Заявление

Институт требует денег: в сетнябре прошлого года поступила в институт на коммер. основе

На прошлой неделе вузы подвели итоги зачисления на дневное на бюджет, и оказалось, что некоторым университетам не хватило абитуриентов. Официальной статистики по этой ситуации Министерство образования пока не публиковало.

По данным, которые мы нашли в открытых источниках, получилось, что вакантными оказалось 937 мест (Минобразования не публиковал эти цифры в открытом доступе, мы вручную собрали данные по каждому вузу страны). В 2020-м их было 192. О том, почему могла возникнуть такая ситуация, Zerkalo.

io поговорило с Андреем Лаврухиным, экспертом Общественного Болонского комитета, старшим аналитиком Белорусского института стратегических исследований.

Институт требует денег: в сетнябре прошлого года поступила в институт на коммер. основе
Снимок используется в качестве иллюстрации

Что случилось?

На прошлой неделе мы писали о том, что на некоторые специальности на дневное на бюджет абитуриентов пришло меньше, чем планировалось. В БГУ, например, не хватало 36 человек, в БНТУ — 150, в БГТУ — 53, в Военную академию — 115.

По всей стране вакантными остались 937 мест для бюджетников. В итоге после основного набора вузам пришлось объявить дополнительный. Требования к кандидатам при этом значительно снижались. Так, в БГПУ им. Максима Танка на специальность «Физика.

Информатика» готовы были взять ребят, у которых русский (белорусский) язык — 10 баллов и выше, физика — 20 баллов и выше, математика — от 10 баллов. В итоге из 16 будущих педагогов, которых требовалось добрать, нашли 12.

Судя по таблице мониторинга, документы на вакантное место принес человек, баллы которого попадают в диапазон от 136−140. Это из 400 возможных.

Стоит отметить, что дополнительный набор в вузах продлился до 7 августа. И некоторые университеты смогли полностью или частично закрыть «бюджетные пробелы».

В Барановичском госуниверситете, например, из четырех недостающих ребят (специальность «геоэкология») нашли двух, в Могилевском госуниверситете им. А.

Кулешова на специальности «математика и информатика» и «физика и информатика» из 20 нужных донабрали 10. У двоих новоиспеченных абитуриентов в копилке от 166 до 170 баллов.

Такое случается впервые?

Нет, по словам Андрея Лаврухина, ситуация, когда во время основного набора у вузов не получается набрать на дневное на бюджет нужное количество студентов, возникала и раньше. Правда, в последние годы она была не так заметна. Для сравнения: в 2020-м, по данным abiturient.by, университетам нужно было найти еще 192 парня и девушки. А в 2019-м — 86.

Опять демографическая яма?

В этом, 2021-м школу оканчивают ребята, которые родились в 2003—2004 годах. По данным Белстата, в эти годы появилось на свет 88 512 и 88 943 детей соответственно. Для сравнения: в 2002 г. в стране прибавилось 88 743 мальчиков и девочек, а в 2001-м примерно на три тысячи больше — 91 720.

Год Сколько детей родилось
2001 91 720
2002 88 743
2003 88 512 (до 2019-го это был антирекорд начиная с 1945 года)
2004 88 943

Андрей Лаврухин также советует обратить внимание на то, сколько ребят в последние годы оканчивало 11 классов. В этом году в сравнении с 2020-м отличие незначительное: в 2021-м выпускников примерно на 700 меньше. А вот если брать 2019-й, цифры разнятся заметнее: тогда 11 класс оканчивало на 3,6 тысячи больше парней и девушек, чем в 2021-м.

Еще из интересного. В 2020-м, пишет sputnik.by, в вузы на бюджет зачислено около 26,3 тысячи человек (тут и очники, и заочники). В 2021-м в университеты планировали набрать чуть больше «бесплатников». А именно — 27,8 тысячи (по данным sputnik.by). Общий же план приема на платное и бюджет в этом году тоже получился примерно на две тысячи человек больше.

— Мы сбалансировали эти цифры в пользу технико-технологических специальностей, специализаций химико-биологического направления, медицинских и «айтишных» специальностей и тех, что находятся на стыке информационных технологий со сферами экономики и науки.

И чуть уменьшили на экономические и юридические специальности, частично — гуманитарные, — комментировал данную ситуацию в апреле 2021 года министр образования Игорь Карпенко.

Глава ведомства тогда отмечал, что цифры приема в 2021-м оптимальные и «создадут определенную конкурсную ситуацию для того, чтобы отобрать лучших на специальности».

Так откуда же недобор?

По мнению Андрея Лаврухина, на то, что в некоторых вузах в этом году заметный недобор, количество выпускников повлияло не особо (если сравнивать с 2020-м). Есть куда более значимые факторы.

Институт требует денег: в сетнябре прошлого года поступила в институт на коммер. основе
Снимок используется в качестве иллюстрации

Первая причина — «трудность обучения на естественнонаучных специальностях» и специальностях, где изучают точные науки.

— Если мы посмотрим на недоборы, например в БГУ или БНТУ, нередко вакантными оставались места на специальностях, где изучают точные науки, — говорит эксперт. — Учиться здесь тяжело: нужен особый склад ума и компетентность.

Далеко не каждый абитуриент сможет потянуть такую программу, поэтому поступать сюда тоже не торопятся. Это глобальная тенденция, а не только белорусская. Чтобы ее преодолеть, нужно проводить дополнительную образовательную политику по привлечению такого контингента выпускников.

