С 13 февраля 2013 года поправка на валютный контроль

Из плана поддержки экономики исчезла мера по стимулированию экспорта

Из правительственного плана восстановления экономики исключили мораторий на взимание штрафов за невозврат валютной выручки. Первоначально он рассматривался в качестве одной из мер поддержки экспортеров в кризис

С 13 февраля 2013 года поправка на валютный контроль

Петр Ковалев / ТАСС

Правительство отказалось вводить мораторий на штрафы за невозврат валютной выручки, следует из утвержденного плана восстановления экономики (есть в РБК). Минфин подтвердил РБК отказ от этой меры поддержки бизнеса. В предварительной версии плана эта мера фигурировала, писал РБК.

23 сентября правительство одобрило общенациональный план восстановления экономики. Он состоит из мер, которые должны обеспечить рост экономики, восстановление уровня доходов граждан, а также предусматривает структурные реформы.

РБК сравнил подготовленный к заседанию правительства документ от 22 сентября, подлинность которого подтвердил источник в правительстве, с предыдущими версиями плана. В целом документ претерпел небольшие изменения. Но из актуальной версии убрали одну из мер по либерализации валютного контроля.

Без моратория

В качестве одной из мер поддержки экспортеров в июньской версии антикризисного плана предлагался мораторий на штрафы за нерепатриацию валютной выручки по внешнеторговым контрактам и займам. Приостановить взимание штрафов предлагалось на год — с 1 апреля 2020 года до 1 июля 2021 года. Но в сентябрьском документе этой меры не оказалось.

Как подтвердила РБК пресс-служба Минфина, «в актуальной версии общенационального плана решено отказаться от приостановки штрафов за невозврат валютной выручки». Банк России в ответе на запрос РБК обратил внимание, что штрафы за невозврат валютной выручки были «значительно снижены».

Сейчас экспортеры обязаны перечислять выручку как в иностранной валюте, так и в рублях на свои счета в российских банках. Компании должны заранее сообщать банкам о прописанных во внешнеторговых контрактах сроках.

Если деньги пришли в банк с опозданием, бизнес штрафуют. Самый большой риск при несоблюдении требования о репатриации — уголовная ответственность, в том числе по ст. 193.1 УК (валютные операции по подложным документам).

Отказ приостановить взимание штрафов — негативная новость для российского экспортно ориентированного бизнеса, прокомментировала РБК руководитель центра компетенций и анализа стандартов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) РАНХиГС Антонина Левашенко: «Опять придется думать не только о предпринимательских рисках, которые обострены в пандемию до предела, но и о валютных».

Приостановка взимания штрафов представлялась хорошей мерой поддержки бизнеса в пандемию, отметила директор EY Law Анна Назарчук: «Но следует отметить, что бизнес не спешил рассчитывать на данную норму до ее введения в действие».

Нередко деньги поступают на счета с задержкой по вине иностранных контрагентов. Минфин ранее разъяснял, что российский резидент может не признаваться виновным в невозврате валюты, если его зарубежный партнер не исполнил обязательства из-за форс-мажора, включая ограничения для борьбы с вирусом.

«Но речь идет только о том, что «может», — указывает Левашенко.

На практике же резидентам все равно придется предоставлять документы, подтверждающие принятие всех зависящих от них мер по соблюдению формальных требований валютного закона.

Невозможность доказать принятие таких мер повлечет административную ответственность. «Хорошая новость в том, что теперь размер штрафов существенно снижен», — отмечает Левашенко.

В июле власти в разы снизили ответственность за невозврат валютной выручки. Закон дорабатывался два года.

  • Раньше штрафы достигали 75–100% от суммы контракта. Теперь они снижены до 3–10% контракта в рублях и 5–30% контракта в валюте.
  • Для компаний из перечня профессиональных участников внешнеэкономической деятельности штраф снижен до 3–5% суммы не возвращенных в срок средств.
  • За нарушения по контрактам, сумма которых меньше 200 тыс. руб., не штрафуют.
  • Введен льготный период в 45 дней: у компании есть полтора месяца, чтобы добиться от контрагентов перевода денег, прежде чем будет выписан штраф. Раньше штрафовали, если выручка пришла в банк с опозданием хотя бы на один день.

