Заявление

Административная правоспособность и дееспособность: с какого возраста наступает

Согласно Конституции РФ каждый гражданин страны имеет право быть полноценным субъектом, пользоваться социальными благами и исполнять обязанности вне зависимости от пола, нации и прочих факторов. Подобное равноправие определяется понятием «административная дееспособность».

Понятие административной правоспособности

Административная дееспособность — это термин из правовой базы, который задействуется в разрешении вопросов юридического характера.

Под административной дееспособностью гражданина России понимается правовая способность пользоваться самостоятельно правами, приобретать их при необходимости, а также нести обязанность административно-правовых актов. Права и обязанности представлены в законодательных нормативах.

В соответствии с Конституцией РФ гражданин начинает пользоваться своими правами и соблюдать обязанности только по достижению 18-летнего возраста — полного совершеннолетия.

Но не все так категорично в законодательстве России. Так, лица, достигшие 16-летнего возраста, несут административную ответственность в случае возникновения аналогичного нарушения. Получается, что административная правоспособность и дееспособность в России не имеет четких границ возникновения.

Административная правоспособность. Дееспособность субъектов административного права

Под административной правоспособностью должна пониматься способность гражданина выступать субъектом административных отношений.

Иными словами, это факт приобретения человеком возможности считаться личностью и полноценным гражданином в России, согласно чему можно пользоваться всеми социальными благами.

Но в то же время, правоспособность может быть ограничена, если человек совершил уголовное или административное правонарушение. Согласно УК или ГК РФ в этом случае гражданин может быть временно ограничен в свободе передвижения, помещен в следственный изолятор.

Важно! Важно отличать понятия административной правоспособности и дееспособности граждан, поскольку это далеко не одно и то же. Так, правоспособность возникает у человека сразу по факту его рождения, а заканчивается с его смертью.

А дееспособность — в 18 лет (или в 16 лет) в соответствии с законодательными актами. При этом дееспособность может быть прекращена, если комиссия органов опеки приняла решение о нарушении психического состояния человека.

Важно также помнить, что дееспособность отно

сится к гражданским делам, в то время, как его синоним «вменяемость» определяется для уголовных разбирательств.

В отношении правовых статусов субъектов выделяют три понятия в области правоотношений:

  • Правоспособность — это возможность иметь права и выполнять обязанности, которые не выходят за рамки нормативно-правовых актов. К примеру, каждый субъект России имеет право на получение образования. Также обязан отдать долг Родине — отслужить срочную службу в армии, что распространяется на мужчин.
  • Дееспособность — это возможность реализовывать свои гражданские права. Это та ситуация, когда гражданин, к примеру, обращается в образовательное учреждение для получения базового объема знаний на бесплатной основе или служит в армии. Его действия и просьбы принимаются во внимание.
  • Деликтоспособность — это способность нести ответственность за совершенные действия, в данном случае речь идет об административной ответственности.

Административная дееспособность наступает каждый раз частично — в определенном направлении и с наступлением возраста. Например, право гражданина на образование наступает с достижением узаконенного возраста, а наступление прав полицейского по факту поступления гражданина на службу.

Ограничение административной правоспособности и дееспособности граждан

Административная правоспособность и дееспособность: с какого возраста наступает

В соответствии с законодательством граждане в определенных ситуациях лишаются частичной или полной АД. В представленных вопросах можно выделить следующие уровни:

  • Общефедеральный. Здесь выделяют две ситуации. Первая — ограничение исполнительных органов в полномочиях в соответствии с ФЗ-№3 от мая 2001 года. Согласно представленному законодательному акту вводятся ограничения на свободное передвижение товаров. Представленные ограничения наступают только при введении чрезвычайного положения. Вторая ситуация — возможна эвакуация граждан, отселение или изъятие имущества в соответствии с изданным приказом в индивидуальном порядке. Подобное определяется ФЗ-№1 от января 2002 года и только при военном положении.
  • Территориальный. В данном случает также выделяют две ситуации. Первая, когда на основании закона №3297 от июля 1992 года граждан ограничивают во въезде или проживании, а предпринимателей в ведении их коммерческой деятельности. Вторая ситуация говорит об ограничении пропуска людей и транспорта в соответствии с законом №4730-1 от апреля 1993 года.
  • Индивидуальный. Этот вид указывает на возможное ограничение дееспособным лицом другого человека в правах — признает его недееспособным или частично дееспособным. В данном случае руководствуются статьями 29 и 30 ГК РФ. В соответствии с КоАП РФ могут применяться ограничения в отношении человека по факту совершенных административных правонарушений.
  • Специальный. В России действует закон ФЗ-№79 от июля 2004 года, согласно которому человек не может занимать должность, которая требует подчинение близкому родственнику. Аналогичным образом действует ФЗ-№3 от мая 1994 года, в котором прописана особенность — депутаты не могут заниматься коммерческой деятельности.

Ограничение АД определяется в индивидуальном порядке. Факт наступления начинается только после принятия приказа или судебного решения соответствующими уполномоченными органами.

Административная правоспособность гражданина РФ наступает с рождения. А с какого возраста наступает административная дееспособность?

Административная правоспособность и дееспособность: с какого возраста наступаетВ каждом индивидуальном случае руководствуются действующим законодательством, в котором имеются ограничения в наступлении административной дееспособности. АД может возникать в следующих ситуациях:

  • Правоспособность в отношении права на получение медицинской помощи или жилья наступает сразу с рождения. Наступление административной дееспособности в представленных сферах законодательно не определено. Так, дети могут стать собственниками жилья, если процесс начнут родители несовершеннолетнего. Но сам несовершеннолетний не может распоряжаться имуществом. Его интересы могут представлять должностные лица — в данном случае органы опеки. По достижению 18-лет наступает полная АД в плане распоряжения собственным имуществом.
  • Правоспособность в спортивной сфере наступает с рождения. Но дееспособность регулируется правилами физкультурно-спортивной организации, согласно которым реализация прав начинается с определенным возрастом.
  • Если рассматривать права на получение бесплатного образования, заключающееся в базе знаний, дееспособность наступает в 2 месяца и в 6,5 лет. В 2 месяца гражданин России может посещать детский сад государственного назначения, а в 6,5 лет посещать общеобразовательную школу. Возраст наступления АД в области получения образования прописывается в ФЗ-№273 от декабря 2012 года.

Важно! Право- и дееспособность юридического лица наступает только с момента внесения записи в ЕГРЮЛ. Заканчиваются права после отметки о прекращении деятельности.

Административная процессуальная дееспособность

Административная правоспособность и дееспособность: с какого возраста наступает

Административная процессуальная дееспособность — это право граждан представлять свои права в судебном разбирательстве. В данном случае не забывают и об обязанностях, которые несет гражданин, участвующий в судебном заседании.  Рассматриваются особенности в статье 5 КАС РФ, само понятие более узкое.

В данном случае право на административную процессуальную дееспособность по общему правилу будет наступать только по факту регистрации лица для участия в судебном процессе.

Понятие  дает право представлять свои интересы или передавать ведение дела представителю, если в отстаивании своих требований человек не может полноценным образом и юридически грамотно высказать свою позицию.

В отношении процессуальной АД выделяют следующие правила и особенности:

  • Если лицо не признано недееспособным, он может отстаивать свои интересы по достижению 18 лет. С наступлением совершеннолетия человек может подавать в суд самостоятельно, выступать в качестве истца и ответчика без законных представителей. Если в этом нет возможности, человек самостоятельно выбирает уполномоченное доверительное лицо, который будет представителем в отстаивании прав в зале судебного заседания.
  • С 16 лет граждане могут защищать свои интересы в тех делах, в которых это возможно в соответствии с законодательством.
  • Если лицо не имеет право на процессуальную дееспособность или имеет, но не в полном объеме, его интересы представляет законный представитель.

