Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: бюджет и виды выплат

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) является государственным внебюджетным фондом, созданным для финансирования медицинского обслуживания граждан России по программе ОМС. В данной статье рассмотрено, какие задачи и функции стоят перед ФФОМС, какую он имеет структуру, за счет чего формируется бюджет, с какими целями используются накопленные средства фонда.

Структура и управление ФФОМС

ФФОМС был создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами.

Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 года, а 29 июля 1998 года вместо него принят устав. В соответствии с действующим налоговым законодательством при выплате заработной платы работодатель обязан перечислить страховые взносы в три внебюджетных фонда:

  • ПФР — 22% от облагаемого дохода сотрудника;
  • ФСС — 2,9% облагаемого дохода;
  • ФФОМС — 5,1%.

Взносы в ФФОМС отчисляются с заработной платы работодателем и поступают в фонд каждый месяц. Выплаты в организацию обязательного медицинского страхования являются обязательными.

Функционирование данной организации регламентировано рядом законодательных норм и актов, в том числе Бюджетным кодексом, законом «Об обязательном медстраховании граждан Российской Федерации» и внутрифондовым уставом.

Общая структурная схема ФФОМС представлена на диаграмме ниже.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: бюджет и виды выплат

Рисунок — Структурная схема фонда ОМС в 2018 г.

Все подразделения составляют единую систему, при этом каждое имеет свои функции и полномочия в области предоставления гражданам права на медицинское обслуживание и контроля соблюдения законодательства в этой сфере.

Российская система обязательного страхования предусматривает финансирование деятельности здравоохранительных учреждений посредством работы страховых компаний и фондов; подобные структуры обязаны получить лицензию на этот род деятельности.

Схема взаимодействия организаций работает следующим образом:

  • Страховая компания оформляет договор с учреждением здравоохранения (больница, поликлиника);
  • Страховая компания инициирует подписание договора о сотрудничестве с местным фондом ОМС;
  • Территориальный фонд выделяет средства, перечисляемые на счет страховой организации; та расходует их на оплату медицинских услуг, которые предоставляются гражданам, имеющим полис ОМС.

Кроме того, законодательство предусматривает финансирование учреждений здравоохранения без участия страховых компаний, напрямую через региональные фонды и филиалы, однако данная методика практикуется реже.

Применение разных способов распределения и перечисления средств требуется по причине того, что в структуре управления каждого региона есть свои особенности.

При выборе способа перечисления и распределения учитываются такие моменты, как финансовое положение конкретного субъекта федерации, политическое положение, национальные особенности и другие аспекты.

В процентном соотношении граждане страны, зарегистрированные в системе ОМС, неравномерно прикреплены к страховым компаниям. Статистика показывает, что свыше 70% людей, пользующихся услугами бесплатной медицины, прикреплено к 15 наиболее крупным и известным страховым организациям.

Задачи и направления деятельности ФФОМС

Как государственная организация федеральный фонд обязательного медицинского страхования существует для реализации законодательных норм, регулирующих оказание бюджетных медицинских услуг.

Иными словами, целью фонда является то, что каждый человек может претендовать на бесплатную врачебную помощь и регулировать исполнение этого требования.

Спектр задач организации сформулирован в законодательных актах следующим образом:

  • Финансовая поддержка гражданских прав на получение врачебной помощи в необходимом объеме на бесплатной основе;
  • Организация денежных вливаний, которые служат для обеспечения стабильного положения системы обязательного медстрахования;
  • Разработка новых и поддержка прежних программ, распределение приоритетов в области страхования;
  • Распределение финансирования на реализацию целевых программ и проектов.

Выполнение данных задач осуществляется в рамках всей деятельности фонда, и его основные функции сводятся к следующему:

  • Контроль и уравновешивание финансов, распределяемых для филиалов и подконтрольных фондов для реализации базовых задач;
  • Регулирование размера отчислений, которые идут на поддержку программы ОМС;
  • Выделение финансов на реализацию региональных программ, нацеленных на решение проблем, характерных для конкретной области или населенного пункта;
  • Контроль регулярности перечисления взносов со стороны организаций и предпринимателей по разным уровням существующих фондов;
  • Проверка расходов, контроль над целевыми затратами, что позволяет наиболее рационально тратить средства и не допустить утечки финансов;
  • Создание и изменение методических инструкций для отлаженной работы и взаимодействия фондов и филиалов друг с другом;
  • Внесение предложений по улучшению существующей системы, в том числе корректировка нормативно-правовых положений с целью усовершенствования качества работы;
  • Контроль и корректировка аспектов базовой программы по обязательному страхованию для расширения спектра услуг;
  • Подготовка аналитических отчетов и передача информации в правительственные структуры;
  • Проведение учебных курсов для персонала для работы в сфере государственного медицинского страхования;
  • Проверка нормативных документов и положений;
  • Научно-исследовательские изыскания в медицинской страховой сфере;
  • Сотрудничество с другими ассоциациями на международном мировом уровне, обсуждение острых проблем в сфере страхования жизни и здоровья;
  • Разработка проекта о формировании фондового бюджета, составление и передача отчетности по реализации бюджетных денег.