Другие меры

План теперь также не ограничивает срок признания экспортера исполнившим обязанность по возврату валютной выручки, если он получил средства от российского банка-гаранта в счет исполнения обязательств контрагента по внешнеторговому договору. Изначально в плане предлагалось ограничить эту льготу сроком до 1 июля 2021 года. «Норма будет бессрочной в случае ее принятия», — пояснили РБК в Минфине. ЦБ ответил РБК, что эта льгота прорабатывается.

Остальные меры по либерализации валютного контроля в плане остались без изменений. В частности, в актуальной версии осталась цель перейти от тотального контроля к проверке только сомнительных операций и разрешить экспортерам осуществлять зачеты встречных требований.

РБК направил запрос в правительство.

Ранее Минфин предложил вовсе отменить обязательную репатриацию выручки для несырьевых неэнергетических экспортеров. Курс на либерализацию поддержал ЦБ.

В законопроекте (размещенном на портале regulation.gov.ru, но еще не внесенном в правительство) Минфин описал поэтапную отмену с 2021 по 2025 год по аналогии с уже утвержденной ранее отменой репатриации в рублях для сырьевых экспортеров.

Так, с 2021 года будет отменена репатриация средств до 30% суммы внешнеторгового договора между резидентом и нерезидентом, с 2022 года — не более 50%, с 2023 года — не более 70%, с 2024 года — в отношении всей суммы.

Правительство уже освободило ИT-компании от этой обязанности.

Валютный контроль для небольшой компании: нормы, сроки и штрафы | Профдело

Собираетесь работать с иностранцами и делать расчеты в валюте? Будьте готовы к валютному контролю, независимо от того «покупаете» или «продаете», крупная у вас компания, или маленькая фирма. Государство хочет контролировать валютные расчеты, ну и конечно — ограничивать отток валютных средств и вкладов.

Содержание

Что такое валютный контроль: кто и что контролирует

Валютный контроль — это когда государство проверяет валютные транзакции на предмет соблюдения закона о валютном регулировании. Закон распространяется и на бизнес, и на физических лиц.

https://www.youtube.com/watch?v=TEWc4L1AeeI

В этом законе есть ряд мер, направленных на укрепление государства и рубля, и гигантские штрафы за несоблюдение мер.

Органами валютного контроля, то есть теми, кто устанавливает «правила игры», выступают Правительство и Центробанк РФ. А агентами валютного контроля, то есть теми, кто проверяет соблюдение этих правил — банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.

Какие переводы подлежат валютному контролю:

  • все денежные переводы между нерезидентами и резидентами РФ;
  • расчеты между нерезидентами РФ в российских рублях;
  • все перечисления между резидентами РФ в иностранной валюте.

Документы для валютного контроля

Закон определяет какие сведения нужны банку для валютного контроля. Если вы занимаетесь экспортом, импортом или прочим ВЭД, наверняка сталкиваетесь с контролем. Если только планируете, читайте нашу статью дальше.

За внешнеэкономическими договорами строго следит обслуживающий банк. Контроль оформления валютных документов по ВЭД — это его прямая функция.

Все подписанные договоренности с нерезидентами по сумме подразделяются на три группы В каждой из них индивидуальный перечень.

Сделки до 200 тыс. р. включительно

  • В платежке указываем код валютной операции {VO}. 
  • В банк предоставляем либо счёт и акт, либо письмо в произвольной форме с сообщением, что сделка заключена на сумму менее 200 тыс. р.

Строго говоря, согласно закону счёт и акт или письмо предоставлять не обязательно, но в реальности, так как банк не знает, что цена сделки до 200 тыс. р., отказывает в проведении операции. Поэтому, чтобы отказа не было, лучше предоставить нужные документы.

Наши бухгалтеры предпочитают отправлять счёт и акт, потому что это быстрее.

Опытные предприниматели ВЭД знают, что допускается на каждую поставку или услугу заключать отдельный договор в сумме до 200 000р, и тогда никаких валютных проверок проходить не потребуется.