Создавать благоприятные условия и отбирать на уровне школы. У нас же есть обратный пример. Когда «закрыли» гимназии (эксперт имеет в виду ситуацию, когда в 2018-м отменили экзамены в 5 классы гимназий, а детей стали набирать сюда по прописке. — Прим. ред.

), где немалый упор был сделан на точные науки, это сократило часть детей, которые были бы готовы поступить на данное направление.

— В то же время в БГУИР есть специальность, где 12 человек на место.

— Здесь абитуриентам предлагают специальности, которые ориентированы на IT-сектор. А это в последние годы мотиватор для поступления. Если же мы посмотрим на мехмат БГУ, где в этом году недобор, то увидим, что специальности, на которых не хватает ребят, ориентированы на научную деятельность.

А с развитием науки у нас есть проблемы, — отвечает эксперт и обращает внимание еще на один момент, почему мир «склоняется» к гуманитарным специальностям. — С развитием четвертой промышленной революции стала развиваться сфера услуг. А в ней задействованы те, кто владеет soft skills (или «гибкими навыками»).

Сюда, например, относится знание языков, навыками коммуникации. И этот рынок довольно емкий.

Вторая причина — учеба за границей.

А можно подробнее?

Абитуриенты все чаще уезжают в Россию, Литву, Польшу, Чехию, Германию, отмечает Андрей Лаврухин. Об этом же в мае говорил и известный репетитор, соучредитель образовательного центра «100 баллов» Евгений Ливянт.

— Рост идет многие годы, я постоянно об этом пишу, — рассказал тогда в комментарии изданию Евгений Ливянт. — Дело в том, что соседние с нами страны делают все возможное, чтобы [наша] молодежь уезжала [к ним] и правильно делают.

В качестве одного из примеров Евгений Ливянт привел поступление ребят из Беларуси в Россию. В стране-соседке, отметил репетитор, для белорусов существует четыре способа поступления: по результатам олимпиад, по итогам ЕГЭ, по квотам, плюс с этого года в некоторые российские вузы берут и по результатам ЦТ.

Точную статистику о том, сколько наших парней и девушек в этом году поступили в иностранные вузы, собрать сложно. По данным sputnik.by, в конце мая 2021-го только в российских университетах училось порядка 12 тысяч белорусов. На 2021−2020 учебный год, пишет издание, в вузах этой страны-соседки выделили 700 квот для обучения наших граждан.

Это значит, столько ребят университеты готовы принять через собеседование со специальной комиссией. Стоит отметить, что это число в три раза больше, чем было год назад. К тому же нужно понимать: поступать в российские вузы белорусы могут и самостоятельно. Для этого, например, нужно сдать ЕГЭ, а с этого года куда-то подходят и результаты ЦТ.

Больше белорусов в 2021-м поступает и в ЕГУ.

— На 2021−2022 учебный год к зачислению на первую ступень обучения (бакалавриат/непрерывную программу) в основном наборе рекомендован 241 белорус.

Для сравнения: год назад к нам поступило 123 абитуриента из Беларуси, а в 2019-м — 154, — описывает ситуацию в своем вузе Анастасия Родионова, временно исполняющая обязанности руководителя отдела коммуникации и развития Европейского гуманитарного университета (Литва).

— Стоит отметить, что 241 абитуриент — это количество основного набора. Сейчас в нашем вузе идет еще дополнительный набор, который продлится до 22 августа.

— Дополнительный набор у вас также связан с тем, что не нашлось нужное количество абитуриентов?

— Нет, для нас это нормальная практика.

Учебный год у нас начинается в октябре, поэтому мы делаем окно возможностей для абитуриентов, которые, например, в последний момент понимают, что не хотят учиться в вузах своей страны, и поступают к нам, — поясняет собеседница.

— Или, допустим, кто-то из абитуриентов поступил в вуз своей страны и параллельно хочет получить второе образование у нас. Тогда во время дополнительного набора он также может подать документы к нам на заочное.

Так почему же ребята уезжают?

Потому что качество белорусского высшего образования неконкурентоспособно в сравнении с зарубежным, говорил ранее Евгений Ливянт.

— Образование, которое получают в университетах, порой не соотносится с тем, что специалисту нужно на практике. Это не только белорусская проблема: она глобальна, — дополняет мысль репетитора Андрей Лаврухин.

— Но в развитых странах и даже в России это понимают и стараются делать университеты более открытыми и гибкими. Например, чаще допускать к преподаванию специалистов, у которых нет академической степени, зато есть практические навыки.

Или, предположим, отправлять ребят на практику в крупные компании, чтобы они увидели, как строится бизнес. В Высшей школе экономики (Москва), насколько мне известно, будущие менеджеры, например, проходят практику в «Яндексе».

В Беларуси тоже есть примеры для подражания, но из-за того, что вузы у нас неавтономны, университеты много не могут себе позволить. Плюс тех, кто учится на бюджете, ждет обязательное распределение. А ехать куда-то на отработку устраивает не всех.

Кроме того, продолжает Андрей Лаврухин, в этом году на желание ребят учиться за границей повлияла еще политическая ситуация.