В статье 5 КАС РФ представлен список организаций и уполномоченных отделений, которые обладают процессуальной дееспособностью.

Корреляция административной и гражданской дееспособности

Важно отличать АД от гражданской, которая определяется возможностями и действиями, распространенными на физические и юридические лица. Гражданская дееспособность регулируется Гражданским Кодексом РФ. Возникновение и прекращение обоих видов дееспособностей наступает в соответствии с юридическими фактами.

Административная правоспособность и дееспособность: с какого возраста наступает

Отмечается, что административная дееспособность наступает всегда после определения гражданской. По факту начала проведения сделки гражданин становится административно-гражданским дееспособным лицом. Как только сделка завершена, человек получает гражданскую дееспособность, а административная прекращается.

Но если речь идет о юридических лицах, их АД сохраняется даже после прекращения гражданской дееспособности. К примеру, если учредители компании запустили процедуру ликвидации, они сохраняют обязанности перед органами государственной власти. Если во время процесса допущена ошибка или иной вид нарушения правил, наступает административная дееспособность перед правоохранительными органами.

Выводы

Административная дееспособность — это права и обязанности гражданина административного характера. Из вышесказанного следует, что каждый человек может пользоваться социальными благами в полной мере, если это предусматривает Российское законодательство. Но также важно соблюдать административные обязанности, установленные законом.

Дееспособность в административном праве

Определение 1

Субъект административного права – это гражданин, участник общественных отношений, который выступает носителем конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормах административного права. Гражданин наделен правами и обязанностями для участия в управлении делами государства и общества.

Читайте также:  Личная информация: в служебной машине стоит личный регистратор. Сотрудник службы безопасности предприятия

В административном праве характер связи между гражданином, как участником правоотношений с одной стороны, и государственными структурами с другой, является непостоянным, краткосрочным и временным.

Административно-правовое положение гражданина может быть определено через объем и характер его административной правосубъектности. Правосубъектность состоит из право- и дееспособности.

Правоспособность

Административная правоспособностью — способность гражданина и закрепленная за ним законом фактическая возможность выступать субъектом административных правоотношений, владеть правами и нести обязанности, носящие административно-правовой характер. Правоспособность возникает после рождения гражданина, а прекращается только вместе с его смертью.

  • Административная правоспособность гражданина является неотчуждаемой и передаваемой. Ее объем может быть изменен только законом. Для отдельных категорий граждан правоспособность может быть времена ограничена в специально предусмотренных законом случаях (например, в случае совершения уголовного или административного правонарушения).
  • Административная правоспособность граждан может быть охарактеризована неразрывной связью между правами и обязанностями, сочетанием интересов каждого гражданина с интересами государства и других граждан.
  • У государственных органов управления правоспособность выражается в компетенции, которая им принадлежит. Административная правоспособность органов управления наступает с момента их образования.
  • Административная правоспособность гражданина составляет основу их административной дееспособности. Дееспособность является необходимым условием для приведения правоспособности в жизнь, а также реализации субъективных прав и обязанностей гражданина в административных правоотношениях.

Дееспособность

Определение 2

Административная дееспособность — это признанная за гражданином способность своими собственными действиями осуществить, приобрести или выполнить возложенные на него обязанности административно-правового характера.

По общему правилу все граждане Российской Федерации обладают одинаковой административной дееспособностью. Однако некоторые граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными по состоянию здоровья (психическая болезнь, слабоумие). Не являются субъектами административного права лица, совершившие проступок в состоянии невменяемости.

Дееспособность гражданина наступает с момента достижения им определенного возраста. В четырнадцать лет гражданин приобретает частичную дееспособность, а в восемнадцать лет становится полностью дееспособным.

Конкретный объем прав и обязанностей, входящих в дееспособность гражданина, определяется законом. Так, например, гражданин в возрасте шестнадцати лет вправе подавать в ЗАГС заявление о регистрации брака в случае, если данный гражданин эмансипирован.