Договоры от 200 тыс. р. до 3 млн. р. по импорту (кредитам) или 6 млн. р. по экспорту

Банк требует для подтверждения реальности сделки следующее:

  • контракт,
  • инвойс,
  • акт,
  • транспортные накладные (например: коносамент, авианакладная, ж/д накладная и пр.),
  • и другие, которые сопровождают сделку и перевозку.

Сроки валютного контроля в этой группе:

  • после зачисления на счет валюты или российских рублей от нерезидентов — 15 рабочих дней;
  • при перечислении валюты или рублей за рубеж — одновременно с платежкой.

Контракты от 3 млн. р. по импорту и от 6 млн. р. по экспорту

С 1 марта 2018 паспорт сделки отменили, но теперь для выполнения функции валютного контроля, банк ставит договор ВЭД на учет с присвоением ему уникального номера контракта (УНК).

По февраль 2018 года включительно, для любой валютной сделки нужно было заполнить паспорт сделки. В паспорте сделки прописывалась вся ключевая информация по контракту ВЭД.

Присвоение УНК — это обязательный этап валютного контроля, если:

  • по импорту и договорам кредита (займа) сумма соглашения составляет 3 млн. р. и больше (в эквиваленте по курсу на дату подписания либо заключения последних допсоглашений);
  • по экспорту сумма соглашения составляет 6 млн. р. и больше (в эквиваленте по курсу на дату заключения либо последних допсоглашений).

Сроки предоставления сведений в банк в этой группе при предоплате:

  • При экспорте или другом зачислении денег (RUR или валюта) на счет — не позже, чем через 15 рабочих дней с даты зачисления средств. Если счет открыт в банке-нерезиденте РФ – не позже 30 рабочих дней после месяца, в котором произошло зачисление.
  • При импорте или другом списании денег (RUR или валюта) со счета — не позже даты когда вы направили платежку в банк. Если расчетный счет в банке-нерезиденте, то не позже 30 рабочих дней после месяца, в котором произошло списание.
Читайте также:  Авторские права: все права на издание, включая допечатки тиража, фото

При постоплате сроки регистрации контракта и получения УНК такие:

  • Ввоз или вывоз товара с обязательным составлением таможенной декларации – не позже даты подачи декларации.
  • Ввоз или вывоз товара без таможенного декларирования (например, поставки в ЕАЭС) — 15 рабочих дней после месяца, в котором был ввезен/вывезен товар.
  • Услуги/работы/передача прав — 15 рабочих дней после месяца, в котором оформлены акты.

К сведению:

Для экспортеров сделали небольшое послабление — скан контракта можно подавать в течение 15 рабочих дней после постановки его на учет. А до этого его будут учитывать на основании «основных сведений из контракта». У каждого банка есть форма: заполняете, отправляете, ставят на учет и присваивают УНК — и начинайте работать.

https://www.youtube.com/watch?v=00aRdDUGzRY

Банк ставит контракт на учет в течение 1 рабочего дня, и плюс один рабочий день дается кредитной организации, чтобы уведомить компанию о присвоенном УНК. Итого, у банка 2 дня для уведомления о присвоенном номере.

По экспортным операциям сроки сокращены до 1 рабочего дня за всю процедуру.

Важно:

Если подписывается дополнительное соглашение, которым вносятся хоть какие-то изменения в поставленный на учет контракт, не забудьте отнести это соглашение в банк. 

Срок — 15 раб. дней после даты подписания допника. Банки следят за сроками внимательно, зная «любовь» предпринимателей рисовать допники «задним числом», и, если просрочка, сразу влепят штраф.

Если контракт без суммы, то поставить его на учет следует не позднее срока представления документов по мере выполнения условий сделки, когда сумма превысит 3 млн. р. (6 млн. р. — для экспортных операций).

Закрывающие документы по контракту ВЭД: что подавать и когда

Когда контракт уже стоит на учете, а УНК присвоен, обязанность коммуницировать с банком не заканчивается. Дополнительно нужно предоставить акты, счета, инвойсы, накладные, УПД и другое:

  • при зачислении валюты – одновременно с представлением информации о коде валютной операции или подтверждающих документов;
  • при поступлении на счет российских рублей – не позже 15 рабочих дней с даты зачисления по выписке;
  • при списании инвалюты или российских рублей – одновременно с платежкой.