«Она стала триггером, что обострил все проблемы и заставил обратить внимание на те факторы, на которые в другой ситуации, возможно, можно было бы закрыть глаза», — говорит собеседник и отмечает, что в связи с нынешней политической ситуацией некоторые родители стали бояться за будущее детей в Беларуси и хотят, чтобы дочка или сын уехали из страны.

А нужен ли вообще диплом?

И, наконец, еще одна причина недобора в том, что нынешние абитуриенты стали более серьезно относиться к выбору будущей профессии. Это значит, считает Андрей Лаврухин, желающих поступить, только чтобы получить «вышку», становится меньше.

— Абитуриенты и их родители все чаще задумываются о том, что делать со знаниями, которые ты получишь.

Кем после университета ты будешь работать? Какие перспективы в профессии тебя ждут? — объясняет эксперт и останавливается на примере: — Не один год подряд остаются вакантные места на бюджет в сельхозакадемию в Горках.

Перспектива карьерного роста и жизненного плана здесь покрыта неизвестностью. Куда тебя направят — в город или деревню, в нормальное хозяйство или стагнирующее. Эти факторы делают данное направление непривлекательным для самореализации.

Кроме того, отмечает специалист, сейчас ребята нередко задумываются: «А зачем мне вообще высшее образование?». В некоторых профессиях, например в сфере IT, человеку, чтобы работать, не обязательно пять лет учиться в вузе. Порой достаточно курсов и самообуча. И теперь это тоже причина, почему абитуриенты отказываются от «вышки».

Особенности поступления в вузы в 2021 году

Институт требует денег: в сетнябре прошлого года поступила в институт на коммер. основе Институт требует денег: в сетнябре прошлого года поступила в институт на коммер. основе

  • Главная » Новости
  • 12:15, 3 декабря 2020 года

В сентябре 2020 года вышел приказ Минобрнауки об утверждении порядка приема в ВУЗы в 2021 году. Об особенностях приемной кампании 2021 года нашему корреспонденту рассказала начальник отдела по работе с абитуриентами, ответственный секретарь приемной комиссии Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Татьяна Иващенко.

Сроки подачи документов в работе приемной комиссии один из самых важных аспектов работы, какими они будут в этом году?   

Читайте также:  На что имею право: получила в наследство 13 часть квартиры, но дарственной нет

С 2021 года вузы обязаны принимать документы в электронной форме наряду с подачей по почте и личным обращением абитуриента в приемную комиссию. Здесь многое будет зависить от эпидемиологической ситуации в регионе.   

Прием заявлений будет осуществляться с 18 июня по 26 июля. Публикация конкурсных списков — 27 июля.  

На досрочном этапе вузы 30 июля зачислят олимпиадников, поступающих вне конкурса, абитуриентов, имеющих льготы и целевиков. Важно, что зачисление по бюджетному конкурсу будет в одну волну (5 августа), а не в две как было раньше.   

Нужно сказать, что не зачисленные на бюджетную основу в срок до 5 августа абитуриенты могут рассматривать только вариант обучения на договорной основе того вуза, в который подано согласие на зачисление, а цены на обучение в таком вузе (если как пример брать московские вузы) могут значительно разниться.   

Сколько вузов и направлений подготовки имеет право выбрать абитуриент для подачи документов? Изменился ли комплект документов для подачи заявления?  

Как и в предыдущие годы, абитуриент может подать документы в 5 вузов, но изменилось количество направлений и специальностей, которые можно выбрать. В разных вузах, разные цифры. Диапазон от 2 до 10 специальностей на усмотрение учебного заведения. В Среднерусском институте управления – филиале РАНХИГС – 3. В комплект документов добавился СНИЛС.  

Абитуриенты, подавшие документы, отслеживают свои позиции в конкурсных списках постоянно. Как часто будут обновляться эти списки?  

Конкурсные списки в сети Интернет должны обновляться ежедневно не менее 5 раз в день в период с 9 часов до 18 часов по местному времени. Ранее обновлялись 1 раз в день.

Стоит отметить, что с 2021 года конкурсные списки обезличены, фамилия, имя, отчество поступающих теперь не указываются. Идентификация личности происходит по коду, который присваивается при подачи заявления.

Его знает только абитуриент и приемная комиссия.  

Если абитуриент будет подавать согласие на зачисление в последние полчаса, как это могло быть в предыдущие годы, то в 2021 году ситуация может привести к тому, что он рискует не попасть в список поступающих, особенно при наличии пограничных конкурсных баллов.  

Ранее абитуриент видел свои Ф.И.О.

и баллы в списке разных вузов и мог свободно оценить свои шансы (по количеству баллов) для зачисления на бюджет, с учетом тех абитуриентов, которые уже дали согласие на зачисление в этот вуз (это можно было отследить по спискам). Это придавало ему уверенность в том, что уже можно давать согласие в тот вуз, где он проходит на бюджет по баллам. Теперь это сделать будет очень сложно.   

Как изменился прием на заочную форму обучения?   

Прием на заочную форму обучения бакалавриата будет проводиться только на базе высшего образования. Для выпускников колледжей и техникумов будет предусмотрено поступление на очно-заочную форму бакалавриата. Это, скорее всего, положительно отразится на знаниях студентов, так как сессия на очно-заочной форме более длительная (5-6 недель).