Во исполнение установленных функций, ФОМС осуществляет аккумулирование финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости системы, выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС в рамках базовой программы ОМС путем направления ТФОМС финансовых средств на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС, национальный проект «Здоровье», пилотный проект в субъектах Российской Федерации, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения.

Источники доходов и статьи расходов средств фонда

Расходование средств ФФОМС осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, регламентирующим его деятельность, в соответствии с бюджетом, утвержденным федеральным законом. Успешная работа ФФОМС напрямую связана с бесперебойным пополнением бюджета, и в качестве источников финансирования ОМС используются следующие субъекты:

  • Юридические лица (компании, индивидуальные предприниматели), которые вносят страховые платежи за людей, числящихся в штате как сотрудники. Размер взноса составляет 3,6% от фонда по оплате, и из них 0,2% передается в федеральный ФОМС, а все остальное – в региональные подразделения. Из этого распределения можно увидеть, что большая часть выплачиваемых денег остается в региональных фондах;
  • Бюджеты, которые перечисляют взносы на граждан, официально не трудоустроенных (несовершеннолетние, граждане на пенсии, безработные);
  • Добровольные взносы, вносимые гражданами или организациями (спонсорская помощь, пожертвования и пр.);
  • Инвестиции ФФОМС, когда организация использует имеющиеся свободные средства для вложения с целью получения краткосрочной или долгосрочной прибыли.
Читайте также:  Выгул бойцовской собаки во дворе без поводка и намордника, собака кидается, но не кусает, очень пугает, что делать?

Российское законодательство определяет перечень категорий, в рамках которых расходуется бюджет фонда.

Основными статьями расходов (на них выделяется свыше 60% средств бюджета) считаются оплата медицинских услуг, предоставляемых гражданам на бесплатной основе, зарплата сотрудников, занятых в сфере ОМС, финансирование страховых компаний и здравоохранительных учреждений, содержание резервных (экстренных) фондов.

Возможности граждан, застрахованных в системе

Любой гражданин вправе претендовать на качественную бесплатную помощь врачей и медперсонала, и базовые права регулируются фондом ОМС.

Работа организации позволяет претендовать на полноценную помощь на территории России и за пределами, а именно на получение экстренной врачебной помощи в стране и за рубежом, на выбор поликлиники, лечащих специалистов, методов терапии при наличии нескольких вариантов, на выбор страховой организации, оформляющей полис, а также на получение профессиональной помощи.

Заключение

ФФОМС, основанный в 1993 году, призван обеспечивать оказание бесплатной медицинской помощи гражданам РФ и контролировать реализацию базовой программы ОМС. Кроме того, одной из главных функций фонда является распределение финансирования в территориальные фонды и медучреждения государства.

Фсс и фомс. государственные внебюджетные фонды (часть 2)

1. Фонд социального страхования Российской Федерации ФСС РФ возник в 1992 году в условиях формирования новой «либеральной рыночной экономики» России и фактического распада и деградации развитой советской системы социального обеспечения и социальных гарантий.

  • Видео лекция — ФСС и ФОМС. Государственные внебюджетные фонды
  • Конечно, полноценной заменой советской системе он стать не могу в условиях буржуазной экономики и на протяжении всего этого времени (уже почти 30 лет) занимается только оплатой «листов временной нетрудоспособности», а также компенсирует часть расходов фонда обязательного медицинского страхования.
  • С официального сайта ФСС России:
  • «…С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года N 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации:
  • Указ Президента РФ от 7 августа 1992 года N 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»;
  • Указ Президента РФ от 28 сентября 1993 года N 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 26 октября 1993 года N 1094 «Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации»;
  • Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ).

Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.

Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона.