Каждый банк самостоятельно разрабатывает свою форму и свой порядок предоставления необходимой информации.

Что и когда может потребоваться еще

Справка о подтверждающих документах (СПД) предоставляется только по контрактам, требующим постановки на учет (и присвоения УНК).

Сроки подачи СПД при валютном контроле:

  • при оформлении таможенной декларации (ГТД) — предоставление СПД обязательно в течение 15 рабочих дней после месяца, в котором составлена ГТД;
  • для сделок без таможенной декларации — 15 рабочих дней после месяца, в котором оформлены отгрузочные накладные;
  • для иных сделок и ситуаций — 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих актов.

Вместе со справкой предоставляются и сами подтверждающие документы (кроме таможенной декларации — ее банк получит из таможни электронно). 

К ним относятся:

  • При ввозе/вывозе товара в ТС — товаросопроводительные бумаги.
  • При оказании услуг/выполнении работ/передаче результатов интеллектуальной деятельности — акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и/или другие документы по контракту. Т.е. например, карточка по 26 счету с проводкой, отражающей полученную услугу, тоже может считается подтверждением.

Справка по сделкам экспорта-импорта товара, подлежащим таможенному декларированию (с оформлением ГТД), предоставляется в случае:

  1. Экспорта с отсрочкой платежа (ГТД оформлена до поступления выручки).
  2. Импорта с предоплатой.

При авансировании экспортных сделок и оплате после поставки по импортным сделкам СПД не предоставляется, данные поступают в банк непосредственно из ФТС.

Штрафы за нарушение норм и сроков валютного контроля

За непредоставление документов валютного контроля можно отделаться штрафом, а можно и сесть.

Штраф 1. За неполное получение выручки по контракту

Компания несет ответственность за то, чтобы получить причитающиеся ей по договору денежные средства и получить их вовремя. Нельзя отгрузить товар за границу и не получить за него денег. Нельзя и просрочить получение денег. Всё это штрафуется.

А еще, если авансом оплатили товары или услуги, а товары вам не поставили (услуги не оказали), то обязательно вернуть уплаченную предоплату в Россию. Не смогли вернуть — штраф.

Если сумма просроченной или неполученной выручки (п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ), или сумма невозвращенного в срок аванса (п. 5 ст. 15.25 КоАП РФ) окажется до 100 миллионов р., то штраф составит:

При просрочке получения выручки:

  • предупреждение или штраф в размере 1/150 ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки.

При невозврате:

  • от 3 до 10% на компанию при контракте в рублях;
  • от 5 до 30% на компанию при контракте в валюте;
  • на руководителя компании от 20 000 до 30 000 р.

За повторное нарушение валютного законодательства в этой части гендиректор получит дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Если просрочено, неполучено или невозвращено более 100 миллионов р. (п. 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ):

При первой просрочке получения выручки:

  • предупреждение или штраф в размере 1/150 ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки.

При невозврате:

  • от 75 до 100% на компанию;
  • на руководителя компании от 40 000 до 50 000 р. или дисквалификация до 3-х лет.

За повторное нарушение валютного законодательства в этой части возбуждается уголовное дело по ст. 193 УК РФ, и директору грозит лишение свободы на срок до 3-х лет, да деяние в особо крупном размере — до 5 лет лишения свободы.

Штраф 2. За нарушение сроков предоставления документов

Если нарушены сроки предоставления, последуют такие санкции:

Просрочка Санкции для юридических лиц (руб.) Санкции для ИП и руководителей юр.лиц (руб.)
До 90 дней нет штрафа нет штрафа
Более 90 дней 40 000 – 50 000 4 000 – 5 000 

Валютный контроль 2021: что нужно знать

Все бизнесмены, которые работают с иностранными партнерами, должны хорошо разбираться в валютном законодательстве. Ведь цена ошибки здесь весьма велика: штрафные санкции могут достигать 100% от суммы сделки.

Если же размер невозвращенных средств превысил 9 млн руб., то виновные попадут под уголовное преследование.

Рассмотрим, как предотвратить проблемы при проведении операций с валютой и как быть, если нарушение уже допущено.

Законодательная база

Основной документ в этой области – закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании…».

