«Христианские ценности, как основа семейного благополучия»

Блаженная Ксения в православном христианском мире почитается покровительницей семьи. Поэтому в день ее памяти Православная Церковь обращает внимание на проблемы, связанные с разрушением важнейшего общественного социально-значимого института – СЕМЬИ. Особенно актуальна эта проблема тогда, когда современные европейские тенденции моделирования семьи, пропагандирующие так называемые «однополые браки» и усыновления такими «семьями» детей, в корне подрывают и разрушают многовековые семейные ценности и традиции воспитания детей.

Русская Православная Церковь хранит неповрежденными духовные и семейные ценности без которых невозможно возродить институт семьи в государстве Российском.

Церковь всегда осмысливала брак и семью гораздо более глубоко, чем просто союз двух людей, образованный с целью получения взаимной выгоды и рождения детей. Начиная с истории сотворения человечества Богом, мы видим, что Творец не просто создал человека, как индивида. Человечество было создано как семья, в которой были мужчина и женщина, и этот брачный союз довершался их взаимоотношениями с Богом и потенциалом быть творцами себе подобных – деторождением.

«Для христиан брак стал не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе. Изначально христиане запечатлевали брак церковным благословением и совместным участием в Евхаристии, что являлось древнейшей формой совершения Таинства Брака» [2, с. 71-72.].

В христианской традиции семья представляет собой малую церковь (от греч. Ἐκκλησία – собрание), в которой присутствует Бог и человек. Церковь, как общественный институт, в котором органично рождены традиционные культурные и семейные ценности русского человека, не может не

констатировать факт происходящих в социуме деструктивных процессов, разрушающих семью.

Согласно официальным данным Федеральной службы государственной статистики в 2013 году зарегистрировано 1 225 501 браков. Зарегистрировано разводов за тот же период 667 971, что составляет около 50% от количества зарегистрированных браков [3].

Современная молодежь хотя и рассуждает еще о браке, семье и детях, как о перспективе своей жизни, однако, семья и деторождение давно вышли из категории первостепенных целей личного развития. На первое место выступают карьера, финансовое благосостояние, мнимая успешность и удовлетворение личных потребностей. Подрастающее поколение, к величайшему нашему сожалению, впитывает дух потребительского отношения к жизни, отсутствует стабильная модель семейного воспитания.

Европейская система ценностей нанесла серьезный удар по самому традиционному понятию «семья». В ряде европейских стран на законодательном уровне приняты в качестве варианта нормы гомосексуальные отношения, однополые браки и возможность для гомосексуальных пар усыновлять и воспитывать детей. Происходит уравнивание не только прав и свобод женщины и мужчины, но стирается граница гендерных различий, социальны ролей. В попытке «освободить» женщину от неравенства с мужчиной, происходит прямо противоположный процесс – женщина становится зависимой от новой системы построения европейского общества, где она не имеет права называться женщиной, лишается прерогативы рождения и воспитания своего ребенка, лишается права быть женщиной.

«Высоко оценивая общественную роль женщин и приветствуя их политическое, культурное и социальное равноправие с мужчинами, Церковь одновременно противостоит тенденции к умалению роли женщины как супруги и матери. Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их естественного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе» [2, с. 71].

Ребенок же лишается права быть воспитанным в традиционной семье, лишается права иметь маму и папу, лишается возможности получить правильное, естественное понятие о семье и любви.

Следует заметить, что говоря о «естественном», мы имеем в виду природные, задуманные Творцом пути развития человека в мире. Под

«противоестественным» же понимается извращение этого естества, к чему Священное Писание относит и гомосексуализм, и развращение традиционной морали и нравов. И поскольку человек создан Богом для блага и совершенства, создан по образу Божию и подобию (см. Быт.1:26-27), то всякий порок и грех вносит противоестественные изменения в нашей человеческой природе.

Апостол Петр, говоря о женщине, учит мужчин очень осторожному и тонкому обращению с женской душой: «…вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни…»(1Пет.3:7). Называя женщину немощнейшим сосудом, он говорит о том, с какой легкостью этот сосуд может быть разбит грубостью и силой, неосторожным отношением, порочным и греховным воздействием на нее. Тем более стоит быть внимательным в отношении ребенка, душа и психика которого находятся в стадии становления.

Священное Писание видит в устройстве мира строгий порядок, четкую иерархию. Особенно это касается самого человека и его обустройства. Бог – во главе человечества, как Своего творения; мужчине отводится роль главы семьи, что отнюдь не значит, что мужчина становится в положение хозяина, а женщина – в положение рабыни. Раб – это человек, который не имеет своей воли. Относительно же брачных отношений, мужчина становится главой, как ответственным за свою супругу, своих детей, семейное устроение и благополучие. Апостол Павел мистически сравнивает отношения мужчины и женщины на уровне отношений между Христом и Церковью.