Орловское Информбюро

Цензурных слов нет: мама о приемной кампании в вузы в 2021 году

Никому не пожелаешь такого стресса!В 2021 году Министерство науки и высшего образования отказалось от приема в вузы в две волны, как это было в предыдущие годы: когда в первую волну зачисляли ребят с более высокими баллами, а затем на оставшиеся бюджетные места — всех остальных.

Преимущество этой системы заключалось в том, что после окончания первого этапа зачисления абитуриенты точно видели, на каких специальностях и сколько мест осталось. В этом году все было иначе.

Во-первых, для зачисления оставили только одну волну. Во-вторых, вузам разрешили самостоятельно устанавливать, на сколько специальностей они принимают документы от одного абитуриента, ограничив количество доступных направлений до десяти (в прошлом году можно было подать документы в один вуз только на три специальности). Разумеется, большинство абитуриентов воспользовались этим шансом и отнесли заявления в разные вузы в надежде пройти в лучший из них. Что из этого вышло, «Летидору» анонимно рассказала мама выпускника-2021.

Я предчувствовала, что с поступлением в этом году будет неразбериха, как только прочитала новый порядок приема в вузы. Сын заранее определился, что будет подавать документы в пять технических вузов на доступные специальности: от программной инженерии до информатики и вычислительной техники.

Вузы выбрал московские, но средненькие, не из первого эшелона, ориентируясь на проходные баллы прошлых лет.

В сумме по трем предметам за ЕГЭ у моего ребенка было 258 баллов.

С подачей документов и заявлений проблем не возникло: этот момент учебные заведения отработали еще в прошлом году. Все вузы в конце июля подтвердили, что включили сына в конкурсные списки.

Оставалось сидеть и ждать, что будет дальше. Каждый день мы заходили на сайты всех пяти институтов и следили за количеством заявлений. На некоторые специальности на 100 бюджетных мест было больше пяти тысяч претендентов.

Оптимизма это не прибавляло.

До 11 августа все вузы требовали от абитуриентов (внимание, этот момент очень важен!) выбрать только одну специальность в одном вузе (из всех) и подать на нее согласие о зачислении. В 18:00 11 августа институты закрывали прием документов и начинали формировать списки на зачисление только из тех, кто предоставил согласие на зачисление.

В наши вузы подали заявления ребята, обладающие высокими баллам: от 280 до 300. Вероятно, для подстраховки. Мы понимали, что они вряд ли рассматривают эти вузы в качестве основных.

Тем не менее ближе к 11 августа напротив многих из высокобалльников появилась галочка, подтверждающая, что они отправили сюда согласие о зачислении.

Сын волновался и спрашивал: «Они что, собираются поступать в средний институт со своими 287? Ведь в прошлом году проходной был 245?» Я не знала, что ответить.

Мне не верилось, что за год проходной балл может скакнуть сразу на 20-30 пунктов. Но я видела то же, что и мой сын. Видела и не верила своим глазам.

Кстати, до завершения приема документов абитуриенты могли до пяти раз (а где-то до десяти) перекладывать согласие на зачисление с одной специальности на другую.

Утром 11 августа мы еще раз промониторили списки и решили перебросить согласие на ту специальность, куда, по нашим прогнозам, особенно никто не рвался.

Через час информация обновилась, и мы увидели, что сын был в ближе к началу списка, на 12-м месте. «Ничего страшного», — подумала я. Уж в первые 50 он точно войдет.

В обед он медленно, но верно начал ползти вниз. В четыре дня уже был на 35-м месте.

Тут мы стали нервничать. На всякий случай подписали и отсканировали еще пару согласий на зачисление в другие вузы на непопулярные специальности, чтобы в случае чего быстро отозвать согласие отсюда и успеть перебросить в другое место. После пяти вечера (за час до закрытия приемной кампании) началось самое интересное.

Сын полз вниз по списку со стремительной скоростью. К половине шестого был на 46-м месте. Приняли решение забрать согласие с этого направления, но сайт завис. Система перестала обновляться, и мы не видели больше ни списков, ни личного кабинета. На свой страх и риск одновременно подали согласие в другой вуз.

Параллельно звонили на телефон приемной комиссии, чтобы узнать, что с сайтом.

Получается, что за час до завершения приема все лихорадочно стали метаться и подавать согласия туда, где точно проходят.

А еще многие, как потом выяснилось, подавали согласия на зачисление сразу в несколько вузов, хотя везде было написано, что это запрещено.

Из-за таких «умников» за пять минут до закрытия приема документов мы все-таки забрали заявление сына из вуза, который был для сына приоритетным. Ведь он опустился в списке аж на 71-е место (шансов никаких! бюджетных позиций всего 50). Слава богу, мы проскочили в последний момент на похожее направление в другой вуз.

Меня трясло от злости. У меня не было цензурных слов, чтобы описать, какой стресс мы пережили. Сын три года готовился к экзаменам. Занимался с репетиторами, получил по профильному экзамену 95 баллов, чтобы вот так вот нервничать из-за непонятной системы.

На следующее утро меня стало трясти еще больше, когда я зашла на сайт приоритетного вуза и увидела… что все высокобалльники (у которых была отметка о поданном согласии на зачисление) вышли из конкурса.

И если бы мы не забрали заявление, то сын бы прошел туда, куда хотел изначально. Меня поразила не только наша абсурдная система, но и непорядочность людей, которые подстелили себе соломки и тут, и там.