В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций…». 1

Обязательное медицинское страхование: новое в 2021 году

 Парламентская газетаПарламентская газета

С 2021 года медицинскую помощь, оказываемую в клиниках, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, начнут оплачивать напрямую через Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Предполагающий это закон 2 декабря одобрил Совет Федерации. Какие ещё новшества ждут систему ОМС, разбиралась «Парламентская газета».

Финансирование федеральных клиник пойдёт напрямую

С 2021 года медпомощь в федеральных клиниках будет оплачиваться напрямую федеральным Фондом обязательного медицинского страхования, минуя территориальные системы ОМС, и, соответственно, страховые медицинские организации.

«Новые правила позволят обеспечить равный доступ граждан к высококвалифицированной медицинской помощи, которую оказывают федеральные клиники, — пояснила «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Татьяна Кусайко. — Регионы смогут направлять в эти клиники своих жителей, не тратя на это средства субвенций».

В бюджете фонда на 2021 год на эти цели предусмотрено 119,4 миллиарда рублей. Это — гарантия государства для граждан, что они смогут получить высококвалифицированную медпомощь в передовых клиниках страны, подчеркнула сенатор.

Проект нормативного акта, регулирующего порядок направления россиян в такие центры, Минздравом уже подготовлен, уточнила Татьяна Кусайко.

Читайте также:  Жилищный вопрос: я родилась в городе Мурманске, далее воспитывалась в детском доме города Ковдор, т

Контроль за распределением средств ОМС станет строже

Также новые полномочия получат регионы: впредь территориальные фонды обязательного медицинского страхования будут третьей стороной договора на оплату медпомощи, оказанной по полису ОМС. Прежде договор был двусторонним — только между страховыми медорганизациями и медучреждениями.

«Таким образом, они будут осуществлять контроль за распределением объёма медпомощи, своевременностью её перераспределения (в случае необходимости. — Прим. ред.), а также производить её оплату по результатам этого контроля», — сказала Татьяна Кусайко.

В России появится информационная система застрахованных

Новая статья в законе посвящена созданию государственной информационной системы ОМС. Она позволит организовать цифровой учёт застрахованных лиц и оказанной им помощи, сказала Кусайко, а также перейти к цифровому полису ОМС.

О том, что в системе обязательного медицинского страхования необходимо активнее задействовать информационные технологии, чтобы «понимать, куда что уходит», отмечал, выступая 13 мая на пленарном заседании Госдумы, и глава Минздрава Михаил Мурашко. «Информационные технологии должны прийти туда более глубоко, мы должны видеть систему расчётов, персонификацию, мы должны понимать, куда что уходит», — констатировал министр.

Норматив финансирования страховых организаций уменьшен

Уменьшается и размер выплат из территориальных фондов ОМС страховым медицинским организации «на ведение дела». Впредь получать они будут не менее 0,8% и не более 1,1% от суммы, поступившей по дифференцированным подушевым нормативам. В настоящее время им предоставляется от 1% до 2%.

По расчётам кабмина, это позволит высвободить до 6,8 млрд рублей к 2023 году, которые будут направлены на реализацию территориальных программ ОМС.

Для чего потребовались изменения?

О необходимости совершенствования системы страхования в здравоохранении неоднократно заявляла председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

 В качестве недостатков спикер называла непонятную роль страховых компаний, являющихся, по её словам, «промежуточным звеном, которое перекачивает деньги фонда ОМС в больницы».

Забота же об интересах пациентов со стороны страховых медорганизаций, по мнению спикера, недостаточна. 

В итоге нововведений качество медицинской помощи при новой системе финансирования в рамках ФОМС вырастет, так как объёмы финансирования будут выше, а проволочек меньше, сказал 3 декабря в интервью каналу «Россия 24» председатель Госдумы Вячеслав Володин

Федеральным медучреждениям, где совмещаются и наука и практика, не придётся конкурировать с муниципальными и областными больницами.

У высокотехнологичных медцентров при такой системе будет прямое финансирование за счёт федерального ФОМС, причём с введением коэффициента.

«Это тоже важно, потому что у них уровень затрат на оказание медицинской помощи другой, его нельзя соизмерять, допустим, с обычной городской больницей», — отметил спикер палаты.

Эффект от такой модели, по мнению Володина, однозначный, потому что деньги будут приходить в больших объёмах в федеральные медицинские учреждения и не будет посредников в лице страховых компаний.

Фонд обязательного медицинского страхования

В соответствии с ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» созданы:

  1. федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ст. 12 ФЗ) — создается Правительством РФ;
  2. территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ст. 13 ФЗ) — образуются представительными исполнительными органами власти субъектов РФ.
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования.
  • ФОМС является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.
  • Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) направлена на реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. 