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу

и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф.5:22-33).

Итак, мужчина должен любить свою жену и отвечать за нее, как и Христос любит Свою Церковь. Женщина же должна любить и «бояться» своего мужа. Боязнь не подразумевает физического, животного страха, но под этим термином понимается страх обидеть, оскорбить, опечалить. Дети же должны почитать родителей. «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Втор.5:16). Эти основы, формирующие образ христианской семьи, лежат в основе Закона Божия, потому что Бог есть Любовь (см. 1Иоан.4:16), и человек должен пребывать в этой любви.

Апостол Павел составил целый гимн любви, который звучит следующим образом: « Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13:4-8).

Искореняя христианские ценности и понятия о любви и жертвенности и семье, человечество подменяет их некими гуманистическими представлениями о свободе, толерантности и эгоизме.

«Особая внутренняя близость семьи и Церкви видна уже из того, что в Священном Писании Христос говорит о Себе как о женихе (Мф. 9. 15; 25. 1-13; Лк. 12. 35-36), а Церковь изображается в качестве Его жены и невесты (Еф. 5. 24; Откр. 21. 9). Климент Александрийский называет семью, как и Церковь, домом Господним, а святитель Иоанн Златоуст именует семью «малой церковью». «Скажу еще и то, – пишет святой отец, – что брак есть таинственное изображение Церкви». Домашнюю церковь образуют любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и устремленные ко Христу. Плодом их любви и общности становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака.

«Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева», – восклицает Псалмопевец (Пс. 126. 3). О спасительности чадородия учил апостол Павел (1 Тим. 2. 13). Он же призывал отцов: «Не раздражайте детей ваших, но

воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6. 4). «Дети – не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение… Нерадение о детях – больший из всех грехов, он приводит к крайнему нечестию… Нам нет извинения, если дети у нас развращены», – наставляет святитель Иоанн Златоуст. Преподобный Ефрем Сирин учит: «Блажен, кто воспитывает детей богоугодно». «Истинный отец не тот, который родил, но тот, который хорошо воспитал и научил», – пишет святитель Тихон Задонский. «Родители главным образом ответственны за воспитание своих детей и вину за дурное воспитание их никому не могут приписывать, кроме себя», – проповедовал священномученик Владимир, митрополит Киевский. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле», – гласит пятая заповедь (Исх. 20. 12). В Ветхом Завете непочтение по отношению к родителям рассматривалось как величайшее преступление (Исх. 21. 15,17; Притч. 20. 20; 30. 17). Новый Завет также учит детей с любовью слушаться родителей: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3. 20) [2, с. 76-94].

Семья как домашняя церковь есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории. Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества. Принижение социальной значимости материнства и отцовства сравнительно с успехами мужчин и женщин в профессиональной области приводит к тому, что дети начинают восприниматься как ненужная обуза; оно также способствует отчуждению и развитию антагонизма между поколениями. Роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в известной мере неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь.

Вопиющей бедой современного общества стало сиротство при живых родителях. Тысячи брошенных детей, которые наполняют приюты, а иногда оказываются на улице, – свидетельствуют о глубоком нездоровье общества. Оказывая таким детям духовную и материальную помощь, заботясь об их

вовлечении в духовную и социальную жизнь, Церковь одновременно видит важнейший свой долг в укреплении семьи и в осознании родителями их призвания, что исключило бы трагедию брошенного ребенка» [2, с. 109].

Будучи актуальным свидетелем христианских истин в мире, Церковь Божия всегда обращает свой голос в защиту христианской культуры и традиционных ценностей, свидетельствуя о необходимости духовного развития и нравственного совершенствования человека, что позволяет ему стать полноценной личностью, раскрыть свой потенциал, как образ и подобие Божие в мире, как икону Творца.

И воспитывать будущего семьянина, будущих родителей необходимо с малых лет, преподавая личный пример ребенку в традиционной семье, где в полноте раскрываются естественные роли отца и матери. Особенно это касается роли мужчины отца.

Нам видится необходимым в образовательных учреждениях введения особой дисциплины по семейному воспитанию, «уроков семьи», на которых подрастающее поколение могло бы впитывать опыт целых поколений. И, конечно, стоит подчеркнуть ответственность самих родителей за воспитание своих детей, о которой они часто забывают, перекладывая это на образовательные учреждения, продукты масс-медиа и общество в целом. Это подтверждают слова известного педагога В.А. Сухомлинского: «Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери» [4, с. 154].

Великий русский философ и мыслитель Ильин так говорит о необходимости сохранения семьи: «…Великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются прежде всего в разложении семьи» [5, с. 117].