В установленных законом случаях, субъективные права и обязанности, входящие в дееспособность гражданина, могут осуществляться другими лицам — законными представителями (к ним относятся родители, усыновители, опекуны и попечители и др.) или представителями.

В то же время существуют такие административные права и обязанности, которые приобретаются и реализовываться гражданами лично. К ним относятся:

  • право на участие в государственном управлении;
  • воинская обязанность.

Административно-процессуальная правоспособность и дееспособность

Правоспособность — признаваемая государством общая (абстрактная) возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем. Подчеркнем, не фактическое правообладание, а только постулируемая заранее возможность или способность к этому.

Правоспособностью в равной мере обладают все граждане без исключения, она возникает в момент их рождения и прекращается со смертью.

Правоспособность — не естественное, а общественно-правовое качество субъектов, носящее абсолютный, универсальный характер. Оно вытекает из Международных пактов о правах человека, принципов гуманизма, свободы, справедливости. Обязанность каждого государства — должным образом гарантировать и защищать это качество.

Главное в правоспособности — не права, а принципиальная возможность или способность иметь их. Отличия правоспособности от субъективного права представлены на рис. 2.20.

Рис. 2.20. Отличие правоспособности от субъективного права

Каждое лицо рождается способным к правообладанию, может и должно иметь необходимые ему права, признанные мировым сообществом и юридическими системами национальных государств (право на жизнь, свободу, здоровье, честь, достоинство, безопасность и т. д.).

Эта способность (возможность) никем и ни при каких обстоятельствах не может быть прекращена, аннулирована. Она признается априори как безусловная и бесспорная аксиома — нечто само собой разумеющееся.

Любой гражданин, в том числе несовершеннолетний, твердо знает, что он является правоспособным, и следовательно, может стать носителем (сейчас или в будущем) соответствующих прав и свобод.

Главное здесь — не смешивать способность к правообладанию с самим обладанием.

«Правоспособность, — отмечал Н. М. Коркунов, — означает только то, что лицо может иметь известные права, но это еще не значит, что оно ими действительно обладает. Каждый способен иметь право собственности на имущество, но отсюда вовсе не следует, что уже имеет его».

Виды правоспособности представлены на рис. 2.21, их характеристика — в табл. 2.8.

Рис. 2.21. Виды правоспособности

Таблица 2.8

Характеристика видов правоспособности

Виды Сущность
Общая Принципиальная возможность лица иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных действующим законодательством, хотя фактическое обладание теми или иными правами может наступить лишь при известных условиях
Отраслевая Возможность приобретать права в тех или иных отраслях права (процессуальная, избирательная и др.)
Специальная (должностная, профессиональная) Правоспособность, при которой требуются специальные познания или талант (профессии судьи, врача, преподавателя и др.)

Помимо правоспособности, субъекты права обладают и дееспособностью, которая определяется как способность субъекта своими действиями (самостоятельно) приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их.

Кроме того, понятие гражданской дееспособности включает в себя не только способность совершать правомерные действия, но и способность нести ответственность за них, быть деликтоспособным.

Под дееспособностью понимается не только возможность субъекта иметь права и обязанности, но и способность осуществлять их своими личными действиями, отвечать за последствия, быть участником правовых отношений.

Дееспособность зависит от возраста и психического состояния лица, в то время как правоспособность не зависит от указанных обстоятельств. Дееспособность в полном объеме наступает с момента совершеннолетия, т. е.

по достижении 18-летнего возраста.

Если правоспособность сопутствует индивиду на протяжении всей его жизни, то дееспособность — лишь с определенного возраста.

Виды дееспособности и ее характеристика представлены на рис. 2.22 и в табл. 2.9.

Рис. 2.22. Виды дееспособности

Дееспособностью не обладают малолетние дети до 14 лет и душевнобольные лица, которые могут иметь известные права, но не могут их осуществлять. За них выступают их законные представители — родители, опекуны, попечители.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать необходимые гражданские сделки только с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей.

Однако они вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, осуществлять авторские и изобретательские права, вносить вклады в кредитные организации (ст. 26 ГК РФ).