Положения, которые касаются операций с валютой, можно найти и в других законодательных актах. В первую очередь – это нормативные документы, регулирующие деятельность тех организаций, которые должны осуществлять валютный контроль. Примером может служить закон «О ЦБ РФ».

Кроме того, Центральный банк и другие государственные органы могут издавать собственные нормативные акты в этой области. Здесь в первую очередь нужно упомянуть инструкцию ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И, которая подробно регламентирует порядок документального оформления операций с валютой.

Также необходимо помнить, что если международные договоры, заключенные РФ, касаются валютных операций, то положения таких договоров имеют приоритет перед нормами внутреннего законодательства.

Формы и принципы валютного контроля

Организация контрольной работы ориентирована на то, чтобы вмешательство государства в экономическую деятельность было минимальным и не создавало препятствий для добросовестных бизнесменов:

  1. Экономические методы контроля имеют приоритет над административными.
  2. Вмешательство в проводимые бизнесменами валютные операции допустимо только в рамках, предусмотренных законом.
  3. Единый подход к валютному контролю в рамках внешней и внутренней политики.
  4. Защита прав всех сторон сделки.

Валютный контроль делится на следующие формы:

  1. Предварительный, который осуществляется до проведения операции.
  2. Текущий, который производится непосредственно при реализации контракта и осуществлении валютных расчетов.
  3. Последующий, проводимый после завершения сделки.

Кто осуществляет валютный контроль?

Регулирование в этой области осуществляют:

  1. Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ. ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты.
  2. Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами. В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.

В функции АВК входит текущий контроль, а в случае необходимости они передают материалы проверок в ОВК.

Сделки, подлежащие валютному контролю

К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:

  1. Любые перемещения денег или ценных бумаг через государственную границу.
  2. Любые операции между нерезидентами и резидентами.
  3. Рублевые сделки между нерезидентами.
  4. Валютные сделки между резидентами.

Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».

А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции.

Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован.

Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.

Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.

Читайте также:  Образец частной жалобы на определение суда по кас рф

Документы для валютного контроля и сроки подачи СПД

Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.

СуммаЭкспортИмпорт или кредитование
до 200 тыс. руб. документы предоставлять не нужно, достаточно сообщить банку код операции
от 200 тыс. руб. до 3 млн руб. любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п. любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п.
от 3 млн руб. до 6 млн руб. контракт для регистрации
свыше 6 млн руб. контракт для регистрации

Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.

Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.

По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.

СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.

Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги. Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п. 8.2 инструкции № 181-И).

Образец заполнения СПД можно скачать здесь

Штраф за нарушение валютного контроля

Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.

Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.

Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:

  • 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
  • от 75% до 100% от суммы сделки.

Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.

При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:

ПросрочкаЮридические лицаДолжностные лица и ИП
до 10 дней от 5 до 15 тыс. руб. от 0,5 до 1 тыс. руб.
от 10 до 30 дней от 20 до 30 тыс. руб. от 2 до 3 тыс. руб.
более 30 дней от 40 до 50 тыс. руб. от 4 до 5 тыс. руб.

При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.

Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.

Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.

Что делать, если уже нарушил?

Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.

Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.

Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.

Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.

КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.

Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.

Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.

Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.

Изменения в валютном законодательстве: либерализация или новые вызовы?

2018 – год перемен в жизни участников внешнеэкономической деятельности:

  • внесены изменения в Федеральный закон 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
  • внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие персональную ответственность для лиц, принимающих решения;
  • вступила в силу новая инструкция Банка России № 181-И. 

Как жить участникам ВЭД в новых условиях? Означают ли эти нововведения, что мы идем по пути либерализации? Давайте разбираться.

Основные поправки 173-ФЗ

Начнем с Федерального закона № 173-ФЗ, т.к. он касается всех нас – физических лиц и граждан РФ. С 1 января 2018 года все граждане России становятся резидентами РФ – вне зависимости от наличия другого гражданства и места проживания. Если сравнить с мировой практикой, то обычно резидентство определяется не гражданством, а постоянным местом пребывания человека. 

Если вы являетесь гражданином России, но пребываете в совокупности более 183 календарных дней в году за пределами страны и имеете счета в иностранных банках, то вам не нужно подавать в налоговые органы отчет о движение денег по счетам, открытым в банках за пределами РФ.