Я надеюсь, что Минобр сделает выводы после этого ужасного приема-2021 и в следующем году ни родителям, ни абитуриентам не придется проходить через нервотрепку, которая выпала нам.

Кстати, она еще не закончилась. Окончательные списки поступивших появятся на сайтах институтов только 17 августа. Так что держите за нас кулачки!

Коллаж: Екатерина Баулина, Depositphotos

Решу егэ

Задание 10 № 320199

Чтобы поступить в институт на специальность «Лингвистика», абитуриент должен набрать на ЕГЭ не менее 70 баллов по каждому из трёх предметов — математика, русский язык и иностранный язык. Чтобы поступить на специальность «Коммерция», нужно набрать не менее 70 баллов по каждому из трёх предметов — математика, русский язык и обществознание.

Вероятность того, что абитуриент З. получит не менее 70 баллов по математике, равна 0,6, по русскому языку — 0,8, по иностранному языку — 0,7 и по обществознанию — 0,5.

Читайте также:  Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранцев и лиц без гражданства

Найдите вероятность того, что З. сможет поступить хотя бы на одну из двух упомянутых специальностей.

Решение.

Для того, чтобы поступить хоть куда-нибудь, З.

нужно сдать и русский, и математику как минимум на 70 баллов, а помимо этого еще сдать иностранный язык или обществознание не менее, чем на 70 баллов.

Пусть A, B, C и D — это события, в которых З. сдает соответственно математику, русский, иностранный и обществознание не менее, чем на 70 баллов. Тогда поскольку

  • для вероятности поступления имеем:
  1. Ответ: 0,408.
  2. Приведем другую запись этого решения.

В силу независимости событий, вероятность успешно сдать экзамены на лингвистику: 0,6 · 0,8 · 0,7 = 0,336, вероятность успешно сдать экзамены на коммерцию: 0,6 · 0,8 · 0,5 = 0,24, вероятность успешно сдать экзамены и на «Лингвистику», и на «Коммерцию»: 0,6 · 0,8 · 0,7 · 0,5 = 0,168.

Успешная сдача экзаменов на «Лингвистику» и на «Коммерцию» — события совместные, поэтому вероятность их суммы равна сумме вероятностей этих событий, уменьшенной на вероятность их произведения.

Тем самым, поступить хотя бы на одну из этих специальностей абитуриент может с вероятностью 0,336 + 0,24 − 0,168 = 0,408.

  • Приведём решение Алексея Столбова из Магнитогорска.
  • Есть три варианта поступления абитуриента хотя бы на одну специальность:
  • а) поступить на лингвистику при этом не поступив на коммерцию: вероятность 0,6 · 0,8 · 0,7 · 0,5;
  • б) поступить и на лингвистику, и на коммерцию: вероятность 0,6 · 0,8 · 0,7 · 0,5;
  • в) не поступить на лингвистику, при этом поступив на коммерцию: вероятность 0,6 ·  0,8 · 0,3 · 0,5.
  • Эти события несовместные, искомая вероятность суммы этих событий равна сумме их вероятностей:

0,6 · 0,8 · (0,35 + 0,35 + 0,15) = 0,48 · 0,85 = 0,408.

Приведём решение Ирины Шраго из Санкт-Петербурга.

Для поступления З. необходимо сдать математику и русский язык хотя бы на 70 баллов, а также сдать иностранный язык или обществознание не менее, чем на 70 баллов.

Это события независимые, причём событие «сдать хотя бы один экзамен не менее, чем на 70 баллов» противоположно событию «сдать оба предмета менее, чем на 70 баллов».

Получаем, что вероятность искомого события: 0,6 · 0,8 · (1 − 0,3 · 0,5) = 0,408.

Приведём решение с помощью двоичного дерева.

Студ и срам — Как минимум 20 российских вузов нарушили правила зачисления абитуриентов

На днях во всех российских вузах завершилась приёмная кампания. Однако не исключено, что её итоги в скором времени будут пересмотрены.

Как утверждают в Российском студенческом союзе (РСС), в этом году при зачислении абитуриентов вузы допустили много нарушений. Общественники уже направили соответствующие жалобы в Рособрнадзор и Генеральную прокуратуру.

И, похоже, что в некоторых вузах проверки всё же будут проведены: претензии к зачислению есть и у самого контролирующего ведомства.

Как отмечают в РСС, в этом году вступительная кампания оказалась куда более скандальной, чем в прошлом.

«Отдельные нарушения мы фиксировали и в прошлом году, однако они не были столь массовыми», – рассказал «Нашей Версии» председатель РСС Артём Хромов. По его словам, меньшее количество нарушений могло быть связано в том числе и с тем, что в прошлом году у руководства учебных заведений было ещё недостаточно опыта в проведении всевозможных махинаций с зачислением абитуриентов.

каким образом в списке абитуриентов Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) оказались 13 человек, набравших 300 баллов по итогам трёх ЕГЭ, когда во всей России такой результат показали только четверо Хотя без громких скандалов не обошлось и тогда. Самый известный – факт зачисления в Медицинский университет имени Пирогова (Второй мед) нескольких сотен фальшивых абитуриентов. «Тогда была уникальная ситуация. Выходило, что высокобалльники подали документы только в один вуз, хотя имели возможность подать сразу в пять, и к тому же никто из них не значился в федеральной базе свидетельств ЕГЭ», – рассказал программист Виктор Симак, благодаря которому в прошлом году и вскрылось это нарушение. Весьма вероятно, что места были «забронированы» для последующей «продажи», однако, поскольку махинация в итоге вскрылась, скандал через некоторое время сошёл на нет. В этом году фальсификации оказались отнюдь не столь очевидными – руководство большинства вузов и вовсе настаивает на том, что в РСС намеренно раздувают несуществующую проблему.