  • Уголовная ответственность у подростков за совершенные ими умышленные преступления наступает с 14 лет.
  • Таблица 2.9
  • Характеристика видов дееспособности
Виды Сущность
Полная Наступает с совершеннолетием (18 лет)
Частичная С 14 лет
Ограниченная Лицо ограничивается в дееспособности по суду (хронические алкоголики, наркоманы и др.)

Административная правоспособность — это возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности административноправового характера, т. е. быть участником административно-правовых отношений. Она является частью общей правоспособности.

Административная дееспособность — практическая способность собственными действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их, т. е. реализовывать свою административную правоспособность в рамках конкретных административных отношений.

Частью административной дееспособности является административная деликтоспособностъ, т. е. способность лица нести административную ответственность за совершенные правонарушения (деликты).

  1. Административная правосубъектность составляет основу административно-правового статуса субъектов, который включает три основных элемента: права, обязанности и ответственность.
  2. Административно-правовой статус характеризует исходное правовое положение субъектов и устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными актами. В его 96
  3. юридическом оформлении значительную роль играют органы исполнительной власти, в правовых актах которых характеризуются права и обязанности, установленные в общем виде конституцией и законами.

Каждый вид субъектов административного права обладает своим административно-правовым статусом. Так, основные полномочия, права и обязанности организаций закрепляются в соответствующих нормативных актах, уставах и положениях.

Административно-правовой статус органов, входящих в публичную администрацию, определяется их компетенцией, т. е. совокупностью властных полномочий относительно определенных предметов ведения.

Административно-правовой статус субъектов права может быть общим и специальным. Общий статус включает общие, одинаковые для всех субъектов права и обязанности.

Специальный статус также предусматривает одинаковые, но уже для определенной группы субъектов и обязанности, которые вытекают из закона и не зависят от вступления в конкретные правоотношения (например, статус жителей территорий с особым административно-правовым режимом, статус субъектов разрешительной системы, статус беженцев и т. д.).

  • Административная процессуальная правоспособность — способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности в административном судопроизводстве.
  • Такая правоспособность признается в равной мере за всеми частными и публичными субъектами (гражданами, органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, общественными объединениями, религиозными и иными организациями, в том числе некоммерческими, а также общественными объединениями и религиозными организациями, не являющимися юридическими лицами, если они согласно законам обладают правом на судебную защиту своих прав, свобод и законных интересов в публичной сфере).
  • Административная процессуальная дееспособность — способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве.
  • Такая дееспособность принадлежит также публичным и частным субъектам.
Читайте также:  Молодой семье: как получить земельный участок под строительство? ? Куда оброщаться

Права, свободы и законные интересы граждан, которые не достигли возраста 18 лет, граждан, признанных недееспособными или которые ограничены в дееспособности и не могут согласно законодательству самостоятельно участвовать в административных делах, возникающих из спорных административных и иных публичных правоотношений, защищают в судебном процессе их законные представители. В случае необходимости суд может привлечь этих граждан к участию в рассмотрении административного дела.

Административная процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом, международным договором этой страны с Россией и законодательством, регулирующим вопросы участия этих лиц в спорных административных и иных публичных правоотношениях.

Личным законом иностранного гражданина считается право страны, гражданство которой гражданин имеет. В случае, если гражданин наряду с гражданством России имеет гражданство иностранного государства, его личным законом считается российское право.

При наличии у иностранного гражданина гражданства нескольких иностранных государств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства. В случае, если иностранный гражданин имеет место жительства в России, его личным законом считается российское право.

Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

  1. Лицо, не обладающее процессуальной дееспособностью в соответствии с личным законом, может быть признано на территории РФ обладающим административной процессуальной дееспособностью в соответствии с российским правом.
  2. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность иностранных организаций (административная процессуальная правосубъектность) определяются правом страны, в которой соответствующая организация учреждена, международным договором этой страны с Россией и законодательством, регулирующим вопросы участия таких организаций в спорных административных и иных публичных правоотношениях.
  3. Иностранная организация, не обладающая процессуальной правосубъектностью в соответствии с правом страны, в которой организация учреждена, может быть признана на территории РФ обладающей административной процессуальной правосубъектностью в соответствии с российским правом.
  4. Административная процессуальная правосубъектность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом РФ.