Однако на вас, как на резидента, распространяются все права и обязанности, предусмотренные 173-ФЗ.

Например, резидент может перевести иностранную валюту без ограничения в сумме со своего счета, открытого в российском банке, в адрес другого резидента только в случае, если адресат является близким родственником (родство необходимо подтвердить документально).

С 14 мая вступают в силу еще два важных изменения: 

  • во-первых, банки будут обязаны отказывать в незаконной валютной операции. Если сейчас банк ещё пока может провести такую операцию, но при этом сообщит о нарушении в органы валютного контроля (ФТС России и ИФНС), то с 14 мая банк обязан отказать в проведении незаконной валютной операции; 
  • во-вторых, в ст.19 о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ добавится новое требование: во внешнеторговых контрактах обязательно должны указываться сроки исполнения обязательств, т.е. срок получения выручки при экспорте и срок возврата предоплаты при импорте. Фраза «до исполнения обязательств» больше не пройдет. Чем грозит отсутствие сроков? Банк не примет контракт на обслуживание, и вы не сможете рассчитаться с партнерами. Важно помнить, что закон обязывает исполнять обязательства о репатриации средств не ваших партнеров, а вас как резидентов.

Также недавно Госдума приняла закон, который устанавливает обязанность резидентов по репатриации средств в соответствии с договорами займа.

Это означает, что та лазейка в законе, которой пользовались участники ВЭД для вывода капитала, устранена.

Резиденты будут обязаны передавать уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров займа сроках исполнения нерезидентами обязательств по возврату денежных средств.

Персональная ответственность для лиц, принимающих решения

С мая 2018 года начинают действовать поправки в ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, цель которых – персонализация ответственности за незаконные валютные операции и не репатриацию средств.

Лицо, принимающее решение в организации, будет считаться должностным лицом.

На него теперь может быть наложен штраф за правонарушение в размере от двадцати до тридцати тысяч рублей, а при повторном правонарушении грозит дисквалификация от 6-ти месяцев до 3-х лет. 

Кто является должностным лицом в организации? В большинстве случаев вся ответственность ложится на генерального директора как на лицо, единолично принимающего решения в соответствии с Уставом организации.

Поэтому рекомендуем изучить учетную политику вашей компании: если в соответствии со структурой вашего бизнеса решение о том, с кем заключать контракты и определять условия оплаты, принимает коммерческий директор, укажите это в учетной политике на всякий случай.

Новая инструкция Банка России 181-И

И, наконец, о новой инструкции Банка России № 181-И. Она пришла на смену инструкции 138-И и начала действовать с 1 марта 2018 года. Ключевое новшество этой инструкции – отмена паспорта сделок и справки о валютных операциях.

Теперь единственной формой учета валютных операций является справка о подтверждающих документах. Также появились новые требования к учету внешнеторговых контрактов.

Читайте также:  Вернуть товар ненадлежащего качества: я купил планшетный компьютер. На днях обнаружил

Давайте разберем подробнее, как изменился учет контрактов и операций по ним.

Итак, форму паспорта сделки, действительно, отменили, но требование об учете контрактов осталось в силе. Все паспорта сделок, которые существовали до 1 марта 2018, считаются закрытыми, а контракты – поставленными на учет с присвоением уникального номера контракта (УНК). Этот уникальный номер и есть номер паспорта сделки, структура его осталась неизменной.

Новые требования к контрактам – это порог по общей сумме обязательств по каждому контракту. Ранее все контракты по сумме пересчитывались в доллары США по курсу ЦБ РФ на дату их вступления в силу, чтобы понять, нужно ли открывать паспорт сделки. Процесс не изменился, только теперь пересчет идет в российские рубли:

Тип контракта Сумма контракта Комментарий
все контракты не более 200 000 руб. Операция проводится без документов, для валютного контроля ничего предоставлять не нужно
импортный контракт (товары/услуги) и договоры займа менее 3 000 000 руб. Контракт, который является основанием, нужно предоставить в банк в момент операции.
импортный контракт (товары/услуги) и договоры займа более 3 000 000 руб. Контракт нужно поставить на учет в банк, присвоив УНК до операции или таможенного оформления. Для этого направьте контракт в банк и не позднее следующего рабочего дня вы получите УНК.
экспортный контракт (товары/услуги) менее 6 000 000 руб. Контракт нужно предоставить в банк в момент операции или не позднее 15 рабочих дней после зачисления денег от нерезидента

