения постановления (ст. 31.2 и 32.2) – выглядит таким образом: обязанность уплатить штраф возникает только после вступления постановления в силу. Поэтому годичный период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию, должен исчисляться не ранее, чем со дня вступления постановления в силу, что позволяет обеспечить продолжительность указанного срока для дел обо всех административных правонарушениях не менее года (п. 4 постановления).
Как указал Конституционный Суд, до уточнения законодателем положений Кодекса все неустранимые сомнения в виновности привлекаемого к ответственности лица должны толковаться в его пользу (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).
То есть «для лиц, уплативших административный штраф в половинном размере до вступления постановления о его назначении в законную силу, срок, в течение которого такие лица считаются подвергнутыми административному наказанию, оканчивается по истечении года со дня уплаты назначенного им административного штрафа».
А начинает он исчисляться только после вступления постановления в силу. Таким образом, до внесения изменений в КоАП РФ данный срок фактически может составить менее года.