Боголюбов Л.Н. Право. 11 класс. Профильный уровень

Глава IV.АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

§ 17. Административно-правовой статус гражданина

Кто определяет правовой статус гражданина? Существует ли единый механизм, гарантирующий юридическую защиту прав граждан? Кто на территории РФ осуществляет контроль за соблюдением прав граждан?

Административно-правовой статус гражданина является частью общего правового статуса, который регулируется Конституцией РФ и Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации».

ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА

Административно-правовой статус гражданина представляет собой совокупность его прав, свобод, обязанностей и гарантий осуществления прав, которые закреплены нормами административного права. Государство, признавая гражданина субъектом административного права, при помощи норм этого права определяет его правовой статус.

Эти нормы содержатся в различных законах, например в Федеральных законах «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «Об общественных объединениях»; в указах Президента РФ, например «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» и т.д.

Кроме того, статус гражданина устанавливается также актами различных органов исполнительной власти.

Административно-правовое положение гражданина характеризуется объемом и характером его административной правосубъектности, которая включает административную правоспособность и административную дееспособность.

Как мы уже отмечали, под административной правоспособностью гражданина понимается способность обладать правами и нести обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.

Она не может быть отчуждаема и передаваема. Вместе с тем правоспособность может быть временно ограничена.

Например, за совершенное административное правонарушение в сфере дорожного движения гражданин может быть лишен на определенное время права управления транспортным средством.

Административная дееспособность – это способность своими действиями осуществлять, приобретать права и нести обязанности административно-правового характера. Момент ее возникновения законом четко не определен. В полном объеме она возникает по достижении гражданином 18 лет.

Частичное появление дееспособности в административном праве возможно с более раннего возраста.

Так, дети школьного возраста могут сами обращаться к врачу; с 16 лет, когда наступает административная деликтоспособность и гражданин в случае совершения административного правонарушения может быть привлечен к административной ответственности за свои действия.

(Деликтоспособность – способность гражданина нести гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный его противоправными действиями.)

ПРАВА ГРАЖДАН КАК ЭЛЕМЕНТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА

Вы уже знакомы с системой конституционных прав и свобод граждан в нашей стране. Здесь мы подробно остановимся на правах граждан, которые относятся к данной теме.

• В статье 31 Конституции РФ закреплено право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Это право регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Право на проведение подобных публичных мероприятий предоставляется только гражданам РФ.

В этой сфере действует уведомительный порядок, суть которого состоит в том, что организатор подает письменное уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта РФ или в орган местного самоуправления в срок не ранее 15 дней и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени. Лица, нарушившие порядок организации и проведения публичного мероприятия, а также участия в нем при отсутствии признаков преступления, несут административную ответственность по статье 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

• Статья 27 Конституции РФ закрепляет право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства. В июне 1993 г.

был принят Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Закон установил основные правила регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства.

Именно этим законом была введена новая система регистрации граждан вместо ранее действующей системы прописки.

В части 2 статьи 27 Конституции РФ провозглашено право граждан свободно выезжать за пределы Российской Федерации и право граждан РФ свободно возвращаться на ее территорию. Это конституционное право нашло свое развитие в Федеральном законе от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, являются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка. Пересечение Государственной границы Российской Федерации осуществляется в соответствии с правилами, установленными Законом РФ от 1 апреля 1993 г.

«О Государственной границе Российской Федерации».

Федеральный закон исчерпывающе определяет основания возможных ограничений права гражданина на выезд за пределы Российской Федерации, если он: 1) осведомлен в сведениях, составляющих государственную тайну; 2) призван на военную службу или направлен на альтернативную службу; 3) задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого или осужден за совершение преступления; 4) сообщил при оформлении документов для выезда заведомо ложные сведения; 5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом.