Вы, наверняка, заметили, что порог для экспортных контрактов увеличен вдвое. Это должно положительно повлиять на представителей экспортеров в малом бизнесе. Пользоваться «подарком для экспортеров» (сначала деньги – потом документы) мы не рекомендуем. Есть риск забыть про 15 рабочих дней, а это будет повод заплатить штраф, размер которого может достигать 50 000 руб. 

Что еще изменилось с новой инструкцией:

  • такие понятия как «ведомость банковского контроля», «справка о подтверждающих документах» не исчезли и не изменились, но появилось дополнение: в справку добавлена новая графа 12 для корректировки данных;
  • переоформление и закрытие паспорта сделки теперь называется «внесение изменений в раздел I ведомости банковского контроля» и «снятие контракта с учета», соответственно. Основания и документы остались прежними, со стороны резидентов по срокам изменений также. Однако у банков на оформление теперь есть не три, а два рабочих дня; 
  • перевести контракт на обслуживание в другой банк стало проще: как и прежде, нужно снять контракт с учета в старом банке, прийти с ним в новый банк и сообщить УНК. Но всю необходимую информацию новый банк самостоятельно запросит у ЦБ РФ (в т.ч. ведомость банковского контроля).

В начале статьи мы говорили, что справку о валютной операции отменили. Но что же пришло взамен? Резиденты, как и прежде, должны сообщать банку сведения о валютной операции – ссылку на контракт или УНК (при наличии) и ожидаемые сроки (по импорту).

Код вида валютной операции банк теперь должен определить самостоятельно на основании документов и информации, которой располагает. Сделать это не сложно, если в контракте определен единственный способ оплаты, однако при смешанном типе оплаты банку может потребоваться дополнительная информация от вас. И согласно ст.

23 173-ФЗ у банка есть право запрашивать любую информацию, связанную с проводимой валютной операцией. Важно понимать, что всю ответственность за правильный учет и, как следствие, соблюдение требований закона о репатриации средств несет участник ВЭД.

Поэтому мы рекомендуем указывать наиболее полную и достоверную информацию при проведении расчетов, в том числе и код вида валютной операции.

А теперь давайте подведем итоги. Внешнеэкономическая деятельность становится прозрачнее: теперь банки обязаны направлять информацию о нарушениях клиентами валютного законодательства ежедекадно (до 01.03.

2018 – ежемесячно) и вместе с информацией о присвоении УНК, внесении изменений и снятии с учета в адрес ФТС России передавать скан-копии контрактов и дополнительных соглашений. Для участников ВЭД упрощается процесс оформления сделок – отменены формы документов и сроки на оформление со стороны банков сократились.

При этом вводятся новые требования, которые ужесточают контроль за выводом капитала. В этих условиях важно найти партнера, который всегда будет рядом в новой ситуации и предупредит о неверном шаге. Прежде всего таким партнером должен стать ваш банк.

Убедитесь, что ваша компания может рассчитывать не только на сервис по переводу средств, но и на помощь в учете валютных операций и контрактов и всестороннюю консалтинговую поддержку по вопросам ВЭД. 

Трудолюбивым можно не возвращать

Запрос бизнеса на дерегулирование на фоне борьбы с последствиями пандемии позволил Минфину вернуться к ослаблению валютного контроля для экспортеров. Идею ранее критиковал ЦБ как противоречащую попыткам остановить вывоз капитала и требованиям международного антиотмывочного законодательства.

Отказ от репатриации валютной выручки может быть запущен уже с 2021 года с полной отменой требования к 2025 году для несырьевого неэнергетического экспорта.

Бизнес встретил инициативу с одобрением, однако ответственные за исполнение экспортного нацпроекта ведомства однозначную оценку ей дать затруднились.