Поясним: согласно действующему законодательству приёмная кампания во все российские вузы проходит в два этапа. Абитуриенты имеют право подавать документы одновременно в пять вузов, но не более чем на три специальности.

На основе полученных данных все вузы обязаны опубликовать списки абитуриентов, «рекомендованных к зачислению». Что важно: список должен быть составлен по мере убывания баллов, набранных абитуриентами на ЕГЭ.

До 4 августа абитуриенты, определившись с выбором вуза, взвесив свои шансы на поступление, исходя из своего места в рейтинге, должны принести в выбранное учебное заведение оригинал аттестата.

Если после этого в вузе ещё остаются свободные бюджетные места, начинается «вторая волна» приёмной кампании – «рекомендованные к зачислению» в ходе второго этапа обязаны определиться с выбором и принести оригиналы документов до 9 августа.

Но это в идеале. На практике же, как утверждают сами абитуриенты, большинство вузов закрыло приёмную кампанию, ограничившись «первой волной». Причём в списках «рекомендованных к зачислению» оказались не те, кто набрал большее количество баллов, а те, кто сразу принёс в учебное заведение оригиналы документов.

«У меня было 209 баллов, а поступили те, у кого было ниже 204 баллов. Когда позвонила в приёмную комиссию, мне там сказали, что кто быстрее приносит оригинал аттестата, тот и поступает», – рассказывает абитуриентка Юлия Фомичёва, поступавшая в СПбГУСЭ.

Как рассказал «Нашей Версии» глава РСС Артём Хромов, многие вузы в этом году вообще не составляли списки, исходя из количества набранных баллов. Вместо этого в число «рекомендованных к зачислению» попали люди, которые сразу принесли в вуз оригиналы документов.

«Мы считаем, что вузы не имели права рекомендовать к зачислению абитуриентов только на том основании, что они принесли оригинал аттестата. В итоге получилось, что вроде как все обязаны были приносить оригиналы сразу.

Но ведь согласно законодательству абитуриент имеет право подавать документы сразу в пять вузов и потом выбирать.

Многие ребята, к примеру, видя своё место в рейтинге «первой волны», потом специально ждут «вторую волну», – рассказывает Артем Хромов.

На практике же получилось так, что приёмная кампания в некоторых вузах вылилась не в конкурс реальных результатов ЕГЭ, а в соревнования по бегу: кто раньше успел принести аттестат, того и зачислили, причём независимо от того, на каком месте в рейтинге находился абитуриент.

Другим нарушением, отмеченным в РСС, стало намеренное зачисление студентов с более низкими баллами.

«Некоторые вузы полностью соблюли технологию и действительно устраивали именно две волны зачисления. Но на поверку оказалось, что по итогам «первой волны» были зачислены те, у кого было даже меньше баллов, чем у «рекомендованных к зачислению» во «второй волне», – поясняет Артём Хромов.

В общей сложности, по подсчётам РСС, нарушения были допущены более чем в 20 российских вузах, то есть потенциально обманутыми оказались несколько тысяч молодых ребят. «Мы надеемся на результаты проверок Рособрнадзора.

И мне кажется, что было бы справедливо, если бы по их итогам те абитуриенты, которые имели проходные баллы, всё же были зачислены в вузы, может быть, на платные отделения, но обучались бы за счёт учебного заведения. Это было бы лучше всяких штрафов», – говорит Артём Хромов.

В список вузов-нарушителей, по версии РСС, попали Казанский федеральный университет (КФУ), Уральский федеральный университет (УРФУ), Тольяттинский государственный университет (ТГУ), Московская юридическая академия (МГЮА), Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ) и другие.

Представители вузов информацию РСС, естественно, опровергают. В частности, в УрФУ, ЧГУ и РГПУ им. Герцена уже заявили, что информация общественников о допущенных нарушениях не соответствует действительности. В КФУ, правда, ссылаются на наличие небольшого технического сбоя.

«Мы не отрицаем, что некоторые технические сбои в работе приёмной комиссии могут произойти, и это объясняется, как правило, огромным объёмом работы.

Ведь опыт приёма в столь масштабный федеральный вуз, каким стал КФУ, только нарабатывается.

Так, например, техническая погрешность закралась в момент подписания приказа о зачислении пятерых студентов в Институт физики на направление «Информационная безопасность», – отмечают представители учебного заведения.

Впрочем, нарушения в ходе приёмной кампании зафиксировали не только общественные организации, но и Рособрнадзор. В частности, в ведомстве недоумевают, .

В самой ВАТВ ничего необычного в этом факте не видят, утверждая, что таким образом они просто «пометили» льготников. «Это чернобыльцы, инвалиды первой группы, у нас уже есть оригиналы их заявлений. Просто у нас сейчас все поступившие находятся в общем списке. Тут нет никакого нашего злого умысла, у нас все абсолютно чисто», – заявила технический секретарь приёмной комиссии Жанна Козловская.