В законе определяются условия, когда перечисленные ограничения не должны применяться, например истечение установленного срока со дня последнего ознакомления со сведениями особой важности и т.д.

Выезд гражданина за пределы России с целью постоянного проживания или временного пребывания не влечет для гражданина и для членов его семьи каких-либо ограничений политических, гражданских, трудовых, жилищных и иных прав.

• Право граждан на объединение закреплено в статье 30 Конституции РФ. Это право может подвергаться определенным ограничениям, которые устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.

В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» общественные объединения создаются по инициативе их учредителей.

Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет.

Законодатель устанавливает определенные возрастные ограничения для членов и участников различных общественных объединений (так, для молодежных общественных объединений – 14 лет, для детских общественных объединений – 10 лет).

Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции. В этом случае данное общественное объединение не приобретает прав юридического лица.

Если же общественное объединение зарегистрировано, то оно включается в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Закон устанавливает перечень документов, которые необходимо представить для регистрации.

Читайте также:  Нужно ли мне идти для ознакомления с инвентаризационными документами

Документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.

В сфере исполнительной власти реализация гражданами своих прав предполагает совершение ими определенных действий, которые административным законодательством признаются юридическими и могут быть как правомерными, так и неправомерными.

Правомерные действия связаны не только с реализацией гражданами прав, но и выполнением возложенных на них обязанностей. Обязанности граждан в сфере государственного управления дополняют их административно-правовой статус.

Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН

Юридические гарантии и механизмы защиты прав человека в нашей стране были в основном рассмотрены в § 22 учебника для 10 класса. Однако напомним, что важной юридической гарантией защиты прав граждан является возможность обращаться с жалобой в различные инстанции, и остановимся на этом подробнее.

Конституция РФ сформулировала общие ценностные подходы к охране и защите прав человека. В соответствии со статьей 46 Конституции РФ «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд».

27 апреля 1993 г. в России был принят Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Этот закон создал единый механизм судебной защиты для всех граждан России. В соответствии с ним можно обжаловать как нормативные правовые акты, так и акты индивидуальные.

Статья 6 закона предусматривает, что рассмотрение жалоб в суде осуществляется по правилам гражданского судопроизводства. В Гражданском процессуальном кодексе РФ содержится специальный подраздел, посвященный производству по делам, возникающим из публичных правоотношений.

В нем регламентировано производство по делам о признании недействительными нормативных правовых актов полностью или в части; производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, муниципальных служащих.

Гражданин может обратиться за защитой в суд, если государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения или должностные лица своими действиями (бездействием), решениями нарушили права и свободы гражданина; создали препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно возложили на гражданина какую-либо обязанность или незаконно привлекли к какой-либо ответственности.

Заявление (жалоба) на действия (решения), нарушающие права и свободы гражданина, подается либо непосредственно в суд, либо в вышестоящую в порядке подчиненности инстанцию, т.е. предусматривается возможность выбора гражданином первоначального пути обжалования.

При обжаловании актов индивидуального характера, например отказ в регистрации общественного объединения, заявление может быть подано в суд как по месту нахождения органа (должностного лица), чьи действия обжалуются, так и по месту жительства гражданина.

При обжаловании актов нормативного характера заявление подается в суд по месту нахождения органа (должностного лица), издавшего акт.

Заявление в суде должно быть рассмотрено в течение 10 дней. Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Наряду с судебным существует также административный порядок обжалования. Конституция РФ в статье 33 закрепила право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

Право на обращение является важным конституционно-правовым средством защиты прав и свобод граждан, одной из организационно-правовых гарантий их охраны.

Основным нормативным актом, регулирующим вопросы приема и рассмотрения обращений граждан РФ в органах исполнительной власти, является Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г.

Жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или интересов других лиц. Путем подачи жалобы гражданин реализует предоставленное ему право и требует восстановления нарушенных прав.