Минфин вернулся к идее послабления валютного законодательства для российских экспортеров, следует из проекта поправок к закону о валютном контроле, опубликованного на regulation.gov.ru.

Так, с 2021 года несырьевые неэнергетические экспортеры смогут не возвращать до 10% суммы контракта, с 2022 года — до 30%, в 2023 году — до 50%, в 2024 году — до 70%. Полная отмена требований для такого экспорта предусмотрена к 2025 году.

При этом либерализация валютного контроля не затронет внешнеторговые контракты участников бюджетного процесса федерального уровня, федеральных бюджетных учреждений и унитарных предприятий.

Послабления также не распространятся на ряд товаров, которые можно отнести как к сырью, так и к продуктам его переработки, в том числе минеральные продукты и топливо, недрагоценные металлы (сера, пески, смолы, кокс, газы, черные металлы, медь, цинк и пр.).

Требования о репатриации валютной выручки вводились для борьбы с выводом капитала. Однако, как ранее неоднократно писал “Ъ” (например, см. “Ъ” от 15 января 2018 года), а теперь прямо указывает сам Минфин, нормы об обязательном возврате выручки не приносят результатов.

Вне требования обязательной продажи валютной выручки «применение репатриации в иностранной валюте не обеспечивает достижения макроэкономических целей снижения оттока капитала и стабильности валютного курса», пишут авторы проекта.

При этом требование о репатриации ограничивает гибкость торговых отношений между резидентами и нерезидентами и снижает конкурентоспособность российских экспортеров за счет трансакционных издержек и трат кадровых и финансовых ресурсов.

Ранее Минфину удалось добиться поэтапного отказа от возврата рублевой выручки для экспортеров РФ (см. “Ъ” от 14 июня 2019 года).

Инициативы Минфина по отказу от репатриации валюты до сих пор блокировал Центробанк из-за требований по исполнению антиотмывочных обязательств РФ перед ФАТФ, однако с 2018 года репатриация стала бессмысленной при автоматическом обмене информацией налоговыми органами мира.

Новый проект в ЦБ пока не готовы комментировать, поскольку инициатива еще обсуждается. В Минфине сообщили, что проекты будут направлены в ЦБ и заинтересованные ведомства, а по результатам согласительных процедур определены шаги по работе с проектом.

По словам ответственного секретаря профильного комитета РСПП Павла Исаева, за отказ от репатриации выступали даже крупные компании из-за высоких рисков выхода на новые экспортные рынки, поскольку добросовестные экспортеры из-за неисполнения требования подпадают под риск штрафов до 100% стоимости контракта, а доказывание невиновности зачастую экономически неоправданно.

«Небольшая компания получает «прививку» больше не заходить на иностранный рынок»,— добавил он. Как пояснил “Ъ” глава профильного совета ТПП по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза, в проекте должно быть учтено право правительства в «экстренных случаях» вводить временные требования о возврате валютной выручки, иначе закон снова потребует правки.

Поэтапная отмена репатриации валютной выручки предусмотрена проектом нацплана восстановления экономики — законодательно инициатива должна быть оформлена к октябрю.

Планом предусмотрены и другие меры либерализации валютного контроля: применение риск-ориентированного подхода, приостановка штрафов за валютные нарушения до 1 июля 2021 года, разрешение экспортерам зачета встречных требований по обязательствам внешнеторговых сделок.

В совокупности меры должны способствовать выполнению нацпроекта по экспорту на фоне коронавирусных ограничений и разрыва цепочек поставок.

Ранее заместитель главы Минсельхоза Сергей Левин уже указывал на возможный пересмотр части нацпроекта по экспорту АПК, хотя ситуация на рынке пока благоприятная.

В ведомствах, ответственных за исполнение нацпроекта, не смогли дать однозначную оценку проекту. В Минсельхозе “Ъ” пояснили, что упрощение валютного законодательства позитивно скажется на повышении конкурентоспособности сельхозпродукции и развитии экспорта.

При этом ведомство совместно с экспортерами сельхозпродукции готовит собственные инициативы. «Часть из них направлена в Минфин для дальнейшей проработки»,— отметили в ведомстве.

В Минпромторге от комментариев о возможном эффекте послаблений на промэкспорт отказались.

Диана Галиева

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.