Правда, к «льготникам» у Рособрнадзора тоже есть ряд вопросов. По информации ведомства, у некоторых абитуриентов, подлежащих зачислению, в графе «Основание льготы и преимущества» значится факт посещения подготовительных курсов и учёба в «родственном» вузу столичном лицее № 1574.

Как отмечают эксперты, далеко не все нарушения, допущенные в вузах, связаны именно с желанием зачислить «своих» или продать места.

Провести зачисление в одну волну и подтолкнуть абитуриентов к тому, чтобы они как можно скорее принесли оригинал аттестата, многие вузы могло то, что они просто опасались недобора.

Ведь если на бюджетные места будет зачислено меньше студентов, чем планировалось, тогда, во-первых, вузу придётся сократить и количество платных мест, во-вторых, в следующем году при распределении бюджетных мест власти будут ориентироваться на показатели года предыдущего.

Читайте также:  Жилье военнослужащего: офицер запаса с 2005 года. Уволен по положительной статье

«Были случаи, когда бюджетные места оказывались пустыми, никто не поступал, поэтому в вузах и могли выдумать эту схему с оригиналами аттестатов. Они заинтересованы провести зачисление как можно скорее, чтобы закрыть все бюджетные места», – рассуждает Артём Хромов.

Действительно, согласно предложениям Минфина уже в самое ближайшее время сокращение госрасходов на образование должно составить 7%, а с учётом инфляции в реальном выражении сокращение может достичь 19,8%.

Однако в самих учебных заведениях эту версию не подтверждают.

Более того, руководство большинства вузов констатирует: число желающих поступить даже увеличилось по сравнению с прошлым годом, несмотря на демографическую яму 90-х.

«Мы не ожидали такого количества заявлений. В этом году у нас их более 22 тыс., что на 21% больше, чем в 2011-м. Опять бьём все рекорды», – отмечает ректор РГГУ Ефим Пивовар.

Правда, вместе с тем в вузах отмечают, что год от года уровень знаний у абитуриентов всё ниже – в итоге многие абитуриенты не могут даже как следует сдать первую сессию. «Мы должны внимательно посмотреть, кого принимаем, способны ли абитуриенты освоить курс.

Мне нравится, что средний балл в «первой волне» – 90, но не уверен, что он полностью соответствует уровню знаний.

В прошлом году мы отчислили более 80 человек с бюджета и более 120 платников», – констатирует ректор Финансового университета при правительстве РФ Михаил Эскиндаров.

Впрочем, если бы при приёме абитуриентов в вузах больше ориентировались на реальные баллы ЕГЭ, к которым и без того есть много вопросов, возможно, претензий к качеству знаний абитуриентов было бы хоть немного, но меньше.

Провал приемной кампании 2021 года. Вузам не хватает студентов

Приемная кампания в вузы 2021 года оказалась переломной. Как считают некоторые эксперты, именно с этого года мы будем фиксировать устойчивое падение популярности высшего образования, о котором специалисты предупреждали еще несколько лет назад.

Что произошло?

Впервые в нашей новейшей истории вузы столкнулись с ситуацией, когда они не смогли набрать нужное количество студентов. Мест оказалось больше, чем желающих на них попасть. Основная особенность — незаполненными оказались даже бюджетные места в ведущих российский вузах.

О проведении повторного конкурса объявили сразу несколько факультетов МГУ, в их числе юридический и географический факультеты, а также журфак: они предлагают абитуриентам попробовать снова сдать внутренние экзамены.

Дополнительный набор, в том числе на бюджетные места, объявили еще несколько столичных вузов – МФТИ, МАДИ, МЭИ, а также некоторые региональные учреждения: например, Иркутский и Севастопольский госуниверситеты.

Несколько столичных вузов прибегли к другой процедуре — дополнительному зачислению. Это происходит, когда поступивший абитуриент по какой-либо причине отзывает свои документы.

Тогда на освободившиеся места зачисляют тех, кто не мог пройти по баллам в период основного конкурса. Допзачисление объявили МФТИ, МГСУ, МИЭТ, НИУ МЭИ и МАДИ.

Некоторые из них готовы взять абитуриентов даже на бюджетные места.

Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина отмечает, что допнабор в ведущие вузы — редкое явление: «Во-первых, была только одна волна, а во-вторых, уже второй год увеличиваются контрольные цифры приема в регионах. Поэтому ребята решают поступать на бюджет дома, а не ехать в столицу».

«Если ребята сейчас заберут заявления и попробуют попасть в МГУ, то может случиться так, что все туда хлынут — и они снова не пройдут.

И в итоге вообще не смогут поступить в этом году», — предупреждает сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» Павел Кудюкин.

Он обращает внимание, что вузы получают бюджетные деньги по количеству набранных студентов: «Поэтому каждое свободное место — потеря бюджетного финансирования».

В министерстве науки и высшего образования, между тем, уверены, что сложности неизбежны при любом порядке зачисления в вузы, в том числе и при двух, трех волнах и больше

С этим сложно не согласиться.

Тем более, что по мнению некоторых экспертов, провал приемной кампании в вузы в 2021 году связан не с изменением условий поступления, а с общим падением интереса к высшему образованию.

Все больше выпускников школ предпочитают поступать в колледжи, получая полное среднее образование и специальность, по которой они смогут начинать работать сразу после окончания колледжа.