Основные источники образования федерального и территориальных ФОМС:

  • страховые взносы хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование;
  • бюджетные ассигнования;
  • иные поступления.

Полученные средства направляются на финансирование обязательного медицинского страхования и иных связанных с этим мероприятий.

Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении ежегодно рассматривается Государственной Думой.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) — вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования (ст. 3 ФЗ).

Финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Основные задачи Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС):

  1. Финансовое обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств ОМС в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации №326-ФЗ от 29 ноября 2010 года «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

  2. Обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ в рамках базовой программы ОМС.

  3. Аккумулирование финансовых средств Федерального ФОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

Функции Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС):

  • осуществление выравнивания финансовых условий деятельности территориальных ФОМС;
  • разработка и внесение предложений о размере взносов на обязательное медицинское страхование;
  • осуществление аккумулирования финансовых средств федерального ФОМС;
  • выделение средств территориальным ФОМС, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;
  • осуществление совместно с территориальными ФОМС и органами налоговой службы контроля за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования;
  • осуществление совместно с территориальными ФОМС контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;
  • осуществление в пределах своей компетенции организационно-методической деятельности по обеспечению функционирования системы ОМС;
  • внесение предложений по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам ОМС;
  • участие в разработке базовой программы ОМС граждан;
  • осуществление сбора и анализа информации, в том числе о финансовых средствах системы ОМС, и представление соответствующих материалов в Правительство РФ;
  • организация подготовки специалистов для системы ОМС;
  • изучение и обобщение практики применения нормативных правовых актов по вопросам ОМС;
  • обеспечение организации научно-исследовательских работ в области ОМС;
  • участие в международном сотрудничестве по вопросам ОМС;
  • ежегодное представление в Правительство РФ проектов федеральных законов об утверждении бюджета ФОМС на соответствующий год и о его исполнении.
Читайте также:  Поборы в школе: моя дочь учится в гимназии 3 год. Каждый год и по несколько раз 4 раза и больше собирают

 Структура Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС):

Подробнее…

  1. Председатель
  2. Заместители Председателя
  3. Советники
  4. Управление организации ОМС
  5. Контрольно-ревизионное управление
  6. Управление информационно-аналитических технологий
  7. Финансово-экономическое управление
  8. Управление модернизации системы ОМС
  9. Управление кадровой политики
  10. Управление формирования доходов по ОМС
  11. Управление правовой и международной деятельности
  12. Управление бухгалтерского учета и отчетности
  13. Отдел информационной безопасности
  14. Отдел организации закупок
  15. Отдел по взаимодействию с ФОИВ и СМИ

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы, по праву. Консультационные услуги

Свяжитесь с нами:

ICQ: 197839245
e-mail: justicemaker@yandex.ru

ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ, НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ. ПРОВЕРКА НА СООТВЕТСТВИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ. ИНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ.

  • На нашем сайте Вы можете заказать консультативную помощь в подготовке студенческих работ по праву (юриспруденции). 
  • Консультативные услуги выполняются специалистами с высшим юридическим образованием, имеющими опыт научной и практической работы.
  • Наши преимущества:
  • консультации по подбору темы работы (бесплатно);
  • бесплатные консультации по составлению плана работы;
  • строгая специализация — консультации по подготовке работы оказываются лицами, имеющими, как минимум, высшее юридическое образование (мы оказываем консультационные услуги только по работам по праву).
  • проверка работы на соответствии действующему законодательству;
  • подбор новейших литературных источников и новейшей судебной практики;
  • полное сопровождение до защиты работы;
  • гарантийные обязательства.

При оказании наших услуг используются регулярно обновляемые справочные правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс», что позволяет учитывать самые последние вступившие в силу изменения законодательства, а также законопроекты, планируемые к принятию Государственной Думой в ближайшее время.

                                           

Имеющаяся в нашем распоряжении как обычная, так и обширная электронная библиотека, позволяет нам использовать как классические труды отечественных и зарубежных ученых-правоведов, так и научные работы, учебники, комментарии, монографии и статьи, вышедшие в самое последнее время. Как правило, обязательным требованием для магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ по праву является наличие в них использованных источников выпущенных в текущем году.

  1. На оказание наших услуг даются гарантии.
  2. Мы оперативно обрабатываем заказ и стараемся как можно быстрее помочь Вам.
  3. Мы оказываем консультации по следующим видам работ:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.