В действующем законодательстве закреплено право граждан на обращение в письменной и устной форме. Жалоба подается в инстанции, вышестоящие по отношению к той, чьи действия обжалуются.

В том случае, если гражданин выбрал неправильный адресат жалобы, его обращение пересылается в течение 7 дней в орган, полномочный ее разрешить. Жалоба рассматривается в течение 30 календарных дней со дня регистрации.

В случае необходимости срок может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением гражданина, направившего обращение.

Решение по жалобе выносится на основе всех материалов и доказательств в совокупности. Решение может не удовлетворить гражданина. В этом случае он имеет право обжаловать его в вышестоящие инстанции или в суд. Следует отметить, что подача жалобы в вышестоящие инстанции не лишает возможности обращения в суд.

В нашей стране, как вы знаете, граждане могут обратиться с жалобой к Уполномоченному РФ по правам человека, который призван осуществлять на территории Российской Федерации контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, законами РФ и другими нормативными актами, а также международными актами и соглашениями, ратифицированными или утвержденными Российской Федерацией. В 1997 г. был принят Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Институт Уполномоченного не заменяет и не вытесняет уже существующие каналы обжалования. Граждане обращаются к Уполномоченному в случае неудовлетворения административным решением, порядком его применения или поведением должностного лица, а также в других случаях, когда нарушаются права заявителя органом государственной власти или чиновником. Жалоба может быть подана не позднее истечения одного года со дня нарушения прав и свобод гражданина или с того дня, когда ему стало известно об их нарушении.

Уполномоченный осуществляет защиту прав граждан не только на основании фактов, изложенных в жалобе, но и по своей инициативе в случае получения информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан.

Уполномоченный наделен широкими полномочиями при проведении проверочных действий.

Если в ходе рассмотрения жалобы Уполномоченный установит факты нарушения прав и свобод граждан, он обязан направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лиду, в решениях или действиях (бездействии) которых он обнаружит нарушение прав и свобод граждан, свое заключение с рекомендациями относительно возможных или необходимых способов восстановления прав и свобод граждан. Подобное заключение должно быть рассмотрено в течение месяца и сообщено Уполномоченному о принятых мерах.

Ежегодно Уполномоченный представляет доклад о положении дел в стране с правами человека Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Кроме того, он направляет свой доклад Президенту РФ и в высшие судебные инстанции. Ежегодные доклады подлежат обязательному официальному опубликованию.

Следует отметить, что во многих субъектах Российской Федерации учреждены подобные органы.

1) Что представляет собой административно-правовой статус гражданина? 2) Что такое административная правосубъектность? 3) Когда возникает административная правоспособность граждан и что это такое? В чем заключаются ее особенности? 4) Каковы особенности административной дееспособности граждан? Когда она возникает? 5) Какие права включаются в административно-правовой статус гражданина? 6) Что вам известно о юридических гарантиях защиты прав граждан?

1. На уроке ученик сказал, что не может быть привлечен к административной ответственности, поскольку он является недееспособным, так как его возраст 17 лет, а дееспособность гражданина по общему правилу наступает с 18 лет. Какую ошибку в ответе допустил ученик? Ответ аргументируйте.

2. Десятиклассники обратились к администрации школы с ходатайством о получении разрешения на проведение митинга, ссылаясь на статью 31 Конституции РФ, в которой закреплено право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Может ли администрация школы выдать разрешение на проведение митинга? Аргументируйте свою позицию.

3. Иванов (17 лет) и его друг Петров (18 лет) решили вступить в молодежное общественное объединение.

Однако Иванову было отказано на основании того, что в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г.

«Об общест венных объединениях» учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет. Выскажите свое аргументированное мнение по поводу отказа Иванову.

«Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам».

Ж.-Л.Д’Аламбер (1717–1783) французский ученый, философ-просветитель

«Есть тысяча способов быть очень дурным человеком, не нарушая ни одного закона».

Ж. де Сталь (1766 –1817), французская писательница