Падение доверия к высшему образованию

Последние два года отмечалось резкое повышение популярности колледжей в отличие от вузов, где год за годом наблюдалось уменьшение количества абитуриентов.

Примечание: Такая ситуация наблюдается не по всем факультетам. Некоторые специальности по-прежнему имеют повышенный конкурс (например, медицинские, IT и некоторые другие)

● Читайте материал: Колледжи и техникумы хотят превратить в ПТУ. Грядёт реформа среднего специального образования

На фоне общего падения доходов населения, постоянно растущие расценки на обучение в вузах не способствуют их популяризации. Большое влияние на общественное мнение имеют множественные примеры получения высшего образования и последующей работы по другой, не связанной с дипломом специальности. Количество данной категории выпускников вузов постоянно растет и по некоторым категориям достигает уже 70-80%. А получаемые знания в 94% случаев не соответствует критериям высшего образования

Перспектива заплатить деньги и получить совсем ненужную специальность является большим препятствием для многих школьников, продумывающих свои последующие шаги после школы.

То же самое относится и к бюджетным местам. Есть совсем немного направлений обучения в вузе, после окончания которого есть шанс устроиться на работу по специальности. Прежде всего это относится к IT направлениям. В остальных случаях  будьте готовы забросить свой диплом, полученный часто за большие деньги в дальний ящик стола и никогда о нем не вспоминать.

Многие дети сегодня не видят смысла учиться после девятого класса вообще. А кто и после восьмого. Даже в ПТУ рядом с домом не идут. Таких подростков особенно много в республиках Северного Кавказа, Тыве, Краснодарском крае и Оренбургской области – в самых бедных регионах России.

Например, в Тыве доля заканчивающих образование после 8 и 9 классов составляет 63%. А это, как известно, самый экономически неблагополучный регион страны – в нищете там живет 34,7 % (в 2017 году – 41,5%).

В этой республике огромный уровень безработицы – более 18%, больше всего безработных среди людей 35-40 лет. Сколько среди них родителей подростков 14-15 лет? Думается, большинство.

И вот на этих безработных, изможденных безденежьем и страхом перед будущим матерей и отцов смотрят их дети, смотрят и не понимают, зачем им учиться.

Чтобы повторить их судьбу? Они ее повторят и так, к чему терять 2-3 «лишних» года? И тогда, какая разница, как они сдадут ОГЭ, какая разница с чем они закончат школу: с аттестатом или со справкой?

В настоящее время мы становимся свидетелями окончательного падения доверия к высшему образованию.

Весной этого года в вузы собирались только 43% одиннадцатиклассников, годом ранее их было 48%, а в 2010-м – 80%!

Сколько из нынешних 43% воплотят свою мечту в жизнь и пройдут университетский отбор? Хорошо, если хотя бы две трети или 70% (примерная статистика прошлых лет). Много ли это, если учесть, что больше половины отказываются от борьбы за высшее образование еще в девятом классе?

По данным разных регионов, этим летом после девяти лет обучения школы покинули от 55 до 60% детей. Какое-то число детей перестают быть школьниками уже после 8 класса.

Если прикинуть грубо, то из 100 школьников в десятый идут только 40, из этих 40 только 17 (43%) решили поступать в вуз, из этих 17 поступит человек 12 (70%). А кто-то еще сойдет с дистанции после очередной сессии, кто-то не сможет платить – округлим число счастливчиков до 10.

Итого: 10 человек из 100 смогут в ближайшие годы получить в России высшее образование. И далеко не все из них – хорошее. А большинство – еще и не бесплатное

Такая статистика — удручает. По мнению некоторых аналитиков популярность высшего образования будет продолжать падать, что приведет к кризису и закрытию не только коммерческих, но и государственных вузов.

Несмотря на это стремление к повышению знаний вне вузов продолжает оставаться высоким.

За последний год практически каждый третий россиянин проходил какое-либо обучение (28%), выяснил ВЦИОМ. Чаще учились новому граждане с высшим и неполным высшим образованием (41%). Каждый пятый (20%) выразил уверенность, что в дополнительном образовании нет необходимости при наличии хорошего базового образования и открытости новому.

Почти треть россиян (31%) планируют научиться чему-то новому в течение ближайшего года. 13% респондентов назвали срок в два-три года, отложили свое обучение на срок более трех лет 3% опрошенных. У половины граждан нет стремления к обучению (51%).

В ближайший год планируют пройти обучение 48% жителей Москвы и Санкт-Петербурга, 39% жителей городов-миллионников и один из пяти сельских жителей (20%). 34% опрошенных согласны с тем, что необходимо проходить обучение и осваивать новые навыки ежегодно, чтобы не отставать от жизни. Более трети (38%) считают, что обучение и повышение квалификации нужно проходить раз в несколько лет.

Весьма вероятно, что на смену «вузовским монстрам» придут более гибкие варианты обучения с укороченным сроком обучения, разумной ценой и востребованностью на рынке труда..

26.08.2021 г.

***

* Сохранить ссылку на статью у себя в браузере можно нажав на клавиатуре (Ctrl+D)

Сколько стоит обучение в ведущих вузах страны?

Дилемма выбора — школьники массово идут в колледжи

Вузы остаются без студентов, выпускники школ уходят в колледжи

  • Вы просматриваете: go_go_scool_news_041.html
  • НовыеСтарыеПолезныеБесполезные
  • Страница 1 из 1